Напоминание

"Обучение дошкольников плаванию посредством игровых упражнений"


Автор: Кулеш Анжела Анатольевна
Должность: инструктор по физической культуре
Учебное заведение: МДОУ № 15
Населённый пункт: Оленегорск Мурманская область
Наименование материала: статья
Тема: "Обучение дошкольников плаванию посредством игровых упражнений"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Обучение дошкольников плаванию посредством игровых упражнений.

Для любого человека плавание – это природный навык, как ходьба, бег, прыжки.

Достаточно вспомнить, что еще в утробе матери ребеночек уже находится в водной

среде, то есть, в свободном плавании – в прямом смысле. И поэтому также считается,

что

обучение

малыша плаванию желательно

начинать

как

можно

раньше,

пока

привычка к перемещению в водной среде не утрачена полностью. Замечено, что чем

старше человек становится, тем более усиливается его страх перед водой. И тем

сложней

с

возрастом

научится

держаться

на

воде,

не

говоря

уж

о

полноценном

плавании. Тем более, рационально начинать обучение плаванию ребенка уже с раннего

возраста – уже даже до первого его похода в школу.

Обучение плаванию детей дошкольного возраста дает ребенку один из очень

ценных навыков, который потом не раз ему пригодится в жизни. Пребывание в воде и

на воде, постепенное обучение плаванию укрепляет детский организм и выступает

важным

элементом закаливания.

Во

время

плавания

укрепляются

все

основные

группы мышц. Плавание способствует нормализации обменных процессов, за счет

чего

ребенок

чувствует

себя

намного

лучше

улучшаются

защитные

функции

организма, повышается иммунитет.

Не всем детям общение с водой доставляет удовольствие и радость, некоторые

боятся

входить

в

воду,

боятся

глубины.

Психологами

установлено,

что

главная

опасность на воде – не действия в ней, а чувство страха и боязнь глубины. Именно

поэтому первые шаги в обучении плаванию направлены на то, чтобы помочь ребенку

преодолеть неприятное и не безобидное чувство.

Обучение

плаванию в

бассейне детей

дошкольного

возраста

проходит

под

руководством инструктора по плаванию.

Обучение плаванию проходит поэтапно:

Первый этап – выполнение упражнений на суше, которые способны имитировать

плавательные движения, а так же упражнения на дыхание.

Второй этап – ребенок должен привыкнуть к воде и освоить плавательные

движения

теперь

уже

не

на

суше,

а

в

бассейне.

Сначала

он

учится

правильно

держаться на воде при нырянии и скольжении, во время чего инструктор поддерживает

его. На этом этапе дети так же учатся делать выдох в воду. Это самая сложная задача,

поэтому упражнение выполняется по команде инструктора «выдох». Что же ребенок

будет уметь в результате освоения второго этапа? Это выдох в воду и скольжение по

воде с отталкиванием ногами от бортика бассейна.

Третий этап — это освоение детьми движений ногами при плавании вольным

стилем, инструктор во время таких занятий поддерживает ребенка за руки. Кроме того,

необходимо проследить за тем, чтобы ребенок не закрывал глаза и смотрел прямо

перед собой. После приобретения данных навыков начинается обучение плаванию при

помощи движений рук и дыхания с поворотами головы на вдохе.

Четвертый этап — полная координация плавательных движений при задержке

дыхания, а затем и при согласовании движений с дыханием.

Также существует ряд требований непосредственно для бассейна, в котором

будет проходить начальное обучение плаванию детей:

безопасность, как правило, это бассейн-лягушатник;

комфортная температура.

Обучение плаванию детей в бассейне проходит в игровой форме, так дети легче

усваивают

начальные

навыки

плавания.

Сначала

дети

сидя

в

воде

гладят

ее

здороваются с ней, просят чтобы она их умыла: «Водичка, водичка, умой мое личико,

чтоб глазки блестели, чтоб щечки розовели, чтоб улыбался роток и кусался зубок»,

постепенно малыш начинает хлопать по воде ручками и приговаривать: «Ай лады,

лады, лады, не боимся мы воды, чисто умываемся, друг другу улыбаемся», пытаются

поднимать

ноги

создавая

маленькие

и

большие

«фонтанчики».

А

как

интересно

превратится

в

маленьких

«крокодильчиков»

и

походить

по

дну

на

руках,

можно

отправиться в гости к «уточке», которая любит умываться и поливаться водой, сначала

«уточка» моет свои крылышки, а потом поливает водичку на голову. Для погружения в

воду с головой так же используются различные игры на воде, например, «Лягушка»

(прыжки

в

воде)

или

«Дельфин»

(погружение

с

головой

в

воду

с

последующим

выскакиванием по пояс).

У

некоторых

детей

отмечается

повышенная

чувствительность

и

другие

нежелательные

реакции

при

нахождении

в

водной

среде.

Обычно

это

называют

водобоязнью - формой страха, относящейся к числу отрицательных эмоций человека.

Повышенная чувствительность к водной среде проявляется в обостренной реакции

новичка на неприятные ощущения от попадания воды на лицо и особенно в глаза.

Преодолевать водобоязнь помогает игра «Зайка серый умывается»

(дети, сидя или стоя в воде, выполняют движения в такт тексту)

«Зайка ходит в гости к людям,

Мы с ним вместе мыться будем.

Зайка вымыл рот и уши,

Он хороший, он послушный.

Он помоет также лапки,

Оботрет их чистой тряпкой.

Одевается, скок, скок

В гости мчится со всех ног»

Это игровое упражнение помогает детям не только преодолеть водобоязнь, но и учит

умываться, набирая воду в руки, пополнять пассивный и активный словарь детей.

Давление

воды

и

температурное

воздействие

вызывают

скованность

движений,

появляется затрудненность дыхания. Также у детей может быть страх перед глубиной.

В процессе обучения (особенно в самом начальном периоде) делается акцент на

такие упражнения, которые могут предупредить появление нежелательных ощущений

у

новичков

и

устранить

повышенную

чувствительность

к

водной

среде.

Можно

поиграть в игру «Смываем мыльную пену с лица» (зачерпнуть в ладони воду и полить

на лицо). Следующий шаг - это игра «Дождик» ( поливать самому себе на голову воду

или брызгать воду себе на лицо), можно играть в эту игру парами. Дальше идут игры

на погружение головы, например игра «Нос утонул» или «Жучок- паучок вышел на

охоту» (игра на погружение).

Все начальные упражнения в погружениях, всплытиях, лежании на воде и

особенно скольженьях следует выполнять на глубоком вдохе и задержке дыхания для

обеспечения наилучших условий плавучести тела. Выдохи в воду применять только

после овладения скольжением. Дети, которые научились погружаться в воду, могут

поиграть в игру «Водолазы» (задержать дыхание под водой на 10 секунд).

От каждого новичка сразу же потребовать открывать глаза и не вытирать лицо,

когда оно находится под водой.

При повторно выполняемых погружениях, предлагая детям открывать глаза в

воде и рассматривать предметы на дне, особое внимание следует обращать внимание

на тех, кто обладает повышенной чувствительностью к водной среде. Тут поможет

игра «Пузыри» (предложить ребенку открыть глаза и посмотреть какие красивые

пузыри получаются на выдохе) или игра «Мы ребята смелые» ( дети стоя взявшись за

обруч говорят слова «Мы ребята смелые, смелые, умелые. Если захотим, через воду

поглядим», с последними словами ребята опускают голову в центр обруча и смотрят

что же там на дне) .

Первые попытки лежания на воде на груди лучше делать с опорой вытянутыми

руками на бортик (или другой устойчивый предмет).

При выполнении скольжений на груди, если руки будут в положении "стрелочка"

(одна рука над другой) может нарушиться равновесие тела по его продольной оси.

Чтобы сохранить равновесие, не потерять ориентировку в воде, лучше держать руки

вытянутыми на ширине плеч и даже немножко расставить ноги. Можно провести

игровое упражнение «Стрела», дети, стоя в воде в положении ноги вместе, руки вверх

и говорят слова «Полетим мы высоко, полетим мы далеко. Хорошо быть стрелой, вот

такой», с последними словами дети выполняют скольжение на груди.

При обучении скольжению на спине ухудшается ориентировка на воде, т.к. лицо

обращено вверх. Поэтому в начале обучения желательна помощь по поддержке тела

ребенка в горизонтальной плоскости.

При изучении прыжков в воду с бортика ногами вниз вначале выполняется вход

в воду сгруппировавшись (подтянуть колени к животу), при таком положении тела

погружение будет неглубоким.

Играя в бассейне и осваиваясь с водой, детишки закрепляют сенсорные понятия;

форма, цвет, большой и маленький, один и много, высокий и низкий.

Игровой метод обеспечивает необходимую заинтересованность детей в обучении

плаванию, позволяет увеличивать число повторений одних и тех же упражнений,

использовать

разнообразные

исходные

положения.

Применение

игр

в

начальном

обучении плаванию помогает обеспечить эмоциональность занятий. Игра на воде

помогает избавиться от страха, изучить плавательные движения. Разнообразные по

своему двигательному содержанию игры содействуют совершенствованию навыков

основных движений, развитию двигательных качеств.

Кроме

того,

игра

является

основным

видом

деятельности

дошкольника

и

занимает большое место в жизни детей младшего и среднего дошкольного возраста.

Поэтому занятия с детьми дошкольного возраста лучше проводить в форме игры,

используя для примера сказочных персонажей, животных и птиц.

Закончилось занятие. Первое оно или последнее, но дети вышли из воды, и

пошли под душ, где их ждет теплый и добрый «дождик». Постепенно дети привыкают

к тому, что вода льется на них сверху, поливает их голову и льется на личико.

Взрослые

(воспитатели,

помощники

воспитателя,

медсестра

бассейна

и

инструктор по плаванию) вытирают и одевают детей, забирая каждого в отдельности

из теплой душевой.

На помощь к

взрослым приходит и «волшебный теплый ветерок», который

сушит волосики нашим малышам.

Очень многие упражнения, знакомящие малышей с водой, можно выполнять и в

домашних условиях, что поможет ребенку быстрее освоиться с водой и полюбить ее.

Вся эта подготовка в игровой форме должна познакомить новичков с условиями

плавучести

и

равновесия

своего

тела,

помочь

им

ориентироваться

в

воде,

предупредить возможные причины возникновения чувства страха.



В раздел образования