Напоминание

"Художественное конструирование (оригами), как средство подготовки детей к школе".


Автор: Юнусова Ульяна Викторовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МКДОУ "Детский сад № 5"
Населённый пункт: г.Шумиха Курганская область
Наименование материала: статья
Тема: "Художественное конструирование (оригами), как средство подготовки детей к школе".
Раздел: дошкольное образование





Назад




Художественное конструирование (оригами), как средство

подготовки детей к школе.

Воспитатель МКДОУ «Детский сад №5»

Юнусова У.В.

«Быть готовым к школе уже сегодня не значит уметь читать,

писать, считать. Быть готовым к школе – значит быть готовым ко

всему»

Л. Венгер

На современном этапе вопрос о «готовности к школе» принимается не как отдельные

знания, умения и навыки, но их определенный набор, в котором должны присутствовать

все основные элементы. Какие же составляющие входят в набор «школьной готовности»?

Это прежде всего мотивационная, личностная готовность ребенка, в которую входят

«внутренняя позиция школьника», волевая, интеллектуальная готовность, а так же

достаточный уровень развития зрительной и двигательной координации. Ребенок должен

выделять в воспринимаемых предметах и явлениях доступные его пониманию

существенные признаки; сравнивать предмет с другими, указывая на различия и сходства;

определять причину простейших явлений, наблюдаемых им в жизни. Готовность к

школьному обучению предполагает также наличие интересов к получению знаний,

любознательности, организованности поведения, самостоятельности и ответственности в

выполнении заданий и поручений взрослого.

Педагоги и психологи, занимающиеся

проблемой подготовки детей к школе, отмечают,

что развитие познавательных процессов:

мышления, памяти, внимания, восприятия и

формирующиеся на этой основе представления,

воображение, ручная умелость, эмоционально

положительное отношение к труду, положительно

влияют именно продуктивные виды деятельности:

рисование, конструирование, лепка,

художественное конструирование.

Несколько квадратиков обычной бумаги, ловкие

движения пальцев, и вот из рук выпархивает птица, выпрыгивает кенгуру, выплывает

рыбка или появляется изящная бабочка. Искусство складывания из бумаги – оригами –

родилось в Японии много веков тому назад. Сейчас оригами известно и популярно во

многих странах мира. Успех оригами обусловлен необычайно широкими возможностями,

кроющимися в простейшем и доступнейшем материале – кусочке бумаги.

Квадрат в качестве основы для складывания фигурок выбран не случайно. На Востоке он

является не просто геометрической фигурой, а важным мировоззренческим символом. В

Дзен-буддизме квадрат является воплощением Вселенной с ее пустотой космоса и в тоже

время с бесконечными возможностями созидания.

Первые попытки использования оригами в педагогических целях в Европе связаны с

именем Фридриха Фребеля, известного немецкого педагога, создателя первых детских

садов. Именно он впервые начал пропагандировать складывание из бумаги, как

дидактический метод для объяснения детям некоторых правил геометрии. Возможно,

именно с его подачи школьники разных стран мира знакомы теперь с небольшим

набором «фольклорных» фигурок из бумаги – шляпка, пилотка, «гадалка», самолетики…

При работе с дошкольниками в технике оригами выделяют следующие положительные

обучающие, развивающие, воспитывающие плюсы:

1.

Обучающие «плюсы»:

- постепенно происходит знакомство с геометрическими понятиями;

- происходит усвоение свойств геометрических фигур;

- непроизвольно усваиваются формулы, выражающие определенные свойства

фигур и связи с ними.

2. Развивающие «плюсы»:

- активизируются мыслительные процессы;

- усиливаются представления о взаимосвязи плоскости с пространством;

- совершенствуется мелкая моторика рук;

- способствует развитию концентрации внимания;

- происходит развитие памяти.

3. Воспитывающие «плюсы»:

- оригами стимулирует создание игровых ситуаций;

- улучшается способность следовать устным инструкциям;

- осуществляется эстетическое воспитание.

4. Просто «плюсы»:

- происходит развитие творческих способностей: умения наблюдать, сравнивать,

выдвигать и ставить проблемы, разрешать их.

Маленькие «минусы»:

1.

Бумагу для работы придется купить, а значит необходимы материальные затраты..

2.

Есть опасность увлечься настолько, что захочется сменить свою работу, или

забросить все основные дела.

Итак, для занятий с детьми по оригами требуется минимум материально-технической

базы, что не затрудняет систематическое проведение занятий и не мешает

педагогическому процессу. Необходимая предметно-развивающая среда легко найдется в

каждой возрастной группе: ножницы, бумага разного качества и цвета, клей, цветные

карандаши, мелки или фломастеры.

В «Уголке юного конструктора» дети

непосредственно могут заняться

складыванием из бумаги, используя

пооперационные карты и схемы.

Полученные фигурки оформляют,

дорисовывают детали в художественно

- продуктивном центре. Театральный

уголок, центр сюжетно-ролевой игры и

«Зона любителей природы» позволяют

ребятам использовать готовые поделки в театрально-игровой деятельности.

Работая в данном направлении необходимо придерживаться следующих принципов:

1.

Учет возрастных особенностей при отборе содержания, темы занятий, задач

воспитания и обучения.

2.

Обеспечение эмоционально-психологического комфорта для детей.

3.

Уважение к личности каждого ребенка.

4.

Принцип оригинальности.

5.

Принцип «от простого к сложному»

Основной формой работы является совместная деятельность с детьми во второй половине

дня, которая проводится с подгруппой или индивидуально. Игровое общение – это базис,

на который необходимо опираться при организации данного вида деятельности.

Этапы работы:

На первом этапе работы детям дается возможность познакомиться с качеством бумаги,

действиями с ней. Дети просто сминают бумагу в комок, учатся уверенно действовать

пальцами обеих рук, что дает свободу и раскрепощенность движениям пальцев и просто

почувствовать себя уверенно в работе с бумагой. Эти занятия также являются

диагностическими.

На втором этапе совместная деятельность с детьми носит познавательный характер, где

дети знакомятся с историей оригами, с практическим применением.

Учатся «оживлять квадрат». «Живой квадрат» имеет голову (вершину), руки (левая и

правая стороны), ноги (низ), центр. Дети учатся ориентироваться на листе бумаги,

определять вершину, левую и правую сторону,

центр, низ. С «Живым квадратом» проводятся

занятия, где он «делает зарядку», «играет в

прятки» и многие другие действия, т.е.

выполняются различные приемы складывания

бумаги, педагог подготавливает детей к усвоению

простейших базовых форм.

Далее ребята знакомятся с пооперационной

картой. Работать с ней проще и интересней, чем со

схемой. Пооперационная карта показывает поэтапное создание бумажной фигурки: какую

геометрическую фигуру надо взять, с чего начать работу, что сделать потом. Испытывая

трудности на каком-то определенном этапе, ребенок может развернуть заготовку на

пооперационной карте и по сгибам сложить ее вновь.

Третий этап. После овладения детьми приемами конструирования различных поделок

из бумаги проводится работа по созданию сюжетно-тематических композиций. Дети могут

изменять величину заготовок, сочетать фигуры по цвету, устанавливать их

взаимоотношения, передавая элементы движения, поз, поворотов. Это содействует

развитию творческой деятельности и конструктивных способностей.

Оригинальность композиций достигается тем, что

ребенку предлагается изменить фон, оформить

поделку дополнительными наклейками. Также

можно предложить иллюстрации из журналов,

газеты, фото. В сочетании с объемными поделками

образуется панорамное изображение, коллаж. Так, в

зависимости от темы композиции создается нужная

среда обитания: пруд, небо с облаками, луг с

цветами. На таких занятиях дети учатся передавать

содержание, сочетать образы и предметы между

собой по величине, цвету, пространственному

расположению в определенной взаимосвязи. Учатся выделять главное в композиции.

В работе используются традиционные методы обучения. Наглядные – при сообщении

детям новых знаний, при обучении новым приемам складывания. Обязательно

используется художественное слово, загадки, сказки. Практические методы – это

выполнение задания по образцу или указаниям, упражнения разных видов деятельности.

Систематическая индивидуальная работа с детьми и личностно-ориентированный

подход позволяют не только повысить уровень творческих и конструктивных способностей

ребенка, закрепить навыки и умения отстающих, выявить одаренных детей, но и

развивать такие качества, как раскрепощенность, эмоциональность, способствующие

конкретной деятельности.

Применяются здоровьесберегающие технологии: упражнения на релаксацию, физ.

минутки, пальчиковая гимнастика, дыхательные упражнения, самомассаж, гимнастика

для глаз.

Педагог должен сохранять с детьми партнерские отношения. В зависимости от

поставленных задач принимать различные позиции: лидера или ведомого.

Особое внимание уделяется работе с семьей. Для включения родителей в

педагогический процесс используются различные формы работы: беседы, наглядная

агитация, консультации, совместные занятия родителей и детей по оригами,

мастерклассы, выставки и конкурсы поделок.

Осуществляется связь с другими педагогами через тематическое планирование и

проведение интегрированных занятий.

Подводя итог всему вышесказанному можно сделать следующие выводы:

Конструирование из бумаги по типу оригами помогает развивать у детей

художественный вкус и логику, эффективно способствует развитию пространственного

воображения. Оно развивает память, способствует концентрации внимания и

самодисциплине (чтобы получить желаемый результат нужно сосредоточиться на

процессе изготовления); активизирует мыслительные процессы – у ребенка возникает

необходимость соотнесения наглядных символов (показ приемов складывания) со

словесными (объяснение) и перевод их значения в практическую деятельность

(самостоятельное выполнение действий). Кроме того, у детей развивается способность

работать руками под контролем сознания, у них совершенствуется мелкая моторика рук,

точность движения пальцев, происходит развитие глазомера, а значит, овладение в школе

письмом не будет вызывать больших затруднений.

«Истоки творческих способностей и дарования детей – на кончиках пальцев. От

пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник

творческой мысли. Чем больше уверенности и избирательности в движениях детской

руки, тем тоньше взаимодействие с орудием труда, чем сложнее движения,

необходимые для этого взаимодействия, тем глубже входит взаимодействие руки с

природой, общественным трудом в духовную жизнь ребенка». Другими словами: чем

больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок.

В.А. Сухомлинский



В раздел образования