Автор: Юнусова Ульяна Викторовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МКДОУ "Детский сад № 5"
Населённый пункт: г.Шумиха Курганская область
Наименование материала: статья
Тема: "Художественное конструирование (оригами), как средство подготовки детей к школе".
Раздел: дошкольное образование
Художественное конструирование (оригами), как средство
подготовки детей к школе.
Воспитатель МКДОУ «Детский сад №5»
Юнусова У.В.
«Быть готовым к школе уже сегодня не значит уметь читать,
писать, считать. Быть готовым к школе – значит быть готовым ко
всему»
Л. Венгер
На современном этапе вопрос о «готовности к школе» принимается не как отдельные
знания, умения и навыки, но их определенный набор, в котором должны присутствовать
все основные элементы. Какие же составляющие входят в набор «школьной готовности»?
Это прежде всего мотивационная, личностная готовность ребенка, в которую входят
«внутренняя позиция школьника», волевая, интеллектуальная готовность, а так же
достаточный уровень развития зрительной и двигательной координации. Ребенок должен
выделять в воспринимаемых предметах и явлениях доступные его пониманию
существенные признаки; сравнивать предмет с другими, указывая на различия и сходства;
определять причину простейших явлений, наблюдаемых им в жизни. Готовность к
школьному обучению предполагает также наличие интересов к получению знаний,
любознательности, организованности поведения, самостоятельности и ответственности в
выполнении заданий и поручений взрослого.
Педагоги и психологи, занимающиеся
проблемой подготовки детей к школе, отмечают,
что развитие познавательных процессов:
мышления, памяти, внимания, восприятия и
формирующиеся на этой основе представления,
воображение, ручная умелость, эмоционально
положительное отношение к труду, положительно
влияют именно продуктивные виды деятельности:
рисование, конструирование, лепка,
художественное конструирование.
Несколько квадратиков обычной бумаги, ловкие
движения пальцев, и вот из рук выпархивает птица, выпрыгивает кенгуру, выплывает
рыбка или появляется изящная бабочка. Искусство складывания из бумаги – оригами –
родилось в Японии много веков тому назад. Сейчас оригами известно и популярно во
многих странах мира. Успех оригами обусловлен необычайно широкими возможностями,
кроющимися в простейшем и доступнейшем материале – кусочке бумаги.
Квадрат в качестве основы для складывания фигурок выбран не случайно. На Востоке он
является не просто геометрической фигурой, а важным мировоззренческим символом. В
Дзен-буддизме квадрат является воплощением Вселенной с ее пустотой космоса и в тоже
время с бесконечными возможностями созидания.
Первые попытки использования оригами в педагогических целях в Европе связаны с
именем Фридриха Фребеля, известного немецкого педагога, создателя первых детских
садов. Именно он впервые начал пропагандировать складывание из бумаги, как
дидактический метод для объяснения детям некоторых правил геометрии. Возможно,
именно с его подачи школьники разных стран мира знакомы теперь с небольшим
набором «фольклорных» фигурок из бумаги – шляпка, пилотка, «гадалка», самолетики…
При работе с дошкольниками в технике оригами выделяют следующие положительные
обучающие, развивающие, воспитывающие плюсы:
1.
Обучающие «плюсы»:
- постепенно происходит знакомство с геометрическими понятиями;
- происходит усвоение свойств геометрических фигур;
- непроизвольно усваиваются формулы, выражающие определенные свойства
фигур и связи с ними.
2. Развивающие «плюсы»:
- активизируются мыслительные процессы;
- усиливаются представления о взаимосвязи плоскости с пространством;
- совершенствуется мелкая моторика рук;
- способствует развитию концентрации внимания;
- происходит развитие памяти.
3. Воспитывающие «плюсы»:
- оригами стимулирует создание игровых ситуаций;
- улучшается способность следовать устным инструкциям;
- осуществляется эстетическое воспитание.
4. Просто «плюсы»:
- происходит развитие творческих способностей: умения наблюдать, сравнивать,
выдвигать и ставить проблемы, разрешать их.
Маленькие «минусы»:
1.
Бумагу для работы придется купить, а значит необходимы материальные затраты..
2.
Есть опасность увлечься настолько, что захочется сменить свою работу, или
забросить все основные дела.
Итак, для занятий с детьми по оригами требуется минимум материально-технической
базы, что не затрудняет систематическое проведение занятий и не мешает
педагогическому процессу. Необходимая предметно-развивающая среда легко найдется в
каждой возрастной группе: ножницы, бумага разного качества и цвета, клей, цветные
карандаши, мелки или фломастеры.
В «Уголке юного конструктора» дети
непосредственно могут заняться
складыванием из бумаги, используя
пооперационные карты и схемы.
Полученные фигурки оформляют,
дорисовывают детали в художественно
- продуктивном центре. Театральный
уголок, центр сюжетно-ролевой игры и
«Зона любителей природы» позволяют
ребятам использовать готовые поделки в театрально-игровой деятельности.
Работая в данном направлении необходимо придерживаться следующих принципов:
1.
Учет возрастных особенностей при отборе содержания, темы занятий, задач
воспитания и обучения.
2.
Обеспечение эмоционально-психологического комфорта для детей.
3.
Уважение к личности каждого ребенка.
4.
Принцип оригинальности.
5.
Принцип «от простого к сложному»
Основной формой работы является совместная деятельность с детьми во второй половине
дня, которая проводится с подгруппой или индивидуально. Игровое общение – это базис,
на который необходимо опираться при организации данного вида деятельности.
Этапы работы:
На первом этапе работы детям дается возможность познакомиться с качеством бумаги,
действиями с ней. Дети просто сминают бумагу в комок, учатся уверенно действовать
пальцами обеих рук, что дает свободу и раскрепощенность движениям пальцев и просто
почувствовать себя уверенно в работе с бумагой. Эти занятия также являются
диагностическими.
На втором этапе совместная деятельность с детьми носит познавательный характер, где
дети знакомятся с историей оригами, с практическим применением.
Учатся «оживлять квадрат». «Живой квадрат» имеет голову (вершину), руки (левая и
правая стороны), ноги (низ), центр. Дети учатся ориентироваться на листе бумаги,
определять вершину, левую и правую сторону,
центр, низ. С «Живым квадратом» проводятся
занятия, где он «делает зарядку», «играет в
прятки» и многие другие действия, т.е.
выполняются различные приемы складывания
бумаги, педагог подготавливает детей к усвоению
простейших базовых форм.
Далее ребята знакомятся с пооперационной
картой. Работать с ней проще и интересней, чем со
схемой. Пооперационная карта показывает поэтапное создание бумажной фигурки: какую
геометрическую фигуру надо взять, с чего начать работу, что сделать потом. Испытывая
трудности на каком-то определенном этапе, ребенок может развернуть заготовку на
пооперационной карте и по сгибам сложить ее вновь.
Третий этап. После овладения детьми приемами конструирования различных поделок
из бумаги проводится работа по созданию сюжетно-тематических композиций. Дети могут
изменять величину заготовок, сочетать фигуры по цвету, устанавливать их
взаимоотношения, передавая элементы движения, поз, поворотов. Это содействует
развитию творческой деятельности и конструктивных способностей.
Оригинальность композиций достигается тем, что
ребенку предлагается изменить фон, оформить
поделку дополнительными наклейками. Также
можно предложить иллюстрации из журналов,
газеты, фото. В сочетании с объемными поделками
образуется панорамное изображение, коллаж. Так, в
зависимости от темы композиции создается нужная
среда обитания: пруд, небо с облаками, луг с
цветами. На таких занятиях дети учатся передавать
содержание, сочетать образы и предметы между
собой по величине, цвету, пространственному
расположению в определенной взаимосвязи. Учатся выделять главное в композиции.
В работе используются традиционные методы обучения. Наглядные – при сообщении
детям новых знаний, при обучении новым приемам складывания. Обязательно
используется художественное слово, загадки, сказки. Практические методы – это
выполнение задания по образцу или указаниям, упражнения разных видов деятельности.
Систематическая индивидуальная работа с детьми и личностно-ориентированный
подход позволяют не только повысить уровень творческих и конструктивных способностей
ребенка, закрепить навыки и умения отстающих, выявить одаренных детей, но и
развивать такие качества, как раскрепощенность, эмоциональность, способствующие
конкретной деятельности.
Применяются здоровьесберегающие технологии: упражнения на релаксацию, физ.
минутки, пальчиковая гимнастика, дыхательные упражнения, самомассаж, гимнастика
для глаз.
Педагог должен сохранять с детьми партнерские отношения. В зависимости от
поставленных задач принимать различные позиции: лидера или ведомого.
Особое внимание уделяется работе с семьей. Для включения родителей в
педагогический процесс используются различные формы работы: беседы, наглядная
агитация, консультации, совместные занятия родителей и детей по оригами,
мастерклассы, выставки и конкурсы поделок.
Осуществляется связь с другими педагогами через тематическое планирование и
проведение интегрированных занятий.
Подводя итог всему вышесказанному можно сделать следующие выводы:
Конструирование из бумаги по типу оригами помогает развивать у детей
художественный вкус и логику, эффективно способствует развитию пространственного
воображения. Оно развивает память, способствует концентрации внимания и
самодисциплине (чтобы получить желаемый результат нужно сосредоточиться на
процессе изготовления); активизирует мыслительные процессы – у ребенка возникает
необходимость соотнесения наглядных символов (показ приемов складывания) со
словесными (объяснение) и перевод их значения в практическую деятельность
(самостоятельное выполнение действий). Кроме того, у детей развивается способность
работать руками под контролем сознания, у них совершенствуется мелкая моторика рук,
точность движения пальцев, происходит развитие глазомера, а значит, овладение в школе
письмом не будет вызывать больших затруднений.
«Истоки творческих способностей и дарования детей – на кончиках пальцев. От
пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник
творческой мысли. Чем больше уверенности и избирательности в движениях детской
руки, тем тоньше взаимодействие с орудием труда, чем сложнее движения,
необходимые для этого взаимодействия, тем глубже входит взаимодействие руки с
природой, общественным трудом в духовную жизнь ребенка». Другими словами: чем
больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок.
В.А. Сухомлинский