Автор: Бобиева Ольга Викторовна
Должность: воспитатель доу
Учебное заведение: ЧДОУ "Детский сад "Уютный"
Населённый пункт: с. Погореловка, Корочанский район, Белгородская область
Наименование материала: конспект НОД
Тема: "Моя родная сторона"
Раздел: дошкольное образование
Конспект непосредственной образовательной деятельности
для детей старшей группы (5-6 лет)
«Моя родная сторона»
Цель: ф о р м и р о в а т ь
и н т е р е с
д о ш ко л ь н и ко в
к родному
к р а ю.
Задачи:
образовательные:
- расширять знания детей о своей малой родине – Корочанском районе;
- закрепить представления детей о растительном и животном мире родного
края;
развивающие:
- развивать художественное восприятие и воображение детей - развивать у
д е т е й
р е ч е в у ю
а к т и в н о с т ь
и
п о з н а в а т е л ь н ы й
и н т е р е с ;
-развивать
двигательную
активность
посредством
народных
игр;
воспитательные:
-
воспитывать
чувство
любви
и
гордости
за
свою
малую
родину;
- воспитывать бережное отношение к родной природе,
- воспитывать нравственные чувства, и уважение к землякам - труженикам.
Тип образовательной деятельности: усвоение
новых
знаний, повторение
ранее изученного материала.
Методы и приемы:
словесный: беседа,
объяснение,
художественное
слово,
вопросы,
советы,
напоминание, поощрение, загадывание загадок;
наглядный: просмотр слайдов, фотографий и рисунков птиц, использование
фигурок животных;
практический: подвижная
игра,
дидактическая
игра
с
наглядным
материалом;
игровой: сюрпризный
момент
(появление
куклы),
игровой
сюжет,
игра,
физкультминутка;
м е тод
ко н т р ол я : о ц е н к а
р е з ул ьт а т о в
д е я т е л ь н о с т и
д е т е й .
Интеграция образовательных областей:
познавательное
развитие -
развитие
кругозора
и
познавательно-
исследовательской деятельности в природе;
речевое
развитие -
развитие
коммуникативных
способностей
детей;
художественно
–
эстетическое
развитие -
приобщение
к
культурным
ценностям
родного
края
(слушание
русских
народных
мелодий,
рассматривание костюма куклы, иллюстраций быта предков);
социально-коммуникативное
развитие
- игра,
развитие
ценностного
отношения к труду;
физическое развитие– физкультминутка и игра малой подвижности.
Материалы и оборудование:
оборудование: мультимедийное оборудование;
материалы: демонстрационный
материал:
кукла
Настя,
одетая
в
Белгородский
народный
костюм,
картинки
и
слайды
с
изображением
охотников, земледельцев, домашнего быта наших предков, птиц, фигурки
животных, буклет «Достопримечательности города Короча».
Атрибуты: макет
источника
«Ясный
колодец»,
макет
лесостепной
зоны,
импровизированная река, ведёрки, удочки, магнитные рыбки.
Планируемые результаты развития интегративных качеств:
ребёнок
интересуется
животным
и
растительным
миром,
проявляет
активность, любознательность и эмоциональность; с удовольствием вступает
в общение со взрослыми людьми и сверстниками; с огромным желанием
откликается на интересные, выразительные, эстетические образы и создаёт
простейшие изображения; умеет работать по образцу, слушать взрослого и
выполнять
его
инструкции;
у
ребенка
сформированы
умения
и
навыки,
необходимые для осуществления различных видов детской деятельности.
Предварительная работа:
Составлен план, разработано занятие, подготовлена слайдовая презентация.
Для работы с детьми был подобран иллюстративный материал, красочные
книги, фотографии по теме занятия, буклет «Достопримечательности города
Короча».
Содержание организационной деятельности
I.Вводная часть. (3 мин.)
1.Организационный момент.
Его цель - собрать детей, настроить на положительные эмоции, вызвать
интерес к данному виду деятельности, и подвести их к теме и цели занятия.
Приветствие.
Воспитатель
приглашает
детей
встать
в
круг
и
взяться
за
руки.
- Ребята, я очень рада сегодняшней нашей встрече и хочу своей радостью
поделиться с вами. А когда человек чему–то рад, он что делает? Правильно,
улыбается! Предлагаю вам встать в круг и поприветствовать друг друга
улыбкой. Вы почувствуете тепло рук друг друга, поделитесь друг с другом
хорошим настроением. А еще я предлагаю передать друг другу эстафету
рукопожатия. Ну что, ваше настроение стало радостнее? Очень хорошо.
А теперь я предлагаю вам послушать стихотворение замечательного детского
поэта Владимира Степанова, которое называется «Родина» (Художественное
слово).
Что мы Родиной зовём?
Дом, где мы с тобой растём,
И берёзы у дороги,
По которым мы идём.
Что мы родиной зовём?
Солнце в небе голубом
И душистый, золотистый
Хлеб за праздничным столом.
Что мы Родиной зовём?
Край, где мы с тобой живём!
(Сюрпризный момент).
Стук в дверь – под русскую народную мелодию входит кукла в Белгородском
народном костюме.
Воспитатель:
- Ребята, посмотрите, какая интересная гостья к нам пожаловала! Какой у неё
красивый костюм. Как же её зовут? Давайте спросим!
Кукла:
-Здравствуйте ребята. Меня зовут Настенька. Дети здороваются с куклой,
одетой в Белгородский народный костюм. Я пришла к вам в гости, чтобы
узнать, все ли вы знаете о местности, в которой живете.
-Ребята
скажите,
вы
знаете
как
называется
наш
город?
(ответы
детей).
-А как называется наша область? (ответы детей).
- Мо л од ц ы ,
а
в ы
л ю б и т е
п у т е ш е с т в о в ат ь ?
( о т в е т ы
д е т е й ) .
-Я
вас
хочу
пригласить
в
путешествие
по
нашей
родной
стороне.
(Переход к основной части)
II. Основная часть. (15 мин.)
(Направлена
на
развитие
у
детей
познавательного
интереса,
речевой,
двигательной активности и творческих способностей).
1.
Мотивационный момент.
Звучит мелодия русской – народной песни.
Воспитатель:
-Какая интересная мелодия. Ребята скажите, а она грустная или веселая?
(ответы детей). Я думаю, что и путешествие наше тоже пройдет весело.
Пойдем по зову мелодии. Дети подходят к макету источника, где ведётся
беседа,
которая
направлена
на
развитие
у
детей
познавательного
интереса. Мы подошли с вами к макету. А что же на нем изображено? (ответы
детей). Верно. На макете изображен наш живительный источник «Ясный
колодец».
Именно
на
меловой
горе,
у
подножья
которой
располагается
источник, триста восемьдесят лет назад был основан наш город Короча. А
название нашему городу дала река, которая и в наши дни протекает в нашем
городе. А как вы думаете, чем занимались корочанцы триста восемьдесят лет
назад? (ответы детей). Население города состояло из пушкарей и казаков,
которые занимались охотой, земледелием, бахчеводством. Слова воспитателя
сопровождаются
показом
картинок
с
изображением охотников
и
земледельцев. А чем же занимались хозяюшки, которые ждали дома своих
охотников и земледельцев? (ответы детей) Женщины занимались домашним
хозяйством, рукоделием и растили детей, ведь детских садов тогда еще не
было.
Показ
картинок.А
как
вы
думаете,
в
наши
дни
наши
земляки
занимаются охотой и земледелием? (ответы детей) Верно, и сейчас у нас есть
охотники
и
земледельцы.
Слова
воспитателя
сопровождаются
показом
слайдов
на
мультимедийном
оборудовании.
Посмотрите
на
наших
современников. Они отличаются от тех наших предков, которые жили более
трехсот лет назад? (ответы детей). А как вы думаете, в какие игры играли
дети в те давние времена? (ответы детей). Одну игру, дошедшую с той поры
до наших дней, вы очень хорошо знаете. Называлась она «Съем-не съем», а
как
вы
думаете,
она
называется
в
наши
дни?
Верно,
«Съедобное
-
несъедобное». Подождите ребята, что-то Настенька мне хочет сказать. Она
мне сказала, что очень хочет с вами поиграть в эту игру. Ну что, поиграем?
Проводится игра «Съедобное-несъедобное».
Вновь звучит русская народная мелодия, и кукла Настя приглашает детей
подойти к следующему макету, изображающему лесостепную зону.
2.Создание проблемной ситуации, стимулирующей, подталкивающей детей
к поиску решений возникшей проблемы.
Воспитатель: Ребята, как вы думаете, что изображает этот макет? (ответы
детей). Верно, мы с вами живем в лесостепной зоне и сейчас перед вами
макет леса. Но что-то в этом лесу не так. Как вы думаете? (ответы детей).
Верно, в лесу живут различные животные, но, мы их почему-то не видим.
Подождите, ребята, Настенька подсказывает мне, что животные спрятались, а
чтобы мы их увидели, нам необходимо разгадать загадки, отгадав которые,
мы сможем узнать какие животные живут в наших лесах.
Воспитатель
загадывает загадки о зайце, лисе, волке, кабане, после отгадывания детьми
загадки, выставляет на макет фигурку соответствующего животного.
С
целью
предупреждения
утомления
и
восстановления
умственной
работоспособности, проводится физкультминутка «Звери шли на водопой».
Жарким днем лесной тропой
Звери шли на водопой. (дети идут в обход по залу).
За мамой лосихой топал лосенок. (ходьба с притопом).
За мамой лисицей крался лисенок. (ходьба на носках).
За мамой медведицей шел медвежонок. (ходьба на внешней стороне
стопы).
За мамой ежихой катился ежонок. (ходьба в присяде).
За мамой зайчихой – косые зайчата. (прыжки на двух ногах с
продвижением вперед).
За мамой белкой бежали бельчата. (бег на носках).
Волчица вела за собою волчат. (ходьба широким шагом).
Все мамы и дети напиться хотят.
Мы заселили наш лес животными и отдохнули, вспомнив их повадки. Что-то
Настенька хочет сказать, она просит вас вспомнить кто же еще живет в лесу.
Верно, очень невесел был бы лес, если бы не было в нем птиц. Давайте
вспомним какие птицы обитают в наших лесах? (ответы детей). Настенька, а
ч т о
э т о
у
т е б я ?
К а р т о ч к и
с
и з о б р а ж е н и е м
п т и ц .
Настенька предлагает нам поиграть в игру, развивающую память и внимание,
а
называется
игра «Назови лишнюю птицу». Проводится дидактическая
игра.
Молодцы, ребята. Мы хорошо поиграли и продолжаем путешествовать. Что
это,
слышите,
шумит
вода,
наверное,
это
река.
Дети
подходят
к
импровизированной реке. В лесах охотятся охотники, а кто ловит рыбу в
реке?
Я
предлагаю
сейчас
вам
поиграть
в
рыбаков.
Проводится
дидактическая игра соревновательного характера «Рыбаки», направленная
на
обогащение
словаря
детей
за
счёт
расширения
представления
об
обитателях рек.
Мы с вами подошли к макету степи. Участки сухих степей можно увидеть на
южных
склонах.
А
какие
же
животные
обитают
в
степи,
вы
знаете?
Посмотрите, это их еда. Кто любит питаться зерном? Верно, зерном любят
питаться грызуны: мыши, хомяки и суслики, не прочь им полакомиться и
всеядный
еж.
А
вы
слышите
кто
это
поет?
Звучит
аудиозапись
пения
жаворонка.
Это
поет
птица,
живущая
в
нашей
степи,
а
название
ее
–
жаворонок.
-Вот и закончилось наше путешествие.
III. Заключительная часть (3мин.)
Заключительная часть направлена на положительный результат выполнения
заданий, на создание ситуации успеха и положительное отношение детей к
образовательной деятельности.
В конце образовательной деятельности педагог подводит итог работы детей,
обобщает полученные знания с помощью вопросов (Понравилось ли ребятам
путешествовать по родному краю? Что нового они узнали? Чем занимались
наши предки? Какие животные живут в нашей природной зоне? А какие
птицы?
- Да, наш край богат природными ресурсами, разнообразными животными
и
растительностью,
но
самое
большое
богатство
нашего
края
–
это
трудолюбивые
люди.
Ребята,
давайте
поблагодарим
Настеньку
за
увлекательное путешествие по нашей земле. И я прощаюсь с вами. Спасибо
вам
большое
за
нашу
встречу,
а
на
память
я
подарю
вам
буклет
о
достопримечательностях
Корочанщины,
вы
сможете
еще
не
раз
попутешествовать по нашему краю с его помощью.