Напоминание

Развитие познавательной активности детей посредством исследовательской деятельности


Автор: Сидорова Юлия Николаевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МДОАУ "Детский сад №38"
Населённый пункт: город Орск.Оренбургская область
Наименование материала: статья
Тема: Развитие познавательной активности детей посредством исследовательской деятельности
Дата публикации: 15.09.2020
Раздел: дошкольное образование





Назад




Развитие познавательной активности детей посредством

исследовательской деятельности.

«Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать», — гласит народная

мудрость. «Лучше один раз испытать, попробовать, сделать своими руками»,

— утверждают педагоги-практики. «Чем больше ребенок видит, слышит и

переживает, чем больше он узнает и усваивает, чем большим количеством

элементов действительности он располагает в своем опыте, тем значительнее и

продуктивнее

при

других

равных

условиях

будет

его

творческая деятельность», — писал Лев Семенович Выготский.

К старшему дошкольному возрасту заметно возрастают возможности

инициативной преобразующей активности ребенка. Этот возрастной период

важен для развития познавательной потребности ребенка, которая находит

выражение в форме поисковой, исследовательской деятельности, направленной

на «открытие» нового, развитие продуктивных форм мышления. При этом

главным фактором выступает характер деятельности. Как подчеркивают

психологи, для развития ребенка решающее значение имеет необходимость

включения дошкольников в осмысленную деятельность, в процессе которой

они смогли бы обнаружить все новые и новые свойства предметов, их сходство

и различие.

Потребность в новых впечатлениях и знаниях является одной из

фундаментальных потребностей,

лежащих в основе как познавательного, так и

общего психического развития детей дошкольного возраста. Эта потребность

выявлена и изучена в целом ряде исследований. Л.И.Божович, отмечает, что

потребность

в

новых

впечатлениях

преобразуется

в

познавательную

потребность и в конечном итоге выступает как база для развития других

потребностей ребёнка. Потребность ребёнка в новых впечатлениях лежит в

основе

возникновения

и

развития

неистощимой

ориентировочно

исследовательской (поисковой) деятельности, направленной на познания

окружающего мира. Познание мира живой и неживой природы, установление

причинно

следственных

связей

происходит

успешнее

в

процессе

опытнической деятельности и экспериментирования.

Экспериментирование можно использовать как эффективный способ

обучения.

Исследовательская деятельность зарождается уже в раннем детстве,

поначалу представляя просто как будто бесцельное экспериментирование с

вещами, игрушками.

В

ходе

такого

экспериментирования

ребёнок

начинает

различать

предметы по цвету, форме, назначению, осваиваются сенсорные эталоны,

простые орудийные действия – происходит внешнее действие с предметами.

Проводя простую манипуляцию действия с предметами и наблюдая, малыш

познаёт окружающий мир, развивает интеллект.

Это

обстоятельство

делает

возможным

систематическое

и

целенаправленное ознакомление детей с явлениями окружающего мира.

Деятельность экспериментирования способствует формированию у детей

познавательного

интереса,

развивает

наблюдательность,

мыслительную

деятельность. По мнению академика Н.Н. Поддъякова, в деятельности

экспериментирования ребёнок выступает как своеобразный исследователь,

самостоятельно воздействующий различными способами на окружающие его

предметы и явления с целью более плотного их познания и освоения. В ходе

экспериментальной деятельности создаются ситуации, которые ребёнок решает

посредством проведения опыта и, анализируя. Делает вывод, умозаключение.

Самостоятельно овладевая представлением о том или ином законе и явлении.

Необходимо включение дошкольников в осмысленную деятельность, в

процессе которой они бы сами могли обнаруживать всё новые и новые свойства

предметов,

замечать

их

свойства

и

различие.

Поэтому,

необходимо

предоставление детям возможности приобретать знания самостоятельно. В

связи с этим и представляет особый интерес изучение и активное внедрение в

практику детского экспериментирования.

Исследовательская, поисковая активность – естественное состояние

ребёнка, он настроен на познание окружающего мира. Он хочет познавать: рвёт

бумагу и смотрит, что получится; проводит опыт с разными предметами;

измеряет глубину снежного покрова на участке, объём воды и т.д. Всё это

объекты исследования. Исследовательское поведение для дошкольника –

главный источник получения представлений о мире.

Работая

в

старшей

группе,

мы

определили

цель:

«Развитие

познавательных

интересов,

потребности

в

самостоятельной

поисковой

деятельности на базе обогащённого и сформированного эмоционально –

чувственного опыта».

Сформулировали задачи:

Вызвать интерес к поисковой деятельности.

Учить видеть и выделять проблему эксперимента, ставить перед

собой

цель

эксперимента,

отбирать

средства

и

материалы

для

самостоятельной деятельности.

Развивать

личностные

свойства

целеустремлённость,

настойчивость, решительность.

Развивать

личностные

свойства

целеустремлённость,

настойчивость, решительность.

Творческое

познание

природы

способствует

формированию

представлений об основных закономерностях в природе.

Опытно – экспериментальная деятельность помогает активизировать и

расширять словарь ребёнка.

Одним из направлений детской экспериментальной деятельности,

которое

мы рекомендуем использовать – детские опыты. Их можно

проводить в свободной самостоятельной и совместной с воспитателем

деятельности.

Опыт – это наблюдение за явлениями

природы, которое

производится в специально организованных условиях.

В группе

детского сада созданы условия для организации мини-

лаборатории, оборудование которой используется на занятиях и в свободной

деятельности детей.

Для того чтобы ребенок после проведения опытов в мини-лаборатории

мог совместно с воспитателем и самостоятельно продолжить исследования

изучаемой

темы,

в

группе

организованы

мобильные

уголки

экспериментирования. Например, когда в мини-лаборатории детьми изучались

полезные ископаемые, то в уголке экспериментирования

выкладывается

коллекция

полезных

ископаемых,

набор

материала

для

исследований,

доступных для детского экспериментирования (камни, различные виды глины,

песка и пр.), лупы, емкости для проведения опытов, литература. Уголок

экспериментирования в данном случае оборудуется на срок, необходимый для

закрепления

представлений

о

свойствах

полезных

ископаемых

и

ограничивается 1-2 неделями.

Помимо мобильных уголков экспериментирования в группе оборудована

и стационарная зона опытно-экспериментальной деятельности, работа в

которой

проводится

детьми

самостоятельно.

Материалы

данной

зоны

распределяются по следующим направлениям:

«Песок и вода», «Звук»,

«Магниты», «Бумага», «Свет», «Стекло и пластмасса», «Резина».

Основным оборудованием в уголке являются:

приборы-помощники: лупы, весы, песочные часы, компас, магниты;

разнообразные сосуды из различных материалов (пластмасса, стекло,

металл, керамика);

природный материал: камешки, глина, песок, ракушки, шишки, перья,

мох, листья и др.;

утилизированный материал: проволока, кусочки кожи, меха, ткани,

пластмассы, пробки и др.;

технические материалы: гайки, скрепки, болты, гвоздики и др.;

разные виды бумаги: обычная, картон, наждачная, копировальная и др.;

красители: пищевые и непищевые (гуашь, акварельные краски и др.);

медицинские материалы: пипетки, деревянные палочки, шприцы (без

игл), мерные ложки, резиновые груши и др.;

прочие материалы: зеркала, воздушные шары, масло, мука, соль, сахар,

цветные и прозрачные стекла, сито и др.

При оборудовании уголка экспериментирования необходимо учитывать

следующие

требования:

безопасность

для

жизни

и

здоровья

детей;

достаточность; доступность расположения.

Для организации самостоятельной детской деятельности разработаны и

представлены в развивающей среде группы карточки-схемы проведения

экспериментов. Совместно с детьми разрабатываются условные обозначения,

разрешающие и запрещающие знаки. Материал для проведения опытов в

уголке экспериментирования меняется в соответствии с планом работы.

Технология исследовательской деятельности предоставляет возможность

ребенку самому найти ответы на вопросы «как?» и «почему?». Но для этого

необходимо не только обеспечить оборудование для исследования, но и создать

проблемную ситуацию, решение которой приведет к открытию каких-либо

закономерностей, явлений, свойств.

Алгоритм организации детского экспериментирования сформировался

следующим образом :

ребенок выделяет и ставит проблему, которую необходимо решить;

предлагает различные варианты ее решения;

проверяет эти возможные решения, исходя из данных;

делает выводы.

На

этапе

обучения

организации

исследовательской

деятельности

проблема определяется педагогом, например: «Как освободить ягодки ото

льда?». Затем выслушиваются различные варианты ответов, и предлагается их

проверить. Выводы корректируются и заносятся в дневники наблюдений.

На этапе отработки практических навыков проходит отработка данного

алгоритма. Детям можно предоставить свободу выбора проблем и способа их

решения. На данном этапе особое внимание уделяется индивидуальной работе

как с детьми, испытывающими затруднения, так и заинтересованными детьми.

Для поддержки интереса к экспериментированию некоторые проблемные

ситуации

формулируются

от

имени

сказочного

героя

в

уголке

экспериментирования. У нас - это лесовичок.

Однажды дети могут обнаружить конверт с семенами фасоли и гороха и

задание-записку: «Объясните, что появляется вначале: корешок или стебелек?».

Дети решают, что для эксперимента необходима прозрачная емкость и

вода и объясняют почему. Затем, осуществляются различные варианты:

некоторые воспитанники просто заливают водой семена, кто-то воспользуется

ватными тампонами и положат семена между ними. В результате дети делают

вывод о технологии проращивания семян (в воде семена загнили, в сухих

тампонах пропали и только во влажных проросли), а также о том, что вначале

появляется корень, а затем стебель. Длительность эксперимента – 10 - 12 дней.

Зачастую проблемные ситуации возникают из повседневной жизни детей.

Например: Артем, придя утром в группу, сообщил, что по дороге в

детский сад, они видели ручей. Из чего можно построить кораблик, чтобы

пустить его по ручью. Дети сразу определили, что кораблик должен держаться

на воде.

В процессе поиска материала для изготовления кораблика был проведен

эксперимент на «плавучесть» материала. Были выбраны следующие материалы:

железо, дерево, бумага, камень, полиэтиленовая пленка, пенопласт. Результаты

опыта фиксировались в таблице: плавает или не плавает этот материал.

Поскольку пенопласт сложен в обработке для детей, было принято решение

прибегнуть к помощи родителей и дома изготовить кораблики. Через несколько

дней в группе было несколько корабликов, которые дети запускали в тазу с

водой.

В процессе экспериментирования у детей формируются не только

интеллектуальные

впечатления,

но

и

развиваются

умения

работать

в

коллективе

и

самостоятельно,

отстаивать

собственную

точку

зрения,

доказывать

ее

правоту,

определять

причины

неудачи

опытно-

экспериментальной

деятельности,

делать

элементарные

выводы.

Интеграция исследовательской работы с другими видами детской

деятельности: наблюдениями на прогулке, чтением, игрой позволяет создать

условия для закрепления представлений о явлениях природы, свойствах

материалов, веществ. Например, при ознакомлении детей с таким природным

явлением, как ветер, причинами его возникновения, ролью в жизни человека

могут быть использованы следующие методические приемы:

наблюдение на прогулке за движением облаков;

эксперимент «Какая сила у ветра?»;

для закрепления представлений о движении теплого и холодного

воздуха игра «Разный ветер» (холодный, теплый);

решение экологических задач, например: «Маргарита с семьей отдыхали

на Кавказе. Гуляя в горах они нашли цветок, растущий прямо на скалах.

Маргарита спросила у родителей: «Кто его там посадил?». Маргарита

рассказала об этом детям, когда беседовали о том, как мы провели лето? Дети

сразу включились в обсуждение темы. Провели эксперимент с использованием

вентилятора (где может оказаться семечко при сильном ветре). Намочили

обувь, посмотреть сможет ли приклеиться семечко на влажные ноги или обувь

(то есть семя могли ногами перенести люди или животные).

В данном случае для родителей была создана картотека элементарных

опытов

и

экспериментов,

которые

можно

провести

дома.

Например, «Цветные льдинки» (лед можно увидеть не только зимой, но и в

любое

другое

время

года,

если

воду

заморозить

в

холодильнике).

На родительском собрании

предложить игры, в которых используются

результаты экспериментирования, например «Секретное донесение» (написать

письмо молоком на белой бумаге и подержать его над паром или прогладить

утюгом; написать его лимонным соком, проявив несколькими капельками

йода).

В заключении отметим, что в результате опытно – экспериментальной

деятельности дети имеют возможность включаться в активную деятельность,

закрепить представления об окружающем мире, приобрести практический опыт

организации

деятельности,

овладеть

способами

исследовательской

деятельности. В целом, создаются условия для развития познавательных

интересов дошкольников.



В раздел образования