Напоминание

Развитие мелкой моторики в младшем дошкольном возрасте


Автор: Людмила Алексеевна Аалто
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МДОУ «Центр развития ребенка - детский сад № 121»
Населённый пункт: Петрозаводск
Наименование материала: опыт работы
Тема: Развитие мелкой моторики в младшем дошкольном возрасте
Раздел: дошкольное образование





Назад




Развитие мелкой моторики в младшем дошкольном

возрасте.

Истоки способностей и дарования детей - на кончиках пальцев. От пальцев, образно

говоря, идут тончайшие нити – ручейки, которые питают источник творческой мысли.

Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребёнок»

В.А. Сухомлинский

Мелкая моторика — способность манипулировать мелкими предметами, передавать

объекты из рук в руки, а также выполнять задачи, требующие скоординированной работы

глаз и рук. Мелкая моторика связана с нервной системой, зрением, вниманием, памятью и

восприятием ребенка. Также ученые доказали, что развитие мелкой моторики и развитие

речи очень тесно связаны. Поэтому, развивая мелкую моторику, мы активируем зоны,

отвечающие за становление детской речи и повышающие работоспособность ребенка, его

внимание, умственную активность, интеллектуальную и творческую деятельность. Кроме

того, мелкая моторика непосредственно влияет на ловкость рук, который сформируется в

дальнейшем, на скорость реакции ребенка, на уровень логического мышления, памяти,

умения рассуждать, концентрировать внимание и воображение. На начальном этапе

жизни именно мелкая моторика отражает то, как развивается ребенок, свидетельствует о

его интеллектуальных способностях. Дети с плохо развитой ручной моторикой неловко

держат ложку, карандаш, не могут застегивать пуговицы, шнуровать ботинки. Им бывает

трудно собрать рассыпавшие детали конструктора, работать с пазлами, счетными

палочками, мозаикой. Они отказываются от любимых другими детьми лепки и

аппликации. Таким образом, возможности освоения мира детьми оказываются

обедненными. Это влияет на эмоциональное благополучие ребенка, на его самооценку. С

течением времени уровень развития формирует школьные трудности. И, конечно, в

дошкольном возрасте работа по развитию мелкой моторики и координации движений

руки должна стать важной частью развития детской речи, формирования навыков

самообслуживания и подготовки к письму. От того, насколько ловко научится ребенок

управлять своими пальчиками, зависит его дальнейшее развитие. Наряду с развитием

мелкой моторики развиваются память, внимание, а также словарный запас. Поэтому

выбранная тема является актуальной для детей младшего дошкольного возраста.

Цель:

Развитие мелкой моторики и координации движений рук у детей дошкольного возраста

через различные виды деятельности. Повышение своего теоретического и

педагогического уровня и компетентности по вопросу развитие мелкой моторики.

Работа над данной темой поможет мне:

- Изучить психолого-педагогическую литературу по формированию навыков развития

мелкой моторики у дошкольников;

- Изучить и обобщить педагогическую и методическую литературу по развитию мелкой

моторики в младшем дошкольном возрасте.

- Определить роль развития мелкой моторики в формировании навыков общения детей

дошкольного возраста;

- Разработать методические рекомендации по развитию мелкой моторики у детей

дошкольного возраста через организацию игровой деятельности;

- Разработать и подобрать дидактические игры на улучшение моторики, координации

движений кистей, пальцев рук детей младшего дошкольного возраста;

- Развивать игровой опыт каждого ребенка;

- Улучшить координацию и точность движений рук, гибкость рук;

- Улучшить мелкую моторику пальцев, кистей рук;

- Улучшить общую двигательную активность;

- Содействовать нормализации речевой функции;

- Способствовать совершенствованию речи и расширению словарного запаса

посредством пальчиковых игр и гимнастик;

- Развивать воображение, логическое мышление, произвольное внимание, зрительное и

слуховое восприятие;

- Создавать эмоционально-комфортную обстановку в общении со сверстниками и

взрослыми.

- Развивать интерес к творческим проявлениям в игре и игровому общению со

сверстниками;

- Совершенствовать предметно-развивающую среду группы для развития мелкой

моторики.

- Развить творческие способности, любознательность, наблюдательность;

- Сплотить детский коллектив.

Задачи:

- Разработать перспективный план работы с детьми;

-Подготовить диагностику на начало и конец учебного года;

-Оформить в группе центр активности «Умелые ручки»;

- Подготовить (провести) консультацию для педагогов на тему: «Развиваем мелкую

моторику детей с раннего возраста

-Повысить компетентность родителей в значимости пальчиковых игр, упражнений для

детей дошкольного возраста и развития мелкой моторики.

Выполнение упражнений и ритмических движений пальцами индуктивно приводит к

возбуждению в речевых центрах головного мозга и резкому усилению согласованной

деятельности речевых зон, что, в конечном итоге, стимулирует развитие речи.

Игры с пальчиками создают благоприятный эмоциональный фон, развивают умение

подражать взрослому, учат вслушиваться и понимать смысл речи, повышают речевую

активность ребёнка.

Малыш учится концентрировать своё внимание и правильно его распределять.

Если ребёнок будет выполнять упражнения, сопровождая их короткими стихотворениями,

то его речь станет более чёткой, ритмичной, яркой, и усилится контроль над

выполняемыми движениями.

- Развивается память ребёнка, так как он учится запоминать определённые положения рук

и последовательность движений.

- У малыша развивается воображение и фантазия. Овладев многими упражнениями, он

сможет «рассказывать руками» целые истории.

- В результате пальчиковых упражнений кисти рук и пальцы приобретут силу, хорошую

подвижность и гибкость, а это в дальнейшем облегчит овладение навыком письма.

Методы и приемы работы:

- Объяснение, показ, беседа, игра

- Массаж кистей рук;

- Пальчиковые гимнастики и физкультминутки;

- Изготовление дидактических игр, шнуровок;

- Лепка из пластилина;

- Игры с кубиками, конструкторами;

- Рисование с использованием шаблонов, трафаретов

- Работа с карандашом (обводка, раскрашивание, выполнение графических заданий).

- Пальчиковый театр.

План работы:

Месяц

Формы работы

С детьми

С педагогами

С родителями

сентябрь

Заучивание пальчиковых

игр

Составление

плана по

самообразованию.

Оформление

картотеки

пальчиковых игр

Консультация для

родителей

«Значение

развития мелкой

моторики для

малышей»

октябрь

Дидактические игры,

методические пособия по

развитию мелкой моторики

Подбор и

разработка

дидактических

игр

Анкетирование

родителей

октябрь

Заучивание игр с

массажными мячиками

Создание

картотеки игр с

массажными

мячиками

Консультация для

родителей

«Развитие мелкой

моторики и

всестороннее

развитие ребенка»

ноябрь

Игры с элементами

пластилинографии,

творческих видов

деятельности

Разработка

конспектов НОД с

использованием

нетрадиционных

техник на

творчеких

занятиях

Наглядная

информация

папка ширма

«Творчество и

дети»

декабрь

Игры с пальчиковым

театром. Постановки

простых сюжетов.

Представление

небольших сказок

и сюжетов с

пальчиковым

театром детям

других групп

Фотоотчет в

родительском

уголке» Играют

наши дети. Наш

театр»

январь

Дидактические игры,

методические пособия для

развития ручной умелости

Разработка

конспектов НОД с

использованием

дидактических

игр

Памятка для

родителей»Умные

ручки»

февраль

Использование раскрасок,

проводилок, штриховок для

«постановки руки»

Подборка

развивающих

материалов в

центре

активности

«Умелые ручки»

Совместная с

родителями

работа по

формированию

базы

методических

пособий для

центра

активности

март

Конструктивная

Создание

Мастер-класс для

деятельность с различными

видами строительного

материала

картотеки

построек,

образцов с

использованием

конструкторов

разных видов

родителей»

Использование

бросового

материала,

конструкторов и

развивающих игр

дома для развития

мелкой

моторики»

апрель

Художественно-творческая

деятельность(традиционны

е и нетрадиционные

техники)

Создание

конспектов НОД

худ- творческой

деятельности

Выставка

рисунков и

поделок в

родительском

уголке» Умелые

ручки»

Практические выходы:

1. Открытый просмотр непосредственно образовательной деятельности. Тема:

«Художественно- творческая деятельность на благо развития мелкой моторики»

2. Подготовка (принятие участия в семинаре). Тема: Значение развития мелкой моторики в

дошкольном возрасте

. 3.Оформление папки-передвижки. Тема: «Творчество и дети»

4. Выставка работ. Тема: «Умелые ручки»

5. Оформление сборника консультаций для родителей. Тема: «Развитие мелкой моторики

и всестороннее развитие ребенка»

6. Проект. Тема: «Мы растем»

7. Отчёт о проделанной работе за учебный год.



В раздел образования