Напоминание

"Помогатор наблюдений"


Автор: Куклина Людмила Александровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ "Детский сад №119"
Населённый пункт: г.Череповец
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Помогатор наблюдений"
Дата публикации: 15.09.2020
Раздел: дошкольное образование





Назад




«Помогатор наблюдений

за погодой и природными явлениями

для детей младшей группы»

№1 Наблюдение за состоянием погоды осенью.

Цель: учить детей определять время года по характерным признакам.

Ход наблюдения:

Предложить детям посмотреть, есть ли на небе солнышко или тучи, дует ли

ветер. Спросить, что сделали тучи (закрыли солнышко), отметить, какое небо

(серое, хмурое), какая погода на улице ( холодная).

Обратить внимание детей на верхушки деревьев, на то, как ветер их

раскачивает.

«Если на деревьях листья пожелтели,

Если в край далекий птицы полетели,

Если небо хмурое, если дождик льется,

Это время осенью зовет».

№2 Наблюдение за облаками.

Цель: познакомить детей с природным явлением - облаками.

Ход наблюдения:

Предложить детям понаблюдать за облаками, рассказать, что облака состоят

из капелек воды. Предложить каждому ребенку выбрать наиболее

понравившееся облако и проследить, куда оно плывет, как двигается: быстро

или медленно. Пусть каждый ребенок даст своему облаку название.

«Я сегодня видел сам:

Слон гулял по небесам!

Фиолетовою тушей,

Не в тропических лесах,

А у нас, над нашей сушей

Слон слонялся в небесах.

В синеве он важно плыл,

Даже солнце заслонил».

№3 Наблюдение за дождем.

Цель: познакомить с природным явлением - дождем.

Ход наблюдения:

В дождливую погоду предложить детям понаблюдать из окна, как капли

дождя падают на землю, стучат по стеклу. Послушать вместе с детьми шум

дождя (есть дождик веселый, а есть грустный), определить, какой дождь.

Спросить, как нужно одеваться в дождливую погоду, и какой предмет нас

спасет от дождя (зонтик).

«Сколько знаю я дождей? —

Сосчитайте поскорей.

Дождик с ветром,

Дождь грибной,

Дождик с радугой-дугой.

Дождик с солнцем,

Дождик с градом,

Дождик с рыжим листопадом».

№4 Наблюдение за листопадом.

Цель: учить определять признаки осени.

Ход наблюдения:

Обратить внимание детей на опавшие листья. Спросить, у всех ли деревьев

одинаковые листья. Пусть дети посмотрят, сравнят их по цвету, форме,

убедятся, что у листьев разных деревьев различная окраска.

«Падают, падают листья,

В нашем саду — листопад.

Желтые, красные листья

По ветру вьются, летят».

Рассматривая собранные детьми листья и отбирая самые красивые, спросить,

почему они нравятся ребенку. Во время прогулки предложить детям сделать

из листьев букет.

№5 Наблюдение за солнцем.

Цель: познакомить детей с природным явлением – солнцем.

Ход наблюдения:

В солнечный день предложить детям посмотреть в окно.

«Смотрит солнышко в окошко,

Смотрит в нашу комнату.

Мы захлопаем в ладошки,

Очень рады солнышку».

Выйдя на участок, обратить внимание детей на теплую погоду.

Солнце огромное, яркое, обогревает всю нашу землю, посылая ей лучи.

Можно вынести на улицу маленькое зеркало и сказать, что солнце послало

свой лучик детям, чтобы они поиграли с ним. Навести луч на стену.

По команде «Ловите зайчика!» дети пытаются поймать его.

№6 Наблюдение за первым снегом.

Цель: познакомить с природным явлением — снегом.

Ход наблюдения:

«Нахмурилось небо, наверно, не в духе,

Летают, летают белые мухи!

И носятся слухи, что белые мухи.

Не только летают, но даже и тают».

Задать вопрос детям: «О каких белых мухах идет речь в стихотворении?»

Предложить поймать снежинку на ладошку. «Что произошло со снежинкой?

Во что она превратилась?» Предложить детям поймать снежинку на варежку

и рассмотреть ее.

Можно предложить детям взять снег руками, сделать вывод, что он

холодный, поэтому надо надевать рукавички. Предложить детям походить по

снегу и спросить, что они слышат. Отметить, что снег хрустит под ногами.

«Раз шажок, два шажок — под ногой снежок».

№7 Наблюдение за сезонным явлением – инеем (заморозками).

Цель: формировать представление об инее как об одном из состояний воды.

Ход наблюдения:

Обратить внимание детей на иней. Иней — это капельки водяного пара,

только замерзшие, как снежинки. Пусть дети внимательно рассмотрят иней

на деревьях и кустарниках, прикоснутся ладошкой к ветке, покрытой инеем.

Что произошло с веткой и ладошкой? Куда исчез иней?

«И не снег, и не лед,

А серебром деревья уберет.

Стоят деревья в инее —

То белые, то синие.

Столбами синеватыми

Стоят дымки над хатами.

И все на свете в инее —

То белое, то синее».

№8 Наблюдение за льдом.

Цель: познакомить детей с природным явлением – льдом.

Ход наблюдения:

«Мне серая лужа простудой грозила.

Расплюхалась грязь и вовсю моросило.

И не было в мире скучнее двора,

Чем тот, где гулять я пытался вчера.

Сегодня на ветках ни капли, а льдинки.

По грязи хожу, не запачкав ботинки.

А бывшая лужа с водой ледяной

Дрожит и трещит, хрустит подо мной».

Спросить у детей, что произошло с лужей? Вода в луже превратилась в лед.

В холодное время лужи покрываются тонкой корочкой льда. Предложить

детям проткнуть палочкой лед. В сильный мороз лужи промерзают до дна.

№9 Наблюдение за морозными узорами.

Цель: рассмотреть на окне морозные узоры.

Ход наблюдения:

«Не дождавшись тепла среди зимнего дня,

Распустились цветы на окне у меня.

Подошел я к цветам, стала мокрой щека,

Оттого, что окна коснулся слегка.

Подошел я к цветам, но не пахли они.

Для чего ж они выросли в зимние дни?»

Понаблюдать за морозными узорами на стекле. На что они похожи? Пусть

дети сравнят узоры на разных окнах. Одинаковые ли узоры рисует мороз?

Какие узоры получились самыми красивыми? Что будет, если пальчиком

дотронутся до окон с узорами

?

№10 Наблюдение за облаками.

Цель: формировать представления детей об облаках и тучах.

Ход наблюдения:

Обратить внимание детей на небо. Серые, темные облака движутся по нему.

Их называют тучами. Они низко плывут над землей, из них идет дождь или

снег. Предложить детям нарисовать на снегу любую тучу.

«Я вконец себя измучил,

Все никак не мог понять:

И откуда эти тучи появляются опять?

Но помог однажды случай:

Мы ходили по грибы,

У лесов сторожки тучи

Выползали из трубы».

№11 Наблюдение за ветром.

Цель: продолжать наблюдение с детьми за ветром.

Ход наблюдения:

Посмотреть на верхушки деревьев. В какую сторону они наклоняются?

Откуда дует ветер? Поднять флажки над головой и посмотреть, в какую

сторону они развеваются (дети определяют направление ветра по

развевающимся полотнам флажков). Предложить детям пробежать с

флажком по направлению ветра и против него. Можно взять на прогулку

вертушки и определять направление ветра по вертушкам.

№12 Наблюдение за свежевыпавшим снегом.

Цель: продолжать формировать представление о зиме и снеге.

Ход наблюдения:

Во время прогулки воспитатель задает детям вопросы.

· Какое сейчас время года? (Зима.)

· Почему? (Кругом лежит снег, холодно.)

· Какого цвета снежинки? (Белые.)

· Во время снегопада стало теплее? (Если во время снегопада

температура воздуха изменилась, значит и форма снежинок меняется.)

Предложить детям походить по снегу и послушать, как он скрипит. Может,

он «возмущается», что мы по нему ходим, топчем его? А может, он о чем-то

рассказывает? О чем снег может рассказать? Выслушать ответы детей.

«На заборах и крылечке

Все блестит и все бело.

Нет свободного местечка

— Всюду снега намело.

Нарядилась и рябинка

В белый праздничный наряд,

Только грозди на вершинке

Ярче прежнего горят».

№13 Наблюдение за небом.

Цель: учить наблюдать за состоянием неба и погодой (ясно,

облачно, пасмурно, облака, тучи ).

Ход наблюдения:

Предложить детям посмотреть на небо, отметить, какое оно (чистое,

голубое.) Значит, погода ясная, солнечная. А если небо закрыто тучами?

Тогда оно хмурое, серое, не радостное. Какая погода? (Пасмурная.) А если

подует ветер, что случится с тучами? Ветер их разгонит, погода изменится,

и мы увидим солнце.

№14 Наблюдение за снегопадом.

Цель: формировать представление о снегопаде.

Ход наблюдения:

Привлечь внимание детей к падающему снегу: «Посмотрите, дети, как идет

снег, как тихо падает он на землю. Куда он еще падает?» Предложить

протянуть руки, посмотреть, как на них ложится снег. Обратить внимание на

красоту снежинок, на то, что они не похожи одна на другую. Предложить

найти самую красивую снежинку — большую и маленькую. Что происходит

со снежинкой, когда они попадают на руки?

«В январе, в январе

Много снега на дворе.

Покружилась звездочка

В воздухе немножко,

Села и растаяла на моей ладошке».

№15 Наблюдение за сосульками.

Цель: познакомить детей с природным явлением – сосулькой. Показать

разнообразие состояний воды в природе.

Ход наблюдения:

На прогулке загадать детям загадку: «Что растет вниз головой?» (Сосулька.)

Обратить внимание, что сосульки образуются на солнечной стороне.

Почему? С южной стороны снег подтаивает и стекает капельками, сосульки

не успевают упасть и замерзают. Вырастает сосулька в морозную погоду, а в

теплую уменьшается. Сосульки начинают «плакать».

Сосулька — замерзшие капельки воды, превратившиеся в лед. Предложить

посмотреть вокруг через сосульку.

Задать вопрос: « Почему сосульки «растут» кончиком вниз?»

Когда капелька стекает по сосульке, падает вниз, она как бы вытягивается, и

кончик становится тонким.

«Шаловливые сосульки сели на карниз,

Шаловливые сосульки посмотрели вниз.

Надоело им свисать, стали капельки бросать.

Целый день идет трезвон: «Кап-кап-кап! Дон-дон-дон!»

№16 Приметы ранней весны

Цели: формировать представление детей о весне.

Ход наблюдения:

В солнечный мартовский день обратить внимание на приметы весны: яркое

ослепительное солнце, высокое небо, легкие белые облака. С южной стороны

на солнышке снег подтаивает, и появляются сосульки. Снег стал рыхлым и

влажным — из него можно лепить. Воробьи весело чирикают и прыгают по

снегу.

«Скоро-скоро быть теплу —

Эту новость первой

Барабанит по стеклу

Серой лапкой верба.

Надоела нам зима, уходи зима сама!»

«В марте солнышко печет, в марте с крыш вода течет,

И расцвел подснежник в срок — самый первый наш цветок.

Добрый март, весь мир согрей, ты всех месяцев милей!»



В раздел образования