Напоминание

Социальное развитие детей с ОВЗ младшего школьного возраста посредством дидактических игр и упражнений


Автор: Бодрухина Татьяна Анатольевна
Должность: учитель индивидуального обучения
Учебное заведение: ГКОУ С(К)Ш
Населённый пункт: г. Выкса Нижегородская обл.
Наименование материала: статья
Тема: Социальное развитие детей с ОВЗ младшего школьного возраста посредством дидактических игр и упражнений
Раздел: начальное образование





Назад




Социальное развитие детей с ОВЗ младшего школьного возраста

посредством дидактических игр и упражнений

Ребенок развивается в процессе общения со взрослыми. В основе этого процесса лежит

эмоциональный контакт взрослого и ребенка, постепенно перерастающий в сотрудничество,

которое становится необходимым условием развития ребенка. Сотрудничество заключается в

том, что не только взрослый стремится передать свой опыт, но и ребенок хочет и может его

усвоить. Способы усвоения общественного опыта весьма разнообразны, сюда можно отнести

совместные действия взрослого и ребенка, употребление выразительных жестов, особенно

указательного («жестовая инструкция»), подражание действиям взрослого, действия по

образцу.

В отличие от нормально развивающихся детей, овладевающими этими навыками

постепенно, без специального обучения, детям с отклонениями в развитии свойственна

инертность, отсутствие интереса к окружающему, и поэтому эмоциональный контакт со

взрослым, потребность в общении с ним у ребенка часто совсем не возникает. В результате

они, как правило, не владеют способами усвоения общественного опыта. Они не умеют

действовать ни по словесной инструкции, ни по подражанию и образцу.

В связи с этим первой задачей в коррекционной работе с проблемным ребенком является

формирование эмоционального контакта со взрослыми, направление его на сотрудничество с

ними, а также обучение ребенка способам усвоения общественного опыта.

Формирование эмоционального общения со взрослым

и выполнение элементарной инструкции

Эмоциональное общение взрослого и ребенка возникает на основе совместных действий,

которые должны сопровождаться приветливой улыбкой и ласковым голосом. Взрослый

должен ласково прикоснуться к ребенку, взять за руку. На первом этапе задача игр и

упражнений состоит в том, чтобы выделить элементарную инструкцию из ситуации, сделать

слово руководством к действию. Речевая инструкция при этом должна состоять из одного

слова, обозначающего действие, которое побуждает ребенка к выполнению задания. Важно

понять, что цель действия – предмет, с которым манипулирует ребенок; свойства и

перемещения этого предмета в пространстве на данном этапе не определяются только словом,

а раскрываются с помощью жестов, действий взрослого с предметом. Например, взрослый дает

ребенку шарик, говорит «Кати!» - и показывает жестом на воротца.

Можно использовать игры: «Возьми шарик», «Пляска с куклой», «Пришел Петрушка»,

«Возьми, положи, брось», «Возьми, кати».

Формирование представлений о себе и о других

Игры этого направления помогают в решении следующих задач:

-формирование представлений о самом себе и воспитание элементарных навыков для

положительных личностных оценок и позитивного отношения ребенка к себе;

-формирование сотрудничества ребенка со взрослыми и сверстниками и воспитание навыков

продуктивного взаимодействия в процессе совместной деятельности;

-формирование адекватного восприятия окружающих предметов и явлений, воспитание

положительного отношения к предметам живой и неживой природы.

Основополагающим содержанием в данных играх является формирование у ребенка

способов усвоения и присвоения общественного опыта. Эмоциональный контакт, лежащий в

основе

сотрудничества

со

взрослым,

является

центральным

звеном

становления

мотивационной

сферы.

Переход

от

непосредственного

восприятия

к

подлинно

познавательному интересу становится основой для деловой формы общения, а затем и для

подлинного сотрудничества с другими людьми.

В процессе игр у ребенка складывается представление о самом себе и открытие своего «Я».

Он выделяет себя в мире вещей и других людей. Ребенок приходит к осознанию своего «Я»

через

формирование

и

пробуждение

«личной

памяти»,

своего

жизненного

опыта,

зафиксированного в словесном плане, приобщение его к жизни близких людей; через

становление ценностных ориентиров, связанных с возрастной и половой принадлежностью.

Игра «Расскажи о себе» закрепляет представления ребенка о своем внешнем виде, учит

использовать зеркало при описании своей внешности, называть части тела и лица, уточнять их

функции. Используются зеркало в полный рост ребенка, фотографии, кукла.

«День рождения куклы Кати». Целью данной игры является формирование первоначальных

представлений о дне рождения как о праздничном событии; закрепление последовательности

событий, происходящих в этот день. Используется кукла в нарядном платье, небольшие

игрушки, книжки (подарки Кате), салфетки.

Игра «Что чувствует девочка?» закрепляет умение дифференцировать эмоциональные

состояния, устанавливать связь выраженного эмоционального состояния с причиной, его

вызвавшей.

Используются

сюжетные

картинки:

«Нарядной

девочке

вручают

подарок»

(проявление радости), «Девочка ушибла ногу» (выражение грусти).

«Кому что нужно». Целью этой игры является закрепление представлений ребенка о

некоторых профессиях (доктор, продавец, повар, садовник). Используются сюжетные картинки

с изображением доктора, продавца, повара и садовника; по несколько предметных картинок с

изображением инструментов для людей этих профессий.

Развитие внимания

Наряду с подобными играми необходимо с самого начала проводить игры и упражнения,

способствующие формированию внимания, т.к. если внимание отсутствует, ребенок не может

научиться ни подражать действиям взрослого, ни действовать по образцу, ни выполнять

словесную инструкцию.

В начальный период обучения внимание большинства детей с ОВЗ непроизвольно и весьма

кратковременно.

Непроизвольное

внимание

привлекается

новым

ярким

предметом,

движением, звуком. На одном предмете, действии внимание ребенка сосредотачивается не

более двух минут. Это не означает, что ребенок не может сидеть дольше, смотреть на

взрослого или слушать его. Но при этом он плохо усваивает материал. Для того, чтобы дети

занимались продуктивнее, необходимо развивать их внимание, которое постепенно станет

более длительным. У проблемного ребенка могут появиться элементы произвольного

внимания, позволяющие ему сосредоточиться не только на новом, ярком объекте, но и на том,

что необходимо усвоить. Для формирования устойчивого внимания, способного обслуживать ту

или иную деятельность, необходимо вводить такие задания, которые требуют внимательного

рассмотрения предмета (игрушки), его свойств, положения в пространстве, т.к. эти действия

нужны ребенку для ориентировки в окружающем мире.

«Ку-ку» (кукольный театр). Используется крупная яркая игрушка, ширма. Эта игра формирует

внимание; учит ожидать появления предмета в одном и том же месте; понимать, что предмет,

который спрятан, не исчезает, а лишь оказывается вне поля зрения.

«Найди свою игрушку». Используются сюжетные игрушки разного назначения, имеющие

различные свойства (цвет, форму, величину). В процессе игры ребенок учится внимательно

рассматривать игрушки, чтобы потом опознать свою игрушку среди других; развивается

эмоциональное отношение к игрушкам.

«Мишка спрятался». Игрушка мишка. В ходе этой игры развивается зрительное внимание и

запоминание; ребенок учится последовательно осматривать пространство, ориентируясь на

определенные предметы.

Развитие подражания

Одним из основных способов усвоения общественного опыта ребенком является

подражание. Таким путем он усваивает бытовые навыки и овладевает речью. Но само

подражание складывается не сразу, оно требует обучающего воздействия со стороны

взрослого. Научить проблемного ребенка подражать – одна из важнейших задач начального

этапа обучения, т.к. без специального обучения подражание развивается чрезвычайно

медленно, что сказывается на усвоении необходимых ему практических умений.

Детям легче подражать движениям, чем действиям с предметами, которые часто состоят из

нескольких последовательных этапов. Поэтому показ должен проводиться медленно, с

фиксированием того или иного момента и обозначаться словом. Если проблемный ребенок не

подражает движению или действию с предметом, взрослый должен взять его руки в свои и

совместно произвести нужное действие, а затем предложить это повторить самостоятельно по

подражанию.

Игры: «Прокати мяч» (мяч, воротца); «Покатай зайку» (игрушечная машина с кузовом,

небольшой по размеру зайка); «Спрячь матрешку» (двухместная матрешка); «Обезьянка»

(игрушка обезьянка) – обучение подражанию мелким движениям.

Усвоение действий по показу и образцу.

К важным способам усвоения общественного опыта относят действия по образцу, но они

принципиально отличаются от действий по подражанию, т.к. производить действия по образцу

ребенку гораздо труднее. Образец создается взрослым, при этом ребенок не видит самого

процесса выполнения предмета или действия, а воспринимает уже готовый результат. Он

должен сначала произвести анализ представленного образца, т.е. разложить мысленно целое

на части (например, построить дом, состоящий из двух частей: кубика и призмы); определить,

какая из деталей строительного материала находится внизу, наверху; догадаться, как это

сделать. Поэтому на первых этапах действий по образцу ребенок должен делать только то, что

выполнял по подражанию.

Игра «Обезьянка» проводится так же, как и по подражанию, только смена положения рук

производится за ширмой.

«Домики для матрешек». Используется строительный материал – кубы и треугольные

призмы двух размеров (большие и маленькие) и матрешки (большая и маленькая). Большой

домик ребенок строит по подражанию. Затем педагог строит маленький домик, закрывая

экраном процесс выполнения, потом показывает постройку и предлагает построить такой же

домик для маленькой матрешки. Если ребенок затрудняется в выполнении задания, помогает

проанализировать образец, жестом показывая на разные части постройки.

Успешному проведению дидактических игр способствует умелое педагогическое

руководство ими. Для проблемного ребенка эмоциональная сторона организации игры –

важное условие. Педагог своим поведением, эмоциональным настроем должен вызывать у

него положительное отношение к игре. Необходима доброжелательность взрослого, благодаря

которой и появляется сотрудничество, обеспечивающее желание ребенка действовать вместе и

добиваться положительного результата.



В раздел образования