Напоминание

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МУЗЕЙНОЙ ПЕДАГОГИКИ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ


Автор: Чупрынина Галина Васильевна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ СОШ №3
Населённый пункт: г. Елабуга, Республика Татарстан
Наименование материала: статья
Тема: ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МУЗЕЙНОЙ ПЕДАГОГИКИ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ
Дата публикации: 15.09.2020
Раздел: полное образование





Назад




Г.В. Чупрынина

г. Елабуга

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МУЗЕЙНОЙ ПЕДАГОГИКИ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ

На уроке ученик в основном сидит, а ведь должен идти.

Значит, нужен путь. Интересный – всем и каждому.

Е.Н. Ильин

Одна из важных особенностей работы учителя в условиях внедрения ФГОС

второго поколения – необходимость реализации системно-деятельностного подхода в

преподавании своего предмета. А это значит, что процесс обучения организуется как

результат совместной деятельности с учащимися, где ученик на уроке не только

слушатель, зритель, репродуктор (образование страдает от болезни повествования, такие

отношения между учителем и учеником называют нарративными), но и

активный

участник процесса обучения. Известный американский культурный антрополог Грант

Маккрекен утверждает, что современный человек – это «облако в штанах». Он пишет в

своём блоге, что человек 1950–х годов был похож на автомобиль, который двигался

вперёд по проторённой для него колее жизни, а сегодняшний человек – это

суперкомпьютер, который отсылает сообщения во все концы света. Если личность наших

родителей представляла собой набор концентрических кругов: семья, работа, интересы

(жизнь была упорядоченной), то современный человек – нечто иное. Постоянная спешка,

почти полный отказ от книг на бумажном носителе, необходимость дистанционного

общения – всё это изменило личность. Как же это всё соотносится с теорией и практикой

урока? Да, меняется человек – и меняется урок. Урок меняется, и мы, если в этом есть

необходимость, будем использовать новые «облачные технологии» [1].

Вот поэтому многие традиционные пути приобретения знаний учащимися сегодня

являются устаревшими и непродуктивными. Поговорим об использовании музейной

педагогики на уроках литературы и выявим, в чём преимущество этой педагогики.

Использование музейной педагогики (в широком понимании «музейная педагогика

– это наука о воспитании средствами музея») позволяет учителю конструировать учебный

процесс

как поисковый, исследовательский, где ученик не пассивный слушатель,

несущий трудовую повинность, а активный, творческий участник процесса.

Музейная педагогика дает неограниченные возможности учителю для проведения

нестандартных уроков. Вот только некоторые из них.

Урок в музее М.И. Цветаевой в Елабуге. Это урок, где ученики читают стихи М.И.

Цветаевой, сопровождая их рассказом из жизни поэта у определённого стенда.

Урок в Мемориальном музее Б.Пастернака в Чистополе.

Учащиеся

исполняют

произведения поэтов Серебряного века с краткой биографической справкой, представляют

литературно-музыкальную композицию «Живой – и только!».

Урок в Библиотеке Серебряного века «Литературная Елабуга». Учащиеся заранее

получают задание: кто из писателей родился и жил в Елабуге. Так, ребята открывают для

себя имена С.Т. Романовского, Д.И. Стахеева, Н.А. Дуровой; узнают о поэтах и писателях-

современниках, ныне проживающих в Елабуге: Н.А. Вердеревской, А. Силкиной, Е.

Поспелове. Такая подготовительная самостоятельная работа даёт хороший результат. На

уроке ученики легко узнают героев, представляющих Н.А. Дурову, Д.И.Стахеева в

инсценировке, и отвечают на вопросы викторины (в подарок получают книгу С. Т.

Романовского «Костёр из тальника», сборник стихотворений Н.А. Вердеревской

«Провинциальные стихи»).

Урок в музее Н.А. Дуровой «Литературная деятельность Н.А. Дуровой». Учащиеся

занимаются исследованием взаимоотношений Н.А Дуровой с А.С. Пушкиным, знакомятся

с произведением кавалерист-девицы «Нурмека». С материалами исследования выступают

перед учащимися школы.

Урок «Встреча в музее с писателем, поэтом-земляком».

Это может быть

презентация творчества

Веры Хамидуллиной, литературная биография

Николая

Петровича Алешкова из

Набережных Челнов, встреча

с Женей Морозовым из

Нижнекамска, Галиной Булатовой, Эдуардом Учаровым, Филиппом Пираевым из Казани,

Рахимом Гайсиным из Елабуги. Такие встречи, как правило, оставляют неизгладимый

след в душе учеников. Учащиеся общаются напрямую с писателем, поэтом, а потом

пишут эссе «Такие разные поэты».

Вышеперечисленные уроки проводятся непосредственно в музеях города. Но также

возможно и проведение виртуальных экскурсий с использованием компьютерных

технологий. Например,

урок-виртуальная экскурсия в Хмелиту.

Учащиеся отбирают

самостоятельно материал из жизни А.С. Грибоедова в Хмелите, сопровождают показ

слайдов рассказом, музыкой.

Урок «В музее вещей литературных героев». Это экскурсия в придуманном нами

музее; экспонаты готовят сами учащиеся и проводят экскурсию, используя компьютерную

технологию; можно в виде конкурса-викторины «Кому принадлежит эта вещь?». Учитель

отрабатывает навык работы учащихся над художественной деталью.

Урок «Заочная экскурсия в Дом-музей писателя И.С. Тургенева в Спасское-

Лутовиново». Учитель помогает привить учащимся любовь к малой родине, увидеть –

разглядеть красоту родного края, почувствовать ностальгию по родине через предметы и

образы, дорогие сердцу писателя .

Урок в музее литературного письма. Учащиеся готовят письма литературных

героев, оформляют их в соответствии с требованиями эпохи, так, например, письмо

Татьяны Лариной Евгению Онегину может быть написано на французском языке, а

письмо

Орины Егоровны Бузыревой, старой няньки из романа А.С. Пушкина

«Дубровский», с нарушением орфографических и пунктуационных норм. Сюда, в этот

музей, попадут письма учащихся от лица литературного героя, например, письмо Анны

Снегиной Сергею (по поэме С. Есенина «Анна Снегина»), письмо любимому писателю

(или поэту), литературному герою. Учащиеся анализируют стихотворения «Письмо

матери», «Письмо к женщине» С.А. Есенина, «Письмо Татьяне Яковлевой» В.В.

Маяковского, «Сожжённое письмо» А.С. Пушкина, «Старые письма» А.А. Фета, «Она

сидела на полу и груду писем разбирала» Ф.И. Тютчева; пишут мини-исследование на

тему «Роль письма в литературе 19 (20) века» (на примере 1-2 произведений).

Урок в музее «Маршруты путешествий и места проживания литературных

героев», или «Адреса литературных героев». Учащиеся с учителем создают сами такой

музей. Каждая группа получает задание составить рекламный маршрут путешествия по

местам проживания героев произведений А.С. Пушкина «Евгений Онегин», М.Ю.

Лермонтова «Герой нашего времени», А.С. Грибоедова «Горе от ума», Н.В. Гоголя

«Мёртвые души» и «Ревизор», А.Н. Островского «Гроза», «Бесприданница», И. Гончарова

«Обломов», «Обыкновенная история», И.С. Тургенева «Отцы и дети», Н.А. Некрасова

«Кому на Руси жить хорошо» и т.д. Можно использовать прием «кластер», метод

активного чтения.

Урок в музее – портретной галерее «А знаешь ли ты, кто это?». Такая форма

урока эффективна на этапе повторения биографических сведений о писателе, поэте,

можно использовать современных писателей Л.Е. Улицкую, Т.Н. Толстую, В. Токарёву, Л.

Петрушевскую и др. Учащиеся не только называют имя писателя, но и рассказывают

присутствующим о том, что знают о конкретном человеке, отвечают на вопросы учащихся

и учителя. Учитель использует игру «Акинатор» − литературный гений или приём

«тематический алфавит»).

Урок в музее – картинной галерее. Учащиеся представляют свои иллюстрации по

изученному произведению, кроме того, возможны рисунки – портреты писателя, а также

иллюстрации, сделанные известными художниками. Так, при изучении творчества А.С.

Пушкина у учителя имеется уникальная возможность провести урок в таком музее, где

будут собраны рисунки самого Пушкина, в том числе автопортреты или портреты-

адресаты любовной лирики А.С. Пушкина, иллюстрации к сказкам Пушкина, рисунки

Нади Рушевой, портреты лицейских

друзей Пушкина. Можно использовать метод

проектов.

Подобные уроки способствуют проявлению у учащихся таких интеллектуальных

чувств, как удивление, сомнение, интерес, а также развивают инициативу, стремление

участвовать в коллективной познавательной деятельности, воспитывают интерес к

предмету и в целом к процессу обучения.

Список литературы

1.

Добротина И. Г. Современные модели уроков русского языка в 5 – 9 классах

/ И.Г. Добротина. – М.: Просвещение, 2014.



В раздел образования