Автор: Павлова Елена Федоровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ
Населённый пункт: Кемеровская область - Кузбасс, пгт Тяжинский
Наименование материала: статья
Тема: Возрастные особенности детей 4-5 лет
Раздел: дошкольное образование
Возрастные особенности детей 4 – 5 лет
Возраст от четырех до пяти лет — период относительного затишья.
Ребенок вышел из кризиса и в целом стал спокойнее, послушнее,
покладистее. Все более сильной становится потребность в друзьях,
резко возрастает интерес к окружающему мир.
Наблюдается высокий познавательный интерес. Дети пяти лет
очень активно воспринимают всё, что их окружает. Возраст 4 – 5
лет называют возрастом «почемучек».
Двигательная
сфера
ребенка
характеризуется
позитивными
изменениями мелкой и крупной моторики. Развиваются ловкость,
координация движений. Дети в этом возрасте лучше, чем младшие
дошкольники,
удерживают
равновесие,
перешагивают
через
небольшие преграды. Усложняются игры с мячом.
Математика: Ребёнок активно осваивает операции счёта в пределах
первого десятка. Большинство детей начинают проявлять интерес к
абстрактным символам – буквам и цифрам .
Восприятие: К концу среднего дошкольного возраста восприятие
детей становится более развитым. Они оказываются способными
назвать форму, на которую похож тот или иной предмет. Дети
способны упорядочить группы предметов по сенсорному признаку
— величине , цвету; выделить такие параметры, как высота, длина
и ширина. Совершенствуется ориентация в пространстве.
Память: Возрастает объем памяти. Дети запоминают до 7–8
названий
предметов.
Начинает
складываться
произвольное
запоминание: дети способны принять задачу на запоминание,
помнят
поручения
взрослых,
могут
выучить
небольшое
стихотворение и т. д.
Мышление: Начинает развиваться образное мышление. Дети
способны использовать простые схематизированные изображения
для решения несложных задач. Дошкольники могут строить по
схеме, решать лабиринтные задачи.
Воображение: Продолжает развиваться воображение. Формируются
такие его особенности, как оригинальность и произвольность. Дети
могут самостоятельно придумать небольшую сказку на заданную
тему.
Внимание:
Увеличивается
устойчивость
внимания.
Ребенку
оказывается доступной сосредоточенная деятельность в течение
15–20 минут.
Речь: В среднем дошкольном возрасте улучшается произношение
звуков и дикция. Речь становится предметом активности детей.
Ребёнок усваивает родную речь так называемым «материнским
способом», подражая близким, поэтому так важно, чтобы он
слышал
не
только
правильную,
но
и
вежливую
речь,
соответствующую правилам речевого этикета.
Взаимоотношения со взрослыми Изменяется содержание общения
ребенка и взрослого. Ведущим становится познавательный мотив.
У детей формируется потребность в уважении со стороны
взрослого, для них оказывается чрезвычайно важной его похвала.
Это приводит к их повышенной обидчивости на замечания.
Повышенная обидчивость представляет собой возрастной феномен.
Взаимоотношения
со
сверстниками
Взаимоотношения
со
сверстниками
характеризуются
избирательностью,
которая
выражается в предпочтении одних детей другим. Появляются
постоянные партнеры по играм. В группах начинают выделяться
лидеры.
Появляются
конкурентность,
соревновательность.
Сверстник становится интересен как партнёр по играм. Ребёнок
страдает, если никто не хочет с ним играть.
Изобразительная деятельность: Значительное развитие получает
изобразительная деятельность. Рисунок становится предметным и
детализированным.
Графическое
изображение
человека
характеризуется наличием туловища, глаз, рта, носа, волос, иногда
одежды и ее деталей. Совершенствуется техническая сторона
изобрази- тельной деятельности. Дети могут рисовать основные
геометрические
фигуры,
вырезать
ножницами,
наклеивать
изображения на бумагу и т. д.
Конструирование: Усложняется конструирование. Постройки могут
включать 5–6 деталей. Формируются навыки конструирования по
собственному замыслу, а также планирование последовательности
действий.
Успехов в воспитании маленького «Почемучки!»