Напоминание

Развитие технического творчества детей дошкольного возраста через ЛЕГО-конструирование.


Автор: Ларионова Екатерина Арнольдовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ №17 города Нерюнгри
Населённый пункт: Нерюнгри
Наименование материала: статья
Тема: Развитие технического творчества детей дошкольного возраста через ЛЕГО-конструирование.
Дата публикации: 15.09.2020
Раздел: дошкольное образование





Назад




Развитие технического творчества детей дошкольного возраста через ЛЕГО-

конструирование.

В

Муниципальном

бюджетном

дошкольном

образовательном

учреждении №17 города Нерюнгри Нерюнгринского района реализуется

проект по теме «Первые шаги к техническому творчеству через ЛЕГО-

конструирование», основная цель которого: создание системы работы по

формированию навыков инженерно - технического творчества дошкольников

посредством

введения

ЛЕГО-конструирования

в

образовательное

пространство ДОУ.

Основная идея проекта заключается в реализации более широкого и

глубокого содержания образовательной деятельности в детском саду с

использованием ЛЕГО- технологии.

Реализация идеи проекта с использованием ЛЕГО- технологии проходит

в нескольких направлениях.

1

направление

-

проведение

непосредственной

образовательной

деятельности с детьми.

Предполагается

реализация

непосредственной

образовательной

деятельности с использованием

конструкторов, начиная с младшего

дошкольного возраста. Системность и направленность данного процесса

обеспечивается включением конструирования в регламент образовательной

деятельности детского сада, и реализуется в рамках части, формируемой

участниками образовательного процесса.

ЛЕГО- конструирование начинается с трехлетнего возраста: детям

вторых младших групп предложен конструктор LEGO DUPLO. Они

знакомятся с основными деталями, способами скрепления кирпичиков, у

детей

формируется умение соотносить

с

образцом

результаты

собственных действий в конструировании объекта.

В средней

группе

дети

закрепляют

навыки

работы

с

кон-

структором ЛЕГО, на основе которых у них формируются новые. В этом

1

возрасте

дошкольники

учатся

не

только

работать

по

плану,

но

и

самостоятельно

определять

этапы

будущей

постройки,

учатся

ее

анализировать. Добавляется форма работы — конструирование по замыслу.

Дети свободно экспериментируют со строительным материалом.

В

старшей

группе

конструктивное

творчество

отличается

содержательностью и техническим разнообразием, дошкольники способны

не только отбирать детали, но и создавать конструкции по образцу, схеме,

чертежу и собственному замыслу.

В подготовительной группе формирование умения планировать свою

постройку при помощи ЛЕГО - конструктора становится приоритетным.

Особое

внимание

уделяется

развитию

творческой

фантазии:

дети

конструируют по воображению, по предложенной теме и условиям. Таким

образом, постройки становятся более разнообразными и динамичными.

ЛЕГО-конструирование предполагает и современные методы

подготовки

детей

к

школе.

Оно

объединяет

элементы

игры

с

экспериментированием,

а,

следовательно,

активизирует

мыслительно-

речевую деятельность дошкольников.

Будучи

образным для ребенка,

доступным для его тактильного восприятия, конструктор LEGO является

подходящим материалом для всестороннего развития детей. Педагогами

были

разработаны

дидактические

и

развивающие

игры

на

основе

конструкторов, которые успешно внедряются в образовательный процесс.

Разнообразить формы работы помогает использование интерактивного

оборудования.

Также лего-технологии включают в свою работу узкие

специалисты - учитель-логопед, психолог, учитель-дефектолог.

Применение

ЛЕГО-технологии

делает

коррекционно-развивающий

процесс

более

результативным.

2

направление

–предметно-пространственная

развивающая

образовательная среда. Для эффективной работы по реализации проекта

были организованы Центры конструирования в групповых помещениях и

Лего-мастерская.

2

Основная цель Лего - мастерской заключается в создании условий и

апробации целостной системы педагогической деятельности по развитию

конструктивной

и

исследовательской

деятельности

дошкольников

средствами ЛЕГО – конструирования.

Также на базе Лего - мастерской проводится индивидуальная работа с

детьми, проявляющими интерес и способности к техническому творчеству.

Таким образом, осуществляется поддержка одаренных детей.

3 направление - предполагает активное обучение педагогов ЛЕГО -

технологии, как за счет курсовой подготовки, так и организации обучающих

семинаров-практикумов, мастер - классов, открытых занятий. А также

активность родителей в совместной деятельности с детьми по приобщению к

техническому творчеству.

В

нашем детском саду лего - конструкторы используются давно.

Конструирование – один из излюбленных видов детской деятельности,

отличительной

особенностью

которой

является

самостоятельность

и

творчество. Готовые игрушки отчасти лишают ребенка возможности творить

самому, он получает все готовое, ему не надо думать и работать над тем,

какой должна быть его игрушка. Подобные игрушки создают детей-

потребителей, а не детей творцов. Самый маленький набор строительных

элементов открывает ребенку новый мир. Ребенок не потребляет, он творит,

он создает новое. Как правило, конструирование завершается игровой

деятельностью. Созданные LEGO -постройки дети используют в сюжетно-

ролевых играх, в играх-театрализациях, педагоги используют LEGO -

элементы в дидактических играх и упражнениях.

И у нас возникла идея сделать LEGO конструирование процессом

направляемым, а не спонтанным. Изучив теоретические и практические

материалы, мы пришли к выводу, что посредством использования ЛЕГО -

конструкторов

можно

эффективно

решать

образовательные

задачи

реализуемой в детском саду общеобразовательной программы.

3

Эта технология актуальна в условиях реализации федеральных

государственных образовательных стандартов дошкольного образования,

потому что:

- позволяет осуществлять интеграцию образовательных областей;

-дает возможность педагогу объединять игру с исследовательской и

экспериментальной деятельностью;

-формировать познавательные действия,

-развивать воображение и творческую активность; умение работать в

коллективе.

Актуальность введения лего-конструирования

в образовательный

процесс ДОУ обусловлена и тем, что современное общество испытывает

острую

потребность

в

высококвалифицированных

специалистах,

обладающих высокими интеллектуальными возможностями,

и назрела

необходимость вести популяризацию профессии инженера.

По словам Президента РФ В. В. Путина, инженерное образование в

стране нужно вывести на новый более высокий уровень. Современный мир

ставит перед образованием непростые задачи: учиться должно быть

интересно, знания должны быть применимы на практике, обучение должно

проходить в занимательной форме, и все это, непременно, принесет хорошие

плоды в будущем ребенка - высокооплачиваемую работу, самореализацию,

высокие показатели интеллекта.

Конструкторы LEGO - это конструкторы, которые спроектированы таким

образом, чтобы ребенок в процессе занимательной игры смог получить

максимум информации о современной науке и технике и освоить ее.

Некоторые наборы содержат простейшие механизмы, для изучения на

практике

законов

физики,

математики,

информатики.

LEGO-

конструирование развивает детское творчество, поощряет к созданию разных

вещей из стандартных наборов элементов, развивает технические навыки.

Решение поставленных в проекте задач

позволяет организовать в

детском

саду

условия,

способствующие

организации

творческой

4

продуктивной

деятельности

дошкольников

на

основе

LEGO-

конструирования и, в перспективе,

робототехники, в образовательном

процессе, что позволит заложить на этапе дошкольного детства начальные

технические навыки.

В результате, создаются условия не только для расширения границ

социализации

ребёнка

в

обществе,

активизации

познавательной

деятельности, демонстрации своих успехов, но и закладываются истоки

профориентационной работы,

направленной на пропаганду профессий

инженерно-

технической

направленности,

востребованных

в

развитии

региона.

5



В раздел образования