Автор: Ларионова Екатерина Арнольдовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ №17 города Нерюнгри
Населённый пункт: Нерюнгри
Наименование материала: статья
Тема: Развитие технического творчества детей дошкольного возраста через ЛЕГО-конструирование.
Раздел: дошкольное образование
Развитие технического творчества детей дошкольного возраста через ЛЕГО-
конструирование.
В
Муниципальном
бюджетном
дошкольном
образовательном
учреждении №17 города Нерюнгри Нерюнгринского района реализуется
проект по теме «Первые шаги к техническому творчеству через ЛЕГО-
конструирование», основная цель которого: создание системы работы по
формированию навыков инженерно - технического творчества дошкольников
посредством
введения
ЛЕГО-конструирования
в
образовательное
пространство ДОУ.
Основная идея проекта заключается в реализации более широкого и
глубокого содержания образовательной деятельности в детском саду с
использованием ЛЕГО- технологии.
Реализация идеи проекта с использованием ЛЕГО- технологии проходит
в нескольких направлениях.
1
направление
-
проведение
непосредственной
образовательной
деятельности с детьми.
Предполагается
реализация
непосредственной
образовательной
деятельности с использованием
конструкторов, начиная с младшего
дошкольного возраста. Системность и направленность данного процесса
обеспечивается включением конструирования в регламент образовательной
деятельности детского сада, и реализуется в рамках части, формируемой
участниками образовательного процесса.
ЛЕГО- конструирование начинается с трехлетнего возраста: детям
вторых младших групп предложен конструктор LEGO DUPLO. Они
знакомятся с основными деталями, способами скрепления кирпичиков, у
детей
формируется умение соотносить
с
образцом
результаты
собственных действий в конструировании объекта.
В средней
группе
дети
закрепляют
навыки
работы
с
кон-
структором ЛЕГО, на основе которых у них формируются новые. В этом
1
возрасте
дошкольники
учатся
не
только
работать
по
плану,
но
и
самостоятельно
определять
этапы
будущей
постройки,
учатся
ее
анализировать. Добавляется форма работы — конструирование по замыслу.
Дети свободно экспериментируют со строительным материалом.
В
старшей
группе
конструктивное
творчество
отличается
содержательностью и техническим разнообразием, дошкольники способны
не только отбирать детали, но и создавать конструкции по образцу, схеме,
чертежу и собственному замыслу.
В подготовительной группе формирование умения планировать свою
постройку при помощи ЛЕГО - конструктора становится приоритетным.
Особое
внимание
уделяется
развитию
творческой
фантазии:
дети
конструируют по воображению, по предложенной теме и условиям. Таким
образом, постройки становятся более разнообразными и динамичными.
ЛЕГО-конструирование предполагает и современные методы
подготовки
детей
к
школе.
Оно
объединяет
элементы
игры
с
экспериментированием,
а,
следовательно,
активизирует
мыслительно-
речевую деятельность дошкольников.
Будучи
образным для ребенка,
доступным для его тактильного восприятия, конструктор LEGO является
подходящим материалом для всестороннего развития детей. Педагогами
были
разработаны
дидактические
и
развивающие
игры
на
основе
конструкторов, которые успешно внедряются в образовательный процесс.
Разнообразить формы работы помогает использование интерактивного
оборудования.
Также лего-технологии включают в свою работу узкие
специалисты - учитель-логопед, психолог, учитель-дефектолог.
Применение
ЛЕГО-технологии
делает
коррекционно-развивающий
процесс
более
результативным.
2
направление
–предметно-пространственная
развивающая
образовательная среда. Для эффективной работы по реализации проекта
были организованы Центры конструирования в групповых помещениях и
Лего-мастерская.
2
Основная цель Лего - мастерской заключается в создании условий и
апробации целостной системы педагогической деятельности по развитию
конструктивной
и
исследовательской
деятельности
дошкольников
средствами ЛЕГО – конструирования.
Также на базе Лего - мастерской проводится индивидуальная работа с
детьми, проявляющими интерес и способности к техническому творчеству.
Таким образом, осуществляется поддержка одаренных детей.
3 направление - предполагает активное обучение педагогов ЛЕГО -
технологии, как за счет курсовой подготовки, так и организации обучающих
семинаров-практикумов, мастер - классов, открытых занятий. А также
активность родителей в совместной деятельности с детьми по приобщению к
техническому творчеству.
В
нашем детском саду лего - конструкторы используются давно.
Конструирование – один из излюбленных видов детской деятельности,
отличительной
особенностью
которой
является
самостоятельность
и
творчество. Готовые игрушки отчасти лишают ребенка возможности творить
самому, он получает все готовое, ему не надо думать и работать над тем,
какой должна быть его игрушка. Подобные игрушки создают детей-
потребителей, а не детей творцов. Самый маленький набор строительных
элементов открывает ребенку новый мир. Ребенок не потребляет, он творит,
он создает новое. Как правило, конструирование завершается игровой
деятельностью. Созданные LEGO -постройки дети используют в сюжетно-
ролевых играх, в играх-театрализациях, педагоги используют LEGO -
элементы в дидактических играх и упражнениях.
И у нас возникла идея сделать LEGO конструирование процессом
направляемым, а не спонтанным. Изучив теоретические и практические
материалы, мы пришли к выводу, что посредством использования ЛЕГО -
конструкторов
можно
эффективно
решать
образовательные
задачи
реализуемой в детском саду общеобразовательной программы.
3
Эта технология актуальна в условиях реализации федеральных
государственных образовательных стандартов дошкольного образования,
потому что:
- позволяет осуществлять интеграцию образовательных областей;
-дает возможность педагогу объединять игру с исследовательской и
экспериментальной деятельностью;
-формировать познавательные действия,
-развивать воображение и творческую активность; умение работать в
коллективе.
Актуальность введения лего-конструирования
в образовательный
процесс ДОУ обусловлена и тем, что современное общество испытывает
острую
потребность
в
высококвалифицированных
специалистах,
обладающих высокими интеллектуальными возможностями,
и назрела
необходимость вести популяризацию профессии инженера.
По словам Президента РФ В. В. Путина, инженерное образование в
стране нужно вывести на новый более высокий уровень. Современный мир
ставит перед образованием непростые задачи: учиться должно быть
интересно, знания должны быть применимы на практике, обучение должно
проходить в занимательной форме, и все это, непременно, принесет хорошие
плоды в будущем ребенка - высокооплачиваемую работу, самореализацию,
высокие показатели интеллекта.
Конструкторы LEGO - это конструкторы, которые спроектированы таким
образом, чтобы ребенок в процессе занимательной игры смог получить
максимум информации о современной науке и технике и освоить ее.
Некоторые наборы содержат простейшие механизмы, для изучения на
практике
законов
физики,
математики,
информатики.
LEGO-
конструирование развивает детское творчество, поощряет к созданию разных
вещей из стандартных наборов элементов, развивает технические навыки.
Решение поставленных в проекте задач
позволяет организовать в
детском
саду
условия,
способствующие
организации
творческой
4
продуктивной
деятельности
дошкольников
на
основе
LEGO-
конструирования и, в перспективе,
робототехники, в образовательном
процессе, что позволит заложить на этапе дошкольного детства начальные
технические навыки.
В результате, создаются условия не только для расширения границ
социализации
ребёнка
в
обществе,
активизации
познавательной
деятельности, демонстрации своих успехов, но и закладываются истоки
профориентационной работы,
направленной на пропаганду профессий
инженерно-
технической
направленности,
востребованных
в
развитии
региона.
5