Напоминание

Д. Н. Мамин - Сибиряк «Приемыш» 2 урок


Автор: Жукова Елена Алексанровна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МОУ " СОШ " Траектория успеха"
Населённый пункт: с.Ашитково
Наименование материала: конспект урока по литературному чтению
Тема: Д. Н. Мамин - Сибиряк «Приемыш» 2 урок
Раздел: начальное образование





Назад




Конспект урока литературного чтения в 4 «Б» классе 06.03.2020г.

Тема урока: Д. Н. Мамин - Сибиряк «Приемыш» (продолжение)

Цель урока:

продолжение работы над произведением Д.Н. Мамина -

Сибиряка

«Приёмыш»,

воспитание

положительных

качеств

личности

человека.

Планируемые результаты:

Предметные:

- совершенствовать навыки правильного, выразительного чтения, передавая

чувства и настроение героев при помощи интонации чтения;

- продолжать работу над выработкой навыков осознанного беглого чтения и

выразительностью речи;

-

отбирать

нужные

языковые

средства

для

правильного

решения

коммуникативной задачи, которая соответствует целям и условиям общения.

Метапредметные:

Познавательные:

- уметь находить в рассказе слова по определённому признаку, уметь

оценить собственную речь и речь собеседника с точки зрения соблюдения

правил речевого этикета.

Регулятивные:

- называть тему урока, формулировать учебные задачи;

- оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь друг другу.

Коммуникативные:

-

совершенствовать

умения слушать

и

слышать

речь

учителя

и

одноклассников, обсуждать совместно выдвинутую проблему, с уважением

относиться к мнению другого.

Личностные:

- понимать значимость этикетных слов в речи устной

письменной;

- умение высказать своё мнение и уважать точку зрения собеседника, учить

высказывать свои суждения.

Ход урока

I. Организационный этап.

Друзья мои внимание -

Уже звенит звонок.

Садитесь все удобно-

И мы начнём урок!

- Хороший результат можно получить только тогда, когда в классе тишина, а

на рабочем месте полный порядок.

- Проверим своё рабочее место. Замечательно. Все дети готовы.

II.Актуализация знаний учащихся

1.Речевая разминка

Отрабатывают навыки чтения

Улетели лебеди с севера на юг,

И теряли лебеди белый-белый пух

То ли пух лебяжий в воздухе блестит-

То ли в окна наши белый снег летит.

А) Тренировка техники чтения

- прочитайте «жужжащим чтением»

-прочитайте вслух ,на одном дыхании

-прочитайте, отчётливо выделяя окончания

Б ) Отработка навыков выразительного чтения

- Каким чувством автор наделил эти строки?( Грусть, ожидание зимы)

-Прочитайте с грустью

В) упражнения для развития речи работа в парах

-подберите синонимы к слову «блестит»

-подберите антонимы к слову « теряли»- находили

2. Проверка домашнего задания

1. Фронтальная работа с тестом.

- К какому жанру литературы относится произведение? (Рассказ)

Назовите автора и год создания (1962г.)

- Определите стиль данного рассказа. ( Художественный)

- Определите тип текста рассказа. (Повествование).

2.Выборочное чтение (Отметки)

- Как лебедь оказался у Тараса?

(А Бог послал, да!...)

- Какие отношения сложились между героями?

(Сперва-то боялся, а потом привык.)

– Сколько лет жил Тарас на озере?

(Тарас жил на Светлом 40 лет.)

-Какие изменения произошли с приходом осени?

(По осени-то, к первому снегу, прихворнул малость.)

III. Постановка темы и задач урока

Учитель. Отгадайте загадку

Птица медленно плывёт,

Словно белый теплоход.

Горделива и красива,

Терпелива и пуглива.

(Лебедь)

Почему именно эта загадка сегодня (Лебедь – один из главных героев

рассказа).

Итак, сегодня на уроке мы продолжим работу над рассказом « Приёмыш»,

начатую на прошлом уроке, будем снова рассуждать, думать, высказывать

своё мнение, делать выводы.

Вспомните домашнее задание и попробуйте сформулировать задачи, на

сегодняшний урок. (Нам нужно проанализировать образы главных героев

рассказа).

Ребята, чтобы достичь задач нашего урока, мы поближе познакомиться с

героями произведения, раскроем их взаимоотношения, черты характера,

особенности поведения Тараса.

IV. Физкультминутка.

Встаньте, изобразите эту гордую величественную птицу.

Лебеди летят, крыльями машут.

Прогнулись над водой, качнули головой.

Прямо и гордо умеют держаться,

Очень бесшумно на воду садятся.(несколько раз под музыкальную пьесу

«Лебедь» Сен- Санса)

V. Применение знаний и умений в новой ситуации

А) Анализ образа « Приёмыша»

- Откуда у Тараса взялся « Приёмыш»?

- Почему он дал птице такое имя?

- Выберите те слова, которыми Тарас называл лебедя. (Умная, гордая,

трусливая, божья, царская, ученая, глупая.)

- Какие отношения были между лебедем и собакой?

- Почему затосковал лебедь?

- Найдите и прочитайте в тексте, то место, где рассказывается, как Приёмыш

собирался улетать? ( «на перелете стадо …..»)

- Верите ли вы, что Приёмыш вернётся к Тарасу? ( Хотелось бы верить.)

(Лебедь в неволе вряд ли выживет).

Жалко вам приёмыша?

Б) Работа над образом Тараса.

Что вы можете сказать о Тарасе? Какой он? ( Ответы детей)

Как вам кажется, можно ли его обвинить в том, что он обрёк Приёмыша на

погибель? ( Нет, он любил птицу). ( Да, если бы он подрезал ему крылья или

отнёс в зоопарк, лебедь мог бы жить).

- Мнения разделились. Предлагаю вам сегодня поиграть. Мы разделимся на

три группы. Первая группа будет играть роль обвинителей. Вторая группа -

защитники. Третья группа – судьи. Я раздам вам карточки с заданием.

Выполнив задания, обвинители и защитники должны быть готовы обвинить

или защитить Тараса. Судьи встанут на сторону той группы, которая сможет

сыграть свою роль более убедительно. А пока 1 и 2 группы будут строить

сторону защиты или обвинения у 3 группы будет особое задание .

Карточка с заданием 1 и 2 группе.

1. Постройте обвинение, имея такие сведения:

- Тарас нашёл детёныша лебедя на озере и принёс его домой. ( Не имел

права. Почему?)

- Лебедь вырос рядом с Тарасом и собакой Соболько. ( Лебедь стал ручным.

Это плохо. Почему?)

- Тарас не стал подрезать птице крылья. ( Это плохо …)

- Приёмыш улетел. ( Он скорее всего погибнет. Почему?)

Для доказательства можете использовать строки текста.

2. Постройте защиту, имея такие сведения:

- Тарас нашёл детёныша лебедя на озере и принёс его домой.( Сделал

правильно. Почему?

- Лебедь вырос рядом с Тарасом и собакой Соболько. ( Он рос в любви, у

него был друг…)

- Тарас не стал подрезать птице крылья. ( Это правильно, почему?)

- Приёмыш улетел. ( Есть надежда, что он выживет. Он не погиб маленьким)

Для доказательства можете использовать строки текста.

3. Составьте небольшое обращение об охране природы к людям.

Не …

Не…

Не …

Не …

Не …

Не …

Учитель следит за работой групп, помогает, направляет работу в нужное

«русло».

После выполнения задания, идёт выступление каждой группы в таком

порядке( Обвинители, защитники )

Судьи выносят приговор. Задача учителя помочь им принять правильное

решение. Если нужно, привести больше доказательств того, что Тарас

добрый, любящий природу.

Учитель делает общий вывод. Благодарит группы за работу.

VI. Итог урока.

Так как же нам, людям, нужно относиться к животным, к природе, ко всему,

что нас окружает?

Третья группа читает подготовленные правила.

Не ломайте веток деревьев!

Не разоряйте муравейники!

Не ловите животных!

Не разжигайте костры!

Не включайте громко музыку!

-Грубое вмешательство человека в природу, непонимание её ценности,

приводит к трагедиям. Автор, возможно и ввёл образ Тараса, чтобы читатели,

переживая ему, острее почувствовал драматизм ситуации. Не виноват ни

Тарас, не виноват ни Приёмыш. Просто людям надо задумываться о

последствиях своих действий и любить всё живое!

VII. Рефлексия.

- Я предлагаю высказать своё мнение, используя следующие предложения:

Рассказ «Приёмыш» вызвал у меня чувства…..

Рассказ помог мне понять …..

Для меня было сложным ….

Мне понравилось …

VIII. Домашнее задание.

1.Придумать продолжение истории: «Что случилось с Приёмышем дальше?»

2.Нарисовать иллюстрацию к рассказу.



В раздел образования