Напоминание

Адаптации детей в разновозрастной группы 1.6-3г.


Автор: Шныркова Светлана Михайловна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ
Населённый пункт: г.Иваново, Ивановская область
Наименование материала: Помощь детям в период адаптации к условиям дошкольного образовательного учреждения.
Тема: Адаптации детей в разновозрастной группы 1.6-3г.
Дата публикации: 15.09.2020
Раздел: дошкольное образование





Назад




Отчет по адаптации детей

разновозрастной группы 1.6-3г.

Ребенок приходит в детский сад. Адаптация его к условиям

детского сада протекает подчас очень болезненно. Происходит

серьезная перестройка всех его представлений и отношений с

окружающими людьми, ломка привычных форм жизни. Эта резкая

смена условий может сопровождаться тяжелыми переживаниями,

снижением речевой активности, игровой активности и нередко

сказывается на здоровье ребенка. Адаптация ребёнка к саду во

многом зависит от того, насколько легко он умеет устанавливать

отношения со сверстниками и контактировать со взрослыми. А

также насколько быстро он привыкает к изменившейся обстановке.

И здесь наиважнейшей задачей является формирование единого

психолого-педагогического пространства, объединяющего семью и

детский сад. На протяжении всего адаптационного периода наша

работа была направлена на создание условий для успешной лёгкой

адаптации детей к условиям детского сада. Проведенное

анкетирование, личные беседы в начале поступление детей впервые

в детский сад помогло правильно построить работу с родителями и

детьми.

Основной целью нашей работы было достижение следующих

целей:

помощь детям в период адаптации к условиям дошкольного

образовательного учреждения.

Основные задачи:

-определение педагогических условий, при которых успешно

проходит процесс адаптации к ДОУ;

-проведение диагностического исследования адаптации детей

раннего возраста к условиям детского сада;

-анализ результатов адаптации;

-преодоление стрессовых состояний у детей раннего возраста в

период адаптации к детскому саду;

-формирование активной позиции родителей по отношению к

процессу адаптации детей раннего возраста к дошкольному

учреждению.

Параллельно с основными задачами поставлены задачи

комплексного развития детей:

-снятие эмоционального и мышечного напряжения;

-снижение импульсивности, излишней двигательной активности,

тревоги, агрессии;

-развитие навыков взаимодействия детей друг с другом;

-развитие внимания, восприятия, речи, воображения;

-развитие чувства ритма, общей и мелкой моторики, координации

движений;

-развитие игровых навыков, произвольного поведения.

В нашей группе «Фантазеры» набор детей начался 01.08.2019 г. и

состояла из 21 человека (11 мальчиков и 10 девочек).

Группа у нас разновозрастная от 1.6 г.-3 г. (1 ребенок 2018 г.,8

детей 2017 г.-5 мальчиков и 3 девочки,12 детей 2016 г.)

Прием детей проходил постепенно. В первые дни дети находились

в группе по 1часу, затем время постепенно увеличивалось, в

зависимости от индивидуальных особенностей ребенка. На каждого

ребенка мы завели листы адаптации, где отмечали аппетит, сон,

общение со сверстниками, взрослыми, индивидуальные

особенности.

С первого же дня родителям были предложены анкета-знакомство,

социальная анкета.

Проведенное с первого же дня анкетирование родителей, личные

беседы помогли правильно построить работу с родителями и

детьми. Из анкет мы узнали, как ласково называют ребенка дома

родители, как засыпает, навыки самообслуживания, его любимые

игрушки, в какие игры любит играть. Для родителей были

подготовлены папка-передвижка «Адаптация в детском саду»,

консультации «Как надо вести себя родителям, когда он начал

посещать впервые детский сад», «Готовим малыша в детский сад».

С детьми мы проводили целый ряд дидактических игр, игры

упражнения,

игры

инсценировки,

игры

ребенка

по

показу

воспитателя, использование игрушек – забав,

пальчиковые

игры «Домик»,

«Ладушки»,

«Семья»,

также

проводился комплекс оздоровительных мероприятий:

зарядка;

пальчиковая гимнастика; гимнастика после дневного сна;

Во

время

прогулок

наблюдали за

облаками,

солнышком,

цветами, тем самым формируя интерес к новому, неизвестному в

окружающем мире.

В течение всего адаптационного периода с детьми проводились

игровые занятия «Уложим куклу спать», «Чаепитие», «Построим

поезд и поедем в гости», «Домик из кубиков», основными

задачами

которых

было

преодоление

стрессовых

состояний,

снижение излишней двигательной активности, тревоги, развитие

навыков взаимодействия детей друг с другом, речевой активности,

внимания, а также развитие игровых умений и навыков. Все это

делалось

для

того

чтобы

заинтересовать

детей,

сделать

их пребывание в группе более интересным и запоминающим,

радостным.

Кроме того, все режимные моменты сопровождались потешками,

что позволило в игровой форме запоминать последовательность

действий, без напоминаний и принуждений. Много времени

уделялось

чтению

художественной

литературы:

знакомили

с русскими

народными

сказками

«Теремок»,

«Лисичка

со

скалочкой», «Колобок», «Репка».

Театральная деятельность в

группе также очень заинтересовала детей.

К концу третьего месяца группа была почти сформирована и

состояла из 18 человек.,

Большинство детей уже с интересом играли в группе, были

знакомы с их местом за столом, освоились с понятиями «завтрак»,

«обед», «ужин» и правилами поведения во время приема пищи, с

энтузиазмом принимали участие в совместных играх.

Таким образом,60% детей с легкой степенью адаптации – период

адаптации длился примерно 7-10 дней. У детей наблюдалось

незначительное расстройство сна и аппетита, которое в

последующем быстро нормализовалось. Во время приема пищи и

отхода ко сну дети капризничали, ели вяло, с неохотой. В первые

дни были недостаточно активны, иногда плакали, звали маму. По

происшествию недели у детей быстро стабилизировалось

эмоциональное состояние, стали налаживаться взаимоотношения со

сверстниками и педагогами.

32% детей со средней степенью адаптации – привыкание

проходило от 2-х недель до 1 месяца. В это время настроение

малыша неустойчиво: он часто плачет, просится домой, зовет маму,

спрашивает, придет ли она за ним. Разлука с родителями

сопровождается слезами, долго не может отпустить маму, плачет

после её ухода. От данных переживаний ребенка можно отвлечь,

утвердительно и уверенно отвечая, что мама обязательно придет за

ним и заберет домой, а затем, ободрив его, переключали внимание

на игрушки. Нарушался сон и аппетит, которые восстанавливались

через 2-3 недели. Снижалась речевая и общая активность,

возникали простудные заболевания. Постепенно дети освоили

группу, включались в игру.

5% детей с тяжелой степенью адаптации – дети подавлены, сильно

возбуждены. Ребята часто плакали, устраивали истерики, вели себя

агрессивно по отношению к ровесникам и взрослым, разбрасывали

игрушки или отнимали их у других детей. Соблюдая режимные

процедуры, возникали сложности: у детей резко снижался аппетит,

иногда они вовсе отказывались от еды, плохо засыпали, иногда

вовсе не спали, капризничали. Дети постоянно звали маму, на

каждый стук двери реагировали жалобным плачем. Наши попытки

отвлечь ребенка игрушкой, лаской не завершались успехом или

помогали на очень короткий срок. Разлука и встреча с родителями

проходила очень бурно и сопровождалась слезами.

3% - адаптация ещё не завершилась.

Мы столкнулись с такими трудностями адаптации к детскому саду

как:

РЕЖИМ

Режим в жизни ребенка чрезвычайно важен, и резкая его смена –

это, безусловно, дополнительный стресс.

Навыки самообслуживания

У большинства детей навыки самообслуживания отсутствовали

(умываться, одеваться, самостоятельно держать ложку и есть,

раздеваться). А это важно, чтобы ребенок мог обходиться без

посторонней помощи в туалете и сообщать взрослым о такой

необходимости.

Чем лучше эти навыки развиты у ребенка, тем меньший

эмоциональный и физический дискомфорт он испытывает,

оказавшись вдали от мамы в незнакомом коллективе (Максимум

внимания).

Но как бы хорошо ни был малыш подготовлен к детскому садику,

на первое время ему будет трудно.

Питание

Некоторые дети отказывались есть обычную еду, т. к мамы их еще

кормили пюрешками для малышей.

Заболеваемость

Некоторые детки в период адаптации часто болели ОРЗ. Но болезнь

не повлияла на адаптационный период, а просто немного затянула

его.

Итоги адаптации:

Исходя из изложенного, можно сделать вывод, что в целом процесс

адаптации в группе «Фантазеры» прошёл успешно. Дети уже

чувствуют себя раскованно, легко идут на контакты друг с другом,

взрослыми, хорошо кушают, спят, легко расстаются с родителями –

все это показатели успешной адаптации. У большинства детей

эмоциональное состояние стабильное, во взаимоотношениях со

взрослыми проявляют инициативу, в деятельности либо подражают

взрослым, либо наблюдают за действиями взрослых и сверстников,

стремясь познать новое, у многих детей появляются элементы

сюжетно – ролевой игры.

Сейчас оглядываясь назад, хотелось бы отметить, что вся

проделанная нами работа не была напрасной – почти все детки

адаптировались к новым для них условиям - стали более

общительными, учатся играть вместе, делятся игрушками. Все дети

знают, где находится их шкафчики, полотенце, кроватка. Усвоили

некоторые правила поведения

группе. Учатся одеваться. Научились выполнять элементарные

поручения, убирать игрушки. Дети и родители с хорошим

настроением приходят в группу, зная, что здесь их ждут, любят,

помогут в трудный момент и советом и делом. Такой результат не

может не радовать нас! Ведь в этом и заключается наша работа –

сделать каждый день наших малышей радостным, счастливым и по

- настоящему чудесным! И позволить родителям быть спокойными

за своих детей!



В раздел образования