Напоминание

"вместе весело шагать" конспект туристического похода для детей подготовительной группы


Автор: Заворотняя Юлия Владимировна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ детский сад№3
Населённый пункт: город Данков
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "вместе весело шагать" конспект туристического похода для детей подготовительной группы
Раздел: дошкольное образование





Назад




Туристический поход для детей подготовительной группы. "Вместе весело шагать и

здоровья набирать"

Задачи:

1 Закреплять расширенное представление у детей о сохранении здоровья через активный

отдых на природе.

2 Развивать выносливость, терпение, чувство взаимопомощи.

3 Прививать детям навык ориентировки на местности, разбираться в карте схеме

маршрута, работать по компасу.

4 Учить детей разным способам фильтрации воды, ориентироваться в лесу, используя

подручные материалы.

5 Познакомить детей с оказанием медицинской помощи при переломе, порезе, учить

правильно обрабатывать рану.

6 Дать представление детям о правилах безопасного разведения костра, приготовлении

ухи.

7 Развивать физические качества, обеспечивая высокую двигательную активность детей.

Укреплять мышцы дыхательной системы, носоглотки и верхних дыхательных путей.

8 Показать детям красоту и очарование осенней природы. Воспитывать стремление

бережно относиться к окружающей природе.

9 Создать атмосферу радости и дружелюбия, доставляя детям удовольствие от

совместной двигательной деятельности.

Предварительная работа с детьми:

1 Познакомить детей с компасом, его назначением и принципом работы.

2 Повторить правила поведения в природе.

3 Разучить стихи о туристах, о походе, о путешествиях.

Время года : осень

Срок проведения: сентябрь

Место проведения: Детский сад №;3, город Данков

Время проведения : Первая половина дня, выход в 11-00.

Форма: Спортивная, по сезону.

Длительность: 1 час

Расстояние: 500 метров

Оборудование: Рюкзаки, карта-схема, компас, рейки, эластичный бинт, бинт, зеленка,

йод, перекись водорода, удочки, палатки, спальный мешок, гитара, котелок,

активированный уголь, картофель, овощечистка, фольга, мячи, лопата, ветки, флажки,

скакалка.

Участники: Дети подготовительной группы, лесник, егерь, воспитатели группы.

Воспитатель: сегодня мы с вами отправимся в увлекательное путешествие, станем

настоящими туристами.

Мы, туристы, особый народ —

Пусть с погодой всегда нам везет!

Всем желаю душой не черстветь,

И звезде путеводной гореть!

Нам особые силы даны,

В жизнь «бродячую» мы влюблены!

Наши песни душевны, а шутки — остры

Нам милее комфорта лесные костры!

Мы душою юны, ну а сердцем добры,

Нас почти никогда не едят комары!

Взяли мы с собой рюкзаки со всем необходимым. Что ещё мы с собой возьмём?

Внимательные глаза возьмём? (Да). Для чего нам нужны внимательные глаза в походе?

(ответ детей). Что бы увидеть много интересного и удивительного в природе , что бы

запомнить всё новое и необычное. Для чего нам пригодятся внимательные уши? Чуткий

нос? (ответ детей). Что бы ощутить свежесть осеннего воздуха, аромат листьев . Мы

отправляемся в поход с хорошим доброжелательным настроением. Мы должны улыбаться

всему живому, радоваться осени. Получить заряд бодрости. Ведь это всё, наш организм

сделает крепким, здоровым и закаленным.

Ребята, так как мы сегодня настоящие туристы то мы ещё с собой должны взять карту

маршрута и компас. Для чего всё это нужно как вы думаете? По карте маршруту мы

будем ориентироваться, идти к нашему привалу. А перед тем как зайти на лесную

полянку, что бы не заблудиться, по компасу определим, где находится наш детский садик.

Ну что мы готовы, тогда в путь. Дети строятся по одному друг за другом, одевают

рюкзаки, вместе с воспитателями отправляются на лесную полянку. Все вместе запевают

песню «Вместе весело шагать»

Вместе весело шагать по просторам

По просторам, по просторам

И, конечно, напевать лучше хором

Лучше хором, лучше хором

Спой-ка с нами, перепёлка-перепёлочка

Раз иголка, два иголка будет ёлочка

Раз дощечка, два дощечка будет лесенка

Раз словечко, два словечко будет песенка

Вместе весело шагать по просторам

По просторам, по просторам

И, конечно, напевать лучше хором

Лучше хором, лучше хором

В небесах зари полоска заполощется

Раз берёзка, два берёзка будет рощица

Раз дощечка, два дощечка будет лесенка

Раз словечко, два словечко будет песенка

Вместе весело шагать по просторам

По просторам, по просторам

И, конечно, напевать лучше хором

Лучше хором, лучше хором

Воспитатель: вот мы с вами и добрались до лесной полянки. В лесу группу туристов

встречают лесник и егерь.

Лесник: здравствуйте, дети. Мы рады приветствовать вас в лесу. Давайте познакомимся.

Я лесник, я знаю все об этом лесе. А вы кто?

Дети: мы туристы, пришли в турпаход.

Лесник: а что вы взяли с собой в рюкзаках?

Ответы детей.

Лесник: в моем рюкзаке тоже есть много интересного. У меня есть много вещей в моей

сторожке, давайте разберем, что нужно брать с собой в поход, а чего брать с собой не

стоит.(из предложенных предметов дети выбирают нужные предметы в походе: спички,

соль, удочки, аптечка, шоколад, бутылочка воды, компас, молоко, термос, компас, вата,

активированный уголь, котелок). Чтобы хорошо ориентироваться в лесу, всегда берите с

собой компас. (показ детям ) Когда под рукой нет компаса, то вполне можно

ориентироваться по природным приметам. Чтобы выжить

в лесу

, обязательно запомните,

в какой стороне находится выход, откуда вы пришли. Запомните, в какой стороне от вас

дорога или ближайший населенный пункт. Для того, чтобы узнать сторону света,

достаточно посмотреть на солнце.

Для того, чтобы свободно ориентироваться в незнакомом лесу, нужен большой опыт. Если

вы пошли в лес без компаса, будьте предельно внимательны, запоминайте какие-то

особенные приметы вроде искривленных или поваленных деревьев, больших камней,

лесных луж, ям. Если же у вас с собой нож или топорик, то нужно делать зарубки на

стволах деревьев по всему пути вашего маршрута. Если нет, то заламывайте ветки,

вешайте полоски бумаги, лоскуты, тряпки, мох. На случай, если вы вдруг заплутаете, то,

столкнувшись с таким ориентирами, сможете легко выбраться из леса.

Как известно, солнце восходит на востоке, а садится на западе, т.е. если вы заблудились во

второй половине дня, то легко можете понять, где солнце пойдет на закат. В той стороне и

будет запад. И если вы, к примеру, пришли с запада, то идите в сторону заката, а если ваш

дом на востоке в противоположную от солнца сторону.

С помощью мхов и лишайников можно легко вычислить, где Север, а где Юг. Эти

растения растут только с северной стороны. Их легко найти на деревьях, постройках и

камнях.

Если ориентироваться по коре деревьев, то нужно обратить внимание, что кора на

северной стороне темная и грубая. Изучив, таким образом, несколько деревьев, вам будет

вполне достаточно, чтобы определить направление Север – Юг. Если вы находитесь в

сосновом лесу, то поищите на стволе сосны места, где выделяется больше смолы. Это

южная сторона. А если прошел сильный дождь, то кора сосны начнет сильно темнеть с

северной стороны, т.к. на затененных участках ствола хвойных деревьев образуется

вторичная корка, которая набухая от воды, темнеет.

Находясь на лесной поляне, можно ориентироваться по траве. В северной стороне трава

растет лучше. Попробуйте сориентироваться по таким природным объектам, как деревья,

пни, камни, лесные лужи, кочки. С южной стороны от них травы будет больше.

Дети вместе с лесником исследуют лесные приметы.

Егерь: здравствуйте, дети. Я егерь, я забочусь о животных, которые живут в этом лесу.

Когда с ними случается какая- то беда, я всегда им помогаю, лечу их. В лесу нужно вести

себя очень осторожно: нельзя наступать на лежащие ветки- они могут быть трухлявые. В

противном случае можно сломать руку или ногу. Вы не волнуйтесь, мы с лесником

научим вас, как наложить шину.(показ), обработать рану(показ), наложить повязку(показ).

Лесник: мы с егерем надеемся, что вы усвоите наши уроки и будете в дальнейшем их

применять. Ну а теперь мы научим вас ловить рыбу. Все вместе отправляются к пруду. Вы

знаете, что рыбу можно ловить только удочками. Можно использовать поплавочные,

донные снасти. Нельзя вылавливать всю рыбу, лучше всего пользоваться принципом:

поймал- отпусти. Нельзя вылавливать рыбу сетями. Самое опасное - электроудочки. Они

наносят существенный ущерб, так как ток убивает практически все до дна водоема,

вплоть до микроорганизмов.

Также запрещены острога. Они насквозь протыкают рыбу.

Также запрещена развитая на крупных водоемах рыбалка "на фару". В темное время

суток с корабля на воду опускают луч прожектора, и на этот свет активно подходит

рыба, потому что видит корм. Шесть видов рыб Амура занесены в Красную

книгу России: желтощек, черный амур, черный амурский лещ, мелкочешуйный желтопер,

сом Солдатова и китайский окунь ауха. Сегодня мы с вами поймаем немного рыбы для

ухи. (лесник , егерь и дети готовят снасти для рыбалки). В походе может оказаться, что у

вас кончилась питьевая вода, но это не беда. Я научу вас фильтровать воду с помощью

активированного угля.(показ). А знаете ли вы, что в военное время наши дедушки и

бабушки фильтровали воду с помощью мха. (показ)

Воспитатель: спасибо вам, дорогие лесник и егерь. Мы с детьми сегодня узнали много

нового и интересного. А теперь мы предлагаем немного поиграть вместе с нами. Деление

на две команды.

Весёлые задания, туристические соревнования. Для двух команд.

Эстафета с мячом.

Эстафета бег с флажком

Эстафета гусеница

Эстафета со скакалкой

Эстафета бег парами.

Подвижная игра « Земля, огонь, воздух, вода».

Все игроки встают в круг, в середине – ведущий. Он бросает мяч кому-нибудь из

играющих, произнося при этом одно из слов: «земля», «вода», «воздух», «огонь». Если

водящий сказал «земля!» тот кто поймал мяч, должен быстро назвать того, кто обитает в

этой среде. На слово «вода!» играющий отвечает названием рыб. На слово «воздух!» -

названием птиц. При слове «огонь!» все должны несколько раз быстро повернуться

кругом, помахивая руками. Затем мяч возвращается водящему.

Дыхательное упражнение: «Радуга обними меня»

Цель: учить детей укреплять дыхательные мышцы всей дыхательной системы,

осуществлять вентиляцию легких во всех отделах.

И.п.: стоя или в движении. Сделать полный вдох носом с разведением рук в стороны.

Задержать дыхание на 3-4 секунды.

Растягивая губы в улыбке, произносить звук «с», выдыхая воздух и втягивая в себя живот

и грудную клетку. Руки сначала направить вперед, затем скрестить перед грудью, как бы

обнимая плечи: одна рука идет под мышку, другая на плечо.

Воспитатель: а теперь проверим кто из ребят знает больше о лесе.

1 О каком дереве говорят: Белая нога, зелёная одежда, в ушах серёжки? (берёза)

2 Какой гриб растёт под осиной? (подосиновик)

3 Почему стрекозу называют хищницей? ( она питается насекомыми комарами, мошками,

хватает добычу на лету)

4 Сколько лап у паука? ( 6)

5 Какие насекомые опыляют цветы? (бабочки, пчёлы, осы, шмель)

6 Кто в лесу строит муравейники? ( муравьи)

7 Как называется дом у пчёл? (Улей)

8 Кто свой дом носит на себе (улитка)

9 Как называется дом у белки? (дупло)

воспитатель: Славно мы повеселились.

Очень крепко подружились

Соревновались и играли

Все вокруг друзьями стали.

Воспитатель: ну а теперь пришла пора нам вернуться на лесную полянку, где мы

поставили палатку. Ребята, а давайте пригласим с собой на ужин лесника и егеря! Все

вместе строем по одному проходят к палатке под песню «вместе весело шагать».

Воспитатель: ну вот мы и пришли. Я предлагаю развести костер, приготовить ужин. Как

правильно и безопасно развести костер нам покажет лесник, а наши мальчики ему

помогут.(выкапывают ямку, складывают веточки для костра, устанавливают рогатки,

вешают котелок для ухи). А тем временем девочки вместе с егерем приготовят ужин.

(чистят картошку овощечисткой, заворачивают ее в фольгу, кладут в костер, засыпают

крупу в котелок, варят уху).

Все садятся вокруг костра, под гитару поют песни, едят картошку, продукты из рюкзаков.

воспитатель: ну вот и пришла пора нам возвращаться в детский сад. Спасибо вам, лесник

и егерь за вашу науку, мы сегодня многому научились. В лесу никогда не заблудимся,

сможем теперь оказать первую доврачебную помощь, всегда будем охранять и беречь

зверей , птиц и рыб.

Собираем палатки, тушим костер, собираем мусор.



В раздел образования