Автор: Синицына Евгения Александровна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МАОУ СОШ №37
Населённый пункт: город Златоуст Челябинская область
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Цикл родительских собраний для начальных классов в соответствии с ФГОС"
Раздел: начальное образование
Цикл родительских собраний для начальных классов
Автор: Синицына Евгения Александровна
учитель начальных классов 1 квалификационной категории
«Принципы отношений взрослых и детей. Стили семейного воспитания»
Цель: повысить психологическую культуру родителей; познакомить с основными
принципами отношений взрослых и детей; познакомить с основными стилями
семейного воспитания и их влиянием на развитие личности ребенка
Вопросы
для
обсуждения:
стили
воспитания
в
семье;
принципы
отношений
взрослых и детей; права и обязанности родителей.
Форма проведения: творческая мастерская родителей.
Участники:
педагог-психолог,
социальный
педагог,
классный
руководитель,
родители учащихся.
Оборудование: дневники родителей, памятки для родителей.
План проведения:
1.Выступление педагога-психолога (стили семейного воспитания).
1.
Выступление
социального
педагога. Знакомство
родителей
с
принципами
отношений взрослых и детей; правами и обязанностями родителей.
2.
Выступление
классного
руководителя (знакомство
родителей
с
«Памяткой
родителям от ребенка»)
3.
Подведение итогов.
Перед выступлением классного руководителя и социального педагога
родители в группах пытаются самостоятельно сформулировать принципы
отношений взрослых и детей, свои права и обязанности и предположить, что
хотелось бы изменить в воспитании их детям.
Принципы отношений взрослых и детей
1. Принцип равенства.
Мир детей и мир взрослых совершенно равноправные
части мира человека.
2. Принцип биологичности. Мир детства представляет собой особую ценность
для
взрослых:
диалог
двух
миров
(детей
и
взрослых)
составляет
учебно-
воспитательный процесс, в котором обучение есть движение содержания мира
взрослости в мир детства, а воспитание — движение содержания мира детства в
мир взрослости.
3.
Принцип
сосуществования. Мир
детства
и
мир
взрослых
должны
поддерживать
обоюдный
суверенитет,
исходить
из
идеи
невмешательства, не
навязывания друг другу своих ценностей и законов. Любая акция взрослых или
детей не должна наносить ущерб ни одной стороне.
4. Принцип свободы.
Предоставление миру детства полной свободы в выборе
собственного пути. Взрослые обязаны сохранять жизнь и здоровье детей.
5. Принцип соразвития. Процесс развития мира детей идет параллельно развитию
м и р а
в з р о с л ы х . Аномалией
процесса
развития
является
остановка
самоактуализации, как ребенка, так и взрослого.
6.
Принцип
единства.
Мир
детства
и
мир
взрослых
не
образуют
двух
разграниченных миров, но составляют единый мир людей.
7.
Принцип
принятия.
Особенности
любого
человека
должны
приниматься
другими людьми такими, каковы они есть. Отношения должны складываться
только на основе безоговорочной любви. Ненависть может проявляться только в
отношении поступка, а не человека, так как человек больше, чем его негативный
поступок.
Советы социального педагога родителям
1. Проанализируйте вашу собственную систему ценностей в отношении воспитания детей.
Способствует ли она реализации личности и одаренности в обществе?
2.
Будьте
честными.
Все
дети
весьма
чувствительны
ко
лжи,
а
к
одаренным
детям
это
относится в большей степени.
3. Оценивайте уровень развития ребенка.
4. Избегайте длинных объяснений или бесед с ребенком.
5. Старайтесь вовремя уловить изменения в ребенке. Они могут выражаться в неординарных
вопросах или в поведении и являться признаком одаренности.
6. Уважайте в ребенке индивидуальность. Не стремитесь проецировать на него собственные
интересы и увлечения. Развивайте в своих детях следующие качества:
— уверенность, базирующуюся на объективной самооценке;
— понимание достоинств и недостатков
в себе самом и окружающих;
—интеллектуальную любознательность и готовность к исследовательскому риску;
—уважение
к
доброте,
честности,
дружелюбию,
сопереживанию,
терпению,
душевному
мужеству;
—
привычку опираться на собственные силы и готовность нести ответственность за свои
поступки;
—
умение находить общий язык и радость в общении с людьми всех возрастов.
Кодекс родителей
Права родителей:
— Избирать
и
быть
избранными
в
совет
школы.
Вносить
предложения
на
рассмотрение
совета
школы.
Посещать
отдельные
уроки
и
мероприятия
по
согласованию с учителями и администрацией.
— Принимать участие в оценке деятельности педколлектива.
— Обращаться с предложениями по улучшению педагогического процесса в
школе.
— Защищать права своего ребенка и честь семьи.
— Обращаться к психологу, администрации или в конфликтную комиссию по
спорным вопросам, в проблемной ситуации.
— Выбирать профиль обучения ребенка.
— Ходатайствовать о поощрении отдельных педагогов и учащихся.
Обязанности родителей:
— Быть ответственным за судьбу ребенка, создавать условия для его развития.
— Быть
семейным
психологом,
педагогом
и
врачом.
А
для
этого
посещать
занятия в школе и читать литературу. Главное в семье — это уважение друг друга,
общность
интересов
и
дел,
терпимость,
защищенность
каждого
и
его
самоценность.
— Заниматься воспитанием постоянно, а не от случая к случаю.
— Начинать
воспитание
ребенка
с
воспитания
себя.
Воспитание
—
это
не
отдельные нравоучения, а вся жизнедеятельность семьи.
— Любить ребенка и уметь выразить свою любовь в ласковом слове и ласковой
интонации.
— Обращаться с ребенком как с равным. Дети никогда не бывают для себя
маленькими, они всегда уже большие. Воспитывать в детях самостоятельность.
— Не подходить к ребенку, если нет своих принципов, убеждений. Направлять,
давать советы, но считаться с мнением ребенка.
«Поощрение и наказание детей в семье»
Цель: обсудить проблему использования методов поощрения и наказания в семье,
формировать у родителей культуру поощрения и наказания ребенка в семье.
Вопросы для обсуждения: виды наказаний и поощрений в семейном воспитании;
значение наказания и поощрения детей в семье.
Форма проведения: семинар-практикум.
Участники: педагог-психолог, социальный педагог, классный руководитель,
родители учащихся.
Оборудование:
дневники
родителей,
памятки
для
родителей,
карточки
с
педагогическими ситуациями для обсуждения.
План проведения:
1.Выступление педагога-психолога
Очень часто мы, взрослы, замечаем, что ребенок становится нервным,
агрессивным и неуравновешенным из-за того, что родители неумело и порой
грубо используют по отношению к нему методы наказания и поощрения.
С языка некоторых родителей не сходят слова: «Я что сказал?», «Делай, что
тебе говорят!» Это не просто слова. Это – метод воспитания. Родители считают,
что их дело приказывать, а ребенок ложен повиноваться. Но они забывают или
совсем не думают о том, что свободная личность не может сформироваться в
семейном рабстве.
Проявляя свою родительскую власть, они не думают о том, что в их силе их
слабость: убедить своего ребенка, быть доказательным гораздо труднее, чем
навязать ему свою волю и заставить его подчиняться родителям.
Насилие
и
принуждение
в
воспитании
приносят
только
вред.
Внешне
подчинившись
приказу,
ребенок
остается
при
своем
мнении,
а
к
указаниям
родителей относится тем более неприязненно, чем более откровенно родители
насаждают свои указания, свое мнение. Так в отношениях детей и родителей
происходит отчужденность.
Насилие и принуждение в воспитании сказываются и на характере ребенка.
Он
становится
неискренним,
лживым,
прячет
свое
истинное
лицо
до
определенного времени под маской, привыкает кривить душой. Это приводит к
тому, что он перестает быть живым и жизнерадостным, он прячет от всех тайну
своего существования в родном доме, становится скрытным, уходит от общения
со сверстниками, сторонится общения с учителем, боясь сказать что-нибудь не
так.
2 . Выступление
социального
педагога
(меры
наказания
родителей
за
применение насилия и побоев к ребенку)
3
. Выступление
классного
руководителя
совместно
с
педагогом-
психологом. Проведение анализа педагогических ситуаций. Родители делятся на
2 группы, вытягиваю карточки с педагогическими ситуациями, обсуждают внутри
группы,
находят
решение.
Затем
происходит
обмен
мнениями,
предложения
путей решения данных педагогических ситуаций.
Ситуация 1. Одна мама жалуется другой: «Мы своего и бьем, и наказываем,
а он за пять минут уроки сделает и на улицу. К вечеру придет – начинаем
проверять, а он уже спит на ходу. На следующий день приходит – опять двойка».
Ситуация 2. В этой семье в конце недели дети отчитывались по результатам
учебы за неделю. Если результаты были, по мнению родителей хорошими, то
дети получали поощрение в виде карманных денег. Если родителей учебные
результаты
детей
не
устраивали,
они
должны
были
выполнять
трудовую
повинность по дому: делали полную уборку, поливали огород и т.д. Работу можно
было
найти
всегда,
и
дети
старались
учиться
так,
чтобы
избежать
любым
способом наказания трудом.
Ситуация 3. Родители постоянно ставили мальчика за все провинности в
угол. Однажды, будучи еще только в 3 классе, он сказал своему отцу: «Еще раз
поставишь в угол, сбегу к бабушке. С вами больше жить не буду!»
Ситуация 4. Родители долго думали, что подарить дочери-третьекласснице
к окончанию учебного года в качестве поощрения за хорошую учебу. Купили
книгу, которая нужна по программе и альбом для летних фотографий. Получив
подарок, девочка была возмущена: «Я думала, что вы мне что-нибудь другое
купите! Вот Лене родители велосипед купили!»
4.Подведение итогов.
Главный метод воспитания – убеждение. А для этого говорите со своим ребенком,
общайтесь
с
ним,
ищите
примеры
положительного
подтверждения
ваших
мыслей. Будьте тактичны убеждая его. Тогда ваши мысли станут его мыслями,
ваши стремления станут его стремлениями.
Памятка родителям
Поощрения и наказания в семье
1. Ваш ребенок должен чувствовать вашу последовательность и от-
ветственность,
объективность
и
рассудительность
в
оценке
его
поступков,
поведения.
2. Никогда не наказывайте своего ребенка, не разобравшись в ситуации, с чужих
слов.
3. Уважайте в своем ребенке человека, не оскорбляйте и не унижайте его.
4. Не бойтесь рассказывать своему ребенку о своих проступках в его возрасте.
Это только поможет ребенку понять вас и себя.
5. Требуйте от ребенка говорить только правду, какой бы горькой она для вас не
была.
6. Защищайте своего ребенка, если вы уверены в том, что он не совершал дурного
поступка.
7. Наказывайте ребенка, не унижая его человеческое достоинство.
8. Наказывая ребенка, придерживайтесь единой линии наказания, не таите от
одного из родителей проступки ребенка. Это может привести к потере вашего
авторитета.
9. Будьте терпеливы в наказании, любой промах ребенка не оставляйте без
внимания.
10. В промахах и проступках своего ребенка не пытайтесь делать виноватыми
других людей.
11. «Кто старое вспомнит, тому глаз вон». Вспоминайте эту пословицу тогда,
когда вам хочется укорить ребенка дурным поступком, когда-то им совершенным.
12.Общайтесь со своим ребенком, иногда он совершает проступки,
чтобы обратить на себя внимание.
13. Помните! Хвала должна быть объективной!
«Значение памяти в интеллектуальном развитии
младших школьников»
Цель:
показать
родителям
значимость
проблемы
развития
детской
памяти,
познакомить с упражнениями на развитие памяти.
Вопросы для обсуждения: значение памяти в учебной деятельности; методы и
приемы развития памяти ребенка.
Форма проведения: творческая лаборатория родителей.
Участники: педагог-психолог, классный руководитель, родители учащихся.
Оборудование: дневники родителей, цикл упражнение для развития памяти
детей, памятка для родителей.
План проведения:
1.Выступление педагога-психолога
Большие
изменения
происходят
в
процессах
памяти
младшего
школьника.
Придя в школу дети уже умеют запоминать, но это умение несовершенно. В
школе ребенок встает перед необходимостью запоминать произвольно. Учебная
деятельность неукоснительно требует от ребенка запоминания. Учитель дает
ребенку указания, каким образом можно запомнить и воспроизвести то, что
следует выучить. Вместе с детьми он обсуждает содержание и объем материала,
распределяет
его
на
части,
учит
контролировать
процесс
запоминания.
Понимание
является
необходимым
условием
запоминания.
Таким
образом,
память развивается в двух направлениях – произвольность и осмысленность.
Дети непроизвольно запоминают учебный материал, вызывающий у них
интерес, преподнесенный в игровой форме, связанный с яркими наглядными
пособиями. Но в отличии от дошкольников, они способны целенаправленно,
произвольно запоминать материал, им не интересный. С каждым годом все в
большей мере обучение строится с опорой на произвольную память.
Произвольная память становится функцией, на которую опирается учебная
деятельность,
и
ребенок
приходит
к
пониманию
необходимости
заставить
работать на себя свою память. Именно заучивание и воспроизведение учебного
материала
позволяет
ребенку
рефлексировать
свои
личные
психические
изменения в результате погружения в учебную деятельность и воочию увидеть,
что
«учить
себя»
-
значит
изменить
самого
себя
в
знаниях
и
в
обретении
способности к произвольным действиям.
Младшие школьники обладают хорошей механической памятью. Многие из
них на протяжении всего обучения в начальной школе механически заучивают
учебные тексты, что приводит к значительным трудностям в средних классах,
когда материал становится более сложным и больше по объему. Они склонны
дословно воспроизводить то, что запомнили. Совершенство смысловой памяти в
этом возрасте дает возможность освоить достаточно широкий круг рациональных
приемов запоминания. Когда ребенок осмысливает учебный материал, понимает
его,
он
его
одновременно
и
запоминает.
Следует
отметить,
что
младший
школьник может успешно запомнить и воспроизвести непонятный для него текст.
Поэтому взрослые должны контролировать не только результат, но и сам процесс
– как и какими способами ученик это запомнил.
Первоначально младшие школьники лучше запоминают наглядный материал:
предметы, которые ребенка окружают и с которыми он действует, изображения
предметов, людей. Продуктивность запоминания такого материала значительно
выше, чем запоминание словесного материала.
Если говорить о запоминании словесного материала, то на всем протяжении
младшего
школьного
возраста
дети
лучше
запоминают
слова,
обозначающие
названия
предметов,
чем
слова,
обозначающие
абстрактные
понятия.
Абстрактный материал запоминается различно. Лучше запоминается абстрактный
материал, обобщающий ряд фактов (например, взаимосвязи между отдельными
географическими
явлениями).
И
наоборот,
учащиеся
с
трудом
запоминают
абстрактный
материал,
если
он
не
раскрывается
на
конкретном
материале
(например,
определения
понятий,
если
их
не
подкреплять
примерами).
Конкретно-образный характер памяти младших школьников проявляется в том,
что дети справляются даже с такими трудными приемами запоминания, как
соотнесение,
деление
на
части
текста,
если
при
этом
есть
опора
на
наглядность.
Таким
образом,
склонность
к
механическому
запоминанию
развита
хорошо. Развитие идет по двум направлениям: усиливается роль и удельный
вес
словесно-логической
памяти,
смыслового
запоминания;
развивается
умение управлять своей памятью
Память – важнейший мыслительный процесс, существование человека
как человека без него невозможно. Сегодня наш разговор мы поведем о том, как
развивать память своего ребенка. Проблемы с памятью накладывают серьезный
отпечаток на успешность учебы ребенка. Ведь он много учит, пересказывает, но
приходит на урок – и результата нет. Многие родители сетуют на то, ребенок не
может запомнить стихи, тексты для пересказа, даты. Память ребенка работает не
всегда успешно и поэтому не выполняет возложенные на нее надежды, а значит
нужно постоянно ее развивать.
2 . Знакомство с памяткой для родителей по развитию памяти ребенка и
циклом упражнений (комментирование).
3 . Выполнение
родителями
цикла
упражнений
для
детей (это
даст
возможность
выполнять
все
упражнения
с
детьми
в
домашних
условиях
правильно)
4. Подведение итогов.
Цикл
упражнений
на
развитие
памяти
детей
Упражнение 1.
Цель: развитие зрительной памяти.
Предложите ребенку закрыть глаза и по памяти назвать все предметы,
которые стоят в его комнате. Затем путь он откроет глаза и проверит, верно ли им
были названы предметы.
Упражнение 2.
Цель: развитие зрительной памяти, орфографической зоркости.
Напечатайте
короткие
тексты
из
учебников
для
начальной
школы
и
размножьте их. Повесьте текст в комнате и попросите ребенка переписать его.
Для
этого
он
должен
встать
из-за
стола,
подбежать
к
листочку
с
текстом,
прочитать предложение или несколько предложений, запомнить их, вернуться на
свое
рабочее
место
и
записать
то,
что
запомнил.
Такое
упражнение
можно
повторять несколько раз в неделю.
Упражнение 3.
Цель: развитие зрительной памяти.
Разложите на столе спички в виде своеобразного узора. Ребенок должен
внимательно посмотреть на узор, затем он закрывает глаза, а вы изменяете узор
на столе. В его задачу входит восстановление узора в первоначальном виде.
Упражнение 4. Цель: развитие слуховой памяти, умения пересказывать.
Прочитайте ребенку вслух текст один раз. Затем прочитайте его, допуская в
каждом предложении неточности. Попросите ребенка вас исправить. Пусть он
перескажет весь текст без допущенных вами ошибок.
Упражнение 5. Цель: расширение объема восприятия и зрительной памяти.
Напишите
на
листок
в
столбик
слова,
состоящие
из
четырех
букв,
и
закройте их сверху листом бумаги. Быстро открывайте и закрывайте слова, а
ребенок пусть читает их до тех пор, пока не научится их схватывать за одно
мгновение. Количество слов постепенно можно увеличивать.
Упражнение 6. Цель: развитие умения устанавливать смысловые связи,
зашифровывать
слова
пиктограммами,
использовать
рациональные
приемы
запоминания.
Дайте
ребенку
лист
бумаги,
разделенный
на
20
клеток
(5
клеток
по
горизонтали,
4
клетки
по
вертикали).
Он
должен
запомнить
20
слов
и
словосочетаний
конкретного
и
абстрактного
содержания,
которые
вы
будете
произносить вслух с интервалом 7-10 секунд. При этом ребенок должен в каждой
клетке
последовательно,
в
соответствии
с
названным
словом
или
словосочетанием рисовать его рисуночное обозначение – пиктограмму. Цифры и
буквы использовать нельзя. Через 10-15 минут, глядя на свои пиктограммы,
ребенок должен вспомнить как можно больше слов и словосочетаний и записать
их
в
нижней
части
клетки
под
соответствующей
пиктограммой.
Примерный
набор слов и словосочетаний: веселый праздник, радость, гнев, мальчик-трус,
отчаяние,
быстрый
человек,
скорость,
печаль,
вкусный
ужин,
теплый
ветер,
сомнение,
зависть,
сила
воли,
болезнь,
успех,
дружба,
смелый
поступок,
справедливость, хороший товарищ, мороз.
Памятки родителям
Развитие
памяти
ребенка
— Заучивать учебный материал ребенок должен с желанием знать и запомнить.
— Заучивая учебный материал, рисуйте чертежи и схемы, рисунки. Это поможет
быстрее вспомнить нужный материал.
— Многократно повторяйте с ребенком заученное.
— Пусть
ребенок
заучивает
небольшими
порциями.
Сразу
большое
стихотворение выучить трудно.
— Выучив небольшую часть текста, необходимо чтобы ребенок пересказал ее
несколько раз.
— Заучите с ребенком фразу из жизни рассеянного человека: «Он никогда ничего
не забывал, ибо никогда ничего не помнил!»
«Режим дня в жизни младших школьников»
Цель: показать родителям необходимость соблюдения режима дня учащимися;
дать рекомендации по организации и контролю за
соблюдением режима дня
ребенком.
Вопросы для обсуждения: здоровье ребенка и школьные нагрузки; особенности
рационально организованного режима дня; приемы сохранения психического и
физического здоровья ребенка с помощью режима дня.
Форма проведения: семинар-практикум.
Участники: педагог-психолог, классный руководитель, родители учащихся.
Оборудование: ручки и чистые тетради у родителей, памятки для родителей.
План проведения:
1.Вступительное слово
Первые годы
обучения ребенка в школе – это экзамен на зрелость той
семьи, в которой он растет и развивается. Если семья не готова к пониманию
важности этого этапа в жизни ребенка, со временем есть вероятность того, что
ребенок войдет в одну из статистических групп, приведенных на доске.
Статистика (подчеркнуть актуальность проблемы):
лишь 20% учащихся начальной школы остаются здоровыми после окончания 4
класса;
15% детей жалуются на головные боли, усталость, сонливость, отсутствие
желания учиться;
больше половины учащихся имеют различные нарушения осанки, зрения;
ежедневно дети недосыпают от 1,5 до получаса.
Отсутствие у родителей понимания проблемы, незнание своего ребенка,
родительский эгоизм, неумение и нежелание наладить контакт со своим ребенком
может привести к стрессам и трагедиям всего периода обучения в школе.
Одной
из
причин,
которые
приводят
к
ухудшению
физического
и
эмоционального
состояния
ребенка
может
быть
несоблюдение
режима
дня
школьника.
Некоторые
родители
крайне
скептически
относятся
к
самому
понятию «режим», а зря. Нельзя понимать соблюдение режима дня ребенком как
некую догму.
Выполнение
режима
дня
позволяет
ребенку
сохранять
физическое
и
психическое
равновесие,
что
дает
возможность
соблюдения
эмоционального
равновесия. А ведь мы взрослые прекрасно знаем, что именно этот возраст
характеризуется эмоциональной неустойчивостью, которая ведет к хронической
усталости и утомляемости. Эти постоянные симптомы приводят к снижению
работоспособности
ребенка.
Низкая
работоспособность
характеризуется:
снижением количества правильных ответов на уроке и дома после того, как
ребенок выучил материал урока; повышение количества ошибок наряду с хорошо
выученным правилом; рассеянностью и невнимательностью ребенка, быстрой
утомляемостью; изменение почерка ребенка в связи с ухудшением регуляции
физиологической функции.
Безусловно, нельзя работать без утомления, но ведь задача семьи состоит в
том, чтобы предупредить переутомление и способствовать такой организации
жизни ребенка, которая позволит избежать влиянию утомления на его здоровье.
2 . Знакомство
родителей
с
режимом
дня
ребенка
(психолог
раздает
родителям памятки и комментирует их содержание)
3. Работа родителей в группах
Родители делятся на группы и разрабатываю запретные законы для родителей,
которыми они должны руководствоваться при организации выполнения ребенком
режима дня. Родители работаю в группах в течение 20 минут, затем каждая
группа выступает с докладом. На основе групповых запретов составляется общий
свод родительских «НЕЛЬЗЯ», который записывается в родительский дневник.
«НЕЛЬЗЯ»:
-
будить ребенка в последний момент перед уходом в школу, объясняя это себе и
другим большой любовью к нему;
-
кормить
ребенка
перед
школой
и
после
нее
сухой
пищей,
бутербродами,
объясняя это себе и другим, что уме такая еда нравится;
-
требовать от ребенка только отличных и хороших результатов в школе, если он
к ним не готов;
-
сразу после школьных уроков выполнять домашнее задание;
-
лишать детей игр на свежем воздухе из-за плохих отметок в школе;
-
заставлять ребенка спать днем после уроков и лишать его этого права;
-
кричать на ребенка вообще и во время выполнения домашних заданий в
частности;
-
заставлять многократно переписывать в тетрадь из черновика;
-
не делать оздоровительных пауз во время выполнения домашних заданий;
-
ждать папу или маму, чтобы начать выполнять уроки;
-
сидеть у телевизора и за компьютером более 40-45 минут в день;
-
смотреть пред сном фильмы и играть в шумные игры;
-
ругать ребенка перед сном;
-
не проявлять двигательную активность в свободное от уроков время;
-
разговаривать с ребенком о его школьных проблемах зло и назидательно;
-
не прощать ошибки и неудачи ребенка.
1.
Подведение итогов.
Памятка для родителей по организации режима дня младшего школьника
Примерный вариант режима
дня младшего школьника
Время
Подъем
7.15
Зарядка, умывание, уборка
постели
7.15-7.40
Завтрак
7.40-7.55
Дорога в школу
7.55-8.15
Занятия в школе
8.30-14.00
Прогулка на свежем воздухе
14.00-15.30
Обед, отдых, помощь по
дому
15.30-16.30
Приготовление уроков
16.30-18.00
Свободное время
18.00-19.00
Ужин
19.00-19.30
Свободное время
19.30-20.30
Личная гигиена, подготовка
ко сну, сон
20.30-21.00
Памятка для родителей.
Как помогать ребенку в приготовлении домашних заданий
— Посидите со своим ребенком на первых порах выполнения домашних заданий.
От того, насколько спокойными и уверенными будут его первые шаги, зависит его
будущие школьные успехи.
—У вашего ребенка не сформирована привычка делать уроки. Формируйте у него
эту
привычку
спокойно,
превратите
ритуал
начала
выполнения
уроков
в
увлекательную игру, напоминайте об уроках без криков, будьте терпеливы.
—
Оформите рабочее место ребенка, поставьте красивый и удобный стол,
повесьте лампу, расписание уроков, интересные стихи и пожелания школьнику
перед началом выполнения уроков.
— Учите выполнять уроки только в этом рабочем уголке.
—
Объясните
ребенку
главное
правило
учебной
работы
—
учебные
принадлежности
должны
всегда
находиться
на
своем
месте.
Постарайтесь
привести в пример свое рабочее место.
— Постоянно требуйте от ребенка приведения в порядок рабочего места после
выполнения уроков. Если ему трудно это делать или он устал, помогите ему.
Пройдет немного времени, и он будет сам убирать свое рабочее место.
— Если ребенок в вашем присутствии делает уроки, пусть сформулирует вам,
что
он
должен
сделать.
Это
успокаивает
ребенка,
снимает
тревожность.
Некоторые
дети,
к
примеру,
считают,
что
они
задание
не
так
поняли
и
испытывают страх, еще не начав это задание выполнять.
— Если ребенок что-то делает не так, не спешите его ругать. То, что вам кажется
простым и понятным, для него пока кажется таинственным и трудным.
—
Учите вашего ребенка не отвлекаться во время выполнения уроков; если
ребенок
отвлекается,
спокойно
напоминайте
ему
о
времени,
отведенном
на
выполнение уроков.
— Если ребенок выполняет письменное задание, обращайте больше внимания на
то, чтобы он писал чисто, без помарок, с соблюдением полей.
— Не заставляйте своего ребенка многократно переписывать домашнее задание.
Это подорвет ваш авторитет и его интерес к школе и учению.
— Старайтесь как можно раньше приучить ребенка делать уроки самостоятельно
и обращаться к вам только в случае необходимости.
— Каждый раз, когда вам хочется отругать своего ребенка за плохую отметку или
неаккуратно сделанное задание, вспомните себя в его возрасте, улыбнитесь и
подумайте над тем, захочет ли ваш ребенок через много-много лет вспомнить вас
и ваши родительские уроки.
—
Научите его выполнять любое дело, в том числе и домашние задания, с
удовольствием, без злобы и раздражения. Это сохранит его и ваше здоровье.
—
В конце концов, радуйтесь тому, что у вас есть такое счастье — с кем-то
делать уроки, кому-то помогать взрослеть!
«Психологические и физиологическое особенности детей младшего школьного
возраста»
Цель: познакомить родителей учащихся с особенностями младшего школьного
возраста; дать рекомендации по вопросам воспитания ребенка.
Вопросы для обсуждения: здоровье ребенка и школьные нагрузки; особенности
рационально организованного режима дня; приемы сохранения психического и
физического здоровья ребенка с помощью режима дня.
Форма проведения: групповое консультирование.
Участники: классный руководитель, родители учащихся, медицинский работник.
План проведения:
1.Вступительное слово (классный руководитель).
2. Выступление медицинского работника (физиологические особенности детей
младшего школьного возраста).
4. Вопросы родителей.
5.Подведение итогов.
Ход собрания
1.Вступительное слово учителя
Седьмой год жизни ребенка является продолжением крайне важного периода
детского
развития,
длится
который
с
пяти
до
семи
лет.
Последний
год
характеризуется продолжением становления психологических образований, которые
появились у ребенка в пять лет. Однако последующие развертывания этих новых
образований
является
базой
для
создания
психологических
условий,
которые
послужат появлению все новых направлений и линий развития.
Психологические особенности детей в 6-7 лет: поведение, формирование
личности, развитие
Для
дошкольного
старшего
возраста(6-7
лет)
характерны
существенные
изменения в организме ребенка. Это определенный этап созревания. На протяжении
этого периода интенсивно развивается и крепнет сердечно-сосудистая и опорно-
двигательная
системы
организма,
развиваются
мелкие
мышцы,
развиваются
и
дифференцируются различные отделы центральной нервной системы.
Также для детей этого возраста характерны определенные психологические
особенности
развития.
Им
присуще
развитие
различных
мыслительных
и
познавательных психических процессов, таких как воображение, внимание, речь,
мышление, память.
Внимание. У
ребенка
дошкольного
возраста
преобладает
непроизвольное
внимание. А уже к концу этого периода наступает период развития произвольного
внимания, когда ребенок учится направлять его сознательно и удерживать какое-то
время на определенных объектах и предметах.
Память. К окончанию периода дошкольного возраста у ребенка развивается
произвольная слуховая и зрительная память. Одну из главных ролей в организации
разнообразных психических процессов начинает играть именно память.
Развитие мышления. К завершению этапа дошкольного возраста ускоряется
рост наглядно-образного мышления и начинается процесс развития логического
мышления.
Это
приводит
к
формированию
у
ребенка
способности
обобщения,
сравнения
и
классификации,
а
также
способности
определять
существенные
признаки и свойства предметов, находящихся в окружающем мире.
Развитие воображения. Творческое воображение развивается к концу периода
дошкольного
возраста
благодаря
различным
играм,
конкретности
и
яркости
представляемых впечатлений и образов, неожиданным ассоциациям.
Речь. К
окончанию
периода
дошкольного
возраста
у
ребенка
значительно
увеличивается активно используемый словарный запас и появляется способность
пользоваться разнообразными сложно-грамматическими способностями в активной
речи.
В возрасте шести-семи лет деятельности ребенка присуща эмоциональность и
повышается значимость эмоциональных реакций.
Становление личности, как и психическое состояние ребенка, к окончанию
периода дошкольного возраста взаимосвязано с развитием самосознания. У детей 6-
7 лет уже постепенно формируется самооценка, которая зависит от осознания того,
насколько успешна его деятельность, насколько успешны его сверстники, как его
оценивают педагоги и прочие окружающие люди. Ребенок уже может осознавать
себя, а также свое положение, занимаемое им в различных коллективах семье, среди
сверстников и т.д.
Дети старше этого возраста уже могут рефлексировать, то есть осознавать
социальное «я» и на данной основе создавать внутренние позиции.
Одним из наиболее важным новообразований в процессе развития личностной
и психической сферы ребенка в возрасте 6-7 лет можно назвать соподчинение
мотивов,
то
такие
мотивы
как
«я
смогу»,
«я
должен»
постепенно
все
больше
преобладают над «я хочу».
Также в этом возрасте возрастает стремление к самоутверждению в таких
сферах деятельности, которые связаны с общественной оценкой.
Постепенно, осознание ребенком своего «я» и формирование на данной основе
внутренних позиций к началу школьного возраста приводит к появлению новых
стремлений и потребностей. Это служит причиной тому, что игра, которая была
основной
деятельностью
ребенка
в
течение
дошкольного
периода,
мало-помалу
сдает свои позиции в этом качестве, уже не в силах полностью удовлетворить его.
Растет потребность выхода за рамки привычного образа жизни и участвовать в
общественно-значимой
деятельности,
то
есть
происходит
принятие
другой
социальной
позиции,
которая
обычно
называется
«позицией
школьника»,
что
является одним из наиболее важных результатов и особенностей психического и
личностного роста детей дошкольного возраста.
2.Выступление медицинского работника.
3.Вопросы родителей.
4.Итог (памятка для родителей).
Памятка для родителей
Сохранение физического и психического здоровья ребенка
1.
Разговаривайте с ребенком о необходимости беречь собственное здоровье.
2.
Собственным
примером
демонстрируйте
своему
ребенку
уважительное
отношение
к
своему здоровью.
3.
Не позволяйте выполнять ему режим дня от случая к случаю.
4.
Посещайте вместе с ним спортивные мероприятия и праздники.
5.
Бывайте вместе с ним на воздухе, участвуйте в его играх и забавах.
6.
Дарите ребенку подарки, которые будут способствовать укреплению его здоровья.
7.
Не смейтесь над ребенком, если он выполняет какое-то упражнение не так.
8.
Приветствуйте его общение со сверстниками, которые занимаются спортом.
9.
Не ждите, что здоровье само придет к вам. Идите вместе со своим ребенком к нему
навстречу!
«
Родителям
о
внимании
и
внимательности
в
начальной
школе
»
Цель: показать родителям значимость проблемы развития внимания у ребенка, а
также с упражнениями на развитие внимание детей, которые можно проводить
дома.
Вопросы
для
обсуждения:
значение
внимания
для
результативности
учебной
деятельности; приемы развития внимания ребенка дома.
Форма проведения: творческая лаборатория родителей.
Участники: классный руководитель, родители учащихся.
Оборудование:
цикл
упражнение
для
развития
внимания
детей,
памятка
для
родителей.
План проведения:
1. Понятие о внимании
Сегодня наша встреча повещена проблемам, связанным с успешностью
учебной деятельности ваших детей. Во многом результаты учения
связаны с
познавательными
интересами,
которые
формируют
способность
к
интеллектуальной деятельности младших школьников.
Внимание как познавательный процесс входит обязательным компонентом
в структуру любого психического процесса.
В
младшем
школьном
возрасте
развивается
внимание.
Без
достаточной
сформированности этой психической функции процесс обучения невозможен.
К.Д.
Ушинский
говорил:
«…внимание
есть
именно
та
дверь,
через
которую
проходит все, что только входит в душу человека из внешнего мира».
В младшем школьном возрасте внимание отличается небольшим объемом,
малой устойчивостью – дети могут сосредоточенно заниматься одним делом в
течение 10-20 минут, теряется темп работы, наблюдаются пропуски букв на
письме.
Затруднены
распределение
внимания
и
его
переключение
с
одного
учебного задания на другое. Но в отличие от дошкольного возраста происходят
значительные сдвиги.
По сравнения с дошкольниками младшие школьники более внимательны. Они
уже способны концентрировать внимание на неинтересных действиях, но у них
все
еще
преобладает
непроизвольное
внимание,
физиологической
основой
которого
служит
ориентированный
рефлекс
-
реакция
на
все
новое,
яркое,
необычное. Для них внешние впечатления – сильный отвлекающий фактор, им
трудно
сосредоточиться
на
непонятном,
сложном
материале.
Поэтому
необходимо трудное и непонятное сделать для учащихся простым и доступным.
На
протяжении
младшего
школьного
возраста
непроизвольное
внимание
развивается. Ребенок быстро реагирует на то, что его интересует, что связано с
его потребностями. Поэтому очень важно воспитывать познавательные интересы
и потребности.
Постепенно
в
учебной
деятельности
развивается
произвольное
внимание
ребенка. Первоначально следуя указаниям учителя, работая под его постоянным
контролем, он приобретает умение выполнять задания самостоятельно – сам
ставит цель и контролирует свои действия. Контроль за своей деятельностью и
есть произвольное внимание ученика. Таким образом, развитие произвольного
внимания у детей идет в направлении от выполнения целей, которые ставят
взрослые, к целям, которые ставит и контролирует сам ученик.
Умение быть внимательным имеет значение не только в обогащении учащихся
знаниями, умениями и навыками, но и в развитии их личности. Так, если ученик
внимательно выполняет как интересное, так и неинтересное задание, преодолевая
при
этом
неприятные
эмоции,
то
у
него
тренируется
волевое
усилие
и
формируется настойчивость; если ученик внимателен к товарищам, проявляет
реальную заботу о них, то у него развивается чувство товарищества.
Если внимание хорошо развивается, то соответственно развиваются и его
такие
важные
свойства
как
концентрация,
устойчивость,
распределение,
переключение, увеличение объема усвоенной информации, а также возникает
привычка
быть
внимательным,
даже
если
при
этом
складываются
неблагоприятные условия.
Умение концентрировать свое внимание помогает ребенку сосредоточенно
и, не отвлекаясь на посторонние дела, работать на уроке, в течение длительного
времени выполнять однообразную работу.
Умение переключать внимание помогает переключаться на различные виды
деятельности, предлагаемые учителем на уроке.
Одной
из
главных
проблем
начальной
школы
является
недостаточное
развитие у школьников процессов произвольного внимания. В семья этому тоже
уделяется
недостаточно
внимания.
А
ведь
произвольное
внимание
–
это
привычка, воспитание которой начинается в семье.
Ребенок не умеет длительное время заниматься одним и тем же делом, не
умеет играть с игрушками, не имеет интересов и увлечений – это может привести
к несформированности произвольного внимания и впоследствии к проблемам в
учебной деятельности.
2.Анализ
классным
руководителем
результатов
учебной
деятельности
учащихся.
Классный
руководитель
производит
анализ
типичных
ошибок
учащихся,
связанных с невнимательностью и готовит плакат.
3 . Знакомство
с
памяткой
по
развития
внимания
ребенка
и
циклом
упражнений.
4.Выполнение родителями цикла упражнений для детей (это даст возможность
выполнять все упражнения с детьми в домашних условиях правильно)
5. Подведение итогов.
Памятка для родителей по развитию внимания ребенка
Уважаемые папы и мамы!
Помните,
что
внимание
-
один
из
самых
важных
психических
процессов.
Внимание
является важной составной частью результативности учебной деятельности вашего ребенка.
Для того чтобы ваш ребенок был внимательным, старайтесь помочь ему тренировать его
внимание.
— В основе внимания лежит интерес. Чем интереснее и разнообразнее будут игры и забавы,
которые вы предлагаете ребенку, тем больше шансов развить произвольное внимание ребенка.
— Развивая внимание своего ребенка, учитывайте круг его увлечений. Отталкиваясь от его
увлечений, привлекайте его внимание к другим процессам и явлениям, связанным с его
увлечениями.
— Постоянно тренируйте внимание своего ребенка. Используйте для этого прогулки на свежем
воздухе, походы, любую возможность.
— Развивая внимание ребенка, не фиксируйте его неудачи. Больше внимание обращайте на
достигнутые им успехи.
— Стимулируйте интерес к развитию внимания собственным примером и примерами из жизни
других людей.
—
В
семейном
кругу
демонстрируйте
достижения
ребенка
по
разви тию
собственного
внимания.
Наберитесь терпения и не ждите немедленных, успешных результатов.
Цикл упражнений на развитие внимания детей
Упражнение 1.
Для
развития
произвольного
внимания
можно
предложить
ребенку
переписать
без
ошибок зашифрованные слова, а затем расшифровать их. Например:
АВОРОК, АЛОКШ, КИНЕЧУ, АДОГОП, АЛКУК, ТЕЛОМАС, АНИШАМ, РОФОТЕВС
Упражнение 2.
Цель: развитие концентрации и устойчивости внимания. Ребенку можно предложить
переписать без ошибок следующие строчки и представить себе, что могли бы означать эти
слова:
АММАДАМА РЕБЕРГЕ АССАМАСА ГЕСК ЛАЛЛА ЕССАНЕССАС ДАТАЛАТТА
РЕТАБЕРТА
НОРАСОТАННА
ДЕБАРУГА
КАЛЛИХАРРА
ФИЛИТАДЕРА
КЛАТИМОР
РЕТАТЕРТА ГРУММОПД ЛАЙОНОСАНДЕРА
ОСТИМЕРА ОСТИМАРЕ
Упражнение 3.
Цель: развитие устойчивости и объема внимания. В нижеприведенных рядах букв можно
предложить ребенку найти спрятавшиеся там слова:
АВРОГАЗЕТААТМНИВСЛШКТДОМРВМЧЕВНГМШ (газета, дом)
ШАОНСРВИКЕЫМОЧКИВЛГМЛГСТИМСНПАКЕТД (очки, пакет)
АВМЛБЕРЕЗАВЛНГСТРЫИЧЕНСЩКНИГАМШВАЛ (береза, книга)
ВОНГАРСИЫПЧЬЛШДАТКОШКААВЕСНАУЕКЫМ (кошка, весна)
ЗВНКПЕНАЛВАСКШНМТВЛДЧБЮВНЛЕСВНАОСТ (пенал, лес)
Упражнение 4.
Цель: развитие устойчивости и концентрации внимания. Ребенку предлагается разделить
«склеенные» между собой слова
и предложения.
Слова: ШАРКОРЗИНАБОТИНКИБИНОКЛЬЕДАОБЕЗЬЯНА
КНИГАРУКАЕЛЬЧАСЫТРАМВАЙСАМОВАРЛУЧИГРАОКНО
Предложения:
БЫЛАЗИМАЗИМОЙ ХОЛОДНОМОРОЗЩИПЛЕТЩЕКИПОГОДАХОРО ШАЯ
СВЕТИТСОЛНЦЕДЕТИРАДУЮТСЯТЕП ЛЫМЛУЧАМ
Упражнение 5. Цель: развитие концентрации и объема внимания. Ребенку предлагается
р а с с т а в и т ь
ч и с л а
в
п о р я д к е
в о з р а с т а н и я :
5,8,1,4,12,7,2,10,4,3,2,0,7,18,22,11,16,13,6,19,21,15,17,12,14,30,27,32,42,25,41
Упражнение 6. Цель: развитие произвольного внимания и логического мышления. Предложите
ребенку решить следующие задачи. 1. На столе лежали книга, ручка, краски, фломастер, тушь.
Один предмет убрали и заменили на другим. И оказалось, что на столе лежат ручка, тушь,
ластик, книга, краски. Что убрали со стола и что положили на стол? 2. Мама попросила сына
купить в магазине мясо, мыло, спички. Сын купил по просьбе мамы масло, сало, спички, мясо.
Что он забыл купить?
Упражнение
7.
Цель:
развитие
памяти,
устойчивости
и
концентрации
внимания.
Ребенку
предлагается вычеркнуть повторяющиеся слова:
МОРЕСОЛНЦЕЛЕСВОДАМОРЕЗЕМЛЯСОЛНЦЕЛУЧНЕБОВОДАРЫБАЛЕСУТКАМОРЕСО
ЛНЦЕПАРОХОДВОДАЗЕМЛЯПОХОДМОРЕРЫБАНЕБОДЕТИРУКА