Автор: Шкарубо Людмила Ивановна
Должность: педагог -организатор
Учебное заведение: ГБОУ школа №258 с углубленным изучением физики и химии
Населённый пункт: Колпино
Наименование материала: статья
Тема: Деятельность педагога организатора в аспекте требований ФГОС.
Раздел: среднее образование
Шкарубо Людмила Ивановна
педагог - огранизатор
ГБОУ школа №258 с углубленным изучением физики и химии
Колпинского района Санкт Петербурга
Тема выступления
Деятельность педагога организатора
в аспекте требований ФГОС.
Последние несколько лет в отечественном образовании характеризуются
возрождением интереса к воспитательному и образовательному пространству вне
уроков, к свободному времени учащихся, к содержательной организации их досуга.
Основными задачами образования являются: создание благоприятных
условий для проявления творческих способностей, организация реальных дел,
доступных для детей и дающих конкретный результат, внесение в жизнь ребенка
романтики, фантазии, оптимистической перспективы и приподнятости.
Внеурочная работа направлена на удовлетворение потребностей детей и
молодежи в неформальном общении, ориентирована на личность ребенка и развитие
его творческой активности. Дополнительное образование дает ребенку реальную
возможность выбора своего индивидуального образовательного пути. По сути дела,
оно увеличивает пространство, в котором школьники могут развивать свою
творческую и познавательную активность, реализовывать свои лучшие личностные
качества, т.е. демонстрировать те способности, которые зачастую остаются
невостребованными в основной системе образования. В дополнительном
образовании ребенок сам выбирает содержание и форму занятий, может не бояться
неудач. Все это создает благоприятный психологический фон для достижения
успеха, что, в свою очередь, положительно влияет и на учебную деятельность.
Дополнительное образование, несмотря на все особенности его организации,
содержания и методики, подчиняется всем закономерностям образовательного
процесса: оно имеет цели и задачи, определяемое ими содержание, взаимодействие
педагога с детьми, результат обучения, воспитания и развития ребёнка.
Современные технологии образования не являются единственным средством
реформирования образования. Главным стратегическим и технологическим
ресурсом всегда был и остаётся именно педагог, от профессионализма,
нравственных ценностей, интеллекта которого зависит качество образования.
Сегодня в РФ насчитывается 18 тысяч учреждений дополнительного образования.
В задачи педагога входит руководство разнообразной творческой деятельностью
обучающихся, организация внеурочной работы с воспитанниками в школе.
Педагог дополнительного образования - один из важнейших специалистов,
непосредственно реализующих дополнительные образовательные программы
различной направленности. Он занимается развитием талантов и способностей
школьников, включая их в художественную, техническую, спортивную, эколого -
биологическую деятельность. Он комплектует состав творческих объединений,
способствует сохранению контингента обучающихся, реализации образовательной
программы, ведет непосредственную образовательную деятельность со
школьниками в определенном творческом объединении, обеспечивая обоснованный
выбор форм, методов, содержания деятельности. Участвует в разработке авторских
образовательных программ, несет ответственность за качество их реализации.
Оказывает консультативную помощь родителям по вопросам развития способностей
детей в системе дополнительного образования.
Деятельность педагога направлена как на развитие познавательной
мотивации детей, так и на решение образовательных задач, непосредственно
отвечающих жизненным потребностям детей, что позволит им в будущем
прогнозировать в различных жизненных ситуациях возможности применения
знаний и навыков, получаемых в системе дополнительного образования. Именно
педагоги дополнительного образования призваны интегрировать усилия по
физическому, интеллектуальному, нравственному развитию личности.
Педагог организатор должен обладать следующими личностными качествами:
• быть чутким и доброжелательным;
• понимать потребности и интересы детей;
• иметь высокий уровень интеллектуального развития;
• обладать широким кругом интересов и умений;
• быть готовым к выполнению самых разных обязанностей, связанных с обучением
и воспитанием детей;
• быть активным;
• обладать чувством юмора;
• располагать творческим потенциалом;
• проявлять гибкость, быть готовым к пересмотру своих взглядов и постоянному
самосовершенствованию.
Среди наиболее важных факторов, которые влияют на развитие личности
детей в системе образования, важнейшим является профессионализм педагога.
Только рядом с мастером может вырасти другой мастер, воспитать личность может
только другая личность, лишь у мастера можно научиться мастерству.
Профессионализм педагога является основой для формирования и развития
личности ребенка.
Термин «профессиональная компетентность» начал активно употребляться в
90-е годы прошлого века, а само понятие становится предметом специального
всестороннего изучения многих исследователей, занимающихся проблемами
педагогической деятельности . Под профессиональной компетентностью педагога
организатора понимается совокупность профессиональных и личностных качеств,
необходимых для успешной педагогической деятельности.
Профессионально компетентным можно назвать педагога организатора, который на
достаточно высоком уровне осуществляет педагогическую деятельность, достигает
стабильно высоких результатов в воспитании учащихся.
Развитие профессиональной компетентности – это развитие творческой
индивидуальности, формирование восприимчивости к педагогическим инновациям,
способностей адаптироваться в меняющейся педагогической среде. От
профессионального уровня педагога напрямую зависит социально-экономическое и
духовное развитие общества.
Исходя из современных требований можно определить основные пути развития
профессиональной компетентности педагога:
работа в методических объединениях, творческих группах;
исследовательская деятельность;
освоение новых педагогических технологий;
различные формы педагогической поддержки;
активное участие в педагогических конкурсах, мастер-классах, форумах и
фестивалях;
обобщение собственного педагогического опыта;
использование ИКТ.
Можно выделить этапы формирования профессиональной компетентности:
самоанализ и осознание необходимости;
планирование саморазвития (цели, задачи, пути решения);
самопроявление, анализ, самокорректировка.
Изучением профессиональной компетентности занимались многие исследователи:
Ю. К. Бабанский, Б. Г. Ананьев , Т. И. Шамова и другие. В работах этих
исследователей раскрыты такие аспекты педагогической компетентности:
управленческий аспект : как педагог анализирует , планирует,
организует ,контролирует, регулирует учебный процесс взаимоотношения с
учащимися;
психологический аспект: как влияет личность педагога на учащихся, как он
учитывает индивидуальные способности учащихся;
педагогический аспект: с помощью каких форм и методов педагог ведёт обучение
школьников.
К профессионально значимым качествам педагога относятся:
педагогическая направленность - важнейшее качество, которое представляет
доминирующую систему мотивов, определяющую поведение педагога и его
отношение к профессии;
педагогическое целеполагание - умение определить важность педагогических задач
в зависимости от конкретных условий;
педагогическое мышление-овладение системой средств решения педагогических
задач;
педагогическая рефлексия-способность педагога к самоанализу;
педагогический такт-отношение к ребёнку как главной ценности.
И ещё одним важным дополнением к педагогу организатору является умение
стимулировать собственную творческую деятельность и творческие способности
учащихся. В системе дополнительного образования акцент делается не столько на
объяснение детям того или иного предметного знания, сколько на развитии их
интереса к расширению индивидуально значимого знания. Роль педагога
заключается в организации естественных видов деятельности детей и умении
педагогически грамотно управлять системой взаимоотношений в этой деятельности.
Таким образом, компетентность - это синтез профессионализма, творчества, и
искусства. И на сегодняшний день становиться очевидным, что из простой суммы
знаний «сложить» компетентного профессионала невозможно, огромным чувством
ответственности должен обладать педагог, обучая нынешнее поколение.