Напоминание

Деятельность педагога организатора в аспекте требований ФГОС.


Автор: Шкарубо Людмила Ивановна
Должность: педагог -организатор
Учебное заведение: ГБОУ школа №258 с углубленным изучением физики и химии
Населённый пункт: Колпино
Наименование материала: статья
Тема: Деятельность педагога организатора в аспекте требований ФГОС.
Раздел: среднее образование





Назад




Шкарубо Людмила Ивановна

педагог - огранизатор

ГБОУ школа №258 с углубленным изучением физики и химии

Колпинского района Санкт Петербурга

Тема выступления

Деятельность педагога организатора

в аспекте требований ФГОС.

Последние несколько лет в отечественном образовании характеризуются

возрождением интереса к воспитательному и образовательному пространству вне

уроков, к свободному времени учащихся, к содержательной организации их досуга.

Основными задачами образования являются: создание благоприятных

условий для проявления творческих способностей, организация реальных дел,

доступных для детей и дающих конкретный результат, внесение в жизнь ребенка

романтики, фантазии, оптимистической перспективы и приподнятости.

Внеурочная работа направлена на удовлетворение потребностей детей и

молодежи в неформальном общении, ориентирована на личность ребенка и развитие

его творческой активности. Дополнительное образование дает ребенку реальную

возможность выбора своего индивидуального образовательного пути. По сути дела,

оно увеличивает пространство, в котором школьники могут развивать свою

творческую и познавательную активность, реализовывать свои лучшие личностные

качества, т.е. демонстрировать те способности, которые зачастую остаются

невостребованными в основной системе образования. В дополнительном

образовании ребенок сам выбирает содержание и форму занятий, может не бояться

неудач. Все это создает благоприятный психологический фон для достижения

успеха, что, в свою очередь, положительно влияет и на учебную деятельность.

Дополнительное образование, несмотря на все особенности его организации,

содержания и методики, подчиняется всем закономерностям образовательного

процесса: оно имеет цели и задачи, определяемое ими содержание, взаимодействие

педагога с детьми, результат обучения, воспитания и развития ребёнка.

Современные технологии образования не являются единственным средством

реформирования образования. Главным стратегическим и технологическим

ресурсом всегда был и остаётся именно педагог, от профессионализма,

нравственных ценностей, интеллекта которого зависит качество образования.

Сегодня в РФ насчитывается 18 тысяч учреждений дополнительного образования.

В задачи педагога входит руководство разнообразной творческой деятельностью

обучающихся, организация внеурочной работы с воспитанниками в школе.

Педагог дополнительного образования - один из важнейших специалистов,

непосредственно реализующих дополнительные образовательные программы

различной направленности. Он занимается развитием талантов и способностей

школьников, включая их в художественную, техническую, спортивную, эколого -

биологическую деятельность. Он комплектует состав творческих объединений,

способствует сохранению контингента обучающихся, реализации образовательной

программы, ведет непосредственную образовательную деятельность со

школьниками в определенном творческом объединении, обеспечивая обоснованный

выбор форм, методов, содержания деятельности. Участвует в разработке авторских

образовательных программ, несет ответственность за качество их реализации.

Оказывает консультативную помощь родителям по вопросам развития способностей

детей в системе дополнительного образования.

Деятельность педагога направлена как на развитие познавательной

мотивации детей, так и на решение образовательных задач, непосредственно

отвечающих жизненным потребностям детей, что позволит им в будущем

прогнозировать в различных жизненных ситуациях возможности применения

знаний и навыков, получаемых в системе дополнительного образования. Именно

педагоги дополнительного образования призваны интегрировать усилия по

физическому, интеллектуальному, нравственному развитию личности.

Педагог организатор должен обладать следующими личностными качествами:

• быть чутким и доброжелательным;

• понимать потребности и интересы детей;

• иметь высокий уровень интеллектуального развития;

• обладать широким кругом интересов и умений;

• быть готовым к выполнению самых разных обязанностей, связанных с обучением

и воспитанием детей;

• быть активным;

• обладать чувством юмора;

• располагать творческим потенциалом;

• проявлять гибкость, быть готовым к пересмотру своих взглядов и постоянному

самосовершенствованию.

Среди наиболее важных факторов, которые влияют на развитие личности

детей в системе образования, важнейшим является профессионализм педагога.

Только рядом с мастером может вырасти другой мастер, воспитать личность может

только другая личность, лишь у мастера можно научиться мастерству.

Профессионализм педагога является основой для формирования и развития

личности ребенка.

Термин «профессиональная компетентность» начал активно употребляться в

90-е годы прошлого века, а само понятие становится предметом специального

всестороннего изучения многих исследователей, занимающихся проблемами

педагогической деятельности . Под профессиональной компетентностью педагога

организатора понимается совокупность профессиональных и личностных качеств,

необходимых для успешной педагогической деятельности.

Профессионально компетентным можно назвать педагога организатора, который на

достаточно высоком уровне осуществляет педагогическую деятельность, достигает

стабильно высоких результатов в воспитании учащихся.

Развитие профессиональной компетентности – это развитие творческой

индивидуальности, формирование восприимчивости к педагогическим инновациям,

способностей адаптироваться в меняющейся педагогической среде. От

профессионального уровня педагога напрямую зависит социально-экономическое и

духовное развитие общества.

Исходя из современных требований можно определить основные пути развития

профессиональной компетентности педагога:

работа в методических объединениях, творческих группах;

исследовательская деятельность;

освоение новых педагогических технологий;

различные формы педагогической поддержки;

активное участие в педагогических конкурсах, мастер-классах, форумах и

фестивалях;

обобщение собственного педагогического опыта;

использование ИКТ.

Можно выделить этапы формирования профессиональной компетентности:

самоанализ и осознание необходимости;

планирование саморазвития (цели, задачи, пути решения);

самопроявление, анализ, самокорректировка.

Изучением профессиональной компетентности занимались многие исследователи:

Ю. К. Бабанский, Б. Г. Ананьев , Т. И. Шамова и другие. В работах этих

исследователей раскрыты такие аспекты педагогической компетентности:

управленческий аспект : как педагог анализирует , планирует,

организует ,контролирует, регулирует учебный процесс взаимоотношения с

учащимися;

психологический аспект: как влияет личность педагога на учащихся, как он

учитывает индивидуальные способности учащихся;

педагогический аспект: с помощью каких форм и методов педагог ведёт обучение

школьников.

К профессионально значимым качествам педагога относятся:

педагогическая направленность - важнейшее качество, которое представляет

доминирующую систему мотивов, определяющую поведение педагога и его

отношение к профессии;

педагогическое целеполагание - умение определить важность педагогических задач

в зависимости от конкретных условий;

педагогическое мышление-овладение системой средств решения педагогических

задач;

педагогическая рефлексия-способность педагога к самоанализу;

педагогический такт-отношение к ребёнку как главной ценности.

И ещё одним важным дополнением к педагогу организатору является умение

стимулировать собственную творческую деятельность и творческие способности

учащихся. В системе дополнительного образования акцент делается не столько на

объяснение детям того или иного предметного знания, сколько на развитии их

интереса к расширению индивидуально значимого знания. Роль педагога

заключается в организации естественных видов деятельности детей и умении

педагогически грамотно управлять системой взаимоотношений в этой деятельности.

Таким образом, компетентность - это синтез профессионализма, творчества, и

искусства. И на сегодняшний день становиться очевидным, что из простой суммы

знаний «сложить» компетентного профессионала невозможно, огромным чувством

ответственности должен обладать педагог, обучая нынешнее поколение.



В раздел образования