Автор: Ведерникова Алина Фаритовна
Должность: Преподаватель
Учебное заведение: МКУ ДО "Порошинская ДШИ"
Населённый пункт: Свердловская область, Камышловский район, п/о Порошино
Наименование материала: учебная презентация по предмету "История стилей"
Тема: Афроамериканская музыка
Раздел: дополнительное образование
Ведерникова А. Ф. МКУ ДО «Порошинская ДШИ»
Афроамериканская
музыка
Основным поставщиком рабов в Америку являлась Африка.
С 1500 по 1990 год в США было
доставлено по разным оценкам до
16,5 млн человек, всего же за свою
историю Африканский континент
потерял около 80 млн человек.
Если в конце XVIII века цена
раба была менее 300 долларов,
то к началу Гражданской войны
(1861–1865 раб стоил уже около
1800 долларов.
Благодаря многовековому привозу рабов в Америку была привнесена и
сохранилась большая часть африканской культуры, несмотря на
смешение с западноевропейской музыкой. По-разному сложилась
судьба рабов и их культура в зависимости от места расселения,
социально-экономических условий,
национального влияния (английское,
французское, испанское…). В этом
процессе африканские элементы
оказались настолько сильнее, что им
удалось преобразовать основные
положения западноевропейской музыки.
Важную роль в зарождении джаза
сыграл ряд жанров, принадлежащих
музыкальному фольклору американских
негров, который и можно назвать
африканской музыкой.
Главным ее признаком
является ритм , который
принципиально отличается от ритма
европейской музыки. Метр
(чередование сильных и слабых
долей) не служит основой
африканского ритма, а размер в
европейском смысле ей неведом.
Ритмические модели повторяются
бесконечно, комбинируются разными
способами и в разных темпах, что
приводит к несовпадению сильных и
слабых долей. Для этого используют
такие понятия, как полиметрия и
полиритмия.
Африканская музыка имеет к оллек тивную
импровизационную природу . В ансамбле исполнители
играли не столько вместе, сколько параллельно друг другу,
что и порождало полиритмию и полиметрию . Отсюда и
главная роль барабанов и других ударных инструментов (в
том числе и хлопки в ладони, и топанье ногами).
Европейское начало привело к исчезновению в
африканском ритме полиритмии, подчинившейся
общему тактовому размеру. Метроритм стал проще, а его
усложнение началось вновь в более поздних джазовых
стилях.
Мелодическое начало не так развито, как у европейцев
(главным образом одноголосно) интонирование отличается
известной свободой.
При господстве пентатоники
фиксированными по высоте
являются лишь опорные звуки:
C, D, E, G, A. Другие ступени
могут повышаться, понижаться –
возникают «dirty tones»
(грязные тона), «growl»
(гортанные, хрипящие звуки), «shout» (выкрики), вибрато,
глиссандирующие, фальцетные звучания.
В и с п о л ь з о в а н и и и н с т р у м е н т о в заметно как сохранение
традиций, так и новые тенденции. Довольно рано завезенные
неграми барабаны были запрещены рабовладельцами, поэтому
барабанами становились и полая тыква, и бочки, обтянутые
воловьей кожей (бамбула), и бочка из металла – из них делали
целые оркестры.
Из струнных было популярно банджо, позднее – гитара. Из духовых
– флейты, губные гармоники, позднее – корнет, тромбон, кларнет. В
практику входят фортепиано и контрабас, но при этом сохраняется
своя негритянская манера исполнения.
Широкое применение получил р е с п о н с н ы й п р и н ц и п
( в о п р о с – о т в е т ) между солистом и хором: отвечая хору,
солист поет вариации на тему – импровизирует.
Понятие «афроамериканская музыка» ввел в 1914 году
немецкий музыковед Генри Эдвард Кребил.
Сегодня оно применяется по отношению к негритянскому
фольклору США.
Афроамериканская музыка
родилась в Америке в результате
смешения африканских
и европейских традиций. Она
отличается африканским
ритмическим богатством,
заключенным в европейские
формы и тональные структуры.
Музыкальные формы, возникшие таким образом, многочисленны и
объединяются общим названием афроамериканская музыка. К ней
относятся также джаз, блюз и госпел, которые снова и снова
порождали внутри себя новые формы и типы музицирования:
В 40-е годы – ритм-энд-блюз;
В 50-е годы – рок-н-ролл;
В 60-е годы – соул;
В 70-е годы – электрофанк,
хаус-музыка;
В 80-е годы в рамках культуры
хип-хоп, рэп;
В 90-е годы – смут-джаз,
айсид-джаз, кул-джаз,
нью-эйдж-джаз, и другие.
Таким образом, афроамериканская музыка осталась
жизнеспособной даже в условиях коммерческого массового
производства музыки и никогда не теряла свою
самостоятельность.
Библиографический список
Киселев С. С. История стилей музыкальной эстрады. Джаз:
Учебно-методическое пособие. – СПб.: Издательство «Лань»;
Издательство «ПЛАНЕТА МУЗЫКИ», 2018. 200 с. – (учебник
для вузов. Специальная литература);
Овчинников Е. История джаза. – М.: Музыка, 1994. Вып. 1;
Конен В. Рождение джаза. – М.: Советский композитор,1984.
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!