Напоминание

Афроамериканская музыка


Автор: Ведерникова Алина Фаритовна
Должность: Преподаватель
Учебное заведение: МКУ ДО "Порошинская ДШИ"
Населённый пункт: Свердловская область, Камышловский район, п/о Порошино
Наименование материала: учебная презентация по предмету "История стилей"
Тема: Афроамериканская музыка
Раздел: дополнительное образование





Назад




Ведерникова А. Ф. МКУ ДО «Порошинская ДШИ»

Афроамериканская

музыка

Основным поставщиком рабов в Америку являлась Африка.

С 1500 по 1990 год в США было

доставлено по разным оценкам до

16,5 млн человек, всего же за свою

историю Африканский континент

потерял около 80 млн человек.

Если в конце XVIII века цена

раба была менее 300 долларов,

то к началу Гражданской войны

(1861–1865 раб стоил уже около

1800 долларов.

Благодаря многовековому привозу рабов в Америку была привнесена и

сохранилась большая часть африканской культуры, несмотря на

смешение с западноевропейской музыкой. По-разному сложилась

судьба рабов и их культура в зависимости от места расселения,

социально-экономических условий,

национального влияния (английское,

французское, испанское…). В этом

процессе африканские элементы

оказались настолько сильнее, что им

удалось преобразовать основные

положения западноевропейской музыки.

Важную роль в зарождении джаза

сыграл ряд жанров, принадлежащих

музыкальному фольклору американских

негров, который и можно назвать

африканской музыкой.

Главным ее признаком

является ритм , который

принципиально отличается от ритма

европейской музыки. Метр

(чередование сильных и слабых

долей) не служит основой

африканского ритма, а размер в

европейском смысле ей неведом.

Ритмические модели повторяются

бесконечно, комбинируются разными

способами и в разных темпах, что

приводит к несовпадению сильных и

слабых долей. Для этого используют

такие понятия, как полиметрия и

полиритмия.

Африканская музыка имеет к оллек тивную

импровизационную природу . В ансамбле исполнители

играли не столько вместе, сколько параллельно друг другу,

что и порождало полиритмию и полиметрию . Отсюда и

главная роль барабанов и других ударных инструментов (в

том числе и хлопки в ладони, и топанье ногами).

Европейское начало привело к исчезновению в

африканском ритме полиритмии, подчинившейся

общему тактовому размеру. Метроритм стал проще, а его

усложнение началось вновь в более поздних джазовых

стилях.

Мелодическое начало не так развито, как у европейцев

(главным образом одноголосно) интонирование отличается

известной свободой.

При господстве пентатоники

фиксированными по высоте

являются лишь опорные звуки:

C, D, E, G, A. Другие ступени

могут повышаться, понижаться –

возникают «dirty tones»

(грязные тона), «growl»

(гортанные, хрипящие звуки), «shout» (выкрики), вибрато,

глиссандирующие, фальцетные звучания.

В и с п о л ь з о в а н и и и н с т р у м е н т о в заметно как сохранение

традиций, так и новые тенденции. Довольно рано завезенные

неграми барабаны были запрещены рабовладельцами, поэтому

барабанами становились и полая тыква, и бочки, обтянутые

воловьей кожей (бамбула), и бочка из металла – из них делали

целые оркестры.

Из струнных было популярно банджо, позднее – гитара. Из духовых

– флейты, губные гармоники, позднее – корнет, тромбон, кларнет. В

практику входят фортепиано и контрабас, но при этом сохраняется

своя негритянская манера исполнения.

Широкое применение получил р е с п о н с н ы й п р и н ц и п

( в о п р о с – о т в е т ) между солистом и хором: отвечая хору,

солист поет вариации на тему – импровизирует.

Понятие «афроамериканская музыка» ввел в 1914 году

немецкий музыковед Генри Эдвард Кребил.

Сегодня оно применяется по отношению к негритянскому

фольклору США.

Афроамериканская музыка

родилась в Америке в результате

смешения африканских

и европейских традиций. Она

отличается африканским

ритмическим богатством,

заключенным в европейские

формы и тональные структуры.

Музыкальные формы, возникшие таким образом, многочисленны и

объединяются общим названием афроамериканская музыка. К ней

относятся также джаз, блюз и госпел, которые снова и снова

порождали внутри себя новые формы и типы музицирования:

В 40-е годы – ритм-энд-блюз;

В 50-е годы – рок-н-ролл;

В 60-е годы – соул;

В 70-е годы – электрофанк,

хаус-музыка;

В 80-е годы в рамках культуры

хип-хоп, рэп;

В 90-е годы – смут-джаз,

айсид-джаз, кул-джаз,

нью-эйдж-джаз, и другие.

Таким образом, афроамериканская музыка осталась

жизнеспособной даже в условиях коммерческого массового

производства музыки и никогда не теряла свою

самостоятельность.

Библиографический список

Киселев С. С. История стилей музыкальной эстрады. Джаз:

Учебно-методическое пособие. – СПб.: Издательство «Лань»;

Издательство «ПЛАНЕТА МУЗЫКИ», 2018. 200 с. – (учебник

для вузов. Специальная литература);

Овчинников Е. История джаза. – М.: Музыка, 1994. Вып. 1;

Конен В. Рождение джаза. – М.: Советский композитор,1984.

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!



В раздел образования