Напоминание

"Культовая музыка американских негров"


Автор: Ведерникова Алина Фаритовна
Должность: Преподаватель
Учебное заведение: МКУ ДО "Порошинская ДШИ"
Населённый пункт: Свердловская область, Камышловский район, п/о Порошино
Наименование материала: Учебная презентация по предмету "История стилей"
Тема: "Культовая музыка американских негров"
Раздел: дополнительное образование





Назад




Культовая музыка

американских

негров

МКУ ДО «Порошинская ДШИ» Ведерникова А. Ф.

Жанры религиозной музыки американских негров, характер проведения

культовых обрядов, возникавшая в это время атмосфера, приемы

исполнения — все это в исторической перспективе имело существенное

значение для процесса зарождения, появления и развития джаза в США.

Христианская религия в Америке

представлена двумя основными видами:

католицизм и протестантизм.

Протестанты контролировали северную

часть страны, а католики – южную.

В целом негры не противились обращению в

новую веру, так как она давала надежду на

освобождение. Церковь служила средством

объединения и возможностью излить вслух свои

мысли и чувства, не боясь наказания.

Жанры культовой музыки

1.

Ring shout (ринг-шаут), где ring – кольцо, а shout – крик.

Это религиозный групповой танцевальный ритуал. Обычно был

составной частью богослужения.

По зову проповедника верующие

исполняли групповой танец

с пением и возгласами по кругу

под звуки барабана и хлопки.

Жанры культовой музыки

2. Song sermon (сонг-сермон) – песни-проповеди,

создаваемые спонтанно во время службы. Проповедник

вопрошает, паства вторит или отвечает ему.

Песни сонг-сермон расцвели и в наши дни. Евангелистиские общины

используют их регулярно, причем примеру негров последовали и белые.

Сонг-сермон – это уже не танец, а пение во

время проповеди, а значит, приобретает

значение мелодия, которая сначала могла

состоять всего из двух нот (тоники и

минорной терции). Постепенно диапазон

мелодии сонг-сермон расширялся.

Жанры культовой музыки

3. Jubilee (джубили) – песни-прославления жизнерадостного

характера с четким ритмом и оптимистичным содержанием.

Мелодически джубили весьма просты. Напев,

как правило, сопровождается выкриками,

хлопками и притопыванием ног.

Это форма.

Афроамериканской

духовной музыки,

возникшая на основе

христианского

Евангелия.

Жанры культовой музыки

4. Spiritual (спиричуэл, где spirit – дух) – духовные

песнопения.

В 1867 году была издана антология

”Slave Song of United States” (Песни

рабов Соединенных Штатов) –

единственный документ эпохи

спиричуэлс.

Америка познакомилась с

ними после окончания

Гражданской войны 1865 года.

Spiritual

Тексты

обычно

связаны

с

сюжетами

из

Библии

(Ветхий и Новый Завет). Поющие спиричуэл просили

о помощи не для себя, а для всей общины.

Основные

приемы:

импровизация,

блюзовые

ноты,

богатая

мелизматика,

глиссандирование,

пентатоника и полиритмия.

Влияние европейской гармонии. В

качестве мелодий использовались

христианские гимны, которые по-

своему распевались неграми.

Spiritual

Куплетная

песенная форма

(А–В, запев –

припев).

Вначале спиричуэл пелись импровизационно

“A capella”, потом постепенно перешли в

концертные залы и стали «фиксированной

композицией» под аккомпанемент фортепиано.

Спиричуэл сохранили

народный характер и

исполнялись прежде

всего в деревне.

Жанры культовой музыки

5. Gospel song (Госпел - Евангелие) – песни на

евангелическую тематику, возникшие в 20-х годах прошлого века.

В отличие от других

жанров текст и музыка

создавались

профессиональными

авторами для сольного

исполнения.

Другой источник текста –

Евангелие (входит в

состав Нового Завета).

Gospel

Может иметь инструментальное

сопровождение.

Иногда используются танцевальные ритмы.

Больше спонтанных

реплик, импровизации

(чем в спиричуэл).

Сольное исполнение, иногда с

бэк-вокалом.

“I Will Move on Up a Little Higher” (Я

буду идти дальше вверх, чуть выше)

в ее исполнении, записанный 12

сентября 1947 года, стал самым

продаваемым госпелом всех времен.

Королевой жанра заслуженно считается

Махалия Джексон (Mahalia Jackson, 1911–1972),

певица, которая перенесла госпел из церквей

Чикаго на сцену и во многом определила

современное звучание госпел и спиричуэл.

Библиографический список.

Киселев С. С. История стилей музыкальной

эстрады. Джаз: Учебно-методическое пособие. –

СПб.: Издательство «Лань»; Издательство

«ПЛАНЕТА МУЗЫКИ», 2018. 200 с. – (учебник для

вузов. Специальная литература);

Овчинников Е. История джаза. – М.: Музыка, 1994.

Вып. 1;

Конен В. Рождение джаза. – М.: Советский

композитор,1984.

Рекомендации к прослушиванию.

1.

Ring-shout – «Run, Old Jeremiah» (Беги, старый Иеремия);

2.

Song sermon – «The Sermon In A Song» (Проповедь в песне);

3.

Jubille – «When The Saints Go Marching In» (Когда святые

маршируют);

4.

Spiritual – «Go Down Moses» (Спустись, Моисей),

«Deep River» (Глубокая река);

5.

Gospel Song – «Precious Lord, Take My Hand» (Дорогой Господь,

возьми меня за руку, веди меня и позволь мне стоять. Я устал, я слаб);

«I Will Move on Up a Little Higher» (Я буду идти дальше

вверх, чуть выше).

Спасибо за внимание!



В раздел образования