Автор: Ведерникова Алина Фаритовна
Должность: Преподаватель
Учебное заведение: МКУ ДО "Порошинская ДШИ"
Населённый пункт: Свердловская область, Камышловский район, п/о Порошино
Наименование материала: Учебная презентация по предмету "История стилей"
Тема: "Культовая музыка американских негров"
Раздел: дополнительное образование
Культовая музыка
американских
негров
МКУ ДО «Порошинская ДШИ» Ведерникова А. Ф.
Жанры религиозной музыки американских негров, характер проведения
культовых обрядов, возникавшая в это время атмосфера, приемы
исполнения — все это в исторической перспективе имело существенное
значение для процесса зарождения, появления и развития джаза в США.
Христианская религия в Америке
представлена двумя основными видами:
католицизм и протестантизм.
Протестанты контролировали северную
часть страны, а католики – южную.
В целом негры не противились обращению в
новую веру, так как она давала надежду на
освобождение. Церковь служила средством
объединения и возможностью излить вслух свои
мысли и чувства, не боясь наказания.
Жанры культовой музыки
1.
Ring shout (ринг-шаут), где ring – кольцо, а shout – крик.
Это религиозный групповой танцевальный ритуал. Обычно был
составной частью богослужения.
По зову проповедника верующие
исполняли групповой танец
с пением и возгласами по кругу
под звуки барабана и хлопки.
Жанры культовой музыки
2. Song sermon (сонг-сермон) – песни-проповеди,
создаваемые спонтанно во время службы. Проповедник
вопрошает, паства вторит или отвечает ему.
Песни сонг-сермон расцвели и в наши дни. Евангелистиские общины
используют их регулярно, причем примеру негров последовали и белые.
Сонг-сермон – это уже не танец, а пение во
время проповеди, а значит, приобретает
значение мелодия, которая сначала могла
состоять всего из двух нот (тоники и
минорной терции). Постепенно диапазон
мелодии сонг-сермон расширялся.
Жанры культовой музыки
3. Jubilee (джубили) – песни-прославления жизнерадостного
характера с четким ритмом и оптимистичным содержанием.
Мелодически джубили весьма просты. Напев,
как правило, сопровождается выкриками,
хлопками и притопыванием ног.
Это форма.
Афроамериканской
духовной музыки,
возникшая на основе
христианского
Евангелия.
Жанры культовой музыки
4. Spiritual (спиричуэл, где spirit – дух) – духовные
песнопения.
В 1867 году была издана антология
”Slave Song of United States” (Песни
рабов Соединенных Штатов) –
единственный документ эпохи
спиричуэлс.
Америка познакомилась с
ними после окончания
Гражданской войны 1865 года.
Spiritual
Тексты
обычно
связаны
с
сюжетами
из
Библии
(Ветхий и Новый Завет). Поющие спиричуэл просили
о помощи не для себя, а для всей общины.
Основные
приемы:
импровизация,
блюзовые
ноты,
богатая
мелизматика,
глиссандирование,
пентатоника и полиритмия.
Влияние европейской гармонии. В
качестве мелодий использовались
христианские гимны, которые по-
своему распевались неграми.
Spiritual
Куплетная
песенная форма
(А–В, запев –
припев).
Вначале спиричуэл пелись импровизационно
“A capella”, потом постепенно перешли в
концертные залы и стали «фиксированной
композицией» под аккомпанемент фортепиано.
Спиричуэл сохранили
народный характер и
исполнялись прежде
всего в деревне.
Жанры культовой музыки
5. Gospel song (Госпел - Евангелие) – песни на
евангелическую тематику, возникшие в 20-х годах прошлого века.
•
В отличие от других
жанров текст и музыка
создавались
профессиональными
авторами для сольного
исполнения.
•
Другой источник текста –
Евангелие (входит в
состав Нового Завета).
Gospel
•
Может иметь инструментальное
сопровождение.
•
Иногда используются танцевальные ритмы.
•
Больше спонтанных
реплик, импровизации
(чем в спиричуэл).
•
Сольное исполнение, иногда с
бэк-вокалом.
“I Will Move on Up a Little Higher” (Я
буду идти дальше вверх, чуть выше)
в ее исполнении, записанный 12
сентября 1947 года, стал самым
продаваемым госпелом всех времен.
Королевой жанра заслуженно считается
Махалия Джексон (Mahalia Jackson, 1911–1972),
певица, которая перенесла госпел из церквей
Чикаго на сцену и во многом определила
современное звучание госпел и спиричуэл.
Библиографический список.
Киселев С. С. История стилей музыкальной
эстрады. Джаз: Учебно-методическое пособие. –
СПб.: Издательство «Лань»; Издательство
«ПЛАНЕТА МУЗЫКИ», 2018. 200 с. – (учебник для
вузов. Специальная литература);
Овчинников Е. История джаза. – М.: Музыка, 1994.
Вып. 1;
Конен В. Рождение джаза. – М.: Советский
композитор,1984.
Рекомендации к прослушиванию.
1.
Ring-shout – «Run, Old Jeremiah» (Беги, старый Иеремия);
2.
Song sermon – «The Sermon In A Song» (Проповедь в песне);
3.
Jubille – «When The Saints Go Marching In» (Когда святые
маршируют);
4.
Spiritual – «Go Down Moses» (Спустись, Моисей),
«Deep River» (Глубокая река);
5.
Gospel Song – «Precious Lord, Take My Hand» (Дорогой Господь,
возьми меня за руку, веди меня и позволь мне стоять. Я устал, я слаб);
«I Will Move on Up a Little Higher» (Я буду идти дальше
вверх, чуть выше).
Спасибо за внимание!