Напоминание

Консультация для родителей "Проверка речи ребенка"


Автор: Людмила Валентиновна Остроушко
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ ДС "Аленький цветочек"
Населённый пункт: Волгодонск Ростовская обл.
Наименование материала: статья
Тема: Консультация для родителей "Проверка речи ребенка"
Раздел: дошкольное образование





Назад




КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

«ПРОВЕРЬТЕ РЕЧЬ ВАШЕГО РЕБЕНКА»

Вашему ребенку 3,5 – 4,5 или даже больше, а ребенок говорит неразборчиво:

Необходимо проверить словарь глаголов, существительных, прилагательных и

предлогов:

Словарь глаголов.

- нужно выяснить, правильно ли ребенок называет хорошо известные ему действия

(совершайте или показывайте действия на картинках: «машина едет», «мальчик спит», «девочка

спит» и т.п.). При этом задавайте ему вопросы: «машина что делает?», «Мальчик что делает?».

- необходимо выяснить, правильно ли ребенок называет действия, присущие тем или иным

объектам. Примерные вопросы: «Самолет что делает?», «Машина что делает?» и т.д.

Словарь существительных.

- необходимо выяснить, правильно ли ребенок называет известные ему предметы: стол,

стул, кресло, тарелка, ложка и т.п. Показывайте сам предмет или картинку с его изображением,

добивайтесь ответа от малыша.

- выяснить, правильно ли ребенок называет детенышей животных: показываете картину

или игрушку животных с их детенышами: «Кто у кошки детки?» (котенок), «Кто у собачки

детки?» (щенята) и т.д.

Словарь прилагательных.

- правильно ли ребенок называет основные (естественные цвета: белый, желтый, красный,

синий, зеленый, черный коричневый). «Каким цветом бывает солнышко?», «Каким цветом

травка?», обязательно должно быть изображение предмета, про который вы спрашиваете ребенка.

- необходимо выяснить, правильно ли ребенок называет размер предметов: большой,

длинный, широкий, маленький, толстый и т.д. («Папа у нас какой?» (большой), «Котята какие?

(маленькие) и т.д.)

Словарь предлогов.

- правильно ли ребенок употребляет предлоги. Вы даете инструкцию ребенку: «Положи

кубик на стол», «Положи машинку в ящик» и т.д., со всеми предлогами: в, за, под, на, над, возле,

перед.

Грамотность речи.

Так как речь ребенка неразборчива, то уловить на слух грамотность речи достаточно

трудно, поэтому необходимо посредством заданий выяснить правильность речи ребенка:

- множественное число существительных: перед ребенком раскладываете картинки, где

нарисованы одна рука, на другой картинке две руки и говорите: «Это одна руки (картинка с одной

рукой), а это две …» (ребенок заканчивает предложение).

- уменьшительная форма существительных. Поиграйте с ребенком в игру «Большой -

маленький»: «У меня большие уши, а у тебя маленькие …» (ушки), «У папы большие глаза, а у

тебя маленькие …» (глазки) и т.д.

женский род глагола прошедшего времени. Примерные задания: «Мальчик пришел домой,

как мы скажем то же самое про девочку? Она …» (пришла), «Пес убежал из дома. Как сказать то

же самое про кошку? Она …» (убежала).

- множественное число прилагательных. Показываете ребенку картинку, и спрашиваете:

«Цветок красный, а цветы какие?» (красные), «Машина зеленая, а машины?» (зеленые).

Фразовая речь.

К 3,5 – 4,5 годам ребенок должен уметь составлять предложения, состоящие из четырех

слов с предлогом.

- ребенок должен закончить по картинке начатое вами предложение, например: «Мальчик

едет на велосипеде», при этом вы называете только первое слово предложения.

- дополнение ребенком вашего короткого предложения по картинке, например: «Мальчик

едет» (Мальчик едет на велосипеде). В дальнейшем пусть ребенок ищет другие варианты

дополнения: Мальчик едет по дороге, Мальчик едет домой. При этом вы можете задавать

наводящие вопросы: куда мальчик едет? на чем мальчик едет?

Понимание речи

- задавайте ребенку инструкции: «Сходи в кухню и принеси со стола синюю кружку»,

«Сходи в коридор и возьми из ящика красный карандаш и отдай его папе» и т.п.

Соблюдение рисунка слова. Соблюдение в слове порядка слогов и звуков называется

рисунком или структурой слова. Ребенок может менять местами в словах звуки и слоги,

недоговаривать окончания. Одно и то же слово каждый раз может искажаться совершенно по-

разному: фираль, ферваль, вираль – февраль. Необходимо выяснить, правильно ли ребенок строит

слова с точки зрения полноты и последовательности в них звуков и слогов.

- ребенок по нескольку раз должен повторять за вами слова, состоящие из 3-4 слогов:

машина, экскаватор, милиционер, апельсиновый и т.д.

Подвижность речевых органов.

Ваш ребенок разборчиво говорит, но существуют нарушения звукопроизношения.

Необходимо проверить подвижность речевых органов (упражнения описаны выше).

Выяснить, нет ли нарушения речевого слуха, возможно что ребенок путает близкие или даже

далекие по звучанию звуки. Близким по звучанию считаются следующие звуки:

звуки из групп свистящих и шипящих. Ребенок может смешивать между собой следующие пары

звуков: [с-ш], [з-ж], [ц-ч].

звуки внутри группы свистящих. Ребенок в разных комбинациях может не различать между собой

звуки: [с, з, ц], ([с-ц], [с-з], [з-ц]).

- звуки внутри группы шипящих. Ребенок может не различать между собой звуки [ш-ж], [ш-щ],

[щ-ч] и другие комбинации пар шипящих.

- сонорные звуки. Ребенок может не различать между собой звуки [р-л], [л-й], [р-й].

- глухие и звонкие парные звуки. Ребенок может путать, пример, звуки [к-г], [т-д], [ф-в] и др.

- твердые и мягкие парные звуки. Ребенок может смешивать, например, звуки [л-л`], [м-м`], [с-с`]

и др.

Далекими по звучанию считаются звуки, принадлежащие к разным группам, (например, сонорные

далеки от шипящих или свистящих звуков). Это значит, что различить на слух звуки в паре [с-р]

намного легче, чем в паре [с-ш].

Упражнения для проверки:

- хлопни, когда услышишь [л] – один раз и [р] – два раза: б, з, м, л, к, д, р.

хлопни, когда услышишь [л] – один раз и [р] – два раза: ба, зы, мо, ку, рэ, ду, ло.

Проверьте, возможно, что у ребенка короткая уздечка языка.

Уздечка языка выглядит как жгутик под языком, соединяющий его нижнюю

поверхность с дном ротовой полости. При ее недостаточной длине ребенок не может правильно

произносить звуки, требующие подъема языка (шипящие и [р]).

Упражнения для проверки уздечки:

Попросите ребенка открыть рот, как при произнесении звука [э] и попросите

поднять язык к альвеолам (бугоркам за верхними передними зубами). Ребенок должен достать до

них. Уздечка считается укороченной, если язык ребенка до этих мест не дотягивается. Когда

ребенок будет тянуть язык вверх, то вы увидите, как подъязычная связка, ограничивая подъем

языка, натягивается, резче обозначается, рельефнее выступает под языком, становится тоньше.

Если же у ребенка недостаточная подвижность мышц, вы увидите, как он не справляется именно с

мышцами, например его язык дрожит, дергается, опускается вниз, отклоняется в сторону.

Даже если вы подозреваете, что у вашего ребенка есть хоть какое-нибудь

нарушение, то вы должны обратиться к логопеду, но сами диагноз вы не поставите. А данные

упражнения помогут вам прийти к логопеду «подготовленными», вы сможете прийти и грамотно

обосновать свои подозрения. Но только специалист сможет подтвердить, либо опровергнуть ваши

подозрения!



В раздел образования