Автор: Чудаева Светлана Анатольевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МАОУ СОШ № 19
Населённый пункт: г.о. Мытищи, пос. Пироговский
Наименование материала: разработка урока по математике
Тема: Время, скорость, расстояние. Связь между величинами.
Раздел: начальное образование
Технологическая карта урока математики
Тема урока: Скорость, время, расстояние. Взаимосвязь между ними.
Цели урока:
Формировать у учащихся представление о новой величине «скорости», «расстоянии», единицах её измерения.
Образовательные
формировать умение анализировать и решать задачи на движение;
учить применять на практике ЗУН, полученные в ходе изучения данной темы.
ввести понятие расстояния как новой единицы измерения; установить зависимости между величинами,
учиться решать задачи.
Развивающие
способствовать развитию математической речи, оперативной памяти, произвольного внимания,
наглядно – действенного мышления;
развивать мыслительные операции (анализ, синтез, обобщение, классификация);
Воспитательные
•
Воспитывать культуру поведения при фронтальной и индивидуальной работе.
•
Прививать любовь к математике.
•
Воспитывать уважение к предмету, умение видеть математические задачи в окружающем мире.
Тип урока
Урок получения новых знаний.
Опорные
понятия,
термины
«Величины», «скорость», «время».
Новые понятия
«Расстояние», связь между величинами.
Формы контроля
Наблюдение, опрос- устный, письменный
.
Проведение текущего контроля в инновационной форме
Домашнее задание
1
Этап урока
Деятельность учителя
Деятельность ученика
Используемые
методы,
приемы, формы
Формируемые
УУД
Результат
взаимодействия
(сотрудничества)
I Орг. момент
Цель этапа: подготовка
учащихся
к
предстоящей работе.
Слайд 1
Урок
я
хочу
начать
словами
французского
философа
Ж.Ж.
Руссо
(1712-1778гг.):
Я желаю вам уже сегодня
на уроке убедиться в этих
словах,
ведь
вас
ждёт
открытие новых знаний.
Организуют
своё
рабочее
пространство,
эмоционально настраиваются на
урок.
Фронтальная
работа.
Л-мотивация
учебной
деятельности,
формирование
личностного смысла
учения.
Р-самостоятельная
организация
рабочего места с
целью выполнения
заданий.
Общая готовность
к уроку.
II.Мотивация учебной
деятельности.
Цель этапа: включение
в учебную деятельность
на личностно значимом
уровне.
Начнём
наш
урок
с
математической разминки.
-Ваша задача, прослушав
задание, записать только
одни ответы.
1.У Тани дорога в школу
занимает 13 минут,
а у
Светы в 3 раза больше.
Сколько
времени
идёт
Света в школу?
2.
Саше
до
бассейна
нужно пройти 870 метров,
а Коле 430. На сколько
метров Коля живёт ближе,
чем Саша?
3. Скорость движения чаек
-Внимательно слушают задание
учителя.
-.Последовательно
записывают
ответы к заданиям.
39 минут
440 метров
Фронтальная
работа.
Л-
.
проявление
положительной
мотивации и
познавательного
интереса к учению.
К-умение полно и
ясно выражать свои
мысли,
отстаивать
свою точку зрения,
аргументировать её.
Р-принятие учебной
задачи, выделенных
учителем
ориентиров
действий.
П
–
построение
Включение
в
учебную
деятельность
на
личностно
значимом уровне.
2
150
км/ч,
скорость
движения змеи 10 км/ч. Во
сколько раз скорость змеи
меньше скорости чаек?
-
Чем интересны были
задания разминки?
-Чем интересны задачи?
-Сравните
их
между
собой.
-Как вы думаете, почему
вам
было
предложено
только три задания?
-Давайте проверим вашу
работу.
15 раз
-Анализируют задания, приходят
к выводу, что это задачи.
1.Сравнивают задачи.
2.Называют отличие.
3.Находят
общее,
что
их
объединяет - имеют отношение
к движению.
4. Устанавливают соответствие:
три величины – три задачи.
(время, скорость, расстояние).
5.Проверяют работу, объясняют
способ решения.
логической цепочки
рассуждений,
подведение
под
понятие.
III
Актуализация
и
пробное
учебное
действие.
Цель
этапа:
организовать
фиксацию
индивидуальных
затруднений
в
выполнении учащимися
пробного
учебного
действия
или
его
обосновании.
Слайд 2
-
Случайно
ли
были
включены
в
математическую разминку
такие задачи?
- Давайте в этом убедимся,
открыв учебник на стр. 48
(№ 355)
- Прочитайте задачу.
-Чем
данная
задача
отличается
от
задач
математической
разминки?
-Назовите условие задачи.
-Назовите вопрос задачи.
-Какие
величины
спрятались в условии?
-Какая
величина
1.Предполагают выход на тему:
«скорость, время, расстояние»
2. Работают по учебнику.
3. Читают текст задачи, находят
знакомые им величины.
4. Сравнивают задачи, находят
важное отличие, что в ней идёт
речь сразу о трёх величинах.
5.Определяют место нахождения
величин в частях задачи.
6.Определяют
знакомый
вид
Фронтальная
работа.
Р–осознание
процессуальной
учебной
деятельности,
П–смысловое
чтение,
выбор
критериев
для
сравнения.
Л- активность при
изучении нового
материала.
Выход
на
тему
урока.
3
Слайд 3
Слайд 4
спряталась в вопросе?
С какими величинами мы
уже знакомы?
-Давайте
уточним
наши
знания о величинах.
- Что такое время?
- Что такое скорость?
задач на работу.
7.Дают определение понятиям:
1.время
2.расстояние
3.скорость
IV.Постановка
проблемы. (3 – 4 мин.)
Цель этапа: постановка
цели
учебной
деятельности,
выбор
способа и средств ее
реализации.
-Прочитайте внимательно
задачу.
-Какая
проблема
возникла
по
ходу
чтения?
-Знаем,
что
такое
расстояние,
а
как
его
найти?
-Между
чем
нам
предлагают
найти
расстояние?
-Чем интересны города?
1.Анализируют
текст,
находят
проблему,
возникающую
в
вопросе.
2.Объясняют
причину
возникновения
данной
проблемы.
-Определяют, что это столицы
государств.
Москва – России.
Минск – Белоруссии.
Фронтальная
работа.
Р- целеполагание и
прогнозирование.
П-выделение
познавательной
цели,
структурирование
знаний.
К-умение полно и
точно выразить свои
мысли.
Л-осмысление
деятельности.
Выход
на
проблему.
V
План
решения
проблемы(4 – 6 мин).
Цель этапа: постановка
цели
учебной
деятельности,
выбор
способа и средств ее
реализации.
-
Как
предлагают
решить проблему?
-
Почему
именно
с
помощью числового луча?
-С помощью него удобно
проследить
движение
поезда
в
течение
определённого времени.
-Что знаем о числовом
луче?
1. Определяют, что предлагается
числовой луч.
2. Объясняют, что умеют с ним
работать.
3. Вспоминают информацию о
числовом
луче,
как
геометрической фигуре.
Фронтальная
работа.
Р-осознание личных
затруднений,
планирование
работы.
П-выбор
способов
решения задач.
К-знание выхода из
затруднения,
умение найти ответ
в учебнике.
Составление плана
работы.
VI.Решение
проблемы.
Цель этапа: построение
-Проговорим
основные
этапы работы с числовым
лучом.
1.
Проговаривают
основные
этапы
работы
для
решения
проблемы:
Индивидуальная
работа.
Фронтальная
П-алгоритм учебной
деятельности,
овладение
Решение
проблемы,
построение
и
4
и
фиксация
нового
знания.
Физминутка
-Что
обозначает
каждая
мерка?
-Как
вы
понимаете
выражение» поезд идёт со
скоростью 63 км/ч?».
-Сколько
раз
отложена
данная мерка на числовом
луче? Почему?
-Что обозначает на луче
точка А?
-Как
показать
на
луче
местонахождение
поезда
через 7 часов?
- Сколько мерок нужно
начертить ещё?
-Какое
действие
нужно
выбрать
для
решения
задачи?
-Почему?
-Как
мы
нашли
расстояние?
-Как записать ответ?
-Ребята, всегда ли удобно
делать к задаче чертёж?
-Можно ли каким – то
образом
решить
эту
проблему
и
найти
наиболее
эффективный
способ
решения
проблемы?
1) чертят луч;
2)выбирают мерку в 4 клетки;
3)объясняют, что каждая мерка
изображает скорость;
4)отмечают,
что
км/ч
-
общепринятая
форма
записи
скорости;
5)объясняют,
что
это
место
перехода к ответу на второй
вопрос задачи;
6) откладывают дополнительные
мерки;
7)Выбирают
действие
«умножение»,
объясняют
причину выбора.
8)Записывают действия:
1) 63•3=189 (км) – за 3 часа
2) 63•7=441 (км)
9)Делают
вывод,
что
расстояние
можно
найти,
время, умножив на скорость.
10) Формулируют запись ответа.
11)Делают вывод о том, что
чертежи, лучи, схемы занимают
много времени при работе и
находят наиболее удобный вид
записи с помощью формулы.
12)Вспоминают
знакомые
величины и форму их записи,
знакомятся
с
обозначением
новой величины.
13)Составляют
формулу
нахождения расстояния.
работа.
логическими
действиями
сравнения, анализа,
обобщения,
построения
рассуждений.
Р-умение работать
по плану, осознание
качества и уровня
усвоения, способов
и приёмы действий
при решении
учебных задач.
К–планирование
учебного
сотрудничества
с
учителем.
фиксация
нового
знания.
5
-В
математике
принято
обозначать
величины
латинскими буквами.
-Какие из них мы уже
знаем?
V - скорость
t –время
-Какую величину не умеем
записывать?
-Правильно,
расстояние.
Его обозначают ещё одной
латинской буквой. С этой
буквой
мы
уже
встречались,
когда
работали
с
площадью
фигур.
-Кто догадался, о какой
букве пойдёт речь? (S).
-Используя три величины,
составьте
формулу
нахождения расстояния.
S=U•t
Что такое формула?
-Верно.
Это
числовое
равенство,
которое
показывает связь между
величинами.
-На
какое действие это
буквенное равенство? Как
связаны
компоненты
данного действия между
собой?
-Не
было
ли
в
нашей
практике
похожих
формул?
- Как из этой формулы
14)Делают вывод о том, что
формула,
это
числовое
равенство, которое показывает
связь между величинами.
15)Вспоминают
действие
умножение, устанавливают связь
между компонентами.
16)Приводят примеры знакомых
формул.
17)Находят время и скорость,
6
Слайд 5
Слайд 6
Слайд 7
Слайд 8
Слайд 9
найти
две
другие
величины?
S=U•
t
U=S:
t
t
=S:U
-Что
позволяют
сделать
новые формулы?
записывают новые формулы.
18)Определяют роль формул –
быстрота нахождения величины.
VII.Первичное
закрепление.
Цель этапа: применение
нового
знания
в
типовых заданиях.
-Давайте потренируемся в
решении
задач
на
движение.
Стр. 48 № 355 (2).
1. Выпиши (назови) из
данных
выражений
скорость
движения
объектов.
2.Стр.48 № 355 (3).
-По
данным
какого
выражения можно найти
скорость
движения.
Вычисли её.
-Анализ задачи:
1) условие
2) вопрос
3)
краткая
запись
–
формула
4) решение
5) ответ
1)Продолжают
работать
по
учебнику
на
стр.48,
решают
задачу № 355(2) с помощью
применения формулы.
2)Из предложенных выражений
выбирают, только те, которые
имеют отношение к скорости.
3)Находят
данное
выражение,
записывают
его
как
задачу,
решают, записывают ответ.
S=100м
t= 10 с.
V=? м/с
U=S:
t
100:10=10(м/с)
Ответ: V=10 м/с
Р-развитие
самостоятельности,
умение
контролировать
и
оценивать учебные
действия
с
поставленной
задачей
и
условиями
её
выполнения.
П- выявлять
аналогии и
использовать их при
выполнении
заданий.
К-
оформлять свои
мысли
в
письменной форме.
Организация
взаимодействия
для
более
успешного
сотрудничества.
IX.Самостоятельная
работа
с
самопроверкой
по
эталону (3 – 5 мин).
Цель
этапа:
самопроверка
умения
применять
новое
знание
в
типовых
условиях.
Стр. 49 № 358
1.Самостоятельно
решают
задачу.
2.Проверяют, работая в паре.
3) Оценивают работу.
Индивидуальная
работа.
Работа в парах
Р- осуществлять
взаимопроверку
работ, оценивать
правильность
выполненного
задания на основе
сравнения с
предыдущими
Достижение
положительного
результата.
7
заданиями.
К- планирование
сотрудничества с
партнёром.
П-контроль и
оценка знаний.
VIII.Подведение
промежуточный итог
урока.
Цель этапа:выяснить
что усвоили дети.
Слайд10
Слайд 11
Слайд 12
Слайд 13
Подведём итог работы.
1.Выберите правильные.
2.Соотнесите величину с
формулой.
1.Из
трёх
предложенных
утверждений
выбирают
правильное:
2.Соотносят
величину
с
формулой её нахождения.
Фронтальная
работа.
Р- корректирование
выполнения
задания.
П- контроль и
оценка знаний.
К-владение
монологической и
диалогической
речью.
Достижение
поставленной
цели,
решение
возникшей
проблемы.
X.Рефлексия.
Цель этапа: соотносить
полученный результат с
целью
и
оценить
результат
своей
деятельности.
Слайд 14.
-Какую цель мы ставили
перед собой?
-Достигли мы этой цели?
-С какой новой величиной
познакомились?
Что нового узнали?
-Что
особенно
понравилось?
-Что
осталось
непонятным?
1.Подводят итоги работы.
2. Оценивают степень своего
собственного участия.
Р-оценивать
собственную
успешность
в
выполнения заданий
Л-закрепление
положительной
мотивации
на
учебную
деятельность.
К-инициативное
сотрудничество.
8
Начнём наш урок с математической разминки.
-Ваша задача, прослушав задание, записать только одни ответы.
1.У Тани дорога в школу занимает 13 минут, а у Светы в 3 раза больше. Сколько времени
идёт Света в школу?
2. Саше до бассейна нужно пройти 870 метров, а Коле 430. На сколько метров Коля живёт
ближе, чем Саша?
3. Скорость движения чаек 150 км/ч, скорость движения змеи 10 км/ч. Во сколько раз
скорость змеи меньше скорости чаек?
- Чем интересны задания разминки?
9
План работы.
I.Орг. момент
II. Мотивация учебной деятельности. Математическая разминка.
III. Актуализация и пробное учебное действие. Задача С.48 № 355
IV. Постановка проблемы. Задача с.48 № 355
V. План решения проблемы Числовой луч.
VI. Решение проблемы. Решение задачи с помощью числового
луча.
VII. Физминутка
VIII. Решение проблемы. Введение формул.
IX .Первичное закрепление. С.48 № 355 поиск задачи на нахождение V
X. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. С.49 № 358
XI .Подведение промежуточный итог урока. Слайды
10
XII Рефлексия Итог урока
Слайд 1 Жан Жак Руссо
Слайд 2 Тема
Слайд 3 Величины
Слайд 4 Единицы измерения
Слайд 5 Буквенное обозначение величин
Слайд 6 Буквенное обозначение величин
Слайд 7 Связь между величинами
Слайд 8 Связь между величинами
Слайд 9 Связь между величинами
Слайд 10 Подведение итога
Слайд11 Подведение итога
Слайд 12 Подведение итога
Слайд 13 Подведение итога
Слайд 14 Рефлексия
11
12