Напоминание

Время, скорость, расстояние. Связь между величинами.


Автор: Чудаева Светлана Анатольевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МАОУ СОШ № 19
Населённый пункт: г.о. Мытищи, пос. Пироговский
Наименование материала: разработка урока по математике
Тема: Время, скорость, расстояние. Связь между величинами.
Раздел: начальное образование





Назад




Технологическая карта урока математики

Тема урока: Скорость, время, расстояние. Взаимосвязь между ними.

Цели урока:

Формировать у учащихся представление о новой величине «скорости», «расстоянии», единицах её измерения.

Образовательные

формировать умение анализировать и решать задачи на движение;

учить применять на практике ЗУН, полученные в ходе изучения данной темы.

ввести понятие расстояния как новой единицы измерения; установить зависимости между величинами,

учиться решать задачи.

Развивающие

способствовать развитию математической речи, оперативной памяти, произвольного внимания,

наглядно – действенного мышления;

развивать мыслительные операции (анализ, синтез, обобщение, классификация);

Воспитательные

Воспитывать культуру поведения при фронтальной и индивидуальной работе.

Прививать любовь к математике.

Воспитывать уважение к предмету, умение видеть математические задачи в окружающем мире.

Тип урока

Урок получения новых знаний.

Опорные

понятия,

термины

«Величины», «скорость», «время».

Новые понятия

«Расстояние», связь между величинами.

Формы контроля

Наблюдение, опрос- устный, письменный

.

Проведение текущего контроля в инновационной форме

Домашнее задание

1

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Используемые

методы,

приемы, формы

Формируемые

УУД

Результат

взаимодействия

(сотрудничества)

I Орг. момент

Цель этапа: подготовка

учащихся

к

предстоящей работе.

Слайд 1

Урок

я

хочу

начать

словами

французского

философа

Ж.Ж.

Руссо

(1712-1778гг.):

Я желаю вам уже сегодня

на уроке убедиться в этих

словах,

ведь

вас

ждёт

открытие новых знаний.

Организуют

своё

рабочее

пространство,

эмоционально настраиваются на

урок.

Фронтальная

работа.

Л-мотивация

учебной

деятельности,

формирование

личностного смысла

учения.

Р-самостоятельная

организация

рабочего места с

целью выполнения

заданий.

Общая готовность

к уроку.

II.Мотивация учебной

деятельности.

Цель этапа: включение

в учебную деятельность

на личностно значимом

уровне.

Начнём

наш

урок

с

математической разминки.

-Ваша задача, прослушав

задание, записать только

одни ответы.

1.У Тани дорога в школу

занимает 13 минут,

а у

Светы в 3 раза больше.

Сколько

времени

идёт

Света в школу?

2.

Саше

до

бассейна

нужно пройти 870 метров,

а Коле 430. На сколько

метров Коля живёт ближе,

чем Саша?

3. Скорость движения чаек

-Внимательно слушают задание

учителя.

-.Последовательно

записывают

ответы к заданиям.

39 минут

440 метров

Фронтальная

работа.

Л-

.

проявление

положительной

мотивации и

познавательного

интереса к учению.

К-умение полно и

ясно выражать свои

мысли,

отстаивать

свою точку зрения,

аргументировать её.

Р-принятие учебной

задачи, выделенных

учителем

ориентиров

действий.

П

построение

Включение

в

учебную

деятельность

на

личностно

значимом уровне.

2

150

км/ч,

скорость

движения змеи 10 км/ч. Во

сколько раз скорость змеи

меньше скорости чаек?

-

Чем интересны были

задания разминки?

-Чем интересны задачи?

-Сравните

их

между

собой.

-Как вы думаете, почему

вам

было

предложено

только три задания?

-Давайте проверим вашу

работу.

15 раз

-Анализируют задания, приходят

к выводу, что это задачи.

1.Сравнивают задачи.

2.Называют отличие.

3.Находят

общее,

что

их

объединяет - имеют отношение

к движению.

4. Устанавливают соответствие:

три величины – три задачи.

(время, скорость, расстояние).

5.Проверяют работу, объясняют

способ решения.

логической цепочки

рассуждений,

подведение

под

понятие.

III

Актуализация

и

пробное

учебное

действие.

Цель

этапа:

организовать

фиксацию

индивидуальных

затруднений

в

выполнении учащимися

пробного

учебного

действия

или

его

обосновании.

Слайд 2

-

Случайно

ли

были

включены

в

математическую разминку

такие задачи?

- Давайте в этом убедимся,

открыв учебник на стр. 48

(№ 355)

- Прочитайте задачу.

-Чем

данная

задача

отличается

от

задач

математической

разминки?

-Назовите условие задачи.

-Назовите вопрос задачи.

-Какие

величины

спрятались в условии?

-Какая

величина

1.Предполагают выход на тему:

«скорость, время, расстояние»

2. Работают по учебнику.

3. Читают текст задачи, находят

знакомые им величины.

4. Сравнивают задачи, находят

важное отличие, что в ней идёт

речь сразу о трёх величинах.

5.Определяют место нахождения

величин в частях задачи.

6.Определяют

знакомый

вид

Фронтальная

работа.

Р–осознание

процессуальной

учебной

деятельности,

П–смысловое

чтение,

выбор

критериев

для

сравнения.

Л- активность при

изучении нового

материала.

Выход

на

тему

урока.

3

Слайд 3

Слайд 4

спряталась в вопросе?

С какими величинами мы

уже знакомы?

-Давайте

уточним

наши

знания о величинах.

- Что такое время?

- Что такое скорость?

задач на работу.

7.Дают определение понятиям:

1.время

2.расстояние

3.скорость

IV.Постановка

проблемы. (3 – 4 мин.)

Цель этапа: постановка

цели

учебной

деятельности,

выбор

способа и средств ее

реализации.

-Прочитайте внимательно

задачу.

-Какая

проблема

возникла

по

ходу

чтения?

-Знаем,

что

такое

расстояние,

а

как

его

найти?

-Между

чем

нам

предлагают

найти

расстояние?

-Чем интересны города?

1.Анализируют

текст,

находят

проблему,

возникающую

в

вопросе.

2.Объясняют

причину

возникновения

данной

проблемы.

-Определяют, что это столицы

государств.

Москва – России.

Минск – Белоруссии.

Фронтальная

работа.

Р- целеполагание и

прогнозирование.

П-выделение

познавательной

цели,

структурирование

знаний.

К-умение полно и

точно выразить свои

мысли.

Л-осмысление

деятельности.

Выход

на

проблему.

V

План

решения

проблемы(4 – 6 мин).

Цель этапа: постановка

цели

учебной

деятельности,

выбор

способа и средств ее

реализации.

-

Как

предлагают

решить проблему?

-

Почему

именно

с

помощью числового луча?

-С помощью него удобно

проследить

движение

поезда

в

течение

определённого времени.

-Что знаем о числовом

луче?

1. Определяют, что предлагается

числовой луч.

2. Объясняют, что умеют с ним

работать.

3. Вспоминают информацию о

числовом

луче,

как

геометрической фигуре.

Фронтальная

работа.

Р-осознание личных

затруднений,

планирование

работы.

П-выбор

способов

решения задач.

К-знание выхода из

затруднения,

умение найти ответ

в учебнике.

Составление плана

работы.

VI.Решение

проблемы.

Цель этапа: построение

-Проговорим

основные

этапы работы с числовым

лучом.

1.

Проговаривают

основные

этапы

работы

для

решения

проблемы:

Индивидуальная

работа.

Фронтальная

П-алгоритм учебной

деятельности,

овладение

Решение

проблемы,

построение

и

4

и

фиксация

нового

знания.

Физминутка

-Что

обозначает

каждая

мерка?

-Как

вы

понимаете

выражение» поезд идёт со

скоростью 63 км/ч?».

-Сколько

раз

отложена

данная мерка на числовом

луче? Почему?

-Что обозначает на луче

точка А?

-Как

показать

на

луче

местонахождение

поезда

через 7 часов?

- Сколько мерок нужно

начертить ещё?

-Какое

действие

нужно

выбрать

для

решения

задачи?

-Почему?

-Как

мы

нашли

расстояние?

-Как записать ответ?

-Ребята, всегда ли удобно

делать к задаче чертёж?

-Можно ли каким – то

образом

решить

эту

проблему

и

найти

наиболее

эффективный

способ

решения

проблемы?

1) чертят луч;

2)выбирают мерку в 4 клетки;

3)объясняют, что каждая мерка

изображает скорость;

4)отмечают,

что

км/ч

-

общепринятая

форма

записи

скорости;

5)объясняют,

что

это

место

перехода к ответу на второй

вопрос задачи;

6) откладывают дополнительные

мерки;

7)Выбирают

действие

«умножение»,

объясняют

причину выбора.

8)Записывают действия:

1) 63•3=189 (км) – за 3 часа

2) 63•7=441 (км)

9)Делают

вывод,

что

расстояние

можно

найти,

время, умножив на скорость.

10) Формулируют запись ответа.

11)Делают вывод о том, что

чертежи, лучи, схемы занимают

много времени при работе и

находят наиболее удобный вид

записи с помощью формулы.

12)Вспоминают

знакомые

величины и форму их записи,

знакомятся

с

обозначением

новой величины.

13)Составляют

формулу

нахождения расстояния.

работа.

логическими

действиями

сравнения, анализа,

обобщения,

построения

рассуждений.

Р-умение работать

по плану, осознание

качества и уровня

усвоения, способов

и приёмы действий

при решении

учебных задач.

К–планирование

учебного

сотрудничества

с

учителем.

фиксация

нового

знания.

5

математике

принято

обозначать

величины

латинскими буквами.

-Какие из них мы уже

знаем?

V - скорость

t –время

-Какую величину не умеем

записывать?

-Правильно,

расстояние.

Его обозначают ещё одной

латинской буквой. С этой

буквой

мы

уже

встречались,

когда

работали

с

площадью

фигур.

-Кто догадался, о какой

букве пойдёт речь? (S).

-Используя три величины,

составьте

формулу

нахождения расстояния.

S=U•t

Что такое формула?

-Верно.

Это

числовое

равенство,

которое

показывает связь между

величинами.

-На

какое действие это

буквенное равенство? Как

связаны

компоненты

данного действия между

собой?

-Не

было

ли

в

нашей

практике

похожих

формул?

- Как из этой формулы

14)Делают вывод о том, что

формула,

это

числовое

равенство, которое показывает

связь между величинами.

15)Вспоминают

действие

умножение, устанавливают связь

между компонентами.

16)Приводят примеры знакомых

формул.

17)Находят время и скорость,

6

Слайд 5

Слайд 6

Слайд 7

Слайд 8

Слайд 9

найти

две

другие

величины?

S=U•

t

U=S:

t

t

=S:U

-Что

позволяют

сделать

новые формулы?

записывают новые формулы.

18)Определяют роль формул –

быстрота нахождения величины.

VII.Первичное

закрепление.

Цель этапа: применение

нового

знания

в

типовых заданиях.

-Давайте потренируемся в

решении

задач

на

движение.

Стр. 48 № 355 (2).

1. Выпиши (назови) из

данных

выражений

скорость

движения

объектов.

2.Стр.48 № 355 (3).

-По

данным

какого

выражения можно найти

скорость

движения.

Вычисли её.

-Анализ задачи:

1) условие

2) вопрос

3)

краткая

запись

формула

4) решение

5) ответ

1)Продолжают

работать

по

учебнику

на

стр.48,

решают

задачу № 355(2) с помощью

применения формулы.

2)Из предложенных выражений

выбирают, только те, которые

имеют отношение к скорости.

3)Находят

данное

выражение,

записывают

его

как

задачу,

решают, записывают ответ.

S=100м

t= 10 с.

V=? м/с

U=S:

t

100:10=10(м/с)

Ответ: V=10 м/с

Р-развитие

самостоятельности,

умение

контролировать

и

оценивать учебные

действия

с

поставленной

задачей

и

условиями

её

выполнения.

П- выявлять

аналогии и

использовать их при

выполнении

заданий.

К-

оформлять свои

мысли

в

письменной форме.

Организация

взаимодействия

для

более

успешного

сотрудничества.

IX.Самостоятельная

работа

с

самопроверкой

по

эталону (3 – 5 мин).

Цель

этапа:

самопроверка

умения

применять

новое

знание

в

типовых

условиях.

Стр. 49 № 358

1.Самостоятельно

решают

задачу.

2.Проверяют, работая в паре.

3) Оценивают работу.

Индивидуальная

работа.

Работа в парах

Р- осуществлять

взаимопроверку

работ, оценивать

правильность

выполненного

задания на основе

сравнения с

предыдущими

Достижение

положительного

результата.

7

заданиями.

К- планирование

сотрудничества с

партнёром.

П-контроль и

оценка знаний.

VIII.Подведение

промежуточный итог

урока.

Цель этапа:выяснить

что усвоили дети.

Слайд10

Слайд 11

Слайд 12

Слайд 13

Подведём итог работы.

1.Выберите правильные.

2.Соотнесите величину с

формулой.

1.Из

трёх

предложенных

утверждений

выбирают

правильное:

2.Соотносят

величину

с

формулой её нахождения.

Фронтальная

работа.

Р- корректирование

выполнения

задания.

П- контроль и

оценка знаний.

К-владение

монологической и

диалогической

речью.

Достижение

поставленной

цели,

решение

возникшей

проблемы.

X.Рефлексия.

Цель этапа: соотносить

полученный результат с

целью

и

оценить

результат

своей

деятельности.

Слайд 14.

-Какую цель мы ставили

перед собой?

-Достигли мы этой цели?

-С какой новой величиной

познакомились?

Что нового узнали?

-Что

особенно

понравилось?

-Что

осталось

непонятным?

1.Подводят итоги работы.

2. Оценивают степень своего

собственного участия.

Р-оценивать

собственную

успешность

в

выполнения заданий

Л-закрепление

положительной

мотивации

на

учебную

деятельность.

К-инициативное

сотрудничество.

8

Начнём наш урок с математической разминки.

-Ваша задача, прослушав задание, записать только одни ответы.

1.У Тани дорога в школу занимает 13 минут, а у Светы в 3 раза больше. Сколько времени

идёт Света в школу?

2. Саше до бассейна нужно пройти 870 метров, а Коле 430. На сколько метров Коля живёт

ближе, чем Саша?

3. Скорость движения чаек 150 км/ч, скорость движения змеи 10 км/ч. Во сколько раз

скорость змеи меньше скорости чаек?

- Чем интересны задания разминки?

9

План работы.

I.Орг. момент

II. Мотивация учебной деятельности. Математическая разминка.

III. Актуализация и пробное учебное действие. Задача С.48 № 355

IV. Постановка проблемы. Задача с.48 № 355

V. План решения проблемы Числовой луч.

VI. Решение проблемы. Решение задачи с помощью числового

луча.

VII. Физминутка

VIII. Решение проблемы. Введение формул.

IX .Первичное закрепление. С.48 № 355 поиск задачи на нахождение V

X. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. С.49 № 358

XI .Подведение промежуточный итог урока. Слайды

10

XII Рефлексия Итог урока

Слайд 1 Жан Жак Руссо

Слайд 2 Тема

Слайд 3 Величины

Слайд 4 Единицы измерения

Слайд 5 Буквенное обозначение величин

Слайд 6 Буквенное обозначение величин

Слайд 7 Связь между величинами

Слайд 8 Связь между величинами

Слайд 9 Связь между величинами

Слайд 10 Подведение итога

Слайд11 Подведение итога

Слайд 12 Подведение итога

Слайд 13 Подведение итога

Слайд 14 Рефлексия

11

12



В раздел образования