Напоминание

Фразеологизмы


Автор: Чудаева Светлана Анатольевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МАОУ СОШ № 19
Населённый пункт: г.о. Мытищи, пос. Пироговский
Наименование материала: Разработка урока по русскому языку
Тема: Фразеологизмы
Раздел: начальное образование





Назад




Технологическая карта урока

Учитель

Чудаева Светлана Анатольевна

Место работы

МАОУ СОШ №19

Должность

Учитель начальных классов

Предмет

Русский язык

Тема урока

Фразеологизмы.

06.10.2015 год.

Класс

4 б

Предметная программа и ее автор

УМК «Школа России».

Тип урока

урок открытия новых знаний.

Цель

Формировать понятия “фразеологизм”, “фразеологический оборот”,

“крылатые слова и выражения”.

Усвоение категориального признака

фразеологического оборота – устойчивости.

Задачи урока:

Развивающие:

1. Развивать творческие способности учащихся.

2. Развивать умения продуцировать в собственной речи устойчивые сочетания.

Обучающие:

1. Отработать знания учащихся о фразеологизмах.

2.

Показать

ученикам

особенности

функционирования

в

речи

фразеологических оборотов.

Воспитательные:

1. Формировать у учащихся чувства языка.

2. Воспитывать уважение к родной речи.

Деятельностная:

сформировать

у

учащихся

способностей

к

самостоятельному построению новых способов действия на основе

метода рефлексивной самоорганизации.

Оборудование:

Учебники, рабочие тетради, интерактивная доска, проектор, компьютер.

1

Перечень УУД (универсальных учебных действий), выполняемых

учащимися на данном уроке:

регулятивные- принимают и сохраняют учебную задачу, соответствующую

этапу обучения;

познавательные- используют различные способы поиска, сбора,

обработки, анализа, передачи и интерпретации информации в соответствии

с коммуникативными и познавательными задачами;

коммуникативные – умеют излагать свое мнение и аргументировать свою

точку зрения , допускать существование различных точек зрения,

принимать позицию партнера ( оппонента);

личностные - осознают свои возможности в учении, способны адекватно

судить о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывая успехи с

усилиями, трудолюбием.

Методы обучения:

наглядный, практический, частично-поисковый.

Активные методы обучения:

Методы: начала урока; выяснение целей; выяснения опасений, ожиданий;

презентация учебного материала; организации самостоятельной работы,

подведения итогов.

Формы работы:

фронтальная, индивидуальная, групповая

Технологии обучения.

ИКТ технология, технология проблемного обучения, игровая

технология, технология сотрудничества.

2

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД,

формирующиеся на данном этапе

1.Мотивация

учебной

деятельности (1-2

мин).

Цель: включение в

учебную деятельность

на личном уровне.

-Начинаем наш урок.

-Зарубите себе на носу, вам сегодня придётся работать,

засучив рукава. В случае временной неудачи, не падайте

духом, а возьмите себя в руки и заново принимайтесь за

дело. Надеюсь, всё у вас получиться.

- Вам всё было понятно в моём пожелании?

Какая проблема возникла? Почему?

Дети высказывают свои

предположения, объясняют,

что смысл отдельных

высказываний был

непонятен:

зарубить себе наносу;

засучив рукава;

не падайте духом;

возьмите себя в руки

Личностные: действие самоопределения.

Коммуникативные: планирование

учебного сотрудничества с учителем и со

сверстниками.

Регулятивные: принимают и сохраняют

учебную задачу, соответствующую этапу

обучения

2.Актуализация

знаний и пробное

учебное действие (4-

5 мин.)

Цель: готовность

мышления и

осознание

потребности к

построению нового

способа действия.

-Можно ли как-то решить эту проблему на данном

этапе?

Попытаемся разобраться.

1.

Зарубить на носу – запомнить

2.

Не падать духом – не унывать, в случае

затруднения.

3.

Взять себя в руки – работать дальше.

4.

Работать, засучив рукава - стараться.

Пусть это и будет девизом нашей работы.

Подведём промежуточный итог.

-Как мы с вами вышли из затруднения?

1. Выбрали непонятные для нас сочетания слов.

2. Заменили одним словом.

3. Поняли смысл.

Дети высказывают свои

предположения:

подумать;

представить

зрительную картинку;

попытаться понять

смысл.

Познавательные:

Общеучебные:

анализ высказывния

Логические: дополняют и расширяют

имеющиеся знания и представления о

значении обучеия.

Регулятивные: действуют с учётом

выделенных учителем ориентиров;

Коммуникативные: участвуют в учебном

диалоге; строят понятные речевые

высказывания; формулируют и

аргументируют собственное мнение

3.

Выявления места

и причины

-Случайно ли были взяты эти необычные выражения на

уроке?

Дети делают вывод о том,

что это будет иметь какое-то

Регулятивные:

Действуют с учётом выделенных учителем

3

затруднения (3-4

мин).

Цель: выявление и

фиксация места и

причины затруднения.

Может, кто-нибудь из вас знает, как они называются?

Тем более они нам иногда встречались на уроке.

-Данные выражения называются фразеологизмами.

-Запишите слово в тетрадь.

-Сформулируйте тему урока.

-Поставьте в слове ударение, выделите безударные

гласные.

-Какие безударные гласные вы выделили?

-В каких частях слова пропущены безударные гласные?

-Случайно ли было дано это задание?

Фразеологизм.

-В лексическом значении этот слова и лежит «ключ» к

решению проблемы, которую мы обозначили в самом

начале урока.

Фраза + логика (подкрепляем зрительной картинкой).

- Оба слова пришли из греческого языка«фрасис» и

«логос»

-Попробуйте самостоятельно сформулировать

лексическое значение данного слова.

В толковом словаре это выглядит так.

Фразеологизм – устойчивые обороты речи, которые

имеют самостоятельные значения.

отношение к теме урока,

которая им ещё неизвестна.

Дети называют безударные

гласные: а,о,е,о, выделяют

значимые части слова.

Дети делают вывод о том,

что разбор слова по составу,

помог им разобраться в

лексическом значении слова.

ориентиров, адекватно воспринимают

оценку учителя.

4

-Какие два важных момента можно выделить в самом

определении?

Фразеологизм – устойчивые обороты речи,

которые имеют самостоятельное значение.

Слова в них нельзя менять местами.

Они извлекаются из памяти целиком.

- Эти сочетания слов можно назвать по–разному:

устойчивые обороты речи, устойчивые выражения,

«крылатые выражения».

-Давайте посмотрим, какую информацию предлагает нам

учебник.

Дети выделяют два важных

аспекта:

устойчивость;

самостоятельность

Дети читают материал на

стр. 49 «Вспомните»,

выделяют важные моменты,

сравнивают со своими

выводами.

5. Построение

проекта выхода из

затруднения (4-6

мин).

Цель: постановка

цели учебной

деятельности, выбор

способа и средств её

реализации.

«Ключ» к решению проблемы найден.

-Какая следующая проблема возникает?

-Как правильно воспользоваться этим ключом?

Может быть, у кого-нибудь есть какие предположения?

Дети выстраивают план

решения:

попытаться разобраться в

истории происхождения;

мысленно нарисовать

картинку;

попробовать понять смысл.

Познавательные: использование

различных

способов поиска, сбора, обработки,

анализа,

передачи и интерпретации информации

в соответствии с коммуникативными и

познавательными задачами

Коммуникативные: планирование

учебного сотрудничества с учителем и со

сверстниками.

6. Реализация

построенного

проекта (5- 8 мин).

Цель: реализация и

фиксация нового

знания.

-Поучимся работать с фразеологизмами.

-Вернёмся к одному из фразеологизмов, с которым

встретились в самом начале урока «Зарубить на носу».

1.-Прочитайте лексическое значение данного

фразеологизма.

2. Какова история его происхождения?

3.- Об истории происхождения следующего

Дети вместе с учителем

работают по слайду.

5

фразеологизма вы узнаете из учебника.

-Откройте учебник на стр. 49 «Страничку для

любознательных».

- С каким фразеологизмом вам предлагают

познакомиться?

Предварительный итог.

-С какими фразеологизмами уже знакомы?

Дети находят нужную

страничку, определяют

фразеологизм «во весь

опор», рассказывают

историю его происхождения.

Дети называют изученные

фразеологизмы:

зарубить себе наносу;

засучив рукава;

не падайте духом;

взять себя в руки;

во весь опор;

глаза на лоб полезли

7.Физминутка

-Закончите и изобразите данные фразеологизмы

(мимикой и движениями):

Голоден как …(волк).

Хитёр как …(лиса).

Труслив как …(заяц).

Здоров как …(бык).

Надут как …(индюк).

Упрям как…(осёл).

-Сколькими фразеологизмами пополнился наш запас?

Дети суммируют все

фразеологизмы и называют

конечный результат – 12.

8. Первичное

закрепление (4-5

мин).

Цель: применение

нового знания в

типовых заданиях.

-Попробуем составить фразеологизмы, поиграем в игру

«Отгадай фразеологизм».

На интерактивной доске будут появляться

картинки, в которых спрятались фразеологизмы.

Ваша задача определить его и записать в тетрадь

(через строчку).

-Как вы думаете, почему именно через строчку?

Соотнесите фразеологизмы с их значениями и

запишите в тетрадь.

Дети приходят к выводу, что

возможно им придётся

записать его значение.

Составляют предложения с

фразеологизмами.

Познавательные:

Обще-учебные: умение структурировать

знания;

оценка процесса и результатов

деятельности.

Коммуникативные: умение выражать

свои мысли.

6

-Что помогло узнать фразеологизмы?

- Подведём промежуточный итог:

составили фразеологизмы;

соотнесли их со значением; опирались на рисунок.

Дети приходят к выводу, что

очень хорошо помогают

рисунки.

9.Включение в

систему знаний и

повторение (5-8

мин).

Цель: включение

нового знания в

систему знаний,

повторение и

закрепление

изученного.

-Следующая игра, которую мы с вами проведём

«Фразеологическое лото».

-Работать вы будете в малых группах (парами).

-Чем интересна таблица?

-Могут ли быть фразеологизмы с другими словами?

(очень много фразеологизмов со словами: рот, губы,

вода, рука, голова, ухо, язык и др.)

-Какие фразеологизмы у вас получились?

-Тест «четвёртый лишний» вы выполните в

четвёрках.

-На листочках для каждой группы записаны группы

Дети, работая по таблице,

определяют, что:

в таблице два цвета

(красный, зелёный);

слово «нос» в разных

падежных формах;

количество слов

каждого цвета

одинаковое (6);

нужно будет

правильно соединить

слова и получить

фразеологизм;

дети отмечают ч.то

все фразеологизмы с

одним словом.

Дети проверяют

правильность выполнения

задания.

Коммуникативные – умение излагать

свое мнение

и аргументировать свою

точку зрения, допускать существование

различных точек зрения, принимать

позицию партнера.

7

фразеологизмов. Они одинаковы для всех. Задание

каждой группы найти лишний т.е. тот, который не

подходит по значению.

-Букву, соответствующую правильному фразеологизму

записать в ячейку прямоугольника.

Задание сложное, поэтому сначала посоветуйтесь с

членами группы, а потом впишите правильный ответ.

-Какое слово получилось в результате работы?

-Чем были интересны фразеологизмы данных групп?

-Как вы думаете, есть фразеологизмы – синонимы?

Дети работают в группе.

Дети определяют слово

«браво», приходят к выводу,

что это антонимы и есть

синонимы.

10. Рефлексия

учебной

деятельности (2-3

мин).

Цель: соотнесение

цели урока и его

результатов,

самооценка работы на

уроке.

Какова была цель урока?

Какую проблему решали?

Что помогло решить данную проблему?

Какова же роль фразеологизмов? Для чего мы их

изучаем?

-Роль фразеологизмов велика. В них отразились многие

явления жизни людей. Они свидетели прошлого.

-Давайте оценим нашу работу тоже фразеологизмами.

-На столах у вас лежат листочки, на которых нарисованы

воздушные шарики. Выберите шарик с таким

фразеологизмом , который соответствует вашей работе.

-Каких шариков вы раскрасили больше?

Это доказывает только одно, что вы работали очень

хорошо.

Дети анализируют урок и

приходят к выводу, что

фразеологизмы:

1.способствуют развитию

логического мышления;

2. дают возможность лучше

понять язык;

3. делают речь наиболее

яркой и выразительной

Дети раскрашивают шарики,

тем самым оценивают свою

работу.

Приходят к выводу, что им

было интересно работать на

уроке.

Регулятивные: принимают и сохраняют

учебную задачу при выполнении заданий,

действуют с учётом выделенных учителем

ориентиров.

11 Домашнее

задание

стр.50, упр. 76

Познакомитесь с новыми фразеологизмами.

Составите с ними предложения или небольшой рассказ

(выберите тот, который больше всего заинтересовал)

.

8

9



В раздел образования