Автор: Чудаева Светлана Анатольевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МАОУ СОШ № 19
Населённый пункт: г.о. Мытищи, пос. Пироговский
Наименование материала: Разработка урока по русскому языку
Тема: Фразеологизмы
Раздел: начальное образование
Технологическая карта урока
Учитель
Чудаева Светлана Анатольевна
Место работы
МАОУ СОШ №19
Должность
Учитель начальных классов
Предмет
Русский язык
Тема урока
Фразеологизмы.
06.10.2015 год.
Класс
4 б
Предметная программа и ее автор
УМК «Школа России».
Тип урока
урок открытия новых знаний.
Цель
Формировать понятия “фразеологизм”, “фразеологический оборот”,
“крылатые слова и выражения”.
Усвоение категориального признака
фразеологического оборота – устойчивости.
Задачи урока:
Развивающие:
1. Развивать творческие способности учащихся.
2. Развивать умения продуцировать в собственной речи устойчивые сочетания.
Обучающие:
1. Отработать знания учащихся о фразеологизмах.
2.
Показать
ученикам
особенности
функционирования
в
речи
фразеологических оборотов.
Воспитательные:
1. Формировать у учащихся чувства языка.
2. Воспитывать уважение к родной речи.
Деятельностная:
сформировать
у
учащихся
способностей
к
самостоятельному построению новых способов действия на основе
метода рефлексивной самоорганизации.
Оборудование:
Учебники, рабочие тетради, интерактивная доска, проектор, компьютер.
1
Перечень УУД (универсальных учебных действий), выполняемых
учащимися на данном уроке:
регулятивные- принимают и сохраняют учебную задачу, соответствующую
этапу обучения;
познавательные- используют различные способы поиска, сбора,
обработки, анализа, передачи и интерпретации информации в соответствии
с коммуникативными и познавательными задачами;
коммуникативные – умеют излагать свое мнение и аргументировать свою
точку зрения , допускать существование различных точек зрения,
принимать позицию партнера ( оппонента);
личностные - осознают свои возможности в учении, способны адекватно
судить о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывая успехи с
усилиями, трудолюбием.
Методы обучения:
наглядный, практический, частично-поисковый.
Активные методы обучения:
Методы: начала урока; выяснение целей; выяснения опасений, ожиданий;
презентация учебного материала; организации самостоятельной работы,
подведения итогов.
Формы работы:
фронтальная, индивидуальная, групповая
Технологии обучения.
ИКТ технология, технология проблемного обучения, игровая
технология, технология сотрудничества.
2
Этап урока
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
УУД,
формирующиеся на данном этапе
1.Мотивация
учебной
деятельности (1-2
мин).
Цель: включение в
учебную деятельность
на личном уровне.
-Начинаем наш урок.
-Зарубите себе на носу, вам сегодня придётся работать,
засучив рукава. В случае временной неудачи, не падайте
духом, а возьмите себя в руки и заново принимайтесь за
дело. Надеюсь, всё у вас получиться.
- Вам всё было понятно в моём пожелании?
Какая проблема возникла? Почему?
Дети высказывают свои
предположения, объясняют,
что смысл отдельных
высказываний был
непонятен:
зарубить себе наносу;
засучив рукава;
не падайте духом;
возьмите себя в руки
Личностные: действие самоопределения.
Коммуникативные: планирование
учебного сотрудничества с учителем и со
сверстниками.
Регулятивные: принимают и сохраняют
учебную задачу, соответствующую этапу
обучения
2.Актуализация
знаний и пробное
учебное действие (4-
5 мин.)
Цель: готовность
мышления и
осознание
потребности к
построению нового
способа действия.
-Можно ли как-то решить эту проблему на данном
этапе?
Попытаемся разобраться.
1.
Зарубить на носу – запомнить
2.
Не падать духом – не унывать, в случае
затруднения.
3.
Взять себя в руки – работать дальше.
4.
Работать, засучив рукава - стараться.
Пусть это и будет девизом нашей работы.
Подведём промежуточный итог.
-Как мы с вами вышли из затруднения?
1. Выбрали непонятные для нас сочетания слов.
2. Заменили одним словом.
3. Поняли смысл.
Дети высказывают свои
предположения:
подумать;
представить
зрительную картинку;
попытаться понять
смысл.
Познавательные:
Общеучебные:
анализ высказывния
Логические: дополняют и расширяют
имеющиеся знания и представления о
значении обучеия.
Регулятивные: действуют с учётом
выделенных учителем ориентиров;
Коммуникативные: участвуют в учебном
диалоге; строят понятные речевые
высказывания; формулируют и
аргументируют собственное мнение
3.
Выявления места
и причины
-Случайно ли были взяты эти необычные выражения на
уроке?
Дети делают вывод о том,
что это будет иметь какое-то
Регулятивные:
Действуют с учётом выделенных учителем
3
затруднения (3-4
мин).
Цель: выявление и
фиксация места и
причины затруднения.
Может, кто-нибудь из вас знает, как они называются?
Тем более они нам иногда встречались на уроке.
-Данные выражения называются фразеологизмами.
-Запишите слово в тетрадь.
-Сформулируйте тему урока.
-Поставьте в слове ударение, выделите безударные
гласные.
-Какие безударные гласные вы выделили?
-В каких частях слова пропущены безударные гласные?
-Случайно ли было дано это задание?
Фразеологизм.
-В лексическом значении этот слова и лежит «ключ» к
решению проблемы, которую мы обозначили в самом
начале урока.
Фраза + логика (подкрепляем зрительной картинкой).
- Оба слова пришли из греческого языка«фрасис» и
«логос»
-Попробуйте самостоятельно сформулировать
лексическое значение данного слова.
В толковом словаре это выглядит так.
Фразеологизм – устойчивые обороты речи, которые
имеют самостоятельные значения.
отношение к теме урока,
которая им ещё неизвестна.
Дети называют безударные
гласные: а,о,е,о, выделяют
значимые части слова.
Дети делают вывод о том,
что разбор слова по составу,
помог им разобраться в
лексическом значении слова.
ориентиров, адекватно воспринимают
оценку учителя.
4
-Какие два важных момента можно выделить в самом
определении?
Фразеологизм – устойчивые обороты речи,
которые имеют самостоятельное значение.
Слова в них нельзя менять местами.
Они извлекаются из памяти целиком.
- Эти сочетания слов можно назвать по–разному:
устойчивые обороты речи, устойчивые выражения,
«крылатые выражения».
-Давайте посмотрим, какую информацию предлагает нам
учебник.
Дети выделяют два важных
аспекта:
устойчивость;
самостоятельность
Дети читают материал на
стр. 49 «Вспомните»,
выделяют важные моменты,
сравнивают со своими
выводами.
5. Построение
проекта выхода из
затруднения (4-6
мин).
Цель: постановка
цели учебной
деятельности, выбор
способа и средств её
реализации.
«Ключ» к решению проблемы найден.
-Какая следующая проблема возникает?
-Как правильно воспользоваться этим ключом?
Может быть, у кого-нибудь есть какие предположения?
Дети выстраивают план
решения:
попытаться разобраться в
истории происхождения;
мысленно нарисовать
картинку;
попробовать понять смысл.
Познавательные: использование
различных
способов поиска, сбора, обработки,
анализа,
передачи и интерпретации информации
в соответствии с коммуникативными и
познавательными задачами
Коммуникативные: планирование
учебного сотрудничества с учителем и со
сверстниками.
6. Реализация
построенного
проекта (5- 8 мин).
Цель: реализация и
фиксация нового
знания.
-Поучимся работать с фразеологизмами.
-Вернёмся к одному из фразеологизмов, с которым
встретились в самом начале урока «Зарубить на носу».
1.-Прочитайте лексическое значение данного
фразеологизма.
2. Какова история его происхождения?
3.- Об истории происхождения следующего
Дети вместе с учителем
работают по слайду.
5
фразеологизма вы узнаете из учебника.
-Откройте учебник на стр. 49 «Страничку для
любознательных».
- С каким фразеологизмом вам предлагают
познакомиться?
Предварительный итог.
-С какими фразеологизмами уже знакомы?
Дети находят нужную
страничку, определяют
фразеологизм «во весь
опор», рассказывают
историю его происхождения.
Дети называют изученные
фразеологизмы:
зарубить себе наносу;
засучив рукава;
не падайте духом;
взять себя в руки;
во весь опор;
глаза на лоб полезли
7.Физминутка
-Закончите и изобразите данные фразеологизмы
(мимикой и движениями):
Голоден как …(волк).
Хитёр как …(лиса).
Труслив как …(заяц).
Здоров как …(бык).
Надут как …(индюк).
Упрям как…(осёл).
-Сколькими фразеологизмами пополнился наш запас?
Дети суммируют все
фразеологизмы и называют
конечный результат – 12.
8. Первичное
закрепление (4-5
мин).
Цель: применение
нового знания в
типовых заданиях.
-Попробуем составить фразеологизмы, поиграем в игру
«Отгадай фразеологизм».
На интерактивной доске будут появляться
картинки, в которых спрятались фразеологизмы.
Ваша задача определить его и записать в тетрадь
(через строчку).
-Как вы думаете, почему именно через строчку?
Соотнесите фразеологизмы с их значениями и
запишите в тетрадь.
Дети приходят к выводу, что
возможно им придётся
записать его значение.
Составляют предложения с
фразеологизмами.
Познавательные:
Обще-учебные: умение структурировать
знания;
оценка процесса и результатов
деятельности.
Коммуникативные: умение выражать
свои мысли.
6
-Что помогло узнать фразеологизмы?
- Подведём промежуточный итог:
составили фразеологизмы;
соотнесли их со значением; опирались на рисунок.
Дети приходят к выводу, что
очень хорошо помогают
рисунки.
9.Включение в
систему знаний и
повторение (5-8
мин).
Цель: включение
нового знания в
систему знаний,
повторение и
закрепление
изученного.
-Следующая игра, которую мы с вами проведём
«Фразеологическое лото».
-Работать вы будете в малых группах (парами).
-Чем интересна таблица?
-Могут ли быть фразеологизмы с другими словами?
(очень много фразеологизмов со словами: рот, губы,
вода, рука, голова, ухо, язык и др.)
-Какие фразеологизмы у вас получились?
-Тест «четвёртый лишний» вы выполните в
четвёрках.
-На листочках для каждой группы записаны группы
Дети, работая по таблице,
определяют, что:
в таблице два цвета
(красный, зелёный);
слово «нос» в разных
падежных формах;
количество слов
каждого цвета
одинаковое (6);
нужно будет
правильно соединить
слова и получить
фразеологизм;
дети отмечают ч.то
все фразеологизмы с
одним словом.
Дети проверяют
правильность выполнения
задания.
Коммуникативные – умение излагать
свое мнение
и аргументировать свою
точку зрения, допускать существование
различных точек зрения, принимать
позицию партнера.
7
фразеологизмов. Они одинаковы для всех. Задание
каждой группы найти лишний т.е. тот, который не
подходит по значению.
-Букву, соответствующую правильному фразеологизму
записать в ячейку прямоугольника.
Задание сложное, поэтому сначала посоветуйтесь с
членами группы, а потом впишите правильный ответ.
-Какое слово получилось в результате работы?
-Чем были интересны фразеологизмы данных групп?
-Как вы думаете, есть фразеологизмы – синонимы?
Дети работают в группе.
Дети определяют слово
«браво», приходят к выводу,
что это антонимы и есть
синонимы.
10. Рефлексия
учебной
деятельности (2-3
мин).
Цель: соотнесение
цели урока и его
результатов,
самооценка работы на
уроке.
Какова была цель урока?
Какую проблему решали?
Что помогло решить данную проблему?
Какова же роль фразеологизмов? Для чего мы их
изучаем?
-Роль фразеологизмов велика. В них отразились многие
явления жизни людей. Они свидетели прошлого.
-Давайте оценим нашу работу тоже фразеологизмами.
-На столах у вас лежат листочки, на которых нарисованы
воздушные шарики. Выберите шарик с таким
фразеологизмом , который соответствует вашей работе.
-Каких шариков вы раскрасили больше?
Это доказывает только одно, что вы работали очень
хорошо.
Дети анализируют урок и
приходят к выводу, что
фразеологизмы:
1.способствуют развитию
логического мышления;
2. дают возможность лучше
понять язык;
3. делают речь наиболее
яркой и выразительной
Дети раскрашивают шарики,
тем самым оценивают свою
работу.
Приходят к выводу, что им
было интересно работать на
уроке.
Регулятивные: принимают и сохраняют
учебную задачу при выполнении заданий,
действуют с учётом выделенных учителем
ориентиров.
11 Домашнее
задание
стр.50, упр. 76
Познакомитесь с новыми фразеологизмами.
Составите с ними предложения или небольшой рассказ
(выберите тот, который больше всего заинтересовал)
.
8
9