Напоминание

“Организационно-педагогические аспекты формирования интереса к национальным традициям и культуре татарского народа посредством тетрализованной деятельности”


Автор: Насибуллина Ильмира Ильдаровна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ №12
Населённый пункт: г.Азнакаево
Наименование материала: «Приобщение дошкольников к истокам национальной культуры через театрализованную деятельность»
Тема: “Организационно-педагогические аспекты формирования интереса к национальным традициям и культуре татарского народа посредством тетрализованной деятельности”
Раздел: дошкольное образование





Назад




Выступление из опыта работы для педагогов дошкольных образовательных

учреждений по проблеме: “Организационно-педагогические аспекты

формирования интереса к национальным традициям и культуре татарского

народа посредством тетрализованной деятельности”

Тема выступления:

«Приобщение дошкольников к истокам

национальной культуры через театрализованную деятельность»

ФИО участника: Насибуллина Ильмира Ильдаровна

Должность: воспитатель

Место работы : МБДОУ «Детский сад комбинированного вида № 12

«Росинка» города Азнакаево Азнакаевского муниципального района

Республики Татарстан

2020 год

«Приобщение дошкольников к истокам национальной культуры через

театрализованную деятельность»

В последнее время возрастает интерес к укреплению и активной пропаганде

национальных культурных традиций, которые воплащаются в жанрах

фольклора, семейно - бытовых обычаях, обрядах, ритуалах. Приобщение

детей дошкольного возраста к татарской народной культуре, народным

традициям не раз рассматривались учеными и практиками. Предметом

изучения стали вопросы, связанные с ролью народной культуры и народных

традиций в становлении личности дошкольника, обсуждались условия,

методы ознакомления детей с народными традициями с учетом возрастных и

индивидуальных особенностей детей.

В психолого-педагогических исследованиях подтверждалось, что

приобщение детей к народной культуре обеспечивает связь поколений,

способствует всестороннему, гармоничному развитию личности, решает

задачи физического, нравственного, эстетического, трудового и семейного

воспитания.

В настоящее время, постепенно возвращается национальная память. И мы

по-новому начинаем относиться к старинным праздникам, традициям,

фольклору, в которых народ оставил нам самое ценное из своих

культурных достижений. Для формирования нравственно- этических чувств,

любви к Родине , нами был разработаны циклы занятий и досуговых

развлечений, целью которых являлось приобщение детей к национальной

культуре. Эту задачу мы решали с помощью театрализованной

деятельности, так как именно она является одним из самых

распространенных видов детского творчества. Театрализованная

деятельность ориентирована на всестороннее развитие личности ребенка,

неповторимость и индивидуальность. Театрализованные занятия и

развлечения позволяют приобщать детей дошкольного возраста к истокам

народной культуры.

Театрализованные развлечения и занятия влияют на успешное развитие

личности дошкольников, приобретение таких качеств, как любовь к

Родине, уважение к культуре татарского народа. Театрализованная

деятельность способствуют обогащению знаний

дошкольников о традициях, обычаях, обрядах татарского народа.

На основе театрализованной деятельности развиваются и проявляются

творческие способности у детей. Театрализованная деятельность развивает

личность ребенка, прививает устойчивый интерес к литературе, музыке,

театру, совершенствует навык воплощать в игре определенные переживания,

побуждает к созданию новых образов, побуждает к мышлению. У детей

часто отсутствуют навыки произвольного поведения, недостаточно развиты

память, внимание и речь. Самый короткий путь эмоционального

раскрепощения ребенка, снятие сжатости, обучения чувствованию и

художественному воображению - это путь через игру, фантазирование,

сочинительство. Все это может дать театрализованная деятельность. Являясь

наиболее распространенным видом детского творчества, театрализованная

деятельность связывает художественное творчество с личными

переживаниями, ведь театр обладает огромной силой воздействия на

эмоциональный мир ребенка.

Театр создаёт все условия для развития творческих способностей. Этот вид

деятельности требует от детей: внимания, сообразительности, быстроты

реакции, организованности, умения действовать, подчиняясь определённому

образу, перевоплощаясь в него, живя его жизнью. Поэтому, наряду со

словесным творчеством драматизация или театральная постановка,

представляет самый распространенный вид детского творчества.

Театрализованная деятельность это форма изживания впечатлений жизни,

лежит глубоко в природе детей и находит свое выражение стихийно,

независимо от желания взрослых.

В драматической форме осуществляется целостный круг воображения,

в котором образ, созданный из элементов действительности, воплощает и

реализует снова в действительность, хотя бы и условную. Таким образом,

стремление к действию, к воплощению ,которое заложено в

самом процессе воображения, именно в театрализации находит полное

осуществление.

Другой причиной близости драматической формы для ребенка является

связь всякой драматизации с игрой. Театр ближе, чем всякий другой

вид творчества, непосредственно связана с игрой, этим корнем всякого

детского творчества, и поэтому содержит в себе элементы самых различных

видов творчества. В этом и заключается наибольшая ценность детской

театрализованной деятельности и дает повод и материал для самых

разнообразных видов детского творчества. Дети сами сочиняют,

импровизируют роли, инсценируют какой-нибудь готовый литературный

материал. Это словесное творчество детей, нужное и понятное самим детям.

Изготовление декораций, костюмов дает повод для изобразительного и

технического творчества детей. Дети рисуют, лепят, шьют, и все эти занятия

приобретают смысл и цель , как часть общего, волнующего детей замысла.

Игра - наиболее доступный ребенку и интересный для него способ

переработки и выражения впечатлений, знаний и эмоций

Театрализованная игра является эффективным средством социализации

дошкольника, которая имеет коллективный характер, что и создает

благоприятные условия для развития чувства партнерства.

В театрализованной игре осуществляется эмоциональное развитие: дети

знакомятся с чувствами, настроениями героев, осваивают способы их

внешнего выражения, осознают причины того или иного настроя.

Большое значение театрализованная игра имеет и для речевого развития.

Театрализованная деятельность является средством самовыражения и

самореализации ребенка.

В играх-драматизациях ребенок, исполняя роль в качестве «артиста»,

самостоятельно создает образ с помощью комплекса средств

выразительности. Видами драматизации являются игры- имитации образов

животных, людей, литературных персонажей; ролевые диалоги,

инсценировки произведений; постановки

спектаклей по произведениям; игры-импровизации с

разыгрыванием сюжета (или нескольких сюжетов) без предварительной

подготовки.

Система работы по развитию театрализованной деятельности делится

на этапы:

• художественное восприятие литературных и фольклорных произведений;

• освоение специальных умений для становления основных («актер»,

«режиссер») и дополнительных позиций («сценарист»,«оформитель»,

«костюмер»);

• самостоятельная творческая деятельность.

Театрализованная деятельность является интегративной :

- создании драматического содержания,

- исполнение собственного замысла, т.е. умение

воплощать художественный образ с помощью разных средств

выразительности: интонации, мимики, пантомимики, движения, напева.

-оформление ,изготовление, музыкального сопровождения, афиш,

программок.

Основные направления развития театрализованной игры состоят:

в постепенном переходе ребенка от игры по одному литературному или

фольклорному тексту к игре-контаминации, подразумевающей свободное

построение ребенком сюжета, в котором литературная основа сочетается со

свободной ее интерпретацией ребенком произведений;

от игры, где используются средства выразительности для передачи

особенностей персонажа, к игре как средству самовыражения через образ

героя;

от игры, в которой центром является «артист», к игре, в которой представлен

комплекс позиций «оформитель», «костюмер», но при этом предпочтения

каждого ребенка связаны с каким-либо одним из них, в зависимости от

индивидуальных способностей и интересов;

от театрализованной игры к театрально-игровой деятельности как средству

самовыражения личности и самореализации

способностей.

Организованная таким образом работа будет способствовать тому, что

театрализованная деятельность станет средством приобщения детей к

народной культуре.

В театрализованной деятельности осуществляются эмоциональное развитие:

дети знакомятся с чувствами, настроениями героев, осваивают способы их

внешнего выражения, осознают причины того или иного настроя. Велико

значение театрализованной деятельности в совершенствование диалогов и

монологов, освоение выразительности речи. Театрализованная деятельность

является средством самовыражения и самореализации ребенка;

В играх-драматизациях ребенок, исполняя роль в качестве «артиста»,

самостоятельно создает образ с помощью комплекса средств вербальной и

невербальной выразительности. Видами драматизации являются игры-

имитации образов животных, людей, литературных персонажей; ролевые

диалоги на основе текста; спектаклей по одному или нескольким

произведениям; игры-импровизации с разыгрыванием сюжета (или

нескольких сюжетов) без предварительной подготовки.

В режиссерской игре «артистами» являются игрушки или их заместители,

а ребенок, организует деятельность как «сценарист и режиссер» управляет

«артистами». «Озвучивая» героев и комментируя сюжет, он использует

разные средства вербальной выразительности. Виды режиссерских игр

определяются в соответствии с разнообразием театров, используемых в

детском саду: настольный, плоскостной и объемный, кукольный (бибабо,

пальчиковый, марионеток) и т. д. Татарские народные сказки, с которыми

встречается ребёнок, вводят его в мир народной мысли, народных традиций.

Сказки своим содержанием и формой наилучшим образом отвечают задачам

воспитания и развития ребёнка. Сказки помогают детям разобраться, что

хорошо, а что плохо, отличить добро и зло. Из сказки дети получают

информацию о моральных устоях , развивают речь, фантазию, воображение.

Развивают нравственные качества: доброту, щедрость, трудолюбие,

правдивость. Воспитательная ценность народных сказок в том, что в них

запечатлены черты татарского народа. Театрализованная игра - наиболее

доступный ребенку и интересный для него способ переработки и выражения

впечатлений, знаний и эмоций. Таким образом: театрализованная

деятельность является источником развития чувств, переживаний и

эмоциональных открытий ребёнка, приобщает его к духовному богатству и

традициям татарской народной культуры.

Спасибо за внимание!



В раздел образования