Автор: Насибуллина Ильмира Ильдаровна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ №12
Населённый пункт: г.Азнакаево
Наименование материала: «Приобщение дошкольников к истокам национальной культуры через театрализованную деятельность»
Тема: “Организационно-педагогические аспекты формирования интереса к национальным традициям и культуре татарского народа посредством тетрализованной деятельности”
Раздел: дошкольное образование
Выступление из опыта работы для педагогов дошкольных образовательных
учреждений по проблеме: “Организационно-педагогические аспекты
формирования интереса к национальным традициям и культуре татарского
народа посредством тетрализованной деятельности”
Тема выступления:
«Приобщение дошкольников к истокам
национальной культуры через театрализованную деятельность»
ФИО участника: Насибуллина Ильмира Ильдаровна
Должность: воспитатель
Место работы : МБДОУ «Детский сад комбинированного вида № 12
«Росинка» города Азнакаево Азнакаевского муниципального района
Республики Татарстан
2020 год
«Приобщение дошкольников к истокам национальной культуры через
театрализованную деятельность»
В последнее время возрастает интерес к укреплению и активной пропаганде
национальных культурных традиций, которые воплащаются в жанрах
фольклора, семейно - бытовых обычаях, обрядах, ритуалах. Приобщение
детей дошкольного возраста к татарской народной культуре, народным
традициям не раз рассматривались учеными и практиками. Предметом
изучения стали вопросы, связанные с ролью народной культуры и народных
традиций в становлении личности дошкольника, обсуждались условия,
методы ознакомления детей с народными традициями с учетом возрастных и
индивидуальных особенностей детей.
В психолого-педагогических исследованиях подтверждалось, что
приобщение детей к народной культуре обеспечивает связь поколений,
способствует всестороннему, гармоничному развитию личности, решает
задачи физического, нравственного, эстетического, трудового и семейного
воспитания.
В настоящее время, постепенно возвращается национальная память. И мы
по-новому начинаем относиться к старинным праздникам, традициям,
фольклору, в которых народ оставил нам самое ценное из своих
культурных достижений. Для формирования нравственно- этических чувств,
любви к Родине , нами был разработаны циклы занятий и досуговых
развлечений, целью которых являлось приобщение детей к национальной
культуре. Эту задачу мы решали с помощью театрализованной
деятельности, так как именно она является одним из самых
распространенных видов детского творчества. Театрализованная
деятельность ориентирована на всестороннее развитие личности ребенка,
неповторимость и индивидуальность. Театрализованные занятия и
развлечения позволяют приобщать детей дошкольного возраста к истокам
народной культуры.
Театрализованные развлечения и занятия влияют на успешное развитие
личности дошкольников, приобретение таких качеств, как любовь к
Родине, уважение к культуре татарского народа. Театрализованная
деятельность способствуют обогащению знаний
дошкольников о традициях, обычаях, обрядах татарского народа.
На основе театрализованной деятельности развиваются и проявляются
творческие способности у детей. Театрализованная деятельность развивает
личность ребенка, прививает устойчивый интерес к литературе, музыке,
театру, совершенствует навык воплощать в игре определенные переживания,
побуждает к созданию новых образов, побуждает к мышлению. У детей
часто отсутствуют навыки произвольного поведения, недостаточно развиты
память, внимание и речь. Самый короткий путь эмоционального
раскрепощения ребенка, снятие сжатости, обучения чувствованию и
художественному воображению - это путь через игру, фантазирование,
сочинительство. Все это может дать театрализованная деятельность. Являясь
наиболее распространенным видом детского творчества, театрализованная
деятельность связывает художественное творчество с личными
переживаниями, ведь театр обладает огромной силой воздействия на
эмоциональный мир ребенка.
Театр создаёт все условия для развития творческих способностей. Этот вид
деятельности требует от детей: внимания, сообразительности, быстроты
реакции, организованности, умения действовать, подчиняясь определённому
образу, перевоплощаясь в него, живя его жизнью. Поэтому, наряду со
словесным творчеством драматизация или театральная постановка,
представляет самый распространенный вид детского творчества.
Театрализованная деятельность это форма изживания впечатлений жизни,
лежит глубоко в природе детей и находит свое выражение стихийно,
независимо от желания взрослых.
В драматической форме осуществляется целостный круг воображения,
в котором образ, созданный из элементов действительности, воплощает и
реализует снова в действительность, хотя бы и условную. Таким образом,
стремление к действию, к воплощению ,которое заложено в
самом процессе воображения, именно в театрализации находит полное
осуществление.
Другой причиной близости драматической формы для ребенка является
связь всякой драматизации с игрой. Театр ближе, чем всякий другой
вид творчества, непосредственно связана с игрой, этим корнем всякого
детского творчества, и поэтому содержит в себе элементы самых различных
видов творчества. В этом и заключается наибольшая ценность детской
театрализованной деятельности и дает повод и материал для самых
разнообразных видов детского творчества. Дети сами сочиняют,
импровизируют роли, инсценируют какой-нибудь готовый литературный
материал. Это словесное творчество детей, нужное и понятное самим детям.
Изготовление декораций, костюмов дает повод для изобразительного и
технического творчества детей. Дети рисуют, лепят, шьют, и все эти занятия
приобретают смысл и цель , как часть общего, волнующего детей замысла.
Игра - наиболее доступный ребенку и интересный для него способ
переработки и выражения впечатлений, знаний и эмоций
Театрализованная игра является эффективным средством социализации
дошкольника, которая имеет коллективный характер, что и создает
благоприятные условия для развития чувства партнерства.
В театрализованной игре осуществляется эмоциональное развитие: дети
знакомятся с чувствами, настроениями героев, осваивают способы их
внешнего выражения, осознают причины того или иного настроя.
Большое значение театрализованная игра имеет и для речевого развития.
Театрализованная деятельность является средством самовыражения и
самореализации ребенка.
В играх-драматизациях ребенок, исполняя роль в качестве «артиста»,
самостоятельно создает образ с помощью комплекса средств
выразительности. Видами драматизации являются игры- имитации образов
животных, людей, литературных персонажей; ролевые диалоги,
инсценировки произведений; постановки
спектаклей по произведениям; игры-импровизации с
разыгрыванием сюжета (или нескольких сюжетов) без предварительной
подготовки.
Система работы по развитию театрализованной деятельности делится
на этапы:
• художественное восприятие литературных и фольклорных произведений;
• освоение специальных умений для становления основных («актер»,
«режиссер») и дополнительных позиций («сценарист»,«оформитель»,
«костюмер»);
• самостоятельная творческая деятельность.
Театрализованная деятельность является интегративной :
- создании драматического содержания,
- исполнение собственного замысла, т.е. умение
воплощать художественный образ с помощью разных средств
выразительности: интонации, мимики, пантомимики, движения, напева.
-оформление ,изготовление, музыкального сопровождения, афиш,
программок.
Основные направления развития театрализованной игры состоят:
в постепенном переходе ребенка от игры по одному литературному или
фольклорному тексту к игре-контаминации, подразумевающей свободное
построение ребенком сюжета, в котором литературная основа сочетается со
свободной ее интерпретацией ребенком произведений;
от игры, где используются средства выразительности для передачи
особенностей персонажа, к игре как средству самовыражения через образ
героя;
от игры, в которой центром является «артист», к игре, в которой представлен
комплекс позиций «оформитель», «костюмер», но при этом предпочтения
каждого ребенка связаны с каким-либо одним из них, в зависимости от
индивидуальных способностей и интересов;
от театрализованной игры к театрально-игровой деятельности как средству
самовыражения личности и самореализации
способностей.
Организованная таким образом работа будет способствовать тому, что
театрализованная деятельность станет средством приобщения детей к
народной культуре.
В театрализованной деятельности осуществляются эмоциональное развитие:
дети знакомятся с чувствами, настроениями героев, осваивают способы их
внешнего выражения, осознают причины того или иного настроя. Велико
значение театрализованной деятельности в совершенствование диалогов и
монологов, освоение выразительности речи. Театрализованная деятельность
является средством самовыражения и самореализации ребенка;
В играх-драматизациях ребенок, исполняя роль в качестве «артиста»,
самостоятельно создает образ с помощью комплекса средств вербальной и
невербальной выразительности. Видами драматизации являются игры-
имитации образов животных, людей, литературных персонажей; ролевые
диалоги на основе текста; спектаклей по одному или нескольким
произведениям; игры-импровизации с разыгрыванием сюжета (или
нескольких сюжетов) без предварительной подготовки.
В режиссерской игре «артистами» являются игрушки или их заместители,
а ребенок, организует деятельность как «сценарист и режиссер» управляет
«артистами». «Озвучивая» героев и комментируя сюжет, он использует
разные средства вербальной выразительности. Виды режиссерских игр
определяются в соответствии с разнообразием театров, используемых в
детском саду: настольный, плоскостной и объемный, кукольный (бибабо,
пальчиковый, марионеток) и т. д. Татарские народные сказки, с которыми
встречается ребёнок, вводят его в мир народной мысли, народных традиций.
Сказки своим содержанием и формой наилучшим образом отвечают задачам
воспитания и развития ребёнка. Сказки помогают детям разобраться, что
хорошо, а что плохо, отличить добро и зло. Из сказки дети получают
информацию о моральных устоях , развивают речь, фантазию, воображение.
Развивают нравственные качества: доброту, щедрость, трудолюбие,
правдивость. Воспитательная ценность народных сказок в том, что в них
запечатлены черты татарского народа. Театрализованная игра - наиболее
доступный ребенку и интересный для него способ переработки и выражения
впечатлений, знаний и эмоций. Таким образом: театрализованная
деятельность является источником развития чувств, переживаний и
эмоциональных открытий ребёнка, приобщает его к духовному богатству и
традициям татарской народной культуры.
Спасибо за внимание!