Напоминание

Требования и подходы к работе по развитию самостоятельности обучающихся, воспитанников в вопросах определения жизненно позиции и выборе профессии


Автор: Ермилова Галина Анатольевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МКОУ «Клеменовская общеобразовательная школа – интернат для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья»
Населённый пункт: д. Клеменово г.о. Егорьевск Московской области
Наименование материала: доклад
Тема: Требования и подходы к работе по развитию самостоятельности обучающихся, воспитанников в вопросах определения жизненно позиции и выборе профессии
Раздел: среднее образование





Назад




МММ

МКОУ «Клеменовская общеобразовательная школа – интернат для обучающихся,

воспитанников с ограниченными возможностями здоровья»

Доклад

«Требования

и

подходы

к

работе

по

развитию

самостоятельности обучающихся, воспитанников в вопросах

определения жизненно позиции и выборе профессии».

Подготовила: Ермилова Г.А.

Требования и подходы к работе по развитию самостоятельности

обучающихся, воспитанников в вопросах определения жизненно

позиции и выборе профессии»

В настоящее время, актуально стоит вопрос о важности и значимости

воспитания детей с ОВЗ, находящихся в условиях школ-интернатов. Такая

ситуация обусловлена рядом причин:

-потребностью общества в выпускниках школ - интернатов, освоивших

элементы культуры поведения детей, социальных норм и ценностей;

-резким разрывом между «иждивенческими» настроениями выпускников

школ-интернатов,

с

одной

стороны,

и реалиями сегодняшней жизни,

продиктованными условиями рынка с другой;

-необходимостью интеграции детей и подростков с ограниченными

возможностями

здоровья

в

современную

жизнь;

В условиях

школ-интернатов, дети с ограниченными возможностями

здоровья получают, как правило, помощь, направленную на компенсацию

каких-либо отклонений в развитии. Эта помощь носит комплексный характер

и

осуществляется

специалистами

разных

профилей:

воспитателями,

педагогами,

социальными

педагогами,

педагогами

-

психологами,

медицинскими специалистами.

Процесс воспитания детей, с ОВЗ играет основную роль, т.к. он включает в

себя работу по формированию личности ребенка, развитию системы

межличностных

отношений,

освоению

моделей

коммуникативного

поведения.

В настоящее время, в современной практике организации учебно -

воспитательного процесса в нашей школе - интернате используются

разнообразные методы и формы.

Основными направлениями создания коррекционно-развивающей среды,

направленной на социализацию воспитанников, является:

Разработки моделей коррекционно-развивающих занятий, бесед, экскурсий ,

что позволило создать методическую базу, которой могут пользоваться

воспитатели.

Создание системы позитивно действующих факторов (оформление школы -

интерната, пришкольного участка, спален, туалетных комнат, столовой,

игровых

и

пр.

с

меняющимся

дизайном;

включение

и

приобщение

воспитанников к этой деятельности; создание информационной службы,

освещающей постоянно успехи каждого и группы; видеотеки, и т.п.

Информационная

среда

подвластна

организации.

Средовое

влияние,

обеспеченное предметно-пространственным, поведенческим, событийным,

культурным окружением становится тем самым коррекционным фактором,

способствующим воспитанию личности, формированию ее сущности.

Создание

психолого-педагогического

обоснования

работы

каждого

конкретного воспитателя, социального педагога с учетом его личностных

особенностей, его склонностей и способностей. Дети очень чутко реагируют

на то, что воспитатель любит (вышивать, печь пироги, работать на огороде и

пр.) и умеет, и готовы принять, освоить этот социальный опыт. Труднее

обстоит дело, когда воспитатель транслирует информацию, к которой у него

самого отрицательное (не умеет делать) или нейтральное отношение. Вот

здесь-то и нужна помощь психолога, который учтет психологический портрет

специалиста

и

раскроет

ему

“сильные

и

слабые

стороны”,

которые

воспитатель должен учитывать при организации личностного общения с

воспитанниками.

Психическое развитие детей с ОВЗ протекает под воздействием тех же

факторов окружающей среды, что и развитие учеников общеобразовательных

школ, и подчинено общим законам развития. Однако

дети, с ОВЗ,

проживающие в условиях школы - интерната не способны к самостоятельной

социальной адаптации и осознанному включению в трудовую жизнь. На

помощь приходит сеть учреждений для детей с особыми образовательными

потребностями

системы

здравоохранения,

образования,

социального

обеспечения. Так, наше образовательное учреждение, ставят своей главной

задачей социальную адаптацию учащихся через коррекцию недостатков

психического развития и всемерное включение в трудовую

деятельность.

Всегда существовала и остается актуальной проблема социальной адаптации

детей с недостатками интеллектуального развития, проблема их подготовки к

самостоятельной жизни и труду. Поэтому учебно-воспитательные задачи

включают в себя:

-

формирование знаний, умений, навыков, сопутствующих социальной

адаптации выпускников,

-

повышение

уровня

общего

развития

учащихся

и

их

всесторонняя

подготовка к будущей самостоятельной жизнедеятельности

Прежде чем говорить о том, как же воспитывать в детях самостоятельность и

когда необходимо это делать, нужно определиться с тем, что это такое. Ответ

на вопрос, что же такое самостоятельность, будет разным, в зависимости от

возраста ребенка.

В нашей – школе, интернате проводится воспитательная работа,

направленная на практическую помощь нашим выпускникам в определении

своего места в социуме. Создаются комфортные условия для

развития

самостоятельности.

Трудовое обучение, имеет цель подготовки обучающихся к самостоятельной

трудовой деятельности и, следовательно, к осознанному выбору

профессии.

Особое внимание в нашей школе уделяется созданию условий для социально-

трудовой подготовки воспитанников, которая реализуется воспитателями

через:

освоение навыков ведения домашнего хозяйства

сельскохозяйственный труд

общественно-полезный труд

Навыки самообслуживания и ведения домашнего хозяйства формируются в

группах. Начиная с 1 класса, воспитатели приучают ребенка к порядку. У

каждого воспитании, ка есть свое место в шкафу, там все должно лежать если

не в идеальном, то в разумно организованном порядке. Тоже самое можно

сказать и о стирке. Серьезные вещи (куртки, постельное бельё и другие

крупные вещи наши дети не стирают. А вот свои носочки, трусики, маечки

дети начинают стирать уже с начальной школы. Большое внимание уделяем

внешнему виду детей: приучаем их следить за чистотой школьной и

повседневной одежды, доверяем глажку вещей. Дети учатся

самообслуживанию, самостоятельно выполняют влажные уборки, наводят

порядок в помещениях, осуществляют мелкий ремонт одежды, учатся

накрывать столы.

В интернате воспитанники осваивают навыки сельскохозяйственного и

общественно-полезного труда. Весной и осенью дети ведут работу по

благоустройству территории школы и прилегающих к ней участков. Осенью

это в основном сбор урожая и уборка мусора. Весной же убираем старые

листья, прошлогоднюю траву, обрезаем кустарники, осуществляем побелку

деревьев, оформляем газоны и клумбы, копаем гряды, высаживаем рассаду. В

летний период дети занимаются прополкой, поливкой, выкашиванием травы,

ремонтом мебели, косметическим ремонтом помещений и другие дела по

запросу

хозяйственной

службы.

Вся

воспитательная

работа

направлена

на

подготовку

выпускников

к

самостоятельной

жизни,

помогает

раскрыть,

развить

способности,

возможности каждого воспитанника. Воспитательная работа ведется по

направлениям: личностное развитие и социализация; основы обеспечения и

экономического

развития;

основы

гражданского

и

патриотического

воспитания; знакомство с истоками национальной культуры; творческое

развитие;

охрана

здоровья

и

физическое

развитие,

профориентация.

Педагогами, в течение года проводятся открытые занятия по вышеуказанным

направлениям. Вся воспитательная работа способствует подготовке учащихся

школы - интерната к самостоятельной жизни.



В раздел образования