Автор: Ермилова Галина Анатольевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МКОУ «Клеменовская общеобразовательная школа – интернат для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья»
Населённый пункт: д. Клеменово г.о. Егорьевск Московской области
Наименование материала: доклад
Тема: Требования и подходы к работе по развитию самостоятельности обучающихся, воспитанников в вопросах определения жизненно позиции и выборе профессии
Раздел: среднее образование
МММ
МКОУ «Клеменовская общеобразовательная школа – интернат для обучающихся,
воспитанников с ограниченными возможностями здоровья»
Доклад
«Требования
и
подходы
к
работе
по
развитию
самостоятельности обучающихся, воспитанников в вопросах
определения жизненно позиции и выборе профессии».
Подготовила: Ермилова Г.А.
Требования и подходы к работе по развитию самостоятельности
обучающихся, воспитанников в вопросах определения жизненно
позиции и выборе профессии»
В настоящее время, актуально стоит вопрос о важности и значимости
воспитания детей с ОВЗ, находящихся в условиях школ-интернатов. Такая
ситуация обусловлена рядом причин:
-потребностью общества в выпускниках школ - интернатов, освоивших
элементы культуры поведения детей, социальных норм и ценностей;
-резким разрывом между «иждивенческими» настроениями выпускников
школ-интернатов,
с
одной
стороны,
и реалиями сегодняшней жизни,
продиктованными условиями рынка с другой;
-необходимостью интеграции детей и подростков с ограниченными
возможностями
здоровья
в
современную
жизнь;
В условиях
школ-интернатов, дети с ограниченными возможностями
здоровья получают, как правило, помощь, направленную на компенсацию
каких-либо отклонений в развитии. Эта помощь носит комплексный характер
и
осуществляется
специалистами
разных
профилей:
воспитателями,
педагогами,
социальными
педагогами,
педагогами
-
психологами,
медицинскими специалистами.
Процесс воспитания детей, с ОВЗ играет основную роль, т.к. он включает в
себя работу по формированию личности ребенка, развитию системы
межличностных
отношений,
освоению
моделей
коммуникативного
поведения.
В настоящее время, в современной практике организации учебно -
воспитательного процесса в нашей школе - интернате используются
разнообразные методы и формы.
Основными направлениями создания коррекционно-развивающей среды,
направленной на социализацию воспитанников, является:
Разработки моделей коррекционно-развивающих занятий, бесед, экскурсий ,
что позволило создать методическую базу, которой могут пользоваться
воспитатели.
Создание системы позитивно действующих факторов (оформление школы -
интерната, пришкольного участка, спален, туалетных комнат, столовой,
игровых
и
пр.
с
меняющимся
дизайном;
включение
и
приобщение
воспитанников к этой деятельности; создание информационной службы,
освещающей постоянно успехи каждого и группы; видеотеки, и т.п.
Информационная
среда
подвластна
организации.
Средовое
влияние,
обеспеченное предметно-пространственным, поведенческим, событийным,
культурным окружением становится тем самым коррекционным фактором,
способствующим воспитанию личности, формированию ее сущности.
Создание
психолого-педагогического
обоснования
работы
каждого
конкретного воспитателя, социального педагога с учетом его личностных
особенностей, его склонностей и способностей. Дети очень чутко реагируют
на то, что воспитатель любит (вышивать, печь пироги, работать на огороде и
пр.) и умеет, и готовы принять, освоить этот социальный опыт. Труднее
обстоит дело, когда воспитатель транслирует информацию, к которой у него
самого отрицательное (не умеет делать) или нейтральное отношение. Вот
здесь-то и нужна помощь психолога, который учтет психологический портрет
специалиста
и
раскроет
ему
“сильные
и
слабые
стороны”,
которые
воспитатель должен учитывать при организации личностного общения с
воспитанниками.
Психическое развитие детей с ОВЗ протекает под воздействием тех же
факторов окружающей среды, что и развитие учеников общеобразовательных
школ, и подчинено общим законам развития. Однако
дети, с ОВЗ,
проживающие в условиях школы - интерната не способны к самостоятельной
социальной адаптации и осознанному включению в трудовую жизнь. На
помощь приходит сеть учреждений для детей с особыми образовательными
потребностями
системы
здравоохранения,
образования,
социального
обеспечения. Так, наше образовательное учреждение, ставят своей главной
задачей социальную адаптацию учащихся через коррекцию недостатков
психического развития и всемерное включение в трудовую
деятельность.
Всегда существовала и остается актуальной проблема социальной адаптации
детей с недостатками интеллектуального развития, проблема их подготовки к
самостоятельной жизни и труду. Поэтому учебно-воспитательные задачи
включают в себя:
-
формирование знаний, умений, навыков, сопутствующих социальной
адаптации выпускников,
-
повышение
уровня
общего
развития
учащихся
и
их
всесторонняя
подготовка к будущей самостоятельной жизнедеятельности
Прежде чем говорить о том, как же воспитывать в детях самостоятельность и
когда необходимо это делать, нужно определиться с тем, что это такое. Ответ
на вопрос, что же такое самостоятельность, будет разным, в зависимости от
возраста ребенка.
В нашей – школе, интернате проводится воспитательная работа,
направленная на практическую помощь нашим выпускникам в определении
своего места в социуме. Создаются комфортные условия для
развития
самостоятельности.
Трудовое обучение, имеет цель подготовки обучающихся к самостоятельной
трудовой деятельности и, следовательно, к осознанному выбору
профессии.
Особое внимание в нашей школе уделяется созданию условий для социально-
трудовой подготовки воспитанников, которая реализуется воспитателями
через:
освоение навыков ведения домашнего хозяйства
сельскохозяйственный труд
общественно-полезный труд
Навыки самообслуживания и ведения домашнего хозяйства формируются в
группах. Начиная с 1 класса, воспитатели приучают ребенка к порядку. У
каждого воспитании, ка есть свое место в шкафу, там все должно лежать если
не в идеальном, то в разумно организованном порядке. Тоже самое можно
сказать и о стирке. Серьезные вещи (куртки, постельное бельё и другие
крупные вещи наши дети не стирают. А вот свои носочки, трусики, маечки
дети начинают стирать уже с начальной школы. Большое внимание уделяем
внешнему виду детей: приучаем их следить за чистотой школьной и
повседневной одежды, доверяем глажку вещей. Дети учатся
самообслуживанию, самостоятельно выполняют влажные уборки, наводят
порядок в помещениях, осуществляют мелкий ремонт одежды, учатся
накрывать столы.
В интернате воспитанники осваивают навыки сельскохозяйственного и
общественно-полезного труда. Весной и осенью дети ведут работу по
благоустройству территории школы и прилегающих к ней участков. Осенью
это в основном сбор урожая и уборка мусора. Весной же убираем старые
листья, прошлогоднюю траву, обрезаем кустарники, осуществляем побелку
деревьев, оформляем газоны и клумбы, копаем гряды, высаживаем рассаду. В
летний период дети занимаются прополкой, поливкой, выкашиванием травы,
ремонтом мебели, косметическим ремонтом помещений и другие дела по
запросу
хозяйственной
службы.
Вся
воспитательная
работа
направлена
на
подготовку
выпускников
к
самостоятельной
жизни,
помогает
раскрыть,
развить
способности,
возможности каждого воспитанника. Воспитательная работа ведется по
направлениям: личностное развитие и социализация; основы обеспечения и
экономического
развития;
основы
гражданского
и
патриотического
воспитания; знакомство с истоками национальной культуры; творческое
развитие;
охрана
здоровья
и
физическое
развитие,
профориентация.
Педагогами, в течение года проводятся открытые занятия по вышеуказанным
направлениям. Вся воспитательная работа способствует подготовке учащихся
школы - интерната к самостоятельной жизни.