Автор: Шестак Марина Владимировна
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: МБОУ ДОД ДДТ
Населённый пункт: Республика Бурятия г.Северобайкальск
Наименование материала: Публикация
Тема: "Формы организации образовательного процесса в дополнительном образовании"
Раздел: дополнительное образование
Роль педагога дополнительного образования с детьми с "признаками одарённости"
Проблема работы с детьми с «признаками одарённости» актуальна для современного российского общества,
заинтересованного в качественном развитии подрастающего поколения. Вырастет ли из ребёнка с «признаками
одарённости» талантливая и гениальная личность, зависит от многих обстоятельств.
Большую роль в развитии детской одаренности и талантливости играют учреждения дополнительного образования
детей, которые могут компенсировать недостаток учебной нагрузки в различных творческих мастерских и
объединениях. В них ребенок начинает развитие специальных способностей, формирует специальную одаренность.
Дополнительное образование предоставляет каждому ребенку возможность свободного выбора образовательной
области, профиля программ, времени их освоения, включения в разнообразные виды деятельности с учетом его
индивидуальных склонностей.
Личностно-деятельностный характер образовательного процесса позволяет решать одну из основных задач
дополнительного образования — выявление, развитие и поддержку одаренных и талантливых детей. Индивидуально-
личностная основа деятельности учреждений этого типа позволяет удовлетворять запросы конкретных детей, используя
потенциал их свободного времени. Определяя работу с одаренными детьми необходимо развести главные характерные
различия между такими понятиями как «способность», «одаренность», «талант».
Одаренность – это уникальное целостное состояние личности ребёнка, большая индивидуальная и социальная
ценность, которая нуждается в выявлении и поддержке; системное качество, которое определяет возможности
достижения человеком исключительно высоких результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с
другими людьми. Одаренный ребенок – это ребенок, выделяющийся яркими, очевидными, иногда выдающимися
достижениями в том или ином виде деятельности. Способности определяются как индивидуальные особенности
личности, определяющие успешность выполнения деятельности, несводимой к знаниям, умениям и навыкам, но
обуславливающие легкость и быстроту обучения новым способам и приемам деятельности (Б.М. Теплов). Талант – это
врожденные способности, обеспечивающие высокие успехи в деятельности. В целом, можно представить талант как
совокупность следующих черт: природные задатки (анатомо-физические и эмоциональные, т.е. повышенная
чувствительность); интеллектуальные и мыслительные возможности, позволяющие оценивать новые ситуации и решать
новые проблемы; способность длительное время поддерживать интерес к объекту труда, т.е. воля и энергия человека;
способность создания новых образов, фантазия и воображение. Никакая отдельная способность не может быть
достаточной для успешного выполнения деятельности. Надо, чтобы у человека было много способностей, которые
находились бы в благоприятном сочетании. Качественно своеобразное сочетание способностей, необходимых для
успешного выполнения какой-либо деятельности, называется одаренностью. Основные функции одаренности —
максимальное приспособление к миру, окружению, нахождение решения во всех случаях, когда создаются новые,
непредвиденные проблемы, требующие именно творческого подхода.
Одаренные дети — это особые дети, и задача педагогов - понять их, направить все усилия на то, чтобы передать им
свой опыт и знания. Педагог должен понимать, что эти дети нуждаются в поддержке со стороны взрослых, которые
призваны научить их справляться с непомерно завышенными ожиданиями в отношении своих способностей. Каждый
ребенок одарен по-своему, и для педагога важнее не выявление уровня одаренности, а качества одаренности. Выделяют
следующие виды одаренности: творческая одаренность, академическая одаренность, художественная одаренность,
музыкальная одаренность, интеллектуальная одаренность, литературная одаренность, психомоторная одаренность,
общая одаренность, интеллектуальная одаренность.
В частности в объединении «Природа и творчество» успешно обучаются «дети с признаками творческой
одарённости». Исходя из интереса и желания этих детей созрела необходимость разработать индивидуальный
образовательный маршрут на каждого из них и продолжить дальше развивать и отслеживать их творческий путь
обучения.
Индивидуальный образовательный маршрут (тематический план) разработан на основе авторской дополнительной
общеобразовательной программы «Природа и творчество» (Фитодизайн) и будет представлен вниманию в конце
публикации.
Также, в системе дополнительного образования МБОУ ДДТ «Эврика» мною, как руководителем объединения
«Природа и творчество» выделены следующие формы обучения одаренных и талантливых детей:
индивидуальное обучение или обучение в малых группах по программам творческого развития в определенной
области;
работа по исследовательским и творческим проектам в режиме наставничества (в качестве наставника выступает
педагог - специалист высокого класса);
система творческих конкурсов, фестивалей, олимпиад;
детские научно-практические конференции и семинары.
Одаренным и талантливым детям свойственны следующие черты:
Сильно развитое чувство справедливости, проявляющееся очень рано.
Личные системы ценностей у одаренных детей очень широки.
Остро воспринимают общественную несправедливость. Устанавливают высокие требования к себе и к
окружающим и живо откликаются на правду, справедливость, гармонию и природу.
Не могут четко развести реальность и фантазию.
Хорошо развито чувство юмора. Талантливые люди используют игру слов, "подковырки", часто видят юмор там,
где сверстники его не замечают. Юмор может быть спасительной благодатью и здоровым щитом для тонкой
психики, нуждающейся в защите от болезненных ударов, наносимых менее восприимчивыми людьми.
Одаренные дети постоянно пытаются решать проблемы, которые им пока "не по зубам". С точки зрения их
развития такие попытки полезны.
Для одаренных детей, как правило - характерны преувеличенные страхи, поскольку они способны вообразить
множество опасных последствий.
Выявление одаренных детей должно начинаться уже в начальной школе на основе наблюдения, изучения
психологических особенностей, речи, памяти, логического мышления.
Условно можно выделить три категории одаренных детей:
Дети с необыкновенно высоким общим уровнем умственного развития при прочих равных условиях (такие дети
чаще всего встречаются в дошкольном и младшем школьном возрасте).
Дети с признаками специальной умственной одаренности - в определенной области науки (подростковый образ).
Учащиеся, не достигающие по каким-либо причинам успехов в учении, но обладающие яркой познавательной
активностью, оригинальностью психического склада, незаурядными умственными резервами (чаще встречаются в
старшем школьном возрасте).
Условия успешной работы с одаренными учащимися.
Осознание важности этой работы каждым членом коллектива и усиление в связи с этим внимания к проблеме
формирования положительной мотивации к учению.
Создание и постоянное совершенствование методической системы работы с одаренными детьми.
Признание коллективом педагогов и руководством школы того, что реализация системы работы с одаренными
детьми является одним из приоритетных направлений работы школы или дополнительного образования.
Включение в работу с одаренными учащимися в первую очередь учителей и педагогов, обладающих определенными
качествами:
педагог должен быть:
увлечен своим делом;
способным к экспериментальной, научной и творческой деятельности;
профессионально грамотным;
интеллектуальным, нравственным и эрудированным;
проводником передовых педагогических технологий;
психологом, воспитателем и умелым организатором учебно-воспитательного процесса;
Формы работы с детьми «с признаками одарённости»:
творческие мастерские;
групповые занятия с сильными учащимися;
факультативы;
кружки по интересам;
занятия исследовательской деятельностью;
конкурсы;
интеллектуальный марафон;
научно-практические конференции;
участие в олимпиадах;
работа по индивидуальным планам;
сотрудничество с другими школами и учреждениями дополнительного образования.
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ДОМ ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА «ЭВРИКА»
ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ МАРШРУТ
МИРЗОЕВА ЖАСМИН
ОБЪЕДИНЕНИЕ «ПРИРОДА И ТВОРЧЕСТВО»
ГРУППА № 5 (5 ГОД ОБУЧЕНИЯ)
(ФИТОДИЗАЙН)
Педагог дополнительного образования
Шестак Марина Владимировна
г. Северобайкальск, 2017
УТВЕРЖДЕНО
приказом №___ от «___» _____2017
Директор ДДТ «Эврика»
___________Божко М.В.
Пояснительная записка
Проблема работы с детьми с «признаками одарённости» актуальна для современного российского общества,
заинтересованного в качественном развитии подрастающего поколения. Вырастет ли из ребёнка с «признаками
одарённости» талантливая и гениальная личность, зависит от многих обстоятельств.
В 2016 – 2017 учебном году группа «Фитодизайн» (5 г/о) успешно окончила курс обучения.
Исходя из интереса и желания этих детей созрела необходимость разработать индивидуальный образовательный
маршрут на каждого из них и продолжить дальше развивать и отслеживать их творческий путь.
Индивидуальный образовательный маршрут (тематический план) разработан на основе дополнительной
общеобразовательной программы «Природа и творчество» (Фитодизайн).
Характеристика учащегося
Мирзоева Жасмин – 12 лет, учащаяся 6 «а» класса МБОУ «СОШ №11». Ребёнок талантлив, аккуратно и
ответственно выполняет заданный материал. Её творческий потенциал богатый, ребёнок постоянно в поиске, предлагает
новые идеи и, с одобрения педагога, воплощает их в свои изделия. В будущем планирует поступить в институт и
освоить профессию художник-дизайнер.
Творческие способности у девочки проявлялись на всём протяжении учёбы. Это можно увидеть на графике,
приведённом ниже. Выборка учащейся отражена за 2016-2017 уч. г. Жасмин принимала участие в мероприятиях
городского, всероссийского и международного уровней. Международный конкурс – 6 первых мест; всероссийский
конкурс – одно первое место, два вторых места. Городской конкурс – одно первое место
Сравнительный график
успешности Мирзоевой Жасмин
(2016 – 2017- учебный год.)
1 место
2 место
3 место
0
1
2
3
4
5
6
7
8
9
0
0
0
0
8
2
0
0
Серия1
2016-2017
ЦЕЛИ:
создать условия для развития творческих способностей ребёнка через его самостоятельную работу,
изготовление авторских проектов, уделяя при этом внимание развитию целеполагания.
ЗАДАЧИ:
Образовательные:
обучить ребёнка креативной, проектной, исследовательской деятельности;
обучить ребёнка самостоятельно добывать знания непосредственно из реальности;
обучить ребёнка владеть эвристическими методами решения задач.
Развивающие:
развивать компетентность в бытовой и культурно-досуговой сфере;
развивать эстетическое восприятие, художественный вкус и эмоционально-чувственное отношение к природе и
предметам;
развивать способность ставить цель и достигать её.
Воспитательные:
воспитывать культуру общения с природой, чувство любви и бережного отношения к ней;
воспитывать в ребёнке особенности национальной и общечеловеческой культуры;
воспитывать в ребёнке духовно-нравственные основы жизни человека в понимании мира.
ПРЕДПОЛОГАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ ИНДИВИДУАЛЬНОГО МАРШРУТА РЕБЁНКА:
умение самостоятельно осознавать свою роль и предназначение в окружающем мире;
умение выбирать целевые и смысловые установки для своих действий и поступков в работе с природным
материалом;
умение овладевать познаниями и применять на практике проектную, исследовательскую деятельность;
умение самостоятельно искать, анализировать и отбирать нужный (природный и дополнительный материал) для
своих будущих работ;
умение применять на практике основы художественной композиции;
умение применять на практике основных законов и правил композиции в искусстве – фитодизайн;
умение самостоятельной заготовки и обработки природного материала;
умение рисовать методом копировальной техники с последующей стилизацией;
умение изготавливать изделия различных видов и стилей из природного и дополнительного материала;
умение и практические навыки основных приёмов в работе с дополнительным материалом;
самостоятельная разработка проектной работы и применение её на практике;
самостоятельное составление панно, аппликаций, художественных композиций;
самостоятельное составление работ в технологии – декупаж;
самостоятельное изготовление изделий из кожи и меха;
самостоятельное составление аппликаций из соломки;
самостоятельное изготовление различных поделок, сувениров;
оформление готовых изделий; оформление учебного кабинета.
Особенности организации образовательного процесса.
С детьми с «признаками одарённости», существует необходимость заниматься индивидуально и уделять им больше
времени для получения положительного результата. Заменён блок «Аппликация из пластиковой тары» на «Изделия из
бересты».
Режим занятий: три раза в неделю по 2 часа (продолжительность одного часа 45 минут с десятиминутным перерывом).
Расписание: понедельник: с 10-43-12-05
Вторник: с 9-45-11-25
Пятница: с 10-30-12-05
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ раздела,
тем
Название раздела, тем
количество занятий
теор
ия
Прак-
тика
всего
даты
1. Вводное
занятие
Теоретическая часть.
Повторение и обобщение знаний.
Знакомство с планом работы на учебный год.
Правила Т.Б.
Практическая часть.
Выставка готовых изделий.
Анализ выставки.
1
1
2
II.
Заготовка
и
обработка
природного
материала.
Теоретическая часть:
Повторение и обобщение знаний. Технологический
процесс заготовки природного материала. техника
выполнения
работ
при
обработке
природного
материала. Технология сушки.
Практическая часть
2
6
8
Заготовка природного материала (травы, цветков,
бересты, камней, глины и т.д.).
Обработка природного материала:
сортировка;
сушка;
технология изготовления травяной муки;
маркировка;
упаковка в тару.
III.
Выставка
«День
города»
Практическая часть.
Подготовка и участие в выставке города.
-
2
2
IV.
Изделия из
бересты
Теоретические сведения.
Знакомство с новым материалом – берестой.
Беседа: «Вторая жизнь коры дерева берёзы».
Плоскостная аппликация из бересты. Повторение.
Виды аппликаций из бересты.
Технология работы при составлении аппликации из
бересты.
Технология оформления.
Практическая часть
Подбор материала – бересты.
Подбор дополнительного материала.
Технология подготовки бересты к работе.
Выполнение изделий в технике аппликация:
« Пейзаж из бересты»;
«Зимнее утро».
1
19
20
V.
Декупаж
Теоретическая часть.
Повторение и обощение знаний по теме.
Работы, выполненные в технике – декупаж.
Беседа:
«Декупаж
как
новое
направление
в
декоративно-прикладном
искусстве
в
технике
аппликация».
Технология составления декупажа.
Технология оформления декупажа.
Практическая часть.
Выполнение декупажа в стиле аппликация:
Декоративное блюдо «Мозаика»;
Декоративная ваза «Байкал»;
Декоративная ваза «Подсолнухи»;
Декоративная
шкатулка
«Растительный
орнамент».
1
25
26
YI.Диагност
ика ЗУН
(промежуто
чная)
Проверить уровень знаний у учащихся за первое
полугодие
2
2
VII.
Технология
и дизайн
сувенирных
изделий.
Теоретические сведения.
Повторение и обобщение знаний по теме.
Работы сувенирного типа.
Технология изготовления сувениров.
Дополнительный
материал,
применяемый
при
изготовлении изделий.
Дизайн сувенирных изделий.
Оформление готовых изделий.
Практическая часть.
1. Изготовление
сувенирных изделий:
«Обереги из бересты»;
«Обереги из меха Кумаланы»;
«Декоративный коврик»;
«Домовёнок»;
«Сувенирные лапти».
Оформление готовых изделий.
1
31
32
YIII.
Изделия из
Теоретические сведения.
Повторение и обобщение знаний по теме.
1
23
24
глины
Глина
как
универсальный
материал
при
изготовлении изделий сувенирного типа.
Знакомство с новыми изделиями сувенирного типа.
Технология оформления работ.
Практическая часть.
Выполнение изделий из глины:
- «Подставки для композиций»;
- «Мини-плошки»;
- «Выполнение сувенира «Улзы».
Оформления готового изделия.
IX.Апплика
ция из
соломки
Теоретические сведения.
Знакомство с новым видом работ.
Виды работ и
изделия из соломки.
Беседа: «Художественные композиции из соломки»
Технология работ в технике аппликация.
Технология составления работ.
Технология подготовки соломки к работе.
Технология оформления готового изделия.
Практическая часть.
Выполнение серии аппликаций из соломки:
- «Растительный орнамент»;
«Букет из роз»;
10
20
30
«Церковь»;
Оформление готового изделия.
X.
Художестве
нное
конструиро
вание.
Теоретические сведения.
Повторение и обобщение знаний по теме.
Художественное конструирование как один из видов
работ в декоративно-прикладном искусстве».
Лесная скульптура.
Лесная миниатюра.
Технология оформления работ.
Практическая часть.
Выполнение серии работ в стиле лесной скульптуры
и лесной миниатюры:
«Дровосек» -
лесная скульптура;
«Лесная идиллия» -
Лесная миниатюра.
Оформление готового изделия.
2
28
30
XI.
Аппликаци
я из кожи и
меха.
Теоретические сведения.
Повторение и обобщение знаний по теме.
Виды работ и изделия из кожи, меха (объёмные,
плоскостные».
1
25
26
Технология работ в технике аппликация.
Беседа:
«Комбинированные
художественные
композиции из кожи и меха»
Технология составления работ.
Технология оформления готового изделия.
Практическая часть.
Подготовка для работы кожи и меха.
Выполнение аппликации:
- «Весна пришла» (плоскостные).
- «Осенний пейзаж» (объёмные).
Оформление готового изделия.
XII
Экскурсии
Практическая часть.
Экскурсии в природу.
Посещение
выставок
декоративно-прикладного
искусства.
-
8
8
XIII
Выставка
«День
защиты
детей»
Практическая часть.
Подготовка и участие в выставке города.
-
2
2
14.
Итоговое
занятие
Практическая часть.
Анкетирование (устный опрос)
Итоговая выставка за год.
Диагностика ЗУН на конец учебного года.
2
2
4
Итого:
22
194
216
Программно-методический комплекс
ДЛЯ ПЕДАГОГА
1.
«АСТ-ПРЕСС КНМГА». «Модный декупаж», М., 2012.
2.
«Декоративные мотивы и орнаменты всех времён и стилей» М., АСТ. Астрель, 2007
3.
А.С.Клюшина. «Оригинальные изделия из кожи своими руками. Секреты изготовления» - М., 2010.
4.
Венди Тейд. «Рисуем цветы акварелью». М., Изд. «Кристина-новый век, 2005.
5.
Клэр Торн. “Рисуем как древние египтяне». –М., Изд. НИОЛА-ПРЕСС, 2005.
6.
Н.В.Шахова, Н.В.Дмитриева. «Кожаная пластика». – М., АСТ, Донецк, 2005.
7.
О.Воронова. «Декорирование бутылок». М., ЭКСМО, 2009
8.
Р.Суонвик. «Рисуем ландшафт». М., 2005.
9.
Сюзанна Гирндт. «Разноцветные поделки из природных материалов», М., АЙРИС-ПРЕСС, 2005.
10.Т.А.Кузьмина. «Декупаж» - М., ЗАО «Мир книги Ритейл, 2011.
11.Т.Свешникова «Декорирование природными материалами». Москва «АСТ – ПРЕСС». 2009.
12.ЭКСМО. Анна Зайцева «Мозаика у вас дома». М. 2013.
13.ЭКСМО. Ольга Воронова «Оригинальный поделки для дачи». М. 2013.
ДЛЯ УЧАЩИХСЯ
1.
А.С.Клюшина. «Оригинальные изделия из кожи своими руками. Секреты изготовления» - М., 2010.
2.
О.Воронова. «Декорирование бутылок». М., ЭКСМО, 2009.
3.
Р.Суонвик. «Рисуем ландшафт». М., 2005.
4.
Сюзанна Гирндт. «Разноцветные поделки из природных материалов», М., АЙРИС-ПРЕСС, 2005.
5.
Т.А.Кузьмина. «Декупаж» - М., ЗАО «Мир книги Ритейл, 2011.
6.
Т.Свешникова «Декорирование природными материалами». Москва «АСТ – ПРЕСС». 2009.
7.
ЭКСМО, Анна Зайцева «Мозаика у вас дома». М, 2013.
8.
ЭКСМО, Ольга Воронова «Оригинальный поделки для дачи». М, 2013.
Контрольно-измерительные материалы оценки образовательных достижений учащейся.
Оценка образовательных достижений учащихся проводится в форме диагностики ЗУН. В течение учебного года
проводятся устные опросы и выполняются практические задания по окончании изучения каждой темы. В течение этого
времени педагогом фиксируются полученные результаты и оцениваются по пяти бальной системе. Затем строится
график, с помощью которого можно увидеть результат каждого ребёнка.
Итоги диагностики (составление графика) подводятся два раза в год:
- конец первого полугодия (промежуточная диагностика);
- конец учебного года (итоговая диагностика).
Анализируя полученные графики, можно отследить результативность индивидуального образовательного маршрута,
и на основании данного анализа, при необходимости откорректировать тематический план (темы, кол-во часов).
ЦЕЛИ:
проверить и сравнить уровень знаний, умений и навыков на конец первого полугодия и конец учебного года.
Период обучения: 2017-2018 учебный год.
I. Вопросы к диагностике были подобраны из основных разделов тематического плана рабочей программы первого
года обучения.
Диагностика на конец первого полугодия основывается на выполнении трёх теоретических и двух практических
заданий, взятых их программы за первое полугодие.
Теория.
1. Технология заготовки и обработки природного материала.
2. Этапы создания аппликации из пластика.
3. Этапы создания декупажа.
Практика.
1. Выполнение аппликации из пластика.
2. Выполнение декупажа.
Ответы ребят оцениваются по пяти балльной системе.
1 – отрицательный ответ на все вопросы;
2 – ответ на один вопрос - удовлетворительно;
3 – ответ на три вопроса – выше среднего;
4 – ответ на четыре вопроса – хорошо; 5 – ответ на пять вопросов – отлично.
II. Диагностика на конец учебного года также основывается на выполнении 2 теоретических и 5 практических заданий,
взятых их программы за второе полугодие.
Теория
1.Технология изготовления изделий из глины.
2.Технология и дизайн сувенирных изделий.
Ответы ребят оцениваются по пяти балльной системе.
1 – отрицательный ответ на все вопросы;
2 – ответ на один вопрос - удовлетворительно;
3 – ответ на три вопроса – выше среднего;
4 – ответ на пять вопросов – хорошо;
5 – ответ на шесть вопросов – отлично.
Практика.
1. Выполнение изделий из глины.
2. Выполнение сувениров.
3. Изготовление изделий из меха и кожи.
4. Изготовление аппликаций из соломки.
5. Выполнение полок из природного материала.