Напоминание

"Формы организации образовательного процесса в дополнительном образовании"


Автор: Шестак Марина Владимировна
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: МБОУ ДОД ДДТ
Населённый пункт: Республика Бурятия г.Северобайкальск
Наименование материала: Публикация
Тема: "Формы организации образовательного процесса в дополнительном образовании"
Раздел: дополнительное образование





Назад




Роль педагога дополнительного образования с детьми с "признаками одарённости"

Проблема работы с детьми с «признаками одарённости» актуальна для современного российского общества,

заинтересованного в качественном развитии подрастающего поколения. Вырастет ли из ребёнка с «признаками

одарённости» талантливая и гениальная личность, зависит от многих обстоятельств.

Большую роль в развитии детской одаренности и талантливости играют учреждения дополнительного образования

детей, которые могут компенсировать недостаток учебной нагрузки в различных творческих мастерских и

объединениях. В них ребенок начинает развитие специальных способностей, формирует специальную одаренность.

Дополнительное образование предоставляет каждому ребенку возможность свободного выбора образовательной

области, профиля программ, времени их освоения, включения в разнообразные виды деятельности с учетом его

индивидуальных склонностей.

Личностно-деятельностный характер образовательного процесса позволяет решать одну из основных задач

дополнительного образования — выявление, развитие и поддержку одаренных и талантливых детей. Индивидуально-

личностная основа деятельности учреждений этого типа позволяет удовлетворять запросы конкретных детей, используя

потенциал их свободного времени. Определяя работу с одаренными детьми необходимо развести главные характерные

различия между такими понятиями как «способность», «одаренность», «талант».

Одаренность – это уникальное целостное состояние личности ребёнка, большая индивидуальная и социальная

ценность, которая нуждается в выявлении и поддержке; системное качество, которое определяет возможности

достижения человеком исключительно высоких результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с

другими людьми. Одаренный ребенок – это ребенок, выделяющийся яркими, очевидными, иногда выдающимися

достижениями в том или ином виде деятельности. Способности определяются как индивидуальные особенности

личности, определяющие успешность выполнения деятельности, несводимой к знаниям, умениям и навыкам, но

обуславливающие легкость и быстроту обучения новым способам и приемам деятельности (Б.М. Теплов). Талант – это

врожденные способности, обеспечивающие высокие успехи в деятельности. В целом, можно представить талант как

совокупность следующих черт: природные задатки (анатомо-физические и эмоциональные, т.е. повышенная

чувствительность); интеллектуальные и мыслительные возможности, позволяющие оценивать новые ситуации и решать

новые проблемы; способность длительное время поддерживать интерес к объекту труда, т.е. воля и энергия человека;

способность создания новых образов, фантазия и воображение. Никакая отдельная способность не может быть

достаточной для успешного выполнения деятельности. Надо, чтобы у человека было много способностей, которые

находились бы в благоприятном сочетании. Качественно своеобразное сочетание способностей, необходимых для

успешного выполнения какой-либо деятельности, называется одаренностью. Основные функции одаренности —

максимальное приспособление к миру, окружению, нахождение решения во всех случаях, когда создаются новые,

непредвиденные проблемы, требующие именно творческого подхода.

Одаренные дети — это особые дети, и задача педагогов - понять их, направить все усилия на то, чтобы передать им

свой опыт и знания. Педагог должен понимать, что эти дети нуждаются в поддержке со стороны взрослых, которые

призваны научить их справляться с непомерно завышенными ожиданиями в отношении своих способностей. Каждый

ребенок одарен по-своему, и для педагога важнее не выявление уровня одаренности, а качества одаренности. Выделяют

следующие виды одаренности: творческая одаренность, академическая одаренность, художественная одаренность,

музыкальная одаренность, интеллектуальная одаренность, литературная одаренность, психомоторная одаренность,

общая одаренность, интеллектуальная одаренность.

В частности в объединении «Природа и творчество» успешно обучаются «дети с признаками творческой

одарённости». Исходя из интереса и желания этих детей созрела необходимость разработать индивидуальный

образовательный маршрут на каждого из них и продолжить дальше развивать и отслеживать их творческий путь

обучения.

Индивидуальный образовательный маршрут (тематический план) разработан на основе авторской дополнительной

общеобразовательной программы «Природа и творчество» (Фитодизайн) и будет представлен вниманию в конце

публикации.

Также, в системе дополнительного образования МБОУ ДДТ «Эврика» мною, как руководителем объединения

«Природа и творчество» выделены следующие формы обучения одаренных и талантливых детей:

индивидуальное обучение или обучение в малых группах по программам творческого развития в определенной

области;

работа по исследовательским и творческим проектам в режиме наставничества (в качестве наставника выступает

педагог - специалист высокого класса);

система творческих конкурсов, фестивалей, олимпиад;

детские научно-практические конференции и семинары.

Одаренным и талантливым детям свойственны следующие черты:

Сильно развитое чувство справедливости, проявляющееся очень рано.

Личные системы ценностей у одаренных детей очень широки.

Остро воспринимают общественную несправедливость. Устанавливают высокие требования к себе и к

окружающим и живо откликаются на правду, справедливость, гармонию и природу.

Не могут четко развести реальность и фантазию.

Хорошо развито чувство юмора. Талантливые люди используют игру слов, "подковырки", часто видят юмор там,

где сверстники его не замечают. Юмор может быть спасительной благодатью и здоровым щитом для тонкой

психики, нуждающейся в защите от болезненных ударов, наносимых менее восприимчивыми людьми.

Одаренные дети постоянно пытаются решать проблемы, которые им пока "не по зубам". С точки зрения их

развития такие попытки полезны.

Для одаренных детей, как правило - характерны преувеличенные страхи, поскольку они способны вообразить

множество опасных последствий.

Выявление одаренных детей должно начинаться уже в начальной школе на основе наблюдения, изучения

психологических особенностей, речи, памяти, логического мышления.

Условно можно выделить три категории одаренных детей:

Дети с необыкновенно высоким общим уровнем умственного развития при прочих равных условиях (такие дети

чаще всего встречаются в дошкольном и младшем школьном возрасте).

Дети с признаками специальной умственной одаренности - в определенной области науки (подростковый образ).

Учащиеся, не достигающие по каким-либо причинам успехов в учении, но обладающие яркой познавательной

активностью, оригинальностью психического склада, незаурядными умственными резервами (чаще встречаются в

старшем школьном возрасте).

Условия успешной работы с одаренными учащимися.

Осознание важности этой работы каждым членом коллектива и усиление в связи с этим внимания к проблеме

формирования положительной мотивации к учению.

Создание и постоянное совершенствование методической системы работы с одаренными детьми.

Признание коллективом педагогов и руководством школы того, что реализация системы работы с одаренными

детьми является одним из приоритетных направлений работы школы или дополнительного образования.

Включение в работу с одаренными учащимися в первую очередь учителей и педагогов, обладающих определенными

качествами:

педагог должен быть:

увлечен своим делом;

способным к экспериментальной, научной и творческой деятельности;

профессионально грамотным;

интеллектуальным, нравственным и эрудированным;

проводником передовых педагогических технологий;

психологом, воспитателем и умелым организатором учебно-воспитательного процесса;

Формы работы с детьми «с признаками одарённости»:

творческие мастерские;

групповые занятия с сильными учащимися;

факультативы;

кружки по интересам;

занятия исследовательской деятельностью;

конкурсы;

интеллектуальный марафон;

научно-практические конференции;

участие в олимпиадах;

работа по индивидуальным планам;

сотрудничество с другими школами и учреждениями дополнительного образования.

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ДОМ ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА «ЭВРИКА»

ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ МАРШРУТ

МИРЗОЕВА ЖАСМИН

ОБЪЕДИНЕНИЕ «ПРИРОДА И ТВОРЧЕСТВО»

ГРУППА № 5 (5 ГОД ОБУЧЕНИЯ)

(ФИТОДИЗАЙН)

Педагог дополнительного образования

Шестак Марина Владимировна

г. Северобайкальск, 2017

УТВЕРЖДЕНО

приказом №___ от «___» _____2017

Директор ДДТ «Эврика»

___________Божко М.В.

Пояснительная записка

Проблема работы с детьми с «признаками одарённости» актуальна для современного российского общества,

заинтересованного в качественном развитии подрастающего поколения. Вырастет ли из ребёнка с «признаками

одарённости» талантливая и гениальная личность, зависит от многих обстоятельств.

В 2016 – 2017 учебном году группа «Фитодизайн» (5 г/о) успешно окончила курс обучения.

Исходя из интереса и желания этих детей созрела необходимость разработать индивидуальный образовательный

маршрут на каждого из них и продолжить дальше развивать и отслеживать их творческий путь.

Индивидуальный образовательный маршрут (тематический план) разработан на основе дополнительной

общеобразовательной программы «Природа и творчество» (Фитодизайн).

Характеристика учащегося

Мирзоева Жасмин – 12 лет, учащаяся 6 «а» класса МБОУ «СОШ №11». Ребёнок талантлив, аккуратно и

ответственно выполняет заданный материал. Её творческий потенциал богатый, ребёнок постоянно в поиске, предлагает

новые идеи и, с одобрения педагога, воплощает их в свои изделия. В будущем планирует поступить в институт и

освоить профессию художник-дизайнер.

Творческие способности у девочки проявлялись на всём протяжении учёбы. Это можно увидеть на графике,

приведённом ниже. Выборка учащейся отражена за 2016-2017 уч. г. Жасмин принимала участие в мероприятиях

городского, всероссийского и международного уровней. Международный конкурс – 6 первых мест; всероссийский

конкурс – одно первое место, два вторых места. Городской конкурс – одно первое место

Сравнительный график

успешности Мирзоевой Жасмин

(2016 – 2017- учебный год.)

1 место

2 место

3 место

0

1

2

3

4

5

6

7

8

9

0

0

0

0

8

2

0

0

Серия1

2016-2017

ЦЕЛИ:

создать условия для развития творческих способностей ребёнка через его самостоятельную работу,

изготовление авторских проектов, уделяя при этом внимание развитию целеполагания.

ЗАДАЧИ:

Образовательные:

обучить ребёнка креативной, проектной, исследовательской деятельности;

обучить ребёнка самостоятельно добывать знания непосредственно из реальности;

обучить ребёнка владеть эвристическими методами решения задач.

Развивающие:

развивать компетентность в бытовой и культурно-досуговой сфере;

развивать эстетическое восприятие, художественный вкус и эмоционально-чувственное отношение к природе и

предметам;

развивать способность ставить цель и достигать её.

Воспитательные:

воспитывать культуру общения с природой, чувство любви и бережного отношения к ней;

воспитывать в ребёнке особенности национальной и общечеловеческой культуры;

воспитывать в ребёнке духовно-нравственные основы жизни человека в понимании мира.

ПРЕДПОЛОГАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ ИНДИВИДУАЛЬНОГО МАРШРУТА РЕБЁНКА:

умение самостоятельно осознавать свою роль и предназначение в окружающем мире;

умение выбирать целевые и смысловые установки для своих действий и поступков в работе с природным

материалом;

умение овладевать познаниями и применять на практике проектную, исследовательскую деятельность;

умение самостоятельно искать, анализировать и отбирать нужный (природный и дополнительный материал) для

своих будущих работ;

умение применять на практике основы художественной композиции;

умение применять на практике основных законов и правил композиции в искусстве – фитодизайн;

умение самостоятельной заготовки и обработки природного материала;

умение рисовать методом копировальной техники с последующей стилизацией;

умение изготавливать изделия различных видов и стилей из природного и дополнительного материала;

умение и практические навыки основных приёмов в работе с дополнительным материалом;

самостоятельная разработка проектной работы и применение её на практике;

самостоятельное составление панно, аппликаций, художественных композиций;

самостоятельное составление работ в технологии – декупаж;

самостоятельное изготовление изделий из кожи и меха;

самостоятельное составление аппликаций из соломки;

самостоятельное изготовление различных поделок, сувениров;

оформление готовых изделий; оформление учебного кабинета.

Особенности организации образовательного процесса.

С детьми с «признаками одарённости», существует необходимость заниматься индивидуально и уделять им больше

времени для получения положительного результата. Заменён блок «Аппликация из пластиковой тары» на «Изделия из

бересты».

Режим занятий: три раза в неделю по 2 часа (продолжительность одного часа 45 минут с десятиминутным перерывом).

Расписание: понедельник: с 10-43-12-05

Вторник: с 9-45-11-25

Пятница: с 10-30-12-05

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

№ раздела,

тем

Название раздела, тем

количество занятий

теор

ия

Прак-

тика

всего

даты

1. Вводное

занятие

Теоретическая часть.

Повторение и обобщение знаний.

Знакомство с планом работы на учебный год.

Правила Т.Б.

Практическая часть.

Выставка готовых изделий.

Анализ выставки.

1

1

2

II.

Заготовка

и

обработка

природного

материала.

Теоретическая часть:

Повторение и обобщение знаний. Технологический

процесс заготовки природного материала. техника

выполнения

работ

при

обработке

природного

материала. Технология сушки.

Практическая часть

2

6

8

Заготовка природного материала (травы, цветков,

бересты, камней, глины и т.д.).

Обработка природного материала:

сортировка;

сушка;

технология изготовления травяной муки;

маркировка;

упаковка в тару.

III.

Выставка

«День

города»

Практическая часть.

Подготовка и участие в выставке города.

-

2

2

IV.

Изделия из

бересты

Теоретические сведения.

Знакомство с новым материалом – берестой.

Беседа: «Вторая жизнь коры дерева берёзы».

Плоскостная аппликация из бересты. Повторение.

Виды аппликаций из бересты.

Технология работы при составлении аппликации из

бересты.

Технология оформления.

Практическая часть

Подбор материала – бересты.

Подбор дополнительного материала.

Технология подготовки бересты к работе.

Выполнение изделий в технике аппликация:

« Пейзаж из бересты»;

«Зимнее утро».

1

19

20

V.

Декупаж

Теоретическая часть.

Повторение и обощение знаний по теме.

Работы, выполненные в технике – декупаж.

Беседа:

«Декупаж

как

новое

направление

в

декоративно-прикладном

искусстве

в

технике

аппликация».

Технология составления декупажа.

Технология оформления декупажа.

Практическая часть.

Выполнение декупажа в стиле аппликация:

Декоративное блюдо «Мозаика»;

Декоративная ваза «Байкал»;

Декоративная ваза «Подсолнухи»;

Декоративная

шкатулка

«Растительный

орнамент».

1

25

26

YI.Диагност

ика ЗУН

(промежуто

чная)

Проверить уровень знаний у учащихся за первое

полугодие

2

2

VII.

Технология

и дизайн

сувенирных

изделий.

Теоретические сведения.

Повторение и обобщение знаний по теме.

Работы сувенирного типа.

Технология изготовления сувениров.

Дополнительный

материал,

применяемый

при

изготовлении изделий.

Дизайн сувенирных изделий.

Оформление готовых изделий.

Практическая часть.

1. Изготовление

сувенирных изделий:

«Обереги из бересты»;

«Обереги из меха Кумаланы»;

«Декоративный коврик»;

«Домовёнок»;

«Сувенирные лапти».

Оформление готовых изделий.

1

31

32

YIII.

Изделия из

Теоретические сведения.

Повторение и обобщение знаний по теме.

1

23

24

глины

Глина

как

универсальный

материал

при

изготовлении изделий сувенирного типа.

Знакомство с новыми изделиями сувенирного типа.

Технология оформления работ.

Практическая часть.

Выполнение изделий из глины:

- «Подставки для композиций»;

- «Мини-плошки»;

- «Выполнение сувенира «Улзы».

Оформления готового изделия.

IX.Апплика

ция из

соломки

Теоретические сведения.

Знакомство с новым видом работ.

Виды работ и

изделия из соломки.

Беседа: «Художественные композиции из соломки»

Технология работ в технике аппликация.

Технология составления работ.

Технология подготовки соломки к работе.

Технология оформления готового изделия.

Практическая часть.

Выполнение серии аппликаций из соломки:

- «Растительный орнамент»;

«Букет из роз»;

10

20

30

«Церковь»;

Оформление готового изделия.

X.

Художестве

нное

конструиро

вание.

Теоретические сведения.

Повторение и обобщение знаний по теме.

Художественное конструирование как один из видов

работ в декоративно-прикладном искусстве».

Лесная скульптура.

Лесная миниатюра.

Технология оформления работ.

Практическая часть.

Выполнение серии работ в стиле лесной скульптуры

и лесной миниатюры:

«Дровосек» -

лесная скульптура;

«Лесная идиллия» -

Лесная миниатюра.

Оформление готового изделия.

2

28

30

XI.

Аппликаци

я из кожи и

меха.

Теоретические сведения.

Повторение и обобщение знаний по теме.

Виды работ и изделия из кожи, меха (объёмные,

плоскостные».

1

25

26

Технология работ в технике аппликация.

Беседа:

«Комбинированные

художественные

композиции из кожи и меха»

Технология составления работ.

Технология оформления готового изделия.

Практическая часть.

Подготовка для работы кожи и меха.

Выполнение аппликации:

- «Весна пришла» (плоскостные).

- «Осенний пейзаж» (объёмные).

Оформление готового изделия.

XII

Экскурсии

Практическая часть.

Экскурсии в природу.

Посещение

выставок

декоративно-прикладного

искусства.

-

8

8

XIII

Выставка

«День

защиты

детей»

Практическая часть.

Подготовка и участие в выставке города.

-

2

2

14.

Итоговое

занятие

Практическая часть.

Анкетирование (устный опрос)

Итоговая выставка за год.

Диагностика ЗУН на конец учебного года.

2

2

4

Итого:

22

194

216

Программно-методический комплекс

ДЛЯ ПЕДАГОГА

1.

«АСТ-ПРЕСС КНМГА». «Модный декупаж», М., 2012.

2.

«Декоративные мотивы и орнаменты всех времён и стилей» М., АСТ. Астрель, 2007

3.

А.С.Клюшина. «Оригинальные изделия из кожи своими руками. Секреты изготовления» - М., 2010.

4.

Венди Тейд. «Рисуем цветы акварелью». М., Изд. «Кристина-новый век, 2005.

5.

Клэр Торн. “Рисуем как древние египтяне». –М., Изд. НИОЛА-ПРЕСС, 2005.

6.

Н.В.Шахова, Н.В.Дмитриева. «Кожаная пластика». – М., АСТ, Донецк, 2005.

7.

О.Воронова. «Декорирование бутылок». М., ЭКСМО, 2009

8.

Р.Суонвик. «Рисуем ландшафт». М., 2005.

9.

Сюзанна Гирндт. «Разноцветные поделки из природных материалов», М., АЙРИС-ПРЕСС, 2005.

10.Т.А.Кузьмина. «Декупаж» - М., ЗАО «Мир книги Ритейл, 2011.

11.Т.Свешникова «Декорирование природными материалами». Москва «АСТ – ПРЕСС». 2009.

12.ЭКСМО. Анна Зайцева «Мозаика у вас дома». М. 2013.

13.ЭКСМО. Ольга Воронова «Оригинальный поделки для дачи». М. 2013.

ДЛЯ УЧАЩИХСЯ

1.

А.С.Клюшина. «Оригинальные изделия из кожи своими руками. Секреты изготовления» - М., 2010.

2.

О.Воронова. «Декорирование бутылок». М., ЭКСМО, 2009.

3.

Р.Суонвик. «Рисуем ландшафт». М., 2005.

4.

Сюзанна Гирндт. «Разноцветные поделки из природных материалов», М., АЙРИС-ПРЕСС, 2005.

5.

Т.А.Кузьмина. «Декупаж» - М., ЗАО «Мир книги Ритейл, 2011.

6.

Т.Свешникова «Декорирование природными материалами». Москва «АСТ – ПРЕСС». 2009.

7.

ЭКСМО, Анна Зайцева «Мозаика у вас дома». М, 2013.

8.

ЭКСМО, Ольга Воронова «Оригинальный поделки для дачи». М, 2013.

Контрольно-измерительные материалы оценки образовательных достижений учащейся.

Оценка образовательных достижений учащихся проводится в форме диагностики ЗУН. В течение учебного года

проводятся устные опросы и выполняются практические задания по окончании изучения каждой темы. В течение этого

времени педагогом фиксируются полученные результаты и оцениваются по пяти бальной системе. Затем строится

график, с помощью которого можно увидеть результат каждого ребёнка.

Итоги диагностики (составление графика) подводятся два раза в год:

- конец первого полугодия (промежуточная диагностика);

- конец учебного года (итоговая диагностика).

Анализируя полученные графики, можно отследить результативность индивидуального образовательного маршрута,

и на основании данного анализа, при необходимости откорректировать тематический план (темы, кол-во часов).

ЦЕЛИ:

проверить и сравнить уровень знаний, умений и навыков на конец первого полугодия и конец учебного года.

Период обучения: 2017-2018 учебный год.

I. Вопросы к диагностике были подобраны из основных разделов тематического плана рабочей программы первого

года обучения.

Диагностика на конец первого полугодия основывается на выполнении трёх теоретических и двух практических

заданий, взятых их программы за первое полугодие.

Теория.

1. Технология заготовки и обработки природного материала.

2. Этапы создания аппликации из пластика.

3. Этапы создания декупажа.

Практика.

1. Выполнение аппликации из пластика.

2. Выполнение декупажа.

Ответы ребят оцениваются по пяти балльной системе.

1 – отрицательный ответ на все вопросы;

2 – ответ на один вопрос - удовлетворительно;

3 – ответ на три вопроса – выше среднего;

4 – ответ на четыре вопроса – хорошо; 5 – ответ на пять вопросов – отлично.

II. Диагностика на конец учебного года также основывается на выполнении 2 теоретических и 5 практических заданий,

взятых их программы за второе полугодие.

Теория

1.Технология изготовления изделий из глины.

2.Технология и дизайн сувенирных изделий.

Ответы ребят оцениваются по пяти балльной системе.

1 – отрицательный ответ на все вопросы;

2 – ответ на один вопрос - удовлетворительно;

3 – ответ на три вопроса – выше среднего;

4 – ответ на пять вопросов – хорошо;

5 – ответ на шесть вопросов – отлично.

Практика.

1. Выполнение изделий из глины.

2. Выполнение сувениров.

3. Изготовление изделий из меха и кожи.

4. Изготовление аппликаций из соломки.

5. Выполнение полок из природного материала.



В раздел образования