Напоминание

"Развитие воображения в процессе восприятия музыки у детей с нарушениями речи"


Автор: Солдатова Татьяна Леонидовна
Должность: музыкальный руководитель
Учебное заведение: МАДОУ "Детский сад № 2 "Пчёлка"
Населённый пункт: города Асино Томской области
Наименование материала: Консультация для родителей
Тема: "Развитие воображения в процессе восприятия музыки у детей с нарушениями речи"
Раздел: дошкольное образование





Назад




«Развитие воображения в процессе восприятия музыки у детей с

нарушениями речи»

(консультация для родителей)

Проблема развития воображения детей актуальна тем, что этот психический процесс

является неотъемлемым компонентом любой формы творческой деятельности человека, его

поведения в целом. В последние годы на страницах психологической и педагогической

литературы всё чаще ставится вопрос о роли воображения в умственном развитии ребёнка,

об определении сущности механизмов воображения.

Как показали исследования Л.С. Выготского, В.В. Давыдова, Е.И. Игнатьева, В.А.

Крутецкого, Н.С. Лейтеса, Я.А. Пономорёва, С.Л. Рубинштейна, Д.Б. Эльконина и др.,

воображение выступает не только предпосылкой эффективного усвоения воспитанниками

нового материала, но и является условием творческого преобразования имеющихся у детей

знаний, способствует саморазвитию личности, т.е. в значительной степени определяет

эффективность учебно-воспитательного процесса в ДОО.

Одним из средств развития творческого воображения является музыка. Музыкальн

ое

воспитан

ие детей дошкольн

ого возр

аста – одн

а из важн

ейших задач

гар

мон

ичн

ого р

азвития личн

ости. Главн

ым может быть и н

е музыка сама по

себе, а музыка как замечательн

ое воспитательн

ое ср

едство: постигая мир

музыкальн

ых звуков, р

ебён

ок учится слышать и слушать окр

ужающий мир

,

учиться выр

ажать музыкальн

ыми звуками свои впечатлен

ия, р

азвивать свою

эмоцион

альн

ую отзывчивость, пр

иучается к целен

апр

авлен

н

ой р

аботе,

зан

имается элемен

тар

н

ой твор

ческой деятельн

остью.

У р

ебен

ка в пр

оцессе воспр

иятия музыкальн

ых обр

азов возн

икает чувство

сопер

еживан

ия, до котор

ого он

в своей обыден

н

ой жизн

и н

е подн

имается

и н

е сможет подн

яться. После завер

шен

ия кон

такта с музыкальн

ым

пр

оизведен

ием р

ебен

ок возвр

ащается в зон

у своих эмоций, н

о уже в какой-то

степен

и обогащен

н

ой. Эта особен

н

ость музыки дает возможн

ость р

ебен

ку

духовн

о восполн

ять то, что н

едостает ему в н

еизбежн

о огр

ан

ичен

н

ой

пр

остр

ан

ством и вр

емен

ем жизн

и, компен

сир

овать поср

едством

вообр

ажен

ия удовлетвор

ен

ия мн

ожества потр

ебн

остей. Это было доказан

о в

р

аботах Н

.Б. Бер

хин

а, О.П. Р

адын

овой, А.Н

. Сохор

.

Пр

облема фор

мир

ован

ия воспр

иятия музыки н

ашла свое отр

ажен

ие в

р

аботах педагогов В.А. Сухомлин

ского, В.Н

. Шацкого. Б.В. Асафьева, психологов Б.М.

Теплова, Е.В. Н

азайкин

а.

Н

есколько ин

аче пр

оцесс вообр

ажен

ия р

азвивается у детей с

н

ар

ушен

иями р

ечи. Их пр

едставлен

ия о пр

едметах оказываются

н

еточн

ыми и н

еполн

ыми, пр

актический опыт н

едостаточн

о закр

епляется и

обобщается в слове, вследствие этого запаздывает фор

мир

ован

ие пон

ятий. Чем

сложн

ее н

ар

ушен

ия р

ечи, тем больше огр

ан

ичиваются возможн

ости

р

ебен

ка пр

оявить твор

чество, он

оказывается беспомощн

ым в создан

ии

н

овых обр

азов.

Вообр

ажен

ие р

ебен

ка ор

ган

ичн

о связан

о с яр

кими эмоцион

альн

ыми

пер

еживан

иями. Одн

ако дети с н

едор

азвитием р

ечи н

едостаточн

о

эмоцион

альн

о р

еагир

уют н

а гр

устн

ую сказку, смешн

ой стишок,

н

ежн

ую мелодию. Их р

ечь маловыр

азительн

а, движен

ия н

есколько

скован

ы, дети н

е очен

ь увер

ен

ы в себе.

Совр

емен

н

ые специалисты (С.П.Кон

др

ашов, С.В.Дьякова, О.М. Дьячен

ко, В.П.

Глухов и др

.) выделяют специфические особен

н

ости вообр

ажен

ия у детей с

ОН

Р

:

1) сн

ижен

ие мотивации в деятельн

ости;

2) сн

ижен

ие позн

авательн

ых ин

тер

есов;

3) бедн

ый запас общих сведен

ий об окр

ужающем мир

е;

4) отсутствие целен

апр

авлен

н

ости в деятельн

ости;

5) н

есфор

мир

ован

н

ость опер

ацион

н

ых компон

ен

тов;

6) сложн

ость в создан

ии вообр

ажаемой ситуации;

7) н

едостаточн

ую точн

ость пр

едметн

ых обр

азов — пр

едставлен

ий;

8) н

епр

очн

ость связей между зр

ительн

ой и вер

бальн

ой сфер

ами;

9) н

едостаточн

ую сфор

мир

ован

н

ость пр

оизвольн

ой р

егуляции

обр

азн

ой сфер

ы.

У дошкольн

иков с н

ар

ушен

ием р

ечи н

аблюдается н

екотор

ое сн

ижен

ие

пр

оцессов воспр

иятия и вн

иман

ия к музыкальн

ому звучан

ию. Это

обусловлен

о н

едостаточн

ым р

азвитием слухового воспр

иятия в целом. У

большин

ства таких детей н

аблюдаются н

е всегда адекватн

ые эмоцион

альн

ые

пр

оявлен

ия пр

и пр

ослушиван

ии р

азличн

ых по жан

р

у музыкальн

ых

пр

оизведен

ий. Это связан

о с общим н

ар

ушен

ием эмоцион

альн

о-волевой

сфер

ы дошкольн

ика с логопедическими н

ар

ушен

иями, слабостью р

азвития

позн

авательн

ых пр

оцессов. Одн

ако в зн

ачительн

ой степен

и воспр

иятие

музыки зависит и от педагогических условий: от той музыкальн

ой ср

еды, котор

ая

окр

ужала р

ебен

ка с н

ар

ушен

ием р

ечи до поступлен

ия в дошкольн

ое

учр

ежден

ие.

Эмоцион

альн

ое воспр

иятие и вн

иман

ие, отзывчивость н

а музыку р

азвивается

у детей с н

ар

ушен

ием р

ечи н

а пр

отяжен

ии всего дошкольн

ого пер

иода. К

стар

шему дошкольн

ому возр

асту, дети н

ачин

ают ин

тер

есоваться музыкой, у

н

их появляются свои любимые песн

и, тан

цевальн

ые композиции,

ин

стр

умен

тальн

ые музыкальн

ые пьесы. Дети могут воспр

ин

имать

эмоцион

альн

ый хар

актер

музыкальн

ых композиций и пер

едавать этот

хар

актер

в тан

цевальн

ом движен

ии, в подбор

е игр

ового матер

иала. Это

позволяет таким детям создавать ин

тон

ацион

н

о-выр

азительн

ые обр

азы в

пр

оцессе музыкальн

ой игр

овой деятельн

ости, когда хар

актер

движен

ий детей

с логопедическими н

ар

ушен

иями учитывает общее эмоцион

альн

ое

н

астр

оен

ие звучащей музыки.

Фор

мир

ован

ие и р

азвитие умен

ия чувствовать н

астр

оен

ие музыки и

адекватн

о отзываться н

а н

ее имеет огр

омн

ое зн

ачен

ие для р

ечевого

р

азвития детей с н

ар

ушен

ием р

ечи, для фор

мир

ован

ия пр

авильн

ого

звукопр

оизн

ошен

ия, ин

тон

ацион

н

ых качеств р

ечи. Общен

ие с музыкой

детей с тяжелыми н

ар

ушен

иями р

ечи ускор

яет общее психо-физическое

р

азвитие дошкольн

ика.

Осн

овн

ой задачей музыкальн

ого воспитан

ия дошкольн

иков с н

ар

ушен

ием

р

ечи, является р

азвитие слухового воспр

иятия и вн

иман

ия н

а н

ер

ечевые

звуки. Затем пр

ивлекают детей к пр

ослушиван

ию музыкальн

ых пр

оизведен

ий.

Н

а пер

вых пор

ах дети с н

ар

ушен

ием р

ечи совер

шен

н

о н

е умеют

вслушиваться в самые пр

остые и н

ебольшие по объему музыкальн

ые композиции. Для

обеспечен

ия н

еобходимой соср

едоточен

н

ости вн

иман

ия в пр

оцессе

пр

ослушиван

ия музыки пр

ин

имают во вн

иман

ие качество имеющихся у

р

ебен

ка пр

едставлен

ий об окр

ужающей мир

е, н

аличие опр

еделен

н

ого

жизн

ен

н

ого опыта и опыта пр

едметн

о-игр

овой деятельн

ости. По этой

пр

ичин

е музыкальн

ое воспитан

ие таких детей пр

оводится в тесн

ой взаимосвязи

с кор

р

екцион

н

ой р

аботой по озн

акомлен

ию детей с окр

ужающим мир

ом,

по р

азвитию словесн

о-обр

азн

ого мышлен

ия. Пр

и этом большое зн

ачен

ие

имеет подобр

ан

н

ый р

епер

туар

а музыкальн

ых пр

оизведен

ий, котор

ый

пр

едлагается для пр

ослушиван

ия детям и самостоятельн

ого участия в

музыкальн

ых игр

ах.

В пр

оцессе специальн

о ор

ган

изован

н

ых музыкальн

ых зан

ятий

зн

ачительн

ое место отводится р

аботе по р

азвитию у детей с н

ар

ушен

ием

р

ечи звуковысотн

ого, тембр

ового, дин

амического и р

итмического слуха. Детей

учат р

азличать звучан

ие р

азличн

ых музыкальн

ых ин

стр

умен

тов:

фор

тепиан

о, дудочек, бар

абан

а, детских гар

мошек, металлофон

а и пр

.), учат

отличать голоса мужские и жен

ские голоса, голоса детей, р

азличн

ых животн

ых.

Обучая пр

ислушиваться к музыкальн

ым композициям, от детей н

а музыкальн

ых

зан

ятиях добиваются способн

ости воспр

ин

имать и р

азличать н

екотор

ые

доступн

ые для дошкольн

ого возр

аста качества звучан

ия: гр

омкость,

длительн

ость. Обучают р

азличать измен

ен

ия звуков по высоте, гр

омкости и

длительн

ости. Детям показывают, как можн

о р

азличать пр

остр

ан

ствен

н

ые и

вр

емен

н

ые качества звуков: темп и р

итм.

Музыка и р

азличн

ые виды музыкальн

ой деятельн

ости обладают специфическими

возможн

остями и воздействия н

а фор

мир

ован

ие личн

ости человека. В силу

того, что музыка воспр

ин

имается эмоцион

альн

о, он

а имеет огр

омн

ое

зн

ачен

ие в р

азвитии чувств р

ебен

ка.

Слушан

ие музыки является самостоятельн

ым видом музыкальн

ой деятельн

ости.

Воспр

иятие музыки используется для р

елаксации, для активизации и р

азвития

слухового вн

иман

ия, р

азвития волевых чер

т хар

актер

а. Слушан

ие музыки

оказывает действен

н

ую помощь в р

ешен

ии кор

р

екцион

н

ых задач. У детей с

р

ечевыми н

ар

ушен

иями н

ужн

о чр

езвычайн

о р

ан

о р

азвивать

музыкальн

ое воспр

иятие, котор

ое в свою очер

едь, будет тр

ебовать р

азвитие

вн

иман

ия и памяти. После пр

ослушиван

ия музыкальн

ого пр

оизведен

ия

н

еобходимо н

е только поговор

ить о н

ем, что у детей с р

ечевыми

н

ар

ушен

иями может вызвать большие затр

удн

ен

ия, н

о и пр

едложить им

подвигаться под эту музыку, чтобы он

и почувствовали её хар

актер

, пер

едали свои

чувства, своё отн

ошен

ие к музыкальн

ому пр

оизведен

ию.

Таким обр

азом, эффективн

ое использован

ие р

азн

ообр

азн

ых методов и

пр

иёмов, пр

авильн

о подобр

ан

н

ый музыкальн

ый матер

иал в р

аботе по

всем видам музыкальн

ой деятельн

ости позволят р

ешить задачи музыкальн

ого

р

азвития и кор

р

екции детей стар

шего дошкольн

ого возр

аста с

н

ар

ушен

ием р

ечи. За пер

иод дошкольн

ого детства р

ебен

ок пр

и

активн

ом участии в музыкальн

о-пр

актической деятельн

ости делает огр

омн

ый

скачок в как в общем, так и в музыкальн

ом р

азвитии, котор

ое пр

оисходит:

- в области эмоций – от импульсивн

ых откликов н

а пр

остейшие музыкальн

ые

явлен

ия к более выр

ажен

н

ым и р

азн

ообр

азн

ым эмоцион

альн

ым

пр

оявлен

иям;

- в области ощущен

ия, воспр

иятия и слуха – от отдельн

ых р

азличен

ий

музыкальн

ых звуков к целостн

ому, осозн

ан

н

ому и активн

ому воспр

иятию

музыки, к диффер

ен

цир

ован

ию высоты звука, р

итма, тембр

а, дин

амики;

- в области пр

оявлен

ия отн

ошен

ий – от н

еустойчивого увлечен

ия к более

устойчивым ин

тер

есам, потр

ебн

остям, к пер

вым пр

оявлен

иям

музыкальн

ого вкуса;

- в области исполн

ительской деятельн

ости – от действий по показу, подр

ажан

ию к

самостоятельным выразительным и творческим проявлениям в пении и музыкально-

ритмическом движении.

Вся деятельность педагога в процессе музыкального воспитания направлена на активизацию

у детей музыкального восприятия и музыкальных способностей, тренировку слуховых и

двигательных анализаторов, без участия которых не может быть решена ни одна самая

элементарная задача, стоящая перед ребенком. Поэтому процесс обучения имеет решающее

значение в деле развития и воспитания музыкальности.

Поэтому следует сделать вывод, что при планировании, проведении музыкальных НОД,

праздников, развлечений, досугов и других мероприятий нужно учитывать психо-

физические возможности детей, знать особенности развития памяти, мышления,

воображения, внимания и других психических процессов каждого ребенка, индивидуально

подходить к каждому ребенку, помогать таким детям проявлять себя, выражать свои чувства,

эмоции, не бояться это делать, а делать это с удовольствием, с осознанием того, что у меня

все получится!



В раздел образования