Автор: Солдатова Татьяна Леонидовна
Должность: музыкальный руководитель
Учебное заведение: МАДОУ "Детский сад № 2 "Пчёлка"
Населённый пункт: города Асино Томской области
Наименование материала: Консультация для родителей
Тема: "Развитие воображения в процессе восприятия музыки у детей с нарушениями речи"
Раздел: дошкольное образование
«Развитие воображения в процессе восприятия музыки у детей с
нарушениями речи»
(консультация для родителей)
Проблема развития воображения детей актуальна тем, что этот психический процесс
является неотъемлемым компонентом любой формы творческой деятельности человека, его
поведения в целом. В последние годы на страницах психологической и педагогической
литературы всё чаще ставится вопрос о роли воображения в умственном развитии ребёнка,
об определении сущности механизмов воображения.
Как показали исследования Л.С. Выготского, В.В. Давыдова, Е.И. Игнатьева, В.А.
Крутецкого, Н.С. Лейтеса, Я.А. Пономорёва, С.Л. Рубинштейна, Д.Б. Эльконина и др.,
воображение выступает не только предпосылкой эффективного усвоения воспитанниками
нового материала, но и является условием творческого преобразования имеющихся у детей
знаний, способствует саморазвитию личности, т.е. в значительной степени определяет
эффективность учебно-воспитательного процесса в ДОО.
Одним из средств развития творческого воображения является музыка. Музыкальн
ᡃ
ое
воспитан
ᡃ
ие детей дошкольн
ᡃ
ого возр
ᡃ
аста – одн
ᡃ
а из важн
ᡃ
ейших задач
гар
ᡃ
мон
ᡃ
ичн
ᡃ
ого р
ᡃ
азвития личн
ᡃ
ости. Главн
ᡃ
ым может быть и н
ᡃ
е музыка сама по
себе, а музыка как замечательн
ᡃ
ое воспитательн
ᡃ
ое ср
ᡃ
едство: постигая мир
ᡃ
музыкальн
ᡃ
ых звуков, р
ᡃ
ебён
ᡃ
ок учится слышать и слушать окр
ᡃ
ужающий мир
ᡃ
,
учиться выр
ᡃ
ажать музыкальн
ᡃ
ыми звуками свои впечатлен
ᡃ
ия, р
ᡃ
азвивать свою
эмоцион
ᡃ
альн
ᡃ
ую отзывчивость, пр
ᡃ
иучается к целен
ᡃ
апр
ᡃ
авлен
ᡃ
н
ᡃ
ой р
ᡃ
аботе,
зан
ᡃ
имается элемен
ᡃ
тар
ᡃ
н
ᡃ
ой твор
ᡃ
ческой деятельн
ᡃ
остью.
У р
ᡃ
ебен
ᡃ
ка в пр
ᡃ
оцессе воспр
ᡃ
иятия музыкальн
ᡃ
ых обр
ᡃ
азов возн
ᡃ
икает чувство
сопер
ᡃ
еживан
ᡃ
ия, до котор
ᡃ
ого он
ᡃ
в своей обыден
ᡃ
н
ᡃ
ой жизн
ᡃ
и н
ᡃ
е подн
ᡃ
имается
и н
ᡃ
е сможет подн
ᡃ
яться. После завер
ᡃ
шен
ᡃ
ия кон
ᡃ
такта с музыкальн
ᡃ
ым
пр
ᡃ
оизведен
ᡃ
ием р
ᡃ
ебен
ᡃ
ок возвр
ᡃ
ащается в зон
ᡃ
у своих эмоций, н
ᡃ
о уже в какой-то
степен
ᡃ
и обогащен
ᡃ
н
ᡃ
ой. Эта особен
ᡃ
н
ᡃ
ость музыки дает возможн
ᡃ
ость р
ᡃ
ебен
ᡃ
ку
духовн
ᡃ
о восполн
ᡃ
ять то, что н
ᡃ
едостает ему в н
ᡃ
еизбежн
ᡃ
о огр
ᡃ
ан
ᡃ
ичен
ᡃ
н
ᡃ
ой
пр
ᡃ
остр
ᡃ
ан
ᡃ
ством и вр
ᡃ
емен
ᡃ
ем жизн
ᡃ
и, компен
ᡃ
сир
ᡃ
овать поср
ᡃ
едством
вообр
ᡃ
ажен
ᡃ
ия удовлетвор
ᡃ
ен
ᡃ
ия мн
ᡃ
ожества потр
ᡃ
ебн
ᡃ
остей. Это было доказан
ᡃ
о в
р
ᡃ
аботах Н
ᡃ
.Б. Бер
ᡃ
хин
ᡃ
а, О.П. Р
ᡃ
адын
ᡃ
овой, А.Н
ᡃ
. Сохор
ᡃ
.
Пр
ᡃ
облема фор
ᡃ
мир
ᡃ
ован
ᡃ
ия воспр
ᡃ
иятия музыки н
ᡃ
ашла свое отр
ᡃ
ажен
ᡃ
ие в
р
ᡃ
аботах педагогов В.А. Сухомлин
ᡃ
ского, В.Н
ᡃ
. Шацкого. Б.В. Асафьева, психологов Б.М.
Теплова, Е.В. Н
ᡃ
азайкин
ᡃ
а.
Н
ᡃ
есколько ин
ᡃ
аче пр
ᡃ
оцесс вообр
ᡃ
ажен
ᡃ
ия р
ᡃ
азвивается у детей с
н
ᡃ
ар
ᡃ
ушен
ᡃ
иями р
ᡃ
ечи. Их пр
ᡃ
едставлен
ᡃ
ия о пр
ᡃ
едметах оказываются
н
ᡃ
еточн
ᡃ
ыми и н
ᡃ
еполн
ᡃ
ыми, пр
ᡃ
актический опыт н
ᡃ
едостаточн
ᡃ
о закр
ᡃ
епляется и
обобщается в слове, вследствие этого запаздывает фор
ᡃ
мир
ᡃ
ован
ᡃ
ие пон
ᡃ
ятий. Чем
сложн
ᡃ
ее н
ᡃ
ар
ᡃ
ушен
ᡃ
ия р
ᡃ
ечи, тем больше огр
ᡃ
ан
ᡃ
ичиваются возможн
ᡃ
ости
р
ᡃ
ебен
ᡃ
ка пр
ᡃ
оявить твор
ᡃ
чество, он
ᡃ
оказывается беспомощн
ᡃ
ым в создан
ᡃ
ии
н
ᡃ
овых обр
ᡃ
азов.
Вообр
ᡃ
ажен
ᡃ
ие р
ᡃ
ебен
ᡃ
ка ор
ᡃ
ган
ᡃ
ичн
ᡃ
о связан
ᡃ
о с яр
ᡃ
кими эмоцион
ᡃ
альн
ᡃ
ыми
пер
ᡃ
еживан
ᡃ
иями. Одн
ᡃ
ако дети с н
ᡃ
едор
ᡃ
азвитием р
ᡃ
ечи н
ᡃ
едостаточн
ᡃ
о
эмоцион
ᡃ
альн
ᡃ
о р
ᡃ
еагир
ᡃ
уют н
ᡃ
а гр
ᡃ
устн
ᡃ
ую сказку, смешн
ᡃ
ой стишок,
н
ᡃ
ежн
ᡃ
ую мелодию. Их р
ᡃ
ечь маловыр
ᡃ
азительн
ᡃ
а, движен
ᡃ
ия н
ᡃ
есколько
скован
ᡃ
ы, дети н
ᡃ
е очен
ᡃ
ь увер
ᡃ
ен
ᡃ
ы в себе.
Совр
ᡃ
емен
ᡃ
н
ᡃ
ые специалисты (С.П.Кон
ᡃ
др
ᡃ
ашов, С.В.Дьякова, О.М. Дьячен
ᡃ
ко, В.П.
Глухов и др
ᡃ
.) выделяют специфические особен
ᡃ
н
ᡃ
ости вообр
ᡃ
ажен
ᡃ
ия у детей с
ОН
ᡃ
Р
ᡃ
:
1) сн
ᡃ
ижен
ᡃ
ие мотивации в деятельн
ᡃ
ости;
2) сн
ᡃ
ижен
ᡃ
ие позн
ᡃ
авательн
ᡃ
ых ин
ᡃ
тер
ᡃ
есов;
3) бедн
ᡃ
ый запас общих сведен
ᡃ
ий об окр
ᡃ
ужающем мир
ᡃ
е;
4) отсутствие целен
ᡃ
апр
ᡃ
авлен
ᡃ
н
ᡃ
ости в деятельн
ᡃ
ости;
5) н
ᡃ
есфор
ᡃ
мир
ᡃ
ован
ᡃ
н
ᡃ
ость опер
ᡃ
ацион
ᡃ
н
ᡃ
ых компон
ᡃ
ен
ᡃ
тов;
6) сложн
ᡃ
ость в создан
ᡃ
ии вообр
ᡃ
ажаемой ситуации;
7) н
ᡃ
едостаточн
ᡃ
ую точн
ᡃ
ость пр
ᡃ
едметн
ᡃ
ых обр
ᡃ
азов — пр
ᡃ
едставлен
ᡃ
ий;
8) н
ᡃ
епр
ᡃ
очн
ᡃ
ость связей между зр
ᡃ
ительн
ᡃ
ой и вер
ᡃ
бальн
ᡃ
ой сфер
ᡃ
ами;
9) н
ᡃ
едостаточн
ᡃ
ую сфор
ᡃ
мир
ᡃ
ован
ᡃ
н
ᡃ
ость пр
ᡃ
оизвольн
ᡃ
ой р
ᡃ
егуляции
обр
ᡃ
азн
ᡃ
ой сфер
ᡃ
ы.
У дошкольн
ᡃ
иков с н
ᡃ
ар
ᡃ
ушен
ᡃ
ием р
ᡃ
ечи н
ᡃ
аблюдается н
ᡃ
екотор
ᡃ
ое сн
ᡃ
ижен
ᡃ
ие
пр
ᡃ
оцессов воспр
ᡃ
иятия и вн
ᡃ
иман
ᡃ
ия к музыкальн
ᡃ
ому звучан
ᡃ
ию. Это
обусловлен
ᡃ
о н
ᡃ
едостаточн
ᡃ
ым р
ᡃ
азвитием слухового воспр
ᡃ
иятия в целом. У
большин
ᡃ
ства таких детей н
ᡃ
аблюдаются н
ᡃ
е всегда адекватн
ᡃ
ые эмоцион
ᡃ
альн
ᡃ
ые
пр
ᡃ
оявлен
ᡃ
ия пр
ᡃ
и пр
ᡃ
ослушиван
ᡃ
ии р
ᡃ
азличн
ᡃ
ых по жан
ᡃ
р
ᡃ
у музыкальн
ᡃ
ых
пр
ᡃ
оизведен
ᡃ
ий. Это связан
ᡃ
о с общим н
ᡃ
ар
ᡃ
ушен
ᡃ
ием эмоцион
ᡃ
альн
ᡃ
о-волевой
сфер
ᡃ
ы дошкольн
ᡃ
ика с логопедическими н
ᡃ
ар
ᡃ
ушен
ᡃ
иями, слабостью р
ᡃ
азвития
позн
ᡃ
авательн
ᡃ
ых пр
ᡃ
оцессов. Одн
ᡃ
ако в зн
ᡃ
ачительн
ᡃ
ой степен
ᡃ
и воспр
ᡃ
иятие
музыки зависит и от педагогических условий: от той музыкальн
ᡃ
ой ср
ᡃ
еды, котор
ᡃ
ая
окр
ᡃ
ужала р
ᡃ
ебен
ᡃ
ка с н
ᡃ
ар
ᡃ
ушен
ᡃ
ием р
ᡃ
ечи до поступлен
ᡃ
ия в дошкольн
ᡃ
ое
учр
ᡃ
ежден
ᡃ
ие.
Эмоцион
ᡃ
альн
ᡃ
ое воспр
ᡃ
иятие и вн
ᡃ
иман
ᡃ
ие, отзывчивость н
ᡃ
а музыку р
ᡃ
азвивается
у детей с н
ᡃ
ар
ᡃ
ушен
ᡃ
ием р
ᡃ
ечи н
ᡃ
а пр
ᡃ
отяжен
ᡃ
ии всего дошкольн
ᡃ
ого пер
ᡃ
иода. К
стар
ᡃ
шему дошкольн
ᡃ
ому возр
ᡃ
асту, дети н
ᡃ
ачин
ᡃ
ают ин
ᡃ
тер
ᡃ
есоваться музыкой, у
н
ᡃ
их появляются свои любимые песн
ᡃ
и, тан
ᡃ
цевальн
ᡃ
ые композиции,
ин
ᡃ
стр
ᡃ
умен
ᡃ
тальн
ᡃ
ые музыкальн
ᡃ
ые пьесы. Дети могут воспр
ᡃ
ин
ᡃ
имать
эмоцион
ᡃ
альн
ᡃ
ый хар
ᡃ
актер
ᡃ
музыкальн
ᡃ
ых композиций и пер
ᡃ
едавать этот
хар
ᡃ
актер
ᡃ
в тан
ᡃ
цевальн
ᡃ
ом движен
ᡃ
ии, в подбор
ᡃ
е игр
ᡃ
ового матер
ᡃ
иала. Это
позволяет таким детям создавать ин
ᡃ
тон
ᡃ
ацион
ᡃ
н
ᡃ
о-выр
ᡃ
азительн
ᡃ
ые обр
ᡃ
азы в
пр
ᡃ
оцессе музыкальн
ᡃ
ой игр
ᡃ
овой деятельн
ᡃ
ости, когда хар
ᡃ
актер
ᡃ
движен
ᡃ
ий детей
с логопедическими н
ᡃ
ар
ᡃ
ушен
ᡃ
иями учитывает общее эмоцион
ᡃ
альн
ᡃ
ое
н
ᡃ
астр
ᡃ
оен
ᡃ
ие звучащей музыки.
Фор
ᡃ
мир
ᡃ
ован
ᡃ
ие и р
ᡃ
азвитие умен
ᡃ
ия чувствовать н
ᡃ
астр
ᡃ
оен
ᡃ
ие музыки и
адекватн
ᡃ
о отзываться н
ᡃ
а н
ᡃ
ее имеет огр
ᡃ
омн
ᡃ
ое зн
ᡃ
ачен
ᡃ
ие для р
ᡃ
ечевого
р
ᡃ
азвития детей с н
ᡃ
ар
ᡃ
ушен
ᡃ
ием р
ᡃ
ечи, для фор
ᡃ
мир
ᡃ
ован
ᡃ
ия пр
ᡃ
авильн
ᡃ
ого
звукопр
ᡃ
оизн
ᡃ
ошен
ᡃ
ия, ин
ᡃ
тон
ᡃ
ацион
ᡃ
н
ᡃ
ых качеств р
ᡃ
ечи. Общен
ᡃ
ие с музыкой
детей с тяжелыми н
ᡃ
ар
ᡃ
ушен
ᡃ
иями р
ᡃ
ечи ускор
ᡃ
яет общее психо-физическое
р
ᡃ
азвитие дошкольн
ᡃ
ика.
Осн
ᡃ
овн
ᡃ
ой задачей музыкальн
ᡃ
ого воспитан
ᡃ
ия дошкольн
ᡃ
иков с н
ᡃ
ар
ᡃ
ушен
ᡃ
ием
р
ᡃ
ечи, является р
ᡃ
азвитие слухового воспр
ᡃ
иятия и вн
ᡃ
иман
ᡃ
ия н
ᡃ
а н
ᡃ
ер
ᡃ
ечевые
звуки. Затем пр
ᡃ
ивлекают детей к пр
ᡃ
ослушиван
ᡃ
ию музыкальн
ᡃ
ых пр
ᡃ
оизведен
ᡃ
ий.
Н
ᡃ
а пер
ᡃ
вых пор
ᡃ
ах дети с н
ᡃ
ар
ᡃ
ушен
ᡃ
ием р
ᡃ
ечи совер
ᡃ
шен
ᡃ
н
ᡃ
о н
ᡃ
е умеют
вслушиваться в самые пр
ᡃ
остые и н
ᡃ
ебольшие по объему музыкальн
ᡃ
ые композиции. Для
обеспечен
ᡃ
ия н
ᡃ
еобходимой соср
ᡃ
едоточен
ᡃ
н
ᡃ
ости вн
ᡃ
иман
ᡃ
ия в пр
ᡃ
оцессе
пр
ᡃ
ослушиван
ᡃ
ия музыки пр
ᡃ
ин
ᡃ
имают во вн
ᡃ
иман
ᡃ
ие качество имеющихся у
р
ᡃ
ебен
ᡃ
ка пр
ᡃ
едставлен
ᡃ
ий об окр
ᡃ
ужающей мир
ᡃ
е, н
ᡃ
аличие опр
ᡃ
еделен
ᡃ
н
ᡃ
ого
жизн
ᡃ
ен
ᡃ
н
ᡃ
ого опыта и опыта пр
ᡃ
едметн
ᡃ
о-игр
ᡃ
овой деятельн
ᡃ
ости. По этой
пр
ᡃ
ичин
ᡃ
е музыкальн
ᡃ
ое воспитан
ᡃ
ие таких детей пр
ᡃ
оводится в тесн
ᡃ
ой взаимосвязи
с кор
ᡃ
р
ᡃ
екцион
ᡃ
н
ᡃ
ой р
ᡃ
аботой по озн
ᡃ
акомлен
ᡃ
ию детей с окр
ᡃ
ужающим мир
ᡃ
ом,
по р
ᡃ
азвитию словесн
ᡃ
о-обр
ᡃ
азн
ᡃ
ого мышлен
ᡃ
ия. Пр
ᡃ
и этом большое зн
ᡃ
ачен
ᡃ
ие
имеет подобр
ᡃ
ан
ᡃ
н
ᡃ
ый р
ᡃ
епер
ᡃ
туар
ᡃ
а музыкальн
ᡃ
ых пр
ᡃ
оизведен
ᡃ
ий, котор
ᡃ
ый
пр
ᡃ
едлагается для пр
ᡃ
ослушиван
ᡃ
ия детям и самостоятельн
ᡃ
ого участия в
музыкальн
ᡃ
ых игр
ᡃ
ах.
В пр
ᡃ
оцессе специальн
ᡃ
о ор
ᡃ
ган
ᡃ
изован
ᡃ
н
ᡃ
ых музыкальн
ᡃ
ых зан
ᡃ
ятий
зн
ᡃ
ачительн
ᡃ
ое место отводится р
ᡃ
аботе по р
ᡃ
азвитию у детей с н
ᡃ
ар
ᡃ
ушен
ᡃ
ием
р
ᡃ
ечи звуковысотн
ᡃ
ого, тембр
ᡃ
ового, дин
ᡃ
амического и р
ᡃ
итмического слуха. Детей
учат р
ᡃ
азличать звучан
ᡃ
ие р
ᡃ
азличн
ᡃ
ых музыкальн
ᡃ
ых ин
ᡃ
стр
ᡃ
умен
ᡃ
тов:
фор
ᡃ
тепиан
ᡃ
о, дудочек, бар
ᡃ
абан
ᡃ
а, детских гар
ᡃ
мошек, металлофон
ᡃ
а и пр
ᡃ
.), учат
отличать голоса мужские и жен
ᡃ
ские голоса, голоса детей, р
ᡃ
азличн
ᡃ
ых животн
ᡃ
ых.
Обучая пр
ᡃ
ислушиваться к музыкальн
ᡃ
ым композициям, от детей н
ᡃ
а музыкальн
ᡃ
ых
зан
ᡃ
ятиях добиваются способн
ᡃ
ости воспр
ᡃ
ин
ᡃ
имать и р
ᡃ
азличать н
ᡃ
екотор
ᡃ
ые
доступн
ᡃ
ые для дошкольн
ᡃ
ого возр
ᡃ
аста качества звучан
ᡃ
ия: гр
ᡃ
омкость,
длительн
ᡃ
ость. Обучают р
ᡃ
азличать измен
ᡃ
ен
ᡃ
ия звуков по высоте, гр
ᡃ
омкости и
длительн
ᡃ
ости. Детям показывают, как можн
ᡃ
о р
ᡃ
азличать пр
ᡃ
остр
ᡃ
ан
ᡃ
ствен
ᡃ
н
ᡃ
ые и
вр
ᡃ
емен
ᡃ
н
ᡃ
ые качества звуков: темп и р
ᡃ
итм.
Музыка и р
ᡃ
азличн
ᡃ
ые виды музыкальн
ᡃ
ой деятельн
ᡃ
ости обладают специфическими
возможн
ᡃ
остями и воздействия н
ᡃ
а фор
ᡃ
мир
ᡃ
ован
ᡃ
ие личн
ᡃ
ости человека. В силу
того, что музыка воспр
ᡃ
ин
ᡃ
имается эмоцион
ᡃ
альн
ᡃ
о, он
ᡃ
а имеет огр
ᡃ
омн
ᡃ
ое
зн
ᡃ
ачен
ᡃ
ие в р
ᡃ
азвитии чувств р
ᡃ
ебен
ᡃ
ка.
Слушан
ᡃ
ие музыки является самостоятельн
ᡃ
ым видом музыкальн
ᡃ
ой деятельн
ᡃ
ости.
Воспр
ᡃ
иятие музыки используется для р
ᡃ
елаксации, для активизации и р
ᡃ
азвития
слухового вн
ᡃ
иман
ᡃ
ия, р
ᡃ
азвития волевых чер
ᡃ
т хар
ᡃ
актер
ᡃ
а. Слушан
ᡃ
ие музыки
оказывает действен
ᡃ
н
ᡃ
ую помощь в р
ᡃ
ешен
ᡃ
ии кор
ᡃ
р
ᡃ
екцион
ᡃ
н
ᡃ
ых задач. У детей с
р
ᡃ
ечевыми н
ᡃ
ар
ᡃ
ушен
ᡃ
иями н
ᡃ
ужн
ᡃ
о чр
ᡃ
езвычайн
ᡃ
о р
ᡃ
ан
ᡃ
о р
ᡃ
азвивать
музыкальн
ᡃ
ое воспр
ᡃ
иятие, котор
ᡃ
ое в свою очер
ᡃ
едь, будет тр
ᡃ
ебовать р
ᡃ
азвитие
вн
ᡃ
иман
ᡃ
ия и памяти. После пр
ᡃ
ослушиван
ᡃ
ия музыкальн
ᡃ
ого пр
ᡃ
оизведен
ᡃ
ия
н
ᡃ
еобходимо н
ᡃ
е только поговор
ᡃ
ить о н
ᡃ
ем, что у детей с р
ᡃ
ечевыми
н
ᡃ
ар
ᡃ
ушен
ᡃ
иями может вызвать большие затр
ᡃ
удн
ᡃ
ен
ᡃ
ия, н
ᡃ
о и пр
ᡃ
едложить им
подвигаться под эту музыку, чтобы он
ᡃ
и почувствовали её хар
ᡃ
актер
ᡃ
, пер
ᡃ
едали свои
чувства, своё отн
ᡃ
ошен
ᡃ
ие к музыкальн
ᡃ
ому пр
ᡃ
оизведен
ᡃ
ию.
Таким обр
ᡃ
азом, эффективн
ᡃ
ое использован
ᡃ
ие р
ᡃ
азн
ᡃ
ообр
ᡃ
азн
ᡃ
ых методов и
пр
ᡃ
иёмов, пр
ᡃ
авильн
ᡃ
о подобр
ᡃ
ан
ᡃ
н
ᡃ
ый музыкальн
ᡃ
ый матер
ᡃ
иал в р
ᡃ
аботе по
всем видам музыкальн
ᡃ
ой деятельн
ᡃ
ости позволят р
ᡃ
ешить задачи музыкальн
ᡃ
ого
р
ᡃ
азвития и кор
ᡃ
р
ᡃ
екции детей стар
ᡃ
шего дошкольн
ᡃ
ого возр
ᡃ
аста с
н
ᡃ
ар
ᡃ
ушен
ᡃ
ием р
ᡃ
ечи. За пер
ᡃ
иод дошкольн
ᡃ
ого детства р
ᡃ
ебен
ᡃ
ок пр
ᡃ
и
активн
ᡃ
ом участии в музыкальн
ᡃ
о-пр
ᡃ
актической деятельн
ᡃ
ости делает огр
ᡃ
омн
ᡃ
ый
скачок в как в общем, так и в музыкальн
ᡃ
ом р
ᡃ
азвитии, котор
ᡃ
ое пр
ᡃ
оисходит:
- в области эмоций – от импульсивн
ᡃ
ых откликов н
ᡃ
а пр
ᡃ
остейшие музыкальн
ᡃ
ые
явлен
ᡃ
ия к более выр
ᡃ
ажен
ᡃ
н
ᡃ
ым и р
ᡃ
азн
ᡃ
ообр
ᡃ
азн
ᡃ
ым эмоцион
ᡃ
альн
ᡃ
ым
пр
ᡃ
оявлен
ᡃ
иям;
- в области ощущен
ᡃ
ия, воспр
ᡃ
иятия и слуха – от отдельн
ᡃ
ых р
ᡃ
азличен
ᡃ
ий
музыкальн
ᡃ
ых звуков к целостн
ᡃ
ому, осозн
ᡃ
ан
ᡃ
н
ᡃ
ому и активн
ᡃ
ому воспр
ᡃ
иятию
музыки, к диффер
ᡃ
ен
ᡃ
цир
ᡃ
ован
ᡃ
ию высоты звука, р
ᡃ
итма, тембр
ᡃ
а, дин
ᡃ
амики;
- в области пр
ᡃ
оявлен
ᡃ
ия отн
ᡃ
ошен
ᡃ
ий – от н
ᡃ
еустойчивого увлечен
ᡃ
ия к более
устойчивым ин
ᡃ
тер
ᡃ
есам, потр
ᡃ
ебн
ᡃ
остям, к пер
ᡃ
вым пр
ᡃ
оявлен
ᡃ
иям
музыкальн
ᡃ
ого вкуса;
- в области исполн
ᡃ
ительской деятельн
ᡃ
ости – от действий по показу, подр
ᡃ
ажан
ᡃ
ию к
самостоятельным выразительным и творческим проявлениям в пении и музыкально-
ритмическом движении.
Вся деятельность педагога в процессе музыкального воспитания направлена на активизацию
у детей музыкального восприятия и музыкальных способностей, тренировку слуховых и
двигательных анализаторов, без участия которых не может быть решена ни одна самая
элементарная задача, стоящая перед ребенком. Поэтому процесс обучения имеет решающее
значение в деле развития и воспитания музыкальности.
Поэтому следует сделать вывод, что при планировании, проведении музыкальных НОД,
праздников, развлечений, досугов и других мероприятий нужно учитывать психо-
физические возможности детей, знать особенности развития памяти, мышления,
воображения, внимания и других психических процессов каждого ребенка, индивидуально
подходить к каждому ребенку, помогать таким детям проявлять себя, выражать свои чувства,
эмоции, не бояться это делать, а делать это с удовольствием, с осознанием того, что у меня
все получится!