Напоминание

рабочая программа МДК 03. 04


Автор: Льянова Зарема Борисовна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: Северо-Кавказский топливно-энергетический колледж им. Т.Х. Цурова
Населённый пункт: с.п. Нижние Ачалуки
Наименование материала: учебная программа
Тема: рабочая программа МДК 03. 04
Раздел: среднее профессиональное





Назад




МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ ИНГУШЕТИЯ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ «СЕВЕРО-КАВКАЗСКИЙ ТОПЛИВНО-ЭНЕРГЕТИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ

ИМ. Т.Х. ЦУРОВА»

Одобрено на заседании Цикловой комиссии «УТВЕРЖДАЮ»

___________________________________ Директор ГБОУ СПО «СКТЭК»

М.Т.Цуров_______________

Протокол №_____ от_________________

«____»_______________20____г.

Председатель _________________________

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА МАТЕМАТИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ

по специальности среднего профессионального образования

«44.02.01-Дошкольное образование»

Разработчик:

________________Льянова З.Б.

2020 год

1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ

МЕЖДИСЦИПЛИНАРНОГО КУРСА

Теория и методика математического развития

1.1. Область применения программы

Рабочая программа междисциплинарного курса является частью примерной

основной профессиональной образовательной программы в соответствии с

ФГОС по специальности 44.02.01 Дошкольное образование.

в

части

освоения

основного

вида

профессиональной

деятельности:

Организация

занятий

по

основным

общеобразовательным

программам

дошкольного

образования

и

соответствующих

профессиональных

компетенций:

ПК 3.1. Планировать работу по математическому развитию в течение дня с

учетом особенностей возраста, группы, отдельных воспитанников.

ПК 3.1. Определять цели и задачи обучения в зависимости от вида занятия и с

учетом особенностей возраста, группы и отдельных воспитанников и

планировать занятия с детьми дошкольного возраста.

ПК 3.2. Проводить занятия с детьми дошкольного возраста.

ПК 3.3. Определять и оценивать результаты обучения дошкольников на

занятиях с учетом возрастных и индивидуальных особенностей.

ПК 3.4. Анализировать занятия, принимать решения по коррекции целей,

содержания, методов и средств обучения.

ПК

3.5.

Оформлять

документацию,

обеспечивающую

образовательный

процесс.

ПК 5.1. Разрабатывать методические материалы (рабочие программы, учебно-

тематические планы и др.)

на основе примерных для обеспечения

образовательного процесса с учетом области деятельности, особенностей

возраста, группы и отдельных воспитанников.

ПК 5.3. Систематизировать педагогический опыт на основе изучения

педагогической литературы, самоанализа и анализа деятельности других

педагогов, оценивать образовательные технологии в области дошкольного

образования.

ПК 5.4. Оформлять педагогические разработки в виде отчетов, рефератов,

выступлений и др.

ПК 5.5. Участвовать в исследовательской и проектной деятельности, внедрять

в практику новые образовательные технологии под руководством.

Рабочая программа профессионального модуля может быть использована при

переподготовке,

повышении

профессиональной

квалификации

и

профессиональной подготовке воспитателей дошкольных образовательных

учреждений.

1.2. Цели и задачи междисциплинарного курса, требования к результатам

освоения междисциплинарного курса:

С целью освоения указанным видом профессиональной деятельности и

соответствующими профессиональными компетенциями обучающийся в ходе

освоения профессионального модуля должен:

иметь практический опыт:

-

определения

целей

и

задач

работы

по

математическому

развитию

дошкольника при составлении конспектов;

- составления конспектов работы по математическому развитию с учетом

особенностей возраста, группы и отдельных воспитанников;

- организации и проведения групповых и индивидуальных занятий по

различным разделам программы;

- проведения диагностики и оценки результатов воспитания, обучения и

развития дошкольников в ходе работы по математическому развитию с учетом

возрастных и индивидуальных особенностей;

- наблюдения и анализа различных видов работы по математическому

развитию;

- обсуждения отдельных видов работы по математическому развитию;

- осуществление самоанализа различных видов работы по математическому

развитию;

- оформление документации.

уметь:

-определять цели обучения, воспитания и развития личности дошкольника в

ходе работы в зависимости от формы организации обучения, вида занятия и с

учетом особенностей возраста;

-формулировать

задачи

обучения,

воспитания

и

развития

личности

дошкольника в соответствии с поставленными целями;

-оценивать

задачи

обучения,

воспитания

и

развития

на

предмет

их

соответствия поставленной цели;

-использовать

разнообразные

методы,

формы

и

средства

организации

деятельности детей в ходе работы по математическому развитию;

-отбирать средства определения результатов обучения, интерпретировать

результаты диагностики;

-анализировать работу по математическому развитию;

-осуществлять самоанализ, самоконтроль при проведении занятий;

знать:

-основы организации обучения дошкольников;

-особенности

психических

познавательных

процессов

и

учебно-

познавательной деятельности детей дошкольного возраста;

-структуру и содержание примерных и вариативных программ дошкольного

образования;

-теоретические и методические основы воспитания и обучения детей на

занятиях;

-основные виды ТСО и их применение в образовательном процессе;

-требования к содержанию и уровню подготовки детей дошкольного возраста;

-диагностические методики для определения уровня развития дошкольников;

-педагогические и гигиенические требования к организации обучения на

занятиях;

-виды документации, требования к ее оформлению;

-развитие элементарных математических представлений.

1.3. Рекомендуемое количество часов на освоение рабочей программы

междисциплинарного курса:

Максимальной учебной нагрузки обучающегося: 150 часов, включая:

обязательную аудиторную учебную нагрузку обучающегося: 100 часов;

самостоятельную работу обучающегося: 50 часов.

2. Результаты освоения междисциплинарного курса

Результатом освоения междисциплинарного курса является овладение

обучающимися видом профессиональной деятельности: Организация занятий

по основным общеобразовательным программам дошкольного образования,

в том числе профессиональными и общими компетенциями:

Код

Наименование результата обучения

ПК 2.1.

Планировать работу по математическому развитию в течение

дня с учетом особенностей возраста, группы, отдельных

воспитанников.

ПК 3.1.

Определять цели и задачи обучения в зависимости от вида

занятия и с учетом особенностей возраста, группы и отдельных

воспитанников и планировать занятия с детьми дошкольного

возраста.

ПК 3.2

Проводить занятия с детьми дошкольного возраста.

ПК 3.3.

Определять и оценивать результаты обучения дошкольников

на занятиях с учетом возрастных и индивидуальных

особенностей.

ПК 3.4.

Анализировать занятия, принимать решения по коррекции

целей, содержания, методов и средств обучения.

ПК 3.5

Оформлять документацию, обеспечивающую образовательный

процесс.

ПК 5.1.

Разрабатывать методические материалы (рабочие программы,

учебно-тематические планы и др.) на основе примерных для

обеспечения образовательного процесса с учетом области

деятельности, особенностей возраста, группы и отдельных

воспитанников.

ПК 5.3.

Систематизировать педагогический опыт на основе изучения

педагогической литературы, самоанализа и анализа

деятельности других педагогов, оценивать образовательные

технологии в области дошкольного образования.

ПК 5.4.

Оформлять педагогические разработки в виде отчетов,

рефератов, выступлений и др.

ПК 5.5.

Участвовать в исследовательской и проектной деятельности,

внедрять в практику новые образовательные технологии под

руководством.

ОК 1.

Понимать сущность и социальную значимость своей будущей

профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

.

3. СТРУКТУРА и содержание междисциплинарного курса

3.1. Тематический план междисциплинарного курса «Теория и методика математического развития»

Наименования разделов профессионального модуля

Всего часов

(макс. учебная

нагрузка и

практики)

Объем времени, отведенный на освоение междисциплинарного курса (курсов)

Обязательная аудиторная учебная нагрузка

обучающегося

Самостоятельная работа

обучающегося

Всего,

часов

в т.ч. лабораторные работы и практические

занятия

Всего, часов

1

2

3

4

5

ПМ 03 Организация занятий по основным

общеобразовательным программам

дошкольного образования

МДК.03.04 Теория и методика

математического развития

Раздел 1 Теоретические основы организации

математического развития дошкольников

30

14

4

16

Раздел 2 Методические основы воспитания и

обучения дошкольников в процессе

математического развития.

92

72

26

20

Раздел 3 Планирование работы по развитию

математических представлений у детей

дошкольного возраста

28

14

6

14

Всего:

150

100

36

50

3.2. Содержание обучения по междисциплинарному курсу «Теория и методика математического развития »

Наименование разделов

профессионального модуля ,

междисциплинарных курсов и тем

Содержание учебного материала, лабораторные работы и

практические занятия, самостоятельная работа обучающихся,

курсовая работа (проект)

Объем

часов

Дата

проведения

Уровень

освоения

МДК .03.04 Теория и методика

математического развития

Раздел 1 Теоретические основы

организации математического

развития дошкольников

Тема 1.1.

Вопросы организации обучения

математики детей дошкольного

возраста.

Содержание

14

1

1

Введение.

Методика математического развития как научная область.

2

2

Формы работы по математическому развитию

2

3

Методы обучения дошкольников математике

2

4

Организация занятий по математике в дошкольном учреждении

2

5

Организация работы по математическому развитию детей в ДОУ

2

Практические занятия

3

6

Составить конспект «Из истории методики ФЭМП у детей»

2

7

Анализ «Программы воспитания и обучения в детском саду»

2

Раздел 2 Методические основы

воспитания и обучения

дошкольников в процессе

математического развития.

Тема 2.1.

Развитие представлений о

количестве, числе у детей

дошкольного возраста. Обучение

счетной и вычислительной

Содержание

20

2,3

1.

Особенности развития количественных представлений у дошкольников.

2

2.

Методика развития количественных представлений у дошкольников в

период дочисловой деятельности (3—4 года)

2

3.

Методика развития количественных представлений у дошкольников в

период счетной деятельности (с 5-го года жизни)

2

деятельности.

4.

Методика развития количественных представлений дошкольников в

период вычислительной деятельности (с 6-го года жизни)

2

5.

Этапы развития счета у детей дошкольного возраста.

2

6

Методика обучения составу числа

2

7

Этапы обучения решению задач

2

Практические занятия

8

Составить конспект занятия для младшей группы ДОУ по теме

«Сравнение множеств путем приложения»

2

9

Составить конспект дидактической игры для II младшей группы

ДОУ на тему «Один, много, ни одного».

2

10

Составить план-конспект занятия для средней группы ДОУ по теме

«Формирование счетной деятельности»

2

Тема 2. 2

Развитие представлений о величине

предмета у детей дошкольного

возраста

Содержание

12

1

Особенности развития у дошкольников представлений о величинах и их

измерении

2

2,3

2

Методика развития у детей представлений о величинах и их

измерении

2

3

Формирование у детей представлений о величине предмета.

2

4

Способы измерения величины на разных этапах дошкольного

возраста.

2

Практические занятия

5

Разработка конспектов занятий по математике.

2

6

Придумать сказку для дошкольников, в котором бы

использовались представления детей о различных величинах.

2

Тема 2.3

Развитие представлений о

геометрических фигурах и форме

предмета у дошкольников

Содержание

16

1

Особенности развития у дошкольников представлений о форме

предметов и геометрических фигурах .

2

2

Этапы обучения. Сенсорное восприятие геометрических фигур и

формы предметов.

2

2,3

3

Методика ознакомления детей со свойствами геометрических

фигур.

2

4

Методика развития у дошкольников представлений о форме и

2

геометрических фигурах

5

Сравнение геометрических фигур их между собой, классификация

и обобщение

2

Практические занятия

6

Составление и анализ конспекта НОД по теме «Геометрические

фигуры».

2

7

Изготовление наглядных пособий.

2

8

Сочинение загадок о геометрических фигурах.

2

Тема 2.4

Развитие пространственных

представлений у детей дошкольного

возраста

Содержание

12

2,3

1.

Особенности развития пространственных представлений у

дошкольников

2

2.

Методика развития пространственных представлений у дошкольников

2

3

Система работы по развитию у дошкольников пространственных

представлений.

2

4.

Развитие ориентировки на листе бумаги

2

Практические занятия

5

Составление и анализ конспекта по теме «Ориентировка в

пространстве».

2

6

Составление конспекта дидактической игры «Найди клад».

2

Тема 2.5

Развитие представлений о времени у

детей дошкольного возраста

Содержание

12

2,3

1

Особенности развития представлений о времени у дошкольников.

2

2

Методика формирования временных представлений у детей на

всех этапах дошкольного возраста

2

3

Разработка фрагментов занятий по ознакомлению со временем

2

Практические занятия

4

Разработка конспектов занятий по математике.

2

5

Составление фрагмента занятий по ознакомлению старших

дошкольников с календарём.

2

6

Составление глоссария по теме.

2

Раздел 3. Планирование работы по

развитию математических

представлений у детей дошкольного

возраста

Тема 3.1

Особенности планирования работы

по методики математики

Содержание

14

2,3

1

Планирование работы по математическому развитию,

принципы

составления годового и календарного планов

.

2

2

Педагогические условия планирования и требования к нему.

2

3

Планирование работы по математике в процессе самостоятельной

деятельности

2

4

Планирование индивидуальной работы с детьми

2

Практические занятия

5

Разработка конспекта по организации самостоятельной

деятельности детей по математике.

2

6

Составление календарных планов.

2

7

Составить двухнедельный план работы по математическому

развитию детей в дошкольном учреждении.

2

Внеаудиторная самостоятельная работа студентов

50

1. Дидактический наглядный материал и требование к нему

2 Обучения детей раскладыванию предметов по убывающей и возрастающей величине

3. Уровни развития представлений о геометрических фигурах у дошкольников «исследование Л.А. Венгера»

4. Материалы исследований Т.Д. Рихтерман, Н.В. Локать, К.В. Назаренко.

5.Процесс познания детьми цифр как знакового обозначения числа

6. Составление конспектов занятий по методике математике во всех возрастных группах

7. Содержание и методика ознакомления детей с элементами геометрии. Исследование В.Г. Житомирского

«Путешествие по стране Геометрии».

8. Методика проведения практических занятий по одному из направлений, указанных в исследовании

Мусейибовой

9. Анализ работы по развитию математических представлений на примере одной возрастной группы

10. Диагностика уровня математического развития детей на примере одной из групп

Всего

150

4. Условия реализации междисциплинарного курса

4.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Реализация междисциплинарного курса предполагает наличие учебного

кабинета «Математики»

Оборудование учебного кабинета и рабочих мест кабинета «Математика»:

магнитная доска, интерактивная доска, проектор, компьютер, методические

пособия и наглядные материалы по дисциплине «Методика математического

развития, теоретические основы методики обучения математики»

Технические средства обучения: интерактивная доска, проектор, компьютер;

Реализация междисциплинарного курса предполагает обязательную учебную

и производственную практику.

4.2. Информационное обеспечение обучения

Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов,

дополнительной литературы

Основные источники:

1.

Арапова-Пискарева Н.А. Формирование элементарных математических

представлений в детском саду [Текст]. – М.: Мозаика-Синтез. – 2010. –

68 с.

2.

Венгер А.Л., Венгер Л.А. Домашняя школа мышления [Текст]. – М.:

Дрофа, 2010, - 397 с.

3.

Логика и математика для дошкольников [Текст]. // Авт.- сост. Носова

Е.А., Непомнящая Р.Л. – СПб.: Детство. Пресс. – 2012. – С. 31-34, 43-

49.

4.

Пиаже Ж., Инельдер Б. Генезис элементарных логических структур.

Классификация и сериация. [Текст]. – М.: Эксмо_пресс, 2012. – 416 с.

5.

Познина

В.А.,

Помораева

И.

А.

Занятия

по

формированию

элементарных

математических

представлений

в

старшей

группе

детского сада [Текст]. – М.: Мозаика-Синтез, 2010. – 38 с.

6.

Степанова Г.В. Занятия по математике 6-7 лет (с трудностями в

обучении) [Текст]. – М.: Сфера, 2010. – 78 с.

7.

Сычёва

Г.Е.

Формирование

элементарных

математических

представлений у дошкольников [Текст]. – М.: Книголюб, 2011.– 36 с.

Дополнительные источники:

1.

Ерофеева Т.И. Математическое образование и развитие дошкольников

[Текст].. - М., 2000, - 94 с.

2.

Крушельницкая О.И., Третьякова А.Н. Вправо-влево, вверх-вниз

[Текст]. Развитие пространственного восприятия у детей 6-8- лет. – М.:

ТЦ Сфера, 2004. – 80 с.

3.

Смоленцева А.А., Пустовой О.В. и др. Математика до школы [Текст]. –

М.: Детсво-Пресс 2010. – 192 с

4.3. Общие требования к организации образовательного процесса

Изучение

данного

междисциплинарного

курса

должно

проходить

в

сочетании с материалом раздела 7 «Классификация математических игр для

детей дошкольного возраста»

профессионального модуля «Организация

различных видов деятельности и общения детей».

Междисциплинарный

курс

предусматривает

возможность

написания

студентами курсовой работы в качестве итогового контроля по курсу.

При работе над курсовой работой обучающимся оказываются консультации

по технологиям, по сочетанию теории и практики, по организации занятий и

других видов деятельности.

.

4.4. Кадровое обеспечение образовательного процесса

Требования

к

квалификации

педагогических

кадров,

обеспечивающих

обучение

по

междисциплинарному

курсу

«Теория

и

методика

математического

развития»:

наличие

высшего

профессионального

образования по специальности «Дошкольное воспитание».

Требования к квалификации педагогических кадров, осуществляющих

руководство практикой такие же, как и к преподавателям, ведущим

аудиторные занятия.

Контроль и оценка результатов освоения междисциплинарного курса

Результаты

(освоенные

профессиональные

компетенции)

Основные показатели

оценки результата

Формы и методы

контроля и оценки

Имеет практический

опыт:

- определения целей и

задач работы по

математическому

развитию дошкольника

при составлении

конспектов;

Умеет:

- формулировать задачи

обучения, воспитания и

развития личности

дошкольника в

соответствии с

поставленными целями;

- Анализ и оценка

конспектов и планов

проведения

различных видов

работы по

математическому

развитию

дошкольника

- составления конспектов

работы по

математическому

развитию с учетом

особенностей возраста,

группы и отдельных

воспитанников

- определять цели

обучения, воспитания и

развития личности

дошкольника в ходе

работы в зависимости от

формы организации

обучения, вида занятия и с

- Анализ и оценка

конспектов и планов

проведения

различных видов

работы по

математическому

развитию

учетом особенностей

возраста;

дошкольника

- организации и

проведения групповых и

индивидуальных занятий

по различным разделам

программы;

- использовать

разнообразные методы,

формы и средства

организации деятельности

детей в ходе работы по

математическому

развитию;

- оценка создания

условий организации

работы по

математическому

развитию детей с

учётом

индивидуальных и

возрастных

особенностей;

- оценка организации

и проведения

различных видов

работы по

математическому

развитию

дошкольника

- проведения диагностики

и оценки результатов

воспитания, обучения и

развития дошкольников в

ходе работы по

математическому

развитию с учетом

возрастных и

индивидуальных

особенностей;

- отбирать средства

определения результатов

обучения,

интерпретировать

результаты диагностики;

- оценка способов

проведения и

интерпретации

результатов

диагностики

- наблюдения и анализа

различных видов работы

по математическому

развитию;

- анализировать работу по

математическому

развитию;

оценивать задачи

обучения, воспитания и

развития на предмет их

соответствия

поставленной цели;

- экспертная оценка

серии проведенных

наблюдений, анализа

процесса и

результата

организации работы

по математическому

развитию

- обсуждения отдельных

видов работы по

математическому

развитию;

- обсуждать отдельные

виды работы по

математическому

развитию;

- оценка обсуждения

отдельных видов

работы по

математическому

развитию

- осуществления

- осуществлять

- оценка достижений

самоанализа различных

видов работы по

математическому

развитию;

самоанализ, самоконтроль

различных видов работы

по математическому

развитию

и трудностей в ходе

работы по

математическому

развитию

дошкольников,

определение путей

совершенствования

собственной

педагогической

деятельности.

- оформления

документации

- оформлять планы,

конспекты, отчеты о

работе по

математическому

развитию дошкольников

- оценка соблюдения

требований к

оформлению планов,

конспектов, отчетов.



В раздел образования