Напоминание

Системный подход в организации учебно-воспитательного процесса в школе-интернате


Автор: Ермилова Галина Анатольевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МКОУ «Клеменовская общеобразовательная школа – интернат для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья»
Населённый пункт: д. Клеменово г.о. Егорьевск Московской области
Наименование материала: доклад
Тема: Системный подход в организации учебно-воспитательного процесса в школе-интернате
Раздел: среднее образование





Назад




Системный подход в организации учебно-воспитательного процесса в

школе-интернате

«Тяжелое это дело - родиться и научиться жить.

Те, у кого не было безмятежного настоящего детства,

страдают от этого всю жизнь».

Я. Корчак

В современных условиях, школа призвана стать для детей родным домом, второй

семьей, в которой не только дают образование, но и создают условия для

воспитания, развития и реализации личности.

Дети школы-интерната не могут в полном объёме приобрести социальный опыт

без руководства и помощи взрослых. Нарушение развития таких познавательных

процессов, как произвольное внимание, память, мышление, специфика речевой

деятельности, сочетающаяся с низкой познавательной активностью, бедностью

эмоциональных проявлений, являются причиной того, что у детей с

интеллектуальным дефектом значительно позже, чем у нормально развивающихся

сверстников, формируются необходимые умения и навыки, которые, как

известно, лежат в основе развития личности человека, его социального облика,

черт характера потребностей, мотивов деятельности.

К началу школьного обучения, у таких детей часто отсутствует большой пласт

знаний о себе, о близких, об окружающих предметах и явлениях, их свойствах и

назначениях. Многие дети не умеют играть, обслуживать себя, следовать

элементарным правилам поведения в разнообразных ситуациях. Эти

специфические характеристики определяют основные цели и задачи воспитания,

коррекцию всех компонентов психофизического, интеллектуального, личностного

развития ребенка.

Воспитательная система школы-интерната, охватывает весь педагогический

процесс, интегрируя учебные занятия, внеурочную деятельность детей, влияние

социальной среды, непрерывно расширяющееся воспитательное пространство.

В нашей школе - интернате создаются поэтапные условия, для развития личности

ребенка, для решения каждой личностью задач на каждом возрастном этапе

жизни: самопознание, самоопределение, самореализация, саморегуляция.

Школа-интернат помогает ребенку решать задачи в основных сферах

жизнедеятельности:

- сфера познания (учеба, информация, знания).

- сфера практической деятельности (трудовая деятельность, умения,

навыки).

-

сфера

игры

(игровая

активность,

реализация

творческих

и

природных возможностей).

- сфера физического развития (реализация физических возможностей).

- сфера отношений (познание себя, людей, взаимодействие с ними).

Для реализации поставленной цели, необходимо решение следующих задач:

1.

Дальнейшее сплочение и развитие единого воспитательного

коллектива и гуманистического характера внутришкольных

отношений.

2.

Совершенствование системы организации внеурочной жизнедеятельности

воспитанников.

3.

Социальная защита детей от неблагоприятного воздействия окружающей

социальной среды.

4.

Социальная защита - комплекс психолого-педагогических мер,

обеспечивающих оптимальное социальное развитие ребенка и

формирование его индивидуальности, адаптацию к существующим

социально-экономическим условиям.

5.

Максимальное (в данных условиях) развитие детей, их познавательных

интересов, «творческих способностей», навыков самопознания

самообразования, способствующих дальнейшему развитию и

самореализации личности.

6.

Создание условий проявления и мотивации творческой активности

воспитанников в различных сферах социально значимой деятельности.

7.

Приобщение детей к общечеловеческим ценностям, формирование у них

адекватного этим ценностям поведения и нравственных основ личности.

8.

Формирование у учащихся осознания собственного «я», помощь им в

самореализации, развитии внутренней потребности к

самосовершенствованию и способности успешно адаптироваться в

окружающем мире.

9.

Формирование стремления к здоровому образу жизни, осознание понятия

здоровья, как одной из главных жизненных ценностей.

Основными идеями, которые легли в основу воспитательной системы, являются

идеи педагогики гуманизма, сотрудничества, общей заботы, формирования

единого воспитательного пространства. Для того, чтобы задачи были

обоснованными , необходимо смоделировать личность выпускника школы-

интерната как конечный продукт воспитательной деятельности школы.

Педагогический коллектив нашей школы-интерната, видит своего выпускника

физически и психически здоровой личностью, ответственным за своё поведение

в обществе, законопослушным гражданином.

По окончанию школы-интерната, выпускник, это - личность способная создать

самого себя.

Основные принципы построения

воспитательной системы школы-

интерната:

Целесообразность: соответствие

цели и действий, направленных

на ее реализацию.

Личностный подход: воспитание, становление и развитие личности главный

приоритет школы.

Совместная деятельность: в процессе совместной деятельности ее участники

получают возможность лучше узнать друг друга, сблизится, приобретают опыт

общения в коллективе.

Творческая деятельность: творчество как одна из форм самовыражения личности,

практическое овладение воспитанниками, соответствующими видами учебной

работы, физического труда, спорта, искусства и реализация полученных знаний,

умений и навыков.

Событийность: наличие ярких запоминающихся событий, участниками которых

являются, как педагоги, так и учащиеся.

Событию предшествует достаточно длительная подготовка, его

кульминационным моментом становится праздник, смотр, фестиваль,

подводящий итоги всей предшествующей деятельности.

Системообразующая деятельность воспитательной системы школы- интерната в

основе своей опирается на межвозрастное общение. Все коллективные творческие

дела (события) строятся именно на межвозрастном общении.

Природосообразность: использование возрастно-психологической диагностики

для коррекции поведения. Этот принцип предполагает, что определять

содержание, выбирать формы, методы образования, стиль взаимодействия

педагога и воспитанника необходимо на основе целостного, педагогического

знания о ребенке (его физиологических, психологических особенностей,

социальных и нравственных проявлениях).

Культуросообразность: реализуется в ходе воспитания учащихся на

общечеловеческих (культурных) ценностях, через познание и усвоение

национальной материальной и духовной культуры в сравнении с мировой.

Дифференциация и интеграция: принцип дифференциации в обучении и

воспитании предполагает создание условий освоения знаний оптимальным для

каждого ребенка способом, темпом и объемом, отбором содержания, форм и

методов воспитания, учет специфических позиций детей и взрослых в

воспитательном процессе.

Интеграция урочной и внеурочной деятельности, их взаимодействие и

взаимопроникновение - одно из условий развития воспитательной системы.

Принцип взаимовлияния личностей: нельзя воспитывать не воспитываясь.

Стратегическая позиция педагогического коллектива школы-интерната -

«педагогика ненасилия», педагогического сотрудничества, создания ситуации

успеха для педагога и воспитанника.

Реализация этих принципов возможна только на путях гуманистического подхода

к воспитаннику. Воспитательная система будет иметь гуманную воспитывающую

среду при условии активного участия детей в разнообразных формах

жизнедеятельности и реальном праве выбора участия в тех или иных формах.

Важнейшие принципы жизнедеятельности коллектива:

1.

Воспитательная работа строится исходя из того, что воспитание есть

управление процессом развития личности.

2.

Гуманистический характер воспитания и образования предполагает

реализацию воспитательных задач на:

a.

- каждом учебном и внеклассном занятии;

b.

- создание воспитывающей среды во внеурочное время;

c.

- построение системы внеклассной работы.

3.

Системный подход к воспитанию реализуется через связь внеурочной

деятельности с учебным процессом.

«Воспитание успешно, если оно системно. Целостность природы личности

требует и целостного подхода к ее воспитанию. Наиболее адекватным средством

в этом смысле является воспитательная работа».

Важной частью системы воспитательной работы является формирование и

укрепление школьных традиций.

Традиции школы-интерната можно классифицировать следующим

образом:

1. Общешкольные праздники, познавательного характера: праздник Знаний,

различные формы уроков, познавательные конкурсы.

2. Традиции патриотического направления: День защитника Отечества, День

победы, экскурсии и циклы бесед по истории и культуре родного края,

цикл народных праздников.

3. Спортивно-оздоровительные мероприятия: соревнования различного уровня

по легкой атлетике, шашкам и шахматам, по баскетболу, по настольном.

теннису, соревнования «Веселые старты». Дни здоровья, спартакиады;

конкурс рисунков и плакатов «Здоровый образ жизни».

4. Блок традиционного эстетического направления: выставки детского

творчества, концертная деятельность, конкурс рисунков и поделок из

природного материала.

5. Традиционные трудовые мероприятия : уборка закреплённой пришкольной

территории, изготовление новогодних игрушек и различных сувениров,

оформление игровых комнат, дежурство по школе, проведение

субботников и воскресников.

Традиции формируют дух школы-интерната, являются объединяющим

началом для детей и педагогов.

Еще одним системным подходом, в организации учебно-воспитательного

процесса, является система объединений дополнительного образования.

Коллектив школы-интерната стремится к органичному сочетанию видов досуга с

различными формами образовательной деятельности, что значительно уменьшает

пространство девиантного поведения детей. Основные идеи и принципы системы

дополнительного образования в школе- интернате:

свободный выбор ребенком вида деятельности;

возможность самоопределения и самореализации ребенка;

Дополнительное образование способствует

процессу социальной адаптации личности ребенка, выработке

социального общения, навыков коммуникации и ориентации в

информационном пространстве, помогает сформировать навыки принятия

ребенком

самостоятельных решений.

Системный подход в организации учебно-воспитательного процесса в школе-

интернате, позволяет обогатить опыт взаимодействия педагогов и детей, что в

своей совокупности даёт положительный воспитательный эффект.



В раздел образования