Автор: Ермилова Галина Анатольевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МКОУ «Клеменовская общеобразовательная школа – интернат для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья»
Населённый пункт: д. Клеменово г.о. Егорьевск Московской области
Наименование материала: доклад
Тема: Системный подход в организации учебно-воспитательного процесса в школе-интернате
Раздел: среднее образование
Системный подход в организации учебно-воспитательного процесса в
школе-интернате
«Тяжелое это дело - родиться и научиться жить.
Те, у кого не было безмятежного настоящего детства,
страдают от этого всю жизнь».
Я. Корчак
В современных условиях, школа призвана стать для детей родным домом, второй
семьей, в которой не только дают образование, но и создают условия для
воспитания, развития и реализации личности.
Дети школы-интерната не могут в полном объёме приобрести социальный опыт
без руководства и помощи взрослых. Нарушение развития таких познавательных
процессов, как произвольное внимание, память, мышление, специфика речевой
деятельности, сочетающаяся с низкой познавательной активностью, бедностью
эмоциональных проявлений, являются причиной того, что у детей с
интеллектуальным дефектом значительно позже, чем у нормально развивающихся
сверстников, формируются необходимые умения и навыки, которые, как
известно, лежат в основе развития личности человека, его социального облика,
черт характера потребностей, мотивов деятельности.
К началу школьного обучения, у таких детей часто отсутствует большой пласт
знаний о себе, о близких, об окружающих предметах и явлениях, их свойствах и
назначениях. Многие дети не умеют играть, обслуживать себя, следовать
элементарным правилам поведения в разнообразных ситуациях. Эти
специфические характеристики определяют основные цели и задачи воспитания,
коррекцию всех компонентов психофизического, интеллектуального, личностного
развития ребенка.
Воспитательная система школы-интерната, охватывает весь педагогический
процесс, интегрируя учебные занятия, внеурочную деятельность детей, влияние
социальной среды, непрерывно расширяющееся воспитательное пространство.
В нашей школе - интернате создаются поэтапные условия, для развития личности
ребенка, для решения каждой личностью задач на каждом возрастном этапе
жизни: самопознание, самоопределение, самореализация, саморегуляция.
Школа-интернат помогает ребенку решать задачи в основных сферах
жизнедеятельности:
- сфера познания (учеба, информация, знания).
- сфера практической деятельности (трудовая деятельность, умения,
навыки).
-
сфера
игры
(игровая
активность,
реализация
творческих
и
природных возможностей).
- сфера физического развития (реализация физических возможностей).
- сфера отношений (познание себя, людей, взаимодействие с ними).
Для реализации поставленной цели, необходимо решение следующих задач:
1.
Дальнейшее сплочение и развитие единого воспитательного
коллектива и гуманистического характера внутришкольных
отношений.
2.
Совершенствование системы организации внеурочной жизнедеятельности
воспитанников.
3.
Социальная защита детей от неблагоприятного воздействия окружающей
социальной среды.
4.
Социальная защита - комплекс психолого-педагогических мер,
обеспечивающих оптимальное социальное развитие ребенка и
формирование его индивидуальности, адаптацию к существующим
социально-экономическим условиям.
5.
Максимальное (в данных условиях) развитие детей, их познавательных
интересов, «творческих способностей», навыков самопознания
самообразования, способствующих дальнейшему развитию и
самореализации личности.
6.
Создание условий проявления и мотивации творческой активности
воспитанников в различных сферах социально значимой деятельности.
7.
Приобщение детей к общечеловеческим ценностям, формирование у них
адекватного этим ценностям поведения и нравственных основ личности.
8.
Формирование у учащихся осознания собственного «я», помощь им в
самореализации, развитии внутренней потребности к
самосовершенствованию и способности успешно адаптироваться в
окружающем мире.
9.
Формирование стремления к здоровому образу жизни, осознание понятия
здоровья, как одной из главных жизненных ценностей.
Основными идеями, которые легли в основу воспитательной системы, являются
идеи педагогики гуманизма, сотрудничества, общей заботы, формирования
единого воспитательного пространства. Для того, чтобы задачи были
обоснованными , необходимо смоделировать личность выпускника школы-
интерната как конечный продукт воспитательной деятельности школы.
Педагогический коллектив нашей школы-интерната, видит своего выпускника
физически и психически здоровой личностью, ответственным за своё поведение
в обществе, законопослушным гражданином.
По окончанию школы-интерната, выпускник, это - личность способная создать
самого себя.
Основные принципы построения
воспитательной системы школы-
интерната:
Целесообразность: соответствие
цели и действий, направленных
на ее реализацию.
Личностный подход: воспитание, становление и развитие личности главный
приоритет школы.
Совместная деятельность: в процессе совместной деятельности ее участники
получают возможность лучше узнать друг друга, сблизится, приобретают опыт
общения в коллективе.
Творческая деятельность: творчество как одна из форм самовыражения личности,
практическое овладение воспитанниками, соответствующими видами учебной
работы, физического труда, спорта, искусства и реализация полученных знаний,
умений и навыков.
Событийность: наличие ярких запоминающихся событий, участниками которых
являются, как педагоги, так и учащиеся.
Событию предшествует достаточно длительная подготовка, его
кульминационным моментом становится праздник, смотр, фестиваль,
подводящий итоги всей предшествующей деятельности.
Системообразующая деятельность воспитательной системы школы- интерната в
основе своей опирается на межвозрастное общение. Все коллективные творческие
дела (события) строятся именно на межвозрастном общении.
Природосообразность: использование возрастно-психологической диагностики
для коррекции поведения. Этот принцип предполагает, что определять
содержание, выбирать формы, методы образования, стиль взаимодействия
педагога и воспитанника необходимо на основе целостного, педагогического
знания о ребенке (его физиологических, психологических особенностей,
социальных и нравственных проявлениях).
Культуросообразность: реализуется в ходе воспитания учащихся на
общечеловеческих (культурных) ценностях, через познание и усвоение
национальной материальной и духовной культуры в сравнении с мировой.
Дифференциация и интеграция: принцип дифференциации в обучении и
воспитании предполагает создание условий освоения знаний оптимальным для
каждого ребенка способом, темпом и объемом, отбором содержания, форм и
методов воспитания, учет специфических позиций детей и взрослых в
воспитательном процессе.
Интеграция урочной и внеурочной деятельности, их взаимодействие и
взаимопроникновение - одно из условий развития воспитательной системы.
Принцип взаимовлияния личностей: нельзя воспитывать не воспитываясь.
Стратегическая позиция педагогического коллектива школы-интерната -
«педагогика ненасилия», педагогического сотрудничества, создания ситуации
успеха для педагога и воспитанника.
Реализация этих принципов возможна только на путях гуманистического подхода
к воспитаннику. Воспитательная система будет иметь гуманную воспитывающую
среду при условии активного участия детей в разнообразных формах
жизнедеятельности и реальном праве выбора участия в тех или иных формах.
Важнейшие принципы жизнедеятельности коллектива:
1.
Воспитательная работа строится исходя из того, что воспитание есть
управление процессом развития личности.
2.
Гуманистический характер воспитания и образования предполагает
реализацию воспитательных задач на:
a.
- каждом учебном и внеклассном занятии;
b.
- создание воспитывающей среды во внеурочное время;
c.
- построение системы внеклассной работы.
3.
Системный подход к воспитанию реализуется через связь внеурочной
деятельности с учебным процессом.
«Воспитание успешно, если оно системно. Целостность природы личности
требует и целостного подхода к ее воспитанию. Наиболее адекватным средством
в этом смысле является воспитательная работа».
Важной частью системы воспитательной работы является формирование и
укрепление школьных традиций.
Традиции школы-интерната можно классифицировать следующим
образом:
1. Общешкольные праздники, познавательного характера: праздник Знаний,
различные формы уроков, познавательные конкурсы.
2. Традиции патриотического направления: День защитника Отечества, День
победы, экскурсии и циклы бесед по истории и культуре родного края,
цикл народных праздников.
3. Спортивно-оздоровительные мероприятия: соревнования различного уровня
по легкой атлетике, шашкам и шахматам, по баскетболу, по настольном.
теннису, соревнования «Веселые старты». Дни здоровья, спартакиады;
конкурс рисунков и плакатов «Здоровый образ жизни».
4. Блок традиционного эстетического направления: выставки детского
творчества, концертная деятельность, конкурс рисунков и поделок из
природного материала.
5. Традиционные трудовые мероприятия : уборка закреплённой пришкольной
территории, изготовление новогодних игрушек и различных сувениров,
оформление игровых комнат, дежурство по школе, проведение
субботников и воскресников.
Традиции формируют дух школы-интерната, являются объединяющим
началом для детей и педагогов.
Еще одним системным подходом, в организации учебно-воспитательного
процесса, является система объединений дополнительного образования.
Коллектив школы-интерната стремится к органичному сочетанию видов досуга с
различными формами образовательной деятельности, что значительно уменьшает
пространство девиантного поведения детей. Основные идеи и принципы системы
дополнительного образования в школе- интернате:
•
свободный выбор ребенком вида деятельности;
•
возможность самоопределения и самореализации ребенка;
Дополнительное образование способствует
процессу социальной адаптации личности ребенка, выработке
социального общения, навыков коммуникации и ориентации в
информационном пространстве, помогает сформировать навыки принятия
ребенком
самостоятельных решений.
Системный подход в организации учебно-воспитательного процесса в школе-
интернате, позволяет обогатить опыт взаимодействия педагогов и детей, что в
своей совокупности даёт положительный воспитательный эффект.