Напоминание

Внеклассная работа как фактор формирования и социализации личности ребенка


Автор: Ермилова Галина Анатольевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МКОУ «Клеменовская общеобразовательная школа – интернат для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья»
Населённый пункт: д. Клеменово г.о. Егорьевск Московской области
Наименование материала: доклад
Тема: Внеклассная работа как фактор формирования и социализации личности ребенка
Раздел: среднее образование





Назад




Внеклассная работа как фактор формирования и социализации

личности ребенка.

Современное общество предъявляет высокие требования к становлению

личности. Человек вынужден проявлять свою активность, быть адекватным в

разных жизненных обстоятельствах, самостоятельно находить ответы на

возникающие вопросы. Включаясь в систему общественных отношений,

общаясь с людьми, человек выделяет себя из окружающей среды, ощущает

себя как «Я», противостоящее другим и вместе с тем неразрывно с ним

связанное. Становление личности существенно зависит от всей совокупности

условий, характерных для определенной социально-экономической ситуации,

и поэтому процесс воспитания и обучения неразрывно связан с социализацией

личности школьника.

В новом Федеральном государственном образовательном стандарте общего

образования проблеме социализации школьников отводится одно из

центральных мест. Обязанность государства — создать ребенку «социальную

ситуацию развития, среду общения, поле деятельности, адаптировать ученика

к современным условиям жизни, воспитать гражданина-патриота,

сформировать чувство коллективизма и умение жить и работать в коллективе,

воспитать инициативу, самостоятельность, профессиональную ориентацию,

развить творческие способности, организовать интересный и плодотворный

досуг» . И это является, прежде всего, задачей школы.

Термин «социализация» в настоящее время широко применяется в

философской, социологической, педагогической, социально-психологической

литературе.

Наибольшее распространение получило понятие социализации как процесса

«усвоения индивидом определенной системы знаний, норм и ценностей,

позволяющих ему функционировать в качестве полноправного члена

общества».

Социализация предполагает два диалектически взаимосвязанных процесса:

социальную адаптацию (вхождение человека в общество) и социальную

автономизацию (дифференциацию, отделение человека от общества). Среди

компонентов социализации школьника выделяют: познавательный,

коммуникативный, практический (усвоение ребенком практических навыков в

разных видах деятельности), ценностно-смысловой (установки ребенка,

определяющие отношение к чему-либо) . Результатом социализации личности

является развитие у нее определенной системы социальных качеств, которая

фиксируется понятием «социальная зрелость». Основным компонентом

социальной зрелости выступает нравственная зрелость, выражающая

внутреннюю сущность политической, трудовой, правовой зрелости.

«Нравственная зрелость — это такой уровень социализации индивида,

который характеризуется его внутренней устойчивой позицией на моральные

понятия и идеалы современного общества».

Социальное воспитание детей является одним из важных факторов

стабилизации общества. Изменения, происходящие в современной системе

воспитания России в связи с принятием нового закона об образовании, в

котором особая: роль отводится образованию детей с ограниченными

возможностями здоровья.

Проблема социализации личности, с ОВЗ является одной из трудных в

отечественной коррекционной педагогике и психологии. Успешная

социальная адаптация и интеграция в общество таких детей зависят от многих

факторов, в числе которых является разработка и использование системы

психолого-педагогических приемов по обучению и воспитанию детей.

Изучение детей с ОВЗ показывает, что недостатками в их социализации

являются:

- низкий уровень мотивации к общению;

- слабо сформированные коммуникативные навыки и умения;

- волевая незрелость эмоциональной сферы, проявляющаяся как

эмоциональная неустойчивость и неумение фиксировать и распознавать

эмоциональные состояния другого;

-социальная незрелость, проявляющаяся в поведении и

характеризующаяся несогласованностью между идеями и поступками,

понятиями и действиями.

При организации коррекционно-развивающей работы, с детьми с ОВЗ , на

первый план выступает целенаправленное формирование результативных

социально-коммуникативных навыков и предоставление условий для их

взаимодействия с окружающими, которые и будут выступать как факторы

социализации этих детей и компенсации нарушений в их развитии.

Опыт работы с учащимися, показывает необходимость специальной работы,

по обучению и воспитанию детей, осознавать свои эмоции, а также понимать

эмоции окружающих людей, с целью дальнейшего регулирования своего

поведения.

Можно отметить следующие направления коррекционной работы по развитию

эмоциональной сферы, у таких детей:

- обучение фиксировать свое внимание на эмоциональном состоянии

окружающих (как людей, так и животных);

-обучению по внешним признакам правильному распознанию

эмоционального состояния другого человека;

- обучение анализировать собственные эмоции;

- обучение этике поведения на эмоциональной основе.

Как правило, у школьников с задержкой психического развития проявляются

и вторичные нарушения, связанные с нарушением речевой функции (общее

недоразвитие речи, нарушения письменной речи и т. д.). Все эти нарушения

отражаются на коммуникативном поведении учащихся с ОВЗ, поэтому

спецификой в организации работы по коррекции речевых нарушений является

обязательное наличие практической деятельности.

Таким образом, процесс социализации детей с ОВЗ предполагает

комплексный подход, осуществляющий взаимосвязь всех структурных

компонентов: создание условий для успешной адаптации ребенка к социуме;

организацию разносторонней деятельности по освоению предметного мира и

межличностных отношений; понимание ребенком себя как субъекта

социальной культуры. То есть вся работа по социализации детей с ОВЗ

нацелена на формирование навыков продуктивного взаимодействия с

окружающими людьми. Для решения этой задачи на помощь педагогу может

прийти организация внеклассной работы.

Для оптимальной организации внеклассной работы было проведено

экспериментальное исследование по изучению уровня социализации личности

среднего звена школы-интерната. В группу испытуемых вошли 8 детей с

ОВЗ, учащиеся 5 класса, из них 5 мальчиков и 3 девочки. В качестве

критериев социализации выбраны: критерий характера взаимоотношений с

людьми, критерий позитивного отношения к другому, критерий понимания

эмоций окружающих. Для изучения уровня социализации детей данной

группы были использованы методики: М.З. Друкаревича «Несуществующее

животное», которая выявляет уровень агрессивности детей; М.И. Шиловой

«Выявление уровня нравственной воспитанности»; методика «Рукавички»

Г.Л. Цукерман, которая направлена на выявление уровня развития

коммуникативных навыков.

Проведенное исследование показало, что особенностями межличностных

отношений учащихся с ОВЗ являются: несформированность

коммуникативных навыков, агрессивность, неадекватное поведение,

тревожность и застенчивость, низкая коммуникативная активность,

неудовлетворенное притязание на признание. Результаты исследования

нравственных качеств детей показали, что у испытуемых нет недостаточного

накопления социального опыта, преобладает внешняя регуляция деятельности

и отношений. Все это говорит о низком уровне развития коммуникативных

навыков и социализации детей.

В связи с этим в нашей школе-интернате была разработана программа

внеклассной работы для учащихся. Вся работа была нацелена на создание

педагогических и социально-психологических условий, позволяющих

формировать у учащихся умения ориентироваться в социальной среде,

формирование коммуникативной культуры, развитие умения общаться и

сотрудничать, формирование духовно-нравственных качеств личности.

При организации внеклассной работы с детьми , были определены

необходимые педагогические условия, которые предполагали: организацию

совместной социально значимой деятельности детей, направленной на

формирование коммуникативных навыков; использование педагогических

технологий, характеризующихся эмоционально-игровой , прикладной

направленностью и основанных на подражательно-исполнительских и

творческих видах деятельности.

Внеклассная работа с детьми с ОВЗ, прежде всего, предполагает

организацию общения со сверстниками. В рамках организации внеклассной

работы можно выделить следующие направления:

- спортивно-оздоровительное (организацию работы на базе школы-интерната

спортивных секций, спортивных соревнований,

- проведение бесед по охране здоровья для учащихся и их родителей и др.);

- общекультурное направление (организация выставок детских работ,

этические беседы и др.);

- интеллектуальное (проведение экскурсий, совместная работа с

библиотекой);

- социальное направление (проведение субботников, организация дежурства и

трудовых акций); проведение субботников, организация дежурства и

трудовых акций);

- духовно-нравственное направление (тренинговые игровые упражнения,

групповые и индивидуальные беседы по обсуждению проблем отношений со

сверстниками, развитию умений анализировать эмоциональное состояние

другого, повышению уровня бесконфликтного общения).

Каждый вид внеклассной деятельности: творческий, познавательный,

спортивный, трудовой, игровой — обогащает опыт коллективного

взаимодействия школьников в определённом аспекте, что в своей

совокупности даёт большой воспитательный эффект.

Итак, внеклассная работа как средство социализации детей с ОВЗ решает

такие задачи. как - формирование правильных форм коммуникации со

сверстниками;

- повышение самооценки;

- формирование умений и навыков, необходимых для деятельности любого

вида;

- привлечение детей к индивидуальным и групповым формам работы;

- детей, развитие их творческих способностей, самостоятельности,

эстетичных вкусов.

Воспитание учащихся, с ОВЗ , должно обеспечивать не столько нормативное

воздействие на детей, но и создание условий для социализации, для

переживания и осознания детьми себя полноправными членами современного

общества.



В раздел образования