Напоминание

"Азбука творчества"


Автор: Глыбина Анна Леонидовна
Должность: учитель технологии
Учебное заведение: МБОУ СОШ № 1
Населённый пункт: Кемеровская область, город Ленинск-Кузнецкий
Наименование материала: учебная программа по внеурочной деятельности
Тема: "Азбука творчества"
Раздел: среднее образование





Назад




Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Средняя образовательная школа № 1

Рабочая программа

по внеурочной деятельности

«Азбука творчества»

Класс 7

Составитель:

Глыбина Анна Леонидовна

Учитель технологии

г. Ленинск-Кузнецкий

Пояснительная записка

Большие возможности для обучения и воспитания детей заключены в

разных видах декоративно-прикладного искусства. Оно способствует развитию

мышления, творческого воображения, художественных способностей школьников

и их эстетическому воспитанию. Разнообразие произведений декоративно-

прикладного искусства, с которыми знакомятся обучающиеся в процессе учебы,

развивают

у

них

эстетическое

отношение

к

действительности.

Процесс

эстетического познания произведений декоративно-прикладного искусства на

занятиях включает в себя как восприятие произведений, так и практическую

работу обучающихся. В процессе создания поделок формируется настойчивость,

старательность, целеустремленность. Обучающимся становится понятна связь

между действиями и получением хорошего результата. Формируется ценные

навыки обращения с разными материалами и инструментами. По мере освоения

разнообразных умений возрастают возможности для реализации обучающимися

своих творческих замыслов в дальнейшем.

Развивать творчество детей можно по-разному, в том числе работа с подручными

материалами, которая включает в себя различные виды создания образов

предметов из

бумаги, ткани, пряжи, природного и

бросового материала.

В

процессе работы с этими материалами учащиеся познают свойства, возможности

их преобразования и использования их в различных композициях.

Данная программа представляет собой разработанный курс внеурочной

деятельности общекультурного направления. Художественное образование и

эстетическое воспитание подразумевает и предполагает овладение простейшими

умениями и навыками, как на уроках изобразительного искусства, так и на уроках

материальной

технологии. Нельзя забывать о том, что на уроках учащиеся

получают лишь основные, можно сказать, ознакомительные знания в различных

областях культуры, искусства и т.д. Поэтому для наиболее полного изучения и

создания благоприятных условий в современных школах вводится внеурочная

деятельность,

которая

направлена

на

использование

обучающимися,

приобретенных умений и навыков при изготовлении более сложных по технике

выполнения изделий, работая по эскизам, образцам, схемам и доступным

знаковым условиям.

Содержание программы «Азбука творчества» является продолжением изучения

смежных

предметных

областей

(изобразительного

искусства,

технологии,

истории) в освоении различных видов и техник искусства.

Новые жизненные условия, в которые поставлены современные обучающиеся,

вступающие в жизнь, выдвигают свои требования:

быть мыслящими, инициативными, самостоятельными, вырабатывать

свои новые оригинальные решения;

быть ориентированными на лучшие конечные результаты.

Реализация

этих

требований

предполагает

человека

с

творческими

способностями. Характеризуя актуальность темы, видим, что особое значение

приобретает проблема творчества; способностей учащихся, развитие которых

выступает своеобразной гарантией социализации личности ребенка в обществе.

Ребенок с творческими способностями - активный, пытливый. Он способен

видеть необычное, прекрасное там, где другие это не видят; он способен

принимать свои, ни от кого независящие, самостоятельные решения, у него свой

взгляд на красоту, и он способен создать нечто новое, оригинальное. Здесь

требуются

особые

качества

ума,

такие

как

наблюдательность,

умение

сопоставлять и анализировать, комбинировать и моделировать, находить связи и

закономерности и т.п. - все то, что в совокупности и составляет творческие

способности.

Народное и декоративно-прикладное искусство является неотъемлемой частью

художественной культуры. Произведения прикладного искусства отражают

художественные

традиции

нации,

миропонимание,

мировосприятие

и

художественный опыт народа, сохраняют историческую память. Ценность

произведений народного декоративно-прикладного искусства состоит не только в

том, что они представляют природный мир, материальную культуру, но еще и в

том, что они являются памятниками культуры духовной. По реализации данной

программы обучающиеся научатся ценить произведения искусства, создавать

творческие работы, переосмысливая увиденное и услышанное, на занятиях по

декоративно-прикладному

творчеству.

Сегодня,

очевидно,

что

народное

искусство является полноправной и полноценной частью художественной

культуры, развиваясь по своим законам, определяемым его сущностью, и как

самостоятельный вид творчества взаимодействует с другим типом творчества –

искусством профессиональных художников.

Особенностью данной программы является то, что она дает возможность каждому

обучающемуся

реально

открыть

для

себя

волшебный

мир

декоративно-

прикладного искусства, проявлять и реализовывать свои творческие способности.

Цели программы:

1.

Воспитание личности творца, способного осуществлять свои творческие

замыслы в области разных видов декоративно – прикладного искусства.

2.

Формирование у учащихся устойчивых систематических потребностей к

саморазвитию,

самосовершенствованию и

самоопределению в

процессе

познания искусства, истории, культуры, традиций.

3.

Развитие природных задатков и способностей, помогающих достижению

успеха.

Задачи программы:

1.

Расширить представления о многообразии видов декоративно –

прикладного искусства.

2.

Научить правильно, использовать термины, формулировать определение

понятий, используемых в опыте мастеров искусства.

3.

Развивать навыки работы учащихся с различными материалами и в

различных техниках.

4.

Создавать предметы декоративно-прикладного искусства.

5.

Реализовать

духовные,

эстетические

и

творческие

способности

обучающихся, развивать фантазию, воображение, самостоятельное мышление;

6. Воспитывать художественно – эстетический вкус, трудолюбие, аккуратность.

В основу программы положены следующие принципы обучения:

тематический принцип планирования учебного материала, который

отвечает задачам

нравственного

и

эстетического

воспитания

обучающихся, учитывает их интересы и возрастные особенности;

принцип доступности;

принцип систематичности и последовательности формирования умений,

знаний и навыков;

принцип наглядности;

принцип сочетания различных методов, форм и средств обучения;

принцип прочности и осознанности, приобретенных знаний.

Программа «Азбука творчества» внеурочной деятельности разработана для

обучающихся 7 классов

общекультурного направления в соответствии с

требованиями ФГОС, которая рассчитана на один года обучения, 35 часов, 1 час

в неделю во внеурочное время.

I. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ КУРСА

ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «АЗБУКА ТВОРЧЕСТВА»

Освоение

обучающимися

программы

внеурочной

деятельности

по

общекультурному

направлению

«Азбука

творчества»

направлено

на

достижение

комплекса

результатов

в

соответствии

с

требованиями

федерального государственного образовательного стандарта.

Программа

обеспечивает

достижение

обучающимися

следующих

личностных,

метапредметных и предметных результатов.

Личностные результаты

Знание норм и традиций того общества, в котором он живет,

развитие позитивных отношений к тем объектам и явлениям окружающего

мира, которые считаются в обществе ценностями - труду, знаниям, природе,

культуре, миру, к своему внутреннему миру;

Умение применить опыт для осуществления социально значимых действий;

познание мира через образы и формы декоративно-прикладного искусства;

Формирование художественного вкуса как способности чувствовать и

воспринимать народное декоративно-прикладное искусство;

навык самостоятельной работы и работы в группе при выполнении

практических творческих работ;

Ориентации

на

понимание

причин

успеха

в

творческой

деятельности;

способность к самооценке на основе критерия успешности деятельности.

Метапредметные рузультаты

Формирование навыков самостоятельной работы при выполнении практических

творческих работ;

Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с

учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе;

Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами;

Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные

возможности ее решения;

Регулятивные

Выбирать

художественные

материалы,

средства

художественной

выразительности для создания творческих работ;

Решать художественные задачи с опорой на знания о цвете, правил композиций,

усвоенных способах действий;

Учитывать выделенные ориентиры действий в новых техниках, планировать

свои действия;

Осуществлять

итоговый

и

пошаговый

контроль

в

своей

творческой

деятельности;

вносить

необходимые

коррективы

в

действие

после

его

завершения на основе оценки и характере сделанных ошибок;

Самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и

вносить коррективы в исполнение действия, как по ходу его реализации, так и

в конце действия;

Моделировать новые формы, различные ситуации, путем трансформации

известного;

Создавать новые образы средствами декоративно-прикладного творчества;

Осуществлять поиск информации с использованием литературы и средств

массовой информации;

Отбирать и выстраивать оптимальную технологическую последовательность

реализации собственного или предложенного замысла.

Познавательные

Различать изученные виды декоративно – прикладного искусства, представлять

их место и роль в жизни человека и общества;

Приобретать и осуществлять практические навыки и умения в художественном

творчестве;

Осваивать особенности художественно – выразительных средств, материалов и

техник, применяемых в декоративно – прикладном творчестве;

Развивать художественный вкус как способность чувствовать и воспринимать

многообразие видов и жанров искусства;

Развивать фантазию, воображение, художественную интуицию, память;

Развивать критическое мышление, в способности аргументировать свою точку

зрения по отношению к различным произведениям изобразительного

декоративно- прикладного искусства;

Создавать и преобразовывать схемы и модели для решения творческих задач;

Коммуникативные

Сотрудничать и оказывать взаимопомощь, доброжелательно и уважительно

строить свое общение со сверстниками и взрослыми;

Формировать собственное мнение и позицию; задавать вопросы, необходимые

для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером;

адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности.

В результате занятий декоративным творчеством у обучающихся должны

быть

развиты

такие

качества

личности,

как

умение

замечать

красивое,

аккуратность, трудолюбие, целеустремленность.

Предметные результаты

Сравнение благозвучных сочетаний цветов в природе и в произведениях

различных народных промыслов;

Осуществление собственного художественного замысла, связанного с созданием

выразительной формы игрушки, картины и предмета быта и украшением ее

декоративной отделкой одного из промыслов;

Освоение характерных для того или иного промысла основных элементов;

осознание нерасторжимой

связи

конструктивных,

декоративных

и

изобразительных элементов, единства формы и декора в изделиях.

Формы контроля

выставки, презентации

коллективные проекты

работа в парах, малых группах

индивидуальные работы

коллективные игры и праздники

Критерии контрольных требований

знать виды декоративно-прикладного творчества;

уметь использовать различные материалы для создания творческих работ;

уметь организовать выставку работ по определённой теме и уметь провести

экскурсию по ней.

II.СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

«АЗБУКА ТВОРЧЕСТВА»

1. Введение - 2 часа

Вводное занятие. Знакомство с произведениями народных

художественных промыслов, традиционного крестьянского искусства и

современного декоративного искусства. Техника безопасности при

работе с природным материалом. Экскурсия в лесопарк. Сбор различных

природных материалов (занятные веточки и корешки различных

растений, кора сосны, берёзы, еловые шишки, мох, цветы, семена и т. д.).

Правила просушивания и хранения природных материалов, необходимых

для различных поделок. Экскурсия в местный краеведческий или

художественный музей для ознакомления со старинной утварью, с

вышивками, кружевами и другими образцами народного творчества.

Практическая работа: сбор природных материалов, посещение музеев.

2. Работа с бумагой - 8 часов

Квиллинг - искусство создания плоских и объемных композиций из

скрученных в спиральки полосочек бумаги. Знакомство с техникой.

Инструменты и материалы для работы по технике квиллинг. Подбор эскиза

для работы. Вырезание полосок из бумаги. Скручивание полосок в

спиральки.

Компоновка

и

приклеивание

заготовленных

элементов.

Финальное оформление работы.

Практическая работа: выполнение творческих работ в технике квиллинга

и бумажной пластики.

3. Вышивка лентами - 10 часов

Формирование композиционных навыков. Создание знакомого образа, с

опорой на жизненный опыт детей по вышивке. Реализация выразительного,

яркого образа цветов.

Практическая работа: выполнение открыток, панно

4.

Валяние (фильцевание) - 13 часов

Знакомство с основными направлениями работы на занятиях;

материалами и оборудованием; инструктаж по правилам техники

безопасности.

Последовательность изготовления работы сухого валяния с

использованием: игл и кусочков шерсти. Подбор инструментов и материалов

для работы.

Первоначальные сведения о шерстяных волокнах. Виды шерстяного волокна.

Принцип сваливаемости шерстяных волокон. Основы колористики:

контрастные и сходные цвета.

Основные виды раскладки шерсти: перпендикулярная и радиальная.

Различные способы сваливания полотна. Придание формы сваливаемому

изделию.

Практическая работа: Изготовление броши «Мак», игрушки «Зайчик»,

панно «Летние мотивы».

5.

Отчётная выставка-ярмарка работ школьников - 2 часа

Подведение итогов. Подготовка итоговой выставки-ярмарки работ

школьников. Организация и проведение школьной выставки-ярмарки и

аукциона поделок школьников. Награждение авторов наиболее интересных

творческих работ.

III.ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

п/п

Темы

Количество часов

Формы

контроля

всего

теория

практика

1

Введение

2

1

1

Диалог, опрос

2

Работа с бумагой

Квиллинг

8

1

7

Наблюдение,

просмотр

творческих

работ

3

Вышивка лентами

10

1

9

Наблюдение,

просмотр

творческих

работ

4

Валяние

13

1

12

Наблюдение,

просмотр

творческих

работ

5

Отчетная выставка-

ярмарка работ

школьников

2

1

1

Выставка-

ярмарка

Итого

35

5

30

Календарно-тематическое планирование. 7 класс

№ урока

Тема урока

Сроки

план

факт

план

факт

1

Вводное занятие

2

2

Экскурсия в лесопарк

3

Знакомство с техникой "Квиллинг"

8

4

Инструменты и материалы для работы по

технике квиллинг. Подбор эскиза для работы.

5

Вырезание полосок из бумаги.

6

Скручивание полосок в спиральки.

7

Компановка и приклеивание заготовленных

элементов.

8

Бумажная пластика. Знакомство с техникой.

9

Компоновка деталей в единый рисунок

10

Декоративное оформление работы.

11

История вышивки лентами, правила

безопасной работы с инструментами

10

12

Материаловедение, гармония цвета и где

искать вдохновение.

Подготовка ткани

.

13

Подбор эскиза для работы

14

Стежки и техника вышивки.

15

Виды закрепок. Простой узелок

16

Основные элементы вышивки. Ленточный

стежок, бантик, возвратный стежок.

17

Прямой стежок: простой, обвитый,

объемный, перекрученный.

18

Строение цветов. Цветок «незабудка»

19

Роза «Змейка», из закрученной ленты. Роза из

узелка и собранной ленты.

20

Оформление открытки в рамку.

21

Знакомство с техникой валяния.

13

22

Знакомство с основами цветовой грамоты.

Цветовой круг. Цветовая гармония, виды

гармоний.

23

Основы композиции: правила и

закономерности, пропорция.

24

Сухой способ валяния, выполнение эскиза

для валяного изделия: брошь «Мак».

25

Валяние украшения, постановка формы

брошь «Мак».

26

Валяние украшения, проработка мелких

деталей броши «Мак».

27

Игрушка «Зайчик»: выполнение эскиза для

валяного изделия.

28

Игрушка «Зайчик», валяние животного,

основа туловища.

29

Игрушка

«Зайчик»,

валяние

животного,

голова, уши.

30

Игрушка

«Зайчик»,

валяние

животного,

приваливание

элементов

глаз,

носа.

Шлифовка.

31

Валяние декоративного панно «Летние

мотивы». Разработка эскиза. Подбор цветов.

32

Валяние декоративного панно «Летние

мотивы», проработка мелких деталей.

33

Валяние декоративного панно «Летние

мотивы». Окончательная обработка-

шлифовка

34

Подготовка итоговой выставки-ярмарки

работ школьников

2

35

Организация и проведение школьной

выставки-ярмарки и аукциона поделок

школьников

Условия реализации программы

-Материально-технические ресурсы: компьютерная и мультимедийная техника;

фото и видеоаппаратура, необходимая для оформления отчетов, просмотров

фильмов.

- Методическая литература, художественная литература.

- Важным организационным ресурсом является развитие позитивных

отношений к труду, знаниям, природе, культуре, миру, к своему внутреннему

миру.

Список литературы

1. Христофоров А.С. Декоративно-прикладное искусство в школе./ Хворостов

А.С. - Москва: Просвещение, 1996.

2. Учим детей чувствовать и создавать прекрасное. / Ярославль: Изд. Акад.

развития, 2001.

3. Трудовое воспитание младших школьников во внеклассной работе. / Москва:

Просвещение, 2005.

4. Узоры из бумажных лент./ Пер.с анг. /М.: Издательство «Ниола-Пресс», 2017.

– 112 с., ил.

5.

Вышиваем лентами. Коллекция идей «Мой прекрасный сад»/ Анны

Зайцева,2012

6. Шелковая лента. Вышивка. Аппликация. Создание объемных изображений/

Мелисса Уильямс- Эксмо, 2000.

7. Валяние игрушек из шерсти/ Кугаевская Т.А. изд.АСТ, 2015

8. Стильные аксессуары и украшения. Валяние из шерсти/ Смирнова Е.А., 2016.

Ожидаемые результаты реализации

программы

В

результате

прохождения

программы

внеурочной

деятельности

предполагается достижение трех уровней результатов:

Первый уровень результатов – возможность реализовывать творческий

потенциал в собственной художественно-творческой деятельности, осуществлять

самореализацию и самоопределение личности на эстетическом уровне.

Второй уровень результатов

-

умение объективно оценивать собственную

художественную

деятельность,

сравнивая

ее

с

работой

одноклассников;

формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со

сверстниками, взрослыми в процессе образовательной, творческой деятельности.

Третий уровень результатов - воспитание патриотизма, любви и уважения к

Отечеству, народной

мудрости; умение выражать свое отношение, давать

эстетическую оценку произведениям народных промыслов.



В раздел образования