Автор: Черкасова Наталья Михайловна
Должность: учитель информатики и икт
Учебное заведение: МБОУ СОШ № 9
Населённый пункт: город Бирск, Республика Башкортостан
Наименование материала: статья
Тема: ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ В ШКОЛЕ
Раздел: полное образование
Черкасова Наталья Михайловна,
Черкасов Андрей Николаевич,
МБОУ СОШ №9 г. Бирска
ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ В ШКОЛЕ
На сегодняшний день российская школа переживает глобальные преобразования, основной
целью которых стала не просто репродуктивная передача знаний, умений и навыков от учителя к
ученику,
а
формирование
и
развитие
способностей
ученика
самостоятельно
ставить
учебную
проблему, формулировать алгоритм ее решения, контролировать процесс и оценивать полученный
результат, одним словом, научить учиться. Современное образование ориентировано на развитие тех
способностей личности, которые нужны и ей, и обществу: включение ее в социальную активность,
обеспечение возможностей эффективного самообразования за пределами институциолизированных
образовательных систем.
Существует несколько ситуаций, в которых дистанционное обучение на дому станет лучшим
вариантом для ребенка. В первую очередь оно будет правильным решением для часто болеющих
ребят и детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). В некоторых случаях такой подход
становится единственно возможным вариантом дать ребенку школьное образование.
Также дистанционное обучение часто выбирают одаренные дети: спортсмены, музыканты,
художники. Ведь присутствие в графике длительных ежедневных тренировок и репетиций делает для
них невозможным посещение обычной школы с жестким графиком уроков.
Нередко дистанционному обучению отдают предпочтение родители одаренных детей, которые
сильно
опережают
сверстников
по
скорости
освоения
школьной
программы.
Благодаря
дистанционному обучению ребенок может изучать важные для него предметы углубленно.
Если
работа
родителей
включает
постоянные
переезды,
дистанционное
обучение
также
предотвращает множество проблем. Такой подход избавляет родителей и ребенка от необходимости
адаптации к новой школе или постоянного поиска репетиторов.
Чтобы
обучать
школьников
дистанционно,
организация
должна
иметь
материалы,
соответствующие
требованиям
государственных
стандартов.
Что
касается
технической
стороны
вопроса, то интерфейс личного кабинета должен быть удобен для ученика и его родителей.
В
методологическом
плане
различий
между
школами,
преподающими
дистанционно,
и
классическими
общеобразовательными
учреждениями
нет.
Учителям
необходимо
разрабатывать
учебные
программы
и
планы
занятий,
функционируют
системы,
позволяющие
контролировать
успеваемость.
Дистанционное обучение включает такие формы, как видеоуроки, чаты с преподавателями,
онлайн-тестирование, телеконференции; применение информационных услуг как электронная почта,
пересылка данных (WWW - серверы), ресурсы Интернет, программы Skype, Telegram.
Домашняя
школа
InternetUrok
заслужила
отличные
отзывы
учеников
и
их
родителей.
Причинами тому являются её многочисленные преимущества.
Во-первых, детям предлагаются различные формы освоения знаний. Они могут обучаться в
обычном
общеобразовательном
учреждении,
дополнительно
изучая
определенные
предметы
в
Домашней школе. Еще одним вариантом является семейная форма обучения. В таком случае занятия
проходят
в
Домашней
школе,
но
для
сдачи
экзаменов
и
промежуточных
аттестаций
ребенку
необходимо
посещать
школу.
Возможно
официальное
отчисление
из
школы
с
последующим
переводом в одну из школ-партнеров проекта.
Во-вторых,
с
детьми
занимаются
ведущие
преподаватели
Москвы
и
Санкт-Петербурга.
Многие
из
них
имеют
ученую
степень
и
отмечены
профессиональными
наградами.
Учителя
объясняют темы в доступной форме, отвечают на все вопросы школьников, проверяют домашние
задания и тщательно работают над ошибками. Контролировать учебный процесс родители могут
благодаря журналу оценок. В случае возникновения вопросов они могут обратиться к кураторам по
телефону либо по электронной почте.
Ресурсы
интернета
ученик
может
использовать
в
процессе
обучения
как
богатый
иллюстративный и справочный.
Контролировать уровень усвоения учебного материала возможно через систему тестов и
контрольных вопросов для учащихся.
Дистанционное образование, несомненно, имеет свои преимущества перед традиционными
формами
обучения.
Оно
решает
психологические
проблемы
учащегося,
снимает
временные
и
пространственные ограничения, расширяет коммуникативную сферу учеников и педагогов.
Эффективность дистанционного обучения определяется заложенным в него педагогическим
смыслом, среди толкований которого следует выделить два существенно разных подхода.
Первый, довольно распространённый сегодня, подразумевает под дистанционным обучением
обмен информацией между педагогом и учеником (группой учеников). Учащемуся приписывается
роль получателя некоторого информационного содержания и системы заданий по его усвоению. Затем
результаты самостоятельной работы высылаются педагогу, который оценивает качество и уровень
усвоения материала. Под знаниями понимается транслируемая информация, а личный опыт учащиеся
не приобретают и их деятельность по конструированию знаний почти не организуется.
При втором подходе доминантой дистанционного обучения выступает личная продуктивная
деятельность учащихся, выстраиваемая с помощью современных средств телекоммуникаций. Этот
подход предполагает интеграцию информационных и педагогических технологий, обеспечивающих
интерактивность взаимодействия субъектов образования и продуктивность учебного процесса. Обмен
и пересылка информации играют в данном случае роль вспомогательной среды для организации
продуктивной образовательной деятельности учащихся. Обучение происходит синхронно в реальном
времени
(чат,
видеосвязь,
общие
для
удалённых
учеников
и
педагога
<виртуальные
доски>
с
графикой и т. п.), а также асинхронно (телеконференции на основе электронной почты).
В
дистанционной
учебной
деятельности
происходит
расширение
числа
субъектов
дистанционного
обучения,
изменение
и
перераспределение
их
функций,
отличающихся
от
аналогичных
функций
в
очном
обучении.
Формы
дистанционного
обучения
-
проекты,
курсы,
олимпиады,
электронные
конференции
и
форумы
осуществляются
на
основе
применения
телекоммуникационных
технологий.
В
связи
с
этими
специфическими
особенностями
учебной
деятельности в дистантном режиме, необходимо проводить комплексные исследования по разработке
и
реализации
образовательных
технологий,
методов
и
способов
осуществления
учебной
деятельности, которые отличаются от очных аналогов благодаря интеграции информационных и
педагогических технологий.
Дистанционное обучение с использованием среды Moodle.
Moodle (модульная объектно-ориентированная динамическая учебная среда)— это свободная
система управления обучением, ориентированная прежде всего на организацию взаимодействия
между преподавателем и учениками, хотя подходит и для организации традиционных дистанционных
курсов, а также поддержки очного обучения.
Основной учебной единицей Moodle являются учебные курсы.
В рамках такого курса можно организовать:
Взаимодействие учеников между собой и с учителем. Для этого могут использоваться
такие элементы как: форумы и чаты.
Передачу знаний в электронном виде с помощью файлов, архивов, веб-страниц, лекций.
Проверку знаний и обучение с помощью тестов и заданий. Результаты работы ученики
могут отправлять в текстовом виде или в виде файлов.
Совместную работу учебную и исследовательскую работу учеников по определённой
теме, с помощью встроенных семинаров, форумов и пр.
Мооdle создаётся множеством разработчиков и переведена на десятки языков, в том числе и
русский.
Основной сайт проекта: moodle/.
Современные
средства
телекоммуникаций
в
дистанционном
образовании
обеспечивают
интерактивный
способ
обучения.
Учащимся
представляется
возможность
оперативной
связи,
а
преподавателю
–
возможность
оперативно
реагировать
на
запросы
ученика,
контролировать
и
корректировать его работу.
Дистанционное обучение – это уникальная возможность для современных детей успешно
освоить школьную программу и гармонично развиваться в других направлениях. Залогом тому
являются индивидуальный подход квалифицированных специалистов к каждому ребенку и свобода
выбора, которой не всегда хватает в обычной школе.