Автор: Якубенко Марина Николаевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МДОУ №56
Населённый пункт: Ленинск-Кузнецкий
Наименование материала: Творческий проект
Тема: "Природный материал - как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста".
Раздел: дошкольное образование
Управление образования Ленинск - Кузнецкого городского округа
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 56 комбинированного вида»
Творческий проект
«Природный материал - как средство развития
творческих способностей детей дошкольного возраста».
Автор:
Якубенко Марина Николаевна
г. Ленинск - Кузнецкий
2016
В
данной
работе
раскрываются
значение
обучения
детей
приемам
работы с природным материалом, советы по сбору и хранению материала,
представлен
план
кружковой
работы,
который
способствует
овладению
детьми разными операциями по изготовлению игрушек из шишек, орехов,
желудей, ракушек, соломы и другого природного материала.
Материал
рекомендован
педагогам
дошкольных
учреждений.
Содержание
Введение………………………………………………………………………..4
Значение природного материала и особенности развития творческих
способностей детей дошкольного
возраста………………………………….6
Сбор и хранение материала…………………………………………………...8
Материалы и инструменты…………………………………………………..10
Организация работы кружка «Мастерская Лесовичка» …………………..13
Сотрудничество с семьей…………………………………………………….18
Список литературы…………………………………………………………...20
Приложение…………………………………………………………………...21
Введение
Творчество -
активная
целенаправленная
деятельность
человека,
в
результате которой возникает что-то новое, оригинальное.
Формирование творческой личности - одна из задач педагогической
теории и практики на современном этапе.
Дошкольный возраст - важнейший этап в развитии ребёнка, это период
интенсивного
развития
личности,
который
характеризуется
становлением
целостного сознания как самостоятельности и творческой индивидуальности
ребёнка в разных видах деятельности. ( Л. С. Выготский, Н. Н. Поддьяков, А.
С. Запорожец, Г. Г. Кравцов).
Основной целью воспитания и обучения
в детском саду является
развитие
неповторимой,
самобытной
личности
ребёнка
с
основами
его
миропонимания,
ценностью
отношения
к
природе,
процессу
познания,
к
самому себе.
Выстроенная в дошкольном образовании идеальная модель ребёнка -
дошкольника
обусловлена
тем,
что
запрос
современного
общества
заключается в творчески мыслящем поколении. Исследователями в области
педагогики
и
психологии
единодушно
отмечается,
что
овладение
детьми
художественно - творческой деятельностью вообще и работой с природным
материалом, как одним из её видов, в частности, является необходимым
условием развития личности. При поиске подходов к развитию творческих
способностей
дошкольников
необходимо
также
учитывать,
что
именно
в
работе с природным материалом имеется реальная возможность сохранять и
формировать в единстве стремление ребёнка выразить свои впечатления,
фантазию.
В ходе работы с природным материалом дети осваивают новые знания,
орудия художественно - творческой деятельности, планируют необходимые
для выполнения действия, реализуют свои замыслы в материальные объекты
действительности.
Цель: развитие творческих способностей детей дошкольного возраста
в процессе работы с природным материалом.
Задачи:
1.
Развивать умение работать в точной последовательности.
2.
Развивать зрительно-двигательную координацию, зрительный контроль
движений и твердости руки.
3.
Формировать эстетический вкус.
4.
Развивать чувство прекрасного, желание самостоятельно изготавливать
поделки и радоваться им.
5.
Расширять кругозор, закреплять сознание себя частью природы.
6.
Воспитывать трепетное, бережное отношение ко всему живому на
Земле.
7.
Познакомить с основами эстетической грамоты.
Ожидаемые результаты
Дошкольники должны
Знать
Уметь
Правила безопасности труда при
работе с колющими и режущими
и н с т р у м е н т а м и
и
приспособлениями.
Название,
назначение
ручных
инструментов
для
обработки
природных материалов.
Виды
природного
материала
и
правила их сбора и хранения.
Те х н о л о г и ю
и з г о т о в л е н и я
а п п л и к а ц и о н н ы х
р а б о т ,
конструирования
и
лепки
из
глины.
Правила личной гигиены.
Соблюдать
правила
безопасности
труда и личной гигиены во время
работы с природным материалом.
Организовать
рабочее
место
и
соблюдать
порядок
во
время
работы
Творчески
подходить
к
работе,
проявлять фантазию.
Самостоятельно ориентироваться в
задании и составлять план работы.
Контролировать и оценивать свою
работу.
Употреблять
в
речи
техническую
терминологию.
Соблюдать
пропорции
и
размеры
дет алей
изделия,
п р а в и л ь н о
располагать их в пространстве.
Значение природного материала и особенности развития творческих
способностей детей дошкольного возраста.
Работа с природным материалом таит в себе большие возможности
сближения ребёнка с родной природой, воспитания бережного, заботливого
отношения к ней. Природный материал - кладовая для развития детского
творчества.
На важность использования природного материала в художественно -
творческой
деятельности ребёнка
обращал внимание А.С. Макаренко:
«Природный материал ближе всего к нормальной человеческой деятельности,
из него человек создаёт ценности и культуру».
Большое
влияние
работа
с
природным
материалом
оказывает
на
умственное
развитие
ребёнка,
на
развитие
его
мышления,
способствует
развитию
личности
ребёнка,
воспитанию
его
характера,
развитию
сенсомоторики.
В.А. Сухомлинский отмечал: « Истоки способностей и дарований детей
– на кончиках пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки,
которые питают источник творческой мысли. Природный материал сам по
себе кладовая для фантазии и игры воображения. А если к нему приложить
умелые руки, то всё можно оживить».
Концептуальными
основами
успешности
развития
творческих
способностей являются положения психологии и педагогики.
Для раскрытия сути представленного вопроса принципиально важно
обратиться
к
имеющимся
в
научной
литературе
трактовкам
понятий
«творчество и способность».
Так, С. А. Рубинштейн в своём капитальном труде «Основы общей
психологии» писал: «Будучи пригодной для деятельности, способность в
деятельности и формируется».
Об
этом
же,
характеризуя
способности,
пишет
Б.
М.
Теплов:
«Способности не существуют без соответствующей конкретной деятельности
человека,
всякая
способность
возникает
и
развивается
в
процессе
такой
деятельности, которая без неё осуществляться не может».
В
свою
очередь,
творчество
рассматривается
учёными,
как
человеческая деятельность высшего уровня по познанию и преобразованию
окружающего
природного
и
социального
мира.
В
процессе
творческой
деятельности, что особенно важно, изменяется и сам человек: он становится
творческой личностью.
Отечественные психологи и педагоги (Л. С. Выготский, В. В.Давыдов,
А. В. Запорожец, Н. Н. Поддъяков, Н. А. Ветлугина, Н. П. Сакулина, Е. А.
Флёрина и др.) доказали, что творческие способности детей проявляются уже
в
дошкольном
возрасте
и
развитие
их
происходит
при
овладении
общественно
выработанными
средствами
деятельности
в
процессе
специально организованного обучения.
Так,
В.
В.
Давыдов
в
послесловии
к
книге
Л.
С.
Выготского
«Воображение и творчество в детском возрасте»
указывает на то, что
творчество является постоянным спутником детского развития.
Другие
исследователи
рассматривают
творчество
как
личностный
интегративный показатель, выделяя при этом разные основания: эмоцию в
качестве
основы
для
порождения
новых
идей
(В.
Д.
Шадриков);
интеллектуальную активность, связанную с выходом за пределы заданного
(Д.Б. Богоявленская); эстетическое отношение к миру (А. А. Мелик-Пашаев).
Вместе
с
тем,
безусловно,
творчество
дошкольников
имеет
свои
особенности. Дети делают множество открытий и создают оригинальный
продукт. При этом процесс создания продукта для дошкольника имеет едва
ли не первостепенное значение. Деятельность ребёнка отличается большой
эмоциональной включенностью, стремлением искать и много раз опробовать
разные
решения,
получая
от
этого
особое
удовольствие,
подчас
гораздо
большее, чем от достижения конечного результата (А.В. Запорожец, О. Христ
и др.) и это одна из особенностей детского творчества.
Однако,
по
результатам
исследований
Л.
А.
Парамоновой,
это
важнейшее качество (творческие способности), обязательно должно быть
востребовано. В противном случае оно затухает.
Поэтому возникает сложная педагогическая проблема - найти такие
пути и методы развития творчества, которые позволили бы решить важную
задачу - воспитание творческой личности. Исследования Н. П. Сакулиной
показывают,
что
обучение
не
препятствует
развитию
творческих
способностей, оно способствует его становлению, развитию. Не освоив на
занятиях
под
руководством
педагогов
необходимых
знаний,
навыков
и
умений ребёнок чувствует себя беспомощным, вынужден делать не то, что
задумал,
а
то,
что
получается.
Это
вызывает
неудовлетворённость,
скованность.
И
чем
старше
ребёнок,
тем
острее
он
чувствует
свою
неумелость.
Подводя
итог,
полученный
в
ходе
анализа
научной
литературы
об
особенностях
развития
творческих
способностей
детей
дошкольного
возраста, можно отметить наиболее значимые моменты. В исследованиях
учёных
представлены
разные
подходы
к
проблеме
развития
творческих
способностей
дошкольника.
Данные
подходы
не
столько
противоречивы,
сколько взаимодополняющие.
Сбор и хранение материала
Несколько важных советов о том, как правильно собирать и хранить
различные природные материалы для поделок.
Ч е л о в е к у ,
к о т о р ы й
занимается рукоделием, наверняка
пригодятся
собранные
своими
руками
различные
природные
материалы
–
шишки,
ракушки,
цветы,
листья...
Для
достижения
лучшего результата при их сборе и
хранении
следует
использовать
ряд несложных правил.
• Цветы и листья нужно собирать на пике их цветения.
• Цвет неизбежно утратит насыщенность, поэтому ищите наиболее ярко
окрашенные экземпляры.
• Не следует собирать растения в полиэтиленовые пакеты, поскольку в
них
создаётся
повышенная
влажность
–
благоприятная
среда
для
размножения микробов. Лучше всего собирать в бумажные пакеты.
• Самым неудачным временем для сбора цветов является середина дня,
когда
растения
содержат
максимальное
количество
влаги,
избавиться
от
которой цветок может, если на час или два поместить его в вазу с водой. А
лучше всего собирать растения до наступления полудня, когда роса уже
испарилась.
• Цветы собирают в сухие дни (до полудня), отдавая предпочтение
недавно раскрывшимся бутонам.
• После сбора материала немедленно приступайте к его сушке.
• Наиболее эффективным для сохранения цвета и формы считается
использование микроволновой печи.
• Засушенные запасы следует хранить в сухом месте, избегая высокой
влажности и прямого попадания солнечного света.
• Сосновые шишки после сбора нужно разложить на пергаментной
бумаге или фольге и прогреть их при низкой температуре в духовке.
• Ракушки освободите от живых организмов, прокипятив их в течение
нескольких минут, остатки вытащите пинцетом. Или другой способ: можно
предварительно заморозить ракушки на ночь. А после того как ракушки
оттают, используйте способ, описанный выше.
• Очистить ракушки можно в растворе белизны и воды из расчёта 1:1.
Оставьте в нём ракушки до тех пор, пока верхний слой (словно покрытый
кожицей) не сотрётся.
Материалы и инструменты
При
изготовлении
игрушек
часто
используют дополнительные
материалы:
Бумага. Различают писчую, плакатную, фильтровальную, конвертную,
альбомную, бархатную, обложечную, обойную, афишную, копировальную,
пергаментную, оберточную бумагу. Виды бумаги отличаются друг от друга по
толщине, плотности, окраске, назначению.
Дети любят работать с цветной бумагой различных оттенков, которая
легко режется, поддается сгибанию, склеиванию.
Фольга.
Так
называют
тонкие
металлические
листы
(из
цветных
металлов
или
сплавов
-
свинца,
олова,
алюминия),
употребляемые
для
украшения поделок, переплетов.
Пластилин. Этот материал применяется для скрепления частей менее
сложных игрушек (в работе с природным материалом в детском саду с этой
целью используют чаще клей), а также для лепки некоторых деталей поделки
на начальных этапах работы.
Проволока является необходимым материалом для скрепления частей
игрушки, в частности для изготовления каркаса игрушек из соломы, и для
других целей. Наиболее удобна медная проволока (она мягкая, гибкая и
прочная) диаметром 0,35, 0,29 мм. Для каркаса игрушек нужна проволока
большего диаметра - 1 - 1,5 мм.
Нитки лучше использовать толстые, цветные (№ 10).
Клей нужен разных марок: белый клей ПВА, клей "Марс", БФ и др.
Однако дошкольникам лучше пользоваться клеем ПВА.
Цветные лоскуты - обрезки различных тканей - также пригодятся для
оформления поделок.
Использование
каждого
из
видов
дополнительного
материала
будет
зависеть от замысла, проявления творчества, мастерства, смекалки детей, от
степени развития их воображения.
В качестве дополнительных материалов используют фанеру, кремни,
гальку, мелкие камни, косточки от винограда, леску, щетинки.
Для
изготовления
поделок,
помимо
материала,
необходимо
иметь
простейшие инструменты
Шило. Длина ручки шила должна быть примерно 5-7 см, диаметр - 1,5-
2 см; длина колющей части - 3-3,5 см. Шило должно быть не очень толстым,
но сделано из прочного материала.
Ножницы. Для работы детям нужны небольшие ножницы с тупыми
концами, с кольцами, соответствующими размеру детской руки.
Нож рекомендуется маленький (но не перочинный), с тупым концом;
длина лезвия 13 - 15 см.
Иголка нужна крупная швейная, ее необходимо хранить на маленькой
салфетке либо в игольнице с вдетой в нее ниткой.
Карандаш простой необходим для нанесения контура на бумаге при
вырезании деталей задуманной игрушки, например косынки для матрешки и
т. д. Используют карандаши различной мягкости (желательно 2 М).
Краски
необходимы
для
оформления
отдельных
деталей
игрушки
(фартука
для
куклы,
воротника
для
Буратино
и
др.).
Рекомендуется
использовать краски гуашевые (кроющие) в специальных наборах или в
отдельных флаконах. Эту густую краску перед рисованием нужно развести
водой.
Кисточки
(мягкая
для
рисования,
более
жесткая
для
клея).
Для
рисования
лучше
использовать
беличьи
кисточки
(№
4
и
6).
Перед
рисованием
следует
вспомнить
приемы
работы:
кисть
нужно
хорошо
пропитать краской; линии следует проводить один раз; вести кисть можно
только
в
направлении
по
ворсу,
иначе
она
лохматится.
Чтобы
рисунок
получился красивым, нужно не забывать своевременно обмакивать кисть в
краску, не проводить по одному месту несколько раз.
Для клея нужны специальные кисточки, с твердым ворсом. С помощью
клея соединяются многие игрушки из природного материала, особенно он
необходим для соединения деталей поделок из ракушек.
Стека - инструмент, применяемый в процессе лепки из глины или
пластилина (для обработки поверхности изделия). Стеки бывают различных
размеров; для детей рекомендуется длина 10-12 см. Стеку легко сделать,
например, из пришедшей в негодность кисточки: заострить один ее конец, а
другой срезать с двух сторон и закруглить.
Щипчики желательно маникюрные или со сведенной перекрученной
передней
частью.
Они
используются
для
закручивания
проволочки
при
изготовлении игрушек из соломы, мочала и других материалов.
Плоскогубцами, клещами, сверлом пользуется только воспитатель.
Для изготовления поделок из ракушек, помимо общих инструментов,
необходимо иметь специально для работы с этим материалом напильник,
пилку маникюрную, гуашь всех цветов, лак масляный светлый.
Организация работы кружка «Мастерская Лесовичка»
Природный материал кладовая для фантазии и игры воображения. Если
его соединить с ловкостью рук, то всё можно оживить, дать как бы вторую
жизнь.
Кружковые
занятия
не
просто
трудовой
процесс,
а
создание
художественных произведений, имеющих глубокое смысловое содержание.
Все
поделки
из
природного
материала,
разнообразные
по
технике
изготовления и материалу, необходимому для работы, можно разделить
на
следующие группы: конструирование из природного материала; аппликация из
природного материала; лепка из глины.
В конструировании игрушек, фигурок сказочных
героев, животных,
человека используется самый разнообразный природный материал. Найти
его можно повсюду: в лесу, в поле, на огороде, в парке. Это шишки, желуди,
солома, корни, ветки, ракушки и многое другое.
Аппликация — один из самых распространенных и привычных видов
работ. Для неё используют солому, бересту, тополиный пух, семена-крылатки,
птичьи перья, срезы веток дерева, яичную скорлупу, чешуйки шишек, зёрна,
шпон, желуди и другие природные материалы.
При
работе
над
аппликацией
у
дошкольников
развиваются
такие
психические процессы, как внимание, мышление, воображение и др. а также
глазомер, моторика рук, координация движений, формирование представлений
о
приемах
рациональной
работы,
совершенствование
приемов
разметки,
вырезания, работы с клеем и ножницами. Работа над аппликацией помогает
воспитывать
аккуратность
и
терпеливость,
развивать
творческое
мышление
дошкольников.
Лепка из глины – ещё один из видов работы с природным материалом.
Глина – это благодатный материал, на котором дети развивают мелкую
моторику
руки,
творческое
воображение,
мышление,
речь,
фантазию,
художественные способности, эстетические чувства. Маленькие комочки глины
творят чудеса: рука становится твёрже, уверенней, движения точнее. Именно
поэтому так важны занятия по лепке для дошкольников.
Программа
кружка
составлена
на 1
год,
для
детей
старшего
дошкольного возраста
Работу
кружка
рекомендуется
проводить
во
вторую
половину
дня,
исходя из условий, в групповой комнате или в уголке труда, с подгруппой
детей или со всеми детьми (в зависимости от вида и этапа работы) один раз в
неделю.
Существуют три формы организации творческой деятельности кружка:
индивидуальная, групповая (с подгруппой), фронтальная (со всей группой).
Методика
организации
работы
детей
с
природным
материалом
основывается на принципах дидактики: от простого к сложному. При этом
важное значение приобретает принцип повторяемости действий (например,
при выполнении новых поделок воспитатель опирается на умения, которые
требовались и сформировались у детей раньше).
Принципы организации:
Привлечение детей к творческому процессу по интересам;
Построение
работы
кружка
на
основе
совместной
деятельности
взрослого с детьми;
Обеспечение
взаимосвязи
деятельности
с
природным
материалом
с
повседневной
жизнью
детей,
их
самостоятельной
деятельностью,
а
также, игровой, художественной, конструктивной и др.
Творческую
деятельность
кружка
недопустимо
проводить
за
счёт
времени, отведённого на прогулку и дневной сон.
Воспитатель организует работу с учетом указанных принципов, при
этом следит, чтобы все дети были обеспечены необходимыми инструментами
и материалами, чтобы выполнялись правила техники безопасности.
Необходимо выполнение следующих условий:
Создание
развивающей
предметной
среды,
функционально
моделирующей содержание детской деятельности и инициирующей её;
Широкое
использование
методов:
наглядных
и
словесных
(стихи,
потешки,
схемы,
загадки
и
др...),
активизирующих
мышление,
воображение
и
поисковую
деятельность
детей,
введение
элементов
проблемности,
задач
открытого
типа,
имеющих
разные
варианты
решений;
Широкое
использование
игровых
приёмов,
игрушек,
создание
эмоционально значимых для детей ситуаций;
Обеспечение
ребёнку
возможности
ориентироваться
на
партнёра
-
сверстника, взаимодействовать с ним и учиться у него (а не только у
взрослого);
Выделение
в
качестве
ведущей
диалогической
формы
общения
взрослого с детьми, детей между собой;
Формирование
детского
сообщества,
обеспечивающего
каждому
ребёнку чувство комфортности и успешности.
Цель
кружка:
Содействие
всестороннему
развитию
личности
дошкольника.
Создание
условий
для
динамики
творческого
роста
и
поддержания пытливого стремления ребенка узнать мир во всех его ярких
красках и проявлениях. Развитие творческих и конструктивных способностей
детей через конструирование из природного материала.
Задачи:
1.
Расширить
представления
детей
об
окружающем
мире.
Приобщать
детей к миру прекрасного. Развивать фантазию детей, добрые чувства.
2.
Способствовать запоминанию формы, красок, свойств каждого вида
материала.
Знакомить
с
разновидностью
природного
материала
и
приёмами работы с ним.
3.
Способствовать развитию сенсомоторики – согласованности в работе
глаза и руки, совершенствованию координации движений, гибкости,
точности в выполнении действий.
4.
Развивать мышление детей. Формировать произвольное внимание.
5.
Развивать
любознательность
детей,
способствовать
развитию
творческого
искания,
возможности
добиваться
более
совершенных
результатов.
6.
Формировать эмоциональный настрой детей во время изготовления
игрушек, радость общения в труде, наслаждение от создания красивой
игрушки.
7.
Развивать самостоятельность и решительность, умение преодолевать
трудности, устанавливать причины неудач и преодолевать их.
8.
Формировать у детей контроль и оценку собственной деятельности и
деятельности своих товарищей. Соотносить свой результат с образцом.
9.
Формировать у детей умение планировать свою деятельность с учётом
общей цели, распределять операции.
10.Учить детей пользоваться некоторыми видами инструментов и техники
безопасности работы с ними.
Ожидаемые результаты
Сформировать у детей следующие знания:
1.
Что такое природный материал и когда его надо заготавливать.
2.
Как правильно засушить листья и цветы.
3.
Как через наблюдательность и фантазию можно увидеть будущую
поделку.
4.
Как правильно выбрать последовательность еѐ изготовления.
5.
Как исправить недостатки.
К концу года дети умеют:
1.
Составлять замысел и последовательность изготовления поделки.
2.
Работать в точной последовательности.
3.
Создавать композиции из различных готовых деталей.
Календарно-тематическое планирование (Приложение 1)
Месяц
Тема
СЕНТЯБРЬ
«Знакомство с природным материалом»
Экскурсия по территории детского сада.
Сбор природного материала.
Поделка из семян-крылаток «Стрекоза»
ОКТЯБРЬ
Аппликация из засушенных листьев «Бабочка»
Конструирование из орехов «Кораблик»
Конструирование
из
разных
природных
материалов
«Рыбка вуалехвост»
НОЯБРЬ
«Кукла» из соломы
«Бусы» из рябины
Аппликация из опилок «Щенок»
ДЕКАБРЬ
«Старичок - Лесовичок» из сосновых и еловых шишек
Лепка из глины «Дымковский конь». Роспись изделия
Экскурсия на выставку
ЯНВАРЬ
Аппликация из яичной скорлупы «Снеговик»
Конструирование из шишек «Ёжик».
Конструирование из разных природных материалов «На
лесной поляне»
ФЕВРАЛЬ
Лепка и роспись филимоновской игрушки
Конструирование из шишек «Пингвины»
Аппликация из тополиного пуха «Барашек».
МАРТ
Брошь из тыквенных семян
Аппликация из срезов веток «Веточка рябины»
Конструирование
из
разных
природных
материалов
«Животные Севера»
АПРЕЛЬ
Аппликация из семян «Сова»
Конструирование из орехов «Птичка»
Лепка и роспись глиняной посуды
МАЙ
Конструирование из плодов шиповника «Котенок»
Конструирование
из
разных
природных
материалов
«Волшебные картинки»
Итоговая выставка лучших детских работ.
Сотрудничество с семьей.
Семья
и детский сад – та основная внешняя среда, которая должна
оказывать
одинаковые
по
содержанию
воздействия,
предъявлять
единые
требования, чтобы однажды сформированное умение, например, мастерить
не
угасло,
а
переросло
в
навык,
привычку.
Только
творческий
союз
воспитателя
и
родителей,
различные
формы
тесного
совместного
сотрудничества,
творческого
общения,
постоянной
связи
на
началах
взаимного доверия и взаимного уважения могут наполнить жизнь ребёнка
интересными делами, содержательными играми, посильным трудом.
Основные формы работы с семьёй:
Организация родительских уголков, где можно создать постоянную
выставку детских работ из природного материала, познакомить родителей с
успехами в труде. Одна из рубрик уголка - «Сделайте дома с детьми». Здесь
даются краткие рекомендации по выполнению с детьми дома различных
поделок. Эту работу вести желательно летом или осенью, когда родители по
совету воспитателя могут запастись необходимым природным материалом
для работы с детьми.
Эффективной формой работы с родителями является проведение дней
открытых дверей. Тематика может быть различной: « Мы делаем сами»,
«Природа и фантазия». Во время таких дней родители смотрят на творческую
деятельность
в кружках по работе с природным материалом, научится
правильной
организации
труда
ребёнка
по
изготовлению
поделок
из
природного материала, а также методике работы с ним в условиях семьи.
Беседы проводятся как индивидуальные, так и групповые. Цель бесед:
необходимо выяснить, в чём помочь.
Консультации. С целью усвоения родителями определённых знаний,
умений, помощь в разрешении проблемных вопросов. (Приложение 2)
Выставки
детских
работ
организуются
с
целью
знакомства
с
творческими
возможностями
дошкольников,
с
особенностями
создания
выразительных
образов
в
поделке.
Основная
цель
каждой
выставки
заключается,
с
одной
стороны,
в
подведении
итогов
работы
кружка
и
коллектива,
а
с
другой
-
в
определении
дальнейшего
развития
и
совершенствования того или иного вида творчества детей.
Полезно
проводить семинары-практикумы
и
мастер-классы
для
родителей. (Приложение 3) Тематика их может быть разнообразна:
1.
Изготовление
игрушек
из
природного
материала
и
гармоническое
развитие детей.
2.
Виды и особенность ручного труда детей.
3.
Условия организации детской трудовой деятельности в семье (работа с
растительным материалом).
4.
Изготовление
игрушек
из
разнообразного
природного
материала
(посещение родителями занятий ручным трудом).
5.
Уголок ручного труда для ребенка на даче, сбор и хранение природного
материала.
Список литературы
1.
Ашикова, С. Совместная с детьми творческая деятельность [Текст] /С.
Ашикова // Ребенок в детском саду. - 2001 - № 3 - 35 с.
2.
Виноградова, Н.Ф., Куликова, Т.А. Дети, взрослые и мир вокруг [Текст]:
учеб. пособие / Н.Ф. Виноградова, Т.А. Куликова. - М.: Просвещение,
2007. - 223 с.
3.
Гульянц, Э.К., Базик, И.Я. Что можно сделать из природного материала
[Текст]: кн. для воспитателей детского сада / Э.К. Гульянц, И.Я. Базик. -
М.: Просвешение, 2011. - С. 5 - 17.
4.
Николаева, С.Н. «Методика экологического воспитания в детском саду»
[Текст] / С. Н. Николаева.- 6-е изд.– М.: Просвещение, 2006.
5.
Новикова И.В. Аппликация из природных материалов в детском саду.
Средняя, старшая и подготовительная группы. [Текст] / И. В. Новикова
- Ярославль: Академия развития, 2006.
6.
Организация
работы
детей
дошкольного
возраста
с
природным
м ат е р и а л ом
[ Эл е к т р о н н ы й
р е с у р с ] .
-
Р е ж и м
д о с т у п а :
allbestpedagogics/00371270_0.html
7.
Парамонова, Л. Конструирование из природного материала [Текст]
/ Л.
Парамонова // Дошкольное воспитание. - 2005.- № 7. - С. 90–96.
8.
Поделки
из
природных
материалов
[Текст]
/
О.П.
Куликова.
-
М.:
Издательский дом МСП, 2008. - С.7-17.
9.
Поделки из природных материалов [Текст] / И.А. Панкеев. - М.: ОЛМА
ПРЕСС, 2001. - 64 c.
10."Работа
с
природным
материалом
в
детском
саду"
[Электронный
ресурс]. - Режим доступа:
a2b2methods/8803
11.Фантазии из природных материалов [Текст] / Е. Немешева. - М.: Айрис
— пресс. - 2011. - С. 4 - 7.