Автор: Лыскова Галина Леонидовна
Должность: Воспитатель высшей категории
Учебное заведение: ГБДОУ №47
Населённый пункт: Фрунзенского района города Санкт-Петербурга
Наименование материала: Статья
Тема: "Пальчиковые игры"
Раздел: дошкольное образование
Добрый день!
Сегодня мы с Вами поговорим о том, как пальчиковые игры влияют
на развитие речи детей. А потом все вместе поиграем.
Давно известно, что истоки способностей и дарований детей
находятся на кончиках их пальцев. Чем больше мастерства в детской
руке, тем ребёнок умнее.
Тренировка тонких движений пальцев рук не только оказывает
стимулирующее
влияние
на
общее
развитие
ребёнка,
но
и
способствуют развитию речи у детей раннего возраста, что в свою
очередь
ведёт
к
активной,
познавательной
деятельности
с
окружающими
его
объектами.
Кроме
того,
интерес,
который
вызывают у детей упражнения с руками и пальчиковые игры,
сближают взрослого и ребёнка. Через тактильные ощущения руки
удаётся добиться эмоционально-положительной реакции ребёнка.
Пальчиковые игры помогают развить чувство ритма, воображение,
память, внимание, помогают удержать его в течении определённого
времени.
Нужно вовлекать в движение все пальчики. Для этого упражнения
можно использовать шарики из пластилина, бусы. Можно заниматься
конструированием из кубиков, собирать различные пирамидки,
перекладывать из одной кучи в другую карандаши, пуговки. Потом
даются более сложные задания: застегивание пуговиц, завязывание и
развязывания узлов, шнуровка.
Пальчиковая гимнастика в сочетании со стихотворным текстом
потешек способствует развитию у ребёнка речи, расширению
словарного запаса, улучшению памяти, воображения, активизирует
мыслительную деятельность и одновременно снимает напряжение
мышц рук и всего организма в целом: улучшает эмоционально-
психическое состояние ребёнка, так как в работу включаются
слуховой, зрительный и двигательный анализаторы. И самое главное-
ребёнок от таких игр получает удовольствие и испытывает радость.
Фольклорно-игровые занятия с использованием движения рук имеют
свои особенности. Они всегда эмоционально окрашены, простота и
мелодичность позволяют ребёнку запомнить не только слова, но и
движения пальцев рук. Многократное повторение фраз, ритмичность
позволяют ребёнку самостоятельно выполнять несложные движения
пальцами рук.
Для тренировки пальцев могут быть использованы упражнения и без
речевого
сопровождения.
Ребёнку
объясняют
и
показывают
выполнение того или иного задания. Например,
–
«Пальчики здороваются» - кончик большого пальца правой руки
поочерёдно
касается
кончиков
указательного,
среднего,
безымянного, и мизинца.
–
«Человечек» - указательный и средний пальцы правой руки
бегают (по столу).
Выполняя пальчиками различные упражнения, ребёнок достигает
хорошего развития мелкой моторики рук, которая не только оказывает
благоприятное влияние на развитие речи, но и подготавливает
ребёнка к рисованию, письму.
Кисти рук приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает
скованность движений.
Пальчиковая гимнастика:
–
Способствует овладению навыками мелкой моторики;
–
Помогает развивать речь;
–
Повышает работоспособность коры головного мозга;
–
Развивает
у
ребёнка
психические
процессы:
мышление,
внимание, память, воображение.
Использование пальчиковых упражнений и игр требует выполнения
следующих правил проведения занятий:
–
Выполнять упражнение следует вместе с ребёнком, при этом
демонстрируя собственную увлечённость игрой;
–
При повторных проведениях игры дети нередко начинают
произносить фразы частично (особенно начало и окончание).
Постепенно текст разучивается наизусть, дети произносят его
целиком, соотнося слова с движениями;
–
Выбрать два или три упражнения, заменить их новыми
постепенно.
Итак,
задача
взрослых-помочь
малышу
начать
полноценно
использовать возможности движения рук. Чем раньше и полнее
реализуются эти возможности, тем больше вероятности добиться
успеха в развитии умственной, речевой, познавательной деятельности
ребёнка.
Кроме
того,
уровень
развития
мелкой
моторики
и
координации
движения
рук
—
один
из
показателей
интеллектуального развития ребёнка.
Упражнения, сопровождаемые текстом.
«Моя семья», «Раз, два, три, четыре, пять — пошли пальчики гулять»,
«Замок», и так далее.
Уважаемые родители! Конечно, мамы и папы хотят, чтобы их ребёнок
был самым лучшим. Но малыш не становится умным и хорошим по
мановению волшебной палочки. Его развитие — результат большого
труда родителей и воспитателей.