Напоминание

Деятельный подход как основа к построению образовательного процесса.


Автор: Овсюк Александра Владимировна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ Центр развития ребенка Детский сад №165
Населённый пункт: город Владивосток,Приморский край
Наименование материала: статья
Тема: Деятельный подход как основа к построению образовательного процесса.
Раздел: дошкольное образование





Назад




Деятельный подход как основа к построению образовательного процесса.

Одна из основных целей педагога дошкольного образования помощь

ребенку овладеть основными культурными способами деятельности (игра,

общение, познавательно-исследовательская деятельность, конструирование).

Если говорить о деятельности в целом можно сказать, что это процесс

побуждения направленный мотивом. В роли мотива выступает потребность

ребенка. Педагог помогает ребенку сформировать мотивацию, так как

ребенок не знает, что он хочет. С помощью личностно-ориентированного

подхода к каждому ребенку.

Деятельность

это

активность,

направленная

на

удовлетворение

потребности, она включает в себя три части, это мотив, цель и действие. В

следствии получается операция – частные акты действия. Потребность и

мотив запускают деятельность, вызывают операцию и действие по средствам

общения. Результатом, деятельности является знания, умения, навык.

П.Я. Гальперин говорил о поэтапном достижении цели, это можно

увидеть в схеме, что деятельность содержит в себе взаимодействующие

блоки: блок потребности (психологический «мотор»), блок операционно-

действенный, блок общения, связанный с деятельностью.

Наша

область

дошкольное

образование,

а

значит

ведущая

деятельностью – игра.

В игре возникают и другие виды деятельности

(коммуникативная,

познавательно-исследовательская,

восприятие

художественной

литературы,

самообслуживание,

изобразительная,

музыкальная,

двигательная). Для ребенка не важна цель игры, как

образовательный процесс, для него важен сам процесс игры. В игре нет цели,

важен сам процесс игры. Педагог контролирует и направляет ребенка в игре,

для достижения цели.

В деятельности ребенка (игре), развиваются высшие психические

функции. Согласно теории развития Л.С. Выготского у человека есть низшие

психические

функции

(врожденные)

и

высшие

(приобретенные)

психические функции.

К низшим психическим функциям (НПФ) относятся – ощущение,

восприятие, детское мышление, непроизвольная память.

Высшие психические функции (ВПФ) – это сложные, прижизненно

формирующиеся

психические

процессы,

социальные

по

своему

происхождению. Отличительной особенностью ВПФ от НПФ является их

опосредованный характер и произвольность.

Развитие ВПФ возникает с помощью знаков и символов. Л.С,

Выготский выделяет 4 способа развития:

1.

Чувственно – сенсорный (загадки, сказки, метафоры, фольклор)

2.

Предметно – практический (жесты, мимика)

3.

Визуальный (схемы, таблицы, знаки, иконки)

4.

Словесно – символьный (предварительное осмысление понятий,

перевод на родной язык, работа с печатным носителем).

Выше сказанное говорит о том, что развитие ВПФ ребенка находится в

зоне его ближайшего развития. Выготский утверждал, что психическое

развитие

идет

не

вслед

за

созреванием,

а

обусловлено

активным

взаимодействием индивида со средой в зоне его ближайшего психического

развития.

Зона ближайшего развития для ребенка, это не что иное как игровая

деятельность. Можно выделить такие особенности игровой деятельности:

Направленность игры на процесс;

Игровая задача формируется ребенком из его опыта и знаний об

окружающем мире;

Сюжет игры – это воображение ребенка;

В игре дети получают первый опыт коллективного мышления;

Игра это деятельность, мотив которой это сама игра.

Подводя итоги можно сказать, что деятельный подход в работе с

детьми, это организация игры для ребенка, в которой он получает развитие

психических процессов, результатом которой является обучение. Подготовка

ребенка к учебной деятельности.



В раздел образования