Автор: Овсюк Александра Владимировна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ Центр развития ребенка Детский сад №165
Населённый пункт: город Владивосток,Приморский край
Наименование материала: статья
Тема: Деятельный подход как основа к построению образовательного процесса.
Раздел: дошкольное образование
Деятельный подход как основа к построению образовательного процесса.
Одна из основных целей педагога дошкольного образования помощь
ребенку овладеть основными культурными способами деятельности (игра,
общение, познавательно-исследовательская деятельность, конструирование).
Если говорить о деятельности в целом можно сказать, что это процесс
побуждения направленный мотивом. В роли мотива выступает потребность
ребенка. Педагог помогает ребенку сформировать мотивацию, так как
ребенок не знает, что он хочет. С помощью личностно-ориентированного
подхода к каждому ребенку.
Деятельность
это
активность,
направленная
на
удовлетворение
потребности, она включает в себя три части, это мотив, цель и действие. В
следствии получается операция – частные акты действия. Потребность и
мотив запускают деятельность, вызывают операцию и действие по средствам
общения. Результатом, деятельности является знания, умения, навык.
П.Я. Гальперин говорил о поэтапном достижении цели, это можно
увидеть в схеме, что деятельность содержит в себе взаимодействующие
блоки: блок потребности (психологический «мотор»), блок операционно-
действенный, блок общения, связанный с деятельностью.
Наша
область
дошкольное
образование,
а
значит
ведущая
деятельностью – игра.
В игре возникают и другие виды деятельности
(коммуникативная,
познавательно-исследовательская,
восприятие
художественной
литературы,
самообслуживание,
изобразительная,
музыкальная,
двигательная). Для ребенка не важна цель игры, как
образовательный процесс, для него важен сам процесс игры. В игре нет цели,
важен сам процесс игры. Педагог контролирует и направляет ребенка в игре,
для достижения цели.
В деятельности ребенка (игре), развиваются высшие психические
функции. Согласно теории развития Л.С. Выготского у человека есть низшие
психические
функции
(врожденные)
и
высшие
(приобретенные)
психические функции.
К низшим психическим функциям (НПФ) относятся – ощущение,
восприятие, детское мышление, непроизвольная память.
Высшие психические функции (ВПФ) – это сложные, прижизненно
формирующиеся
психические
процессы,
социальные
по
своему
происхождению. Отличительной особенностью ВПФ от НПФ является их
опосредованный характер и произвольность.
Развитие ВПФ возникает с помощью знаков и символов. Л.С,
Выготский выделяет 4 способа развития:
1.
Чувственно – сенсорный (загадки, сказки, метафоры, фольклор)
2.
Предметно – практический (жесты, мимика)
3.
Визуальный (схемы, таблицы, знаки, иконки)
4.
Словесно – символьный (предварительное осмысление понятий,
перевод на родной язык, работа с печатным носителем).
Выше сказанное говорит о том, что развитие ВПФ ребенка находится в
зоне его ближайшего развития. Выготский утверждал, что психическое
развитие
идет
не
вслед
за
созреванием,
а
обусловлено
активным
взаимодействием индивида со средой в зоне его ближайшего психического
развития.
Зона ближайшего развития для ребенка, это не что иное как игровая
деятельность. Можно выделить такие особенности игровой деятельности:
Направленность игры на процесс;
Игровая задача формируется ребенком из его опыта и знаний об
окружающем мире;
Сюжет игры – это воображение ребенка;
В игре дети получают первый опыт коллективного мышления;
Игра это деятельность, мотив которой это сама игра.
Подводя итоги можно сказать, что деятельный подход в работе с
детьми, это организация игры для ребенка, в которой он получает развитие
психических процессов, результатом которой является обучение. Подготовка
ребенка к учебной деятельности.