Напоминание

Скелет поясов и свободных конечностей: добавочный скелет. Типы соединения костей.


Автор: Милюкова Ирина Вячеславовна
Должность: учитель биологии
Учебное заведение: МБОУ СОШ №3
Населённый пункт: г.о.Красноармейск, Московская область
Наименование материала: конспект урока
Тема: Скелет поясов и свободных конечностей: добавочный скелет. Типы соединения костей.
Раздел: среднее образование





Назад




МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №3

Г.О.КРАСНОАРМЕЙСК МОСКОВСКАЯ ОБЛАСТЬ

Открытый урок по биологии

«Скелет поясов и свободных конечностей:

добавочный скелет. Типы соединения костей».

с использованием информационно-

коммуникативных технологий

и педагогики сотрудничества

Учитель И.В.Милюкова

Дата проведения – 10.10.2019 г.

2019-2020 учебный год

Цель: изучить скелет поясов и свободных конечностей: добавочный скелет;

дать понятие о суставах, полуподвижных и неподвижных соединениях

костей.

Задачи:

образовательные

:

- проконтролировать знания и достижения обучающихся по теме «Опорно-

двигательная система»;

- изучить скелет поясов и свободных конечностей: добавочный скелет;

- дать понятие о суставах, полуподвижных и неподвижных соединениях

костей;

- развитие познавательного интереса;

- закрепить полученные на уроке знания;

- формирование научного мировоззрения;

коммуникативные:

- формирование умения работы в группе, сотрудничество.

Тип урока: комбинированный.

Методы и методические приемы:

словесные - объяснение;

наглядные - электронная презентация «Добавочный скелет.

Соединение костей»; таблица «Скелет человека»;

контроля - тест по теме «Опорно-двигательная система»;

закрепления - работа с цифровыми образовательными ресурсами

«Скелет руки», «Скелет ноги»;

педагогическая технология - обучение в сотрудничестве (или

технология работы в малых группах).

Оборудование: экран, проектор, ноутбук, электронная презентация

«Добавочный скелет. Соединение костей», таблица «Скелет человека».

План урока:

1.Организационный момент.

2.Целеполагание.

3.Контроль знаний и достижений учащихся.

4.Изучение нового материала.

5.Закрепление. Подведение итогов.

ХОД УРОКА

I.

Организационный момент.

II. Целеполагание. Актуализация знаний.

Сообщение цели урока и его основных этапов.

III.

Контроль знаний и достижений обучающихся.

Проверочная работа «Опорно-двигательная система» (по вариантам).

IV.

Изучение нового материала.

Использование технологии сотрудничества или технологии работы в малых

группах. Класс делится на 5 групп.

Проведение инструктажа по предстоящей работе:

1). группы внимательно изучают предложенные на листе задания;

2). в выполнении задания принимает участие вся группа;

3).ознакомление группы с учебным материалом;

4).распределение заданий внутри группы;

5). обсуждение общего задания группы, замечания, дополнения, обобщение;

6). подведение итогов группового задания;

7). выступление групп, презентация изученного классу.

Задание для групп №1.

Слайд №1

I группа

1.Какие отделы скелета человека относятся к добавочному?

2.Внимательно изучите пояс верхних конечностей - какие кости входят в

состав этого пояса? Укажите эти кости на таблице «Скелет человека».

3.Какую функцию они выполняют?

4.Приведите интересные факты о поясе верхних конечностей.

II группа

1.Внимательно изучите скелет свободной верхней конечности - какие кости

входят в ее состав?

2.Используя таблицу «Скелет человека» продемонстрируйте кости, входящие

в состав свободной верхней конечности.

3.Какую функцию они выполняют?

4.Приведите интересные факты о свободной верхней конечности.

III группа

1.Внимательно изучите пояс нижних конечностей - какие кости входят в

состав этого пояса?

2.Используя таблицу «Скелет человека» продемонстрируйте кости, входящие

в пояс нижних конечностей.

3.Какую функцию выполняет пояс нижних конечностей и входящие в его

состав кости?

4.Приведите интересные факты об этом отделе скелета.

IV группа

1.Внимательно изучите скелет свободной нижней конечности - какие кости

входят в ее состав?

2.Используя таблицу «Скелет человека» продемонстрируйте кости, входящие

в состав свободной нижней конечности.

3.Какие функции выполняет свободная нижняя конечность и кости,

входящие в ее состав?

4.Приведите интересные факты об этом отделе скелета.

V группа

1.Внимательно изучите все 3 типа соединения костей: неподвижные,

полуподвижные и подвижные.

2.Расскажите, как соединены между собой кости в каждом случае.

3.Приведите примеры каждого типа соединения костей, используя таблицу

«Скелет человека».

4.Приведите интересные факты о соединениях костей.

Слайд №2

Группы выступают с материалом, а класс заполняет таблицу.

Таблица «Скелет человека»

Отдел скелета

Кости, входящие в

его состав

Выполняемые

функции

Примечания

1. Пояс верхних

конечностей

2 ключицы,

2 лопатки

Соединяет между

собой свободные

верхние

конечности, а

также соединяет

их с

позвоночником

У человека

имеется ключица,

что позволяет

совершать самые

разнообразные

движения.

2. Свободная

верхняя

конечность

Плечевая кость,

локтевая и лучевая

кости (предплечье),

запястье, пястье,

фаланги пальцев

Позволяет

поднимать

предметы,

перемещать их,

выполнять

силовые и точные

движения

Большой палец

противопоставлен

остальным, что

позволяет делать

точные движения.

3. Пояс нижних

конечностей

Две тазовые кости

(подвздошная,

седалищная и

лобковая кости)

Соединяет между

собой свободные

нижние

конечности

Женский таз шире

и больше в объеме,

чем мужской. Это

связано с родами.

4. Свободная

нижняя конечность

Бедренная кость,

большая берцовая и

малая берцовая,

коленная чашечка,

таранная и пяточная

кости (стопа),

предплюсна,

плюсна, фаланги

пальцев

Позволяют

перемещаться в

пространстве

Коленная чашечка

играет огромную

роль при

передвижении, так

как позволяет ноге

сгибаться в одну

сторону.

Учитель класс выставляет оценки группам с помощью оценочного листа.

Задание для групп №2.

Слайд №3

Проверка задания.

Слайд №4

V. Физкультминутка.

- А сейчас давайте разомнемся.

Слайд №5

Задание для групп №3.

Установите соответствие между типами костей и их примерами.

Примеры

Типы костей

А - большая берцовая

Б - бедренная

В – грудина

Г - затылочная

Д – плечевая

Е – теменная

1.

Трубчатые

2.

Плоские

Задание для групп №4.

- Напишите, как можно укреплять опорно-двигательную систему?

Слайд №5

VI. Закрепление. В качестве закрепления учитель организует работу

учащихся с цифровыми образовательными ресурсами «Скелет руки»,

«Скелет ноги». Ученики по одному подходят к доске и выбирают

необходимый ответ. Если ответ выбран неверный, то ученику предлагается

вернуться и попробовать еще раз. Если учеником выбраны все верные

варианты, то он успешно освоил новый материал.

VII.Рефлексия.

VIII. Подведение итогов.

Оценка работы групп на уроке. Задание на дом.



В раздел образования