Автор: Милюкова Ирина Вячеславовна
Должность: учитель биологии
Учебное заведение: МБОУ СОШ №3
Населённый пункт: г.о.Красноармейск, Московская область
Наименование материала: конспект урока
Тема: Скелет поясов и свободных конечностей: добавочный скелет. Типы соединения костей.
Раздел: среднее образование
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №3
Г.О.КРАСНОАРМЕЙСК МОСКОВСКАЯ ОБЛАСТЬ
Открытый урок по биологии
«Скелет поясов и свободных конечностей:
добавочный скелет. Типы соединения костей».
с использованием информационно-
коммуникативных технологий
и педагогики сотрудничества
Учитель И.В.Милюкова
Дата проведения – 10.10.2019 г.
2019-2020 учебный год
Цель: изучить скелет поясов и свободных конечностей: добавочный скелет;
дать понятие о суставах, полуподвижных и неподвижных соединениях
костей.
Задачи:
образовательные
:
- проконтролировать знания и достижения обучающихся по теме «Опорно-
двигательная система»;
- изучить скелет поясов и свободных конечностей: добавочный скелет;
- дать понятие о суставах, полуподвижных и неподвижных соединениях
костей;
- развитие познавательного интереса;
- закрепить полученные на уроке знания;
- формирование научного мировоззрения;
коммуникативные:
- формирование умения работы в группе, сотрудничество.
Тип урока: комбинированный.
Методы и методические приемы:
словесные - объяснение;
наглядные - электронная презентация «Добавочный скелет.
Соединение костей»; таблица «Скелет человека»;
контроля - тест по теме «Опорно-двигательная система»;
закрепления - работа с цифровыми образовательными ресурсами
«Скелет руки», «Скелет ноги»;
педагогическая технология - обучение в сотрудничестве (или
технология работы в малых группах).
Оборудование: экран, проектор, ноутбук, электронная презентация
«Добавочный скелет. Соединение костей», таблица «Скелет человека».
План урока:
1.Организационный момент.
2.Целеполагание.
3.Контроль знаний и достижений учащихся.
4.Изучение нового материала.
5.Закрепление. Подведение итогов.
ХОД УРОКА
I.
Организационный момент.
II. Целеполагание. Актуализация знаний.
Сообщение цели урока и его основных этапов.
III.
Контроль знаний и достижений обучающихся.
Проверочная работа «Опорно-двигательная система» (по вариантам).
IV.
Изучение нового материала.
Использование технологии сотрудничества или технологии работы в малых
группах. Класс делится на 5 групп.
Проведение инструктажа по предстоящей работе:
1). группы внимательно изучают предложенные на листе задания;
2). в выполнении задания принимает участие вся группа;
3).ознакомление группы с учебным материалом;
4).распределение заданий внутри группы;
5). обсуждение общего задания группы, замечания, дополнения, обобщение;
6). подведение итогов группового задания;
7). выступление групп, презентация изученного классу.
Задание для групп №1.
Слайд №1
I группа
1.Какие отделы скелета человека относятся к добавочному?
2.Внимательно изучите пояс верхних конечностей - какие кости входят в
состав этого пояса? Укажите эти кости на таблице «Скелет человека».
3.Какую функцию они выполняют?
4.Приведите интересные факты о поясе верхних конечностей.
II группа
1.Внимательно изучите скелет свободной верхней конечности - какие кости
входят в ее состав?
2.Используя таблицу «Скелет человека» продемонстрируйте кости, входящие
в состав свободной верхней конечности.
3.Какую функцию они выполняют?
4.Приведите интересные факты о свободной верхней конечности.
III группа
1.Внимательно изучите пояс нижних конечностей - какие кости входят в
состав этого пояса?
2.Используя таблицу «Скелет человека» продемонстрируйте кости, входящие
в пояс нижних конечностей.
3.Какую функцию выполняет пояс нижних конечностей и входящие в его
состав кости?
4.Приведите интересные факты об этом отделе скелета.
IV группа
1.Внимательно изучите скелет свободной нижней конечности - какие кости
входят в ее состав?
2.Используя таблицу «Скелет человека» продемонстрируйте кости, входящие
в состав свободной нижней конечности.
3.Какие функции выполняет свободная нижняя конечность и кости,
входящие в ее состав?
4.Приведите интересные факты об этом отделе скелета.
V группа
1.Внимательно изучите все 3 типа соединения костей: неподвижные,
полуподвижные и подвижные.
2.Расскажите, как соединены между собой кости в каждом случае.
3.Приведите примеры каждого типа соединения костей, используя таблицу
«Скелет человека».
4.Приведите интересные факты о соединениях костей.
Слайд №2
Группы выступают с материалом, а класс заполняет таблицу.
Таблица «Скелет человека»
Отдел скелета
Кости, входящие в
его состав
Выполняемые
функции
Примечания
1. Пояс верхних
конечностей
2 ключицы,
2 лопатки
Соединяет между
собой свободные
верхние
конечности, а
также соединяет
их с
позвоночником
У человека
имеется ключица,
что позволяет
совершать самые
разнообразные
движения.
2. Свободная
верхняя
конечность
Плечевая кость,
локтевая и лучевая
кости (предплечье),
запястье, пястье,
фаланги пальцев
Позволяет
поднимать
предметы,
перемещать их,
выполнять
силовые и точные
движения
Большой палец
противопоставлен
остальным, что
позволяет делать
точные движения.
3. Пояс нижних
конечностей
Две тазовые кости
(подвздошная,
седалищная и
лобковая кости)
Соединяет между
собой свободные
нижние
конечности
Женский таз шире
и больше в объеме,
чем мужской. Это
связано с родами.
4. Свободная
нижняя конечность
Бедренная кость,
большая берцовая и
малая берцовая,
коленная чашечка,
таранная и пяточная
кости (стопа),
предплюсна,
плюсна, фаланги
пальцев
Позволяют
перемещаться в
пространстве
Коленная чашечка
играет огромную
роль при
передвижении, так
как позволяет ноге
сгибаться в одну
сторону.
Учитель класс выставляет оценки группам с помощью оценочного листа.
Задание для групп №2.
Слайд №3
Проверка задания.
Слайд №4
V. Физкультминутка.
- А сейчас давайте разомнемся.
Слайд №5
Задание для групп №3.
Установите соответствие между типами костей и их примерами.
Примеры
Типы костей
А - большая берцовая
Б - бедренная
В – грудина
Г - затылочная
Д – плечевая
Е – теменная
1.
Трубчатые
2.
Плоские
Задание для групп №4.
- Напишите, как можно укреплять опорно-двигательную систему?
Слайд №5
VI. Закрепление. В качестве закрепления учитель организует работу
учащихся с цифровыми образовательными ресурсами «Скелет руки»,
«Скелет ноги». Ученики по одному подходят к доске и выбирают
необходимый ответ. Если ответ выбран неверный, то ученику предлагается
вернуться и попробовать еще раз. Если учеником выбраны все верные
варианты, то он успешно освоил новый материал.
VII.Рефлексия.
VIII. Подведение итогов.
Оценка работы групп на уроке. Задание на дом.