Напоминание

«Технология игровых методик при формировании орфографической зоркости на уроках русского языка»


Автор: Водзяновская Наталья Петровна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МАОУ "СОШ № 12 имени В.Ф. Маргелова"
Населённый пункт: город Кунгур, Пермский край
Наименование материала: методическая разработка
Тема: «Технология игровых методик при формировании орфографической зоркости на уроках русского языка»
Раздел: среднее образование





Назад




Мастер-класс

«Технология игровых методик при

формировании орфографической

зоркости на уроках русского языка»

Водзяновская Наталья Петровна,

учитель русского языка и литературы

МАОУ «Средняя общеобразовательная

школа № 12 им. генерала В.Ф. Маргелова»

города Кунгура Пермского края»

2020

Аннотация

Мастер-класс

на

тему

«Технология

игровых

методик

при

формировании орфографической зоркости на уроках русского языка»

адресован учителям общеобразовательной школы, так как

достижение

высокого результата возможно при участии всех учителей-предметников.

Рассчитан на возраст детей 11 – 13 лет.

Цель

проведения

мастер-класса:

передача опыта

применения

технологии игровых методик при формировании орфографической зоркости

на уроках русского языка.

Оборудования: «меню-задания» для групп, карточки с вопросительными

знаками и запятыми.

Ход мастер- класса

1.

Презентация педагогического опыта (2 мин)

«Важно не просто накормить голодного рыбой, главное — научить его ловить

её! Если вы дадите ему рыбу, то поможете только один раз, а если научите

ловить, то накормите на всю жизнь». Умение грамотно писать и говорить на

государственном

языке

привилегия

любого

современного

человека,

считающего себя образованным. Одно из условий социального заказа общества

и

государства

сегодня

формирование

грамотного

и

образованного

выпускника.

Учителей волнует проблема грамотного письма учащихся. Как сделать так,

чтобы количество ошибок уменьшалось, а письмо стало бы осознанным и

грамотным? Хорошо, когда ребенку «дано» от Бога: правила чувствует

интуитивно и пишет правильно. Но таких ведь единицы. Больше детей, которые

знают правила, а пишут безграмотно. Вывод напрашивается сам: наши ученики

должны знать правила и уметь их применять. В чем же причина неумелого

применения правил? Очевидно, в неумении увидеть нужную орфограмму.

Исследования показали, что самостоятельно определяют орфограммы 15- 45%

учеников. Там же, где учитель работает специально, - 70- 90%. Следовательно,

работу

по

развитию

орфографической

зоркости

вести

необходимо.

Любой

практикующий

учитель

не

раз

сталкивался

в

своей

работе

с

бесконечными ошибками своих учеников. Это всегда обидно, досадно, порой

опускаются руки. К тому же из года в год мы все чувствуем, что грамотность

наших воспитанников неумолимо падает. Что же делать? В чем причина? Как

научить писать без ошибок? Абсолютного и окончательного ответа на эти

вопросы мы, наверное не получим никогда, но это вовсе не означает, что поиски

следует прекратить. Наоборот, сейчас они актуальны как никогда ранее.

2. Представление урока, системы уроков.

Цель:

подбор эффективных современных педагогических технологий при

формировании орфографической зоркости на уроках русского языка.

Задачи:

выявить отрицательные факторы, влияющие на грамотность учащихся;

определить понятие орфографической зоркости;

выявить условия успешного развития орфографической зоркости;

изучить современные педагогические технологии; создать практический

материал, прошедший апробацию в деятельности при работе над развитием

орфографической зоркости на уроках русского языка при помощи современных

педагогических технологий.

Для успешного развития орфографической зоркости необходимы

следующие условия:

1. Моделирование орфографических понятий и действий как средство усвоения

опознавательных признаков орфограмм.

2. Целенаправленное и систематическое применение специальных приёмов,

развивающих умение находить орфограммы и определять их тип:

определение орфограмм на слух и выделение их в тексте, диктанты;

списывание текста и выделение орфограммы;

исправление деформированного текста (текста с ошибками);

письмо текста с допуском ошибок в местах орфограмм;

классификация слов в соответствии с орфограммами;

выбор слов из текста с заданной орфограммой;

постановка пропущенных букв в места орфограмм.

3. Орографическое чтение

Необходимо, начиная с начальной школы, развивать артикуляционную память

на основе орфографического чтения.

Если ежедневно на каждом уроке (математике, русском языке, истории и т.д.)

отводить по 5-7 минут для орфографического чтения, это принесет хороший

результат (задачи, правила, специально подобранные тексты, столбики слов,

словосочетаний,

в

парах,

по

памятке,

по

упражнению

и

т.д.)

В работе над развитием орфографической зоркости ориентируюсь не только на

современного ученика, но и на природосообразность ребёнка, и для этого

использую

следующие

современные

образовательные

технологии:

1)

технологию игровых методик (ролевые, деловые и другие обучающие

игры), позволяющую проводить уроки русского языка интересно и

содержательно;

2)

обучение в сотрудничестве (командная, групповая работа). В условиях

совместной

учебной

работы

у

учеников возникает

стремление

к

сотрудничеству, к сопоставлению своих представлений и позиций. Для

этого использую групповую и парную форму работы, при выполнении

которой дети свободно общаются, разговаривают, доказывают свою точку

зрения;

3)

информационно - коммуникационные технологии;

4)

компьютерные технологии обучения;

5)

здоровьесберегающие технологии;

6)

исследовательский метод обучения ;

7)

проблемно-поисковый метод обучения, который включает в себя создание

проблемных ситуаций, постановка проблемных вопросов, задач, опытов,

формирование учебных гипотез по решению проблемных ситуаций,

доказательств, лексических рассуждений, формирование выводов и

обобщений;

8)

технология развивающего обучения через систему образов, которая

помогает решить ряд задач: во-первых, ученики надёжнее и легче

запоминают правописание трудных слов, орфограммы, разборы, во-

вторых, у учащихся развивается не только память, орфографическая

зоркость, но и ассоциативное мышление;

9)

технология крупноблочного обучения. Блоковая подача материала – одно

из средств формирования важной универсальной способности человека –

способности к концептуальному мышлению, целостному видению мира;

10)

технология перспективно-опережающего обучения, цель которой –

будить детскую любознательность, пробуждать желание заглянуть за

рамки учебника, формировать активное отношение к процессу познания;

Считаю, что именно идеология этих технологий предусматривает широкое

использование исследовательских, проблемных методов, и позволяет применять

полученные детьми знания в совместной или индивидуальной деятельности.

Насколько

эффективно

использование

технологий

при

формировании

орфографической зоркости можно судить по результатам сдачи учащимися

ОГЭ в 9 классе:

2012-2017 учебные годы – 100% успеваемость.

Целенаправленно и систематически проводимые мною указанные виды

работ,

применяемые

специальные

упражнения,

развивающие

умения

находить орфограммы и определять их тип, позволяют формировать более

высокий уровень развития орфографической зоркости у большинства

учащихся, что оказывает положительное влияние на грамотное письмо и

приведёт к снижению орфографических ошибок.

На

сегодняшний

день

учащиеся

умеют

находить

орфограммы;

при

объяснении написания слов наряду с развёрнутым комментированием:

используют письменное комментирование: подчёркивают орфограммы,

обозначают знаки проверки.

Анализ результатов проверочных работ, проведённых через определённые

временные интервалы, позволяет увидеть небольшой, но стабильный рост

грамотности учащихся.

3.

Имитационная игра со слушателями.

Здравствуйте!!!

Сегодня у нас не совсем обычный урок. Сегодня нет учителя и учеников. Мы с

вами – коллеги и мастера!

Давайте познакомимся.

Я для вас приготовила вопросительные знаки и запятые, разберите, пожалуйста,

кому что достанется…

Сейчас вам придётся сесть по группам – напротив друг друга

Задание 1-ой группе: Что вы видите, слышите, чувствуете, когда я произношу

слово «вопросительный знак»?

Задание 2-ой группе: Что вы видите, слышите, чувствуете, когда я произношу

слово «запятая»? Время размышления – 30 секунд.

Задания группам. Представьте, что вам, запятым и вопросительным знакам,

предстоит встретиться. У вас всего два вопроса, чтобы узнать побольше друг о

друге. Что вы спросите? Время для размышления – 1 минута.

Итак, мы провели эмоциональную рефлексию участников обеих групп и тем

самым познакомились.

Я, Водзяновская Наталья Петровна, постараюсь провести сегодняшнее занятие с

вами.

Моя ведущая педагогическая идея заключается в создании практического

материала, прошедшего апробацию в моей деятельности при работе над

развитием орфографической зоркости у школьников на уроках русского языка .

«Важно не просто накормить голодного рыбой, главное — научить его ловить

её! Если вы дадите ему рыбу, то поможете только один раз, а если научите

ловить, то накормите на всю жизнь…

Учителей русского языка и меня волнует проблема грамотного письма

учащихся. Как сделать так, чтобы количество ошибок уменьшалось, а письмо

стало бы осознанным и грамотным? (Я даю возможность высказаться группам)

Да, действительно наши ученики должны знать правила и уметь их применять.

В чем же причина неумелого применения правил? (ответы участников)

Очевидно, в неумении видеть нужную орфограмму.

Мастер:

- В один прекрасный день друзья-литераторы, в числе которых был

Александр Иванович Куприн, отправились в ресторан. Александр Иванович

внимательно прочитал меню и сказал подошедшему официанту:

- Пять порций орфографических ошибок, пожалуйста.

- Простите, но этого подать не можем, не держим, - отозвался официант.

- Отчего же, ведь в вашем меню огромный выбор ошибок на любой вкус, -

ответил Куприн и зачитал вслух злополучное меню.

Первые блюда:

Буль_н куриный

Ра_ольник с к_лбасой

Вторые блюда:

_тбивные г_вяжьи

К_леты рыбные п_ровые

Закуски:

Шамп_ньоны п_кантные

Пиро_ки с к_пустой

Десерт:

Коври_ка м_довая

П_рожное зав_рное

М_роженое с з_мляникой

Напитки:

К_мпот из сух_фруктов

Лим_над

4.

Моделирование.

4.1.

Самостоятельная

работа

слушателей

по

разработке

собственной

модели.

- Коллеги, используя технологию ролевой игры и прием орфографического

чтения (проговаривания) попробуйте грамотно оформить меню. (Работа в

парах.) Представьте ситуацию в ресторане, один из вас – официант, другой –

посетитель.

Официант:

- Пожалуйста, меню!

Посетитель:

- На первое – рассольник, пишите в слове две С на стыке морфем, С перед

глухим согласным. Рассольник с колбасой, в слове колбасой пишите

непроверяемую гласную О.

Официант:

- Пишу в слове рассольник две С на стыке морфем, рассольник с колбасой, в

слове колбасой пишу непроверяемую гласную О.

Посетитель:

- На второе – отбивные говяжьи, пишите в слове отбивные приставку от,

надо знать, что в русском языке

есть приставки, которые пишутся

одинаково, независимо от произношения, пишите в слове говяжьи в корне

слова

непроверяемую

безударную

гласную

о,

после

корня

пишите

разделительный мягкий знак.

Официант:

- Пишу приставку от в слове отбивные, в слове говяжьи безударную о, после

корня разделительный мягкий знак..

Посетитель:

- На десерт пирожное заварное, пишите пи-рож-но-е , в слове заварное в

корне пишите а, проверим словом варит.

Официант:

- пишу пи-рож-но-е заварное, в слове заварное пишу а, проверяю словом

варит.

Посетитель:

- Из напитков, пожалуйста, лимонад, пишите ли-мо-над, хочу насладиться

лимонадом.

Официант:

- Пишу ли-мо-над, насладитесь лимонадом. Ожидайте!

4.2.

Рефлексия.

4.3.

Заключительное слово мастера.

-

Таким образом,

использование разнообразных методов,

приёмов,

упражнений в работе над формированием орфографической зоркости

активизирует деятельность детей, повышает интерес к овладению богатством

родного языка, воспитывает внимание к слову, обогащает словарный запас.

Спасибо за внимание!

Литература:

1.

Тоцкий П.С. Орфография без правил. М., 1991г.

2.

Берлянд Й.Б. Игра как феномен сознания. Кемерово, 1992.

3.

Беспалько В.П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения. - М.,1995.

4.

М.Р. Львов «Правописание в начальных классах» Издательство: АСТ Изд-во-

2001

5.

Новикова Т.Л. Доклад «Основные педагогические цели использования

информационных технологий» с Межрегиональной научно-практической

конференции "Профессиональное образование в условиях дистанционного

обучения. Достижения, проблемы, перспективы"

6.

Е.В. Гадустова «Использование информационных технологий при изучении

орфографии» / Начальная школа.2009 №9/

7.

Бадмаев Б.Ц., Хознев Б.И. Методика ускоренного обучения русскому

языку./ Пособие для учителя.- М: Владос, 2001 г.



В раздел образования