Автор: Мешкова Светлана Васильевна
Должность: учитель математики
Учебное заведение: МАОУ "Гимназия №93 г.Челябинска"
Населённый пункт: г.Челябинск
Наименование материала: конспект урока по математике
Тема: Пропорциональные отрезки в прямоугольном треугольнике
Раздел: среднее образование
Тема урока: «Пропорциональные отрезки в прямоугольном треугольнике» 8 класс.
Цель урока: 1. Ввести понятие среднего пропорционального (среднего геометрического)
двух отрезков. Рассмотреть свойство высоты прямоугольного треугольника, проведенной
из вершины прямого угла. Сформировать у учащихся навыки использования изученного
материала;
2. развитие речи. Умение логически излагать свои мысли, анализировать и делать выводы;
3. воспитание у учащихся интереса к предмету, доброжелательности, умения работать в
коллективе.
Ход урока.
1.
Проверка усвоения ранее изученного материала. (1-2 мин.)
а) устная фронтальная проверка теоретического материала.
Признаки подобия треугольников;
Определение пропорциональных отрезков;
Определение средней линии треугольника;
Свойство средней линии треугольника;
Свойство медиан треугольника;
Свойство биссектрис треугольника;
Отношение площадей подобных треугольников;
Свойства прямоугольного треугольника.
б) Работа по готовым чертежам.
Записать пропорциональные отрезки:
Докажите подобие треугольников.
1)
2)
2.
Проверка д/з. Фронтальная проверка д/з по готовым чертежам.
3.
Творческая работа по рядам.
А
В
С
D
A
B
E
D
C
А
С
В
Е
D
А
D
В
С
26
20
18
9
10
AB = 25, AD = 9.
AD = 9, DB = 16.
AB = 25, DB = 16.
Найти неизвестную величину.
b
h
a
b = 15, b
2
= AD · AB.
h = 12, h
2
= AD · DB.
a = 20, a
2
= AB · DB
Что общего в записи выражений? (Квадрат неизвестной величины равен
произведению длин двух отрезков).
Дать определение: Отрезок, квадрат которого равен произведению длин двух
отрезков, называется средним пропорциональным (или средним геометрическим)
этих отрезков.
Что значит b, h и a в ваших задачах? Они являются средними пропорциональными
соответствующих отрезков.
Запись в общем виде:
D
b
B
C
A
b
C
B
A
D
h
b
c
a
c
A
C
A
C
B
D
B
h
D
a
4.
Закрепление.
Задача:
Дано: ∆ABC,
Найти: h, a, b.
Решение: Зная, что
По теореме Пифагора из ∆ABD
Из ∆DCB
Ответ: h = 48, a = 80, b = 60.
№ 575.
Дано:
Найти: АD и DB.
Решение: Пусть х см приходится на одну часть, 3х см катет СВ и 4х
см катет АС. По теореме Пифагора
Дополнительное задание: Найти a, b, h и c. Если b
c
= 2, a
c
= 6.
5.
Домашнее задание. П. 63 № 576,577 (прокомментировать).
6.
Подвести итог урока: Учащиеся должны ешё раз сделать вывод о среднем
пропорциональном и проговорить формулы.
7.
Выставить оценки за урок.
b
C
B
A
D
h