Автор: Скичко Нафиса Маратовна
Должность: учитель изобразительного искусства
Учебное заведение: МБОУ "Гимназия №21"
Населённый пункт: г. Казани
Наименование материала: Статья
Тема: Роль предмета «Изобразительное искусство» в общеобразовательной школе
Раздел: среднее образование
Роль предмета «Изобразительное искусство»
в общеобразовательной школе
Я
-
учитель
изобразительного
искусства
и
черчения.
Свою
профессиональную задачу, как учитель этих предметов, вижу в том, чтобы
участвовать в формировании личности обучающихся через приобщение к
общечеловеческим ценностям, национальному культурному наследию,
ведь с распространением современных компьютерных технологий на
второй план отошли народное искусство и ремесла, веками накапливавшие
и хранившие красоту, нравственные традиции и несущие в себе и по сей
день огромный воспитательный потенциал. Поэтому одна из главных
задач - формировать у обучающихся пространственное воображение,
развивать навыки творческого восприятия окружающего мира и умение
передавать свое отношение к нему, а значит, научить видеть красоту
вокруг себя и стремиться «жизнь сделать красивой»…
Очень важно, чтобы в период становления личности, в период
формирования творческих способностей ребенка рядом был чуткий и
внимательный
педагог, способный развить в ребенке
творческие
способности, способности видеть, чувствовать красоту и наслаждаться ею,
ведь еще
В.А. Сухомлинский писал, “ребенок по своей природе -
пытливый исследователь, открыватель мира. Так пусть перед ним
открывается чудесный мир в живых красках, ярких и трепетных звуках, в
сказке и игре, в собственном творчестве, в стремлении делать добро
людям. Через сказку, фантазию, игру, через неповторимое детское
творчество — верная дорога к сердцу ребенка”. Стремлюсь стать для своих
учеников именно таким педагогом, прокладывая дорогу к их сердцам
через приобщение к миру искусства. Процесс приобщения учащихся к
изобразительному и декоративно – прикладному
искусству стараюсь
осуществлять с учетом психофизиологических особенностей детей на
разных этапах их художественного развития, ведь если художественно-
творческая деятельность детей на уроках в начальной школе (первый этап
художественного
развития)
протекает
на
эмоционально-чувственной
основе, то начиная с V класса (новый этап художественного развития) она
строится больше на познавательно-аналитическом уровне, обязательно с
сохранением в ней эмоционально-образного, творческого начала.
Как педагогически организовать общение с обучающимися, чтобы
они были вовлечены
в процесс совместного мышления, совместной
деятельности? В этом плане мудрое высказывание М. М. Пришвина —
«хочу
не
учить,
а
душевно
беседовать,
размышлять
сообща
и
догадываться» - представляется нам бесценной формулой педагогики
сотрудничества,
когда
обе
стороны,
глубоко
заинтересованные
в
наилучшем результате, совместно решают насущные проблемы.
Только гармоничное сочетание двух задач в образовании: обретение
знаний и развитие духовности, творчества может дать обществу человека -
творца, человека - созидателя. Изучая образовательные системы разных
стран, я обратила внимание на такую развитую в техническом отношении
страну, как Япония - предмет изобразительное искусство там, преподается
шесть раз в неделю. Может быть, именно в этом кроется секрет
самобытности этой удивительной страны с такой развитой, продвинутой
техникой и удивительными стихами, музыкой, живописью и графикой. В
нашей стране с её богатыми духовными и культурными традициями на
изучение предмета отводится только один час в неделю.
Предмет изобразительного искусства специфичен. Не у всех, к
сожалению, есть возможность побывать на выставках, в музеях. И для
некоторых детей школьный урок, чуть ли не единственный источник
знаний и представлений о мировых достижениях культуры: шедеврах
изобразительного искусства и архитектуры.
Увлечь творчеством, познакомить с многообразием художественных
техник
и
художественных
материалов,
дать
понять,
насколько
многообразна
профессия
художника,
который
может
быть
и
иллюстратором,
и
декоратором,
и
дизайнером,
и
модельером,
и
живописцем, а, главное,– создать красоту вокруг себя – вот в чем вижу
призвание учителя изобразительного искусства.