Напоминание

Электив История России от древности до наших дней (для обучающихся 11 классов при подготовке к ЕГЭ)


Автор: Сарсимбаева Валентина Яковлевна
Должность: учитель истории и обществознания
Учебное заведение: МАОУ "СОШ №4"
Населённый пункт: город Мегион ХМАО - Югра
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Электив История России от древности до наших дней (для обучающихся 11 классов при подготовке к ЕГЭ)
Раздел: среднее образование





Назад




ЭЛЕКТИВНЫЙ КУРС

«История России от древности до наших дней»

( для обучающихся 11 класса при подготовке к ЕГЭ )

Пояснительная записка

Программа элективного курса «История России от древности до наших дней» по истории России составлена на основе федерального

компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования, а также на основе требований к сдаче ЕГЭ.

Актуальность курса.

Историческое образование на ступени среднего (полного) общего образования способствует формированию систематизированных знаний об

историческом прошлом, обогащению социального опыта учащихся при изучении и обсуждении исторически возникших форм

человеческого взаимодействия.

Особая роль отводится развитию навыков поиска информации, работе с ее различными типами, объяснения и оценивания исторических

фактов и явлений, определению обучающимися собственного отношения к наиболее значительным событиям и личностям истории России и

всеобщей истории.

Особенностью элективного курса по истории на ступени среднего (полного) общего образования является то, что он направлен на более

глубокое ознакомление обучающихся с социокультурным опытом человечества, исторически сложившимися мировоззренческими

системами, ролью России во всемирном процессе, формирование у обучающихся способности понимать историческую обусловленность

явлений и процессов современного мира.

Содержание элективного курса соотносится с временными требованиями к проведению ЕГЭ.

К завершению обучения в старшей школе на базовом уровне планируется достижение учащимися уровня, необходимого для обучения в

высшей школе.

Основная цель курса: углубить и обобщить знания обучающихся, продолжить работу по формированию у обучающихся ключевых

компетенций, готовя их к успешной адаптации во взрослой жизни.

Исходя из требований времени в процессе занятий на элективном курсе,

необходимо решить следующие задачи:

-систематизировать и обобщить знания учащихся по курсу истории от древности до

наших дней -вести усиленную подготовку учащихся к сдаче

ЕГЭ, используя в процессе работы разноуровневые задания из КИМов и разнообразные формы работы

-повторить хронологию, содержание и значимость основных событий истории, роль исторических личностей в ней путем заполнения

таблицы

-совершенствовать навыки работы с картой и историческим документом, с другими дополнительными источниками

Электив рассчитан на 34 часа, 1 час в неделю

Основное содержание элективного курса «От древности до наших дней».

Краткая характеристика курса. История России как часть всемирной истории. Что изучает история Отечества

Древнейшие предки народов России

Народы и государства на территории нашей страны в древности. Великое переселение народов. Влияние географического положения и

природных условий на занятия, образ жизни, верования. Города-государства Северного Причерноморья. Язычество. Распространение

христианства, иудаизма, ислама на территории нашей страны. Восточные славяне и их соседи в древности. Занятия, верования,

общественный строй восточных славян.

Русь в 9- первой половине 12 века

Формирование Древнерусского государства. Киев, Новгород. Первые Рюриковичи. Русь и Византия. Население деревень и городов. Первые

русские князья. Правление князя Владимира и крещение Руси. Христианство. Расцвет Руси при Ярославе Мудром. «Русская правда».

Культура и быт Древней Руси.

Русь во второй половине 12- 13 вв.

Политическая раздробленность Руси. Экономические и политические причины раздробленности. Формы землевладения. Князья и бояре.

Свободное и зависимое население. Главные политические центры: Владимиро-Суздальская, Великий Новгород, Галицко-Волынская земля.

Монгольское нашествие на Русь

Чингисхан. Батый. Борьба Руси против экспансии Запада. Александр Невский и победы на Неве и в Ледовом побоище. Русь и Орда.

Обособление Юго- Западной Руси. Русь и Великие княжества Литовские в 11- 15в.в. Культура русских земель.

Образование единого русского государства

Москва-центр собирания русских земель. Иван Калита и утверждение ведущей роли Москвы. Куликовская битва. Дмитрий Донской.

Московское княжество и его политика. Иван 3, Василий 3. Объединение русских земель, конец зависимости русских от Орды. Распад

Золотой Орды. Завершение объединения русских земель. Расширение территории Русского государства. Церковь и государство в 15- начале

16 в.в. Сергий Радонежский. Русская культура в конце 15- начале 16 вв.

Московское государство в 16 в.

Иван Грозный. Начало правления. Условия развития в 16 веке. Становление централизованного и самодержавной власти. Реформы 50-60г.г.

16в. Земские соборы. Внешняя политика Ивана Грозного. Опричнина. Централизованное государство; сословно-представительная монархия.

Церковный Собор. Россия в конце правления Ивана Грозного

Россия в 17-18 вв.

Смутное время. Правление Петра 1. Дворцовые перевороты. Екатерина Великая и ее деятельность.

Россия в первой половине 19 века.

Россия в период правления Павла 1, Александра 1, Николая 1.

Россия во второй половине 19- го в.

Отмена крепостного права в России. Реформы 1860-х – 1870- .г. Народничество. Политика контрреформ.

Утверждение капиталистической модели экономического развития. Завершение промышленного переворота. Роль государства в

экономической жизни страны. Реформы С.Ю. Витте. Аграрная реформа П. А. Столыпина.

Идейные течения, политические партии и общественные движения в России на рубеже 19- 20 в.в. Революция 1905- 1907г.г. и ее итоги.

Внешняя политика Российской империи на рубеже 19-20 вв. Русско- японская война 1904- 1905г.г. Россия в первой мировой войне 1914-

1918г.г. Общественно-политический кризис накануне 1917г.

Духовная жизнь российского общества на рубеже 19-20 вв. Новаторские тенденции в развитии художественной культуры.

Понятия:

Крепостное право, либеральные реформы, выкупные платежи, временнообязанные, повинности, земства, суд с присяжными заседателями,

гуманизация военного дела, индустриализация, промышленный переворот, контрреформа, шовинизм, западники, славянофилы, теория

официальной народности, консерваторы, русский социализм, либералы, радикалы, самодержавие, индустриализация, винная монополия,

унитарное государство, буржуазия, рабочий класс, буржуазно-демократическая революция, манифест, парламентаризм, многопартийность,

Государственная дума, эсеры, социал-демократы, кадеты, октябристы, монархисты, аграрная реформа, выкупные платежи, разрушение

общины, отруб, хутор, третьеиюньская монархия, прагматизм, авангардизм, модерн, импрессионизм, символизм, акмеизм, футуризм,

неоромантизм, кубизм, постимпрессионизм.

Российская империя конца 19 – го – начала 20 –го в. ( Революция 1917г. и Гражданская война )

Революция 1917г. Падение самодержавия. Двоевластие. Политическая тактика большевиков, их приход к власти. Утверждение Советской

власти. Первые декреты Советской власти.

Гражданская война и иностранная интервенция: причины, этапы, участники. Политика «

военного коммунизма». Поражение белого движения. Переход к новой экономической политике.

Понятия:

Революция, меньшевики, большевики, двоевластие, альтернатива, Временное правительство, Петроградский Совет, революционная

ситуация, Октябрьский переворот, первые декреты, национализация, ВЦИК, СНК, ВЧК, наркоматы, Учредительное собрание, Брестский

мир, гражданская война, белые, красные, зеленые, Реввоенсовет, террор, «военный коммунизм», продовольственная диктатура,

продразверстка, продналог, НЭП, продотряд, комбеды, культурная революция

Советское общество в 1920 – 1930 .г .

Образование СССР. Партийные дискуссии о путях и методах построения социализма в СССР. Успехи, противоречия и кризисы НЭПа.

Индустриализации, ее источники и результаты. Коллективизация, ее социальные и экономические последствия. Противоречия

социалистической модернизации. Конституция 1936 г. Централизованная (командная) система управления. Культ личности И.В.Сталина.

Массовые репрессии.

Идеология и культура в 1920-х – 1930-х гг. Утверждение метода социалистического реализма. Задачи и методы «культурной революции».

Наука в СССР в 1920 – 1930-х гг.

Внешнеполитическая стратегия СССР в период между мировыми войнами. Рост военной угрозы в начале 1930- х г.г. и проблемы

коллективной

безопасности. Советско- германские отношения в 1939-1940-х г.г. Политика СССР на начальном этапе второй мировой войны. Расширение

территории Советского Союза.

Понятия:

НЭП, продналог, денационализация, индустриализация, коллективизация, культурная революция, тоталитарное общество, репрессии,

фашизм, пакт о ненападении, система коллективной безопасности, 2-я мировая война.

Советский Союз в годы Великой Отечественной войны

Нападение Германии на СССР. Великая Отечественная война: основные этапы военных действий. Смоленское сражение. Оборона

Ленинграда. Военно - стратегическое и международное значение победы Красной Армии под Москвой. Разгром войск агрессоров под

Сталинградом и на Орловско- Курской дуге: коренной перелом в ходе войны. Освобождение территории СССР и военные операции

Красной Армии в Европе. Участие СССР в войне с Японией.

Мобилизация страны на войну. Перевод экономики страны на военные рельсы. Идеология и культура в военные годы.

СССР в антигитлеровской коалиции. Конференции союзников в Тегеране, Ялте и Потсдаме и их решения. Итоги Великой Отечественной

войны. Роль СССР во Второй мировой войне и решении вопросов послевоенного устройства мира.

Понятия:

Оккупация, «блицкриг», саттелит, союзник, коренной перелом в войне, антигитлеровская коалиция, безоговорочный акт о капитуляции,

патриотизм, «рельсовая война», материальный и духовный потенциал, партизанское движение, «рельсовая война».

СССР в первые послевоенные десятилетия ( 1945-1964 гг. )

Социально-экономическое положение СССР после войны. Мобилизационные методы восстановления хозяйства. Холодная война и ее

влияние на экономику и внешнюю политику страны.

Борьба за власть после смерти И.В. Сталина. 20 съезд КПСС и осуждение культа личности. Экономические реформы 1950 -х- начала 1960-х

гг., реорганизации органов власти и управления.

Биополярный характер послевоенной системы международных отношений. СССР в глобальных и региональных конфликтах в 1950-х –

начала 1960-х гг. Карибский кризис и его значение.

Духовная жизнь в послевоенные годы. Демократизация общественной жизни в период «оттепели». Научно – техническое развитие СССР,

достижения в освоении космоса.

Понятия:

Конверсия, мировая социалистическая система, страны народной демократии, ООН, НАТО, ОВД, СЭВ, «холодная война», гонка

вооружений, « план Маршалла», критика культа личности, десталинизация, реабилитация,

«оттепель», Совнархозы, поднятие целины.

СССР в середине 1960-х – начале 1980-х гг.

Экономические реформы середины 1960-х гг. Замедление

темпов научно-технического прогресса. Конституция 1977 г. Попытка

преодоления кризисных тенденций в советском обществе в начале 1980-х гг.

СССР в глобальных и региональных конфликтах середины 1960-х начала 1980-х гг. Советский Союз и политические кризисы в странах

Восточной Европы. Достижение военно-стратегического паритета СССР и США.

Советская культура середины 1960-х – начала 1980-х гг. Новые течения в художественном творчестве.

Понятия:

Хозрасчет, «развитой социализм», номенклатура, правозащитное движение, самиздат, «застой» (стагнация).

Советское общество в 1985-1991г.г. (Перестройка и распад СССР)

Попытки модернизаии советской экономики и политической системы во второй половине 1980-х г.г. Введение принципов самоокупаемости

и хозрасчета, начало развития предпринимательства.

Политика «гласности». Отмена цензуры и развитие плюрализма в СМИ. Формирование многопартийности. Августовские события 1991 г.

Причины распада СССР.

«Новое политическое мышление» и основанная на нем внешнеполитическая стратегия. Советско – американские отношения во второй

половине 1980-х гг.

Понятия:

Перестройка, новое политическое мышление, демократизация, политическая реформа, гласность, плюрализм, кооперативы, индивидуальная

трудовая деятельность, ускорение социально-экономического развития, рыночная экономика, предпринимательство, межнациональные

конфликты, «парад суверенитетов», оппозиция, многопартийность, Программа мира.

Россия на рубеже 20-21в.в.

Становление новой российской государственности. Политический кризис сентября-октября 1993г. Принятие Конституции Р Ф 1993 г.

Общественно - политическое развитие России во второй половине 1990г.г. Складывание новых политических партий и движений.

Переход к рыночной экономике: реформы и их последствия. «Шоковая терапия». Структурная перестройка экономики, изменение

отношений собственности.

Президентские выборы 2000г. Курс на укрепление государственности, экономический подъем, социальную и политическую стабильность,

упрочение национальной безопасности, достойное для России место в мировом сообществе. Изменение в расстановке социально –

политических сил. Парламентские выборы 2003 г. и президентские выборы 2004г.

Участие России в формировании современной международно-правовой системы. Россия в мировых интеграционных процессах. Российская

Федерация в составе СНГ. Россия в борьбе с международным терроризмом.

Российская Федерация в 2005-х - 2008-х гг.: политические, экономические, социальные, духовные достижения и просчеты. Проблемы

современного мирового сообщества и участие РФ в их решении.

Понятия:

«Шоковая терапия», либерализация цен, приватизация, инфляция, олигарх, монополия, новые русские, СНГ, беженцы, ближнее зарубежье,

суверенная Россия, правовое, демократическое государство, республика, парламент-Федеральное

Собрание, Совет Федерации,

Государственная Дума, современная многопартийность, национальные программы, идея многополярности в мировом развитии, ЕЭС,

Договор о коллективной безопасности, культура: массовая, субкультура; тенденция вестернизации (заимствования западных образцов),

постмодернизм, неотрадиционализм, видеоарт (видеоискусство), компьютерная графика, анимация.

Учебно - методическое обеспечение образовательного процесса:

Программа: История 10-11 классы (2-е издание), составила Т.И. Тюляева.

Методические рекомендации к изучению истории в 11 классе Е.Н.Захарова,

М: «Владос», 2008г.

Поурочные методические разработки и сценарии уроков к курсу России 19-20 веков, В.В. Кириллов, М.Н. Чернова, М: Издательство

« Центр гуманитарного образования», 2000

Поурочные планы по учебнику Н.В.Загладина «История России. XX - начало XX века». Часть 1-2. Н.Ю. Бухарева. Волгоград. Издательство

«Учитель». 2013

Учебники:

1.В.И.Буганов, П.И. Зырянов История России конец 17-19 век, М: «Просвещение», 2002 г.

2.О.В.Волобуев, С.В. Кулешов История России 20- начало 21 века М: «Мнемозина»,2004 г.

3.Н.В.Загладин Всемирная история (история России и мира) с древнейших времен до конца 19 века, М: « Русское слово», 2006 г.

4.Н.В.Загладин История отечества 20- начало 21 века,11 класс. М:

« Русское слово», 2006г.

5.Н.В. Загладин Истории России и мира в 20 веке, 11класс. М: «Русское слово», 2006 г.

6.А.Н.Сахаров, Н.В.Загладин, Ю.А.Петров. История конец XIX – начало XXI века, учебник для 10-11 классов. М.: «Русское слово» 2019

Интернет – ресурсы по данному периоду истории

Средства обучения и материальная база:

Карты:

1.Политическая карта мира 1870 – 1914 гг.

2.Экономическое развитие Российской империи в 1- ой половине 19 в.

3.Отечественная война 1812 г.

4.Развитие России после реформ (1860 – 1870-х гг.)

5.Российская империя с начала 19- го в. до 1861г.

6.Развитие капитализма в России.

7.Древняя Русь в 9-12 вв.

8.Борьба с иноземными захватчиками в 13 веке

9.Федальная раздробленность

10.Образованиецентрализованногогосударствав14веке

11.Русское государство в 15 веке

12.Российское государство в 16 веке

13Российское государство в 17 веке

14.Образование и расширение Российского государства

15.Россия с конца 17 до 60-х годов 18 века

16.Россия во второй половине 18 века

17.Крестьнская война в России в начале 17 века (Смутное время)

18.Россия во второй половине 18 века

19.Российская империя в 18 веке

20. Важнейшие географические открытия и колониальные захваты в 15 – середине 17 века

21.Европа в 11 – 13 вв. Крестовые походы

22.Византийская империя и славяне в 6 – 11 веках

23. Европа в 17 веке

24. Европа в 18 веке

25.Территориально-политический раздел мира с 1876 по 1914 г.

Комплект учебных пособий по истории (таблицы)

Политические течения в 18-19 вв.

1.Консерватизм. 2.Либерализм. 3.Социалистические учения 19 века. 4.Становление и развитие политической мысли в России.

5.Историко-философская концепция П.Я. Чаадаева.

6.Три политических течения в России в 19 веке.

7.Западники и славянофилы.

8.Народничество.

Серия синхронистических таблиц

1.

История нового времени. Первая половина 18 века.

2.

История нового времени. Вторая половина 19в. - нач.20века.

-Разноуровневые дидактические задания «Истории России в 19 веке».

-Движение декабристов. Серия из 6 таблиц.

Атласы: Монитор

1.История России с древнейших

времен до конца 18 века Мультимедиа: Использование интернет – ресурсов

2.История России в 19 веке Фильм «История Уроки – презентации по темам

России с древнейших

времен до конца 18-го века»

Информуроки по темам (с древнейших времен до наших дней)

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения предмета истории: всеобщая и история России

1.Хронологические знания и умения:

-называть даты важнейших событий, хронологические рамки, периоды значительных событий и процессов;

-составлять хронологические и синхронистические таблицы;

-характеризовать периоды в развитии исторических процессов, масштабных событий.

2. Знание фактов:

-называть место, обстоятельства, участников, результаты важнейших исторических событий

3.Работа с источниками:

-читать историческую карту с опорой на легенду;

-использовать данные исторической карты для характеристики политического и экономического развития стран и регионов мира в

отдельные периоды истории;

-проводить поиск необходимой информации в одном или нескольких источниках;

-высказывать суждение о назначении, ценности источника;

-характеризовать позиции, взгляды автора (составителя) источника;

-сравнивать данные разных источников, выявлять их сходства и различия.

4.Описание (реконструкция):

-рассказывать (устно или письменно) об исторических событиях,

их участниках;

-на основе текста и иллюстраций учебника, дополнительной литературы, макетов и т. п. составлять описание исторических объектов,

памятников;

-составлять биографическую справку, характеристику деятельности исторической личности.

5.Анализ, объяснение:

-соотносить единичные исторические факты и общие явления, процессы;

-показывать последовательность возникновения и развития исторических явлений;

-называть характерные, существенные черты минувших событий и явлений;

-классифицировать исторические события и явления: а) по указанному признаку, б) определяя основание (критерии) самостоятельно;

-объяснять смысл, значение важнейших исторических понятий;

-сравнивать исторические события и явления, определять в них общее и различия; раскрывать, чем объясняются различия;

-излагать суждения о причинно-следственных связях исторических событий;

-объяснять, в чем состояли мотивы, цели и результаты деятельности отдельных людей в истории.

6.Версии, оценки:

-излагать оценки событий и личностей, приводимые в учебной литературе;

-сравнивать предлагаемые исторические версии и оценки, выявляя сходства и

различия;

-высказывать суждение о подходах (критериях), лежащих в основе отдельных версий и оценок, представленных в учебной и популярной

литературе;

-определять и объяснять (аргументировать) свое отношение к наиболее значительным событиям и личностям в истории и их оценке

Тематическое планирование по истории

( элективный курс « Истрия России от древности до наших дней»)

п/

п

Содержание программы

Количество

теоретическ

их

занятий

Количество

практически

х

занятий

Дата

1

Особенности становления и развития Российской цивилизации

1

Славяне. Религия славян. Образование Древнерусского государства

1

3

Русь в период правления первых князей

0,5

0,5

4

Политическая раздробленность Руси

1

5

Борьба Руси с внешними врагами

1

6

Образование единого централизованного государства России

1

7

Россия в период правления Ивана Грозного

0,5

0,5

8

Смута в России и первые Романовы

1

9

Россия в период 17 века

1

10

Культура и быт в 10 – 17 вв.

1

11

Россия в период Петра1

1

12

Петр Великий

1

13

Золотой век Екатерины 2. Внешняя политика. Хозяйство России

1

14

Россия в первой четверти 19 в.

1

15

Общественное движение в 19 в.

0,5

0,5

16

Россия в период правления Николая 1

1

17

Золотой век русской культуры

1

18

Отмена крепостного права. Либеральные реформы

1

19

Внутренняя и внешняя политика Росси в 19 в.

1

20

Культура во второй пол. 19 в.

0,5

05

21

Российская империя в нач 20 в. Внутренние события и внешняя политика

1

22

Россия в первой мировой войне. Период революций и гражданской войны

1

23

Советское государство и общество в 1920- 1930 гг.

1

24

СССР накануне 2-ой мировой и ВО войн

1

25

Великая Отечественная война 1941-1945 гг.

1

26

СССР в первые послевоенные десятилетия

1

27

СССР 1960 – 1970 –е гг.

1

28

Перестройка и распад СССР

1

29

Россия на рубеже 20 – 21 вв.

1

30

-

31

Россия на рубеже 20 - 21 вв.

1

1

32

33

34

Работа с историческим документом

Решение практических заданий ЕГЭ

2

Итого: 34 часа

24

10

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ

В результате изучения истории ученик должен

знать/понимать

· основные факты, процессы и явления, характеризующие целостность отечественной и всемирной истории;

· периодизацию всемирной и отечественной истории;

· современные версии и трактовки важнейших проблем отечественной и всемирной истории;

· историческую обусловленность современных общественных процессов;

· особенности исторического пути России, ее роль в мировом сообществе;

· важнейшие достижения культуры и системы ценностей, сформировавшиеся в ходе исторического развития;

· изученные виды исторических источников;

уметь

· проводить поиск исторической информации в источниках разного типа;

· критически анализировать источник исторической информации (характеризовать авторство источника, время, обстоятельства и цели его

создания);

· соотносить даты событий отечественной и всеобщей истории с веком; определять последовательность и длительность важнейших

событий отечественной и всеобщей истории;

· использовать текст исторического источника при ответе на вопросы, решении различных учебных задач; сравнивать свидетельства

разных источников;

· показывать на исторической карте территории расселения народов, границы государств, города, места значительных исторических

событий;

· анализировать историческую информацию, представленную в разных знаковых системах (текст, карта, таблица, схема, аудиовизуальный

ряд);

· различать в исторической информации факты и мнения, исторические описания и исторические объяснения;

·

устанавливать причинно-следственные связи между явлениями, пространственные и временные рамки изучаемых исторических

процессов и явлений;

· участвовать в дискуссиях по историческим проблемам, формулировать собственную позицию по обсуждаемым вопросам, используя для

аргументации исторические сведения;

· представлять результаты изучения исторического материала в формах конспекта, реферата, рецензии;

· объяснять свое отношение к наиболее значительным событиям и личностям истории России и всеобщей истории, достижениям

отечественной и мировой культуры;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

· определения собственной позиции по отношению к явлениям современной жизни, исходя из их исторической обусловленности;

· использования навыков исторического анализа при критическом восприятии получаемой извне социальной информации;

· соотнесения своих действий и поступков окружающих с исторически возникшими формами социального поведения;

· понимания исторических причин и исторического значения событий и явлений современной жизни;

· высказывания собственных суждений об историческом наследии народов России и мира;

· объяснения исторически сложившихся норм социального поведения;

· использования знаний об историческом пути и традициях народов России и мира в общении с людьми другой культуры, национальной и

религиозной принадлежности;

осознания себя как представителя исторически сложившегося гражданского, этнокультурного, конфессионального сообщества,

гражданина России



В раздел образования