Напоминание

Формирование исследовательской активности обучающихся 10 - 11 классов в процессе изучения обществознания


Автор: Сарсимбаева Валентина Яковлевна
Должность: учитель истории и обществознания
Учебное заведение: МАОУ "СОШ №4"
Населённый пункт: город Мегион ХМАО - Югра
Наименование материала: статья
Тема: Формирование исследовательской активности обучающихся 10 - 11 классов в процессе изучения обществознания
Раздел: среднее образование





Назад




Формирование исследовательской активности обучающихся 10 -11

классов в процессе изучения обществознания

(выступление на ГМО)

План:

1.Введение. Ученическая исследовательская деятельность – один из путей в

повышении уровня познавательной активности обучающихся

2.Методическая модель ученического социологического исследования

3. Этапы ученического социологического исследования

4.Структура урока по результатам ученического социологического

исследования

5.Заключение. (Практический материал – приложение по теме)

1. Введение. Ученическая исследовательская деятельность – один из путей

в повышении уровня познавательной активности обучающихся

Современный этап развития общества и постоянно растущий спрос к организации

образовательного процесса характеризуется возрастанием требований к уровню

развития личности. Модернизация российского образования предполагает решение

такой задачи как формирование молодого человека с критическим, нестандартным

мышлением, способного к поиску взвешенных решений, основанных на

самостоятельном исследовании окружающего мира. Постоянное увеличение объема

знаний, быстрое устаревание имеющихся сведений, необходимость ориентироваться

во все возрастающем потоке информации заставляет педагогов искать источник

новых знаний непосредственно внутри системы образования и самого

образовательного процесса. Таким источником может стать ученическое

социологическое исследование. Приобщение обучающихся к элементам

исследовательской деятельности является одним из перспективных путей

совершенствования обществоведческого образования. Ученическое исследование в

процессе изучения общественных наук помогает его участникам более глубоко понять

реальное состояние общественного объекта или явления и его оценке. Ученическое

исследование представляет относительно самостоятельное изучение обучающимися

социальных проблем средствами социологической науки в совместной деятельности

учителя и обучающихся. Опыт показывает, что использование ученических

социологических исследований в процессе обучению обществознанию способствует

более глубокому усвоению учебного материала, формированию исследовательских

умений, выработке лично значимой и обоснованной оценки общественного явления,

события, дает ориентир в жизненном выборе. Ученическое социологическое

исследование имеет ряд отличий от научного исследования. Цель ученического

исследования – глубокое и прочное усвоение программного материала, формирование

у учащихся исследовательских навыков. В ходе исследования учащиеся могут

получить какие - либо новые данные, но они не будут носить характер научного

открытия. В ходе ученического исследования используются разнообразные

источники: текст учебника, научно-популярная литература, хрестоматия, документы,

материалы СМИ, Интернета и другие. Учитель, проводя данный вид работы с

учащимися, обязательно должен помочь им в отборе необходимой информации.

2.Методическая модель ученического социологического исследования

Методическая модель ученического социологического исследования представляет

собой совокупность двух блоков, основанных на ролевых действиях учителя и

учащегося в ходе исследования.

I блок - деятельность учителя

Учитель:

*знакомит учащихся с построением исследования, с методами социологии;

*выявляет наиболее значимые для учащихся элементы содержания

обществоведческого курса и устанавливает их соответствие с базисной программой и

учебно – воспитательными задачами курса;

*организует их изучение методами социологии (опрос, интервью, интерпретация

социологической информации и др.);

*формирует исследовательскую группу из числа учащихся , проявлявших интерес и

способности какой-либо из поднятых проблем;

*знакомит учащихся с методикой проведения ученического социологического

исследования (проводит инструктаж);

*подводит итоги первоначального ознакомления с темой на основе сбора

эмпирического материала по готовым или составленным учениками анкетам (к стати,

умению составлять анкеты участников исследования учит тоже учитель), помогает в

его анализе;

*проводит учебное занятие с привлечением материалов проведенного ученического

исследования (возможно дискуссионное изучение темы);

*оценивает самостоятельную работу участников исследовательской группы

II блок – деятельность учащихся

Учащиеся:

-ученик может успешно включиться в новую для него деятельность только в том

случае, если она ему предоставляет возможность участвовать в ней в качестве одного

из её субъектов

-на начальных этапах такая деятельность должна быть направлена на достижение

вполне определённых, понятных ученику целей, на решение конкретных задач

-социально-исследовательская деятельность должна восприниматься каждым её

участником как социально значимая.

Исследовательская деятельность учащихся обязательно должна быть мотивирована и

пройти определенные этапы:

*изучение основных методов научного исследования (познания) и ознакомление с

его структурой;

*выбор направления (темы) исследования, содержание которой отвечает их

познавательным интересам и ценностным ориентирам (наиболее сложный этап, и

учитель, как руководитель, должен продемонстрировать компетентностные

умения. Требования: новизна, желательно показать практическую значимость

результатов, логическая завершённость работы);

*объединяются в группы для исследования интересующей их проблемы;

*постановка задачи и составление плана исследовательской работы по заданной теме

(проблеме); сначала фиксируется уровень настоящих знаний состояния вопроса и

желаемая конкретная цель (- есть), а затем решают, что необходимо сделать для

решения проблемы (-требуется, надо);

*организуют и проводят исследование в соответствии с разработанной ими

программой;

*подводят итоги проведенного ими исследования (делают выводы и обобщения ) и

формулируют наиболее острые вопросы для дальнейшего дискуссионного обсуждения

всем классом на учебном занятии или во внеурочное время; сначала на данном этапе

желательно подвести предварительные итоги работы (и учитель здесь должен

выступить как активный наблюдатель, сначала он преследует главную цель этого

этапа – не научить, а лишь ознакомить учащихся с методикой проведения

исследования , а далее в ходе последующей работы участники исследования

приходят к окончательному результату;

*участвуют в дискуссионном изучении темы;

*выполняют контрольную работу по изученной теме в целях проверки

приобретенных знаний и умений, а также готовят письменный отчет о проведенном

исследовании (для участников исследовательской группы), творческая работа

учащихся может быть оформлена в виде рассказа, сообщения или доклада, либо в

другой какой – то форме.

Учащиеся, занимаясь исследовательской деятельностью, должны уметь (и быть в

этом заинтересованы) самим давать оценку результатам своей работы.

Среди основных критериев при самооценке учеником его исследования должны

выступать:

- тщательность выполнения;

- новизна содержания;

- получение исследователем новых знаний;

- умение предоставить полученную информацию.

С помощью данной модели ученического социологического исследования учителя

обществознания и других гуманитарных предметов могут организовать самостоятель -

ную исследовательскую работу школьников на достаточно высоком профессиональ -

ном уровне , а учащиеся овладеть алгоритмом (т.е. системой постоянных и строго

определенных действий) научного исследования.

Нужно помнить, что помимо уроков основные организаторские основы

социологического исследования могут быть представлены через следующие формы

деятельности учащихся: факультативы, кружки, ученические научные общества и

научно – практические конференции и др.

3.Этапы ученического социологического исследования

Исследование проходит в несколько этапов, которые предполагают использование как

логики научного исследования, так и логики ученического социологического

исследования и учебных проектов.

1.Актуализация темы, формирование стимула.

Тема исследования может быть предложена самими учащимися на основе их

жизненного опыта, но чаще задается учителем в рамках учебного раздела, темы, курса.

В основе темы лежат ключевые проблемные вопросы, на которые учащиеся должны

дать, по мнению учителя, ответ, чтобы освоить тот или иной фрагмент (раздел) курса.

Учитель продумывает педагогические цели и задачи для проведения успешного

предстоящего исследования.

2.Работа с литературой по избранной проблеме.

Учащиеся в самом общем виде формулируют тему исследования. Учитель определяет

сроки работы над темой, рекомендует специальную литературу После этого каждому

учащемуся предстоит найти в рамках темы свою проблему, вопрос, обозначив тем

самым свой индивидуальный вклад в исследование (например, наиболее интересные

вопросы для анкеты).

3.Формирование исследовательских групп.

(2-3 человека, возможна индивидуальная работа). Оптимальным является следующий

состав группы:

лидер – наиболее подготовленный и авторитетный ученик, способный суммировать

вполне самостоятельно выдвинутые другими членами группы идеи и предлагать свои;

ученик, обладающий коммуникативными способностями, который может провести

опрос, взять интервью, выступить перед классом;

ученик, выполняющий аналитическую работу, статистическую обработку

полученного в результате исследования эмпирического материала

4.Организация и проведение исследования.

В результате проведенного внутри группы обсуждения составляется план исследо

вания, формируются его цели и задачи, определяются методы (анкетирование,

интервьюирование, изучение документации и др.), выдвигается гипотеза, которая

будет проверяться в ходе исследования. Далее составляются анкеты, формулируются

вопросы для интервью. Само исследование проводится в соответствии с принятой

всем классом программой. Эта работа может проходить в рамках учебных занятий

(лабораторных, практических, семинарских) и во внеурочное время (консультации,

факультативы, работа в библиотеке и т.д.).

Задача учителя - ознакомить учащихся с основами социологии , разъяснить

содержание и специфику ученического социологического исследования, предоставить

учебно-методический материал, обеспечивающий полноту охвата проблематики, а

также оказать консультативную помощь на самых трудных этапах исследования

(формулирование гипотезы и выводов, анализ).

5.Проведение урока в дискуссионной форме (проблемный семинар, дискуссия, диспут,

конференция).

4.Структура урока по результатам ученического социологического исследования:

1) вводное слово учителя, информация по теме;

2) выступления руководителей исследовательских групп;

3) дискуссионная часть урока, или обсуждение проблемы;

4) подведение итогов исследования.

Итоговая рефлексия, помогающая оценить , что из задуманного в исследовании

удалось, а что нет; каков был индивидуальный и групповой вклад учащихся в решении

проблемы; каковы перспективы развития темы; чему научились и над чем необходимо

продолжить работу.

5.Заключение (+ разработка мероприятия по теме)

Методика организации

ученического социологического исследования

(этапы деятельности учащихся и учителя в решении поставленных задач-

практическая часть)

В курсе обществознания в 11 классе большое место занимает раздел «Политическая

жизнь в современном обществе», который очень сложен, интересен и важен для

изучения старшеклассниками, ибо они – будущие выпускники, находятся на пороге

взрослой жизни и понятно, что , являясь гражданами РФ, не должны остаться в

стороне от событий, происходящих в политической сфере нашего общества (как

юноши, так и девушки). Выбираем тему для тщательного изучения с использованием

метода социологического исследования: «Политическая жизнь современного

общества: женщина во власти».

Необходимо показать учащимся актуальность данной темы. Традиционно считается,

что политика является сферой деятельности, где доминируют мужчины. В Российском

обществе сохраняется стереотипное мышление о том, что предназначение женщины –

это в большей степени, являться матерью и домохозяйкой, работать, но находиться

подальше от политики. У нас мало женщин- политиков, женщин-руководителей,

женщин-лидеров (хотя в последнее время их число несколько увеличивается).

Например, среди государственных служащих женщины составляют около 60%,

руководителей среди них более 10%, а высшие руководящие должности в России

занимает всего лишь более 2 % женщин. В начале нынешнего века лишь одна

женщина была губернатором региона, это В.И.Матвиенко, которая сегодня

возглавляет верхнюю палату парламента нашей страны - Совет Федерации, женщины

сегодня возглавляют министерства, являются депутатами в Государственной Думе,

представляют различные общественные и политические организации. Нашим округом

ХМАО – Югра также руководит женщина-губернатор Н.В.Комарова, в Городскую

Думу (муниципального образования г. Мегион) тоже избираются женщины и

возглавляет его женщина, но их во властных структурах не так много и не всегда им

доверяют для выполнения сложные участки работы. Чем вызвана такая ситуация?

Может ли женщина быть успешной в политической сфере? И может ли быть

эффективной политика, проводимая женщиной-руководителем? Нужны ли вообще

женщины во власти? В последние годы эти и другие вопросы приобретают особое

значение. Поэтому, очень важно, чтобы учащиеся получили более полное

представление о сути проблемы, умели определиться в своем отношении к ней, могли

преодолеть гендерные стереотипы. Итак, актуализация темы относительно роли

женщины в политической жизни страны доведена до учеников, теперь она вызывает

потребность разобраться в ней (в поставленных вопросах).

Цели исследования и задачи урока:

-подвести учащихся к пониманию актуальности и значимости выдвинутой проблемы;

-раскрыть перед учащимися сложность реализации в условиях современной

политической жизни Российской Федерации полного равноправия мужчин и женщин

(именно в сфере политической жизни);

-повторить и закрепить понятия: политика, политический статус личности,

политический лидер, политические права;

-расширить круг рассматриваемых понятий: гендер, гендерное неравенство, гендерные

стереотипы, политика гендерного равенства;

-способствовать развитию мышления, формировать у учащихся умения и навыки

исследования (умение видеть проблему, ставить вопросы, анализировать, делать

выводы );

-воспитывать уважение к иной точке зрения;

-разрушить стереотипы по отношению роли личности в обществе, поднять роль

женщины на более высокий уровень в семье, в обществе, в политике.

Тема объявлена и начинается практическая часть в деятельности учащихся под

руководством учителя

1. Разрабатывается анкета

Уважаемые участники социологического опроса !

Учащиеся 11б класса проводят анкетирование по проблеме «Женщина во власти».

Какая она? Может ли она быть успешной в этой области? Эти вопросы являются

предметом споров в обществе. А что по этому поводу думаете вы? Анонимность

сведений гарантирована. (В каждом из пунктов, пожалуйста, выделите букву,

соответствующему, на ваш взгляд, правильному ответу, дайте письменный ответ).

1.Считаете ли вы, что женщин-политиков в нашей стране:

а) много; б)мало; в)не знаю.

2. Знаете ли вы кого-нибудь из них? Назовите.

3. Реально ли, на ваш взгляд, избрание на пост Президента РФ женщины?

а) да; б) нет; в) не думал(а) об этом.

4.Каковы, на ваш взгляд, характерные черты политиков-мужчин и политиков-

женщин? Назовите их.

5. По вашему округу (к примеру) в выборах участвуют два кандидата - женщина и

мужчина. Кого вы выберите?

а) мужчину; б) женщину; в) мне все равно.

6.Кто, по вашему мнению, более способен на управленческую деятельность?

а) мужчина б)женщина в) не зависит от пола.

7.Как вы считаете, почему в нашем государстве образование, здравоохранение,

культура относятся к женским областям?

8. Встречались ли вы с дискриминацией по признаку пола? Где и как?

9. Встречались ли вы с гендерной (деление по признаку пола) дискриминацией на

уроке, на работе, в иной ситуации ?

а) да; б) нет; в) никогда.

10.Влияют ли гендерные стереотипы (исторически сложившиеся взгляды на роль и

положение мужчины и женщины в обществе) на выбор профессии, жизненного пути?

а) влияют; б)не влияют; в) затрудняюсь ответить.

11. Как вы считаете, можно ли утверждать, что в последнем десятилетии в РФ

активность женщин в сфере политики активизировалась (да, нет) и укажите

причину:

а) желание повлиять на происходящие процессы в стране; б)доказать обществу свою

полезность; в) потому что расширился доступ для женщин в область политики.

12. Как вы думаете, готова ли наша молодежь жить в обществе, основанном на

концепции гендерного равенства?

а) да б) нет в) необходимо гендерное просвещение .

Укажите свой пол, возраст.

Благодарим вас за то, что вы нашли время и возможность ответить на вопросы

нашей анкеты.

2. Урок по итогам анкетирования и интервью

План урока:

1.Актуальность изучаемой темы (вступительное слово учителя)

2. Роль и значение женщины в обществе (беседа с классом по ранее заданным

вопросам, по вопросу гендерного различия и равенства).

3. Правовое равенство женщины в современном обществе (работа с документами по

вопросам положения женщин на уроке).

4.Отношение к проблеме равноправия мужчин и женщин (выступление представи-

телей групп по результатам проведенного опроса, и беседа-дискуссия по

представленным результатам; возможен вариант приглашения гостя-женщины,

занимающейся политической деятельностью).

5. Подведение итогов урока и оценивание работы групп- участниц. (Рефлексия)

Примечание: Результаты деятельности групп могут быть представлены в виде таблиц,

диаграмм, устных сообщений. Например:

Вопрос 1. Считаете ли вы, что женщин-политиков в нашей стране:

Ответы

Всего

Юноши

Девушки

Много

Мало

Не знаю

88%

-

12%

65%

-

35%

90%

-

10%

В заключение занятия учитель делает вывод, дает указание учащимся, над чем

необходимо работать, какие качества необходимо воспитывать, а главное

необходимо сделать вывод о том, что отношения в современном обществе должны

строиться на принципе равенства.

В завершение выступления хочется сказать, что аналогичную работу по

использованию метода ученического социологического исследования можно начать

проводить со среднего звена. А в старшей школе возможна работа по следующим

темам (выдвигая самые разные проблемы):

-Факторы , влияющие на поведение людей. Можно ли избежать отклоняющего

поведения в современном обществе. –Современный мир и молодежь: проблемы и

пути выхода . – Семья -это крепость или оковы? Есть в ней необходимость сегодня?

и другие.

Используемые источники:

1. Т.В.Громова. «Организация исследовательской деятельности» . /Т.В.Громова//

Практика административной работы в школе. – 2006, №7

2. Ст. «Проектная деятельность учащихся» А.В.Клименко, О.А.Подколдина ж-л

ПИШ №9 -2002,

3. Обществознание. Л.Н.Боголюбов, А.Ю.Лазебникова : учебник для 10-11 кл. –М. :

Просвещение , 2008.

4. Ст. Н.Д.Наумова. 1.Организация научно-исследовательской деятельности

учащихся. 2. Организация и место проектной деятельности в обучении учащихся.

Лекции Н.Д.Наумовой

5. С.Чиркова. Исследовательская практика по обществознанию и праву./ С.Чиркова

«Учитель» - 2006, №2

6. К.Р.Глазкова. Уроки исследования : формирование творческой, критически

мыслящей личности/ К.Р.Глазкова «Первое сентября»- 2006.

7. Ст. Т.Н.Глушкова. 1.Методика подготовки исследовательской работы.

,

,

дальнейшие интересы, вытекающие из исследования научные кружки и факультативы

(школьные);

- проведение научных семинаров в форме лекционно-практических семинаров для

учащихся с возможным привлечением учёных, методистов вузов;

- прикрепление наиболее проявивших себя школьников к научно-исследовательским

лабораториям,

творческим

группам,

кафедрам

для

проведения

научно-

исследовательской работы;

- организация летних или других краткосрочных научных школ городского,

регионального, республиканского характера;

-

сборы

по

подготовке

научных

работ

(докладов)

школьников

к

научным

конференциям различного уровня;

- издательская деятельность в сфере научного направления в работе со школьниками,

создание соответственных интернет-сайтов.

В основу научного исследования ученика должна быть положена исследовательская

задача. Исследовательская задача предполагает получение нового знания, причём

ребёнок зачастую не знает, что он может получить и где конец этой исследовательской

задачи. А в процессе решения ученик не всегда чётко осознаёт, правильным ли путём

он идёт. Руководитель должен ставить реальные цели, учитывать уровень сложности

задачи.

Следует разделять три уровня исследовательской работы учащихся (и три типа

исследовательских задач):

- Учебно-исследовательская задача (самый доступный уровень). Это задача, несущая в

своей постановке элементы и необходимость исследования. Но сама задача является

известной по результатам приложения, методам решения, т.е. не предполагает

получения нового знания в общечеловеческом масштабе. Это имитация для ученика

процесса исследования, игра, отработка всех элементов научного познания. Но ученик

получает новое знание и технологию проведения исследования.

- Исследовательская задача – действительно задача для исследования. Результат –

новые знания. Ни результат, ни способ решения не известны.

- Научно-исследовательская задача. Результатом её решения является новое научное

знание. (Доказательство теоремы Ферма…)

При организации НИР

- нужен достаточно большой набор научно-исследовательских задач, разных по

сложности и тематике;

- необходимо регулярно поощрять свободу выбора школьником конкретной задачи;

- важно обеспечить возможность научного общения любого уровня (учитель-ученик;

учитель-учитель; учитель - научный руководитель);

- необходима массовая подготовка и издание материалов методического характера ,

посвященных

проблеме

выбора

темы

исследования,

организации

процесса

исследовательской работы, публикации лучших школьных исследований (Школьный

альманах научных исследований);

-

необходимо

содействовать

повышению

престижности

участия

учащихся

в

мероприятиях научно-исследовательского характера (материальное и моральное

стимулирование уч-ся и их руководителей);

- необходима организация и проведение интеллектуальных мероприятий, особенно на

городском и региональном уровне.

При выборе направления исследования главным является специализация, кругозор и

компетентность научного руководителя.

На этапе фиксации (4) и предварительной обработки данных

1) осуществить системные непосредственные наблюдения по предмету исследования;

2) использовать результаты ранее проведенных исследований при условии детального

ознакомления учащихся с его ходом и технологией;

3) обязательно привлечение опубликованных в литературе данных по проблематике

исследования;

4) научить учащихся методике проведения исследования;

5) формирование умения предварительной обработки экспериментальных данных с

выводами и умозаключениями;

6) направленность педагога-руководителя на научное сопровождение учащегося.

Основные требования к учителю, осуществляющему научное руководство:

1. Наличие основных этапов, характерных для научного исследования (постановка

проблемы – выдвижение гипотезы – изучение теории, посвящённой данной проблеме

– овладение методами исследования – сбор собственного материала – его анализ и

обобщение – собственные выводы).

2. Понимание того, что руководство научно-исследовательской деятельностью

учащихся – это особый жанр педагогической деятельности, в основе неё лежит другая

психология и другие формы организации процесса.

3. Понимание того, что учитель будет иметь дело с детьми, во многом отличными от

других, и к ним нужны нестандартные подходы.

4. Осознание того, что творческие способности «исследователей» не всегда адекватны

конкретно сформировавшимся на данный момент интеллектуальным умениям:

А) перенос знаний из стандартной ситуации в новую;

Б) установление различных причинно-следственных связей;

В) на основе известных фактов – широкое обобщение.

Учителем должны развиваться в исследовательской деятельности такие умения, как

- понимание текста на основе выделение главного, сущности мысли:

- понимание структурных связей в тексте;

- составление тезисов, конспекта;

- критическое осмысление текста;

- умение устанавливать сроки начала работы, промежуточных этапов её выполнения и

окончания работы.

Среди основных форм представления результатов исследования можно назвать

сообщение, доклад, рассказ, учебные пособия, справочник, компилятивную программу

и пр. Проиллюстрировать таблицами, фотографиями, фильмами, экспериментом,

моделью

и пр. Создать в ходе исследования

модель, картину-схему, наглядное

пособие, блокнот-рекомендации, список литературы и пр.

Среди основных критериев при самооценке учеником его исследования должны

выступать:

- тщательность выполнения;

- новизна содержания;

- получение исследователем новых знаний;

- дальнейшие интересы, вытекающие из исследования.



В раздел образования