Напоминание

"Креативное чтение как вид подготовки к ЕГЭ


Автор: Никитина Светлана Николаевна
Должность: Учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ
Населённый пункт: Республика Татарстан, г. Зеленодольск
Наименование материала: Статья
Тема: "Креативное чтение как вид подготовки к ЕГЭ
Раздел: среднее образование





Назад




Республика Татарстан, г.Зеленодольск,

МБОУ «Лицей № 9

им.А.С.Пушкина ЗМР РТ»

Никитина С.Н. учитель русского

языка и литературы высшей

квалификационной категории.

Креативное чтение как вид подготовки к ЕГЭ.

Идея единого государственного экзамена возникла в условиях резко

возросшего разнообразия средств и методов обучения в школе,

использование вариативных учебных планов, программ, учебников и

учебных пособий. В отечественном образовании со всей остротой встала

задача повышения качества образования, повышение степени

заинтересованности каждого участника процесса: учителя и ученика.

Таким образом, необходима особая система подготовки к данному виду

работы.

В практике учебной работы мы сталкиваемся с тем, что ребята,

оказавшиеся в 10 классе, когда как раз и начинается интенсивная подготовка

к ЕГЭ, имеют разный уровень обученности. На этой ступени необходимо

использование самых эффективных методических приемов. Один из них –

креативное чтение, его еще называют поисковым.

Чтение

является

одним

из

важнейших

видов

коммуникативно-

познавательной деятельности учащихся. Эта деятельность направлена на

извлечение информации из текста. Именно чтение является средством

информационной

и

образовательной

деятельности,

средством

самообразования. Именно вдумчивое чтение делает успешной подготовку к

написанию сочинения части С.(3.3)

Можно рассказать детям о «трёх китах» любого произведения. «Прежде чем

начать писать, - говорил Горький, - я задаю себе три вопроса: что хочу

написать, как написать и для чего написать». С этими тремя вопросами

сталкивается не только любой автор, но и каждый критик, рецензент и просто

читатель.

Что же происходит сейчас? Ученик начинает работу по этой формуле с

обратного. Он знает для чего пишет. Конечно же, для высокого балла на ЕГЭ.

Он имеет представление, как нужно писать. Мы его этому научили,

вооружили возможными планами, схемами и клише. А вот самый главный

вопрос- что хочу написать – у выпускника уходит на второй план. И если мы

не научим его креативно подходить к процессу чтения, творчество в

письменных работах наших выпускников исчезнет совсем.

Все читатели без труда находят тему, это происходит легко и быстро.

Более внимательно докапываются до идеи. Это сделать чуть сложнее, но и с

этим справляемся. О форме произведения при его чтении задумываются

только

специалисты

лингвисты,

литературоведы.

Но

на

единый

государственный экзамен мы должны прийти уже умеющими анализировать

текст.

В практике читательской работы по методике развивающего обучения

Эльконина-Давыдова ученика всегда встает в позицию читатель – критик –

автор. Он должен не только познакомиться с текстом произведения(позицией

читателя), но вынести свою оценку (позиция критика) и по возможности

написать сначала стилизацию целого произведения или его фрагмента, а уже

потом попытаться создать что-то свое.

На самом деле это не так сложно, как кажется на первый взгляд. Самое

главное – знать формулу, а умение подставлять свои значения в соответствии

с заданным текстом приходит с опытом. То есть чем больше решаешь

однотипных задач, тем легче они тебе даются.

Любое предложение содержит тему, идею и имеет какую-то форму, т.е

совокупность.

Эти знания учащиеся получают уже в 5 классе, и следует использовать

их

при

анализе любого текста,

будь то обычное упражнение или

произведение на уроке литературы.

Постепенно, по мере ознакомления со стилями речи, необходимо

вводить упражнения и по этой теме. Например, после изучения любого стиля

речи даю задание : привести примеры данного стиля речи из разных

источников. Затем стиль речи определяем у любого текста, с которым имеем

дело.

В 10 классе ( если обучение веду не с этого года) и в 11 классе ( если

преподаю с десятого) проводится самая глубокая работа по выполнению

заданий части С. С точки зрения большинства, самой жуткой, пугающей,

страшной частью экзаменационной работы ЕГЭ является эта часть , в

которой сформулированное задание требует развёрнутого монологического

ответа. Любая из формулировок выявляет такие умения:

1) внимательно читать предложенный текст;

2) понимать читаемый текст;

3) определять тему текста, позицию автора;

4)формулировать основную мысль своего высказывания;

5)развивать высказанную мысль, аргументировать свою точку зрения;

6)выстраивать композицию письменного высказывания, обеспечивая

последовательность и связность изложения;

7)отбирать

языковые

средства,

обеспечивающие

точность

и

выразительность речи;

8)соблюдать при письме нормы литературного языка, в том числек

орфографические и пунктуационные.

Прежде всего нам нужно выяснить, что такое сочинение-рассуждение,

отзыв, рецензия и сочинение-описание и чем они отличаются. А затем

пробовать писать в каждом из предложенных жанров. Единственное условие

– работа должна быть написана с опорой на предложенный текст. То есть,

прежде чем писать своё, нужно проанализировать прочитанное, значит,

провести лингвостилистический анализ. Осуществление его предлагаю по

следующему плану:

1.

Тема.

2.

Идея.

3.

Форма: а).стиль текста; б) тип текста; в) композиция; г) лексические

средства

выразительности;

д)

стилистические

фигуры

речи;

е)

синтаксический

строй

(

способ

связи

предложений

в

тексте,

преобладание сложных или простых предложений и др. ).

Хорошо работает так называемая методика «разноуровневой группы». Из

всех классов, где я работаю (7,8,10,11) беру по 8-10 человек и провожу с

ними урок-анализ какого-то текста. Причем во время обсуждения активно

работают все дети. Они к таким занятиям привыкли и очень их ждут. Это

своеобразная возрастная вертикаль в условиях большой школы. В конце

занятия даю задания для обсуждения. Очень интересно старшеклассникам

вспомнить, какими они были, а ребятам помладше – увидеть, до каких

«высот» еще нужно расти.

Конечно, задания нужно продумывать с учетом психологических

особенностей возраста.

Задания по рассказу Джонатана Кимельфельда «Санька»

5 класс. Выделите цветовую гамму рассказа и объясните символику цвета

в авторском замысле.

7 класс. Продолжите рассказ, сохраняя авторскую стилистику.

8 класс. Придумайте себе задание сами. (Ребята придумали следующее: В

каких еще произведениях литературы поднимаются аналогичные

проблемы?)

11 класс. Назовите проблемы, аргументируя которые, можно вспомнить

этот рассказ.

Удачно проходит анализ небольших рассказов В.Гаршина, М.Гелприна,

Т.Крюковой,Д.Кимельфельда.

Анализ текстов проводится поэтапно: вступление, основная часть

( выделение проблематики, выражение собственного мнения, отражение

авторской позиции, заключение), создание текстов с использованием готовых

штампов, клише. Сначала ученик должен вставить нужные слова и

словосочетания в готовый текст, затем предполагается создание отдельных

структурных частей сочинения и только потом – готовый вариант.

Активно проходит групповая работа, когда ученики пишут один из

фрагментов

сочинения(вступление,

комментарий,

позицию

автора,

аргументы). От группы один человек выходит к доске и читается сочинение,

которое получилось в целом. Потом проходит обсуждение.

Все предлагаемые тексты вариантов ЕГЭ по поднимаемым в них

проблемам можно разделить на несколько групп, Я предлагаю обучающимся

эти основные проблемы: проблемы семьи, проблемы экологии, проблемы

нравственности и т.д. Затем мы определяем вытекающие из этих глобальных

проблем более частные, и по ним учимся писать вступление, заключение,

подбираем аргументы, а потом прикладываем их к так называемому

конкретному материалу, т.е. тексту.

После того, как совместно с детьми разобраны и обсуждены

вышеназванные проблемы, проведена должная работа, ученику легче

справиться с сочинением, так как у него уже накоплен определенный

практический материал.

Кроме того, при изучении любого художественного произведения в

курсе литературы обязательно определяем его тему, идею, проблематику,

находим связи с современностью, отвечаем на проблемные вопросы.

Думаю, многие согласятся, что сейчас процесс чтения для многих учеников и

учителей превратился в «поиск аргументов». Чтобы этого не происходило,

мы должны помнить, что чтение – творческий духовный процесс.

Большую работу провожу по построению предложений сочинения

части С. Подбираем синонимы , чтобы избегать повторов, составляем

предложения по комментарию проблемы, учимся, как лучше оформить

авторскую позицию, аргументы и т.д.

Эффективной оказывается работа по анализу

сочинений

одноклассников, такая работа помогает детям видеть ошибки других и на

допускать подобных самим.

У каждого моего ученика есть блокнот, в котором он фиксирует

основные данные о произведении (автор, герои, проблемы, которые

поднимаются в тексте). Такой блокнот-шпаргалка помогает перед экзаменом

«освежить» память, потому что дети часто забывают прочитанные давно

произведения. Именно поэтому мы не прекращаем практику ведения

читательского дневника уже в начальной школе.

Замечательный результат дает и такая методика как чтение с остановкой.

Ребята внимательнее вслушиваются в текст, выстраивают версии возможного

его продолжения, учатся формировать вопросы и давать развернутые ответы.

Необходимо обратить внимание на формирование навыков

рационального чтения учебных, научно-популярных, публицистических

текстов, формируя на этой основе общеучебные умения работы с книгой;

необходимо обучать анализу текста, обращая внимание на эстетическую

функцию языка; учить письменному пересказу, интерпретации текстов

различных стилей. И не нужно забывать аксиому:

больше знаешь –

меньше боишься, меньше боишься – больше веришь в победу,

веришь в победу – значит победишь. Заставить поверить в это

детей – задача нас, педагогов.



В раздел образования