Автор: Никитина Светлана Николаевна
Должность: Учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ
Населённый пункт: Республика Татарстан, г. Зеленодольск
Наименование материала: Статья
Тема: "Креативное чтение как вид подготовки к ЕГЭ
Раздел: среднее образование
Республика Татарстан, г.Зеленодольск,
МБОУ «Лицей № 9
им.А.С.Пушкина ЗМР РТ»
Никитина С.Н. учитель русского
языка и литературы высшей
квалификационной категории.
Креативное чтение как вид подготовки к ЕГЭ.
Идея единого государственного экзамена возникла в условиях резко
возросшего разнообразия средств и методов обучения в школе,
использование вариативных учебных планов, программ, учебников и
учебных пособий. В отечественном образовании со всей остротой встала
задача повышения качества образования, повышение степени
заинтересованности каждого участника процесса: учителя и ученика.
Таким образом, необходима особая система подготовки к данному виду
работы.
В практике учебной работы мы сталкиваемся с тем, что ребята,
оказавшиеся в 10 классе, когда как раз и начинается интенсивная подготовка
к ЕГЭ, имеют разный уровень обученности. На этой ступени необходимо
использование самых эффективных методических приемов. Один из них –
креативное чтение, его еще называют поисковым.
Чтение
является
одним
из
важнейших
видов
коммуникативно-
познавательной деятельности учащихся. Эта деятельность направлена на
извлечение информации из текста. Именно чтение является средством
информационной
и
образовательной
деятельности,
средством
самообразования. Именно вдумчивое чтение делает успешной подготовку к
написанию сочинения части С.(3.3)
Можно рассказать детям о «трёх китах» любого произведения. «Прежде чем
начать писать, - говорил Горький, - я задаю себе три вопроса: что хочу
написать, как написать и для чего написать». С этими тремя вопросами
сталкивается не только любой автор, но и каждый критик, рецензент и просто
читатель.
Что же происходит сейчас? Ученик начинает работу по этой формуле с
обратного. Он знает для чего пишет. Конечно же, для высокого балла на ЕГЭ.
Он имеет представление, как нужно писать. Мы его этому научили,
вооружили возможными планами, схемами и клише. А вот самый главный
вопрос- что хочу написать – у выпускника уходит на второй план. И если мы
не научим его креативно подходить к процессу чтения, творчество в
письменных работах наших выпускников исчезнет совсем.
Все читатели без труда находят тему, это происходит легко и быстро.
Более внимательно докапываются до идеи. Это сделать чуть сложнее, но и с
этим справляемся. О форме произведения при его чтении задумываются
только
специалисты
–
лингвисты,
литературоведы.
Но
на
единый
государственный экзамен мы должны прийти уже умеющими анализировать
текст.
В практике читательской работы по методике развивающего обучения
Эльконина-Давыдова ученика всегда встает в позицию читатель – критик –
автор. Он должен не только познакомиться с текстом произведения(позицией
читателя), но вынести свою оценку (позиция критика) и по возможности
написать сначала стилизацию целого произведения или его фрагмента, а уже
потом попытаться создать что-то свое.
На самом деле это не так сложно, как кажется на первый взгляд. Самое
главное – знать формулу, а умение подставлять свои значения в соответствии
с заданным текстом приходит с опытом. То есть чем больше решаешь
однотипных задач, тем легче они тебе даются.
Любое предложение содержит тему, идею и имеет какую-то форму, т.е
совокупность.
Эти знания учащиеся получают уже в 5 классе, и следует использовать
их
при
анализе любого текста,
будь то обычное упражнение или
произведение на уроке литературы.
Постепенно, по мере ознакомления со стилями речи, необходимо
вводить упражнения и по этой теме. Например, после изучения любого стиля
речи даю задание : привести примеры данного стиля речи из разных
источников. Затем стиль речи определяем у любого текста, с которым имеем
дело.
В 10 классе ( если обучение веду не с этого года) и в 11 классе ( если
преподаю с десятого) проводится самая глубокая работа по выполнению
заданий части С. С точки зрения большинства, самой жуткой, пугающей,
страшной частью экзаменационной работы ЕГЭ является эта часть , в
которой сформулированное задание требует развёрнутого монологического
ответа. Любая из формулировок выявляет такие умения:
1) внимательно читать предложенный текст;
2) понимать читаемый текст;
3) определять тему текста, позицию автора;
4)формулировать основную мысль своего высказывания;
5)развивать высказанную мысль, аргументировать свою точку зрения;
6)выстраивать композицию письменного высказывания, обеспечивая
последовательность и связность изложения;
7)отбирать
языковые
средства,
обеспечивающие
точность
и
выразительность речи;
8)соблюдать при письме нормы литературного языка, в том числек
орфографические и пунктуационные.
Прежде всего нам нужно выяснить, что такое сочинение-рассуждение,
отзыв, рецензия и сочинение-описание и чем они отличаются. А затем
пробовать писать в каждом из предложенных жанров. Единственное условие
– работа должна быть написана с опорой на предложенный текст. То есть,
прежде чем писать своё, нужно проанализировать прочитанное, значит,
провести лингвостилистический анализ. Осуществление его предлагаю по
следующему плану:
1.
Тема.
2.
Идея.
3.
Форма: а).стиль текста; б) тип текста; в) композиция; г) лексические
средства
выразительности;
д)
стилистические
фигуры
речи;
е)
синтаксический
строй
(
способ
связи
предложений
в
тексте,
преобладание сложных или простых предложений и др. ).
Хорошо работает так называемая методика «разноуровневой группы». Из
всех классов, где я работаю (7,8,10,11) беру по 8-10 человек и провожу с
ними урок-анализ какого-то текста. Причем во время обсуждения активно
работают все дети. Они к таким занятиям привыкли и очень их ждут. Это
своеобразная возрастная вертикаль в условиях большой школы. В конце
занятия даю задания для обсуждения. Очень интересно старшеклассникам
вспомнить, какими они были, а ребятам помладше – увидеть, до каких
«высот» еще нужно расти.
Конечно, задания нужно продумывать с учетом психологических
особенностей возраста.
Задания по рассказу Джонатана Кимельфельда «Санька»
5 класс. Выделите цветовую гамму рассказа и объясните символику цвета
в авторском замысле.
7 класс. Продолжите рассказ, сохраняя авторскую стилистику.
8 класс. Придумайте себе задание сами. (Ребята придумали следующее: В
каких еще произведениях литературы поднимаются аналогичные
проблемы?)
11 класс. Назовите проблемы, аргументируя которые, можно вспомнить
этот рассказ.
Удачно проходит анализ небольших рассказов В.Гаршина, М.Гелприна,
Т.Крюковой,Д.Кимельфельда.
Анализ текстов проводится поэтапно: вступление, основная часть
( выделение проблематики, выражение собственного мнения, отражение
авторской позиции, заключение), создание текстов с использованием готовых
штампов, клише. Сначала ученик должен вставить нужные слова и
словосочетания в готовый текст, затем предполагается создание отдельных
структурных частей сочинения и только потом – готовый вариант.
Активно проходит групповая работа, когда ученики пишут один из
фрагментов
сочинения(вступление,
комментарий,
позицию
автора,
аргументы). От группы один человек выходит к доске и читается сочинение,
которое получилось в целом. Потом проходит обсуждение.
Все предлагаемые тексты вариантов ЕГЭ по поднимаемым в них
проблемам можно разделить на несколько групп, Я предлагаю обучающимся
эти основные проблемы: проблемы семьи, проблемы экологии, проблемы
нравственности и т.д. Затем мы определяем вытекающие из этих глобальных
проблем более частные, и по ним учимся писать вступление, заключение,
подбираем аргументы, а потом прикладываем их к так называемому
конкретному материалу, т.е. тексту.
После того, как совместно с детьми разобраны и обсуждены
вышеназванные проблемы, проведена должная работа, ученику легче
справиться с сочинением, так как у него уже накоплен определенный
практический материал.
Кроме того, при изучении любого художественного произведения в
курсе литературы обязательно определяем его тему, идею, проблематику,
находим связи с современностью, отвечаем на проблемные вопросы.
Думаю, многие согласятся, что сейчас процесс чтения для многих учеников и
учителей превратился в «поиск аргументов». Чтобы этого не происходило,
мы должны помнить, что чтение – творческий духовный процесс.
Большую работу провожу по построению предложений сочинения
части С. Подбираем синонимы , чтобы избегать повторов, составляем
предложения по комментарию проблемы, учимся, как лучше оформить
авторскую позицию, аргументы и т.д.
Эффективной оказывается работа по анализу
сочинений
одноклассников, такая работа помогает детям видеть ошибки других и на
допускать подобных самим.
У каждого моего ученика есть блокнот, в котором он фиксирует
основные данные о произведении (автор, герои, проблемы, которые
поднимаются в тексте). Такой блокнот-шпаргалка помогает перед экзаменом
«освежить» память, потому что дети часто забывают прочитанные давно
произведения. Именно поэтому мы не прекращаем практику ведения
читательского дневника уже в начальной школе.
Замечательный результат дает и такая методика как чтение с остановкой.
Ребята внимательнее вслушиваются в текст, выстраивают версии возможного
его продолжения, учатся формировать вопросы и давать развернутые ответы.
Необходимо обратить внимание на формирование навыков
рационального чтения учебных, научно-популярных, публицистических
текстов, формируя на этой основе общеучебные умения работы с книгой;
необходимо обучать анализу текста, обращая внимание на эстетическую
функцию языка; учить письменному пересказу, интерпретации текстов
различных стилей. И не нужно забывать аксиому:
больше знаешь –
меньше боишься, меньше боишься – больше веришь в победу,
веришь в победу – значит победишь. Заставить поверить в это
детей – задача нас, педагогов.