Напоминание

"Воспитание патриотических чувств у дошкольников"


Автор: Нестерова Галина Владимировна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ ЦРР "Детский сад №410"
Населённый пункт: город Пермь, Пермский край
Наименование материала: статья
Тема: "Воспитание патриотических чувств у дошкольников"
Раздел: дошкольное образование





Назад




ВОСПИТАНИЕ ПАТРИОТИЧЕСКИХ ЧУВСТВ У

ДОШКОЛЬНИКОВ

К.Ушинский писал: «Ребенку нечего отрицать, ему нужна положительная пища, кормить

его ненавистью, отчаянием и презрением может только человек, не понимающий

потребностей детства».

Чувство патриотизма так многогранно по своему содержанию, что не может быть

определено несколькими словами. Это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ,

за его культуру, и ощущение своей неразрывности с окружающим, и желание сохранять и

приумножать богатства своей страны.

Патриотизм проявляется не только в сложных тяжелых жизненных ситуациях, но и в

каждодневной трудовой и духовной жизни народа.

Однако, если это чувство столь сложно, то правомерно говорить о нем применительно к

детям дошкольного возраста? Внимательное наблюдение за детьми, изучение их возрастных

особенностей, интересов позволяет сделать вывод, что старший дошкольник обладает

большим количеством знаний, а его интересы связаны часто не только с настоящим, но и с

будущим. В разговорах детей, их вопросах можно услышать суждения о добре и зле, о

несправедливости. Всё это говорит о том, что воспитание патриотических чувств можно и

нужно начинать с дошкольного возраста. Крылатая фраза: «Все начинается с детства»- как

нельзя больше относиться к данному вопросу. Задумываясь об истоках патриотических

чувств, мы всегда обращаемся к впечатлениям детства: это и дерево под окном, и родные

напевы.

С младенчества ребенок слышит родную речь. Песни матери, сказки открывают ему глаза в

мир, эмоционально окрашивают настоящее, вселяют надежду и веру в добро, которое несут

нам сказочные герои: Василиса Прекрасная, Илья Муромец, Иван Царевич. Сказки волнуют,

увлекают ребенка, заставляют его плакать и смеяться, показывают ему, что народ считает

самым главным богатством – трудолюбие, дружбу, взаимопомощь. У каждого народа свои

сказки, и все они по своему, со свойственным данному народу колориту передают от

поколения к поколению эти нравственные ценности. Слушая сказку, ребенок начинает

любить то, что любит его народ и ненавидеть то, что ненавидит народ. «Это первые

блестящие попытки русской народной педагогики, - писал К. Д. Ушинский, - и я не думаю,

чтобы кто-нибудь был в состоянии состязаться в этом случае с педагогическими гениями

народа».

Загадки, пословицы, поговорки – эти жемчужины народной мудрости воспринимаются

ребенком легко и естественно. В них и юмор, и грусть и глубокая любовь к человеку, к

отечеству. Сказки, пословицы, поговорки формируют начало любви к своему народу, к своей

стране.

Очень рано в мир ребенка входит природа родного края. Река, лес, поле постепенно

оживают для него: от первого общего восприятия ребенок переходит к конкретизации – у

него появляются любимые уголки для игры, любимое дерево, тропинки в лесу, место для

рыбалки у реки. Это делает лес, речку своими, родными, остающимися в памяти

дошкольника на всю жизнь.

Так общественное и природное окружение выступает в роли первого педагога, знакомящего

ребенка с Родиной. Но без помощи взрослого ребенку трудно выделить в окружающей жизни

наиболее существенное характерное. Он может не увидеть главное, или принять за главное

нетипичное, второстепенное. «Как у маленького деревца, заботливый садовник укрепляет

корень, от мощности которого зависит жизнь растения на протяжении нескольких

десятилетий, так и взрослый должен заботиться о воспитании у детей чувства безграничной

любви к Родине». Без помощи взрослого детям трудно понять, что люди трудятся на благо

всей страны, что город, село, лес, река, которые ребенок видит каждый день – это и есть его

Родина.

Взрослый выступает посредником между ребенком и окружающим его миром, он

направляет, регулирует его восприятие окружающего. У детей еще очень мал жизненный

опыт, и в силу своей способности к подражанию и из доверия к взрослому дети перенимают

у них оценки событий: что говорят дома родители о предстоящем субботнике, как готовятся к

празднику и т. д. – во всем проявляется их отношение к жизни, которое постепенно

воспитывает чувства ребенка.

При воспитании патриотических чувств очень важно поддерживать в детях интерес к

событиям и явлениям общественной жизни, беседовать с ними о том, что их интересует.

Принято считать, что воспитание у детей патриотических чувств происходит в следующей

последовательности: сначала воспитывается любовь к родителям, родному дому, детскому

саду, затем к городу, ко всей стране. Однако неверно полагать, что воспитывая любовь к

родителям, мы уже тем самым воспитываем любовь к Родине. К сожалению известны

случаи, когда преданность своему дому, своей семье уживается с безразличием к судьбе

Родины и даже с предательством.

Мы учим ребенка с первых лет жизни любить родителей, помогать им. Благородное чувство

преданности дорогому человеку, потребность в духовной и эмоциональной близости с ним –

все это очень важно для становления личности ребенка, для чувства защищенности и

благополучия. Но для того чтобы эти чувства стали началом любви к родине, очень важно,

чтобы дети как можно раньше увидели гражданское лицо своих родителей, осознали их как

тружеников, вносящим свой вклад в общее дело.

Важным средством патриотического воспитания является приобщение детей к традициям

народа. Например, отмечать профессиональные праздники, праздники урожая, чтить память

погибшим войнам, устраивать проводы новобранцев в армию, встречи ветеранов, участников

воин. Неизменно живет в народе традиция чтить память погибших воинов. Много

памятников и обелисков на нашей земле. Люди не могут забыть тех, кто лежит на

Пискаревском кладбище, кто был сожжен в Хатыни, брошен живым в шахты Краснодона и

Красного луга, кто похоронен в тысячах братских могил. Дети тоже должны знать об этих

страшных страницах нашей истории.

Ребенок в старшем дошкольном возрасте уже способен переживать ненависть, обиду не

только за себя лично. Пусть он поплачет, слушая рассказ о мальчике, которого фашисты

повесили на глазах у матери, о солдате, который с последней гранатой бросился под

фашистский танк. Не нужно ограждать детей от сильных эмоций. Такие эмоции не расстроят

нервную систему ребенка, а являются началом патриотических чувств.

Одна из граней патриотизма – отношение к трудящемуся человеку. Мысль о том, что все

создано трудом, руками человека, что труд приносит радость, счастье и богатство стране,

должна как можно раньше зародиться в сознании ребенка. Показанный ему героизм труда

воспитывает его нравственные чувства не менее чем героизм военного подвига. Педагог,

может посоветовать родителям, рассказывать детям о своей работе, о том, что они делают, и

для чего это нужно.

При ознакомлении детей с трудом взрослых, очень важно показать им общественную

значимость этого труда, его необходимость не только лично к какому-то человеку, но и всей

стране. Наиболее наглядно это можно сделать, рассказывая о труде хлебороба. Рассказы о

героическом труде, о преданности делу, о самоотверженности и смелости помогает

воспитывать гордость за человека – труженика. В патриотическом воспитании детей велика

роль книг о защитниках Родины. Героизм волнует и притягивает к себе ребенка, рождает

стремление к подражанию.

Читая детям рассказ, стихотворение, важно своими интонациями, логическими ударениями

передать кульминационные моменты в произведении, заставить их волноваться и радоваться.

Беседовать после чтения, надо с большой осторожностью, чтобы не разрушить, а укрепить

эмоциональное воздействие. Например, детям прочли стихотворение «Почему маму

прозвали, Гришкой» мужественная, ловкая, умная девушка вызывает восхищение, дети

волнуются за неё и радуются, когда ей удается уйти от врага. Не нужно задавать много

вопросов по тексту этого произведения. Но важно, чтобы все они были направлены не на

изложение содержания сюжета, а на эмоциональные моменты «Когда вы слушали рассказ,

вам было немного страшно?», «А когда вы обрадовались?», «Какое место в рассказе вам

больше всего запомнилось?». После ответов детей можно прочесть произведение еще раз.

Одна из любимых книг детей – книга Льва Кассиля «Твои защитники». Каждый рассказ в

ней пример героизма.

Любить Родину – это и знать её. Что может знать о своей стране ребенок, какие знания

нужны ему, чтобы первое чувство любви к отечеству стало осознанным и прочным? Прежде

всего, ребенку нужно знать о сегодняшней жизни Родины. Примеры трудовых подвигов

людей во имя благополучия и славы Родины, традиции, с которыми педагог знакомит детей,

помогают им осознать патриотизм, как чувство проявляющееся каждодневно.

Очень важно для воспитания патриотических чувств и исторические знания. Обращение к

литературе, искусству прошлого, так же как и к истории, - это обращение к прошлому своего

народа. Только тот, кто любит, ценит и уважает накопленное, и сохраненное предыдущими

поколениями, может стать подлинными патриотами.

Любовь к Родине становится настоящим глубоким чувством, когда она выражается не

только в стремлении больше узнать о ней, но и в желании, потребности трудиться, на благо

отечества, бережно относиться к его богатствам. Роль самостоятельной трудовой

деятельности в воспитании будущего гражданина чрезвычайно важна. Дела ребенка

дошкольника невелики и не сложны, однако они имеют большое значение для формирования

его личности. Нужно поощрять самостоятельную деятельность детей, мотивом которой

является желание сделать, что - то для коллектива, для детского сада. Не всегда ребята могут

сами сообразить, что и как делать. Вот здесь и нужна помощь взрослого, его совет, пример.

Весной организуется воскресник по уборке и озеленению двора, улицы на которой живет

ребенок. «Бери сынок, лопату, пойдем работать», - говорит отец. И непременно, на

следующий день, придя в детский сад, сын с гордостью скажет: «А мы вчера с папой

посадили дерево в нашем дворе». Участие в общих делах - воспитывает в ребенке хозяина

своей страны. Хозяина любящего, заботливого. Труд с общественной мотивацией нужно

организовать и в детском саду и дома так, чтобы он был систематическим, а не от случая к

случаю. Ребенок должен иметь постоянные поручения, не только по самообслуживанию, но и

для пользы других, всего коллектива. Важно только, чтобы этот труд действительно имел

реальное значение для окружающих, не был надуманным. Все сказанное имеет прямое

отношение к воспитанию патриотических чувств у детей.



В раздел образования