Автор: Нестерова Галина Владимировна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ ЦРР "Детский сад №410"
Населённый пункт: город Пермь, Пермский край
Наименование материала: статья
Тема: "Воспитание патриотических чувств у дошкольников"
Раздел: дошкольное образование
ВОСПИТАНИЕ ПАТРИОТИЧЕСКИХ ЧУВСТВ У
ДОШКОЛЬНИКОВ
К.Ушинский писал: «Ребенку нечего отрицать, ему нужна положительная пища, кормить
его ненавистью, отчаянием и презрением может только человек, не понимающий
потребностей детства».
Чувство патриотизма так многогранно по своему содержанию, что не может быть
определено несколькими словами. Это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ,
за его культуру, и ощущение своей неразрывности с окружающим, и желание сохранять и
приумножать богатства своей страны.
Патриотизм проявляется не только в сложных тяжелых жизненных ситуациях, но и в
каждодневной трудовой и духовной жизни народа.
Однако, если это чувство столь сложно, то правомерно говорить о нем применительно к
детям дошкольного возраста? Внимательное наблюдение за детьми, изучение их возрастных
особенностей, интересов позволяет сделать вывод, что старший дошкольник обладает
большим количеством знаний, а его интересы связаны часто не только с настоящим, но и с
будущим. В разговорах детей, их вопросах можно услышать суждения о добре и зле, о
несправедливости. Всё это говорит о том, что воспитание патриотических чувств можно и
нужно начинать с дошкольного возраста. Крылатая фраза: «Все начинается с детства»- как
нельзя больше относиться к данному вопросу. Задумываясь об истоках патриотических
чувств, мы всегда обращаемся к впечатлениям детства: это и дерево под окном, и родные
напевы.
С младенчества ребенок слышит родную речь. Песни матери, сказки открывают ему глаза в
мир, эмоционально окрашивают настоящее, вселяют надежду и веру в добро, которое несут
нам сказочные герои: Василиса Прекрасная, Илья Муромец, Иван Царевич. Сказки волнуют,
увлекают ребенка, заставляют его плакать и смеяться, показывают ему, что народ считает
самым главным богатством – трудолюбие, дружбу, взаимопомощь. У каждого народа свои
сказки, и все они по своему, со свойственным данному народу колориту передают от
поколения к поколению эти нравственные ценности. Слушая сказку, ребенок начинает
любить то, что любит его народ и ненавидеть то, что ненавидит народ. «Это первые
блестящие попытки русской народной педагогики, - писал К. Д. Ушинский, - и я не думаю,
чтобы кто-нибудь был в состоянии состязаться в этом случае с педагогическими гениями
народа».
Загадки, пословицы, поговорки – эти жемчужины народной мудрости воспринимаются
ребенком легко и естественно. В них и юмор, и грусть и глубокая любовь к человеку, к
отечеству. Сказки, пословицы, поговорки формируют начало любви к своему народу, к своей
стране.
Очень рано в мир ребенка входит природа родного края. Река, лес, поле постепенно
оживают для него: от первого общего восприятия ребенок переходит к конкретизации – у
него появляются любимые уголки для игры, любимое дерево, тропинки в лесу, место для
рыбалки у реки. Это делает лес, речку своими, родными, остающимися в памяти
дошкольника на всю жизнь.
Так общественное и природное окружение выступает в роли первого педагога, знакомящего
ребенка с Родиной. Но без помощи взрослого ребенку трудно выделить в окружающей жизни
наиболее существенное характерное. Он может не увидеть главное, или принять за главное
нетипичное, второстепенное. «Как у маленького деревца, заботливый садовник укрепляет
корень, от мощности которого зависит жизнь растения на протяжении нескольких
десятилетий, так и взрослый должен заботиться о воспитании у детей чувства безграничной
любви к Родине». Без помощи взрослого детям трудно понять, что люди трудятся на благо
всей страны, что город, село, лес, река, которые ребенок видит каждый день – это и есть его
Родина.
Взрослый выступает посредником между ребенком и окружающим его миром, он
направляет, регулирует его восприятие окружающего. У детей еще очень мал жизненный
опыт, и в силу своей способности к подражанию и из доверия к взрослому дети перенимают
у них оценки событий: что говорят дома родители о предстоящем субботнике, как готовятся к
празднику и т. д. – во всем проявляется их отношение к жизни, которое постепенно
воспитывает чувства ребенка.
При воспитании патриотических чувств очень важно поддерживать в детях интерес к
событиям и явлениям общественной жизни, беседовать с ними о том, что их интересует.
Принято считать, что воспитание у детей патриотических чувств происходит в следующей
последовательности: сначала воспитывается любовь к родителям, родному дому, детскому
саду, затем к городу, ко всей стране. Однако неверно полагать, что воспитывая любовь к
родителям, мы уже тем самым воспитываем любовь к Родине. К сожалению известны
случаи, когда преданность своему дому, своей семье уживается с безразличием к судьбе
Родины и даже с предательством.
Мы учим ребенка с первых лет жизни любить родителей, помогать им. Благородное чувство
преданности дорогому человеку, потребность в духовной и эмоциональной близости с ним –
все это очень важно для становления личности ребенка, для чувства защищенности и
благополучия. Но для того чтобы эти чувства стали началом любви к родине, очень важно,
чтобы дети как можно раньше увидели гражданское лицо своих родителей, осознали их как
тружеников, вносящим свой вклад в общее дело.
Важным средством патриотического воспитания является приобщение детей к традициям
народа. Например, отмечать профессиональные праздники, праздники урожая, чтить память
погибшим войнам, устраивать проводы новобранцев в армию, встречи ветеранов, участников
воин. Неизменно живет в народе традиция чтить память погибших воинов. Много
памятников и обелисков на нашей земле. Люди не могут забыть тех, кто лежит на
Пискаревском кладбище, кто был сожжен в Хатыни, брошен живым в шахты Краснодона и
Красного луга, кто похоронен в тысячах братских могил. Дети тоже должны знать об этих
страшных страницах нашей истории.
Ребенок в старшем дошкольном возрасте уже способен переживать ненависть, обиду не
только за себя лично. Пусть он поплачет, слушая рассказ о мальчике, которого фашисты
повесили на глазах у матери, о солдате, который с последней гранатой бросился под
фашистский танк. Не нужно ограждать детей от сильных эмоций. Такие эмоции не расстроят
нервную систему ребенка, а являются началом патриотических чувств.
Одна из граней патриотизма – отношение к трудящемуся человеку. Мысль о том, что все
создано трудом, руками человека, что труд приносит радость, счастье и богатство стране,
должна как можно раньше зародиться в сознании ребенка. Показанный ему героизм труда
воспитывает его нравственные чувства не менее чем героизм военного подвига. Педагог,
может посоветовать родителям, рассказывать детям о своей работе, о том, что они делают, и
для чего это нужно.
При ознакомлении детей с трудом взрослых, очень важно показать им общественную
значимость этого труда, его необходимость не только лично к какому-то человеку, но и всей
стране. Наиболее наглядно это можно сделать, рассказывая о труде хлебороба. Рассказы о
героическом труде, о преданности делу, о самоотверженности и смелости помогает
воспитывать гордость за человека – труженика. В патриотическом воспитании детей велика
роль книг о защитниках Родины. Героизм волнует и притягивает к себе ребенка, рождает
стремление к подражанию.
Читая детям рассказ, стихотворение, важно своими интонациями, логическими ударениями
передать кульминационные моменты в произведении, заставить их волноваться и радоваться.
Беседовать после чтения, надо с большой осторожностью, чтобы не разрушить, а укрепить
эмоциональное воздействие. Например, детям прочли стихотворение «Почему маму
прозвали, Гришкой» мужественная, ловкая, умная девушка вызывает восхищение, дети
волнуются за неё и радуются, когда ей удается уйти от врага. Не нужно задавать много
вопросов по тексту этого произведения. Но важно, чтобы все они были направлены не на
изложение содержания сюжета, а на эмоциональные моменты «Когда вы слушали рассказ,
вам было немного страшно?», «А когда вы обрадовались?», «Какое место в рассказе вам
больше всего запомнилось?». После ответов детей можно прочесть произведение еще раз.
Одна из любимых книг детей – книга Льва Кассиля «Твои защитники». Каждый рассказ в
ней пример героизма.
Любить Родину – это и знать её. Что может знать о своей стране ребенок, какие знания
нужны ему, чтобы первое чувство любви к отечеству стало осознанным и прочным? Прежде
всего, ребенку нужно знать о сегодняшней жизни Родины. Примеры трудовых подвигов
людей во имя благополучия и славы Родины, традиции, с которыми педагог знакомит детей,
помогают им осознать патриотизм, как чувство проявляющееся каждодневно.
Очень важно для воспитания патриотических чувств и исторические знания. Обращение к
литературе, искусству прошлого, так же как и к истории, - это обращение к прошлому своего
народа. Только тот, кто любит, ценит и уважает накопленное, и сохраненное предыдущими
поколениями, может стать подлинными патриотами.
Любовь к Родине становится настоящим глубоким чувством, когда она выражается не
только в стремлении больше узнать о ней, но и в желании, потребности трудиться, на благо
отечества, бережно относиться к его богатствам. Роль самостоятельной трудовой
деятельности в воспитании будущего гражданина чрезвычайно важна. Дела ребенка
дошкольника невелики и не сложны, однако они имеют большое значение для формирования
его личности. Нужно поощрять самостоятельную деятельность детей, мотивом которой
является желание сделать, что - то для коллектива, для детского сада. Не всегда ребята могут
сами сообразить, что и как делать. Вот здесь и нужна помощь взрослого, его совет, пример.
Весной организуется воскресник по уборке и озеленению двора, улицы на которой живет
ребенок. «Бери сынок, лопату, пойдем работать», - говорит отец. И непременно, на
следующий день, придя в детский сад, сын с гордостью скажет: «А мы вчера с папой
посадили дерево в нашем дворе». Участие в общих делах - воспитывает в ребенке хозяина
своей страны. Хозяина любящего, заботливого. Труд с общественной мотивацией нужно
организовать и в детском саду и дома так, чтобы он был систематическим, а не от случая к
случаю. Ребенок должен иметь постоянные поручения, не только по самообслуживанию, но и
для пользы других, всего коллектива. Важно только, чтобы этот труд действительно имел
реальное значение для окружающих, не был надуманным. Все сказанное имеет прямое
отношение к воспитанию патриотических чувств у детей.