Автор: Белина Мария Павловна
Должность: МАОУ "Школа №7 для обучающихся с ОВЗ" учитель технологии
Учебное заведение: МАОУ "Школа №7 для обучающихся с ОВЗ "
Населённый пункт: Пермский край г. Березники
Наименование материала: Дифференцированный подход в обучении на уроках технологии
Тема: Дифференцированный подход в обучении на уроках технологии согласно ФГОС
Раздел: среднее образование
Применение дифференцированного подхода в обучении
технологии.
Использование дифференцированного обучения на уроках технологии. Основные
направления:
- подбор объектов и материалов труда;
- выбор схемы построения учебного процесса;
- использование активных форм организации работы учащихся;
- элементы дизайна и декоративно-прикладного искусства.
Дифференциация и индивидуализация подхода к учащимся – обязательные
составляющие современного учебно-воспитательного процесса.
Главной точкой, является выбор схемы построения учебного процесса, особенно
той его части, которая проявляется в деятельности самих учащихся. Здесь и активное
добывание ими знаний и применение их при изготовлении изделий, т.е. проверка
практической ценности усвоенных знаний, умений. Общепринятая схема такова: образец
+ анализ конструкции образца + чертеж + технологическая карта + изготовление.
Обучающиеся анализируют конструкцию предложенного учителем изделия, на основании
анализа выполняют его чертежи, составляют технологическую карту и изготовляют
изделие.
Эта схема хорошо действует на этапе формирования у обучающихся знаний,
умений и навыков, которые, безусловно, необходимы для успешной работы на уроке.
Однако результатом ее конечно же будет копия (возможно несколько копий) образца.
Многим обучающимся такой подход не дает возможности в полной мере раскрыть
свои способности. С такими обучающимися работаю в несколько ином ключе: идея +
разработка конструкции + чертеж + план работы + изготовление. Задача – создать условия
для творческого замысла, идеи, и, если потребуется, помочь обучающимся при движении
от этапа к этапу. При этом от обучающихся требуется привлечение знаний по другим
предметам(меж предметные связи) умение выявлять причинно-следственные связи,
использовать воображение, что способствует развитию у них пространственного
мышления, эстетического вкуса. Если в первом случае деятельность несовершеннолетних
носит в основном репродуктивный характер, то во втором — созидательный, творческий.
На уроках технологии большая часть времени отводится практическим работам. По
их результатам судят и об успехе всего занятия. Определяющим фактором при этом,
наряду с материальным обеспечением, выступает использование оптимальных форм
организации труда обучающихся. Из сложившихся форм — звеньевой, фронтальной,
бригадной, индивидуальной — вторую я почти не применяю, так как при фронтальной
работе ученики выполняют одинаковое задание, что обезличивает труд каждого
отдельного школьника. Оптимальным вариантом считаю разумное сочетание бригадной,
звеньевой и индивидуальной работы.
Практически в любом классе можно вычленить, по меньшей мере, три уровня
подготовленности учащихся: минимальный (удовлетворительное знание и владение
умениями), общий (хорошее знание и владение умениями), продвинутый (повышенный,
выходящий за рамки требований учебной программы). Бригаду из 3-4-х учеников
формирую так, чтобы в нее входили дети с разным уровнем подготовки. Показала себя
эффективной работа в группах из учеников минимального и общего уровней, а при
выполнении творческих заданий к хорошим результатам приводит объединение учащихся
продвинутого и общего уровня.
Индивидуальную форму организации труда применяю, как правило, в работе с
сильными и слабыми учащимися, которые по темпам продвижения и результатам
значительно отличаются от остальных. Конечно, при этом нелегко обеспечивать всех
необходимым материалом, осуществлять текущий контроль и инструктаж во время
занятия. Эти уроки требуют много времени на подготовку, но результаты оправдывают
все издержки.
Дифференциацию и индивидуализацию обучения не мыслю без активного
включения в учебный процесс элементов дизайна и декоративно-прикладного искусства.
Работаю в таком направлении уже несколько лет. Очень показателен в этом плане анализ
результатов труда учащихся. Основанные на одних и тех же законах композиции и
художественного конструирования, выполненные одними и теми же инструментами из
одинакового материала работы учащихся очень индивидуальны. Причем речь идет не о
качестве изготовления изделий (хотя это тоже важно). Оно определяется, как правило,
уровнем сформированности специальных знаний, умений и навыков. Главное, это
своеобразие замысла, что свидетельствует о творческом характере деятельности ученика,
без чего невозможно развитие его личности. Само это своеобразие чаще всего проявляется
в выборе технологии выполнения формы и отделки изделий.
В 5-7-м классах объекты труда учащимся предлагаю «я сам «, восьмиклассники
делают это самостоятельно. Главное — обеспечить активную познавательную и
созидательную деятельность учащихся.
Для этого объекты труда должны быть
посильными и по возможности привлекательными для учеников. К слову сказать, они
изготавливают самые разные, часто довольно сложные и редкие вещи, требующие не
только знаний и умений, но и терпения и упорства в достижении цели.
На мой взгляд, из всего многообразия объектов труда самыми благодарными
изделиями являются игры и игрушки. Ведь их значимость ясна даже ученикам младших
классов, что служит хорошим стимулом к работе. Кроме того, конструкция и форма
многих игрушек не так строго регламентированы техническими требованиями, что
оставляет простор для фантазии и творчества. Изготовлением их учащиеся занимаются с
большим удовольствием, испытывая при этом массу положительных эмоций.
На уроки приходят разные обучающиеся. Есть и такие, для которых технология по
существу оказалась единственным предметом, где они могут себя проявить и выразить,
самоутвердиться именно как личность. У них возрождается познавательный интерес,
появляется самостоятельность и уверенность в своих силах, исчезает робость перед
новыми видами деятельности, возникает желание делать любое дело хорошо, красиво. Все
это говорит о
трудовом и нравственном становлении обучающихся в школе, о
личностном росте.