Напоминание

Дифференцированный подход в обучении на уроках технологии согласно ФГОС


Автор: Белина Мария Павловна
Должность: МАОУ "Школа №7 для обучающихся с ОВЗ" учитель технологии
Учебное заведение: МАОУ "Школа №7 для обучающихся с ОВЗ "
Населённый пункт: Пермский край г. Березники
Наименование материала: Дифференцированный подход в обучении на уроках технологии
Тема: Дифференцированный подход в обучении на уроках технологии согласно ФГОС
Раздел: среднее образование





Назад




Применение дифференцированного подхода в обучении

технологии.

Использование дифференцированного обучения на уроках технологии. Основные

направления:

- подбор объектов и материалов труда;

- выбор схемы построения учебного процесса;

- использование активных форм организации работы учащихся;

- элементы дизайна и декоративно-прикладного искусства.

Дифференциация и индивидуализация подхода к учащимся – обязательные

составляющие современного учебно-воспитательного процесса.

Главной точкой, является выбор схемы построения учебного процесса, особенно

той его части, которая проявляется в деятельности самих учащихся. Здесь и активное

добывание ими знаний и применение их при изготовлении изделий, т.е. проверка

практической ценности усвоенных знаний, умений. Общепринятая схема такова: образец

+ анализ конструкции образца + чертеж + технологическая карта + изготовление.

Обучающиеся анализируют конструкцию предложенного учителем изделия, на основании

анализа выполняют его чертежи, составляют технологическую карту и изготовляют

изделие.

Эта схема хорошо действует на этапе формирования у обучающихся знаний,

умений и навыков, которые, безусловно, необходимы для успешной работы на уроке.

Однако результатом ее конечно же будет копия (возможно несколько копий) образца.

Многим обучающимся такой подход не дает возможности в полной мере раскрыть

свои способности. С такими обучающимися работаю в несколько ином ключе: идея +

разработка конструкции + чертеж + план работы + изготовление. Задача – создать условия

для творческого замысла, идеи, и, если потребуется, помочь обучающимся при движении

от этапа к этапу. При этом от обучающихся требуется привлечение знаний по другим

предметам(меж предметные связи) умение выявлять причинно-следственные связи,

использовать воображение, что способствует развитию у них пространственного

мышления, эстетического вкуса. Если в первом случае деятельность несовершеннолетних

носит в основном репродуктивный характер, то во втором — созидательный, творческий.

На уроках технологии большая часть времени отводится практическим работам. По

их результатам судят и об успехе всего занятия. Определяющим фактором при этом,

наряду с материальным обеспечением, выступает использование оптимальных форм

организации труда обучающихся. Из сложившихся форм — звеньевой, фронтальной,

бригадной, индивидуальной — вторую я почти не применяю, так как при фронтальной

работе ученики выполняют одинаковое задание, что обезличивает труд каждого

отдельного школьника. Оптимальным вариантом считаю разумное сочетание бригадной,

звеньевой и индивидуальной работы.

Практически в любом классе можно вычленить, по меньшей мере, три уровня

подготовленности учащихся: минимальный (удовлетворительное знание и владение

умениями), общий (хорошее знание и владение умениями), продвинутый (повышенный,

выходящий за рамки требований учебной программы). Бригаду из 3-4-х учеников

формирую так, чтобы в нее входили дети с разным уровнем подготовки. Показала себя

эффективной работа в группах из учеников минимального и общего уровней, а при

выполнении творческих заданий к хорошим результатам приводит объединение учащихся

продвинутого и общего уровня.

Индивидуальную форму организации труда применяю, как правило, в работе с

сильными и слабыми учащимися, которые по темпам продвижения и результатам

значительно отличаются от остальных. Конечно, при этом нелегко обеспечивать всех

необходимым материалом, осуществлять текущий контроль и инструктаж во время

занятия. Эти уроки требуют много времени на подготовку, но результаты оправдывают

все издержки.

Дифференциацию и индивидуализацию обучения не мыслю без активного

включения в учебный процесс элементов дизайна и декоративно-прикладного искусства.

Работаю в таком направлении уже несколько лет. Очень показателен в этом плане анализ

результатов труда учащихся. Основанные на одних и тех же законах композиции и

художественного конструирования, выполненные одними и теми же инструментами из

одинакового материала работы учащихся очень индивидуальны. Причем речь идет не о

качестве изготовления изделий (хотя это тоже важно). Оно определяется, как правило,

уровнем сформированности специальных знаний, умений и навыков. Главное, это

своеобразие замысла, что свидетельствует о творческом характере деятельности ученика,

без чего невозможно развитие его личности. Само это своеобразие чаще всего проявляется

в выборе технологии выполнения формы и отделки изделий.

В 5-7-м классах объекты труда учащимся предлагаю «я сам «, восьмиклассники

делают это самостоятельно. Главное — обеспечить активную познавательную и

созидательную деятельность учащихся.

Для этого объекты труда должны быть

посильными и по возможности привлекательными для учеников. К слову сказать, они

изготавливают самые разные, часто довольно сложные и редкие вещи, требующие не

только знаний и умений, но и терпения и упорства в достижении цели.

На мой взгляд, из всего многообразия объектов труда самыми благодарными

изделиями являются игры и игрушки. Ведь их значимость ясна даже ученикам младших

классов, что служит хорошим стимулом к работе. Кроме того, конструкция и форма

многих игрушек не так строго регламентированы техническими требованиями, что

оставляет простор для фантазии и творчества. Изготовлением их учащиеся занимаются с

большим удовольствием, испытывая при этом массу положительных эмоций.

На уроки приходят разные обучающиеся. Есть и такие, для которых технология по

существу оказалась единственным предметом, где они могут себя проявить и выразить,

самоутвердиться именно как личность. У них возрождается познавательный интерес,

появляется самостоятельность и уверенность в своих силах, исчезает робость перед

новыми видами деятельности, возникает желание делать любое дело хорошо, красиво. Все

это говорит о

трудовом и нравственном становлении обучающихся в школе, о

личностном росте.



В раздел образования