Напоминание

Развитие речи у младших дошкольников средствами физкультурно-оздоровительной работы


Автор: Чашина Галина Анатольтевна
Должность: инструктор физкультуры
Учебное заведение: МБДОУ детский сад № 43 комбинированного вида
Населённый пункт: дер.Малые Колпаны, Гатчинский район, Ленинградская область
Наименование материала: статья
Тема: Развитие речи у младших дошкольников средствами физкультурно-оздоровительной работы
Раздел: дошкольное образование





Назад




«Развитие речи детей средствами физкультурно -

оздоровительной работы»

В каждый период жизни ребёнка деятельность его организма связана с

решением определённых приоритетных жизненно важных задач. В

дошкольный период это задачи социальной значимости, например развитие

речи. Речь является одной из самых сложных психических функций

человека.

Статистика показывает, что процент детей с речевым нарушением

неуклонно растёт. На сегодня, по данным здравоохранения у 30% детей

отмечаются различные нарушения речи, т. е у трети всех детей речевая

функция не достигает нормы и требует дополнительных воздействий.

Выходом из сложившейся ситуации является поиск научных направлений в

физическом воспитании. Учёные И. П. Павлов и А. А. Леонтьев доказали что,

чем выше двигательная активность ребёнка, тем лучше развивается его речь.

Двигательная активность ребёнка помогает интенсивнее развивать его речь, с

другой стороны - формирование движений происходит при участии речи.

Точное выполнение упражнений для рук, ног, туловища, головы

подготавливает и совершенствует движения артикулярных органов (губ,

языка, нижней челюсти, которые являются ведущими при формировании

правильного звукопроизношения.

К формам организации двигательной деятельности относятся:

- Утренняя гимнастика

- Подвижные игры и физические упражнения на прогулке

- Физкультминутки

- Упражнения после сна

- Закаливающие мероприятия

- Самостоятельная двигательная деятельность

- Активный отдых.

Однако двигательная активность не будет наиболее интересна для

ребёнка без использования в утренней гимнастике, при выполнении

закаливания, в самостоятельной двигательной деятельности, в

физкультминутках, без подвижных игр со стихотворным текстом.

Стихотворение подбирают так, чтобы соотнести ритм стихотворной строки с

движением рук, ног и туловища.

Например утренняя гимнастика:

Дети делают зарядку – Кто вприскочку, кто вприсядку,

Кто - то плечи поднимает, Кто – то плечи опускает.

Сделаем руками взмах,

Вправо мах и влево мах,

Полуприсед, Присед и Наклон.

Всем спортсменам шлём поклон.

ИЛИ:

Знакомство с лесными жителями:

У нас славная осанка, мы свели лопатки.

Мы походим на носках, а потом на пятках.

Пойдём мягко, как лисята,

И как мишка косолапый,

И как серый волк - волчище,

И как заинька трусишка.

Вот свернулся волк в клубок, Потому что он продрог.

Лучик ёжика коснулся, Ёжик сладко потянулся.

Гимнастика после сна:

Реснички поднимаются

Глазки открываются.

Дружно вместе все проснулись,

Потянулись, улыбнулись.

Головой вертим, во все стороны глядим.

Все спокойно встали, Наклоны делать стали.

Приседаем, приседаем

Ножки полностью сгибаем.

1, 2, 3, 4, 5 волк попробуй их догнать.

Буратино

Буратино после сна

Делает зарядку.

Раз нагнётся, Два присядет

И пойдёт на пятках.

Влево ножку, вправо ножку,

Посидим друзья немножко.

А сейчас все дружно встали, Одеваться побежали.

Развитие речи тесно связано с движением пальцев рук.

Упражнения для пальцев являются хорошим стимулом возникновения

речи. Поэтому уровень речевого развития ребёнка находится в прямой

зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев руки

человека. А для этого нужно, как можно чаще использовать пальчиковую

гимнастику или игру:

Игра для пальчиков

- Выбрать на ощупь из 4 – 5 мягких игрушек (допустим, только зайчика) .

- Найти с закрытыми глазами 2 одинаковые мягкие игрушки (чем похожи?

чем различаются? .

- На ощупь (через ткань) определить содержимое мешочка (в мешочке могут

лежать кубик, матрёшка, машинка, катушка ниток и т. д.) .

- При помощи палочки, с закрытыми глазами «определить» предмет,

стоящий на столе.

- На ощупь вдеть шнурки в игрушку – планшет.

- С закрытыми глазами выстроить по порядку матрёшек.

Упражнения для пальчиков

Вверх ладошки! Хлоп! Хлоп!

По коленкам – шлёп, шлёп!

По плечам теперь похлопай,

По бокам себя пошлепай.

Можем хлопнуть за спиной!

Хлопаем перед собой!

Вправо можем! Влево можем!

И крест накрест руки сложим.

Овощи

Поочерёдно пригибая пальчики к ладошке под текст, начиная с большого.

Собираем мы в лукошко

И морковку и картошку,

Огурцы, фасоль, горох,

Урожай у нас не плох.

Особый интерес для детей составляют двигательно – речевые средства.

Они используются на занятиях при динамической паузе, при автоматизации

звуков. Их так же можно проводить в домашних условиях. Вышли уточки на

луг Вышли уточки на луг, Кря – кря – кря! (Шагаем.)

Пролетел весёлый жук, Ж – ж – ж! (Машем руками – крыльями.)

Гуси шеи выгибают, Га – га – га! (круговые вращения шеей.)

Клювом перья расправляют. (Повороты туловища влево – вправо.)

Ветер ветки раскачал? (Качаем поднятыми вверх руками.)

Шарик тоже зарычал, Р – р – р! (Руки на поясе, наклонились вперёд,

смотрим перед собой.)

Зашептал в воде камыш, Ш –ш – ш! (Подняли вверх руки, потянулись.)

И опять настала тишь, Ш – ш –ш. (Присели.)

Муха

Над медведем возле уха

Целый час жужжала муха: «Ж –ж – ж… »

Комары летят, Летят и пищат: «З – з – зу, З – з – зу – укушу! З – з – з… »

«Ж – ж – ж… » - «З - з – з… »

В активном отдыхе можно проводить подвижные игры с дыхательными

упражнениями.

Мотылёк, журавль, жаба

Дети перемещаются по залу.

На команду «мотылёк» - активные взмахи руками;

на команду «журавль» - приостановка и удержание равновесия на одной

ноге;

на команду «жаба» -прыжки на четвереньках – сначала на руки, потом на

ноги с произношением на выдохе «ква- ква –ква».

Снежинки и ветерок

Дети делятся на 2 команды «Снежинки» и «Ветерок».

Снежинки кружатся, бегают на носочках; «ветерок» в это время отдыхает.

После слов «ветер проснулся», дети на выдохе произносят «ш –ш –ш» и

снежинки прячутся от ветра, оседают. Игра продолжается 4- 5 раз; после чего

дети в командах меняются ролями.

Речь ребёнка формируется на примере речи родных и близких ему

людей: матери, отца, бабушки, дедушки и старших сестёр, братьев. Поэтому

очень важно, что ребёнок в семье с раннего возраста слышал правильную

отчётливую речь, на примере, которой формируется его собственная.

Родители просто обязаны знать, какое огромное значение для ребёнка имеет

речь взрослых. Взрослые должны говорить правильно не искажая слов, чётко

произнося каждый звук, не торопиться, не «съедать» слогов и окончаний

слов. Если взрослые не следят за своей речью, то до уха ребёнка многие

слова долетают искажённо («смори» вместо «смотри», «не бежи» вместо «не

беги», «ваще» вместо «вообще» и т. д) .Особенно чётко нужно произносить

незнакомые, новые для ребёнка слова. Так как речевые недостатки,

закрепившись в детстве, с большим трудом преодолеваются в последующие

годы. Поэтому отклонения лучше предупредить, чем исправлять

сформировавшиеся.

Развитие речи напрямую связано с физическим развитием.

Подвижная игра, как и любая дидактическая игра, направлена на

достижение определённых целей воспитания и обучения. Использование

подвижной игры помогает повысить работоспособность детей, снять

напряжение, способствуют переключению с одной деятельность на другую.

В игровой форме мышление протекает быстрее, и новый учебный материал

усваивается прочнее, запоминается легче. К речевым играм относятся

подвижные игры с речевым содержанием. Подвижная игра активизирует все

системы организма: кровообращение, дыхание, зрение, слух, она приносит

ребенку положительные эмоции. Все это вместе взятое и позволяют говорить

об оздоровительном эффекте подвижных игр. Для ребенка крайне важно, из

каких двигательных действий состоит игра, с какой интенсивностью она

проводится, как отвечает на полученную нагрузку детский организм.

Ведущее место среди разнообразных и многочисленных заданий на развитие

предметно-манипулятивной деятельности детей занимают упражнения с

мячом.

Почему с мячом?

Мяч имеет форму шара. Никакое тело другой формы не имеет большей

поверхности соприкосновения с ладонью, это соприкосновение дает полноту

ощущения формы.

Упражнения в бросании, катании мячей способствуют развитию глазомера,

координации, ловкости, ритмичности, согласованности движений,

совершенствуют пространственную ориентировку. Во время действий с

мячом создаются условия для включения в работу левой руки, что важно для

полноценного моторного развития детей. Упражнения с мячами различного

объема развивают не только крупные, но и мелкие мышцы, увеличивают

подвижность в суставах пальцев и кистях, усиливают кровообращение. Они

укрепляют мышцы, удерживающие позвоночник, и способствуют выработке

хорошей осанки. Мячи могут быть не только разного размера, но и разного

цвета. Разные цвета по-разному воздействуют на психическое состояние и

физиологические функции человека.

Мяч (большой или маленький) – это снаряд, который требует проворных рук

и повышенного внимания. Сюжеты упражнений с мячом разнообразны. Мяч

можно перебрасывать, надо уметь его ловить, мячом можно пятнать,

выбивать.

Игры с мячом развивают мышечную силу, усиливают работу важнейших

органов организма – легких, сердца, улучшают обмен веществ.

Таким образом:

- комплексный подход в реализации коррекционно-образовательного

процесса предусматривает логопедическое воздействие не только на

специальных занятиях, но и в ходе всей образовательной деятельности, в том

числе в режимных моментах, самостоятельных играх, на занятиях по

физической культуре. Поскольку потребность в движении у дошкольников

огромна, они с удовольствием выполняют все задания педагога.

«Движение - это жизнь»

Подвижный человек - активный человек, всё успевает, меньше устаёт.

По мнению психологов, маленький ребёнок — деятель. Деятельность его

выражается, прежде всего, в движениях. Чем разнообразнее движения, тем

больше информации поступает в мозг, тем интенсивнее

интеллектуальное развитие. Установлено, что на

формирование речи влияют такие факторы как моторика мелких мышц

кисти, координационные способности, дыхание, осанка, фонематический

слух.

Развитие речи напрямую связано с физическим развитием.

Подвижная игра, как и любая дидактическая игра, направлена на

достижение определённых целей воспитания и обучения.

Использование подвижной игры помогает повысить работоспособность

детей, снять напряжение, способствуют переключению с одной

деятельность на другую. В игровой форме мышление протекает быстрее, и

новый учебный материал усваивается прочнее, запоминается легче. К

речевым играм относятся подвижные игры с речевым содержанием,

народные игры, игры-хороводы, дидактические, словесные, настольно-

печатные, игры-драматизации, игры - потешки с пальчиками и. т. д.

Подвижная игра активизирует все системы организма:

кровообращение, дыхание, зрение, слух, она приносит ребенку

положительные эмоции. Все это вместе взятое и позволяют говорить об

оздоровительном эффекте подвижных игр. Для ребенка крайне важно, из

каких двигательных действий состоит игра, с какой интенсивностью она

проводится, как отвечает на полученную нагрузку детский организм.

Игры с мячом

— очень полезны для развития детей с нарушением речи.

Мяч помогает разнообразить коррекционную работу, активизирует мелкую и

общую моторику, ориентировку в пространстве, внимание, помогает наладить

контакт с детьми, нормализует поведение гиперактивных детей.

Пальчиковые игры способствуют развитию речи, творческой деятельности.

Они как бы отображают реальность окружающего мира – предметы, животных,

людей, их деятельность, явления природы. В ходе пальчиковых игр дети,

повторяют движения взрослых, активизируют моторику рук. Тем самым

вырабатывается ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать

внимание на одном виде деятельности.

От таких игр ребёнок получает разнообразные сенсорные впечатления, у

него развивается внимательность и способность сосредотачиваться. Такие игры

формируют добрые взаимоотношения между детьми, а также между взрослым и

ребёнком.

Хороводные игры и игры с пением

способствуют развитию выразительности

речи и согласованности слов с движениями. Используемые в подвижных

играх зазывалки формируют четкость, ритмичность произношения. Неизменный

спутник всех действий ребенка; слово должно закреплять каждый действенный

навык, усваиваемый ребенком. Проявления речи ребенка наиболее ярко выступают

в игре и через игру. Между речью и игрой существует двусторонняя связь: с одной

стороны, речь развивается и активизируется в игре, а с другой стороны сама

игра развивается под влиянием развития речи. Уже в раннем возрасте у ребенка

с появлением новых слов возникает потребность называть предметы, делиться

своими переживаниями и постепенно речь начинает сопровождать игру, дополнять

действия ребенка. У малышей появляются игры с воображаемыми предметами,

которые сопровождаются речью, что, помогает созданию образа. В более старшем

дошкольном возрасте иногда целые игровые эпизоды создаются с помощью слова.

Народные подвижные игры - вызывают активную работу мысли,

способствуют расширению кругозора, уточнению представлений об

окружающем мире.

В народных играх много юмора, шуток, соревновательного задора;

движения точны и образны. Каждая народная игра начинается считалкой,

занимательными диалогами. Они прочно и быстро запоминаются детьми и

проговариваются в повседневной жизни, это развивает память и речь.

Народный фольклор устно передаётся от поколения к поколению и никогда

не стареет.

Опыт накапливается ребенком именно в игре. Игра является

сильнейшим стимулом для проявления детской самодеятельности в

области языка, они должны быть, в первую очередь, использованы в

интересах

развития речи детей

.

Предлагаю вам подвижные игры для

развития речи

: народные, игры с

мячом.

«Жмурки-носильщики»

Цель: развитие сенсорики, развитие восприятия. На столе разложены предметы-

игрушки по определённой теме. Детям завязывают глаза, ребёнок должен с

закрытыми глазами на ощупь описать предмет и отгадать его.

«Угадай и догони»

Цель: развитие фонематического слуха.

Играющие садятся на скамейку. Впереди садится водящий. Ему завязывают глаза.

Один из игроков подходит к водящему и называет его по имени. Водящий должен

отгадать, кто это. Если он отгадал, то быстро снимает повязку и догоняет

убегающего. Если водящий назвал имя игрока неправильно, тогда подходит другой

играющий.

«Мяч бросай – животных называй»

Цель: активизировать словарь по данной теме. Можно выбрать любое другое

обобщающее понятие.

Ведущий загадывает выбранную им категорию, дети должны перебрасывая мяч

называть слова, соответствующие обобщающему понятию.

«Карусель»

Цель: закреплять умение детей составлять короткий рассказ-описание, используя

в речи простые и сложные предложения

Ход игры: Дети встают в два круга. Во внешнем круге два-три человека. Остальные

— во внутреннем. Один круг движется по часовой стрелке, другой — против.

Внешний круг проговаривает считалку: Карусель, закружись, А потом

остановись. Кто словечко угадает, В дружный круг к нам попадает. Затем

ребёнок из внешнего круга загадывает короткую загадку — описание предмета.

Дети из внешнего круга отгадывают загадку, если отгадали, то встают во

внутренний круг.

Чем выше двигательная активность ребенка, тем лучше развивается его речь.

Взаимосвязь общей и речевой моторики изучена и подтверждена

исследованиями многих крупнейших ученых. Когда ребенок овладевает

двигательными умениями и навыками, развивается координация движений.

Обучение движениям происходит при участии речи. Точное, динамичное

выполнение упражнений для ног, туловища, рук, головы подготавливает

совершенствование движений артикулярных органов: губ, языка, нижней

челюсти и т.д.

Особенно тесно связано со становлением речи развитие тонких движений

пальцев рук. Движения рук, в частности упражнения для пальцев являются

хорошим стимулом не только для своевременного (на 2- ом году жизни

ребенка) возникновения речи, но и дальнейшего ее совершенствования.

Двигательная активность увеличивает запас слов, способствует

осмысленному их использованию. По мнению известного философа Канта,

“рука - это выдвинувшийся вперед человеческий мозг”. Поэтому уровень

речевого развития ребенка находится в прямой зависимости от степени

сформированности тонких движений пальцев руки человека. Необходимо как

можно чаще использовать в занятиях и играх с детьми упражнения для

развития мелкой моторики, так называемую пальчиковую гимнастику.

Особый интерес для педагогов должны составлять двигательно-речевые

средства. Их надо чаще использовать на занятиях при динамической паузе,

при автоматизации звуков, при развитии умений координировать движения с

речью. Стихотворения подбирать так, чтобы соотнести ритм стихотворной

строки с движениями рук, ног, и туловища. Длина строки должна быть

средней, чтобы подобрать к ней соответствующее движение.

Физкультурные занятия с детьми с нарушениями речи проводятся поэтапно и

последовательно. Сначала формируются и развиваются основные движения:

ходьба и бег, прыжки и равновесие. Эти упражнения хорошо укрепляют и

развивают все мышцы тела, улучшают работу дыхательной системы,

формируют двигательный опыт. В зависимости от преимущественного

воздействия на отдельные группы мышц. Общеразвивающие упражнения

делятся на упражнения для рук и плечевого пояса, упражнения для ног и

упражнения для туловища.

Упражнения проводятся без предметов и с предметами (с мячами, палками,

лентами, веревками и флажками). Построение детей в шеренгу, колонну,

круг, на команды способствует лучшей ориентировке в пространстве; в

процессе перестроений лучше усваиваются определения и наречия.

Упражнения на развитие статики движений включаются во второй половине

занятия, при этом большое внимание уделяется правильности

выдерживаемой позы. Игры и упражнения проводятся из различных

исходных положений: стоя, сидя и лежа

Многие дети нуждаются в особых программах физического воспитания, в

которых должен весь комплекс соматических, интеллектуальных и

физических проблем. Именно этим требованиям отвечает методика работы с

коррекционными мячами, или фитоболами, высокая эффективность которой

было оценена на протяжении многих лет работы с дошкольниками в детских

садах. Гимнастика с использованием фитоболов относится к одному из видов

фитнес-гимнастики. Мяч имеет определенные свойства, используемые для

оздоровительных, коррекционных и дидактических целей. Это и размер, и

цвет, и запах и его особая упругость. Шар посылает оптимальную

информацию всем анализаторам.

Детям с речевыми расстройствами необходимо выполнять как традиционные

дыхательные упражнения на тренировку верхнегрудного, нижегрудного и

диафрагменного дыхания, так и звукоречевую гимнастику. Особенно

эффективно сочетать дыхательную и звукоречевую гимнастику с

упражнениями на мячах, используя их вибрационные свойства расслабления,

а также используя музыку и пение совместно с движением.

Упражнения фитобол-гимнастики просты на структуре движений. Освоению

каждого упражнения способствуют музыка и стихотворные строчки, которые

приучают ребенка выполнять задания в определенном ритме, координируя

движения и речь. Этот прием особенно важен для детей с речевыми

расстройствами.

Очень интересна такая форма работы, как фитобол-сказки. Например, в

старшей группе они могут быть использованы в качестве «бодрящей

гимнастики» после дневного сна, а также для коррекциионной работы по

развитию связной речи.

Речевая моторика формируется постепенно: от звука к предложению, в

сочетании с основными движениями (подъем и опускание рук, повороты и

наклоны туловища, махи ногами и приседания).

Таким образом, двигательная активность детей и соблюдение

соответствующего режима играют большую роль в обогащении словаря

детей. При тесной взаимосвязи трех компонентов – речи, музыки и

движения, активно укрепляется мышечный аппарат ребенка, развиваются его

голосовые данные; детские эмоции, которые, в свою очередь, положительно

сказываются на разработке детской мимики. Все это вместе взятое позволяет

повысить интерес ребенка к занятиям и пробудить его мысль и фантазию.

Следовательно, сочетание речи и движения под музыку и без, является очень

важным компонентом на пути исправления речевых и двигательных

недостатков детей.

Литература:

1. Ястребова А.В., Лазаренко О.И. Занятия по формированию

речемыслительной деятельности и культуры устной речи у детей пяти лет.

М.: Арктур, 2001.

2. Дудьев В.П. Средства развития тонкой моторики рук у детей с нарушением

речи. //Дефектология. 1999. N4

.

3.Савина Л.П. Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников. М.:

АСТ, 1999.

«Развитие речи детей на занятиях физической культурой».

(консультация для воспитателей)

Подготовила Цамкалова О.В.

Инструктор по физической культуре

МБДОУ детский сад № 4 р.п.Переяславка

Главная цель физического воспитания в детском саду состоит в том, чтобы,

удовлетворяя естественную биологическую потребность дошкольников в

движении, добиться хорошего уровня здоровья и всестороннего

физического развития детей. Следовательно, помимо развития физических

качеств, целесообразно, на мой взгляд, уделять внимание и такой важной

образовательной области, как речевое развитие. С каждым годом число поздно

говорящих детей возрастает, активный словарь детей крайне низок. Они

стараются обходиться мимикой, жестами, но, никак не словесным выражением

потребностей и просто общением. На занятиях физкультурой мы стараемся

помочь детям овладеть развитием не только крупной моторики, но и мелкой,

отвечающей за умственное развитие и развитие речи.

Формы и методы, способствующие развитию речевой активности дошкольников

на занятиях физической культуры:

1. Речь инструктора (воспитателя)

Как известно, дети младшего возраста стараются подражать поведению

взрослых. Речь детей формируется под влиянием их речи. Следовательно, если

родители или воспитатель четко, логично и правильно излагают свои мысли,

ребёнок будет неосознанно стремиться делать также. Особое внимание следует

уделить правильности произношения слов: например: звонИт, но не звОнит,

вОду, но не водУ, клади, а не «ложи» и др.

2. Пальчиковые игры

Пальчиковые игры- это мощная целенаправленная тренировка для мозга

ребёнка, стимулирующая его развитие. Многие исследователи, занимающиеся

проблемой воспитания детей младшего школьного возраста, указывают на

взаимосвязь и взаимозависимость становления моторной и речевой функций.

Доказано наличие связи между совершенствованием тонких движений пальцев

рук и активной речи ребёнка.

Примеры пальчиковых игр:

«Муха»

На паркете восемь мух

Польку танцевали,

(дети сгибают руки в локтях и быстро шевелят пальчиками)

Увидали паука – в обморок упали!

(роняют руки на колени ладошками вверх).

«Лепёшки»

Тошки-тошки-тошки!

Испечём лепёшки! (дети хлопают ладошками, то одна рука сверху, то другая)

Дрожжи, сахар, сол, яйцо (загибают пальцы одной руки)

И парное молоко,

Муку положили, тесто замесили («посыпают», мелко перебирают пальцами,

сжимают и разжимают кулачки)

Тошки-тошки-тошки!

Напекли лепёшки! («пекут» лепёшки, протягивают руки вперёд).

3. Считалочки, зазывалки, речёвки, девизы.

Считалки и зазывалки – это вид детского творчества, небольшие стихотворения

с четкой рифмой и структурой с шутливым характером, предназначенные для

случайного выбора участника игры из множества или для привлечения к игре.

Считалки и зазывалки способствуют развитию чёткой артикуляции и дикции у

детей дошкольного возраста.

Примеры считалок:

Раз, два, три, четыре, пять -вышел зайчик погулять.

Вдруг охотник выбегает, прямо в зайчика стреляет.

Пиф-паф, ой-ой-ой, умирает зайчик мой.

Привезли его в больницу, он украл там рукавицу.

Привезли его в буфет, он украл там сто конфет.

Привезли его домой, оказался он живой.

***

Шёл утёнок по дорожке,

Видит он – лежат сапожки.

Стал сапожки он носить,

Выходи, тебе водить.

***

Ёжик нёс на именины

Полтора куля рябины

И корзиночку опят.

А тебе водить опять!

Примеры зазывалок:

Таю, таю, налетаю

Вас в игру всех приглашаю!

А в какую, не скажу!

Зазывалку расскажу.

Кто опоздает, в небо улетает.

Тай, тай, налетай

Порезвись и поиграй!

Всех в игру мы принимаем

Никого не обижаем.

Приглашаю детвору

На веселую игру!

А кого не примем-

За уши поднимем!

Речёвка-небольшой ритмически организованный текст различного содержания,

исполняемый группой детей.

Девиз- короткая и ёмкая фраза, заменяющая приветствие и характеризующая ту

или иную деятельность участников.

4. Объяснение правила игры

У любой игры есть определённые правила, которые водящий или организатор

должны объяснить играющим. Сначала целесообразно о правилах рассказать

взрослому (инструктору, воспитателю, а затем, в последствии, предложить это

делать и самим детям. Объяснение правил игры способствует развитию

логичности, чёткости речи, повышению самооценки. В процессе объяснения

правил ребёнок учиться строить сложноподчинённые и сложносочинённые

предложения в соответствие с нормами и правилами русского языка.

5. Различные виды игр с речевым сопровождением: игры с мячом, скакалкой,

подвижные коллективные игры, народные игры, игры с цветом, интерактивные

игры.

Игры с мячом.

Логопеды в своей практике часто используют игры с мячом, так как мяч

отвлекает ребёнка от дефекта речи, расслабляет его и превращает

полезное занятие в развлечение. Дети дошкольного возраста очень любят игры с

мячом, но помимо просто игр с ним, целесообразно использовать

следующие приемы: отхлопывание ритмического рисунка, отхлопывание и

отстукивание количества слогов в слове, наращивание слогов, например:

Игра «Брось-добавь!»

Цель: формирование умения ловить мяч и складывать слоги в слова.

Например: жа-ра, зи-ма, мо-ре, гру-ша и др.

Пояснение: первый слог называет инструктор и бросает мяч,

ребёнок «складывает» слово и возвращает мяч обратно.

Игра «Мячик мы ладошкой "стук", повторяем дружно звук».

Цель: закрепление навыков ловли и бросания мяча, развитие фонематического

восприятия, быстроты реакции, закрепление знания гласных звуков.

Игра «Скачет мячик»

Цель: формировать умение отбивать мяч об пол с проговариванием

ритмического рисунка

Скачет мячик, как живой. Мячик, мячик, что с тобой?

Ничего он не сказал, лишь быстрее ускакал.

Игра «Мяч в обруч».

Цель: тренировать умение попадать в вертикальную цель с проговариванием

ритмического рисунка.

Игра «Играем в звуки» (подготовительная к школе группа).

Цель: закрепление дифференциации гласных и согласных звуков, развитие

внимания, быстроты мышления.

Пояснение: при ловле мяча красного цвета ребёнок называет гласный звук,

синего-согласный.

Игра «Брось-назови!»

Цель: расширение словарного запаса за счёт употребления обобщающих слов.

Умение различать родовые и видовые понятия.

Пояснение:

Фрукты: апельсин, киви, манго….

Имена мальчиков: Женя, Максим, Игорь….

Города: Таллин, Москва, Рига…

Звуки животных: кошка-«мяу», ёжик-«фыр-фыр», воробей-«чик-чирик» и др.

Скакалка также может послужить хорошим помощником в развитии речи на

занятиях физкультуры в дошкольном учреждении. Прыгая и проговаривая

ритмический рисунок, ребёнок также будет совершенствовать свой речевой

аппарат в игровой форме.

На скакалке я скакала и ни капли не устала,

Раз, два, три, четыре, пять, буду дальше я скакать!

Подвижные коллективные и интерактивные игры.

Подвижная игра «Ковбой»

Цель: развивать двигательную и речевую активность детей.

Ход игры: выбирается водящий-ковбой и отходит в конец зала.

Дети-«лошадки» дразнят ковбоя:

Ковбой, ковбой! Не спи под горой!

Ты нас накорми, ты нас напои!

С нами ты поиграй, нас, лошадок, догоняй!

Подвижная игра «Вышли зайцы погулять»

Цель: развивать двигательную, творческую и речевую активность детей.

Ход игры: выбирается водящий-волк, остальные зайцы встают вокруг волка,

проговаривают текст, сопровождая его движениями:

Вышли зайцы погулять, на полянке поскакать.

Вдруг за лесом, на пригорке увидали зайцы волка.

Волк проснулся, потянулся, на зайчаток облизнулся и сказал:

«Ну, я наспался и теперь….проголодался!» (зайцы убегают от волка.)

Русская народная игра «Заря».

Цель: активизировать двигательную и речевую потребность детей, воспитывать

интерес к народному творчеству.

Ход игры: дети встают в круг, руки держат за спиной, один из играющих-заря-

ходит за кругом с лентой и все говорят слова:

Заря-зареница, красная девица,

По полю ходила, ключи обронила,

Ключи золотые, ленты голубые,

Кольца обвитые-за водой пошла!

С последними словами водящий

незаметно кладёт ленту на плечо

одному из играющих, который,

заметив это, берёт ленту, и оба разбегаются в разные стороны по кругу. Тот, кто

остается без места, становится зарёй.

Игры с цветом (для детей первой и второй младшей группы).

Игра средней подвижности «В бассейн ныряй, цвет называй!»

Цель: тренировать умение энергично отталкиваться

двумя ногами от пола и прыгать в сухой бассейн;

формировать умение четко и правильно

называть цвета.

Ход игры: дети по очереди прыгают в сухойбассейн, выбирают два шарика

разного цветаи называют их.

Таким образом, считаю, что интеграция физического и речевого развития детей

дошкольного возраста играет колоссальную роль в становлении личности

ребёнка, в гармоничном развитии как физических, так и психических качеств

детей, делает занятия физкультуры полезными и увлекательными



В раздел образования