Напоминание

"Проблема норкомании в современном обществе"


Автор: Жмакин Евгений Геннадьевич
Должность: Старший воспитатель
Учебное заведение: ФГКОУ СПКУ
Населённый пункт: Ставрополь
Наименование материала: Методическая разработка внеклассного мероприятия
Тема: "Проблема норкомании в современном обществе"
Раздел: среднее образование





Назад




Конспект классного часа «Проблема наркомании в современном обще-

стве».

Тема: «Проблема наркомании в современном обществе».

Цель:

привлечение внимания воспитанников к проблеме наркомании в

современном обществе;

Методическая

цель:

формирование

умения

у

воспитанников

противодействовать употреблению наркотиков в ходе классного часа.

Задачи:

1. Когнитивные:

создать условия для активных действий воспитанников в процессе за-

нятия;

выявить личную значимость проблемы для каждого кадета.

сформировать представление у кадет о проблеме наркомании;

выявить причины и мотивы, побуждающие подростков употреблять

наркотики;

2. Аксиологические:

формировать умения критически относиться к себе, давать честную

оценку своих поступков;

способствовать формированию умения у воспитанников сказать

«Нет!»;

формировать у воспитанников устойчивую мотивацию к сохранению

здоровья;

побуждать кадет к самовоспитанию.

3. Операциональные:

развивать навыки межличностного взаимодействия;

развивать эмоциональную сферу воспитанников;

формировать ответственность за собственное поведение;

развивать устную речь воспитанников, пополнять их словарный запас.

Формируемые универсальные учебные действия:

Личностные:

1. Воспитание чувства уважения у воспитанников к культурному

общению.

Познавательные:

1.

Целеполагание, мотивация на установление причинно-следственных

связей.

2.

Извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, ил-

люстрации), обобщать, делать выводы.

3.

Умение оценивать новые знания, приобретенные во время участия в

познавательном диалоге, делать выводы.

Регулятивные:

1.Научиться

основам

прогнозирования,

как

предвидения

будущих

событий.

2. Умение слушать и понимать оратора, самостоятельно анализировать

свои действия на основе учета выделенных воспитателем ориентиров.

1.

Формировать способность понимать и проявлять свои чувства посред-

ством слова.

Коммуникативные:

1. Умение формулировать собственное мнение, аргументировать его.

2. Умение соблюдать диалоговый этикет.

3. Следовать морально-этическим и психологическим принципам на

основе уважительного отношения к партнерам.

4. Работать в группе, высказывать и обосновывать свою точку зрения,

слушать и слышать других.

Предметные: осознание связи проблем Современной России и нынешних

поколений.

В

социализации:

развитие

процессуальных

(интеллектуальных,

мыслительных,

коммуникативных)

качеств

личности

воспитанников;

формирование навыков формулирования собственного мнения, обеспечение

механизма самоопределения воспитанника в условиях выбора.

4. Используемые технологии (отдельные элементы): диалоговые техноло-

гии; игровые технологии; технологии развития критического мышления.

Методы: формирования сознания личности (рассказ на этическую тему,

разъяснение,

внушение,

этическая

беседа,

пример);

стимулирования

поведения и деятельности (поощрение, порицание) воспитанников.

Формы: индивидуальная, фронтальная, групповая.

Время проведения: 45 минут

Место проведения: ГП 2, каб. 415

Учебно-материальное обеспечение: раздаточный материал.

Ход мероприятия:

Распре

Этап

Деятельность

Деятельность

деление

времени:

мероприятия

педагога

воспитанников

5 мин.

Вводная часть.

Подготовка

групп

к работе.

Актуализация

темы

мероприятия,

целеполагание.

Обсуждение

и

анализ

предполагаемой

темы

мероприятия

«Проблема

наркомании

в

современном

обществе».

Делятся на группы,

определяют

правила работы в

группе.

Основная часть

Рассматриваемые вопросы

35 мин.

5. 1.Беседа-рассужде-

ние по теме классного

часа.

6. 2.Рассказ о пробле-

ме наркомании в

современном обще-

стве.

7. 3.Формирование

представлений у вос-

питанников о понятии

«наркомания».

8. 4.Анализ причин

употребления нарко-

тиков.

9. 5.Рубрика «Что дол-

жен знать каждый из

нас о наркотиках?»

10. Мифы и реаль-

ность. Обсуждение и

анализ ситуаций.

11. 6.Упражнение

«Жизненные траге-

дии». Обсуждение и

анализ ситуаций.

Организация

обсуждения по

содержанию темы.

Формулирует задание,

уточняет понимание

воспитанниками темы

классного часа.

Организация работы в

группах.

Побуждает к анализу

ситуаций и выполнению

практических

упражнений.

Формулируют тему

классного часа.

Выступления кадет,

работа в группах –

ответы на вопросы,

решение

проблемных задач.

Анализ дискуссии.

12.

7.Упражнение-

практикум «Отказ».

5 мин.

Заключительная

часть

Подведение

итогов

мероприятия/

рефлексия.

Игра «Да здравствует

жизнь!»

Упражнение

незаконченных

предложений

Осмысление

значимости

темы,

делятся

своими

впечатлениями

(устно) Самоанализ

Вступительная часть:

Воспитатель:

принимает доклад от дежурного по классу.

проверяет готовность к занятию, «установление» рабочей обстановки.

мотивирует на продуктивную и доброжелательную атмосферу.

Основная часть:

Сегодня мы будем говорить об актуальной проблеме человечества. Я

предлагаю вашему вниманию видеоряд, посмотрев который мы сформулиру-

ем тему нашей встречи. (Видеоряд содержит страшные кадры о наркома-

нии, её последствия на организм человека. В ходе просмотра предлагаю ка-

детам сформулировать тему занятия).

Беседа-рассуждение по теме классного часа.

О чём будет наш разговор сегодня? А зачем это нам нужно, ведь мы с

вами абсолютно здоровые люди? Как данная проблема может повлиять на

будущее каждого из нас, на будущее России?

(кадеты высказывают свои мнения по данным вопросам)

Рассказ о проблеме наркомании в современном обществе.

В настоящее время наркомания приобрела поистине угрожающий раз-

мах. В течение последних 6 лет распространённость наркомании среди под-

ростков увеличилась в 10 раз. Ситуация усугубляется тем, что если раньше

речь шла о природных наркотиках, то сегодня прогресс дал человечеству

синтетические препараты, одноразового введения которых в организм доста-

точно для того, чтобы жизнь человека навсегда превратилась в ад. Но если

вы однажды столкнётесь с подобным выбором, вам необходимо знать не

только об иллюзиях, которые предположительно дают наркотики, но и пред-

ставлять ту грязь, пошлость и самоунижение, с которыми рано или поздно

можно столкнуться.

Формирование представлений у воспитанников о понятии «нарко-

мания».

Определений этому явлению существует много. Предложенные вариан-

ты рассматривают данную проблему с точки зрения медицины, социологии,

физиологии и психологии.

(Предлагаю кадетам рассмотреть определения и объяснить то, ко-

торое, наиболее точно отражает сущность понятия наркомании).

1. Наркомания – заболевание, возникающее в результате употребления нар-

котических средств.

2.

Наркомания – вид отклоняющегося поведения личности.

3.

Наркомания – болезненное пристрастие к наркотикам, связанное с раз-

витием психической и физиологической зависимости от этих веществ.

Как видите, все предложенные варианты являются правильными

Анализ причин употребления наркотиков.

Проблема потребления наркотиков существует на протяжении сотен

лет во всех цивилизованных странах. Но, сегодня общественность говорит о

том, что эта проблема приняла масштабы эпидемии. Как вы считаете, почему

молодые, красивые, талантливые люди начинают употреблять наркотики?

(Предлагаю кадетам назвать возможные причины и мотивы, побуждающие

молодёжь употреблять наркотики.) Действительно, по данным статистики

ваши сверстники ответили так же. (Использую таблицу наиболее распро-

странённых мотивов употребления наркотических средств для формирова-

ния у воспитанников способности анализировать материал и высказывать

свою точку зрения.)

подражание другим

25.3%

«от скуки»

3.1%

«чтобы друзья не считали меня мокрой курицей»

13.3%

желание забыться

9.6%

психическая травма

2.3%

незнание тяжёлых последствий

1.3%

назначение наркотиков в качестве средств лечения

7.5%

чтобы придать себе смелость и уверенность

8.4%

чтобы легче общаться с другими людьми

10.1%

желание испытать чувство эйфории, кайфа

68.3%

Рубрика «Что должен знать каждый из нас о наркотиках?»

Мифы и реальность. Обсуждение и анализ ситуаций.

Существует много мифов о наркотиках, способах и последствиях их

употребления. (Предлагаю воспитанникам обсудить данный вопрос, исполь-

зуя видеоряд. Обучающиеся высказывают мнения, основываясь на материа-

лы. После каждого выступления подводим итог).

Миф 1. От очередного употребления наркотика всегда можно отказаться.

Реальность. Отказаться можно только один раз – первый. Даже однократное

употребление наркотика приводит к зависимости.

Миф 2.Наркотики дают ни с чем несравнимое ощущение удовольствия.

Реальность. Ощущение кайфа не возникает после первой таблетки или инъ-

екции, как и при выкуривании первой сигареты. Появляется тошнота, рвота,

головокружение и т.д. Более того, эйфория от 3-4 доз быстро исчезает и в

дальнейшем наркотики принимают, чтобы снять мучительное, болезненное

ощущение (ломку) и просто просуществовать ещё один день.

Миф 3. Наркотики бывают «лёгкими» и «тяжёлыми». Травка – «лёгкий» нар-

котик, не вызывающий привыкания.

Реальность. Все наркотики вызывают привыкание. Любой наркотик убивает,

это только вопрос времени.

Миф 4. Талантливые люди принимают наркотики, чтобы получить приток

вдохновения.

Реальность. Те, кто это делал, долго не жили. А история пока не припомнит

бессмертных, создаваемых произведения искусства под «кайфом».

Миф 5. Наркоманами становятся только слабые и безвольные.

Реальность. Зависимость от наркотиков – это заболевание, и, как и любое за-

болевание, оно не имеет отношения к силе воли.

Миф 6. Если наркотики не вводить в вену, привыкания не будет.

Реальность. Любой способ употребления наркотиков приводит к зависимо-

сти. Существует закон дозы: с меньших доз человек переходит на большие, с

менее сильных веществ – на более сильные. Это закон для всех без исключе-

ния.

Упражнение «Жизненные трагедии». Обсуждение и анализ ситуа-

ций.

Если ваш близкий друг (подруга) употребляет наркотики, и вы об этом

узнали. Как быть?

Предполагаемые ответы воспитанников:

перестану с ним общаться;

буду продолжать общаться;

расскажу своим родителям;

расскажу его родителям;

анонимно проконсультируюсь у нарколога, а потом решу, что делать

дальше;

посоветуюсь с друзьями;

постараюсь помочь измениться.

Но ещё более страшно, более трагично, когда человек становится нар-

команом не по своей воле. Обратимся к письму из редакции. ( Предлагаю ка-

детам прослушать и обсудить ситуацию).

Ещё один волшебный момент. Крик новорождённого. Счастливая

мама, рядом малыш. Проходит несколько часов. Весь медперсонал борется за

жизнь крохи. Новорождённый кричит, корчится в конвульсиях. Что только

не предпринимают врачи, медсёстры. Дрожь всё время сотрясает маленькое

тельце, оно то сворачивается в клубочек, то вытягивается в струну. С ребён-

ком происходит что-то непонятное. Признаки сильного отравления. – Ма-

мочка, какие лекарства вы принимали? Крохе становится всё хуже и хуже.

Врачи паникуют…- Вы наркоманка? Молодая мама плачет и молчит.

Ребёнок появился на свет наркоманом. Таким сделала его мать, которая

уже полтора года принимала наркотики. Часть новой дозы с кровью поступа-

ла в организм ребёнка. После рождения физиологическая связь оборвалась,

наркотик перестал поступать, у новорождённого началась ломка. Страшно

видеть ломку взрослого человека, ещё страшнее, когда она крутит и раздира-

ет крошечное тельце беспомощного младенца. Окончательно избавить орга-

низм ребёнка от этой зависимости врачам удалось, но только через несколько

месяцев. Вырастет ли он здоровым, полноценным человеком? – Этого не зна-

ет никто!

Каждый из нас когда-нибудь становится перед выбором. К сожалению,

для этой мамы легкомысленное отношение к своему ребёнку омрачило сча-

стье материнства. Она не смогла сказать «Нет!» своим желаниям. Часто и мы

попадаем в такие ситуации, когда нам неудобно отказать другу, человеку, ко-

торому мы симпатизируем, когда мы хотим, чтобы человек был рядом.

Упражнение-практикум «Отказ».

Существуют психологические упражнения для решительного отказа.

Мы можем использовать 3 варианта отказа: уверенный, агрессивный, неуве-

ренный. Убедительнее звучит уверенный отказ, агрессивный - может пробу-

дить ответную агрессию, неуверенный - демонстрирует ваше сомнение. Зна-

чит вас можно переубедить. Отказываясь, проявите такт, уважение и уверен-

ность. Например,

(Предлагаю воспитанникам разыграть ситуации, в которых они нахо-

дят как можно больше аргументов для решительного отказа.)

1.Одноклассник просит оставить у тебя дома книги о приготовлении нарко-

тиков.

Предполагаемый ответ: Это не украсит мою библиотеку. Это не порадует

моих родителей. Мне это не интересно.

2.Одноклассник предлагает попробовать наркотик «за компанию».

Предполагаемый ответ: Мне это не интересно. Я забочусь о своём здоровье.

И тебе не советую этого делать.

3.Одноклассник просит достать для него наркотик.

Предполагаемый ответ: Я не хочу и не буду участвовать в этом.

Я уверена, что вы сделаете правильный выбор, вовремя сказав «Нет!»

III. Заключительная часть. Подведение итогов.

Рефлексия. Игра «Да здравствует, жизнь!»

Сегодня мы с вами обозначили одну из актуальных проблем нашего об-

щества. Мы говорили о проблеме наркомании в современном мире, о причи-

нах и мотивах употребления наркотиков, учились говорить решительное

«Нет!». Помните! Здоровье каждого из нас - в наших руках. Мне бы хоте-

лось, чтобы каждый день вы начинали с девиза: «ДА ЗДРАВСТВУЕТ

ЖИЗНЬ». Я предлагаю создать символическое поле для здоровых людей. Для

этого мы будем использовать ромашки, которые издревне являются на Руси

символом любви, солнца, тепла и семейного счастья. А это и есть ценности

здоровых людей. На ромашках вы видите слова « Я не буду употреблять

наркотики, так как…» Закончите предложения и приклейте ромашки на

наше поле.

Предполагаемые ответы: …я люблю свою семью.

… я хочу, чтобы мои близкие были счастливы.

… я понимаю, что это не принесёт мне счастья.

(Раздаю участникам ромашки со словами «Я не буду употреблять наркоти-

ки, так как…». Предлагаю каждому закончить фразу и наклеить свою ро-

машку на ранее заготовленное поле.).

Мне было приятно работать с вами. Я хочу, чтобы все ваши мечты сбы-

лись. Для этого просто нужно быть здоровым и любить жизнь! До свидания!

Использованная литература.

1. Алоева М. А. А у нас - классный час: 5-8 классы. Лучшие разработки

на нравственные и патриотические темы.- Ростов-на-Дону: Феникс, 2009.

2. Виноградова Е. Уйти или преодолеть? Классное руководство и воспи-

тание школьников. 2010, №7.

3. Гауткина Л.Д. Настольная книга классного руководителя. - М.: Центр

«Педагогический поиск», 2000.

4. Дик Н.Ф. Современный справочник классного руководителя 5-9-х

классов в вопросах и ответах.- Ростов-на-Дону: Феникс, 2007

5. Мирошниченко В. Н., Остапенко Л. В., Шахова Э. В.Философский

словарь.- М.: 2004.

6. Новая философская энциклопедия в 4-х тт.-М.: Мысль, 2000.

7.Цырлина Т.В. Обреченные на успех. Авторские школы гуманистического

типа. - Курск, 1995



В раздел образования