Напоминание

Использование цифровых технологий в словарно-орфографической работе на уроках русского языка в начальных классах


Автор: Даниленко Екатерина Васильевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ СОШ №14 им. А. И. Покрышкина
Населённый пункт: ст.Кавказская Краснодарский край
Наименование материала: Презентация
Тема: Использование цифровых технологий в словарно-орфографической работе на уроках русского языка в начальных классах
Раздел: начальное образование





Назад




Использование цифровых

технологий в словарно-

орфографической работе

на уроках

русского языка в начальных

классах

В.А.Сухомлинский говорил:

« Методы

применяемые в учебной и воспитательной

деятельности, обязаны активизировать

интерес у ребят к постижению

окружающего мира, а учебное заведение

стать школой радости. Радости знания,

радости творчества, радости общения.»

« Дитя мыслит образами,

звуками, красками.»

Помня слова К.Д.Ушинского, учителю

начальной школы всегда приходилось самому

делать много наглядности к урокам. Сегодня

этот не лёгкий труд заменил интерактивная

доска, возможность которой намного выше,

чем классная доска.

Набор цифровых

образовательных ресурсов

можно использовать на всех

этапах обучения русскому языку:

при объяснении нового

материала, закреплении,

повторении, контроле знаний,

умений и навыков.

В качестве примера, я ба хотела

остановиться на опыте изучения

словарных слов на уроках

русского языка.

Одной из важнейших задач развития

речи

в

школе

является

упорядочение

словарной работы, выделение основных ее

направлений

и

их

обоснование,

управление

процессами

обогащения

словаря школьников. Очень важно, чтобы

такая

работа

проводилась

из

урока

в

урок,

носила

управляемый,

диагностируемый характер.

Работа со словами с непроверяемыми

написаниями проходит в три этапа:

I.

Предъявление нового слова.

II. Работа над запоминанием

правописания слова, включение его в

активный словарь младшего

школьника.

III. Проверка уровня усвоения

правописания слов с непроверяемыми

орфограммами.

Способы предъявления нового слова:

- чтение загадки, отгадывание ее

обучающимися;

- рассматривание предметной картинки;

- описание признаков предмета.

Кто с рогами и хвостом

Пахнет сеном, молоком?

Кто мычит, наевшись травки

Возле дома у канавки?

Кто под вечер

нам парного

Молочка даёт?

корова

1. Отгадывание загадки.

2. Картинный диктант

яблоко

3. Узнать предмет по описанию.

Орудие труда с длинной ручкой и

плоским широким концом.

Применяется для рыхления земли.

ЛОПАТА

3. Отгадать ребусы, кроссворды.

ГОРА ЕЛЬ

5. Работа по перфокартам.

6. Предъявление слова- синонима

или антонима.

быстро

медленно

конец

начало

справа

слева

7. Анаграмма

урожай

жаурйо

огород

доогор

овощи

щоиво

тетрадь,

автомобиль,

урожай,

трамвай,

самолет;

капуста,

пенал,

телефон,

карандаш;

помидор,

морковь.

солома,

7. Нахождение лишнего слова в

строке.

8. «Собери слово».

Суб…ота, м…дведь, до…ога,

п…сок, се…одня.

Суббота, медведь, дорога,

песок, сегодня.

БЕРЕГ

Игра «Собери слово из слогов»

9. Игра «Угадай слово»

Учитель показывает карточки, на которых написан

первый слог нужного слова. Учащиеся записывают

составленные слова, начинающиеся на слог «го-»

го-

род

реть

рох

ризонт

II этап.

Работа над слуховым

образом словарного

слова.

ЗАЯЦ

Учащиеся проговаривают слово

орфоэпически правильно, без выделения

слогов, определяют в нём «трудное место».

Таким образом, учащиеся сами

ставят орфографическую задачу.

Проговаривание слова по слогам

(орфографическое проговаривание)

ЗЕМ-ЛЯ-НИ-КА

Уточнение лексического

значения слова

а) Обращение к толковому словарю

тетрадь

слово произошло от греческого тетро – «сложенный

вчетверо». Попробуйте перегнуть лист пополам, а потом

ещё раз пополам. Остаётся разрезать эту книжечку и

сшить посередине: тетрадь готова. В ней будет четыре

листа. Именно такими были первые тетради.

б) через контекст(выявление

многозначности слов)

Этимологическая справка

Слово трамвай

Трам

фамилия

человека,

придумавшего

тележку, которая

ехала по рельсам

вай

что в переводе

с анг. языка

означает

путь.

Включение нового слова в

активный словарь

А) подбор синонимов и антонимов

Б)подбор однокоренных слов

В)составление словосочетаний

Г)составление предложений

лисиц

а

Запоминание

правописания слова

1.Картинки- ассоциации

П М И Д О Р

К Р З И Н А

П Р Т Р Е Т

2.Слова ассоциации

г

А

зета- бум

А

га

д

И

рект

О

р – кр

И

к, р

О

т

з

А

вод – труб

А

ин

Е

й – б

Е

лый, сн

Е

г

к

А

пуста – з

А

яц

к

А

рандаш – гр

А

нь, бум

А

га

к

А

рман – дыр

А

к

О

рабль – в

О

лны, б

О

цман, к

О

к

м

А

шина – шин

А

с

О

бака - хв

О

ст

3.

Рифмовки-ассоциации

Я лениться не привык,

Я учу родной язык.

Вам советую, друзья:

«Язык» пишите с буквой

«Я».

4.Запоминание правописания

групп слов, связанных

тематически

РАСТЕНИЯ:

БЕРЕЗА

ЗЕМЛЯНИКА

КАПУСТА

МАЛИНА

МОРКОВЬ

ОСИНА

ЩАВЕЛЬ

ЯБЛОКО

ЯБЛОНЯ

ШКОЛА:

АЛФАВИТ

ДЕЖУРНЫЙ

КАРАНДАШ

КЛАСС

ПЕНАЛ

ТЕТРАДЬ

УЧЕНИК

УЧЕНИЦА

УЧИТЕЛЬ

ЖИВОТНЫЕ:

ЗАЯЦ

КОРОВА

ЛИСИЦА

ЛЯГУШКА

МЕДВЕДЬ

ОБЕЗЪЯНА

СОБАКА

ПТИЦЫ:

ВОРОБЕЙ

ВОРОНА

СНЕГИРЬ

СОРОКА

5. Разделить слова на слоги

медвежонок, воробей, соловей,

заяц, корова, ворона, лисица,

медведь, петух, медведица, сорока,

лягушка, собака.

6. Записать по алфавиту

соловей, ворона, петушок,

петух, воробьиха, сорока,

воронёнок, воробей, ворон,

соловушка, воробушек

Поставь в словах знак ударения,

подчеркни буквы, которые надо

запомнить или проверить

Птицы и звери:

воробей

ворона

петух

сорока

соловей

воробей

ворона

петух

сорока

соловей

заяц

корова

лисица

медведь

собака

заяц

корова

лисица

медведь

собака

воробей, ворона, заяц, корова, лисица, медведь,

петух, собака, сорока, соловей

Подумай, сколько разных вариантов

разделения слов на группы

ты можешь предложить?

7. Разделить слова на группы

Дикие и домашние животные:

заяц

лисица

медведь

заяц

лисица

медведь

соловей

воробей

ворона

сорока

петух

соловей

воробей

ворона

сорока

петух

корова

петух

собака

корова

петух

собака

Птицы:

III этап

Проверка уровня

усвоения

правописания слов с

непроверяемыми

орфограммами

1. Картинный диктант

Учитель показывает карточку, а учащиеся выполняют действия в

определённой последовательности:

называют изображённый предмет;

объясняют правописание слова;

записывают слово;

ставят знак ударения;

выделяют в нём безударную гласную.

2.Слова с «окошками»

Учитель показывает карточки со

словами, с пропущенной орфограммой.

г*рой адр*с ур*жай

р*кета ябл*к* п*нал

3.Выборочный диктант

Учитель читает несколько слов, ученики

выписывают только слова по заданному признаку:

женского рода ( капуста, огурец,

помидор)

единственного числа (коньки, хоккей,

лыжи)

1 склонения (запад, сирень, осина)

Дети записывают только слова с

непроверяемой безударной гласной.

По шоссе едет автомобиль.

Ребята развели у реки костер.

Дежурный следит за порядком в классе.

4.Зрительный диктант

Этапы работы

1)слова

записываются на

доске;

2)выделяются

орфограммы;

3) проговариваются

несколько раз;

4)записываются по

памяти.

Подбор слов

1) слова группируются по

определённой тематике

(карандаш, пенал,

тетрадь)

2) слова группируются по

определённой

орфограмме

(безударная гласная я

заяц, язык, земляника )

з е

м л я

н и к

а

г

о

д

и н а

р

о

м

с

д

а

5. Разгадывание кроссворда

6. Творческий диктант

Учащимся предлагается заменить

определение одним словом.

главный город России

(Москва);

инструмент, которым

забивают гвозди (молоток);

диван, кровать – это…?

(мебель)

7. Найди ошибки в словах.

Вогзал, васкресене, впиреди,

вчира, гарячий, досведание,

жолтый.

Таким образом, словарно-

орфографические занятия нельзя

сводить только к механическому

заучиванию правописания слов с

непроверяемыми орфограммами.

АНАЛИЗИРУЯ ОПЫТ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЦИФРОВЫХ

ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА, МОЖНО

СКАЗАТЬ, ЧТО ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАФИОННО-

КОММУНИКАТИННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ПОЗВОЛЯЮТ:

Обеспечить положительную мотивацию обучения;

Проводить у роки на высоком эстетическом и эмоциональном

уровне;

Обеспечить высокую степень дифференциации обучения;

Повысить объём выполняемой на уроке работы в 1,5 – 2 раза;

Усовершенствовать контроль знаний;

Рационально организовывать учебный процесс, повысить

эффективность урока.



В раздел образования