Напоминание

Методика "измерения" личностного развития обучающихся начальной школы


Автор: Макушина Наталия Александровна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МАОУ "СОШ №32"
Населённый пункт: город Краснотурьинск Свердловской области
Наименование материала: статья
Тема: Методика "измерения" личностного развития обучающихся начальной школы
Раздел: начальное образование





Назад




Методика «измерения» личностного развития обучающихся начальной школы

Новая парадигма образования и Федеральные государственные стандарты второго поколения ориентировали

школу на новые результаты. Выпускник школы должен не просто получить глубокие, прочные знания. Он должен

научиться учиться, жить и работать в обществе, быть мотивирован к постоянному саморазвитию и

самосовершенствованию.

Ребенок приходит в школу, имея многие личностные качества, но развитие личности — процесс длительный,

протекающий в течение всей жизни человека. Именно начальная школа вносит существенный вклад в образовательный

процесс. В этот период особенное значение приобретает грамотная, целенаправленная работа по формированию детской

личности.

Модель мониторинга

Методический

инструментарий

оценки

личностных

результатов

обучающихся

начальных

классов

Показатели

Класс

Методика

Сроки проведения

Ответственный

Мотивация, внутренняя

позиция

1

«Беседа о школе» (модифицированная

методика Т.А.Нежновой, А.Л.Венгера,

Д.Б.Эльконина) (приложение 1)

сентябрь, апрель

учитель

Нравственно-этическая

позиция

Задание на выявление уровня моральной

децентрациипо Ж.Пиаже (приложение 2)

апрель

учитель

Мотивация

2

«Анкета для оценки уровня школьной

мотивации» (по Н.Г.Лускановой)

(приложение 3)

сентябрь, апрель

учитель

Нравственно-этическая

позиция

Задание на оценку усвоения нормы

взаимопомощипо Ж.Пиаже (приложение 4)

апрель

учитель

Внутренняя позиция

3

«Какой Я?» (модификация методики

О.С.Богдановой) (приложение 5)

сентябрь, апрель

учитель

Нравственно-этическая

позиция

Анкета «Оцени поступок»

(дифференциация конвенциональных и

моральных норм, по Э.Туриэлю в

модификации Е.А.Кургановой и О.А.

Карабановой, 2004) (приложение 6)

апрель

учитель

Внутренняя позиция

4

Методика самооценки «Лесенка»

(составитель В.Г.Щур) (приложение 7)

сентябрь, апрель

учитель

Нравственно-этическая

позиция

«Что такое хорошо и что такое плохо»

(адаптированная Н.В. Кулешовой)

апрель

учитель

(приложение 8)

Самооценка

«Методика «Кружки» (составитель Дембо-

Рубинштейн) (приложение 9)

апрель

учитель

Приложение 1

Банк диагностических методик для организации и проведения мониторинга личностного развития и

метапредметных результатов

Методика «Беседа о школе»

(модифицированный вариант Т. А. Нежновой, Д. Б. Эльконина, А. Л. Венгера)

Цель: выявить сформированность внутренней позиции школьника, его мотивации учения.

Оцениваемые универсальные учебные действия: действия, направленные

на определение своего отношения к поступлению

в школу и школьной действительности; действия, устанавливающие смысл учения.

Возраст: 6,5 – 8 лет.

Метод оценивания: индивидуальная беседа с ребенком.

Описание оценивания: ученик должен ответить на вопросы:

1.

Тебе нравится в школе?

1. Что тебе в школе больше всего нравится, что для тебя самое интересное?

2. Представь, что ты встретил малыша из детского сада. который о школе еще ничего не знает. Он тебя спрашивает: «Кто такой

- хороший ученик?» Что ты ему ответишь?

4. Представь, что тебе предложили не каждый день учиться в школе, а заниматься дома с мамой и только иногда ходить и

школу. Ты согласишься?

5. Представь, что есть школа А и школа Б. В школе А такое расписание уроков в 1 классе: каждый день чтение, математика,

письмо и только иногда рисование, музыка, физкультура. В школе Б другое расписание — там каждый день. физкультура,

музыка, рисование, труд и только иногда чтение. математика, русский язык. В какой школе ты хотел бы учиться?

6. Представь, что к вам домой приехал знакомый твоих родителей. Вы с ним поздоровались, и он тебя спрашивает:

Подумай. о чем он тебя может спросить.

7. Представь, что ты очень хорошо работал на уроке и учительница тебе говорит: «Саша (имя ребенка), ты сегодня очень

старался, и я хочу тебя наградить за хорошую учебу. Выбери сам, что ты хочешь — шоколадку, игрушку или пятёрку в

журнал».

Критерии оценивания:

1.

Положительное отношение к школе, чувство необходимости учения, т. е. в ситуации необязательного посещения школы

продолжает стремиться к занятиям специфически школьного содержания.

2.

Проявление особого интереса к новому, собственно школьному содержанию занятий, что выражается в

предпочтении уроков «школьного» типа урокам «дошкольного» типа.

3.

Предпочтение классных коллективных занятий индивидуальные занятиям дома, социального способа оценки своих

знаний (отметки) дошкольным способам поощрения (сладости, подарки) (Д.Б. Эльконин, А.Л. Венгер, 1988).

Уровни оценивания:

0 - Отрицательное отношение к школе и поступлению в нее.

1 - Положительное отношение к школе при отсутствии ориентации на содержание школьно-учебной действительности

(сохранение дошкольной ориентации). Ребенок хочет пойти в школу, но при сохранении дошкольного образа жизни.

2 - Возникновение ориентации на содержательные моменты школьной действительности и образец «хорошего ученика», но при

сохранении приоритета социальных аспектов школьного образа жизни по сравнению с учебными аспектами.

3 - Сочетание ориентации на социальные и собственно учебные аспекты школьной жизни.

Форма представления результатов диагностики

Форма 1.

(для учителя)

Методика «Беседа о школе»

Цель: выявить сформированность внутренней позиции школьника, его мотивации учения.

Оцениваемые универсальные учебные действия: действия, направленные

на определение своего отношения к поступлению

в школу и школьной действительности; действия, устанавливающие смысл учения.

вопросы

Уровень

Фамилия, имя учащегося

1

2

3

4

5

6

7

1

Иванов Иван

А

А

А

Б

А

А

А

3

2

Петров Петр

А

Б

А

Б

Б

А

А

1

Итого

2

Уровень 0

Уровень 1

1

Уровень 2

Уровень 3

1

Приложение 2

Задание на выявление уровня моральной децентрации (Ж. Пиаже)

Цель: выявление уровня моральной децентрации как спорности к координации (соотнесению) трех норм: справедливого

распределения, ответственности, взаимопомощи на оспине принципа компенсации.

Оцениваемые универсальные учебные действия: действия нравственно-этического оценивания, уровень моральной

децентрации как координации нескольких норм.

Возраст: 7—10 лет.

Метод оценивания: индивидуальная беседа.

Описание задания: учитель читает рассказ ребенку и задает ему вопросы.

Т е к с т р а с с к а з а :

Однажды в выходной день мама с детьми гуляла по берегу реки. Во время прогулки она дала каждому

ребенку по булочке. Дети принялись за еду. А самый маленький, который оказался невнимательным, уронил свою булочку в

воду.

В о п р о сы:

1.

Что делать маме? Должна ли она дать ему еще булочку?

2.

Почему?

3. Представь, что у мамы больше нет булочек. Что делать и почему?

Критерии оценивания:

1.

Решение моральной дилеммы (ответ на вопрос 1).

2.

Способ координации норм (ответ на вопрос 2).

3. Решение моральной дилеммы с усложнением условий (ответ на вопрос 3).

Уровни оценивания:

1. Отказ дать малышу еще одну булочку с указанием необходимости нести ответственность за свой поступок — нет, он уже

получил свою булочку, он сам виноват, уронил ее (норма ответственности и санкция). Осуществляется уче1 только одной нормы

(справедливого распределения). Не учитываются все обстоятельства, включая намерения героя.

2. Предлагается осуществить повторное распределение булочек между всеми участниками — дать еще, но каждому (норма

справедливого распределения). Координация норм справедливого распределения и принципа эквивалентности. Переход к

координации нескольких норм.

3. Предложение дать булочку самому слабому — дать ему еще. потому что он маленький (норма взаимопомощи и идея

справедливости с учетом обстоятельств, принцип компенсации, снимающий ответственность с младшего и требуюшие оказать

ему помощь как нуждающемуся и слабому). Децентрация на основе координации нескольких норм на основе операций

эквивалентности и компенсации (Л. Кольберг).

Приложения 3

Анкета для оценки уровня школьной мотивации Н. Лускановой

1.

Тебе нравится в школе?

не очень

нравится

не нравится

2.

Утром, когда ты просыпаешься, ты всегда с радостью идешь в школу или тебе часто хочется остаться дома?

чаще хочется остаться дома

бывает по-разному

иду с радостью

3.

Если бы учитель сказал, что завтра в школу не обязательно приходить всем ученикам, что желающие могут остаться дома,

ты пошел бы в школу или остался дома?

не знаю

остался бы дома

пошел бы в школу

4.

Тебе нравится, когда у вас отменяют какие-нибудь уроки?

не нравится

бывает по-разному

нравится

5.

Ты хотел бы, чтобы тебе не задавали домашних заданий?

хотел бы

не хотел бы

не знаю

6.

Ты хотел бы, чтобы в школе остались одни перемены?

не знаю

не хотел бы

хотел бы

7.

Ты часто рассказываешь о школе родителям?

часто

редко

не рассказываю

8.

Ты хотел бы, чтобы у тебя был менее строгий учитель?

точно не знаю

хотел бы

не хотел бы

9.

У тебя в классе много друзей?

мало

много

нет друзей

10. Тебе нравятся твои одноклассники?

нравятся

не очень

не нравятся

Ключ

Количество баллов, которые можно получить за каждый из трех ответов на вопросы анкеты.

№ вопроса

оценка за 1-й ответ

оценка за 2-й ответ

оценка за 3-й ответ

1

1

3

0

2

0

1

3

3

1

0

3

4

3

1

0

5

0

3

1

6

1

3

0

7

3

1

0

8

1

0

3

9

1

3

0

10

3

1

0

Первый уровень. 25-30 баллов – высокий уровень школьной мотивации, учебной активности.

У таких детей есть познавательный мотив, стремление наиболее успешно выполнять все предъявляемые школой требования.

Ученики четко следуют всем указаниям учителя, добросовестны и ответственны, сильно переживают, если получают

неудовлетворительные оценки. В рисунках на школьную тему они изображают учителя у доски, процесс урока, учебный материал

и т.п.

Второй уровень. 20-24 балла – хорошая школьная мотивация.

Подобные показатели имеют большинство учащихся начальных классов, успешно справляющихся с учебной деятельностью. В

рисунках на школьную тему они также изображают учебные ситуации, а при ответах на вопросы проявляют меньшую

зависимость от жестких требований и норм. Подобный уровень мотивации является средней нормой.

Третий уровень. 15-19 баллов – положительное отношение к школе, но школа привлекает таких детей внеучебной

деятельностью.

Такие дети достаточно благополучно чувствуют себя в школе, однако чаще ходят в школу, чтобы общаться с друзьями, с учителем.

Им нравится ощущать себя учениками, иметь красивый портфель, ручки, тетради. Познавательные мотивы у таких детей

сформированы в меньшей степени, и учебный процесс их мало привлекает. В рисунках на школьную тему такие ученики

изображают, как правило, школьные, но не учебные ситуации.

Четвертый уровень. 10-14 баллов – низкая школьная мотивация.

Эти дети посещают школу неохотно, предпочитают пропускать занятия. На уроках часто занимаются посторонними делами,

играми. Испытывают серьезные затруднения в учебной деятельности. Находятся в состоянии неустойчивой адаптации к школе. В

рисунках на школьную тему такие дети изображают игровые сюжеты, хотя косвенно они связаны со школой.

Пятый уровень. Ниже 10 баллов – негативное отношение к школе, школьная дезадаптация.

Такие дети испытывают серьезные трудности в обучении: они не справляются с учебной деятельностью, испытывают проблемы в

общении с одноклассниками, во взаимоотношениях с учителем. Школа нередко воспринимается ими как враждебная среда,

пребывание в которой для них невыносимо. Маленькие дети (5-6 лет) часто плачут, просятся домой. В других случаях ученики

могут проявлять агрессию, отказываться выполнять задания, следовать тем или иным нормам и правилам. Часто у подобных

школьников отмечаются нервно-психические нарушения. Рисунки таких детей, как правило, не соответствуют предложенной

школьной теме, а отражают индивидуальные пристрастия ребенка.

Приложение 4

Задание на оценку усвоения нормы взаимопомощи

Цель: выявление уровня усвоения нормы взаимопомощи.

Оцениваемые универсальные учебные действия: действия нравственно-этического оценивания – выделение морального

содержания ситуации; учет нормы взаимопомощи как основания построения межличностных отношений.

Возраст: 7—8 лет.

Метод оценивания: индивидуальная беседа.

Описание задания: учитель читает рассказ ребенку и задаёт ему вопросы. Пол героя рассказа и соответственно его имя

меняются в зависимости от пола исследуемого ребенка. Для мальчиков персонаж — мальчик, для девочек — девочка.

Т е к с т р а с с к а з а :

Мама, уходя на работу, напомнила Андрею (Лене), что ему (ей) надо есть на обед. Она попросила его

(ее) помыть посуду после еды, потому что вернется с работы уставшей. Андрей (Лена) поел(а) и сел(а) смотреть мультфильмы,

а посуду мыть не стал(а). Вечером пришли с работы мама и папа. Мама увидела грязную посуду, вздохнула и начата мыть ее

сама. Андрею (Лене) стало грустно, и он (она) ушел (ушла) в свою комнату.

В о п р о с ы :

1.

Почему Андрею (Лене) стало грустно?

2.

Правильно ли поступил(а) Андрей (Лена)?

3.

Почему?

4.

Как бы ты поступил(а) на месте Андрея (Лены)?

Критерии оценивания:

1.Ориентация на эмоции и чувства героя в выделении морального содержания ситуации (ответ на вопрос 1).

2.Решение моральной дилеммы (ответ на вопрос 4).

3.Ориентация на норму взаимопомощи (ответы на вопросы 2 и 3). Возможно выделение и вербализация нормы ребёнком уже

при ответе на вопрос 1.

4.Уровень моральных суждений (ответ на вопрос 3).

5.Выделение установки ребенка на про социальное поведение (ответ на вопрос 2).

Уровни выделения морального содержания поступка:

К в о п р о с у 1:

1. Ребенок не выделяет морального содержания рассказа,

у него нет адекватного ответа (не знаю). Ориентировка на связь эмоций Андрея (Лены) и невыполненного поручения

отсутствует.

2. Ребенок ориентируется на связь эмоций матери и Андрея (Лены), но еше не выделяет морального содержания рассказа —

грустно, потому что мама вздохнула.

3. Ребенок выделяет моральное содержание рассказа, ориентируясь на чувства героев, указывает на невыполненную просьбу

матери — ему грустно, потому что мама его попросила, а он не сделал. Ориентировка на связь эмоций ребенка и

невыполненной просьбы мамы.

4. Ребенок выделяет моральное содержание рассказа и даёт ответ с указанием причины негативных эмоций героя —

невыполнения нормы взаимопомощи — грустно, потому что н у ж н о помогать, когда тебя просят.

Уровни ориентации на про социальное поведение:

К в о п р о с у 2:

1.

Установка на про социальное поведение отсутствует — нет ответа, неадекватная оценка поведения.

2.

Неустойчивая ориентация на про социальное поведение — и верно, и неверно.

3.

Принятие установки на про социальное поведение — указание на неправильное поведение героя.

Уровни развития моральных суждений:

К в о п р о с у 3:

1.

Указание на власть и авторитет – мама (папа) накажет.

2.

Инструментальный обмен – не дадут мультики смотреть.

3. Межличностная комфортность – не будет больше просить, обидится; хорошие дети так не делают.

4.

Называет норму как правило – надо помогать.

Уровни решения моральной дилеммы:

К в о п р о с у 4:

1. Нет выделения морального содержания ситуации — нет ответа.

2. Отсутствует ориентация на выполнение нормы — поступил бы, как Андрей (Лена); возможно добавление развлекательных

действий — поиграл, попрыгал.

3.

Ориентация на норму взаимопомощи как основание поступка — помыл бы посуду, помог бы маме помыть посуду,

старшим надо помогать.

Для уровня начальной школы показателями благополучия морального развития являются; 1) ориентация на чувства и эмоции

героев (грустно, вздохнула) как показатель децентрации (учет позиции матери); 2) установка на просоциальное поведение; 3)

уровень развития моральных суждений — конвенциональный уровень, 3-я стадия межличностной конформности (пай-мальчик

или девочка).

Моральная дилемма

(норма взаимопомощи в конфликте с личными интересами)

Цель: выявление усвоения нормы взаимопомощи в условиях моральной дилеммы.

Оцениваемые универсальные учебные действия: действия нравственно-этического оценивания.

Возраст: 7—10 лет.

Метод оценивания: индивидуальная беседа.

Описание задания: то же, что в предыдущем задании.

Текст рассказа: Олег и Антон учились в одном классе. После уроков, когда все собирались домой, Олег попросил Антона

помочь найти свой портфель, который пропал из раздевалки. Антону очень хотелось пойти домой поиграть в новую

компьютерную игру. Если он задержится в школе, то не успеет поиграть, потому что скоро придет папа и будет работать на

компьютере.

В о п р о сы:

1.

Что делать Антону?

2.

Почему?

3.

А как бы поступил ты?

Уровни оценивания: ориентация на интересы и потребности других людей; направленность личности — на себя или на

потребности других.

К в о п р о с у 1 (3):

1.Решение проблемы в пользу собственных интересов без учета интересов партнера — пойти домой играть.

2. Стремление к реализации собственных интересов с учетом интересов других — найти кого-то, кто поможет Олегу, взять

Олега к себе в гости поиграть в компьютер.

2.

Отказ от собственных интересов в пользу интересов других, нуждающихся в помощи, — остаться и помочь, если в портфеле

что-то очень важное, если больше некому помочь найти.

Уровни развития моральных суждений:

К в о п р о с у 2:

1. Стадия власти и авторитета — Олег побьет, если Антон не поможет, Антон уйдет, потому что дома будут ругать, и: он

задержится в школе.

2. Стадия инструментального обмена — в следующий раз Олег поможет Антону, нет, Антон уйдет, потому что Олег раньше ему

не помогал.

3. Стадия межличностной комфортности и сохранения хороших отношений — Олег — друг, приятель, друзья должны

помогать, и наоборот.

4. Стадия «закона и порядка» — люди должны помогать друг другу.

Приложение 5

Методика «Какой Я?»

(модификация методики О.С.Богдановой)

Цель: выявление уровня осознанности нравственных категорий и адекватности оценки наличия у себя нравственных

качеств (промежуточная диагностика).

Детям предлагается выписать из данных качеств те, которые есть у них в два столбика:

А Б

аккуратный драчливый

вежливый злой

честный ленивый

добрый упрямый

любознательный невнимательный

отзывчивый неаккуратный

справедливый грубый

трудолюбивый жадный

старательный завистливый

верный нечестный

Обработка данных. Учитель определяет самооценку каждого ребенка (завышенная, адекватная, заниженная) по формуле:

К

1

=

К

А

,

10

где К

А

– количество слов, выбранных ребенком из столбика А.

К

2

=

К

Б

,

10

где К

Б

– количество слов, выбранных ребенком из столбика Б.

Если К

1

0,6, К

2

0,3, то самооценка завышена,

К

1

0,3, К

2

0,6, то самооценка занижена,

К

1

К

2

0,4 – 0,6, то самооценка адекватна.

Приложение 6

Анкета «Оцени поступок»

(дифференциация конвенциональных и моральных норм,

по Э.Туриэлю в модификации Е.А.Кургановой и О.А.Карабановой, 2004)

Цель: выявление степени дифференциации конвенциональных и моральных норм.

Оцениваемые УУД: выделение морального содержания действий и ситуаций.

Возраст: младшие школьники

Форма (ситуация оценивания) – фронтальное анкетирование

Детям предлагалось оценить поступок мальчика (девочки, причем ребенок оценивал поступок сверстника своего пола), выбрав

один из четырех вариантов оценки: 1 балл - так делать можно, 2 балла - так делать иногда можно, 3 балла - так делать

нельзя, 4 балла - так делать нельзя ни в коем случае.

Инструкция: «Ребята, сейчас вам предстоит оценивать разные поступки таких же, как вы, мальчиков и девочек. Всего вам

нужно оценить 18 поступков. Напротив каждой ситуации вы должны поставить один, выбранный вами балл. В верхней части

листа написано, что означает каждый балл. Давайте вместе прочтем, как можно оценивать поступки ребят. Если вы считаете, что

так делать можно, то вы ставите балл (один) …и т.д.». После обсуждения значения каждого балла дети приступали к выполнению

задания.

Процедура проведения задания занимала от 10 до 20 минут, в зависимости от возраста детей.

В таблице представлены конвенциональные и моральные нормы (по Туриэлю).

Всего в предложенной анкете было представлено:

-

семь ситуаций, заключающих нарушение моральных норм (2, 4, 7, 10, 12, 14, 17)

-

семь ситуаций, заключающих нарушение конвенциональных норм (1, 3, 6, 9, 11, 13, 16,

-

четыре нейтральные ситуации, не предусматривающие моральной оценки (5, 15, 8, 18)

1 балл

Так делать можно

2 балла

Так делать иногда

можно

3 балла

Так делать нельзя

4 балла

Так делать

нельзя ни в

коем

случае

Инструкция. Поставь оценку мальчику (девочке) в каждой ситуации.

1.

Мальчик (девочка) не почистил(а) зубы.

2.

Мальчик (девочка) не предложил(а) друзьям (подругам) помощь в уборке класса.

3.

Мальчик (девочка) пришел (пришла) в школу в грязной одежде.

4.

Мальчик (девочка) не помог(ла) маме убрать в квартире.

5.

Мальчик (девочка) уронил(а) книгу.

6.

Мальчик (девочка) во время еды разлил(а) суп и накрошил(а) на столе.

7.

Мальчик (девочка) не угостил(а) родителей конфетами.

8.

Мальчик (девочка) вымыл(а) дома пол.

9.

Мальчик (девочка) разговаривал(а) на уроке во время объяснения учителя.

10. Мальчик (девочка) не угостил(а) друга (подругу) яблоком.

11. Мальчик (девочка) намусорил(а) на улице, набросал(а) на землю фантики от конфет.

12. Мальчик (девочка) взял(а) у друга (подруги) книгу и порвал(а) ее.

13. Мальчик (девочка) перешел (перешла) улицу в запрещенном месте.

14. Мальчик (девочка) не уступил(а) место в автобусе пожилому человеку.

15. Мальчик (девочка) купил(а) в магазине продукты.

16. Мальчик (девочка) не спросил(а) разрешения пойти гулять.

17. Мальчик (девочка) испортил(а) мамину вещь и спрятал(а) ее.

18. Мальчик (девочка) зашел (зашла) в комнату и включил(а) свет.

Критерии оценки: соотношение сумм баллов, характеризующих степень недопустимости для ребенка нарушения

конвенциональных и моральных норм.

Уровни:1 – сумма баллов, характеризующих недопустимость нарушения конвенциональных норм, превышает сумму баллов,

характеризующих недопустимость нарушения моральных норм более чем на 4;

2 – суммы равны (+ 4 балла);

2 - сумма баллов, характеризующих недопустимость нарушения моральных норм, превышает сумму баллов, характеризующих

недопустимость нарушения конвенциональных норм более чем на 4.

Приложение 7

«Лесенка» (составитель В.Г.Щур)

Цель: выявление уровня развития самооценки.

Оцениваемые УУД: личностные УУД, самоопределение.

Возраст: 1- 4 класс.

Форма (ситуация оценивания): фронтальный письменный опрос.

Учащимся предлагается следующая инструкция:

Инструкция (групповой вариант)

У каждого участника – бланк с нарисованной лесенкой, ручка или карандаш; на классной доске нарисована лесенка.

«Ребята, возьмите красный карандаш и послушайте задание. Вот лесенка. Если на ней расположить всех ребят, то здесь

(показать первую ступеньку, не называя ее номер) будут стоять самые хорошие ребята, тут (показать вторую и третью) –

хорошие, здесь (показать четвертую) – ни хорошие, ни плохие ребята, тут (показать пятую и шестую ступеньки) – плохие, а

здесь (показать седьмую ступеньку) – самые плохие. На какую ступеньку ты поставишь себя? Нарисуй на ней кружок». Затем

повторить инструкцию еще раз.

Обработка результатов и интерпретация При анализе полученных данных исходите, из следующего: Ступенька 1 –

завышенная самооценка.

Она чаще всего характерна для первоклассников и является для них возрастной нормой.

Ступеньки 2, 3 – адекватная самооценка

У ребенка сформировано положительное отношение к себе, он умеет оценивать себя и свою деятельность

Ступенька 4 – заниженная самооценка

Ступеньки 5, 6 – низкая самооценка

Младших школьников с низкой самооценкой в классе около 8–10%. Иногда у ребенка ситуативно занижается самооценка.

На момент опроса что-то могло произойти: ссора с товарищем, плохая отметка, неудачно наклеенный домик на уроке труда и

т.д.

Ступенька 7 – резко заниженная самооценка

Ребенок, который выбирает самую нижнюю ступеньку, находится в ситуации школьной дезадаптации, личностного и

эмоционального неблагополучия.

Приложение 8

Методика «Что такое хорошо и что такое плохо», адаптированная Н.В. Кулешовой

Цель: выявить нравственные представления учеников.

Оцениваемые УУД: выделение морального содержания действий и ситуаций.

Возраст: младшие школьники

Форма (ситуация оценивания) – фронтальное анкетирование

Инструкция: ответьте на вопросы:

1.Тебе нравиться когда тебя уважают твои одноклассники?

А Нравиться

Б Не очень нравиться

В Не нравиться

2. Что будешь делать если увидишь, что твой друг намусорил(а) на улице, набросал(а) на землю фантики от конфет?

А Сделаю замечание и помогу убрать

Б Сделаю замечание и подожду пока он все уберет

В Расскажу учителю и пусть он заставит его убирать

3. Ты взял(а) у друга (подруги) книгу и порвал(а) ее, как ты поступишь?

А Отремонтирую книгу или попрошу своих родителей купить новую

Б Не знаю

В Тихонько отдам, чтобы не заметили

4.Ты поступишь, если в школьной столовой во время еды разлил(а) суп и накрошил(а) на столе.

А Извинюсь и уберу за собой

Б Не знаю

В Ничего делать не буду, есть же уборщица

5. Часто ты приходишь в школу в грязной одежде?

А Нет

Б Иногда

В Да

6. Как ты поступишь если твой друг или подруга испортил(а) вещь учителя и спрятал(а) ее?

А Помогу другу извиниться перед учителем и признаться в поступке

Б Скажу другу, что надо извиниться перед учителем и признаться в поступке, но пусть извиняется сам

В Сделаю вид, что не заметил

7.Часто ли ты уступаешь место в автобусе пожилому человеку или женщине?

А Часто

Б Иногда

В Почти никогда

8.Часто ли ты предлагаешь друзьям (подругам) помощь в уборке класса?

А Часто

Б Иногда

В Почти никогда

Обработка данных:

За первый ответ (А) – 2 балла,

За второй ответ (Б) – 1 балл,

За третий ответ (В) – 0 баллов.

Интерпретация:

Высокий уровень (12-16 баллов): такие дети отличаются наличием высоких познавательных мотивов, стремлением ориентация

на интересы и потребности других людей, направленность их личности – на себя или на потребности других. Часто наблюдается

отказ от собственных интересов в пользу интересов других, нуждающихся в помощи. Они очень четко следуют всем указаниям

учителя, добросовестны и ответственны, сильно переживают, если получают неудовлетворительные оценки или замечания

педагога. Стремятся совершать нравственные поступки и побуждают других. Пытаются принимать решения согласно

нравственных норм.

Средний уровень (6-11 баллов): такие дети достаточно благополучно чувствуют себя в школе, однако они чаще всего

стремятся к реализации собственных интересов с учетом интересов других. Для них характерно стремление к межличностной

комфортности и сохранению хороших отношений. Познавательные мотивы у таких детей сформированы в меньшей степени.

Пытаются совершать поступки на основе нравственных норм, знают нравственные качества школьников.

Низкий уровень (0-5 баллов): школьники посещают школу неохотно, стремятся к реализации собственных интересов без учета

интересов других, предпочитают уходить от ответственности, нравственные нормы усваивают с трудом и отсутствует желание

следовать им испытывают проблемы в общении с одноклассниками, взаимоотношениях с учителем.

Приложение 9

Методика“Кружки”. (3-4класс)

Цель: выявление сформированности самооценки школьника

Оцениваемые УУД: действия, направленные на формирование личного, эмоционального отношения к себе

Возраст:9-10лет

Интегративнымпоказателемличностнойадаптацииявляетсясамооценка.ВцеляхеѐопределенияможетприменятьсяметодикаДембо-

Рубинштейна―Кружки‖.Детямпоказываютлистбумагисизображѐнныминанѐмчетырьмяпронумерованнымикругамиидаютследую

щую инструкцию.

5

―Посмотри на эти кружки. Представь, что все дети из твоего класса встали внутрь этих кругов. В первый круг встали дети, у

которых в школе всё ѐполучается. Они знают всё

ѐ, что спрашивает учитель, отвечают на все вопросы, никогда не делают

ошибок, всегда правильно себя ведут, имнеделаютниодногозамечания.Вовторойкругвсталидети,укоторыхвшколе

почтивсѐполучается:они отвечают почти на все вопросы учителя, но на некоторые ответить не могут, они почти всегда

всѐправильно решают, но иногда делают ошибки. Они себя правильно ведут почти всегда, но иногда забывают, и им делают

замечания. В третий круг встали дети, у которых в школе многое не получается: они отвечают только на самые лѐгкие вопросы

учителя, часто делают ошибки. Они часто плохо ведут себя, и учитель много раз делает им замечания. В четвѐртый круг встали

дети, у которых в школе почти ничего не получается. Они не могут дать ответа почти ни на один вопрос учителя, у них очень

много ошибок. Они не умеют себя вести, и учитель постоянно делает им замечания. А в какой кружок встанешь ты? Напиши

букву Я в этом кружке»

Интерпретация результатов:

1круг – завышенная самооценка

2-3круг– адекватная самооценка

4круг – заниженная самооценка.

Анализ данных таблицы 1.

УУД сформированы:

Оценивать ситуации и поступки (указать учебное действие) – Н уровень….%, П уровень …. %;

Объяснять смысл своих ошибок, мотивов, целей (указать учебное действие) – Н уровень….%, П уровень …. %;

Самоопределяться в жизненных ценностях (указать учебное действие) – Н уровень….%, П уровень …. %

УУД не сформированы:

Оценивать ситуации и поступки (указать учебное действие) – Н уровень….%, П уровень …. %;

Объяснять смысл своих ошибок, мотивов, целей (указать учебное действие) – Н уровень….%, П уровень …. %;

Самоопределяться в жизненных ценностях (указать учебное действие) – Н уровень….%, П уровень …. %.

Таблица 1.

Сводная таблица личностных результатов 1 класс.

По классу в целом, а

не по отдельным

ученикам.

Оценивать ситуации и

поступки

Объяснять смысл своих ошибок, мотивов,

целей

Самоопределяться в жизненных ценностях

оценивать однозначные поступки как хорошие или

плохие позиции:

Постепенно понимать что жизнь не похожа на

сказки:

Понимать, что не возможно разделить людей на

хороших и плохих;

Объяснить оценки однозначных поступков как

хороших или плохих с позиции:

Известных правил;

Осознавать и называть отдельные личные:

Мотивы и результаты;

Объяснять что связывает себя:

С другими людьми близкими друзьями страной и

с природой;

Выбирать правильные поступки:

В однозначно оцениваемых ситуаций на основание

известных общеприятных правил;

Относиться к своим плохим поступкам:

Признавать;

Средний

%

каждого

н

п

н

п

н

п

н

п

н

п

н

п

н

п

1.

2.

Средний%

По классу

Таблица 2

КАРТА формирования личностных УУД в 1 классе учитель: _______________ уч. год ________________

Вид УУД: Самооценка.

Нормативный показатель УУД №1: Самопознание и самоопределение.

п/п

ФАМИЛИИ УЧ_СЯ

Уровни сформированности

низкий

средний

высокий

- отрицательное отношение к школе и поступлению в школу

- Ребенок хочет пойти в школу, но при сохранении дошкольного образа

жизни.

Рекомендации: консультация специалистов, поощрения за результат,

давать небольшие поручения, но с достижимым положительным

результатом

- положительное отношение к школе;

-ориентация на содержательные моменты

школьной

действительности

и

образец

«хорошего ученика»,

- ш ко л а

п р и в л е к а е т

в н е у ч е б н о й

деятельностью.

Рекомендации:

с т а б и л и з и р о в а т ь

психоэмоциональное

состояние

ребенка,

о р г а н и з о в а т ь

с а м о с т о я т е л ь н у ю

деятельность на уроке.

- чувство необходимости учения,

- формирование своей точки зрения,

- предпочтение уроков «школьного» типа

урокам «дошкольного» типа;

- адекватное содержательное

представление о школе;

- предпочтение классных коллективных

занятий индивидуальным занятиям дома,

- предпочтение социального способа

оценки своих знаний .

Рекомендации: поддержка и развитие

приобретенных положительных

личностных качеств, организация

деятельности на помощь другим людям,

развитие эмпатии.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

КАРТА формирования личностных УУД в 1 классе учитель: _______________ уч. год ________________

Вид УУД: Мотивация

Нормативный показатель УУД №2: Смыслообразование. Нравственно-этическая ориентация

п/п

ФАМИЛИЯ

УЧ-СЯ

Уровни сформированности

Низкий уровень

Средний уровень

Высокий уровень

-к школе

безразличен;

- сформированность

учебных мотивов

недостаточна.

Рекомендации:

- консультация

специалистов,

- включение ребенка

в активную

деятельность на

основе

использования его

интересов.

-к школе безразличен;

- сформированность

учебных мотивов

недостаточна.

Рекомендации:

- консультация

специалистов,

- включение ребенка в

активную деятельность

на основе

использования его

интересов.

- частично

сформирован интерес к

новому;

- частично

сформированы

учебные мотивы,

– стремление получать

хорошие оценки.

Рекомендации:

- формирование

мотивации достижения

и успеха.

- ориентирован на моральную

норму (справедливого

распределения, взаимопомощи,

правдивости)

- частично учитывает чувства и

эмоции субъекта при нарушении

моральных норм,

- имеет правильное представление

о моральных нормах, но

недостаточно точное и четкое.

Рекомендации:

- формирование основ

толерантности,

- развитие эмпатии,

- расширить представления о

моральных нормах.

- интерес к новому;

- сформированность

учебных мотивов

– стремление к

получению высоких

оценок.

Рекомендации:

- способствовать

развитию высокой

учебной мотивации и

уровня притязаний.

- ориентирован на моральную

норму (справедливого

распределения, взаимопомощи,

правдивости)

- учитывает чувства и эмоции

субъекта при нарушении

моральных норм, чувствительны к

несправедливости,

- имеет начальное представление о

нравственных нормах

Рекомендации:

- закрепить сформированные

моральные нормы через

совместную деятельность со

сверстниками..

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

КАРТА формирования личностных УУД во 2 классе учитель: _______________ уч. год ________________

Вид УУД: Самооценка.

Нормативный показатель УУД №1: Самопознание и самоопределение.

Уровни сформированности

п/п

ФАМИЛИИ УЧ_СЯ

низкий

средний

высокий

-посещение школы с цель общения со сверстниками;

-нет стремления иметь собственную точку зрения;

-полностью зависит от ситуации успеха;

-тенденция к переоценке достигнутых результатов и

возможностей.

Рекомендации: консультация специалистов, поощрения за

результат, давать небольшие поручения, но с достижимым

положительным результатом.

- положительное отношение к школе;

-проявляет собственную точку зрения

в отдельных вопросах;

-частично зависит от ситуации

успеха.

Рекомендации:

п р о я в л я т ь

заинтересованность

деятельностью

р е б е н к а ,

с т а б и л и з и р о в а т ь ,

психоэмоциональное

с о с тояние

р е б е н к а ,

о р г а н и з о в а т ь

самостоятельную

деятельность

на

уроке.

- чувство необходимости учения,

- формируется собственная точка

зрения,

- предпочтение социального способа

оценки своих знаний.

Рекомендации: поддержка и развитие

приобретенных положительных

личностных качеств, организация

деятельности на помощь другим

людям, развитие эмпатии.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

16

КАРТА формирования личностных УУД во 2 классе учитель: _______________ уч. год ________________

Вид УУД: Мотивация

Нормативный показатель УУД №2: Смыслообразование. Нравственно-этическая ориентация

Уровни сформированности

Низкий уровень

Средний уровень

Высокий уровень

п/п

ФАМИЛИЯ

УЧ-СЯ

-к школе

безразличен;

- преобладает

плохое настроение;

- учебный материал

усваивает

фрагментарно;

- к занятиям интерес

не проявляет.

Рекомендации:

-консультация

специалистов;

- организация

успеха в рамках

учебной программы.

- недостаточно знает

суть нравственных

норм,

- низкий уровень

эмпатии,

- отношение к

нравственным нормам

отрицательное или

неопределенное.

Рекомендации:

- консультация

специалистов,

- стимулирование

чувствительность к

переживаниям других,

- изучение моральных

норм в деятельностной

форме (помощь слабым,

нуждающимся, забота о

природе, животных и

т.д.)

- частично

сформированы

познавательные

мотивы и интересы;

- в стадии

формирования учебные

мотивы.

Рекомендации:

- организация учебного

процесса на поиск

решений, приводящих

к открытию.

- ребенок частично понимает, что

нарушение моральных норм

оценивается как более серьезное и

недопустимое, по сравнению

навыками самообслуживания,

- частично выделяет морально-

этическое содержание событий и

действий,

-формируется система

нравственных ценностей.

Рекомендации:

-построение работы, исключающей

разрыв между знаниями, чувствами

и практическими действиями,

-закрепление нравственных норм в

деятельностной форме.

- формируются

познавательные мотивы и

интересы;

- сформированы учебные

мотивы;

- желание учиться

желание выполнять

согласно школьному

распорядку.

Рекомендации:

включить в учебный

процесс мероприятия по

формированию

социальных навыков

представления своих

результатов.

- ребенок понимает, что нарушение

моральных норм оценивается как

более серьезное и недопустимое,

по сравнению с навыками

самообслуживания,

- может выделять морально-

этическое содержание событий и

действий,

- формируется система

нравственных ценностей.

Рекомендации: изучение

моральных норм в деятельностной

форме (помощь слабым,

нуждающимся, забота о природе,

животных и т.д.)

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

КАРТА формирования личностных УУД в 3 классе учитель: _______________ уч. год ________________

Вид УУД: Самооценка.

Нормативный показатель УУД №1: Самопознание и самоопределение.

Уровни сформированности

низкий

средний

высокий

п/п

ФАМИЛИИ УЧ_СЯ

-неумение адекватно оценить свои способности;

-самооценка ситуативна.

Рекомендации: консультация специалистов, поощрения за результат,

создать ситуацию успешности среди одноклассников, давать небольшие

поручения, но с достижимым положительным результатом

- адекватность выделения качеств

хорошего ученика (успеваемость,

выполнение норм школьной жизни,

положительные отношения с

одноклассниками и учителем, интерес к

учению)

Рекомендации: проявлять

заинтересованность деятельностью

ребенка, стабилизировать,

психоэмоциональное состояние ребенка,

организовать самостоятельную

деятельность на уроке

- чувство необходимости учения;

- адекватное определение задач

саморазвития, решение которых

необходимо для реализации требований

роли «хороший ученик».

Рекомендации: поддержка и развитие

приобретенных положительных

личностных качеств, организация

деятельности на помощь другим людям,

развитие эмпатии.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

16

17

КАРТА формирования личностных УУД в 3 классе учитель: _______________ уч. год ________________

Вид УУД: Мотивация

Нормативный показатель УУД №2: Смыслообразование. Нравственно-этическая ориентация

Уровни сформированности

Низкий уровень

Средний уровень

Высокий уровень

п/п

ФАМИЛИЯ

УЧ-СЯ

- сформирована

мотивация

избегания

наказания;

- фиксация на

неуспешности.

Рекомендации:

- консультация

специалистов,

- найти зону

успешности

ребенка,

- ориентировать на

внеурочную

деятельность.

- недостаточно знает

суть нравственных

норм,

- нравственные нормы

не стали мотивами

поведения ребенка,

- отношение к

нравственным нормам

неопределенное.

Рекомендации:

- стимулировать

чувствительность к

переживаниям других,

- изучение моральных

норм в деятельностной

форме (помощь слабым,

нуждающимся, и т.д.)

- частично сформированы

познавательные социальные

мотивы (интересы)

(чувство долга,

ответственность),

- склонность выполнять

облегченные задания;

- ориентирован на

внеурочную деятельность.

Рекомендации:

- чтобы стабилизировать

мотивацию в учебной

деятельности включать

ребенка в проектно-

исследовательскую

деятельность, привлекать к

участию в различных

конкурсных программах и

олимпиадах.

- делает попытки осуществления

личностного морального выбора,

- пробует оценивать события и

действия с точки зрения

моральных норм.

Рекомендации:

- воспитание личной

ответственности за сказанное

слово, дело, данное обещание,

- воспитание потребности

доводить начатое дело до конца

через поощрение достигнутых

результатов

- сформированы

познавательные мотивы и

интересы,

- сформированность

социальных мотивов

(чувство долга,

ответственность).

Рекомендации:

- учебный процесс

ориентировать на

формирование интереса к

трудным заданиям.

- может и имеет опыт

осуществления личностного

морального выбора,

- может оценивать события и

действия с точки зрения моральных

норм

- ребенок учитывает объективные

последствия нарушения моральной

нормы.

Рекомендации:

Привлечение к участию в

общественно- полезной

деятельности (шефская помощь,

тимуровское движение, трудовые

десанты и т.д.)

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

КАРТА формирования личностных УУД в 4 классе учитель: _______________ уч. год ________________

Вид УУД: Самооценка.

Нормативный показатель УУД №1: Самопознание и самоопределение.

Уровни сформированности

низкий

средний

высокий

п/п

ФАМИЛИИ УЧ_СЯ

-неумение адекватно оценить свои способности,

самооценка ситуативна, зависит не только от оценки учителя, но

и от процессов самопознания и обратной связи со значимым

окружением.

Рекомендации: консультация специалистов, поощрения за

результат, создать ситуацию успешности среди одноклассников,

поручение небольших поручений, но с достижимым

положительным результатом.

- выполнение норм школьной жизни,

положительные отношения с

одноклассниками и учителем,

интерес к учению.

Рекомендации:проявлять

заинтересованность

деятельностью

р е б е н к а ,

с т а б и л и з и р о в а т ь ,

психоэмоциональное

с о с тояние

р е б е н к а ,

о р г а н и з о в а т ь

самостоятельную

деятельность

на

уроке.

-адекватное представление о себе как

личности и своих способностях,

осознание способов поддержания

своей самооценки.

Рекомендации: поддержка и развитие

приобретенных положительных

личностных качеств, организация

деятельности на помощь другим

людям, развитие эмпатии.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

16

17

18

КАРТА формирования личностных УУД в 4 классе учитель: _______________ уч. год ________________

Вид УУД: Мотивация Нормативный показатель УУД №2: Смыслообразование. Нравственно-этическая ориентация

Уровни сформированности

Низкий уровень

Средний уровень

Высокий уровень

п/п

ФАМИЛИЯ

УЧ-СЯ

-частично

сформированы

познавательные

мотивы и интересы,

-частично

сформированы

социальные мотивы

(чувство долга,

ответственность),

- склонность

выполнять

облегченные

задания,

- ориентирован на

внеурочную

деятельность,

- слабо

ориентирован на

процесс обучения.

Рекомендации:

- консультация

специалистов,

- использовать

облегченные виды

работы,

дифференцированн

ые задания на

уроках.

- знает суть

нравственных норм,

- нравственные нормы

не стали мотивами

поведения ребенка,

- отношение к

нравственным нормам

неопределенное.

Рекомендации:

-стимулировать

чувствительность к

переживаниям других,

- создать условия для

приобретения опыта

осуществленияличност

ного морального

выбора, в игровой,

обучающей форме.

- частично устанавливает

связи между учением и

будущей профессиональной

деятельностью,

– стремится к приобретению

новых знаний и умений по

предметам, которые

нравятся;

Рекомендации:

- придание личностного

смысла учебной

деятельности школьника,

через проектную и

исследовательскую

деятельность.

- активное, положительное

отношение к нравственным нормам

со стороны личности, но

недостаточно устойчивое

проявление в поведении; частично

сформирован уровень развития

моральных суждений, имеет

разовый опыт осуществления

личностного морального выбора;

иногда может принимать решения

на основе соотнесения нескольких

моральных норм

Рекомендации:

- создать условия для приобретения

опыта осуществленияличностного

морального выбора в игровой,

обучающей форме.

- устанавливает связи

между учением и будущей

профессиональной

деятельностью,

- стремится к

самоизменению –

приобретению новых

знаний и умений;

- мотивировать на

высокий результат

учебных достижений.

Рекомендации:

Привлечение

ученика

к

проектно-

исследовательской

деятельности,

участие

в

конкурсах

и

олимпиадах

выше школьного уровня

- сформированы представления о

моральных нормах,

- имеет позитивный опыт

осуществления личностного

морального выбора,

- может принимать решения на

основе соотнесения нескольких

моральных норм.

Рекомендации:

Привлечение к участию в

общественно - полезной

деятельности (шефская помощь,

тимуровское движение, трудовые

десанты и т.д.)

1

2

3

4

5

6

7

8

9

Используемая литература:

1.

Беспалько В. П. Инструменты диагностики качества знаний учащихся// Школьные технологии. - 2006. - № 2. - С. 138-150.

2.

Галиахметов И. Р. Комплексный педагогический мониторинг качества образования// Национальные проекты. - 2006. - № 4. -

С. 60-62.

3.

Засорина

Л.Н.

Педагогическая

диагностика

как

мониторинг

качества

образования./

Л. Н. За с ори н а ,

Е.Н.Плюснина.//Нач.школа.-2007.-№ 1. -с.74.

4.

Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя / [А.Г.

Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и др.]; под ред. А.Г. Асмолова. — М.: Просвещение, 2008. — 151 с.: ил. —

ISBN 978-5-09-019148-7.

5.

Петрова О. В. Портфолио как форма мониторинга развития школьника// Классный руководитель. - 2007. - № 8. - С. 34-42.

6.

Планируемые результаты начального общего образования / [Л. Л. Алексеева, С. В. Анащенкова, М. З. Биболетова и др.] ;

под ред. Г. С. Ковалевой, О. Б. Логиновой. –М. : Просвещение, 2009. – 120 с. – (Стандарты второго поколения). – ISBN

7.

Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа / [сост. Е. С. Савинов] —

М.: ОАО «Издательство «Просвещение», 2010

8.

Пульбере А. И. Мониторинг качества знаний в условиях личностно-ориентированного образования// Педагогика. - 2005. -

№ 9. - С. 33-36.

9.

Соломонов В. А., Шаин А. В., Матвеев Д. А. Мониторинг успеваемости и контроль качества образования// Школьные

технологии. - 2005. - № 1. - С. 195-199.

10. Федосова Н.А. «Начальная школа на пороге апробации федеральных государственных образовательных стандартов второго

поколения». Газета «Управление начальной школой» октябрь 2008 год.



В раздел образования