Напоминание

Особенности речевого развития у детей старшего дошкольного возраста.


Автор: Родина Дарья Николаевна
Должность: воспитатель:
Учебное заведение: МАДОУ
Населённый пункт: г. Великий Новгород
Наименование материала: Статья
Тема: Особенности речевого развития у детей старшего дошкольного возраста.
Раздел: дошкольное образование





Назад




ВВЕДЕНИЕ

В системе становления личности дошкольника особенное пространство

занимает развитие речи. Речевое развитие дошкольника сильно связано с

интеллектуальным и психическим воспитанием. Делая упор на данные

исследуемой литературы и проведенных исследований Т.Н. Волковской,

Ю.Ш.

Фаусек,

Н.С.

Жуковой,

Л.С.

Выготского,

А.А.

Леонтьева,

Д.Б.Эльконина, А.Р. Лурии, П.Я. Гальперина, Л.А.Венгера, Е.М. Мастюковой

и других авторов, я пришла к выводу, что общее недоразвитие речи

принципиально

выявить

в

дошкольном

возрасте,

для

того

что

бы

своевременно начать коррекционную работу по устранению недостатков

речи. В данное время отмечается резкое увеличение детей с отклонениями в

психомоторном

и

речевом

развитии.

У

дошкольников

отмечается

значительное нарушение всех компонентов системы: они практически не

используют прилагательные, наречия, допускают ошибки в словообразовании

и в фонетико-фонематическом, лексико-грамматическом строе речи. Это

служит

серьезным

препятствием

для

овладения

ими

программой

дошкольного образовательного учреждения, а в дальнейшем и программой

начальной школы.

Речь является основанием для развития всех остальных видов детской

деятельности: общения, познания, познавательно-исследовательской и даже

игровой. В этой связи развитие речи ребёнка становится одной из актуальных

проблем в деятельности педагога ДОУ.

Объект исследования: особенности речевого развития у детей старшего

дошкольного возраста.

Предмет

исследования:

Педагогическая

поддержка

как

средство

развития речи у дошкольников с нарушениями речи.

Цель исследования: теоретическое обоснование проблемы развития

речи детей старшего дошкольного возраста.

Методы исследования:

анализ психолого-педагогической и методической литературы;

беседа;

наблюдение и анализ деятельности старших дошкольников;

Практическая значимость исследования заключается в том, что

проанализирована и систематизирована психолого-педагогическая литература

по проблеме развития речи старших дошкольников, также в том, что 5

материалы исследования могут быть полезны педагогам ДОУ в их

деятельности.

База исследования: МАДОУ №46 «Катенька», старшая группа.

Структура исследования: выпускная квалификационная работа состоит

из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы.

1. Особенности речевого развития у детей старшего

дошкольного возраста

Овладение родным языком является значимым приобретением ребенка

в дошкольном детстве, перестраивающим психику малыша, позволяющим

ему воспринимать явления более осознанно и произвольно. Своевременное и

правильное освоение речи - это одно из важных условий полноценного

психического развития: дети с хорошо развитой речью легко вступают в

общение с окружающими, могут понятно выразить свои мысли и желания,

задать вопросы, договориться со сверстниками о совместной игре и т.д. И

наоборот,

невнятная

речь

затрудняет

взаимоотношения

ребенка

с

окружающими, нередко накладывая тяжёлый отпечаток на его характер: дети,

имеющие

недостатки

речи,

болезненно

ощущают

их,

становятся

молчаливыми, замкнутыми, застенчивыми, раздражительными.

Развитие речи, как сложной функции, зависит от многих моментов, в

том числе от уровня развития умственных способностей, психического и

соматического

здоровья,

слуха

и

зрения,

психической

активности;

потребности в речевом общении; наличия полноценного речевого окружения

и

т.д.

Так,

способность

к

восприятию

родной

речи

зависит

от

натренированности

мускулатуры

органов

речи

ребёнка.

Родная

речь

усваивается, если малыш приобретает способность артикулировать фонемы и

моделировать просодемы, а также вычленять их на слух из комплексов

звуков. Для овладения речью у дошкольника должны быть отработаны

движения речевого аппарата (а затем при усвоении письменной речи - глаз и

рук), необходимые для произнесения каждой фонемы данного языка и их

позиционных вариантов и каждой просодемы (модуляции силы голоса,

высоты тона, темпа, ритма, тембра речи), движения эти должны быть

скоординированы со слухом. Решающее значение имеют хорошее состояние

слуха, умение внимательно слушать. Чтобы ребёнок мог правильно

воспроизвести услышанное, должен четко действовать его речевой аппарат:

периферический

и

центральный

отдел

(мозг).

Важную

роль

играют

особенности психики дошкольника: способность чётко воспринимать слова и

звуки, запоминать их и точно воспроизводить, а также характер их

деятельности и общения.

Говоря об особенностях развития речи старших дошкольников, следует

отметить, что на данном возрастном этапе продолжается совершенствование

всех сторон речи ребенка. Фразы становятся развернутыми; произношение -

чище, высказывания - точнее. Ребенок не только вычленяет существенные

признаки в предметах и явлениях, но и начинает устанавливать причинно-

следственные связи между ними, временные и другие отношения. Имея

достаточно развитую активную речь, дошкольник пытается рассказывать и

отвечать на вопросы так, чтобы окружающим его слушателям было ясно и

понятно,

что

он

им

хочет

сказать.

Одновременно

с

развитием

самокритичного отношения к своему высказыванию у ребенка появляется и

более критическое отношение к речи сверстников. При описании предметов

и явлений он делает попытки передавать к ним свое эмоциональное

отношение.

Таким образом, ссылаясь на исследования известных психологов и

педагогов (Д.Б. Эльконин, А.Н, Гвоздев, Л.С. Выготский, О.С. Ушакова,

О.М. Дьяченко, Т.В. Лаврентьева, А.М. Бородич, М.М. Алексеева, В.И.

Яшина и др.), можно выделить следующие особенности развития речи

старших дошкольников.

Звуковая культура речи. Дети способны чётко произносить трудные

звуки: шипящие, свистящие, сонорные. Дифференцируя их в речи, они

закрепляют их в произношении. Отчетливая речь становиться нормой для

пятилетнего дошкольника в повседневной жизни, а не только во время

специальных занятий с ним. Совершенствуется слуховое восприятие и

развивается фонематический слух. Дети могут различать определённые

группы звуков, выделять из группы слов, фраз слова, в которых есть

заданные звуки. Свободно используют в своей речи средства интонационной

выразительности: могут читать стихи грустно, весело, торжественно. Кроме

того,

дети

в

этом

возрасте

уже

легко

владеют

повествовательной,

вопросительной и восклицательной интонациями. Способны регулировать

громкость голоса в различных жизненных ситуациях: громко отвечать на

занятиях, тихо разговаривать в общественных местах, дружеских беседах и

т.д. Умеют пользоваться темпом речи: говорить медленно, быстро и

умеренно при соответствующих обстоятельствах. Хорошо развито речевое

дыхание: дети могут протяжно произносить не только гласные звуки, но и

некоторые согласные (сонорные, шипящие, свистящие). Могут сравнивать

речь сверстников и свою с речью взрослых, обнаруживать несоответствия:

неправильное произношение звуков, слов, неточное употребление ударений в

словах.

Грамматический строй речи. Речь детей пяти лет насыщается

словами, обозначающими все части речи. В этом возрасте они активно

занимаются

словотворчеством,

словоизменением

и

словообразованием,

создавая множество неологизмов. В старшем дошкольном возрасте дети

совершают первые попытки произвольного использования грамматических

средств

и

анализа

грамматических

фактов.

Начинают

овладевать

и

синтаксической стороной речи. Взрослый как бы ведет за собой ребёнка,

помогая ему устанавливать причинно-следственные и временные связи при

рассматривании объектов. Умеют самостоятельно образовывать слова,

подбирая

нужный

суффикс.

Появляется

критическое

отношение

к

грамматическим ошибкам, умение контролировать свою речь. Возрастает

удельный вес простых распространенных предложений, сложносочинённых

и сложноподчинённых предложений.

Лексическая

сторона

речи. К

пяти

годам

приём

сравнения

и

сопоставления сходных и различных предметов (по форме, цвету, величине)

прочно входит в жизнь детей и помогает им обобщать признаки, выделять из

них существенные. Дети свободно пользуются обобщающими словами,

группируют предметы в категории по родовому признаку. Развивается

смысловая сторона речи: появляются обобщающие слова, синонимы,

антонимы, оттенки значений слов, происходит выбор точных, подходящих

выражений,

употребление

слов

в

разных

значениях,

использование

прилагательных, антонимов.

Связная речь (является показателем речевого развития ребёнка). Дети

хорошо понимают прочитанное, отвечают на вопросы по содержанию и

способны пересказать сказку, короткие рассказы. Способны выстроить

рассказ по серии картин, изложив завязку, кульминацию и развязку. Кроме

того, они могут вообразить события, предшествующие изображенному на

картине, а также и последующие, то есть выйти за её пределы. Иначе говоря,

дети учатся составлять рассказ самостоятельно. Способны не только увидеть

в картине главное и существенное, но и заметить частности, детали, передать

тон, пейзаж, состояние погоды и т.п. Могут дать описание игрушки,

составить сюжетный рассказ об одной или нескольких игрушках, показать

рассказ-инсценировку, используя набор игрушек. В диалогической речи

пользуются, в зависимости от контекста, краткой или развёрнутой формой

высказывания. Наиболее яркой характеристикой речи детей шестого года

является активное освоение разных типов текстов (описание, повествование,

рассуждение). В процессе развития связной речи дети начинают активно

пользоваться различными типами связи слов внутри предложения, между

предложениями и между частями высказывания, соблюдая при этом его

структуру.

Все эти речевые умения дают возможность ребенку при поступлении в

школу успешно овладевать программным материалом.



В раздел образования