Автор: Иванова Любовь Анатольевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МОАУ СОШ №2
Населённый пункт: город Нефтекамск
Наименование материала: Статья
Тема: Развитие коммуникативных универсальных учебных действий на уроках русского языка и литературного чтения в начальной школе.
Раздел: начальное образование
Развитие коммуникативных универсальных учебных действий
на уроках русского языка и литературного чтения в начальной школе.
Аннотация:
в
статье
раскрываются
особенности
коммуникативных
универсальных учебных действий; рассматриваются этапы, виды групповой
работы, являющиеся эффективными средствами развития коммуникативных
УУД на уроках русского языка и литературного чтения.
Ключевые слова:
коммуникативные универсальные учебные действия
(УУД), групповая работа, сотрудничество, коммуникация, общение.
Разработчики проекта Государственных стандартов общего образования
считают задачу развития коммуникативной компетентности школьников одной
из приоритетных, а не факультативных задач школьного образования.
В
контексте
концепции универсальных учебных действий
коммуникация
рассматривается
как
смысловой
аспект
общения
и
социального
взаимодействия, начиная с установления контактов и вплоть до сложных видов
кооперации
(организации
и
осуществления
совместной
деятельности),
налаживания межличностных отношений и др.
В широком значении термин «универсальные учебные действия» означает
умение учиться, т. е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенст-
вованию. В сфере коммуникативных универсальных учебных действий
выпускники должны приобрести умение учитывать позицию собеседника
(партнера), организовывать и осуществлять сотрудничество и кооперацию с
учителем и сверстниками, адекватно передавать информацию и отображать
предметное содержание и условия деятельности в речи.
К коммуникативным действиям относятся:
- планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, опреде-
ление цели, функций участников, способов взаимодействия;
- постановка вопросов - инициативное сотрудничество в поиске и сборе
информации;
- разрешение конфликтов (выявление, идентификация проблемы, поиск и
оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и
его реализация);
- управление поведением партнера (контроль, коррекция, оценка его действий);
- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в
соответствии с задачами и условиями коммуникации;
- владение монологической и диалогической формами речи.[3, 45]
Асмолов
А.Г.
отмечает,
что
главными
показателями
нормативно-
возрастной формы развития коммуникативного компонента универсальных
учебных действий в начальной школе можно считать умение договариваться,
находить общее решение практической задачи (приходить к компромиссному
решению) даже в спорных обстоятельствах (конфликт интересов); умение не
просто
высказывать, но и аргументировать свое предложение, умение и
убеждать, и уступать; способность сохранять доброжелательное отношение
друг к другу в ситуации спора и противоречия интересов, умение с помощью
вопросов выяснять недостающую информацию; способность брать на себя
инициативу в организации совместного действия, а также
осуществлять
взаимный контроль и взаимную помощь по ходу выполнения задания.[1,34]
Предметы «русский язык» и «литературное чтение» являются одними из
фундаментальных
предметов
начальной
школы,
посредством
которых
возможно эффективное достижение вышеперечисленных показателей.
При формировании коммуникативных УУД необходимо комбинировать
элементы известных концепций и технологий: личностно-ориентированной
технологии,
технологии
сотрудничества,
технологии
коммуникативного
обучения и др.
В
своей
работе
я
отвожу
особую
роль
технологии
учебного
сотрудничества, осуществляя ее через организацию на уроке групповой формы
работы. Подавляющее большинство исследователей под групповой работой
понимают работу малых групп внутри класса. Воспитательная ценность
заключается в совместном переживании, вызванном решением задач группой и
в формировании собственной точки зрения. Работа в парах и группах помогает
организации общения, так как каждый ребенок имеет возможность говорить с
заинтересованным собеседником, высказывать свою точку зрения. Во время
групповой работы ученик приучается внимательно слушать ответ товарища
(ведь он выступает в роли учителя), постоянно готовится к ответу (для ребёнка
важно, чтобы его спросили), учится говорить, отвечать, доказывать. Ребёнок
может делать в этот момент то, что в другое время не разрешается – свободно
общаться с товарищем, свободно сидеть. Младшим школьникам такая работа
очень нравится. А так как дети ограничены временем и не хотят отстать от
других пар, они стараются не отвлекаться, общаются по теме урока. В более
узком кругу сверстников стеснительные дети начинают говорить, зажатые
ученики раскрываются, у них появляется уверенность в собственных силах.
Традиционно выделяют 3 вида групповой работы: парную работу (когда
двое учащихся выполняют какое-либо задание, сотрудничая друг с другом);
единую групповую (учащиеся в малых группах совместно выполняют задание,
одинаковое для всех групп); дифференцированную групповую (у каждой
группы свое задание, но все они подчинены единой цели).
Г.К.Селевко выделяет следующие этапы групповой работы:
1. Подготовка к выполнению группового задания:
- постановка познавательной задачи (проблемы);
- инструктаж о последовательности работы;
- раздача дидактического материала по группам.
2. Групповая работа:
- знакомство с материалом, планирование работы в группе;
- распределение заданий внутри группы;
- индивидуальное выполнение задания;
- обсуждение индивидуальных результатов работы в группе. Обсуждение
общего задания группой /замечания, дополнения, уточнения и обобщения/.
3. Заключительная часть.
- сообщение о результатах работы в группах;
- анализ познавательной задачи, рефлексия;
- общий вывод преподавателя о групповой работе и достижении каждой
группы.
На уроках русского языка и литературного чтения я стараюсь применять
разнообразные
виды
работ
в
паре,
группе:
разучивание,
пересказ,
инсценирование, составление плана, объяснение, взаимоопрос, обмен опытом,
сочинение, взаимопроверка письменных работ, составление словарей, загадок,
кроссвордов по заданной теме и др.
Образцом партнерской коммуникации для детей является учитель. Он
повседневно транслирует примеры уважения к собеседнику, корректного
ведения дискуссии и поддержки партнера, которые и будут усваиваться детьми.
Овладение учащимися коммуникативными УУД способствует не только
формированию и развитию умения взаимодействовать с другими людьми, с
объектами окружающего мира и его информационными потоками, отыскивать,
преобразовывать и передавать информацию, выполнять разные социальные
роли в группе и коллективе, но и является ресурсом эффективности и
благополучия их будущей взрослой жизни.
Список литературы:
1.
Асмолов А.Г.
Как проектировать универсальные учебные действия в
начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя / Асмолов А.Г.,
Бурменская Г.В., Володарская И.А. и др.; — М.: Просвещение, 2008. — 151с.
2. Бухалко. Н.И. Групповая работа на уроках русского языка во 2 классе / Н.И.
Бухалко // Начальная школа плюс До и После. –2008. – № 4.
3.Планируемые результаты начального общего образования / под ред. Г. С.
Ковалевой, О. Б. Логиновой. – М.: Просвещение, 2009. – 120 с.