Напоминание

Развитие коммуникативных универсальных учебных действий на уроках русского языка и литературного чтения в начальной школе.


Автор: Иванова Любовь Анатольевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МОАУ СОШ №2
Населённый пункт: город Нефтекамск
Наименование материала: Статья
Тема: Развитие коммуникативных универсальных учебных действий на уроках русского языка и литературного чтения в начальной школе.
Раздел: начальное образование





Назад




Развитие коммуникативных универсальных учебных действий

на уроках русского языка и литературного чтения в начальной школе.

Аннотация:

в

статье

раскрываются

особенности

коммуникативных

универсальных учебных действий; рассматриваются этапы, виды групповой

работы, являющиеся эффективными средствами развития коммуникативных

УУД на уроках русского языка и литературного чтения.

Ключевые слова:

коммуникативные универсальные учебные действия

(УУД), групповая работа, сотрудничество, коммуникация, общение.

Разработчики проекта Государственных стандартов общего образования

считают задачу развития коммуникативной компетентности школьников одной

из приоритетных, а не факультативных задач школьного образования.

В

контексте

концепции универсальных учебных действий

коммуникация

рассматривается

как

смысловой

аспект

общения

и

социального

взаимодействия, начиная с установления контактов и вплоть до сложных видов

кооперации

(организации

и

осуществления

совместной

деятельности),

налаживания межличностных отношений и др.

В широком значении термин «универсальные учебные действия» означает

умение учиться, т. е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенст-

вованию. В сфере коммуникативных универсальных учебных действий

выпускники должны приобрести умение учитывать позицию собеседника

(партнера), организовывать и осуществлять сотрудничество и кооперацию с

учителем и сверстниками, адекватно передавать информацию и отображать

предметное содержание и условия деятельности в речи.

К коммуникативным действиям относятся:

- планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, опреде-

ление цели, функций участников, способов взаимодействия;

- постановка вопросов - инициативное сотрудничество в поиске и сборе

информации;

- разрешение конфликтов (выявление, идентификация проблемы, поиск и

оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и

его реализация);

- управление поведением партнера (контроль, коррекция, оценка его действий);

- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в

соответствии с задачами и условиями коммуникации;

- владение монологической и диалогической формами речи.[3, 45]

Асмолов

А.Г.

отмечает,

что

главными

показателями

нормативно-

возрастной формы развития коммуникативного компонента универсальных

учебных действий в начальной школе можно считать умение договариваться,

находить общее решение практической задачи (приходить к компромиссному

решению) даже в спорных обстоятельствах (конфликт интересов); умение не

просто

высказывать, но и аргументировать свое предложение, умение и

убеждать, и уступать; способность сохранять доброжелательное отношение

друг к другу в ситуации спора и противоречия интересов, умение с помощью

вопросов выяснять недостающую информацию; способность брать на себя

инициативу в организации совместного действия, а также

осуществлять

взаимный контроль и взаимную помощь по ходу выполнения задания.[1,34]

Предметы «русский язык» и «литературное чтение» являются одними из

фундаментальных

предметов

начальной

школы,

посредством

которых

возможно эффективное достижение вышеперечисленных показателей.

При формировании коммуникативных УУД необходимо комбинировать

элементы известных концепций и технологий: личностно-ориентированной

технологии,

технологии

сотрудничества,

технологии

коммуникативного

обучения и др.

В

своей

работе

я

отвожу

особую

роль

технологии

учебного

сотрудничества, осуществляя ее через организацию на уроке групповой формы

работы. Подавляющее большинство исследователей под групповой работой

понимают работу малых групп внутри класса. Воспитательная ценность

заключается в совместном переживании, вызванном решением задач группой и

в формировании собственной точки зрения. Работа в парах и группах помогает

организации общения, так как каждый ребенок имеет возможность говорить с

заинтересованным собеседником, высказывать свою точку зрения. Во время

групповой работы ученик приучается внимательно слушать ответ товарища

(ведь он выступает в роли учителя), постоянно готовится к ответу (для ребёнка

важно, чтобы его спросили), учится говорить, отвечать, доказывать. Ребёнок

может делать в этот момент то, что в другое время не разрешается – свободно

общаться с товарищем, свободно сидеть. Младшим школьникам такая работа

очень нравится. А так как дети ограничены временем и не хотят отстать от

других пар, они стараются не отвлекаться, общаются по теме урока. В более

узком кругу сверстников стеснительные дети начинают говорить, зажатые

ученики раскрываются, у них появляется уверенность в собственных силах.

Традиционно выделяют 3 вида групповой работы: парную работу (когда

двое учащихся выполняют какое-либо задание, сотрудничая друг с другом);

единую групповую (учащиеся в малых группах совместно выполняют задание,

одинаковое для всех групп); дифференцированную групповую (у каждой

группы свое задание, но все они подчинены единой цели).

Г.К.Селевко выделяет следующие этапы групповой работы:

1. Подготовка к выполнению группового задания:

- постановка познавательной задачи (проблемы);

- инструктаж о последовательности работы;

- раздача дидактического материала по группам.

2. Групповая работа:

- знакомство с материалом, планирование работы в группе;

- распределение заданий внутри группы;

- индивидуальное выполнение задания;

- обсуждение индивидуальных результатов работы в группе. Обсуждение

общего задания группой /замечания, дополнения, уточнения и обобщения/.

3. Заключительная часть.

- сообщение о результатах работы в группах;

- анализ познавательной задачи, рефлексия;

- общий вывод преподавателя о групповой работе и достижении каждой

группы.

На уроках русского языка и литературного чтения я стараюсь применять

разнообразные

виды

работ

в

паре,

группе:

разучивание,

пересказ,

инсценирование, составление плана, объяснение, взаимоопрос, обмен опытом,

сочинение, взаимопроверка письменных работ, составление словарей, загадок,

кроссвордов по заданной теме и др.

Образцом партнерской коммуникации для детей является учитель. Он

повседневно транслирует примеры уважения к собеседнику, корректного

ведения дискуссии и поддержки партнера, которые и будут усваиваться детьми.

Овладение учащимися коммуникативными УУД способствует не только

формированию и развитию умения взаимодействовать с другими людьми, с

объектами окружающего мира и его информационными потоками, отыскивать,

преобразовывать и передавать информацию, выполнять разные социальные

роли в группе и коллективе, но и является ресурсом эффективности и

благополучия их будущей взрослой жизни.

Список литературы:

1.

Асмолов А.Г.

Как проектировать универсальные учебные действия в

начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя / Асмолов А.Г.,

Бурменская Г.В., Володарская И.А. и др.; — М.: Просвещение, 2008. — 151с.

2. Бухалко. Н.И. Групповая работа на уроках русского языка во 2 классе / Н.И.

Бухалко // Начальная школа плюс До и После. –2008. – № 4.

3.Планируемые результаты начального общего образования / под ред. Г. С.

Ковалевой, О. Б. Логиновой. – М.: Просвещение, 2009. – 120 с.



В раздел образования