Напоминание

"Изучение особенностей глаголов в 4 классе"


Автор: Мотышева Оксана Унгувна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "ШИООО"
Населённый пункт: село Халясавэй, Пуровский район
Наименование материала: Авторская педагогическая технология
Тема: "Изучение особенностей глаголов в 4 классе"
Раздел: начальное образование





Назад




Авторская педагогическая технология

«ТЕХНОЛОГИИ ИЗУЧЕНИЯ ОСОБЕННОСТЕЙ ГЛАГОЛА В 4 КЛАССЕ»

Актуальность:

Глагол – часть речи, обозначающая действие или состояние, выражающая это

значение в формах времени, лица, числа, образующая формы причастия и деепричастия

всегда занимал особое место в морфологии. Как самостоятельная часть речи глаголы

отличаются

исключительной

сложностью

своего

содержания,

разнообразием

грамматических категорий и форм, богатством парадигматических и синтаксических

связей. Это вызывает определённые трудности у младших школьников при изучении

данной части речи.

Поэтому изучение глагола требует использования методов,

активизирующих

внимание,

воображение,

мышление

детей,

их

самостоятельную

поисковую деятельность. Затруднения при изучении глагола в младших классах

возникают постоянно. Это требует дополнительной педагогической работы в ходе

освоения учебного материала по данной теме. Тем самым обусловлена сложность

формирования у младших школьников умения совершенствовать действия над глаголами,

необходимого учащимся в дальнейшем обучении во второй ступени образования. А так

же в 4 классе сдают по русскому языку ВПР, то возникает необходимость повторения тем

по работе над глаголом, изучаемых в начальной школе.

Теоретико-методологическое основание проекта:

Глагол как часть речи представляет процесс действия, состояния и отношения.

Значение процесса свойственно всем глаголам, независимо от их лексического значения.

Глаголы имеют следующие классы форм:

1)

спрягаемая форма, т.е. изменение глагола по лицам, временам, наклонениям, числам и

(прош. времени сослагательном наклонении) родам;

2)

инфинитив;

3)

причастие и деепричастие. Содержание учебной деятельности является вместе с тем и её

потребностью. В процессе формирования у младших школьников потребности в учебной

деятельности происходит конкретизация в многообразии мотивов, требующих от детей

выполнения учебных действий.

При выполнении

учебных

действий

школьники овладевают,

прежде всего,

способами воспроизводства тех или иных конкретных понятий, образов, ценностей и

норм - и через эти способы усваивают содержание этих теоретических знаний.

Под

«дифференцированным

подходом»

к

учащимся

в

учебном

процессе

понимается особый подход учителя к различным группам учеников или к определенным

ученикам,

который

заключается

в

организации

учебной

работы

различной

по

содержанию, объему сложности, методам.

Индивидуализация определяется как «организация учебного процесса с учетом

индивидуальных особенностей учащихся, позволяющих создать оптимальные условия для

реализации потенциальных возможностей каждого ученика». Индивидуализация обучения

предполагает не дифференциацию учащихся на группы, а дифференциацию учебного

материала, разработку систем заданий различной трудности и объема, выделения

основного и варьируемого содержания учебного материала для работы с различными

группами и отдельными учениками.

Технологии формирования познавательной компетенции изучения глагола:

Цель технологии: реализация комплекса

упражнений, направленных на умение

определять спряжение, время, лицо глагола.

Ожидаемые результаты реализации технологии:

-

положительная динамика уровня сформированности познавательной активности

обучающихся при изучении глагола в 4 классе;

- высокие результаты качества образовательных достижений 4 классов при сдаче ВПР по

русскому языку;

Этапы

Название этапа

План работы

Первый этап

Описание общих положений

технологии

Выявление проблемы и

противоречий, фиксация

продуктивной идеи для

решения определенной

проблемы, составление

тезауруса, определение

ожидаемых результатов и

области применения

технологии

Второй этап

моделирование

Определение концепции,

принципов, лежащих в

основе технологии, способа

моделирования технологии.

Результат: создание модели

деятельности по

проектированию комплекса

упражнений применительно

к оценочной деятельности

учителя.

Третий этап

Педагогический

эксперимент

Организация эксперимента в

естественных условиях.

Разработка комплекса

упражнений для оценивания

уровня достижений

учащихся по предмету

«русский язык».

Четвертый этап

Заключительный этап

Оценка эффективности

авторской технологии по

критериям эффективности

педагогических технологий,

создание педагогического

проекта, оформление

необходимой документации.

Комплекс

упражнений по изучению грамматических признаков, лица и числа глагола

Упражнение 1. Заменить данные словосочетания глаголами в неопределенной

форме.

Образец: говорить шепотом – шептать.

Испытывать робость, издавать писк. Делать ремонт. Давать разрешение.

Приносить в дар. Вести беседу. Делать заявление. Давать совет. Давать оценку.

Находиться в зависимости. Произвести осмотр.

Упражнение 2. Составить предложения с данными глаголами. Указать род глагола.

Образец: кончилось /ср.р./ осеннее ненастье.

Кончилась /ж.р./ летняя пора.

Грело, грела. Сохло, сохла. Блестело, блестела. Растаяло, растаяла. Сварилось,

сварилась. Испортилось, испортилась. Испачкалось, испачкалась.

Упражнение 3. Прочитать глаголы. Поставить ударение, списав их. Составить с

глаголами предложения.

Облегчить, ободрить, предложить, положить, начать, упростить

Упражнение 4. Составить предложения с данными глаголами. Указать род глагола.

Образец: кончилось /ср.р./ осеннее ненастье.

Кончилась /ж.р./ летняя пора

Грело, грела. Сохло, сохла. Блестело, блестела. Растаяло, растаяла. Сварилось,

сварилась. Испортилось, испортилась. Испачкалось, испачкалась.

Упражнение 5. Вставить вместо существительных другие, данные в скобках.

Изменить по смыслу глаголы. Указать их род.

Образец: в городе находился /м.р./ госпиталь.

а/В городе находилась больница. /госпиталь/.

б/На огороде росла капуста /картофель/.

в/На кровати лежал матрац /одеяло/.

г/Мне понравилась эта шуба /пальто/.

д/На тарелке лежал помидор /яблоко/.

е/На небе взошла луна /солнце/.[11 ].

Упражнение 6. Работа с пословицами.

а) Составьте пословицы из левой и правой части

Труд кормит

Смелый находит

Сядем рядком

Терпенье и труд

Кто

много

видел

и

слышал

Поговорим ладком

Тот много знает

Лень портит

Робкий теряет

Все перетрут

Б) – Запишите одну из них в тетрадь. Как вы понимаете смысл этой пословицы?

В) – Найдите в них глаголы настоящего, прошедшего и будущего времени и

запишите их в три столбика [21].

Упражнение 7. Запишите правильно конец пословиц. Найдите глаголы 3 лица мн. числа.

1). Кто умеет веселиться, (…)

2). Не плюй в колодец - (…)

3). Не надо хвалиться, (…)

4). Кто любит трудиться, (…)

5). Кто хочет от жизни толку добиться, (…)

6). Нечего тому страшиться, (…)

1) тот должен много трудиться.

2) который ничего не боится.

3) коли не знаешь, как рожь родится.

4) тому без дела не сидится.

5) того горе боится.

6) пригодится воды напиться.

Упражнение 8. Определите лицо и число глаголов.

Летом в лесу.

Хорошо в лесу в жаркий полдень! Чего тут только не увидишь! Высокие сосны

развесили иглистые вершины. Ёлочки выгибают колючие ветки. Красуется кудрявая

берёзка с душистыми листочками. Дрожит серая осина. Коренастый дуб раскинул

вырезные листья. Из травы глядит глазок земляники. Рядом краснеет душистая ягода.

Серёжки ландыша качаются между длинными, гладкими листьями. Крепким носом

стучит по стволу дятел. Кричит иволга. Люблю летний лес!

Упражнение 9. Образуйте от глаголов формы 2 лица множественного числа, выделяя

окончания глаголов.

Писать, нести, решать, говорить, сказать, жечь, стричь, брить, чистить,

стелить, петь, стеречь, вести, думать, плясать [12].

Упражнение 10.Спишите, заменяя единственное число множественным.

Соловей поёт. Жаворонки звенят. Иволга свистит. Дятел стучит. Комар пищит.

Клёст скрипит.

Упражнение 11. Когда так говорят? Вспомните и запишите крылатые выражения с

глаголом. Определите лицо глаголов.

Сердцу не прикажешь. Выше головы не прыгнешь. Из песни слова не выкинешь.

Кашу маслом не испортишь.

Упражнение 12. Укажите строчку, в которой все глаголы стоят в 3 лице, единственном

числе, настоящем времени.

1.Бежит, запоёт, побежит.

2.Кричит, бегает, думает.

3.Живут, прилетит, чисти [26].

Упражнение 13. Составьте и напишите 5 предложение по картинке и вопросам: Что

делает … ? Что делают …? ( Картинка по выбору учителя ). Подчеркните глаголы,

определите лицо и число подчёркнутых глаголов

Упражнение 14. Спишите, определите личные окончания глаголов.

Весело поют, вьёт воду, громко пищит, трещат кузнечики, свистят синицы,

поговорим друг с другом, едите овощи, льют дожди, идёт снег, быстро бегут, бьёт

барабан, шьёшь платье.

Упражнение 15. Спишите, поставив глаголы в нужную форму.

В мастерской мы (работать) :( пилить) доски, (строгать) их

рубанком,

(разогревать) клей и (склевать) доски. Какие игры ты (знать) и (любить) ? Лето

(собирать), а зима (поедать). Что написано пером. Не (вырубить) топором. Солнце

(пригреть), все (поспеть). Месяц (светить), но не (греть).

Упражнение 16. Образуй форму 3-го единственного числа:

Будут, станут, знают, ставят, возят, считают, читают, щебечут, поедут,

узнают.

Упражнение 17. Напишите, что делает доктор, учитель, маляр, почтальон: что делают

ножом, косой, пером, ключом, бритвой: как подаёт голос кошка, собака, курица, лягушка,

свинья, воробей.

Упражнение 18. К данным глагола запишите глаголы в форме 2-го лица единственного

числа в настоящем или в будущем времени.

Запевал, играл, летает, напишет, подлетел, завтракал, ходить, нарисую, прочитал,

ищу, прыгал, наловил, роет, ловит, закрою

Упражнение 19. Выпишите глаголы по лицам.

Копаешь, копают, рубишь, рубит, сообщишь, сообщит, организуешь, организуют,

дышишь, делаешь, делает, пишешь, пишет.

Работа над глаголами-антонимами

Упражнение 20.Что хорошо, а что плохо? Записать антонимы, как показано в образце.

Образец. Хорошо: Плохо:

трудиться - лениться

Лениться, трудиться; ссориться, мириться; чистить, пачкать; терять, находить;

плакать,

смеяться;

грустить,

веселиться;

дружить,

враждовать;

печалиться,

радоваться; любить, ненавидеть; заболеть, выздороветь [36].

Упражнение 21.Списать предложения парами. Подчеркнуть в каждой паре глаголы

– антонимы.

Приплыла к нему рыбка, спросила: ”Чего тебе надобно, старче?” Ничего не ответила

рыбка.

Я пришел к тебе с приветом рассказать, что солнце встало.

Солнце село за горою. Вдали погас последний луч заката.

В одном окошке зажегся огонек.

Упражнение

22. Выписать выделенные глаголы, рядом написать глаголы –

антонимы.

Дедушка, найди мне беленький грибок.

От вороны карапуз, убежал заохав.

Не слыхивал старик, чтоб рыбка говорила.

С лесенки ответил Вова: “Мама – летчик, что ж такого?”

Посылки и письма провозит сюда зимою упряжка собачья. А летом дорогой, свободной

от льда, приходит и судно рыбачье.

На пустынном полустанке мы выходим на перрон.

Еще не осень, но понятно, что приближается она.

Заря прощается с землей.

Суровый, подтянутый всадник коня у ворот привязал.

От сынов тебе далеких я привез тебе поклон.

Упражнение 23. Группировка антонимов по парам;

Дается список слов, которые могут образовывать антонимические пары, могут быть

включены “конфликтные” слова.

Задание: выписать пары слов с противоположным значением. Составить предложение с

глаголом движения:

ложиться, рыдать, мешать, хохотать, взять, вставать, хвалить, помогать, ругать,

уходить.

Упражнение 24. Замена антонимов в предложении; дополнение начатого предложения

словами с противоположным значением.

Зимой рано смеркается (Зимой поздно рассветает); Пустой колос легок, он стоит прямо

(Полный колос тяжел, он к земле гнется).

Упражнение 25. Выписать выделенные глаголы, рядом написать глаголы – антонимы.

Дедушка, найди мне беленький грибок.

От вороны карапуз, убежал заохав.

Не слыхивал старик, чтоб рыбка говорила.

С лесенки ответил Вова: “Мама – летчик, что ж такого?”

Посылки и письма провозит сюда зимою упряжка собачья. А летом дорогой, свободной

ото льда, приходит и судно рыбачье.

На пустынном полустанке мы выходим на перрон.

Еще не осень, но понятно, что приближается она.

Заря прощается с землей.

Суровый, подтянутый всадник коня у ворот привязал.

От сынов тебе далеких я привез тебе поклон

Работа над глаголами- синонимами.

Упражнение 26. Списать предложение. Подчеркнуть в каждом предложении глаголы-

синонимы.

Затужили старик со старухой, загоревали.

Иван лежит в избушке – не спится ему, не дремлется.

Смотрит – под кустом старший брат спит, во всю мочь храпит.

Едем мы с поганым чудом-юдом биться, сражаться, родную землю защищать.

Соскочил он с коня и принялся мечом сечь да рубить этот колодец.

Завыл колодец, заревел дурным голосом [29].

Упражнение 27.Списать, вставить подходящие по смыслу глаголы.

Ласточка … над гнездом. Над цветами … бабочки. Земля … вокруг солнца. Сестра …

свое новое платье. Пограничники … наши границы. Сторож … колхозное добро. Собака

… дом. Туристы любят … по лесам и полям. Нечего без дела … из угла в угол.

Упражнение 28. Расположить глаголы по степени усиления обозначаемого ими действия.

Кричал, шептал, говорил.

Мчался, шагал, бежал.

Смеялся, улыбался, хохотал.

Рассвирепел, разозлился, рассердился.

Накрапывал, лил, моросил.

Тлел, горел, полыхал.

Удивил, поразил, ошеломил.

Хвалил, одобрял, превозносил.

Упражнение 29. Прочитайте слова. Выясните, что они обозначают:

идти, шагать, брести, плестись.

Упражнение 30.П одберите к данным существительным наиболее подходящий глагол:

спортсмены ...

старушка ...

лошаденка ...

Упражнение 31. Объясните, какие из синонимов, называя действие, выражают наше

отношение. Составьте предложения с выбранными глаголами.

бродить, слоняться; бояться, трусить.

Упражнение 32. Выделите главное слово в каждом ряду:

хныкать, реветь, рыдать, плакать, выть, кричать, скулить

бормотать, лопотать, бурчать, бубнить

раздаваться, звучать, слышаться, разноситься

Можно ли назвать эти глаголы синонимами? Чем отличаются глаголы каждого ряда друг

от друга?[61].

Упражнение 33. К словам левого столбика найдите близкие по смыслу слова из правого.

Запишите пары:

Журчать – ... стонать

Играть – ... звенеть

Шуметь – ... пиликать

Скрипеть – ... клокотать

Плакать – ... скрежетать

Упражнение 34. Прочитайте слова:

беспокоиться, влиять, воздействовать, возражать, волноваться, лечить, оспаривать,

протестовать, тревожиться.

Найдите глаголы-синонимы и запишите их группами. Укажите спряжение глаголов,

обозначающих душевное состояние человека.

Упражнение 35. В каждой строчке найдите лишнее слово:

Злить, нежить, сердить, обозлить,

скучать, грустить, тосковать, уважать

Составьте предложения с выбранными глаголами во 2 лице ед.ч.

Упражнение 36. Найдите слово, близкое по значению (синоним) слову “убежать”. Чем

оно отличается по смыслу?

Виталик был рад, что Мурзик удрал от него ...Он нарочно старался шуметь, чтобы

Мурзик услышал и успел убежать подальше. (И. Носов)

Упражнение 37. Прочитайте отрывок из стихотворения:

И вывихнуто плечико

У бедного кузнечика:

Не прыгает, не скачет он

И доктора зовет... (К. Чуковский)

Почему автор два слова “прыгает” и “скачет”, обозначающих сходные действия,

употребляет рядом?[66].

Работа над многозначностью глагола

Упражнение 38. Прочитать и объяснить чего не понимали дети. В каком значении

употреблены выделенные глаголы? Составить и записать предложения, употребив эти

глаголы в прямом и переносном значении.

– Мама, крапива кусается?

– Да.

- А как она лает?

Мать приказала запереть за ней дверь и крючок и никого не пускать. “Так как, -пояснила

она, - по городу ходит скарлатина”. В отсутствие матери кто-то долго стучался в

дверь.

- Приходила скарлатина, но мы ее не пустили. /К.Чуковский/

Упражнение

39. Списать стихотворение, подчеркнуть глаголы, употребленные в

переносном значении.

Солнышко запело на холодной воле.

Поле засопело – пробудилось поле.

Ветерок очнулся, заморгал спросонок,

Тополь отряхнулся шумно, как теленок.

Море почему-то все еще зевает …

Вот какое утро в Латвии бывает. /М.Гриезане/

Упражнение

40.

Прочитать стихотворение, объяснить значение глагола ставить в

выделенных словосочетаниях.

Пять рабочих ставят дом,

Ставит опыт агроном

Он растит такую рожь –

С головой в нее войдешь.

Ставит счетчики монтер,

Ставит фильмы режиссер.

Снял он сказку “Колобок”,

Чтобы ты увидеть мог!

Мама ставит пироги

Подойди и помоги.

А диагноз ставит врач:

“Просто насморк. Спи, не плачь!”

Если кончиться рассказ,

Ставить точку в самый раз. /Г.Демыкина/[ 67].

Упражнение 41. Заменить глагол “бежит” близким по смыслу:

Время бежит, река бежит, зерно бежит из мешка, молоко бежит из кастрюли.

Надо ли заменить этот глагол в предложении “Лисица бежит по полю”?

Упражнение 42. Прочитай:

Ветры по небу гуляют,

Ветры щеки надувают,

Дуют, дуют, листья рвут.

Злятся, злятся, травки мнут. (П. Потемкин)

Подчеркни глаголы, которые употреблены в переносном значении. Составь предложение,

употребив глагол “злятся” в прямом значении.

Упражнение 43. Прочитайте стихотворение, объясните значение глагола:

Кто играет?

И солнце играет (лучами на речке),

И кошка играет (клубком на крылечке),

И Женя играет (есть кукла у Жени),

И мама играет (в театре на сцене),

И папа играет (на медной трубе),

И дедушка (с внуком играет в избе). (А. Шибаев)

Подчеркни глагол “играет” в том сочетании слов, где он обозначает действие неживого

предмета [38].

Работа над глаголом в словосочетаниях и предложениях.

Упражнение 44. Вставить подходящие по смыслу глаголы в прошедшем времени. [60].

Приключение Топтыгина.

Виктор Михайлов …… лесной дорогой на тракторе. Неожиданно на дорогу ……

медвежонок. Он …… на задние лапы и удивленно …… на странную машину. Виктор ……

из машины, а медвежонок …… наутек. Но через две-три минуты …… из-за куста. Тут-

то он и …… в крепкие руки тракториста.

В кабине медвежонок быстро …… . Он с удовольствием …… булку, …… сладкий

чай.

В деревне…… народ. Толпа…… медвежонок, и он …… . Из глаз …… самые

настоящие горючие слезы. Медвежонок ….. их лапами.

Виктор…… медвежонка и …… его за околицу. Вскоре малыш…… в густом ельнике.

Слова для справок: ехать, выбежать, сесть, посмотреть, выйти, броситься,

показаться, попасть, освоиться, съесть, выпить, собраться, испугать, заплакать,

политься, вытирать, пожалеть, отнести, скрыться.

Содержание написано на доске, работа проводиться коллективно.

С этим заданием ребята справились хорошо, затруднений не возникло.

Упражнение 45. Работа по карточкам.

Поставить ударение в словах:

Повторим, позвоним, осведомить, одолжить, дала, брала, спала, отворить, принять.

Упражнение 46. Подчеркнуть в тексте синонимы к глаголу смеяться:

Хихикнули молодые зайчата, прикрыв мордочки лапками, засмеялись добрые

старушки, улыбнулись старые зайцы, побывавшие в лапах у лисицы и отведавшие волчьих

зубов. Очень уж смешной заяц [43].

Упражнение

47.

Какие

слова

в

стихотворении

имеют

переносное

значение?

Подчеркните.

Дождь пошел и не проходит.

Дождь идет, хотя не ходит.

Он будет лить часы подряд

Об этом тучи говорят,

Хоть говорить не могут.

(А. Барто)

При выполнении этого задания возникли некоторые трудности в постановке ударения в

слове осведомить, так как оно редко употребляемо в речи детей.

Упражнение 48. Подберите слова. Прочитайте, заканчивая предложение глаголами,

противоположными по значению. Запишите их.

1. Противники нападают на ворота, а вратарь их надежно . (защищал).

2. Мачеха свою дочь хвалит, а падчерицу . (ругает).

3. Звезды вспыхнули на мгновение и . (погасли).

4. Детям разрешили играть на улице, но выбегать на дорогу . (запретили).

Упражнение 49. Сочини сам. В пустые “окна” вставьте нужные глаголы.

1. Мальчик (взял) с земли упавшее яблоко.

2. Мать (позвала) детей обедать.

3. На дом учитель (задал, задала) несколько задач.

4. Девочка (читает) интересную книгу.

5. Малышка хорошо (спала) всю ночь

Упражнение 50. Из данной группы слов составьте предложение. Определите спряжение

глаголов движения:

Синем, в, хлещут, море, волны.

Ветер, гулять, подгонять, и, кораблик, море, по.

Упражнение 51. Прочитайте предложения левого столбика. Объясните значение данных

глаголов.

Поезд идет какой? куда?

Промелькнул самолет где? какой?

Тянется баржа как? какая?

Распространите предложение, пользуясь вопросами правого столбика.

Упражнение 52. Из словосочетаний “мелкий дождь”, “сильный дождь” составьте два

предложения, используя в каждом подходящий глагол (лить, моросить, капать).

Упражнение 53. Какие из помещенных в скобках глаголов наиболее подходят к данным

предложениям? Почему? Спишите, раскрывая скобки.

Попробуй (залезть, влезть, взлезть) на это дерево.

Комар (взлетел, залетел) в комнату.

Он (исходил, походил, переходил) много дорог [58].

Упражнение 54. Прочитайте два предложения. Какое одинаковое действие совершают

животные. Составьте одно предложение про зверей.

Весной просыпается медведь.

Барсук и еж просыпаются тоже.

Упражнение 55. Сравните два отрывка из стихотворения С. Есенина:

а) Задремали звезды золотые,

Задрожало зеркало затона,

Брезжит свет на заводи речные

И румянит сетку небосклона.

б) Над окошком месяц.

Под окошком ветер.

Облетевший тополь

Серебрист и светел.

Назовите глаголы в первом отрывке. Зачем поэт использует их в своем произведении?

(передать различные изменения в природе) Объясните значение глаголов. Заметили ли вы

во втором отрывке какое-то движение? Подберите глаголы, которые помогут увидеть это

движение.

Упражнение 56. Прочитайте текст:

Иногда откуда-то, с неожиданной стороны, врывался осколок, с силой ударялся в

землю,

делал

рикошет,

кружился,

трещал,

звенел,

ныл,

как

волчонок,

и

с

отвратительным стоном уносился прочь... (По В. Катаеву)

Найдите в тексте глаголы прошедшего времени.Почему именно они употреблены в

тексте? Проследите, как с помощью этих глаголов раскрывается стремительное действие.

Упражнение 57. Выразительно прочитайте текст:

Замерзший бор шумит среди лазури,

Метет ветвями синеву небес.

И кажется, не буря будит лес,

А буйный лес, качаясь, будит бурю. (С. Маршак)

Определите лицо, время, число глаголов. Какие из них употреблены в переносном

значении? С какой целью поэт использует их в своем стихотворении?

Упражнение 58. Составьте предложение из слов:

новогодний, встретить, праздник, ребята, весело

Запишите предложение, используя глагол в будущем времени. Обозначьте спряжение

глагола. Подчеркните грамматическую основу. Выпишите словосочетания.

Упражнение

59.

Прочитать глаголы. Поставить ударение, списав их. Составить с

глаголами предложения.

Облегчить, ободрить, предложить, положить, начать, упростить.

Выделенные сочетания заменить глаголами с – тся, -ться. Где нужно, изменить другие

слова в предложении.

Образец. Русский народ гордится своими достижениями в науке.

Русский народ испытывает гордость за свои достижения в науке.

“Спартак” будет вести борьбу за звание чемпиона.

Слесарь решил дать согласие на перевод в другой цех.

Мы хотим стать друзьями с учениками соседней школы.

Девочки все время говорят друг с другом шепотом.

Определение личных окончаний глаголов

.

Упражнение 60. Найти в тексте глаголы в настоящем и будущем времени. Объяснить

написание окончаний.

Вот идет могучий Олег со двора,

С ним Игорь и старые гости.

И видят - на холме, у берега Днепра,

Лежат благородные кости;

Их моют дожди, засыпает их пыль,

И ветер волнует над ними ковыль. (А. С. Пушкин.)

Найдите в тексте глаголы. Объясните их написание.

Упражнение 62. Вставьте подходящие по смыслу слова и вы прочитаете пословицы:

Кто... мир, пожнет счастье. Мир строит, война.... Дерево... по плодам, а человека -

по делам.

(Пропущенные слова: сеет, разрушает, ценят.)

- Объясните смысл пословиц.

- Нужно ли проверять окончание в глаголах? Почему? Проверьте.

Упражнение6

3. Образовать словосочетания со следующими глаголами. Проверить

личные окончания.

"купить коньки" (II спр.) — (они) чин. т - что?

(ты) чувству. шь что? — (они) хлопоч. т - о чем?

(они) хвал. т кого? — (ты) услыш. шь - что?

(они) уч. т кого? чему? — (ты) убира. шь - что?

(они) украша. т что? — (мы стреля. м - во что?

(мы) спаса. м кого? — (вы) снима. те - с чего?

(ты) смотр. шь во что? — (вы) се. те - что? [19].

Упражнение 64. Исключи лишнее слово" (подчеркни его) .

Пишем, вяжем, стираем, дружим, ( дружим- т.к. это глагол II спряжения, а остальные - I)

Строим, клеим, говорим, отвечаем ( отвечаем- т.к. это глагол II спр., а остальные - I) .

Молчат, посеют, думают, живут (посеют - будущее время, а остальные глаголы в

настоящем времени).

Ребята записывают слова в строчку, а лишнее слово подчеркивают. Объяснение ведётся

устно.

Упражнение 66. Спиши текст, проверяя орфограммы. Проверку орфограмм в личных

окончаниях записывай перед глаголами.

Птица-жонглер.

На лугах вблизи лесных опушек ход. т, в такт шагам покачивая головой, пестрая

хохлатая птица - удод. Длинный изогнутый клюв сует в сухую траву, под камни: ищ. т

насекомых. А найдет - не глота. т: подброс. т жука вверх и лов. т открытым ртом.

Клюв удода длинный, а язык короткий. Поэтому добычу, схваченную концом клюва, он

втянуть в клюв не мож. т. Вот и приходится удоду жонглировать всякий раз, когда он

ест.

Упражнение 67. Проверь устно орфограммы и запиши:

Ветер на море гуля. т

И кораблик подгоня. т;

Он бежит себе в волнах

На раздутых парусах. (А. Пушкин.)

Упражнение 68. Вставь глагол бежать в нужной форме в предложения:

1) Годы.... 2) Из крана... вода. 3) Куда вы так...? 4) Тропинка... по склону горы. 5) Из-под

корней могучего дуба... ключ.

- Одинаково ли лексического значение глагола во всех предложениях? Каким синонимам

его можно заменить в каждом предложении?

Упражнение 69. Выписать из текста глаголы, объяснить их написание.

Какой школьник не хочет иметь перочинный нож! Он очинит тебе карандаш,

нарежет веток для костра, почистит картошку. Ты возьмешь его с собой в далекое

путешествие. С его помощью ты построишь шалаш, сделаешь себе удочку. Нужно

только беречь нож, тогда он тебе за все заботы заплатит честным трудом [ 27].

Упражнение 70. В пословицах и поговорках замените начальную форму глагола формой

2 лица, ед. ч. Выделите безударные окончания. Обозначьте спряжения.

Пропущенный час годом не (нагнать).

Поменьше говори – побольше (услышать).

Упражнение 71. Замени устойчивое словосочетание одним словом (глаголом 2 лица

единственного числа). Окончание выдели.

Вставлять палки в колеса – (мешаешь)

Обвести вокруг пальца – (обманешь)

Выбиться из сил – (устанешь)

Пропустить мимо ушей – (прослушаешь)

Зарубить на носу – (запомнишь)

Упражнение 72. Заменить данные словосочетания глаголами в неопределенной форме.

Образец: говорить шепотом – шептать.

Испытывать робость, издавать писк. Делать ремонт. Давать разрешение.

Приносить в дар. Вести беседу. Делать заявление. Давать совет. Давать оценку.

Находиться в зависимости. Произвести осмотр.

Упражнение 73. Составить предложения с данными глаголами. Указать род глагола.

Образец: кончилось /ср.р./ осеннее ненастье.

Кончилась /ж.р./ летняя пора.

Грело, грела. Сохло, сохла. Блестело, блестела. Растаяло, растаяла. Сварилось,

сварилась. Испортилось, испортилась. Испачкалось, испачкалась

Упражнение 74. Спиши, дописывая личные окончания глаголов.

Зимой на лыжах ход . . . , резв . . . ся на катке,

А летом – загорелый – купа . . . ся в реке.

Ты люб . . . прыгать, бегать, играть тугим мячом.

Ты выраст . . . здоровым, ты буд . . . силачом!

Упражнение 75. Спиши, подчеркни глаголы в начальной форме, определи их спряжение.

Я дома не люблю сидеть,

Мне нравит (?) ся ходить.

Люблю ходить, люблю глядеть,

Друзей (с) собой в . дить.

Люблю гл . деть (на) облака,

На солнечный восход,

На то, как гулкая река

Разламывает лед.

Определение спряжения глагола.

Упражнение 76. Запись под диктовку, указать спряжение глагола.

Чтобы знать, надо любить книгу и уметь ее читать. Книга помогает тебе

проникать в тайны жизни на Земле. Из книг ты узнаешь об удивительном подводном

мире. Каждая встреча с хорошей книгой это праздник.

- В какую форму надо поставить глагол, чтобы узнать его спряжение?

- Какие глаголы неопределенной формы относятся ко II спряжению, какие - к I? [46].

Упражнение 77. Узнайте спряжение глагола, напишите его во 2-м лице единственного

числа, обозначьте ударение.

Писать, рисовать, ходить, готовить, стрелять.

Образец записи: мечтать (I) - мечтаешь.

Упражнение

78.

Спиши

стихотворение,

определи

спряжение

глаголов,

вставь

пропущенные буквы.

Как тебя понимать февраль?

То, деревья кид.шь в дрожь,

То пургой занавес. шь даль,

В лед дорогу вокруг заку. шь.

То полощ. шь в дождях седину,

И гуд.т, и дрож. т земля.)

Словно в гости ты жд. шь весну.

Нрав тяжелый у февраля! (С. Поликарпов).

- В каких частях слов пропущены буквы?

- Все ли пропущенные буквы являются орфограммами?

- Что надо знать об этих глаголах, чтобы проверить в них орфограммы.

Выпиши глаголы с орфограммами в личных окончаниях и проверь их с помощью

неопределенной формы, указывая те признаки, которые ты использовал при проверке

орфограммы.

Упражнение 79. Игра "Будь внимателен".

Из двух названных глаголов указать глагол I спряжения. Доказать. (Используются

сигнальные карточки с цифрами I, II.)

Победить, побеждать. Отправлять, отправить. Потерять, находить. Разрушать,

разрушить. Гореть, говорить.

Упражнение

80.

Спишите приметы, вставьте пропущенные буквы. Обозначьте

спряжение глаголов с безударным окончанием.

Синичка начина…т с утра пищать – ожидай лё…кого моро…ца.

Снег скоро та…т – к мокр…му лету.

Упражнение 81. Спишите сочетания слов, укажите спряжение глаголов, падеж

существительных.

Дремл…шь у окна, пиш…шь письмо, относ…шь на почту, проход…м по мосту.

Упражнение 82. Запишите начальную форму каждого глагола. Определите спряжение.

Запишите глагол в форме 3 лица, ед.ч.

Образец: зеленеть – зеленеет.

Таять - …, обидеть - …, стелить - …, брить - …, видеть –

Упражнение 83. Выпишите только глаголы II спряжения. Вставьте пропущенные буквы.

Кле…шь, верт…т, дума…м, выступа…те, леч…те, замеча…те.

Упражнение 84. Подберите и запишите подходящие по смыслу глаголы 1спряжения в 3-

ем лице множественного числа, а 2 спряжения во 2-ом лице множественного числа.

Ручкой …. Ножницами …. Носом …. Шилом …. Солью …. Лопатой …. Карандашом ….

Упражнение 85. Выпиши глаголы в неопределенной форме, определи их спряжение.

Бежал, поет, пить, гуляет, ходить, думает, слетать, выучить, смеяться, говорим,

брать.

Упражнение 86. В первый столбик выпиши глаголы, обозначающие, как передвигаются

люди. Во второй - глаголы, обозначающие, как передвигаются животные. В третий -

глаголы, относящиеся к учению. Определи их спряжение.

Ходить, бегать, ползать, порхать, плавать, учить, считать, писать, читать.

Упражнение 87. К устойчивым сочетаниям подберите близкий по значению глагол,

напишите его в неопределенной форме, определите спряжение.

Гладить по головке -..., повесить голову -..., зарубить на носу -..., бить баклуши -... э

класть зубы на полку -... .

Упражнение 88. Найдите в отрывке глагол-исключение, определите спряжение и

запишите его в форме 2-го лица единственного числа.

“К морю лишь подходит он,

Вот и слышит будто стон...”

“Смотрит – видит, дело лихо:

Бьётся лебедь средь зыбей...”

“Их он кормит и поит,

И ответ держать велит…”

“Комаром оборотился,

Полетел и запищал,

Судно на море догнал…”

“И царица хохотать,

И плечами пожимать,

И подмигивать глазами,

И прищёлкивать перстами,

И вертеться, подбочась,

Гордо в зеркальце глядясь…”

“Крепко связаны ей локти,

Попадётся зверю в когти,

Меньше будет ей терпеть,

Легче будет умереть…”

“Как под крылышком у сна,

Так тиха, свежа лежала,

Что лишь только не дышала…”

Упражнение 89. Закончи пословицы. Вспомните ещё 5 пословиц о труде и запиши их,

определив спряжение глагола справа в скобках.

Смелый побеждает, а трус… Ласточка день начинает, а соловей… Труд кормит, а

лень…

Упражнение

90. Объясните изменение глагола молоть. Спишите стихотворение и

выделите окончание всех глаголов.

Мельники мелют зерно жерновами

Перец в горошинах елеем мы сами

Но одного мы никак не поймём:

Что это мелет болтун языком [44].

Упражнение

91. Подберите к глаголам слова с противоположным значением и

определите спряжение.

Например: Я иду, а ты стоишь. Я вхожу, а ты выходишь.

Я пою, а ты…

Я вношу, а ты…

Я сижу, а ты…

Я поднимаюсь, а ты…

Я смеюсь, а ты…

Я работаю, а ты…

Упражнение 92. Определи спряжение глагола по неопределённой форме.

Дымить, бежать, держать, собирать,

видеть, петь, терпеть, дышать,

печатать, слышать, ненавидеть, зазеленеть, встречать, запретить, успеть, думать,

гнать.

Упражнение 93. Проспрягайте глаголы. Объясните особенности спряжения.

Держать, видеть, терпеть, дышать, слышать, ненавидеть, гнать.

Упражнение 94. Найдите строчку, в которой есть глагол второго спряжения.

1.Управлять, пахать, искать.

2. Сочинять, сгибать, белеть.

3.Зеленеть, сгибать, видеть.

Упражнение 95. Укажите строчку с лишним глаголом.

1.Убрать, успеть, полоть, сеять, тянуть.

2. Наблюдать, шагать, укрыть, доверять, видеть.

3. Строить, просить, учить, хранить, слышать.

Упражнение 96. Выпишете все глаголы 1 спряжения.

Пашу, тяну, валю, зацеплю, скучаю, пишу, отпилю, понимаю, брошу, объявлю, отвечу,

роняю, встряхиваю, натираю, вытираю.

Упражнение 97. Выпишете все глаголы 2 спряжения.

Красить, украшать, озеленять, расцветать, сушить, ездить, ехать, прощать, двигать,

относить, поймать, тушить, сказать, мать, ходить, заглянуть, солить.

Упражнение 98. Прочитайте текст. Выпишите глаголы, отметьте окончания. Определите,

какому спряжению относятся глаголы.

Дождик – мочит. Ветер – веет.

Ухо – слышит. Глаз – глядит.

Упражнение 99. Проспрягайте глагол

Ползти, лететь, прыгать, сидеть.



В раздел образования