Автор: Пустовалова Ольга Васильевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ МШМВ
Населённый пункт: город Мытищи, Московская область
Наименование материала: статья
Тема: "Приемы обучения письму первоклассников"
Раздел: начальное образование
Для формирования графических навыков первоклассников учителя
начальных классов используют разнообразные приемы и упражнения.
Я в своей работе использую следующие приемы:
- показ учителем процесса письма и объяснение способов написания букв,
слогов, слов, предложений на доске или индивидуально в тетради учащегося;
- списывание учащимися с готового образца – прописей, образца учителя на
доске или в тетради;
- обведение образца буквы (копировальный прием);
- воображаемое письмо, или обведение над образцом, письмо в воздухе;
- анализ формы буквы с выделением зрительных элементов;
- письмо под счет;
- прием показа ошибочного написания.
Для
разнообразия
деятельности
обучающихся
и
достижения
наибольшего успеха в обучении детей письму, использую не один, а все
вышеназванные приемы.
Обучение
письму
начинается
с
отработки
навыков
написания
элементов букв. Но времени на отработку в школе недостаточно, так как на
каждом уроке вводится новый элемент. Примерно через две недели вводится
написание букв. К этому времени теоретически дети знают, как правильно
сидеть, как держать ручку, но на практике часто об этом забывают. Поэтому
дома родителям или в группе воспитателям постоянно нужно напоминать
ребёнку, как правильно сидеть при письме и как держать ручку (при письме
пишущий предмет лежит на верхней фаланге среднего пальца, фиксируется
большим и указательным, большой палец расположен несколько выше
указательного; опора на мизинец; средний и безымянный расположены почти
перпендикулярно краю стола, расстояние от нижнего кончика пишущего
предмета до указательного пальца 1,5-2 см, конец пишущего предмета
ориентирован на плечо, кисть находится в движении, локоть от стола не
отрывается).
О неправильном навыке письма говорят следующие детали:
- неправильное положение пальцев: ребенок держит пишущий предмет
«щепотью», «горсточкой», в кулаке, большой палец ниже указательного или
расположен перпендикулярно к нему, ручка лежит не на среднем, а на
указательном пальце;
- ребенок держит ручку слишком близко к ее нижнему кончику или слишком
далеко от него;
- верхний кончик ручки направлен в сторону или от себя;
- кисть жестко фиксирована;
- слишком сильный или слабый нажим при письме и рисовании.
Для
исправления
неправильного
навыка
письма
можно
воспользоваться следующими приемами:
- на верхней фаланге безымянного пальца можно поставить точку, объяснив
ребенку, что ручка должна лежать на этой точке;
- нарисовать на ручке черту, ниже которой не должен опускаться
указательный палец;
- если жестко фиксирована рука, то может помочь обведение или рисование
крупных фигур, размером в треть альбомного листа, без отрыва руки.
Преодоление затруднений, связанных с обучением письму в начальной
школе, чрезвычайно важно, так как письмо является базовым навыком, без
которого практически невозможно дальнейшее обучение.
Какие же проблемы возникают у первоклассников в процессе обучения
письму:
- нестабильность графических форм, которая проявляется в значительной
вариативности определённой высоты, протяжённости и наклона букв;
- не усвоение написания букв;
- несоответствие фонематического написания букв, смещение и замена одних
букв другими;
- пропуск букв, не дописывание букв, слогов;
- очень медленный темп письма;
- тремор при письме.
Следует
отметить,
что
большинство
этих
нарушений
письма,
свидетельствующих о трудности усвоения навыка, встречаются не отдельно,
а в комплексе. Поэтому подходить к исправлению этих нарушений тоже
нужно комплексно, т.е. необходима совместная работа учителя начальных
классов, учителя-логопеда, педагога-психолога.
Предлагаю использовать для устранений нарушений письма такие приёмы
и методы, как:
- следить за правильной посадкой ученика;
- для развития моторики кисти применять пальчиковую гимнастику;
- штриховка;
- раскрашивание, рисование, лепка, конструирование;
- упражнения на развитие пространственной ориентации и глазомера –
графические диктанты;
- списывание с одновременным проговариванием вслух, позднее шёпотом,
обязательно выделяя гласные;
-
при
нарушении
артикуляции
–
чёткое
и
ясное
проговаривание,
использование чистоговорок;
- развивать навыки самоконтроля;
-
не торопить, не подгонять детей с медленным темпом работы.
Также успешное овладение графическим навыком во многом зависит
от знаний и выполнения учеником в процессе письма трех видов соединений
с последующей буквой. К верхнему виду соединения относятся буквы,
воспроизведение, которых начинается на верхней линейке рабочей строки.
К нижнему виду соединений относятся буквы, которые начинаются чуть
выше нижней строки. К среднему виду – буквы, начало которых на середине
рабочей строки. Эти знания необходимы учителю, чтобы подсказать ребенку
правильное соединение букв при письме.