Напоминание

"Приемы обучения письму первоклассников"


Автор: Пустовалова Ольга Васильевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ МШМВ
Населённый пункт: город Мытищи, Московская область
Наименование материала: статья
Тема: "Приемы обучения письму первоклассников"
Раздел: начальное образование





Назад




Для формирования графических навыков первоклассников учителя

начальных классов используют разнообразные приемы и упражнения.

Я в своей работе использую следующие приемы:

- показ учителем процесса письма и объяснение способов написания букв,

слогов, слов, предложений на доске или индивидуально в тетради учащегося;

- списывание учащимися с готового образца – прописей, образца учителя на

доске или в тетради;

- обведение образца буквы (копировальный прием);

- воображаемое письмо, или обведение над образцом, письмо в воздухе;

- анализ формы буквы с выделением зрительных элементов;

- письмо под счет;

- прием показа ошибочного написания.

Для

разнообразия

деятельности

обучающихся

и

достижения

наибольшего успеха в обучении детей письму, использую не один, а все

вышеназванные приемы.

Обучение

письму

начинается

с

отработки

навыков

написания

элементов букв. Но времени на отработку в школе недостаточно, так как на

каждом уроке вводится новый элемент. Примерно через две недели вводится

написание букв. К этому времени теоретически дети знают, как правильно

сидеть, как держать ручку, но на практике часто об этом забывают. Поэтому

дома родителям или в группе воспитателям постоянно нужно напоминать

ребёнку, как правильно сидеть при письме и как держать ручку (при письме

пишущий предмет лежит на верхней фаланге среднего пальца, фиксируется

большим и указательным, большой палец расположен несколько выше

указательного; опора на мизинец; средний и безымянный расположены почти

перпендикулярно краю стола, расстояние от нижнего кончика пишущего

предмета до указательного пальца 1,5-2 см, конец пишущего предмета

ориентирован на плечо, кисть находится в движении, локоть от стола не

отрывается).

О неправильном навыке письма говорят следующие детали:

- неправильное положение пальцев: ребенок держит пишущий предмет

«щепотью», «горсточкой», в кулаке, большой палец ниже указательного или

расположен перпендикулярно к нему, ручка лежит не на среднем, а на

указательном пальце;

- ребенок держит ручку слишком близко к ее нижнему кончику или слишком

далеко от него;

- верхний кончик ручки направлен в сторону или от себя;

- кисть жестко фиксирована;

- слишком сильный или слабый нажим при письме и рисовании.

Для

исправления

неправильного

навыка

письма

можно

воспользоваться следующими приемами:

- на верхней фаланге безымянного пальца можно поставить точку, объяснив

ребенку, что ручка должна лежать на этой точке;

- нарисовать на ручке черту, ниже которой не должен опускаться

указательный палец;

- если жестко фиксирована рука, то может помочь обведение или рисование

крупных фигур, размером в треть альбомного листа, без отрыва руки.

Преодоление затруднений, связанных с обучением письму в начальной

школе, чрезвычайно важно, так как письмо является базовым навыком, без

которого практически невозможно дальнейшее обучение.

Какие же проблемы возникают у первоклассников в процессе обучения

письму:

- нестабильность графических форм, которая проявляется в значительной

вариативности определённой высоты, протяжённости и наклона букв;

- не усвоение написания букв;

- несоответствие фонематического написания букв, смещение и замена одних

букв другими;

- пропуск букв, не дописывание букв, слогов;

- очень медленный темп письма;

- тремор при письме.

Следует

отметить,

что

большинство

этих

нарушений

письма,

свидетельствующих о трудности усвоения навыка, встречаются не отдельно,

а в комплексе. Поэтому подходить к исправлению этих нарушений тоже

нужно комплексно, т.е. необходима совместная работа учителя начальных

классов, учителя-логопеда, педагога-психолога.

Предлагаю использовать для устранений нарушений письма такие приёмы

и методы, как:

- следить за правильной посадкой ученика;

- для развития моторики кисти применять пальчиковую гимнастику;

- штриховка;

- раскрашивание, рисование, лепка, конструирование;

- упражнения на развитие пространственной ориентации и глазомера –

графические диктанты;

- списывание с одновременным проговариванием вслух, позднее шёпотом,

обязательно выделяя гласные;

-

при

нарушении

артикуляции

чёткое

и

ясное

проговаривание,

использование чистоговорок;

- развивать навыки самоконтроля;

-

не торопить, не подгонять детей с медленным темпом работы.

Также успешное овладение графическим навыком во многом зависит

от знаний и выполнения учеником в процессе письма трех видов соединений

с последующей буквой. К верхнему виду соединения относятся буквы,

воспроизведение, которых начинается на верхней линейке рабочей строки.

К нижнему виду соединений относятся буквы, которые начинаются чуть

выше нижней строки. К среднему виду – буквы, начало которых на середине

рабочей строки. Эти знания необходимы учителю, чтобы подсказать ребенку

правильное соединение букв при письме.



В раздел образования