Напоминание

Возможности использования коммуникативных технологий в учебном процессе


Автор: Юлия Николаевна Малыгина
Должность: педагог-психолог
Учебное заведение: Государственное профессиональное образовательное учреждение Тульской области "Тульский государственный технологический колледж"
Населённый пункт: г. Тула
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Возможности использования коммуникативных технологий в учебном процессе
Раздел: среднее профессиональное





Назад




Возможности

использования

коммуникативных

технологий

в

учебном процессе

Малыгина

Юлия

Николаевна,

педагог-психолог,

Государственное

образовательное

учреждение

среднего

профессионального

образования

Тульской

области

«Тульский

государственный технологический колледж», город Тула

Одной из самых удачных форм проведения занятий для формирования

общих компетенций является диспут.

Диспут - это спор, вызванный желанием присутствующих на нём

глубже и обстоятельнее разобраться в обсуждаемых вопросах. Преимущество

диспутов перед другими формами состоит в том, что позволяет обеспечить

активную позицию каждому его участнику. Активная позиция оказывает

огромное воспитательное влияние на становление личности обучающегося.

В данной статье будет изложено проведение диспута на тему «В чем

стратегия

жизненного

успеха»,

который

проводился

в

колледже

с

обучающимися

первых

курсов.

Целью

проведения

диспута

стало

исследование

уровня

сформированности

личностно-нравственного

самоопределения обучающихся, определение уровня сформированности

умения принимать коллективные решения, развитие умения находить

компромиссы в условиях наличия конкурентных точек зрения.

Для

проведения

диспута

были

проведены

подготовительные

этапы:

анкетирование обучающихся, с целью выявления проблем обучающихся,

лучше узнать мировосприятие обучающихся; лекционное занятие для

ознакомления обучающихся с видами, категориями

общечеловеческих

ценностей; подробный инструктаж по предстоящему занятию.

Диспут проводился в течение двух учебных часов, состоял из

нескольких частей. В диспуте принимало участие двадцать студентов

первого курса. Количество студентов было выбрано не случайно, так как для

обсуждения было выбрано двадцать ценностей, принадлежащих к четырем

ценностным категориям.

В первой части занятия все обучающиеся сидят на стульях, перед ними

расположены четыре стола. На каждом столе стоит цветная табличка с

наименованием ценностных категорий.

Всего четыре категории, это

«Профессия», «Здоровье», «Духовные ценности», «Материальные ценности».

Ведущий проходит между рядами и предлагает каждому взять из коробки с

ценностями конверт, в котором находится карточка с одной из двадцати

общечеловеческих

ценностей.

По

команде

ведущего

обучающиеся

знакомятся с ценностями, которые им достались и определяют, к какой

категории ценностей относится именно их карточка. После того, как ребята

определились с выбором категории, ведущий просит каждого вскрыть

конверт и убедиться, что цвет карточки из конверта совпадает с цветом

таблички с названием категории. Если цвет таблички на столе и карточке

студента не совпадает, то ему предлагается высказать свое мнение о том,

почему произошло несовпадение и после обсуждения студенту разрешается

пересесть за нужный стол. Таким образом, образовывается четыре команды

каждой ценностной категории, по пять ценностей в каждой.

На втором этапе занятия каждой команде предлагается

список с

двадцатью

ценностями.

Из

списка

ребятам

необходимо

составить

индивидуальный групповой список, состоящий из семи ценностей, которые

на

их

взгляд

обеспечивают

успешную

человеческую

деятельность.

Обсуждение

внутри

группы

формирует

навык

командного

принятия

решения, формирует командный дух, учит высказывать и отстаивать

собственную точку зрения. Список с семью выбранными ценностями ребята

откладывают в сторону.

Третий этап - аукцион. Ведущий сообщает командам, что карточки

становятся акциями, которые будут выкупаться для того, чтобы собрать как

можно

больше

акций-ценностей

из

списка,

который

участники

сформировали. Каждой команде предлагается оценить акции, разложить пять

карточек - ценностей по порядку: на первое место - самую важную для

команды ценность-акцию, на последнее- наименее важную. Следующий этап

аукциона - оценка акций. Самая дорогая акция должна иметь цену в пятьсот

рублей, следующая - четыреста, триста, двести и, соответственно, сто рублей.

Первая команда выставляет на продажу одну любую акцию. Ведущий

называет общечеловеческую ценность, записанную на карточке, и ее

начальную стоимость. При продаже акции за бо

́

льшую стоимость, новая цена

указывается на карточке. Таким образом, акции постоянно дорожают.

Если акцию никто не покупает, то она снимается с торгов, помечается и

возвращается команде (держателю акции). Её больше нельзя выставлять на

торги, но ей можно расплачиваться. Можно расплачиваться двумя, тремя

акциями, если их общая стоимость соответствует стоимости лота. Команда

не может пропустить ход. Аукцион длится 3 тура – то есть каждая команда

может продать 3 любых своих акции.

Завершающий, четвертый этап занятия – диспут на тему «Успех в

жизни». После проведенных торгов каждой команде предлагается подвести

итог

и

обосновать

перед

общей

аудиторией

участников

аукциона

полученный набор акций различных ценностных категорий, которые

необходимы, по их мнению, для достижения успеха в жизни. Результатом

дискуссии считается общий выбор ценностей для всех участников занятия.

Такого рода занятия требуют предварительной подготовки всех

участников мероприятия.

Занятие дает возможность узнать педагогу

мировосприятие, позицию обучающихся.

Данные занятия полезны, они

помогают развивать у обучающихся умение логически и критически

мыслить. Приобретаются риторические навыки, занятие помогает повысить

активность позиции, научить студентов работать в группе,

способствует

формированию

самостоятельных

взглядов,

развивает

терпимость

и

сочувствие

к взглядам других,

развивается умение

анализировать

и

оценивать моральные проблемы, расширяет кругозор обучающихся.



В раздел образования